ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

ББК

88.5я73 К85

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор В. А. Горянина; кандидат философских наук, доцент В. С. Куслеев

Крысько В. Г.

К85 Социальная психология: Схемы и комментарии. — М.: Изд-во ВЛАДОС-

ПРЕСС, 2001. —208 с.

ISBN 5-305-00046-7.

Пособие отражает в обобщенном виде основные представления о социально-психо­логических феноменах, их основных особенностях и формах проявления.

Материал представлен в виде схем и комментариев к ним, что способствует более глубокому усвоению понятий и категорий социальной психологии, логики формирова-. ния и функционирования общественно-психологических явлений и процессов.

Для студентов и аспирантов психологических и социологических факультетов, пси­хологов-исследователей и всех интересующихся социальной психологией.

ББК 88.5я73

© Крысько В. Г., 2001 © «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001 © Серийное оформление обложки. ISBN 5-305-00046-7 «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001

Оглавление

Предисловие 6

Глава первая

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

КАК НАУКИ 7

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 8
  2. ПРВДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 10
  3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 12
  4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ 14
  5. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 16
  6. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ 18
  7. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 20
  8. СООТНОШЕНИЕ БАЗОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ 22
  9. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 24
  10. ОТРАСЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 26
  11. СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ 28
  12. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 30
  13. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 32
  14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 34
  15. УЧЕНЫЕ, ВНЕСШИЕ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ .. . 36

Глава вторая

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 39

  1. ПОНЯТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 40
  2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ 42
  3. ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ 44
  4. ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ 46
  5. ПОНЯТИЕ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 48
  6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 50
  7. СУЩНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 52
  8. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ 54
  9. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ 56
  10. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ 58
  11. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ 60
  12. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ 62
  13. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ 64
  14. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ 66
  15. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ 68
  16. ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ 70

Глава третья

11 стр., 5149 слов

Характеристика основных категорий социальной психологии. Методы ...

... социологию не интересует конкретная личность: социальная психология должна заняться изучением психических характеристик конкретных людей, входящих в социальную среду; в данную группу. Общая характеристика методов социально-психологического исследования. Весь набор методов можно ...

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 73

  1. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ 74
  1. СООТНОШЕНИЕ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ 76
  1. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 78
  2. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 80
  3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 82
  4. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 84
  5. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 86
  6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ 88
  7. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 90
  8. СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ 92
  9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ 94
  10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ 96
  11. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ 98
  12. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАМЕНТОВ …100
  13. СУЩНОСТЬ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ 102
  14. ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫЕ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ТЕЛОСЛОЖЕНИЕМ

И ХАРАКТЕРОМ ЧЕЛОВЕКА 104

  1. ТИПЫ ЛЮДЕЙ, КЛАССИФИЦИРОВАННЫЕ ПО ПРИСУЩИМ ИМ КОММУНИКАТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ 106
  1. СУЩНОСТЬ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ 108
  2. ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 110
  3. МЕХАНИЗМЫ И СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 112

Глава четвертая

ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ 115

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП 116
  2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ 118
  3. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ МАЛОЙ ГРУППЫ 120
  4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОЙ ГРУППЕ 122
  5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППОВЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ 124
  6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОГО МНЕНИЯ 126
  7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВЫХ НАСТРОЕНИЙ 128
  8. ВИДЫ ТРАДИЦИЙ 130
  9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ 132

Глава пятая

ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 135

  1. ПОНЯТИЕ КЛАССА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 136
  2. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ КЛАССА 138
  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ 140
  2. ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 142
  3. СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ ЛЮДЕЙ 144
  4. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 146
  5. СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ 148
  6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 150
  7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 152
  8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ 154
  9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА 156
  10. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ 158
  11. РЕЛИГИЯ И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ЯВЛЕНИЯМИ 160
  12. СТРУКТУРА РЕЛИГИИ 162
  13. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ 164
  1. ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИХ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 166

Глава шестая

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... людей. Оно отличается от всех остальных тем, что направлено на поиск общих закономерностей психологических явлений. Обыденная психология – знания полученные в повседневной жизни выражается пословицами и поговорками. 2.Общая характеристика ...

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ 169

  1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 170
  2. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 172
  3. СТРУКТУРА ПОДСИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМАХ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» 175
  4. СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 176
  5. ВИДЫ ВЛИЯНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ 178
  6. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 180
  7. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 182
  8. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА УБЕЖДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ 184
  9. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ 186
  10. ПООЩРЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 188
  11. ПРИНУЖДЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 190
  12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА 192
  13. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЗАВЕРШЕНИЯ КОНФЛИКТА 194
  14. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА 196
  15. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛПЫ 198
  16. ЦИРКУЛЯРНАЯ РЕАКЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ТОЛПЕ 200
  17. ВИДЫ ТОЛПЫ 202

Заключение 205

Литература 206

Предисловие

Одной из характерных особенностей сегодняш­него времени является постоянно усиливающийся интерес к тому, как влияет на людей широкое соци­альное окружение. Бурно развивающиеся экономи­ческие и политические процессы затрагивают все стороны жизни, что приводит к осознанию значи­мости особенностей развития общественного созна­ния людей, влияния их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности.

Важнейшей из наук, стремящихся ответить на многие связанные с этими проблемами вопросы, является социальная психология — отрасль совре­менных знаний, изучающая закономерности воз­никновения и функционирования общественно-пси­хологических явлений, представляющих собой ре­зультат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Социальная психология является в настоящее время наукой, востребованной обществом. В силу этого она быстро развивается, постоянно расши­ряя направления своих прикладных исследований и самостоятельных отраслей, многие из которых, например этнопсихологию, политическую психо­логию, психологию религии и другие, мы начина­ем лишь только сегодня правильно осмысливать.

