ББК
88.5я73 К85
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор В. А. Горянина; кандидат философских наук, доцент В. С. Куслеев
Крысько В. Г.
К85 Социальная психология: Схемы и комментарии. — М.: Изд-во ВЛАДОС-
ПРЕСС, 2001. —208 с.
ISBN 5-305-00046-7.
Пособие отражает в обобщенном виде основные представления о социально-психологических феноменах, их основных особенностях и формах проявления.
Материал представлен в виде схем и комментариев к ним, что способствует более глубокому усвоению понятий и категорий социальной психологии, логики формирова-. ния и функционирования общественно-психологических явлений и процессов.
Для студентов и аспирантов психологических и социологических факультетов, психологов-исследователей и всех интересующихся социальной психологией.
ББК 88.5я73
© Крысько В. Г., 2001 © «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001 © Серийное оформление обложки. ISBN 5-305-00046-7 «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001
Оглавление
Предисловие 6
Глава первая
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
КАК НАУКИ 7
- СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 8
- ПРВДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 10
- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 12
- ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ 14
- МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 16
- ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ 18
- КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 20
- СООТНОШЕНИЕ БАЗОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ 22
- КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 24
- ОТРАСЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 26
- СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ 28
- ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 30
- СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 32
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 34
- УЧЕНЫЕ, ВНЕСШИЕ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ .. . 36
Глава вторая
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 39
- ПОНЯТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 40
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ 42
- ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ 44
- ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ 46
- ПОНЯТИЕ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 48
- ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 50
- СУЩНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 52
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ 54
- НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ 56
- ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ 58
- ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ 60
- ВИДЫ ОБЩЕНИЯ 62
- СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ 64
- ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ 66
- СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ 68
- ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ 70
Глава третья
Характеристика основных категорий социальной психологии. Методы ...
... социологию не интересует конкретная личность: социальная психология должна заняться изучением психических характеристик конкретных людей, входящих в социальную среду; в данную группу. Общая характеристика методов социально-психологического исследования. Весь набор методов можно ...
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 73
- СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ 74
- СООТНОШЕНИЕ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ 76
- ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 78
- ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 80
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 82
- ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 84
- ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 86
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ 88
- НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 90
- СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ 92
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ 94
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ 96
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ 98
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАМЕНТОВ …100
- СУЩНОСТЬ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ 102
- ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫЕ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ТЕЛОСЛОЖЕНИЕМ
И ХАРАКТЕРОМ ЧЕЛОВЕКА 104
- ТИПЫ ЛЮДЕЙ, КЛАССИФИЦИРОВАННЫЕ ПО ПРИСУЩИМ ИМ КОММУНИКАТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ 106
- СУЩНОСТЬ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ 108
- ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 110
- МЕХАНИЗМЫ И СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 112
Глава четвертая
ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ 115
- КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП 116
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ 118
- СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ МАЛОЙ ГРУППЫ 120
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОЙ ГРУППЕ 122
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППОВЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ 124
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОГО МНЕНИЯ 126
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВЫХ НАСТРОЕНИЙ 128
- ВИДЫ ТРАДИЦИЙ 130
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ 132
Глава пятая
ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 135
- ПОНЯТИЕ КЛАССА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 136
- СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ КЛАССА 138
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ 140
- ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 142
- СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ ЛЮДЕЙ 144
- ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 146
- СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ 148
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 150
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 152
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ 154
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА 156
- КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ 158
- РЕЛИГИЯ И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ЯВЛЕНИЯМИ 160
- СТРУКТУРА РЕЛИГИИ 162
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ 164
- ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИХ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 166
Глава шестая
Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии
... людей. Оно отличается от всех остальных тем, что направлено на поиск общих закономерностей психологических явлений. Обыденная психология – знания полученные в повседневной жизни выражается пословицами и поговорками. 2.Общая характеристика ...
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ 169
- ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 170
- СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 172
- СТРУКТУРА ПОДСИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМАХ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» 175
- СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 176
- ВИДЫ ВЛИЯНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ 178
- ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 180
- МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 182
- ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА УБЕЖДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ 184
- ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ 186
- ПООЩРЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 188
- ПРИНУЖДЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 190
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА 192
- ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЗАВЕРШЕНИЯ КОНФЛИКТА 194
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА 196
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛПЫ 198
- ЦИРКУЛЯРНАЯ РЕАКЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ТОЛПЕ 200
- ВИДЫ ТОЛПЫ 202
Заключение 205
Литература 206
Предисловие
Одной из характерных особенностей сегодняшнего времени является постоянно усиливающийся интерес к тому, как влияет на людей широкое социальное окружение. Бурно развивающиеся экономические и политические процессы затрагивают все стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного сознания людей, влияния их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности.
