Предмет, метода задачи курса «Методика развитие слухового восприятия»

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

(группа глухих)

Первые сведения связанные с проблемами слуха относятся к 1600 г до н.э. Сведения были найдены в Эберс-Папирус, где описаны болезни уха, простейшие методы обследования слуха и описание лечения глухоты.

Медицина первая наука заинтересовавшаяся слухом.

В настоящее время ряд наук занимаются проблемами слухового восприятия.

медицина (отолярингология) причины, лечение.

сурдоаудиология (изучает формы глухоты, тугоухости, исследует состояние слуха, проводит диагностику и занимается проблемами слухопротезирования (подбирает аппараты).

психофизиология и психолингвистика — изучает механизмы восприятия речи с учетом акустических и фонетических характеристик речи.

Методика РСВ является частью сурдопедагогики, так как решает общую с ней задачу обучение и воспитание глухих и слабослышащих детей

Однако она имеет особый объект, предмет и задачи и методы исследования.

Предмет — процесс формирования слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей.

Цель курса — определение оптимальных путей развития слухового восприятия у детей с недостатками слуха.

Задачи —

· знакомство с механизмами формирования речевого слуха у глухих и слабослышащих детей;

· овладение методическими приемами работы по РСВ;

· знакомство с организационными формами по РСВ в различных типах учреждений

Методика РСВ использует различные методы научного исследования. Она пользуется общепедагогическими методами исследования и специфическими — это методы исследования состояния слуховой функции. Методы исследования слуха можно классифицировать по различным направлениям.

Сурдологи (Е.Левин, Козлов) предлагают классифицироваь методы по возрастному принципу.

Ими выделяется:

· от рождения до 3 лет;

· от 3 лет до 5;

· от 5 лет до 7;

· от 7 лет до 14.

Многие ученые предлагают классифицировать по источнику звучания. Это речевые методы (с использованием речевого материала).

3 стр., 1455 слов

Развитие слухового восприятия у глухих детей дошкольного возраста

... восприятия у глухих детей дошкольного возраста. Объект исследования – слуховое восприятие глухих детей. Предмет исследования – коррекционная работа по развитию слухового восприятия глухих детей дошкольного возраста. Задачи работы: 1. Изучить роль слуха в развитии ребенка ...

Неречевые методы (тональная аудиометрия, когда ребенку подаются звуки в чистом тоне, в природе они не встречаются).

Неречевые с помощью звучащих игрушек. Можно замерять по интенсивности звучания (барабан к низким звукам, гармошка к высоким).

Компьютерные аудиограммы получают на тональном аудиометре в виде щелчка или чистого тона.

Методы можно рассматривать сточки зрения аудитора. Методы здесь делятся на объективные и субъективные.

Объективные — предполагают фиксирование реакций ребенка без его активного участия.

Субъективные — фиксируют ответы ребенка. К объективным можно отнести метод безусловных реакций, только применительно к детям до 1,5 лет. Компьютерные аудиограммы. Ребенок в момент исследования должен спать.

Субъективные — тональные речевые аудиометрии.

По деятельности ребенка.

В этом отношении подразделяют речевую и неречевую аудиометрию.

Игровая — относятся методы основанные на выработке условной двигательной реакции на звучащий сигнал.

Неигровая — тональная аудиометрия, компьютерная.

Проблема классификации и характеристика нарушений слуха.

Цель классификации — содействовать правильной организации условий в воспитании детей с недостатками слуха. Благодаря исследованиям Неймана, Рау, Боскис и др. были выявлены следующие основные критерии опознания стойких нарушений слуха.

1. Степень поражения слуховой функции — т. к. условия обучения детей с тяжелыми поражениями слуха должны отличаться от условий обучения детей с легкими нарушениями слуха.

2. Время наступления слухового поражения, быстрота развития патологического процесса т.к. от этого зависит успешность формирования и развития устной речи. Если поражение слухового анализатора наступило до 1,5 лет как правило у такого ребенка самостоятельно речь не развивается.

Дети потерявшие слух после 7 лет называются позднооглохшими. У таких детей речь можно сохранить, но она становится искаженной.

3. Сформированность устной речи, т.к. известно, что процессу восприятия на этапе развития ребенка помогает сформированность устной речи. Известно, что процесс слухового восприятия речи, зрительного восприятия устной речи сопровождается механизмом антиципацией (П.К.Анохин).

7 стр., 3237 слов

Влияние нарушений слуха на психическое развитие детей

... Гц). Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладе речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Вари развития речи у слабослышащих детей очень велики и ... зави от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и ...