Глава первая

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Только человек, сознающий себя духов­ным существом, может сознавать чело­веческое достоинство свое и других лю­дей, и только такой человек не унизит ни себя, ни ближнего поступком или поло­жением, недостойным человека.

Л.Н. Толстой

Своим выделением в самостоятельную область знаний социальная психоло-

гия обязана проходившим на рубеже XIX—XX веков драматическим процессам утверждения государств современного типа, индустриализации, урбанизации, которые обострили извечный конфликт индивида и общества, привели к небыва­ло активным движениям народных масс и тем самым определили оправданность и необходимость изучения психологических механизмов консолидации больших и малых социальных общностей, общественного сознания и поведения, социаль­ной регуляции действий и поступков людей.

15 стр., 7167 слов

Семья как явление социальной психологии

... социальной психологии, показать сущность семейных отношений и выявить методики диагностики межличностных супружеских отношений; показать общее и особенное в предложенных методиках; определить практическую значимость методик. ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ... что борьба с негативными социальными явлениями (мужская и женская апатия ... семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее ...

Конец XX века вывел социальную психологию в ряд ведущих общественных наук. Она имеет свою научную методологию и теорию, разработала эффектив­нее методики и способы изучения личности и групп людей во всевозможных

социальных условиях, дает надежные советы. Без данных, получаемых соци­альными психологами, теперь не может обойтись ни один профессионал.

Вместе с тем социальная психология не останавливается на достигнутом, постоянно расширяет направления своих прикладных исследований, находит новые пути и способы, чтобы быть полезной человеку и обществу.

Кто не идет вперед, тот идет назад:стоячего положения нет.

В.Г. Белинский

Чтобы лучше усвоить накопленные социальной психологией знания, необхо­димо представлять их в систематизированном и обобщенном виде. Этой логике отводится первостепенная роль при общей характеристике многообразных социально-психологических явлений и процессов.

1.1. Социальная психология как наука

Комментарии

Каждая наука всегда имеет свой объект, предмет и задачи, разрабаты­вает свои теоретические основы, кате­гории и методы исследования, выпол­няет определенные функции.

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные об­щности (группы) или отдельные их представители (люди).

Предметом ее выступают социаль­но-психологические явления и про­цессы (общественно-психологические феномены), представляющие собой ре­зультат взаимодействия людей (их об­щественных отношений) как пред­ставителей различных социальных об­щностей.

Все виды общественных отношений пронизаны в свою очередь психологи­ческими отношениями людей, т.е. субъективными связями, которые воз­никают в результате их фактического взаимодействия и сопровождаются уже различными эмоциональными и други­ми переживаниями (симпатиями и ан­типатиями) индивидов, в них участву­ющих. Психологические отношения — «живая человеческая ткань» любых общественных отношений.

Разница между общественными и психологическими отношениями состо­ит в том, что первые по своей природе, если так можно выразиться, «матери­альны», являются следствием имуще­ственного, социального и другого рас­пределения ролей в обществе и в боль­шинстве случаев воспринимаются как должное, носят в известном смысле обезличенный характер. Психологичес­кие же отношения — результат непос-

редственных контактов между конк­ретными людьми, имеющими опреде­ленные особенности, способными вы­ражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они на­сыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индиви­дами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкрет­ными людьми и группами. Психологи­ческие отношения полностью персо­нифицированы, так как носят сугубо личностный характер.

Задачи социальной психологии от­ражаются основными направлениями ее исследования, а также теми целя­ми, которые она ставит перед собой (подробнее об этом см. 1.2).

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. Деятельность- активное взаимодействие человека ... психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии ... и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, ...

Категории социальной психологии отражены в названиях тех явлений и процессов, которые она изучает. Глав­ными, системообразующими среди них являются: взаимодействие, общение, взаимоотношения и др.

Теоретические основы социаль­ной психологии — это совокупность ее научных взглядов и представлений, которые являются результатом иссле­дования и осмысления сущности соци­ально-психологических феноменов и на основе которых делаются выводы о за­кономерностях и механизмах их фор­мирования и функционирования (см. подробнее об этом «Методологические и теоретические основы социальной психологии»).

Методы социальной психологии представляют собой совокупность спо­собов и приемов исследования конк­ретных социально-психологических явлений и процессов (подробнее об этом см. 1.5).

1.2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Комментарии

Объект и предмет социальной пси­хологии (см. 1.1) обусловливают ее задачи, которые включают:

  • изучение: а) специфики и свое-­ образия явлений, составляющих обще­- ственное сознание людей; б) соотно-­ шения между его компонентами; в) вли­- яния последних на развитие и жизнь общества;
  • всестороннее осмысление и обоб­- щение данных о: а) источниках и усло-­ виях возникновения, формирования, развития и функционирования соци-­ ально-психологических явлений и про-­ цессов; б) воздействии этих феноме-­ нов на поведение и поступки людей в составе многочисленных общностей;

— исследование наиболее значи-­ мых особенностей и отличий социаль-­ но-психологических явлений и процес­- сов от других психологических и соци-­ альных феноменов, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях;

  • выявление закономерностей фун-­ кционирования социально-психологи­- ческих явлений и процессов в различ­- ных общественных условиях;
  • социально-психологический ана­- лиз взаимодействия, общения и взаи-­ моотношений людей, а также факто-­ ров, обусловливающих специфику и эф­- фективность их влияния на совместную деятельность;
  • всеобъемлющее изучение соци-­ ально-психологических характеристик