Важнейшей из наук, стремящихся ответить на многие связанные с этими проблемами вопросы, является социальная психология — отрасль современных знаний, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.
Социальная психология является в настоящее время наукой, востребованной обществом. В силу этого она быстро развивается, постоянно расширяя направления своих прикладных исследований и самостоятельных отраслей, многие из которых, например этнопсихологию, политическую психологию, психологию религии и другие, мы начинаем лишь только сегодня правильно осмысливать.
Глава первая
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Только человек, сознающий себя духовным существом, может сознавать человеческое достоинство свое и других людей, и только такой человек не унизит ни себя, ни ближнего поступком или положением, недостойным человека.
Л.Н. Толстой
Своим выделением в самостоятельную область знаний социальная психоло-
гия обязана проходившим на рубеже XIX—XX веков драматическим процессам утверждения государств современного типа, индустриализации, урбанизации, которые обострили извечный конфликт индивида и общества, привели к небывало активным движениям народных масс и тем самым определили оправданность и необходимость изучения психологических механизмов консолидации больших и малых социальных общностей, общественного сознания и поведения, социальной регуляции действий и поступков людей.
Семья как явление социальной психологии
... Цель курсовой работы: исследование роли семьи в социальной психологии, показать сущность семейных отношений и выявить методики диагностики ... учитывать роль супружеских отношений в возникновении этих явлений. Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, ... духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ...
Конец XX века вывел социальную психологию в ряд ведущих общественных наук. Она имеет свою научную методологию и теорию, разработала эффективнее методики и способы изучения личности и групп людей во всевозможных
социальных условиях, дает надежные советы. Без данных, получаемых социальными психологами, теперь не может обойтись ни один профессионал.
Вместе с тем социальная психология не останавливается на достигнутом, постоянно расширяет направления своих прикладных исследований, находит новые пути и способы, чтобы быть полезной человеку и обществу.
Кто не идет вперед, тот идет назад:стоячего положения нет.
В.Г. Белинский
Чтобы лучше усвоить накопленные социальной психологией знания, необходимо представлять их в систематизированном и обобщенном виде. Этой логике отводится первостепенная роль при общей характеристике многообразных социально-психологических явлений и процессов.
1.1. Социальная психология как наука
Комментарии
Каждая наука всегда имеет свой объект, предмет и задачи, разрабатывает свои теоретические основы, категории и методы исследования, выполняет определенные функции.
Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (люди).
Предметом ее выступают социально-психологические явления и процессы (общественно-психологические феномены), представляющие собой результат взаимодействия людей (их общественных отношений) как представителей различных социальных общностей.
Все виды общественных отношений пронизаны в свою очередь психологическими отношениями людей, т.е. субъективными связями, которые возникают в результате их фактического взаимодействия и сопровождаются уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Психологические отношения — «живая человеческая ткань» любых общественных отношений.
Разница между общественными и психологическими отношениями состоит в том, что первые по своей природе, если так можно выразиться, «материальны», являются следствием имущественного, социального и другого распределения ролей в обществе и в большинстве случаев воспринимаются как должное, носят в известном смысле обезличенный характер. Психологические же отношения — результат непос-
редственных контактов между конкретными людьми, имеющими определенные особенности, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами. Психологические отношения полностью персонифицированы, так как носят сугубо личностный характер.
Задачи социальной психологии отражаются основными направлениями ее исследования, а также теми целями, которые она ставит перед собой (подробнее об этом см. 1.2).
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
... психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. Деятельность- активное взаимодействие человека ... психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии ... и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, ...
Категории социальной психологии отражены в названиях тех явлений и процессов, которые она изучает. Главными, системообразующими среди них являются: взаимодействие, общение, взаимоотношения и др.
Теоретические основы социальной психологии — это совокупность ее научных взглядов и представлений, которые являются результатом исследования и осмысления сущности социально-психологических феноменов и на основе которых делаются выводы о закономерностях и механизмах их формирования и функционирования (см. подробнее об этом «Методологические и теоретические основы социальной психологии»).
Методы социальной психологии представляют собой совокупность способов и приемов исследования конкретных социально-психологических явлений и процессов (подробнее об этом см. 1.5).