4. Индивидуальные особенности т. е. физические и интеллектуальные особенности развития ребенка.

Л.В.Нейман всю историю развития классификаций нарушений слуха разделяет на три основные периода:

1. Период начальных попыток систематического исследования слуховых нарушений до введения в практику специального измерительного прибора — камертона.

2. Второй период — от камертона до изобретения аудиометра

3. Третий период — это современный период создания аудиометра до введения компьютерных аудиометров.

Первые попытки систематической классификации были предприняты в Париже врачом Итаром в 1821 г. Переворот в создании классификации был в 1921 г. в связи с изобретением прибора для обследования слуха чистыми тонами. Этот прибор был изобретен Бецольдом и Эдельманом. При этом в данный период Бецольд предполагал определять истинный объем слухового восприятия с помощью чистых тонов и речью. При этом были получены данные реакции на чистые тоны у слышащих.

В XIX — XX веках основными принцами классификации становятся

· принципы сохранности слуха для тона (камертон)

· принципы сохранности слуха для восприятия речи.

В отечественной сурдопедагогике проблемой занимался Ф.А.Рау.

Благодаря развитию и усовершенствованию техники были определены два типа нарушения слуховой функции: тугоухость и глухота. Однако длительное время отсутствует такая категория как слабослышащие дети. Этот пробел был восполнен проф. Преображенским. Он разработал классификацию в основу которой был положен принцип восприятия речи на слух в соответствующей обычной обстановке. При этом слух исследовался и методами разговорной речи.

Преображенский выделил 4 группы слабослышащих детей:

16 стр., 7992 слов

Вопрос. Роль слуха в развитии речи Ре

... и искаженным запасом слов.Глухота-такая степень снижения слуха, при к-й сам.-е овладение речью (спонтан- ное форм- ие речи) оказыв-ся невозможным.   ... ;   8. Различаются 2 вида слух. недостаточности:1)глухота(глухие,неслышащие);2)тугоухость (слабослышие,плохослышащие).   Тугоухость-такое снижение слуха,при к-м возникают затруднения ...

1. Легкое снижение слуха. Воспринимают шепотную речь на расстоянии 3 метров. Разговорная речи — до 6 м и более;

2. Умеренное снижение слуха. Шепотная речь на расстоянии 1 — 3 м. Разговорная речь — 4 -7м.

3. Значительное снижение слуха. Шепот до 1 м или у уха. Разговорная речь от 1 — 4

4. Тяжелое снижение слуха. Шепот не воспринимается. Разговор до 2 м.

До 50-х годов существовала классификация не учитывающая состояние и развитие речи ребенка. Эта проблема была восполнена Р.М.Боскис, которой была разработана педагогическая классификация детей с нарушениями слуха.

Среди глухих были выделены 2 большие группы детей:

· глухие ранооглохшие (без речи);

· глухие позднооглохшие (с сохранившейся речью).

Среди слабослышащих:

· с легким недоразвитием речи;

· с глубоким недоразвитием речи.

Проблема классификации остается по-прежнему актуальной т.к. влечет за собой целый комплекс социально-психологических проблем.

Терминология и классификация стойких нарушений слуха

Тугоухость -и глухота относятся к области сурдоологии и показывают количественное состояние слуховой функции.

С точки зрения медицины тугоухости и глухота представляют собой стойкое понижение функции слухового анализатора.

Классификация тугоухих и глухих может быть проведена по различным параметрам:

5 стр., 2246 слов

Классификации

... и международная классификация. Потеря слуха свыше 90 дБ  определяется как глухота. Слабослышащих делят на 4 степени тугоухости. 1-я степень - снижение слуха в пределах ... речи, автоматизации движений и действий, явления зеркальности в письме.  Также целесообразно рассмотреть основные формы умственной отсталости. По степени выраженности умственной отсталости различают ...

*по степени понижения слуха;

*по характеру понижения слуха;

*по локализации патологических процессов в слуховом анализаторе.

В настоящее время большинство классификаций основаны на определении остроты слуха количественным методом.

Вычисляется средний арифметический показатель потери слуха на речевых частотах. Это 500 Гц — 60 дБ; 1000 Гц — 70 дБ; 2000 Гц — 74 дБ; 4000 Гц — 68 дБ. (Л.В.Нейман)

Классификация Неймана выделяет 3 степени тугоухости (1961 г.)

I степень — слух снижен от 15 -20 до 50 дБ (ребенок затрудняется в восприятии звука выше 50 Дб. До 50 не слышит, после 50 слышит).

II степень — слух снижен от 50 до 70 Дб.

III степень — слух снижен от 70 до 80 Дб.