личности и своеобразия ее социализа­ции в различных общностях и условиях;

  • осмысление особенностей функ­- ционирования социально-психологи-­ ческих явлений и процессов, возника-­ ющих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней;
  • исследование своеобразия пси-­ хологии больших социальных групп и специфики проявления мотивацион- ных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуника-­ тивно-поведенческих особенностей лю-­ дей, являющихся их членами;
  • выявление роли и значения рели­- гиозной психологии в жизни и деятель­- ности людей, ее социально-психологи-­ ческого содержания и форм проявле-­ ния, а также специфики ее влияния на общение и взаимодействие индивидов;
  • всестороннее изучение социаль-­ но-психологических особенностей по-­ литической жизни и политической де- ятельности людей, своеобразия транс-­ формации психики человека и групп людей, оказавшихся под непосред-­ ственным влиянием политических про­- цессов, происходящих в обществе;
  • выявление и оценку психологи-­ ческих проблем управления людьми и группами, регулирование конфликтных и других отношений между ними;
  • исследование массовидных соци-­ ально-психологических явлений и про-­ цессов, их роли и значения в обще­- ственной жизни, влияния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях.

1.3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

2 стр., 891 слов

Проблема человека в психологии

... психологией в человеке. Но психология до известного времени невыделялась в самостоятельную науку, а проблему души человека рассматривалафилософия и естествознание. Сама психологическая ... нормы в каждой социальной среде. Помимо же изучения человека в психологии, она помогаетему максимально ... это тот человек, который получает характеристику со сторонысвоих социально значимых отличий от других людей, это ...

Комментарии

Методологические основы соци­альной психологии. Отечественная психологическая наука исходит из того, что:

  • окружающий нас мир материа-­ лен (состоит из материи);
  • материя первична, а сознание и психика вторичны;
  • различные виды материи нахо­- дятся в непрерывном движении, раз-­ витии и взаимодействии;
  • движение и взаимодействие ма-­ терии определяют собой качественные особенности всех общественно-психо­- логических явлений и социальной ак-­ тивности людей;
  • взаимодействие — это объектив-­ ная и универсальная форма движения, развития, определяющая существова­- ние и структурную организацию лю­- бой материальной системы;
  • в истории человечества взаимо­- действие было изначальной формой за- рождения и последующего развития всего существования людей как высо­- коорганизованных живых существ с разветвленной системой различных форм связей между ними и окружаю­- щей действительностью;
  • только в ходе филогенетической эволюции самого человека взаимодей­- ствие его с другими индивидами пре-­ вратилось в полноценную, разноуров-­ невую и многофункциональную совме- стную деятельность людей;
  • взаимодействие как материаль-­ ный процесс сопровождается переда­- чей материи, движения и информации; оно относительно, осуществляется с определенной скоростью и в опреде­- ленном пространстве — времени;

— в результате взаимодействия лю-­ дей рождается и все «социальное», т.е. общественные отношения.

Теоретические основы социаль­ной психологии. Отечественная пси­хологическая наука в результате дли­тельного развития пришла к выводам о том, что:

  • в ходе взаимодействия в процес­- се производства материальных благ людьми возникают общественные от­- ношения;
  • характер и содержание много­ численных общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодей­- ствия, целями, которых конкретные люди стремятся достигнуть в его про-­ цессе, а также местом и ролью, кото­- рые они занимают в обществе;
  • все виды общественных отноше­- ний пронизаны в свою очередь психо- логическими отношениями людей, т.е. субъективными связями, которые воз­- никают в результате их фактического взаимодействия и сопровождаются уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипа­- тиями) индивидов, в них участвующих;
  • как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исто-­ рического развития формируется об-­ щественное сознание людей, являюще- еся отражением их социального бы­- тия, общественных и психологических отношений;
  • общественное сознание, обще­- ственные и психологические отношения людей поддаются всестороннему изуче­- нию и осмыслению с помощью специ­- альных методов и методик исследова­- ния, разработанных социально-психоло­- гической наукой.

1.4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

6 стр., 2702 слов

Группа как социально-психологический феномен

... возникновения, функционирования и развития социально-психоло­гических явлений, обусловленных принадлежностью людей (и их групп) к различным общностям. Социальная психология изучает - во-первых, ... людьми. Группы могут находиться на разных уровнях развития, разли­чаться по степени сплоченности, организованности, стилю руковод­ства (лидерства), социально-психологическому климату. Классификация групп ...

Комментарии

Функции социальной психологии как науки, во-первых, определяются спецификой ее объекта и предмета по­знания; во-вторых, вытекают из ее особой роли среди других областей об-ществознания в исследовании явлений духовной жизни общества и формиро­вания общественного сознания людей; в-третьих, отражают ее роль и значе­ние в раскрытии законов и закономер­ностей проявления психики и поведе­ния людей и их групп, их влияния на жизнь и деятельность общества.