1.2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Комментарии
Объект и предмет социальной психологии (см. 1.1) обусловливают ее задачи, которые включают:
- изучение: а) специфики и свое- образия явлений, составляющих обще- ственное сознание людей; б) соотно- шения между его компонентами; в) вли- яния последних на развитие и жизнь общества;
- всестороннее осмысление и обоб- щение данных о: а) источниках и усло- виях возникновения, формирования, развития и функционирования соци- ально-психологических явлений и про- цессов; б) воздействии этих феноме- нов на поведение и поступки людей в составе многочисленных общностей;
— исследование наиболее значи- мых особенностей и отличий социаль- но-психологических явлений и процес- сов от других психологических и соци- альных феноменов, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях;
- выявление закономерностей фун- кционирования социально-психологи- ческих явлений и процессов в различ- ных общественных условиях;
- социально-психологический ана- лиз взаимодействия, общения и взаи- моотношений людей, а также факто- ров, обусловливающих специфику и эф- фективность их влияния на совместную деятельность;
- всеобъемлющее изучение соци- ально-психологических характеристик
личности и своеобразия ее социализации в различных общностях и условиях;
- осмысление особенностей функ- ционирования социально-психологи- ческих явлений и процессов, возника- ющих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней;
- исследование своеобразия пси- хологии больших социальных групп и специфики проявления мотивацион- ных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуника- тивно-поведенческих особенностей лю- дей, являющихся их членами;
- выявление роли и значения рели- гиозной психологии в жизни и деятель- ности людей, ее социально-психологи- ческого содержания и форм проявле- ния, а также специфики ее влияния на общение и взаимодействие индивидов;
- всестороннее изучение социаль- но-психологических особенностей по- литической жизни и политической де- ятельности людей, своеобразия транс- формации психики человека и групп людей, оказавшихся под непосред- ственным влиянием политических про- цессов, происходящих в обществе;
- выявление и оценку психологи- ческих проблем управления людьми и группами, регулирование конфликтных и других отношений между ними;
- исследование массовидных соци- ально-психологических явлений и про- цессов, их роли и значения в обще- ственной жизни, влияния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях.
1.3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
... целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе. Основное содержание и цель практической психологии — это психологическая помощь и психологическая поддержка человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, ...
Комментарии
Методологические основы социальной психологии. Отечественная психологическая наука исходит из того, что:
- окружающий нас мир материа- лен (состоит из материи);
- материя первична, а сознание и психика вторичны;
- различные виды материи нахо- дятся в непрерывном движении, раз- витии и взаимодействии;
- движение и взаимодействие ма- терии определяют собой качественные особенности всех общественно-психо- логических явлений и социальной ак- тивности людей;
- взаимодействие — это объектив- ная и универсальная форма движения, развития, определяющая существова- ние и структурную организацию лю- бой материальной системы;
- в истории человечества взаимо- действие было изначальной формой за- рождения и последующего развития всего существования людей как высо- коорганизованных живых существ с разветвленной системой различных форм связей между ними и окружаю- щей действительностью;
- только в ходе филогенетической эволюции самого человека взаимодей- ствие его с другими индивидами пре- вратилось в полноценную, разноуров- невую и многофункциональную совме- стную деятельность людей;
- взаимодействие как материаль- ный процесс сопровождается переда- чей материи, движения и информации; оно относительно, осуществляется с определенной скоростью и в опреде- ленном пространстве — времени;
— в результате взаимодействия лю- дей рождается и все «социальное», т.е. общественные отношения.
Теоретические основы социальной психологии. Отечественная психологическая наука в результате длительного развития пришла к выводам о том, что:
- в ходе взаимодействия в процес- се производства материальных благ людьми возникают общественные от- ношения;
- характер и содержание много численных общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодей- ствия, целями, которых конкретные люди стремятся достигнуть в его про- цессе, а также местом и ролью, кото- рые они занимают в обществе;
- все виды общественных отноше- ний пронизаны в свою очередь психо- логическими отношениями людей, т.е. субъективными связями, которые воз- никают в результате их фактического взаимодействия и сопровождаются уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипа- тиями) индивидов, в них участвующих;
- как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исто- рического развития формируется об- щественное сознание людей, являюще- еся отражением их социального бы- тия, общественных и психологических отношений;
- общественное сознание, обще- ственные и психологические отношения людей поддаются всестороннему изуче- нию и осмыслению с помощью специ- альных методов и методик исследова- ния, разработанных социально-психоло- гической наукой.