Снижение свыше 80 Дб — глухота — она воспринимается по диапазону воспринимаемых частот. По классификации Неймана, Преображенского глухота делится на 4 группы в зависимости от частотного диапазона.

Нейман, Горин выделяют 4 группы глухоты:

1- воспринимает частоты от 125 до 250 Гц

2- от 125 до 500 Гц

3- от 125 до 1000 Гц

4- самая легкая от 125 до 2000 или 4000 Гц

Частотная классификация Неймана

I степень — снижение слуха от 15 до 50 дб

II степень — от 50 до 70 дб

III степень — от 70 до 80 дб.

Международная классификация (принятая в 1980 г.) выделяет следующие категории

1 степень — от 26 до 40 Дб

2 степень от 40 до 55 Дб

3 степень от 55 до 70 Дб

4 степень от 70 до 90 Дб

Глухота до 90 ДБ нужна для определения инвалидности. Глухота свыше 90 Дб не рассматривается по международной классификации.

13 стр., 6170 слов

Работа логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи у слабослышащих детей дошкольного возраста

... понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным. Л. В. Нейман отмечает, что возможности, которыми располагают глухие дети для ... в дверь, звучание телефона и др.). Глухие дети, отнесенные к третьей и четвертой группе, в состоянии различать речевые звучания -- несколько хорошо знакомых лепетных ...

Тугоухость рассматривается с точки зрения нарушения механизма восприятия, а именно (звукопроведения, звуковосприятия).

Кондуктивная тугоухость — нарушение звукопроведения

нейросенсорная — нарушение звуковосприятия.

Часто встречается смешанная форма тугоухости — нарушение звукопроведения + нарушение звуковосприятия.

Международная классификация отличается по месту локализации дефекта.

Тугоухость — поражение слухового восприятия может протакать в различных отделах слухового анализатора.

Слуховой анализатор состоит из:

* звуковоспроизведения;

* звуковосприятия

Они улавливают и преобразуют звуковую волну и доводят ее до внутреннего уха.

Если старадает звуковоспроизведение — кондуктивная тугоухость

К ней относятся:

· слуховой проход;

· наружное ухо;

· система косточек;

· небольшая часть внутреннего уха.

При этом страдает функция звуковой волны преобразования ее в механические колебания. Страдает восприятие верхних частот. Может быть прооперирована.

Нейросенсорная— воспринимающая не вылечивается. Преобразуются механические колебания в нервные импульсы. По слуховым нервам поступают в кору головного мозга, где происходи анализ и синтез сигналов.

К ней относятся:

· внутреннее ухо;

· слуховые нервы с проводящими и восходящими путями в слуховом центре коры головного мозга.

Есть смешанная форма тугоухости, когда страдают оба отдела слухового анализатора.

Колеблется барабанная перепонка, система косточек передает на улитку. Затем на уровне нервных окончаний происходит полное заключение — анализ и синтез.

14 стр., 6719 слов

Особенности развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

... развитие речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста Заключение Библиографический список нарушение слуховой речь слабослышащий ребенок игра ... 6 м; Ш при значительной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии не далее 1 ... летчиков, водолазов). Звуки характеризуются следующими свойствами: частотой, интенсивностью и продолжительностью звучания. Интенсивность звука измеряется ...

Для каждого типа нарушений характерны особенности, как речевые так и неречевые.

При кондуктивной тугоухости страдает восприятие верхних частот (выбирают слуховой аппарат, речевой материал).

При нейросенсорной тугоухости слух не восстанавливается. Ведутся исследования в области имплантации. Вживляющиеся электроды улучшают слуховую функцию, но лишь частично.

Глухие и слабослышащие

Это психолого-педагогические термины, которые показывают возможности социальной адаптации ребенка.

Глухие— это дети слух которых не может быть использован для самостоятельного формирования и развития речи (накопление словарного запаса).

Развитие речи в условиях специального обучения.

Среди глухих выделяются категории:

· ранооглохшие;

· позднооглохшие.

У ранооглохших детей до начала специального обучения речь полностью отсутствует

У позднооглохших речь имеется (она может распадаться), но при этом необходимо формировать навыки способов восприятия речи (слухо-зрительное или зрительное восприятие).

Общим для всех глухих является:

1. невозможность разборчивого восприятия речи за счет остатков слуха, даже с использованием ЗУА ;

2. Необходимость формирования слухо-зрительного или зрительного восприятие речи;

3. Снижение слуха составляет свыше 80 Дб, при ограниченном восприятии речевых частот. Однако глухие различаются возможностью восприятия речи, что необходимо учитывать при обучении.