Обычно выделяют следующие функ­ции социальной психологии:

  • методологическую, связанную с потребностью определения объекта и предмета социальной психологии; выявления ею принципов и методов познания исследуемых феноменов; формирования концептуального и ин­- струментального аппарата науки; оп-­ ределения путей практического при­- менения в общественной жизни резуль-­ татов эмпирических исследований;
  • теоретико-познавательную, состоящую, во-первых, в познании об­- щественно-психологических законо­- мерностей и механизмов, вплетенных в ткань социальных процессов; во- вторых, в выявлении закономернос-­ тей и механизмов функционирования факторов, детерминирующих обще-­ ственно-психологические явления и процессы в современном мире; в-тре­- тьих, в раскрытии сущности самих об-­ щественно-психологических явлений и процессов, их природы, внутренних за­- кономерностей возникновения и раз-­ вития; в-четвертых, в определении путей и методов, средств эффективно-­ го управления групповыми и массовид-

ными общественно-психологическими процессами;

  • мировоззренческую, которая, с одной стороны, синтезирует современ­- ные научные представления о природе общественной психологии людей и ее месте в системе общественного созна-­ ния, духовной жизни общества, законо-­ мерностях функционирования социаль­- но-психологических феноменов и тем самым способствует выработке опреде­- ленного видения всеобъемлющей соци­- ально-психологической картины мира; с другой — показывает, как должен осуществляться процесс формирования правильных знаний о социально-психо-­ логических феноменах, их влиянии на функционирование общественного орга­- низма в системе «человек — группа — коллектив — общность — общество»;
  • регулятивную, показывающую, какое непосредственное воздействие и как общественно-психологические яв­- ления и процессы оказывают на разви­- тие и функционирование всех других экономических и общественных фено­- менов, проявляющихся в жизни и дея­- тельности людей;
  • прогностическую, которая, с одной стороны, раскрывает динами-­ ку соотношения и взаимосвязи между идеологией и общественной психоло­- гией на ближайшую и отдаленную пер­- спективу, позволяет правильно и все-­ сторонне оценить их, с другой —дает возможность определить оптимальное соотношение между индивидуальным, коллективным, общечеловеческим в психологии гармонично развитого че­- ловека будущего;
  • аксиологическую, позволяю­- щую определить реальные и мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей.

1.5. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

5 стр., 2412 слов

Направление 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская ...

... Дементьева Н.Ф. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы: учебное пособие. – М.: Академия, 2010 Акатов Л.И, Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: ...

Комментарии

Наблюдение — наиболее распро­страненный метод, с помощью ко­торого изучают социально-психоло­гические явления и процессы в раз­личных условиях без вмешательства в их, течение. Наблюдение бывает жи­тейским и научным, включенным и не-включенным.

Житейское наблюдение ограничи­вается регистрацией фактов, носит слу­чайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является орга­низованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследовате­ля в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.

Эксперимент — метод, предпо­лагающий активное вмешательство исследователя в деятельность ис­пытуемых с целью создания наилуч­ших условий для изучения конкрет­ных социально-психологических яв­лений и процессов.

Эксперимент может быть лабора­торным, когда он протекает в специ­ально организованных условиях, а дей­ствия испытуемых определяются ин­струкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естествен­ных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выяв­ление и анализ мнений о тех или

иных социально-психологических яв­лениях и процессах, полученных от различных людей.

Анализ результатов деятельно­сти — метод опосредованного изу­чения социально-психологических явлений по практическим результа­там и предметам совместной дея­тельности, в которых воплощают­ся творческие силы и способности людей.

Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

Он бывает письменным (анкети­рование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ста­вятся устно, и в форме интервью, во время которого устанавливается лич­ный контакт с испытуемыми.

Тестирование — метод, во вре­мя применения которого испытуе­мые выполняют определенные дей­ствия по заданию исследователя.

Социометрия — метод социаль­ной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и ан­типатий между членами группы и по­зволяющий выявлять: социально-пси­хологическую структуру взаимоотно­шений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и не­формальных лидеров и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связей между ними.

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

... малых социальных групп людей не является простым (механическим) сложением некоего числа индивидов, совместно совершающих преступления. Каждая преступная группа, с точки зрения психологии и ... помощью которых возможен социально-психологический анализ группы - это характеристики собственно группы и характеристики, определяющие положения человека в группе. К характеристике группы относятся ее ...

Социометрия предполагает прове­дение опроса всех членов группы с последующей математической и ста­тистической обработкой его результа­тов и построением социограммы (схе­мы взаимоотношений в группе).

1.6. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Комментарии

Общественное сознание — это

отражение в умах людей состояния их социального бытия, обществен­ных и психологических отношений.

Общественное сознание — резуль­тат материальной, духовной и психо­логической жизни общества, его мате­риального, социального и историчес­кого развития. Оно, с одной стороны, является общественно-историческим, внеситуативным феноменом, с дру­гой — в каждый данный момент време­ни всегда имеет конкретную форму вы­ражения.

Общественное сознание проявляет­ся в единстве и определенном соотно­шении его научно-теоретического уров­ня (компонента), идеологии, и уровня обыденного сознания, ядром которого является общественная психология.

Идеология как компонент обще­ственного сознания есть теоретическое, системно-научное осознание (отраже­ние) людьми действительности через призму их социальных интересов.

Ее научность и системность дикту­ется потребностями развития эконо­мических отношений. Вместе с тем эко­номика не прямо и не непосредственно отражается в идеологических формах. Она прежде всего порождает обще­ственные потребности, интересы, как бы пронизанные чувствами, эмоция­ми, чаяниями и установками людей. Она формирует характер, определяет силу и устойчивость их устремлений, социальной активности, вкусы, единый духовный настрой всего общества и отдельных его представителей.

Общественная психология — это

непосредственное отражение обще­ственного бытия. Между идеологией и общественной психологией существу­ет много общего. У них один и тот же объект — социальное бытие и деятель­ность людей. Они исторически конк­ретны и специфичны, относительно са­мостоятельны и эффективны в своих проявлениях и т.д. В то же время меж­ду ними есть и различия.

К наиболее характерным особенно­стям собственно общественно-психо­логического отражения, отличающим его от идеологического, можно отнес­ти следующие:

  • психологические компоненты общественного сознания имеют высо-­ кую степень неоднородности: одни эле­- менты исключительно стабильны, дру­- гие динамичны, изменчивы;
  • отсутствует необходимость диф­- ференциации существенного и несуще­- ственного (например, в общественной психологии условия быта, потребления отдельных людей по сравнению с обще­- экономическими и общесоциальными условиями существования и развития всего общества могут занимать неизме­- римо более значимое место, чем в струк­- туре идеологического отражения);
  • в целом общественная психоло-­ гия по сравнению с идеологией носит менее обязательный характер преем-­ ственности;
  • общественная психология труд-­ нее поддается сознательному контро­- лю, регулированию (идеология вносит­ ся в сознание, общественная психоло­- гия вырастает из непосредственных условий бытия).

1.7. Классификация социально-психологических явлений

1.7. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Комментарии

Взаимодействие — процесс вза­имного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отноше­ния и связи.

Социальная перцепция — это про­цесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумевают­ся люди и социальные группы.

Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоцио­нальными переживаниями индивидов, участвующих в них.

Общение — это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и име­ющее целью достижение изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенчес­кой сферах участвующих в общении людей.

Психология этнических общнос­тей — это социально-психологические явления, характеризующие взаимодей­ствие, взаимовосприятие, общение и взаимоотношения представителей раз­личных этносов (наций), а также их национально-психологические особен­ности.

Психология класса — это соци­ально-психологические явления, воз­никающие в процессе взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимо­отношений представителей различных классов, а также социально-психоло­гические особенности последних.

Психология политики — это со­циально-психологические явления и процессы, характеризующие деятель-

ность и поведение людей в борьбе за власть и в интересах конкретных поли­тических организаций.

Психология религии — это соци­ально-психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, об­щения и взаимоотношений верующих в Бога людей.

Психология малой группы — со­циально-психологические явления и процессы, возникающие и развиваю­щиеся в малой группе.

Психология семейных отноше­ний — социально-психологические явления и процессы, возникающие в процессе взаимодействия, общения и взаимоотношений членов семьи как представителей определенной группы.

Психология межличностных от­ношений — социально-психологичес­кие явления, возникающие и функцио­нирующие в процессе взаимодействия и общения конкретных личностей.

Социальная психология личнос­ти — социально-психологические осо­бенности человека как личности.

Массовидные социально-психо­логические явления — это явления, возникающие в стихийно образующих­ся общностях людей. К ним обычно относят панику, психологические осо­бенности массовой коммуникации, по­ведение людей в толпе, психологию рек­ламы и распространения слухов.

Психология массовой коммуни­кации — социально-психологические явления и процессы, характеризующие особенности движения и распростра­нения информации в обществе.

Психология социального воздей­ствия — социально-психологические явления, характеризующие влияние людей друг на друга в обществе.

1.8. Соотношение базовых социально-психологических феноменов

Комментарии

Взаимодействие, социальная пер­цепция, взаимоотношения, общение, взаимопонимание, взаимовлияние — это те феномены, на основе которых образуются и функционируют все дру­гие социально-психологические явле­ния и процессы. Вот почему они носят название базовых.

Объединяйтесь, люди! Смотрите:ноль— это ничто, но два ноля уже кое-что значат.

Станислав Лец

Взаимодействие— это процесс непосредственного или опосредованно­го воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождаю­щий их взаимную обусловленность и связь.

Социальная перцепция — это про­цесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумевают­ся люди и социальные группы.

Взаимоотношения (синоним: меж­личностные отношения) в малой, груп­пе — это субъективные связи, возника­ющие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями инди­видов, в них участвующих.

Общение — сложный многоплано­вый процесс установления и развития

контактов и связей между людьми, по­рождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку еди­ной стратегии взаимодействия.

Взаимопонимание — социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в: 1) согласова­нии индивидуального осмысления пред­мета общения и 2) взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии це­лей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых на­блюдается близость или схожесть (пол­ная или частичная) когнитивного, эмо­ционального и поведенческого реагиро­вания на приемлемые для них способы достижения результатов совместной де­ятельности.

Лучшее наслаждение, самая высокаярадость жизничувствовать себя нужным, и близким людям!

М. Горький

Влияние людей друг на друга

сознательное или бессознательное воз­действие людей друг на друга, ведущее к определенным изменениям в: их со­знании и психике; характере взаимо­действия, взаимоотношений и обще­ния между ними; социально-ролевых отношениях; совместных условиях жизни и деятельности в целом.

1.9. Классификация социальных групп

Комментарии

Большие группы — это общности людей, существующие в масштабах об­щества (страны) и в отличие от малых групп основанные на разного типа со­циальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов меж­ду людьми.

В больших группах, как правило, вырабатываются социальные нормы по­ведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и формируются массовые на­строения. К большим группам относят­ся: классы, социальные слои, этносы (нация, народность), религиозные кон­фессии, партии и общественные орга­низации, возрастные группы и т.п.

Средние группы — это предприя­тия, организации, воинские соедине­ния и части, территориальные общнос­ти (жители одного района, города).

Малые группы — небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей дея­тельности и находятся в непосред­ственном личном контакте (общении), что является основой для возникнове­ния группы как целого. К малым груп­пам относятся: семья, небольшое во­инское подразделение, соседская общ­ность, компания друзей и т.д. (см. подробнее главу четвертую).

Микрогруппы — неформальные группы внутри малой группы.

Организованные группы — груп­пы, отличающиеся четкой структурой. Неорганизованные группы — группы, возникающие спонтанно и не имеющие внутри себя строгих власт-

ных и коммуникационных отношений.

Формальные (официальные) группы — группы, которые имеют офи­циально заданную извне структуру.

Неформальные (неофициальные) группы — группы, которые образуют­ся на основе личностных предпочте­ний.

Слаборазвитые группы — груп­пы, находящиеся на начальном этапе своего существования.

Высокоразвитые группы — груп­пы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих ин­тересов, высокоразвитой системы от­ношений, сплоченности и т.д. Обычно к высокоразвитым группам относят коллективы.

Референтная группа — группа, цели, мнения и ценности которой раз­деляет данный человек.

Нереферентные группы — груп­пы членства.

Реальные группы — группы, в ко­торых люди постоянно находятся в по­вседневной жизни и деятельности.

Условные группы — группы, объе­диненные по какому-то общему призна­ку, например по возрасту, полу и т.д.

Первичные группы — группы, в которых осуществляется первичное взаимодействие и непосредственное общение между людьми в обществе.

Вторичные группы — группы, в которых нет непосредственных контак­тов между всеми их членами, а общее взаимодействие между ними поддер­живают в основном руководители. На­пример, коллектив школы является вторичной группой по отношению к коллективам конкретных классов.

1.10. Отрасли социальной психологии

Комментарии

Задачи, решаемые социальной пси­хологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность социально-психологических явлений, которые она изучает, и общностей, в которых они возникают, определили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.

Этническая психология изучает психологические особенности людей как представителей различных этни­ческих общностей.

Психология религии изучает пси­хологию людей, вовлеченных в раз­личные религиозные общности, а так­же их религиозную деятельность.

Политическая психология иссле­дует различные стороны психологичес­ких явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

Психология управления уделяет главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, со­хранения качественной специфики, со­вершенствования и развития.

Психология социального воздей­ствия, пока слабо развитая отрасль

социальной психологии, занимается изучением особенностей, закономер­ностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жиз­ни и деятельности.

Психология общения раскрывает своеобразие процессов взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Психология семьи (семейных от­ношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики от­ношений между членами начальной ячейки человеческого общества.

Психология конфликтных отно­шений (конфликтология), бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацелена на доскональное исследование психологических особен­ностей различных конфликтов и выяв­ление путей наиболее эффективного их разрешения.

Знание того, какими вещи должныбыть, характеризует человека умно­го; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опыт­ного; знание того, как их изменить к лучшему, характеризует человека ге­ниального.

Д. Дидро

1.11. Связь социальной психологии с другими отраслями научных знаний

Комментарии

Взаимосвязи социальной психоло­гии с другими отраслями научных зна­ний прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, со­циология и другие общественные науки предоставляют социальной психологии возможность методоло­гически точно и теоретически пра­вильно подходить к пониманию сущ­ности социально-психологических явлений и процессов и специфики об­щественного сознания, их происхож­дения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.

Общая психология позволяет со­циальной психологии более точно по­нять и методологически правильно ос­мыслить психологические особеннос­ти личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.

Исторические науки показывают социальной психологии, как осуществ­ляется развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Политические науки помогают со­циальной психологии правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная пси­хика людей в условиях политической деятельности или под ее влиянием.

Экономические науки раскрыва­ют социальным психологам сущность и своеобразие функционирования эко­номических процессов в обществе, по­казывают им, как они влияют на обще­ственные отношения и на проявление в них социальной психики и обществен­ного сознания людей.

Культурология, этнология, ис­следуя особенности культурного и этнического развития различных этни­ческих общностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлеж­ности на специфику проявления соци­ально-психологических феноменов.

Педагогические науки предостав­ляют социальной психологии инфор­мацию об основных направлениях обу­чения и воспитания людей, позволяю­щую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обес­печению этих процессов.

С другой стороны, социальная психология, изучая условия и специ­фику формирования, развития и функ­ционирования общественной психики и сознания людей, позволяет есте­ственным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения общественным сознанием объективной действи­тельности, экономических и соци­альных отношений.

Исследуя закономерности формиро­вания и развития социально-психоло­гических явлений и процессов в свое­образных общественно-исторических условиях, социальная психология ока­зывает определенную помощь и исто­рическим, экономическим и полити­ческим наукам.

Особое значение имеет социальная психология для педагогических наук, так как знание закономерностей функ­ционирования социально-психологи­ческих особенностей людей служит те­оретическим обоснованием для выра­ботки наиболее эффективных методов их обучения и воспитания.

1.12. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Комментарии

1-й этап. Родоначальниками накоп­ления социально-психологических зна­ний считаются китайские и греческие ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппок­рат, Демокрит, Платон, Суньцзы, Уцзы, Конфуций и др.), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанав­ливали определенные психологические закономерности социального поведе­ния индивидов, выявляли мотивы объе­динения их в группы и т.д.

2-й этап. В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Н.Макиавелли, Т. Гоббс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Толквиль, Н.Я. Дани­левский, А.И. Герцен и др.) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоот­ношениями и традициями, накаплива­ли и обобщали результаты немногочис­ленных исследований закономерностей уже известных социально-психологи­ческих явлений и процессов — обще­ния и взаимодействия представителей различных общностей.

3-й этап. В середине XIX века за рубежом появились три социально-пси­хологические теории — «психологии народов» (основатели — М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт), «психоло­гии масс» (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Ле-бон), «инстинктов социального по­ведения» (В. Макдаугалл), — которые послужили предпосылкой для превра­щения социальной психологии в само­стоятельную отрасль знания. После этого начинается активная разработка методологических и теоретических ос-

нов социальной психологии. На это перенацеливаются усилия представи­телей основных школ психологичес­кой науки на Западе: сначала бихевио­ризма, гештальтпсихологии, а потом психоанализа, когнитивизма и инте-ракционизма. Выходят в свет первые учебники и пособия.

Огромный импульс развитию соци­ально-психологических исследований и применению их результатов на прак­тике придавали войны и военные кон­фликты, которыми изобиловал XX век и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с пред­отвращением и профилактикой отри­цательных социально-психологических явлений и процессов (страха, паники, снижения сплоченности населения и военнослужащих в группах, социаль­ной дезорганизации и дезинтеграции, социальных конфликтов и т.д.), затра­гивающих все стороны жизни и дея­тельности людей.

4-й этап. В 20-40-е годы XX века социальная психология постепенно на­чинает превращаться в сугубо экспе­риментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и раз­рабатывающую специфические мето­дики изучения социально-психологи­ческих феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и дея­тельности людей.

Внутри социальной психологии начи­нают зарождаться и в 60-90-е годы наи­более продуктивно совершенствоваться ее новые отрасли: этнопсихология, по­литическая психология, психология уп­равления, конфликтология и др. К сожа­лению, в СССР социальная психология в 30-50-е годы по политическим причи­нам практически не развивалась.

1.13. Содержание и структура социально-психологического исследования

Комментарии

Изучение состояния проблемы и ее формулирование, разработка программы исследования, форму­лировка гипотез, выбор методов исследования. Этот этап предпола­гает, во-первых, выявление и исполь­зование социальным психологом ре­зультатов исследований, ранее прово­дившихся по этой теме.

Во-вторых, составляется программа исследования, которая обычно включа­ет: 1) формулировку проблемы, опреде­ление объекта и предмета изучения; 2) определение цели и задач; 3) объяс­нение и анализ основных задач; 4) пред­варительный системный анализ объекта исследования; 5) выдвижение рабочих гипотез; 6) составление принципиаль­ного (стратегического) плана изучения; 7) составление наброска основных про­цедур сбора и анализа первичных дан­ных; 8) подбор методик математической и статистической обработки и интер­претации результатов социально-психо­логического исследования.

Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследователь с помощью выбранных методов и мето­дик изучает конкретное социально-пси­хологическое явление, для того чтобы правильно понять его сущность и свое­образие проявления в изучаемых усло­виях.

Качественная и количественная обработка данных. Качественная обработка предполагает предвари-

тельное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых социально-психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впос­ледствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов ис­следования. Однако одной качествен­ной обработки недостаточно. Требует­ся еще и количественная обработка данных. Обычно она включает приме­нение методов альтернативного, кор­реляционного, дисперсионного и фак­торного анализов.

Интерпретация данных, форму­лирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогно­за развития явлений в будущем. На этом этапе на основе качественной и количественной обработки получен­ных данных исследователь описывает изучаемое социально-психологическое явление, констатирует наличие его оп­ределенных свойств и особенностей, делает обобщающие умозаключения от­носительно закономерностей его функ­ционирования и проявления. Если это требуется (или если это предполагают тема и программа исследования), мо­жет быть осуществлена выработка практических рекомендаций для дру­гих исследователей, которые в буду­щем будут заниматься изучением это­го или схожего психологического фе­номена. И наконец, может составляться прогноз развития изучаемого социаль­но-психологического явления в буду­щем или в тех или иных условиях.

1.14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Комментарии

Психоанализ — одно из наибо­лее известных направлений психо­логии за рубежом, возникшее в нача­ле XX века, основателем которого был 3. Фрейд.

Поначалу Фрейд скептически отзы­вался о социальной психологии, одна­ко изменил свое отношение к ней под воздействием работ Г. Лебона. Он при­шел к выводу, что, изучая с позиций психоанализа общественную жизнь и политическую деятельность, необходи­мо воспринимать личность более реа­листично, как целостный организм, многие действия, поступки, поведение которого обусловлены социальными причинами, зная которые можно со­ставить ее социально-психологический (психоаналитический) портрет. Впос­ледствии полученные им наработки (Ими применены для анализа социаль-но-психологической атмосферы многих Политических эпох, осмысления роли значения различных факторов в фор-мировании социально-психологических характеристик личности многих выда-ющихся политических лидеров.

Бихевиоризм — направление в западной психологии, ориентировав

шее исследователей на изучение не собственно общественного сознания людей, а различных форм их поведе­ния, понимаемых как совокупность реакций организма человека на сти­мулы внешней среды.

В 30-е годы XX века ему на смену пришла необихевиористская теория-(«смягченный» бихевиоризм), связан­ная в первую очередь с именами аме- риканских психологов Э. Толмена и К. Халла, которые включили в формулу «S-R» так называемые промежу­точные переменные (навык, потенци-

ал возбуждения и торможения — К. Халл; намерение, ожидание, зна­ние — Э. Толмен).

Предпринятая за­тем Б. Скиннером, а позднее Н. Мил­лером, Д. Доллардом и А. Бандурой попытка применить новую концепцию «оперантного обусловливания» для объяснения и формирования социаль­ного поведения привела к созданию теории социального бихевиоризма.

Гештальтпсихология и когнити-визм в противовес бихевиоризму ста­рались объяснить социальное поведе­ние, описывая процесс познания мира человеком. В ходе этого познания его впечатления трансформируются в. сис­тему образов, на основе которых скла­дываются различные идеи, убеждения, ожидания и установки, определяющие в конечном итоге его действия и поступ­ки. Представители этих направлений С. Аш, К. Левин, Т. Ньюком, Ф. Хайдер, Л. Фестингер и другие внесли серьез­ный вклад в социальную психологию.

Интеракционизм — одно из но­вейших направлений западной социаль­ной психологии — сводит социально-психологические явления к межлично­стному взаимодействию, усматривая в нем источник объяснения сущности, происхождения и динамики этих фено­менов. Становление же личности он объясняет ситуациями общения и взаи­модействия людей друг с другом. Об­щение и взаимодействие должны пони­маться как системы взаимно ориенти­рованных акций и реакций, развернутых во времени. Состояние общества, взаи­моотношения и личность, по мнению идеологов интеракционизма (Э. Гофма­на, Р. Линтона, Т.Ньюкома, М. Шери­фа и др.), являются не чем иным, как продуктами коммуникации между людь­ми, результатами их приспособления друг к другу.

1.15. УЧЕНЫЕ, ВНЕСШИЕ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

Комментарии

Г.В. Плеханов (1856—1918) —рус­ский общественный деятель и мысли­тель, впервые с позиций историческо­го материализма давший определение понятия «общественная психология»; рассмотревший ее как конкретно-ис­торическое и классовое явление; пока­завший ее место и роль в социальной жизни общества.

Н.К. Михайловский (1842—1904) — известный русский социолог, главная заслуга которого состоит в том, что он впервые в нашей стране обобщил опыт наблюдения и анализа массовой пси­хологии, накопившийся в русской со­циологии, художественной литерату­ре и публицистике.

В.М.Бехтерев (1857—1927) — выдающийся русский физиолог, пси­хиатр и психолог, основатель первой в России экспериментальной психологи­ческой лаборатории (1885) и Психо­неврологического института (1908).

Своими работами («Коллективная рефлексология», «Гипноз. Внушение. Телепатия» и др.) внес большой вклад в развитие социальной психологии в нашей стране. Распространил на соци­альную психологию свои естественно­научные взгляды, создав в результате новую науку — «коллективную реф­лексологию», суть которой сводил к наследуемым «сочетательным рефлек­сам», характерным для коллективов, групп, масс людей, а также толпы и появляющимся в ответ на воздействие биосоциальных раздражителей.

П.П.Блонский (1884—1941) — выдающийся российский психолог и педагог. Рассматривал социальную пси­хологию как науку о сознательном по-

ведении людей, выступал за комплекс­ный подход к изучению личности в конкретных условиях социальных от­ношений, сделал многое для развития правильных представлений о предмете социальной психологии, ее теоретичес­ких и методологических основах.

Л.С. Выготский (1896—1934) — выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психи­ческих функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, мно­гие методологические принципы пси­хологической российской науки, ока­завшие влияние на развитие социаль­ной психологии в нашей стране.

Е.С. Кузьмин (1922—1994) — на­учный организатор социальной психо­логии в нашей стране, создавший в ЛГУ первую в стране лабораторию со­циальной психологии (1962), кафедру социальной психологии (1968).

А.Г.Ковалев (1913—1997) — из­вестный отечественный социальный психолог, в 50-е годы выступивший инициатором разработки проблем со­циальной психологии в нашей стране.

А.В. Петровский (р. 1924) — вы­дающийся организатор российской на­уки, автор фундаментальных психоло­гических концепций и учебников, ос­нователь и глава научной школы, объединяющей широкий круг отече­ственных психологов в области соци­альной психологии.

Е.В. Шорохова (р. 1922) — извест­ный отечественный социальный пси­холог, основатель и первый руководи­тель социально-психологической лабо­ратории в Институте психологии РАН. Внесла большой вклад в разработку проблем общественно-исторической детерминации психики.

Г.М.Андреева (р. 1929)— извест­ный отечественный специалист по со­циальной психологии, первый руково­дитель кафедры социальной психоло­гии в МГУ.

А.А. Бодалев (р. 1928) — извест­ный отечественный психолог, разраба­тывающий общие, возрастные, инди­видуальные, профессиональные и дру-

гие особенности межличностного вос-приятия и познания, изучающий его роль в общении.

А.И. Донцов (р. 1949) — заведую- щий кафедрой социальной психологии, декан психологического факультета МГУ, разрабатывающий проблемы со­циальной психологии групп, социаль­ного познания.

Глава вторая общая характеристика социально-психологических явлений

Труднейшая задача в наши дни заклю­чается не в том, чтобы познать и ис­пользовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного и общественного поведе­ния и научиться им управлять.

Ф. Бич

Как многогранна общественная жизнь людей, так многообразны и социально-психологические явления. Однако все они — результат взаимодействия людей.

С точки зрения философии, взаимодействие — это объективная и универ­сальная форма движения, развития, определяющая существование и структур­ную организацию любой материальной системы. Взаимодействие как материаль­ный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации. Оно относительно, осуществляется с определенной скоростью и в определенном пространстве—времени.

В свою очередь психологическая наука рассматривает взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отноше­ния, общение, совместные действия и переживания. Взаимодействие, таким образом, должно приниматься за единицу анализа в социальной психологии.

Между тем социально-психологические явления и процессы очень многооб­разны. Понять и всесторонне осмыслить их можно только в том случае, если правильно построены основания для их классификации, закономерно выделены в них общее и особенное и на этой основе найдены дополнительные возможности для сравнения и сопоставления.

Во всем многообразии общественной жиз­ни нет и не может быть ни одного собы­тия или человека, к которым было бы по­зволительно относиться легкомысленно и беспечно.

Д.И. Писарев