1.4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Группа как социально-психологический феномен
... возникновения, функционирования и развития социально-психологических явлений, обусловленных принадлежностью людей (и их групп) к различным общностям. Социальная психология изучает - во-первых, ... людьми. Группы могут находиться на разных уровнях развития, различаться по степени сплоченности, организованности, стилю руководства (лидерства), социально-психологическому климату. Классификация групп ...
Комментарии
Функции социальной психологии как науки, во-первых, определяются спецификой ее объекта и предмета познания; во-вторых, вытекают из ее особой роли среди других областей об-ществознания в исследовании явлений духовной жизни общества и формирования общественного сознания людей; в-третьих, отражают ее роль и значение в раскрытии законов и закономерностей проявления психики и поведения людей и их групп, их влияния на жизнь и деятельность общества.
Обычно выделяют следующие функции социальной психологии:
- методологическую, связанную с потребностью определения объекта и предмета социальной психологии; выявления ею принципов и методов познания исследуемых феноменов; формирования концептуального и ин- струментального аппарата науки; оп- ределения путей практического при- менения в общественной жизни резуль- татов эмпирических исследований;
- теоретико-познавательную, состоящую, во-первых, в познании об- щественно-психологических законо- мерностей и механизмов, вплетенных в ткань социальных процессов; во- вторых, в выявлении закономернос- тей и механизмов функционирования факторов, детерминирующих обще- ственно-психологические явления и процессы в современном мире; в-тре- тьих, в раскрытии сущности самих об- щественно-психологических явлений и процессов, их природы, внутренних за- кономерностей возникновения и раз- вития; в-четвертых, в определении путей и методов, средств эффективно- го управления групповыми и массовид-
ными общественно-психологическими процессами;
- мировоззренческую, которая, с одной стороны, синтезирует современ- ные научные представления о природе общественной психологии людей и ее месте в системе общественного созна- ния, духовной жизни общества, законо- мерностях функционирования социаль- но-психологических феноменов и тем самым способствует выработке опреде- ленного видения всеобъемлющей соци- ально-психологической картины мира; с другой — показывает, как должен осуществляться процесс формирования правильных знаний о социально-психо- логических феноменах, их влиянии на функционирование общественного орга- низма в системе «человек — группа — коллектив — общность — общество»;
- регулятивную, показывающую, какое непосредственное воздействие и как общественно-психологические яв- ления и процессы оказывают на разви- тие и функционирование всех других экономических и общественных фено- менов, проявляющихся в жизни и дея- тельности людей;
- прогностическую, которая, с одной стороны, раскрывает динами- ку соотношения и взаимосвязи между идеологией и общественной психоло- гией на ближайшую и отдаленную пер- спективу, позволяет правильно и все- сторонне оценить их, с другой —дает возможность определить оптимальное соотношение между индивидуальным, коллективным, общечеловеческим в психологии гармонично развитого че- ловека будущего;
- аксиологическую, позволяю- щую определить реальные и мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей.
1.5. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Классификация групп людей
... малых социальных групп людей не является простым (механическим) сложением некоего числа индивидов, совместно совершающих преступления. Каждая преступная группа, с точки зрения психологии и ... помощью которых возможен социально-психологический анализ группы - это характеристики собственно группы и характеристики, определяющие положения человека в группе. К характеристике группы относятся ее композиция, ...
Комментарии
Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их, течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и не-включенным.
Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.
Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.
Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.
Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или
иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.
Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.
Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно, и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.
Тестирование — метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Социометрия — метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных лидеров и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связей между ними.
Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе).
Место человека в социальной структуре общества
... действительное богатство всякого общества и его культуры. Поэтому индивидуальное своеобразие людей - это закон социального развития. Это и есть так называемый парадокс индивидуальности Общество требует ... представить индивидуальность как особое сформировавшееся качество конкретного человека, взятого в единстве его природных и социальных свойств. 2. Человек как объект и субъект общественных отношений ...
1.6. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Комментарии
Общественное сознание — это
отражение в умах людей состояния их социального бытия, общественных и психологических отношений.
Общественное сознание — результат материальной, духовной и психологической жизни общества, его материального, социального и исторического развития. Оно, с одной стороны, является общественно-историческим, внеситуативным феноменом, с другой — в каждый данный момент времени всегда имеет конкретную форму выражения.
Общественное сознание проявляется в единстве и определенном соотношении его научно-теоретического уровня (компонента), идеологии, и уровня обыденного сознания, ядром которого является общественная психология.
Идеология как компонент общественного сознания есть теоретическое, системно-научное осознание (отражение) людьми действительности через призму их социальных интересов.
Ее научность и системность диктуется потребностями развития экономических отношений. Вместе с тем экономика не прямо и не непосредственно отражается в идеологических формах. Она прежде всего порождает общественные потребности, интересы, как бы пронизанные чувствами, эмоциями, чаяниями и установками людей. Она формирует характер, определяет силу и устойчивость их устремлений, социальной активности, вкусы, единый духовный настрой всего общества и отдельных его представителей.
Общественная психология — это
непосредственное отражение общественного бытия. Между идеологией и общественной психологией существует много общего. У них один и тот же объект — социальное бытие и деятельность людей. Они исторически конкретны и специфичны, относительно самостоятельны и эффективны в своих проявлениях и т.д. В то же время между ними есть и различия.
К наиболее характерным особенностям собственно общественно-психологического отражения, отличающим его от идеологического, можно отнести следующие:
- психологические компоненты общественного сознания имеют высо- кую степень неоднородности: одни эле- менты исключительно стабильны, дру- гие динамичны, изменчивы;
- отсутствует необходимость диф- ференциации существенного и несуще- ственного (например, в общественной психологии условия быта, потребления отдельных людей по сравнению с обще- экономическими и общесоциальными условиями существования и развития всего общества могут занимать неизме- римо более значимое место, чем в струк- туре идеологического отражения);
- в целом общественная психоло- гия по сравнению с идеологией носит менее обязательный характер преем- ственности;
- общественная психология труд- нее поддается сознательному контро- лю, регулированию (идеология вносит ся в сознание, общественная психоло- гия вырастает из непосредственных условий бытия).
1.7. Классификация социально-психологических явлений
1.7. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Комментарии
Взаимодействие — процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи.
Социальная перцепция — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.
Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, участвующих в них.
Общение — это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и имеющее целью достижение изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей.
Психология этнических общностей — это социально-психологические явления, характеризующие взаимодействие, взаимовосприятие, общение и взаимоотношения представителей различных этносов (наций), а также их национально-психологические особенности.
Психология класса — это социально-психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений представителей различных классов, а также социально-психологические особенности последних.
Психология политики — это социально-психологические явления и процессы, характеризующие деятель-
ность и поведение людей в борьбе за власть и в интересах конкретных политических организаций.
Психология религии — это социально-психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений верующих в Бога людей.
Психология малой группы — социально-психологические явления и процессы, возникающие и развивающиеся в малой группе.
Психология семейных отношений — социально-психологические явления и процессы, возникающие в процессе взаимодействия, общения и взаимоотношений членов семьи как представителей определенной группы.
Психология межличностных отношений — социально-психологические явления, возникающие и функционирующие в процессе взаимодействия и общения конкретных личностей.
Социальная психология личности — социально-психологические особенности человека как личности.
Массовидные социально-психологические явления — это явления, возникающие в стихийно образующихся общностях людей. К ним обычно относят панику, психологические особенности массовой коммуникации, поведение людей в толпе, психологию рекламы и распространения слухов.
Психология массовой коммуникации — социально-психологические явления и процессы, характеризующие особенности движения и распространения информации в обществе.
Психология социального воздействия — социально-психологические явления, характеризующие влияние людей друг на друга в обществе.
1.8. Соотношение базовых социально-психологических феноменов
Комментарии
Взаимодействие, социальная перцепция, взаимоотношения, общение, взаимопонимание, взаимовлияние — это те феномены, на основе которых образуются и функционируют все другие социально-психологические явления и процессы. Вот почему они носят название базовых.
Объединяйтесь, люди! Смотрите:ноль— это ничто, но два ноля уже кое-что значат.
Станислав Лец
Взаимодействие— это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Социальная перцепция — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.
Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) в малой, группе — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития
контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.
Взаимопонимание — социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в: 1) согласовании индивидуального осмысления предмета общения и 2) взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.
Лучшее наслаждение, самая высокаярадость жизни — чувствовать себя нужным, и близким людям!
М. Горький
Влияние людей друг на друга—
сознательное или бессознательное воздействие людей друг на друга, ведущее к определенным изменениям в: их сознании и психике; характере взаимодействия, взаимоотношений и общения между ними; социально-ролевых отношениях; совместных условиях жизни и деятельности в целом.
1.9. Классификация социальных групп
Комментарии
Большие группы — это общности людей, существующие в масштабах общества (страны) и в отличие от малых групп основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов между людьми.
В больших группах, как правило, вырабатываются социальные нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и формируются массовые настроения. К большим группам относятся: классы, социальные слои, этносы (нация, народность), религиозные конфессии, партии и общественные организации, возрастные группы и т.п.
Средние группы — это предприятия, организации, воинские соединения и части, территориальные общности (жители одного района, города).
Малые группы — небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения группы как целого. К малым группам относятся: семья, небольшое воинское подразделение, соседская общность, компания друзей и т.д. (см. подробнее главу четвертую).
Микрогруппы — неформальные группы внутри малой группы.
Организованные группы — группы, отличающиеся четкой структурой. Неорганизованные группы — группы, возникающие спонтанно и не имеющие внутри себя строгих власт-
ных и коммуникационных отношений.
Формальные (официальные) группы — группы, которые имеют официально заданную извне структуру.
Неформальные (неофициальные) группы — группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.
Слаборазвитые группы — группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.
Высокоразвитые группы — группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, сплоченности и т.д. Обычно к высокоразвитым группам относят коллективы.
Референтная группа — группа, цели, мнения и ценности которой разделяет данный человек.
Нереферентные группы — группы членства.
Реальные группы — группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.
Условные группы — группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д.
Первичные группы — группы, в которых осуществляется первичное взаимодействие и непосредственное общение между людьми в обществе.
Вторичные группы — группы, в которых нет непосредственных контактов между всеми их членами, а общее взаимодействие между ними поддерживают в основном руководители. Например, коллектив школы является вторичной группой по отношению к коллективам конкретных классов.
1.10. Отрасли социальной психологии
Комментарии
Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность социально-психологических явлений, которые она изучает, и общностей, в которых они возникают, определили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.
Этническая психология изучает психологические особенности людей как представителей различных этнических общностей.
Психология религии изучает психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность.
Политическая психология исследует различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.
Психология управления уделяет главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.
Психология социального воздействия, пока слабо развитая отрасль
социальной психологии, занимается изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни и деятельности.
Психология общения раскрывает своеобразие процессов взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами.
Психология семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами начальной ячейки человеческого общества.
Психология конфликтных отношений (конфликтология), бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацелена на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление путей наиболее эффективного их разрешения.
Знание того, какими вещи должныбыть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального.
Д. Дидро
1.11. Связь социальной психологии с другими отраслями научных знаний
Комментарии
Взаимосвязи социальной психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.
С одной стороны, философия, социология и другие общественные науки предоставляют социальной психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов и специфики общественного сознания, их происхождения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.
Общая психология позволяет социальной психологии более точно понять и методологически правильно осмыслить психологические особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.
Исторические науки показывают социальной психологии, как осуществляется развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.
Политические науки помогают социальной психологии правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная психика людей в условиях политической деятельности или под ее влиянием.
Экономические науки раскрывают социальным психологам сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе, показывают им, как они влияют на общественные отношения и на проявление в них социальной психики и общественного сознания людей.
Культурология, этнология, исследуя особенности культурного и этнического развития различных этнических общностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов.
Педагогические науки предоставляют социальной психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.
С другой стороны, социальная психология, изучая условия и специфику формирования, развития и функционирования общественной психики и сознания людей, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения общественным сознанием объективной действительности, экономических и социальных отношений.
Исследуя закономерности формирования и развития социально-психологических явлений и процессов в своеобразных общественно-исторических условиях, социальная психология оказывает определенную помощь и историческим, экономическим и политическим наукам.
Особое значение имеет социальная психология для педагогических наук, так как знание закономерностей функционирования социально-психологических особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов их обучения и воспитания.
1.12. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Комментарии
1-й этап. Родоначальниками накопления социально-психологических знаний считаются китайские и греческие ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Суньцзы, Уцзы, Конфуций и др.), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д.
2-й этап. В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Н.Макиавелли, Т. Гоббс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Толквиль, Н.Я. Данилевский, А.И. Герцен и др.) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и традициями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных социально-психологических явлений и процессов — общения и взаимодействия представителей различных общностей.
3-й этап. В середине XIX века за рубежом появились три социально-психологические теории — «психологии народов» (основатели — М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт), «психологии масс» (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Ле-бон), «инстинктов социального поведения» (В. Макдаугалл), — которые послужили предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знания. После этого начинается активная разработка методологических и теоретических ос-
нов социальной психологии. На это перенацеливаются усилия представителей основных школ психологической науки на Западе: сначала бихевиоризма, гештальтпсихологии, а потом психоанализа, когнитивизма и инте-ракционизма. Выходят в свет первые учебники и пособия.
Огромный импульс развитию социально-психологических исследований и применению их результатов на практике придавали войны и военные конфликты, которыми изобиловал XX век и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с предотвращением и профилактикой отрицательных социально-психологических явлений и процессов (страха, паники, снижения сплоченности населения и военнослужащих в группах, социальной дезорганизации и дезинтеграции, социальных конфликтов и т.д.), затрагивающих все стороны жизни и деятельности людей.
4-й этап. В 20-40-е годы XX века социальная психология постепенно начинает превращаться в сугубо экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и деятельности людей.
Внутри социальной психологии начинают зарождаться и в 60-90-е годы наиболее продуктивно совершенствоваться ее новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и др. К сожалению, в СССР социальная психология в 30-50-е годы по политическим причинам практически не развивалась.
1.13. Содержание и структура социально-психологического исследования
Комментарии
Изучение состояния проблемы и ее формулирование, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования. Этот этап предполагает, во-первых, выявление и использование социальным психологом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме.
Во-вторых, составляется программа исследования, которая обычно включает: 1) формулировку проблемы, определение объекта и предмета изучения; 2) определение цели и задач; 3) объяснение и анализ основных задач; 4) предварительный системный анализ объекта исследования; 5) выдвижение рабочих гипотез; 6) составление принципиального (стратегического) плана изучения; 7) составление наброска основных процедур сбора и анализа первичных данных; 8) подбор методик математической и статистической обработки и интерпретации результатов социально-психологического исследования.
Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследователь с помощью выбранных методов и методик изучает конкретное социально-психологическое явление, для того чтобы правильно понять его сущность и своеобразие проявления в изучаемых условиях.
Качественная и количественная обработка данных. Качественная обработка предполагает предвари-
тельное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых социально-психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется еще и количественная обработка данных. Обычно она включает применение методов альтернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.
Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений в будущем. На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое социально-психологическое явление, констатирует наличие его определенных свойств и особенностей, делает обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления. Если это требуется (или если это предполагают тема и программа исследования), может быть осуществлена выработка практических рекомендаций для других исследователей, которые в будущем будут заниматься изучением этого или схожего психологического феномена. И наконец, может составляться прогноз развития изучаемого социально-психологического явления в будущем или в тех или иных условиях.
1.14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Комментарии
Психоанализ — одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX века, основателем которого был 3. Фрейд.
Поначалу Фрейд скептически отзывался о социальной психологии, однако изменил свое отношение к ней под воздействием работ Г. Лебона. Он пришел к выводу, что, изучая с позиций психоанализа общественную жизнь и политическую деятельность, необходимо воспринимать личность более реалистично, как целостный организм, многие действия, поступки, поведение которого обусловлены социальными причинами, зная которые можно составить ее социально-психологический (психоаналитический) портрет. Впоследствии полученные им наработки (Ими применены для анализа социаль-но-психологической атмосферы многих Политических эпох, осмысления роли значения различных факторов в фор-мировании социально-психологических характеристик личности многих выда-ющихся политических лидеров.
Бихевиоризм — направление в западной психологии, ориентировав
шее исследователей на изучение не собственно общественного сознания людей, а различных форм их поведения, понимаемых как совокупность реакций организма человека на стимулы внешней среды.
В 30-е годы XX века ему на смену пришла необихевиористская теория-(«смягченный» бихевиоризм), связанная в первую очередь с именами аме- риканских психологов Э. Толмена и К. Халла, которые включили в формулу «S-R» так называемые промежуточные переменные (навык, потенци-
ал возбуждения и торможения — К. Халл; намерение, ожидание, знание — Э. Толмен).
Предпринятая затем Б. Скиннером, а позднее Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой попытка применить новую концепцию «оперантного обусловливания» для объяснения и формирования социального поведения привела к созданию теории социального бихевиоризма.
Гештальтпсихология и когнити-визм в противовес бихевиоризму старались объяснить социальное поведение, описывая процесс познания мира человеком. В ходе этого познания его впечатления трансформируются в. систему образов, на основе которых складываются различные идеи, убеждения, ожидания и установки, определяющие в конечном итоге его действия и поступки. Представители этих направлений С. Аш, К. Левин, Т. Ньюком, Ф. Хайдер, Л. Фестингер и другие внесли серьезный вклад в социальную психологию.
Интеракционизм — одно из новейших направлений западной социальной психологии — сводит социально-психологические явления к межличностному взаимодействию, усматривая в нем источник объяснения сущности, происхождения и динамики этих феноменов. Становление же личности он объясняет ситуациями общения и взаимодействия людей друг с другом. Общение и взаимодействие должны пониматься как системы взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени. Состояние общества, взаимоотношения и личность, по мнению идеологов интеракционизма (Э. Гофмана, Р. Линтона, Т.Ньюкома, М. Шерифа и др.), являются не чем иным, как продуктами коммуникации между людьми, результатами их приспособления друг к другу.
1.15. УЧЕНЫЕ, ВНЕСШИЕ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
Комментарии
Г.В. Плеханов (1856—1918) —русский общественный деятель и мыслитель, впервые с позиций исторического материализма давший определение понятия «общественная психология»; рассмотревший ее как конкретно-историческое и классовое явление; показавший ее место и роль в социальной жизни общества.
Н.К. Михайловский (1842—1904) — известный русский социолог, главная заслуга которого состоит в том, что он впервые в нашей стране обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике.
В.М.Бехтерев (1857—1927) — выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог, основатель первой в России экспериментальной психологической лаборатории (1885) и Психоневрологического института (1908).
Своими работами («Коллективная рефлексология», «Гипноз. Внушение. Телепатия» и др.) внес большой вклад в развитие социальной психологии в нашей стране. Распространил на социальную психологию свои естественнонаучные взгляды, создав в результате новую науку — «коллективную рефлексологию», суть которой сводил к наследуемым «сочетательным рефлексам», характерным для коллективов, групп, масс людей, а также толпы и появляющимся в ответ на воздействие биосоциальных раздражителей.
П.П.Блонский (1884—1941) — выдающийся российский психолог и педагог. Рассматривал социальную психологию как науку о сознательном по-
ведении людей, выступал за комплексный подход к изучению личности в конкретных условиях социальных отношений, сделал многое для развития правильных представлений о предмете социальной психологии, ее теоретических и методологических основах.
Л.С. Выготский (1896—1934) — выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методологические принципы психологической российской науки, оказавшие влияние на развитие социальной психологии в нашей стране.
Е.С. Кузьмин (1922—1994) — научный организатор социальной психологии в нашей стране, создавший в ЛГУ первую в стране лабораторию социальной психологии (1962), кафедру социальной психологии (1968).
А.Г.Ковалев (1913—1997) — известный отечественный социальный психолог, в 50-е годы выступивший инициатором разработки проблем социальной психологии в нашей стране.
А.В. Петровский (р. 1924) — выдающийся организатор российской науки, автор фундаментальных психологических концепций и учебников, основатель и глава научной школы, объединяющей широкий круг отечественных психологов в области социальной психологии.
Е.В. Шорохова (р. 1922) — известный отечественный социальный психолог, основатель и первый руководитель социально-психологической лаборатории в Институте психологии РАН. Внесла большой вклад в разработку проблем общественно-исторической детерминации психики.
Г.М.Андреева (р. 1929)— известный отечественный специалист по социальной психологии, первый руководитель кафедры социальной психологии в МГУ.
А.А. Бодалев (р. 1928) — известный отечественный психолог, разрабатывающий общие, возрастные, индивидуальные, профессиональные и дру-
гие особенности межличностного вос-приятия и познания, изучающий его роль в общении.
А.И. Донцов (р. 1949) — заведую- щий кафедрой социальной психологии, декан психологического факультета МГУ, разрабатывающий проблемы социальной психологии групп, социального познания.
Глава вторая общая характеристика социально-психологических явлений
Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного и общественного поведения и научиться им управлять.
Ф. Бич
Как многогранна общественная жизнь людей, так многообразны и социально-психологические явления. Однако все они — результат взаимодействия людей.
С точки зрения философии, взаимодействие — это объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации. Оно относительно, осуществляется с определенной скоростью и в определенном пространстве—времени.
В свою очередь психологическая наука рассматривает взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, общение, совместные действия и переживания. Взаимодействие, таким образом, должно приниматься за единицу анализа в социальной психологии.
Между тем социально-психологические явления и процессы очень многообразны. Понять и всесторонне осмыслить их можно только в том случае, если правильно построены основания для их классификации, закономерно выделены в них общее и особенное и на этой основе найдены дополнительные возможности для сравнения и сопоставления.
Во всем многообразии общественной жизни нет и не может быть ни одного события или человека, к которым было бы позволительно относиться легкомысленно и беспечно.
Д.И. Писарев