Глухие I группы — не различают звуков речи, могут реагировать на крик у самого уха и громкие физические звуки с низкой частотой;

Глухие II группы — могут различать низкочастотные гласные звуки (а, о, у), реагируют на громкий голос у уха, но не различают слов и фраз (70−80 Дб)

Глухие III группы — реагируют на голос разговорной громкости у уха. Могут различать все гласные и хорошо знакомые слова и фразы. Формируются акустические образы некоторых слов по ритмическому рисунку.

Глухие IV группы — реагируют на голос разговорной громкости у уха и на некотором расстоянии до 50 см. Различают гласные слышат сонорные звуки и различают звук Р. Различают хорошо знакомые слова и фразы без ЗУА. Различают низкочастотные согласные (м, н, б и др.).

Слабослышащие дети— слух которых может быть использован ими хотя бы в минимальной степени для формирования устной речи.

Категории слабослышащих разнообразные.

I степень тугоухости — различают все гласные и до 92% согласные звуки

II степень — воспринимают речь разговорной громкости на расстоянии 1 метра. Различают все гласные и 67% согласных звуков.

III степень -разборчивое восприятие речи затруднено. Разборчивое восприятие может быть при повышенной громкости. Различают все гласные и менее 50% согласных.

IV степень — затрудняются разборчиво воспринимать звуки у уха. Голос разговорной громкости воспринимают на расстоянии 40 см до 1 м.

Глухие и позднооглохшие дети учатся в школе для глухих детей.

Дети с глубоким недоразвитием речи учатся во II отделении школы для слабослышащих.

Слабослышащие с развитой речью учатся в I отделении школы.

Общим для всех слабослышащих является:

1. Способность самостоятельно пополнить свой речевой запас без специально организованного обучения;

2. Имеется возможность разборчивой речи при определенных условиях (ЗУА или оптимальное расстояние до уха ребенка).

Выделяются дети с хорошо развитой речью и дети с глубоким недоразвитием речи. Дети с хорошо развитой речью кажутся более слышащими. В соответствии с категориями детям предлагается дифференцированная форма обучения в разных типах учреждений. Школа I и II отделения

В школе глухих учатся дети ранооглохшие

В школе слабослышащих:

· позднооглохшие;

· дети имеющие 3 и 4 степени тугоухости по Нейману или 3 степень по международной классификации.

В зависимости от состояния речи дети учатся в I или во II отделении

· в I отделении с речью;

· во II отделении с глубоким речевым нарушением.

Аудиограммы

Механизм исследование слуха аудиометром заключается в том, аудиометр представляет собой генератор переменных электрических напряжений, которые при помощи телефона превращаются в звуковые колебания. Для исследования слуховой чувствительности при воздушном и костном звукопроведении применяются два разных телефона «воздушный» и «костный». Интенсивность звуков может колебаться в очень широких пределах: от самой незначительной, лежащей ниже порога слухового восприятия, до 120−125 Дб (для звуков средней частоты).

Высота издаваемых аудиометром тонов может охватывать очень большой диапазон — от 50 до 12 000 — 15 000 гц.

Измерение слуховой чувствительности при помощи аудиометра осуществляется посредством изменении высоты и интенсивности звука путем вращения специальных ручек. Устанавливают минимальную интенсивность, при которой звук данной высоты становится едва слышным (пороговую интенсивность).

Шкала аудиометра отградуирована в Децибелах по отношению к нормальному слуху. Таким образом, определив у обследуемого пороговую интенсивность по этой шкале, мы тем самым определяем у него потерю слуха в децибелах для звука данной частоты по отношению к нормальному слуху.

О наличии слышимости испытуемый сигнализирует с помощью специальной кнопки, при нажатии которой зажигается сигнальная лампочка на панели инструментов. Испытуемый держит кнопку нажатой все время, пока слышит звук. При прекращении слышимости испытуемый отпускает кнопку и лампочка гаснет.

Результат исследования слуховых порогов при воздушном и костном звукопроведении наносится на специальную аудиометрическую сетку, на которой по горизонтали отложены значения звуковых частот (125, 250, 500 гц и т. д.), а по вертикали — потеря слуха в децибелах. Показания аудиометра наносят в виде точек для каждого уха отдельно. Кривые, соединяющие эти точки, называются аудиограммой. Сравнивая положения этих кривых с линией, соответствующей нормальному слуху (эта линия представлена в виде прямой, проходящей через нулевой уровень), можно получить наглядное представление о состоянии слуховой функции.

Результаты исследования ушей обычно заносят на один и тот же бланк. Чтобы различить аудиограммы, результаты исследования каждого уха наносят на аудиометрическую сетку разными условными значками, например, для правого уха кружочками, а для левого крестиками или вычерчивают кривые карандашами разного цвета (например — для правого — красным, для левого — синим).

Кривые изображающие результат исследования костного звукопроведения наносятся пунктиром. Все условные обозначения оговариваются на полях аудиометрического бланка.

Аудиограмма не только дает наглядное представление о степени нарушения слуховой функции, но и позволяет до известной степени определить характер этого нарушения.

План разбора аудиограммы

Объем воспринимаемых частот

правое ухо — 125 гц до 8000 гц

левое ухо — 125 гц до 8000 гц т. е. широкий объем воспринимаемых частот.

2. Интенсивность воспринимаемых звуков

Левое ухо: (30+35+45+55+72+60+72): 8 =55дб

правое ухо

по классификации Неймана это II степень тугоухости. По международной классификации II степень тугоухости.

Определить возможности восприятия речи

Глухие II группы — могут различать низкочастотные гласные звуки (а, о, у), реагируют на громкий голос у уха, но не различают слов и фраз (70−80 Дб)

3. Динамический диапазон

Левое ухо

125 гц — 30 дб

70 дб — порог дискомфорта т.о. 70−30= 40 дб

250 гц — 35 дб

80 дб — порог дискомфорта т.о. 80−35= 45 Дб

500 гц

и т.д.

правое ухо

Можно рассмотреть динамический диапазон наибольший и наименьший на каждое ухо. Это дает возможность определить рабочие частот и возможности восприятия речи.

4. Характер поражения

· удаление от нулевой линии — костная и воздушная проводимость значительно удалена от нулевой линии

· соотношение кривой костной и воздушной проводимости — идут параллельно и расстояние между ними незначительно

· характер кривых -кривые нисходящие, следовательно нарушено звуковосприятие. Больше страдают высокие и средние частоты и меньше — низкие частоты.

5. Определение школы

Рекомендуется школы слабослышащих I или II отделения в зависимости от речевых возможностей ребенка.

6. Использование ЗУА

· Рекомендуется на первоначальных занятиях использовать ЗУА стационарного типа, в дальнейшем (2 класс) переходить на индивидуальные слуховые аппараты.

· Усиление нужно усиливать средние и высокие частоты.

Речевой материал

Слова с низкочастотной характеристикой:

Вова, дом, окно, ухо, море, рыба, волк, дым, город, ум, ворон, мыло, урок, гром, бык.

Слова с высокочастотной характеристикой:

Саша, часы, шишка, чай, спичка, чижик, шашка, час, зайчик, сеть, чашка, птичка, кисть, щи, чайка.

При нарушенном звукопроведении

Преимущественная потеря слуховой функции для тонов низкочастотного спектра. Костная проводимость нарушена незначительно. В связи с этим отмечается значительный диапазон между уровнями слуховой чувствительности для звука низкой тональности при воздушном и костном звукопроведении (костновоздушный разрыв).

Величина потери слуховой способности при воздушном проведении звука значительно больше, чем при костном.

Понижение аудиометрической кривой (более чем на 60 Дб) и на тоны высокочастотного спектра (выше 1000 — 2000 гц) при воздушном звукопроведнии и уменьшение костновоздушного разрыва свидетельствует о наличии смешанной формы тугоухости, т. е. о некотором вовлечении в патологический процесс звуковоспринимающего аппарата.

Поражение звуковоспринимающего аппарата

Речь высокочастотного характера воспринимается хуже обычной или низкочастотной речи. Часто полностью отсутствует способность воспринимать шепотную речь. Характеризуется преимущественным понижением слуховой чувствительности для звуков высокой тональности как при воздушном, так и при костном проведении. Для аудиометрического рельефа слуховой функции при тугоухости звуковоспринимающего характера типичным является нисходящий характер аудиограмм, свидетельствующий о наличии дискантовой тугоухости. Отмечается отсутствие костновоздушного разрыва. При костном звукопроведении аудиометрические кривые понижаются до 50−60 дб; при воздушном до 60 — 70 дб.

Смешанная форма тугоухости.

Имеются признаки поражения как звукопроводящего так и звуковоспринимающего характера. О наличии поражения звукопроведения свидетельствует, то что между аудиометрическими кривыми в зоне низких и средних частот имеется костновоздушный разрыв, который постепенно уменьшается. В пользу поражения звуковосприятия говорит преимущественное понижение слуха на тоны высоких частот, а также величина потери слуха (превышающая 60 дб) и нисходящее направление аудиометрических кривых.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector