Предмет и задачи общей психологии. Развитие психологии как науки.

Раздел I.Общие основы психологии.

 

Тема 1.1.Предмет и задачи общей психологии.

 

Предмет и задачи общей психологии. Развитие психологии как науки.

 

Человек-существо сложное и многостороннее. Его изучают многие науки-биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука-психология (от греч.psyche-душа и logos-наука).

Предметом психологии являются человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Психология изучает:

-возникновение и развитие психики;

-сознание человека как высшую форму психики;

-обусловленность психики человека биологическими и социально-историческими факторами;

-нейрофизиологические основы психической деятельности;

-структуру психики человека;

-закономерности формирования психических образов;

-отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов;

-индивидуально-психологические особенности личности;

-психологические особенности поведения человека в социальной сфере;

-психологию конкретных видов человеческой деятельности.

Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной организации своей деятельности. Они нужны ему также для самоанализа и личностного самоусовершенствования. Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя!»

Практическая потребность применения психологических знаний в различных областях человеческой деятельности вызвала интенсивное развитие наряду с общей психологией ее прикладных отраслей: педагогической, медицинской, юридической, инженерной, авиационной, космической, психологии искусства, труда, военного дела, спорта, менеджмента, маркетинга и др. Но изучение прикладных отраслей психологии возможно только на базе общепсихологических знаний.

Психологические знания нужны везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики. Психологи плодотворно работают в школах , клиниках, на производстве, в центрах подготовки космонавтов, в управленческих структурах, в правоохранительной системе и аналитических центрах социального развития.

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности сотрудника органов внутренних дел

... требуют знаний общей психологии, которая изучает методологические вопросы психологии, природу психологических явлений, закономерности развития и протекания познавательных псих хологичних процессов, индивидуальные особенности психики человека, его чувства ...

Современная научная психология все глубже познает закономерности психической деятельности человека-закономерности психического отражения действительности и психической регуляции поведения, выявляет условия и средства оптимизации человеческой деятельности.

Основные методические принципы психологии:

-признание детерминированности (причинной обусловленности) психологических явлений материальной действительностью;

-генетический подход к психическим явлениям — исследование их в развитии;

-признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

-изучение психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов.

Психика человека опосредствуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизнедеятельности. Психическая деятельность -не пассивный продукт мозга, а результат его активного взаимодействия с миром не социально-культурной основе.

Основными методами психологии являются:

-лабораторный;

-естественный эксперимент;

-научное наблюдение;

-метод анализа продуктов психической деятельности.

В последнее время широко используется биографический метод исследования личности. Он состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации.

В возрастной психологии применяется сравнительно-генетический метод-способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

В психодиагностике широкое распространение получило тестирование-диагностика психических возможностей индивида.

 

Значение психологического фактора в формировании оптимального контакта.

 

Социально-психологические черты пожилого человека могут варьировать от высокой сохранности структуры личности и мотивов поведения до полного их разрушения и стереотипизации поведения, для компенсации которых должны разрабатываться различные меры кА государственного, так и индивидуального порядка.

В литературе описаны две стратегии поведения пожилых людей, которые они вырабатывают, реагируя на неблагоприятные условия жизни.

3 стр., 1466 слов

Социальные проблемы пожилых людей

... социальные проблемы пожилых людей в современном обществе. Объект исследования: пожилые люди, нуждающиеся в социальной помощи. Предмет исследования: социальные проблемы пожилых людей. Гипотеза: Мы предположили, что пожилые люди нуждаются в заботе и поддержке ... с низкими социальными квалификациями. Нередко их ожидания и надежды на возможное продолжение трудовой деятельности оборачиваются ...

Первую стратегию реагирования можно отнести к конструктивным способам. Многие пожилые люди обращаются к стратегиям, смягчающим патогенный характер кризисной ситуации, и приемам активного совладания с трудностями.

К конструктивным способам относится психологическое сопротивление: реагирование на потерю личной автономии и свободы, увеличение мотивации в приобретении свободы и контроля над значимыми событиями жизни.

Мотивация психологического сопротивления, цель которой сохранить или вернуть контроль над ситуацией и личностную свободу, что может обеспечиваться возможностями самостоятельного принятия решений, правом выбора среди нескольких альтернатив, способностью интерпретировать стрессовые события жизни и справляться со стрессовой ситуацией путем выработки соответствующих навыков.

Ключом к умению справляться со стрессовой ситуацией в позднем возрасте является компетентность, которая определяется как успешное представление пожилых о своих социальных ролях, как способность адаптироваться к окружающей среде, изменениям в социальной ситуации, что дает чувство интернального контроля. Таким образом, психологическое сопротивление является своего рода защитным механизмом.

Социальная поддержка позволяет пожилым людям ощущать себя компетентными людьми. Социальная поддержка имеет разнообразные виды: эмоциональная поддержка, материальная помощь, информационное содействие, помощь, оказываемая другими.

По значимости функциональной поддержки близкие люди распределяются следующим образом: супруг, друзья, взрослые дети. Социальная поддержка должна быть часть реабилитационных мероприятий в позднем возрасте.

Социальная поддержка является важным фактором, содействующим адаптации к позднему периоду жизни. Она включает, по меньшей мере, следующие факторы:

-пожилой человек должен знать, что о нем заботятся, его ценят и уважают;

-пожилой человек должен понимать, что негативные чувства, которые он испытывает в стрессовой ситуации (ситуации старения), — вполне нормальны, т.е. соответствуют их возрасту и положению;

3 стр., 1039 слов

Значение сна в жизни человека

РЕФЕРАТ Значение сна в жизни человека План Введение 1. Концепции сна 2. Гигиена сна 3. Расстройства сна 4. Расстройства сна при психических заболеваниях 5. Лечение сном Вывод Литература Введение СОН – состояние относительного покоя, возникающее у животных ичеловека через определенные промежутки времени, сопровождающееся понижениемуровня работы отдельных органов и ряда функции организма. Сон ...

-общество должно стимулировать пожилого человека к открытому выражению своих чувств и мыслей;

-общество должно учитывать важность обратной связи («взаимно-ответное действие пожилого на социальное ободрение»).

Социальная поддержка от любого человека, включая членов семьи и друзей, должна признавать потребность пожилого в его собственном контроле самоопределения и найти альтернативныеспособы обеспечить улучшение условий пожилых. Социальная поддержка должна стать частью реабилитационных мероприятий в пожилом возрасте.

Таким образом, расширение компетентности в пожилом возрасте – это решение задач развития, таких как:

-приспособление к потере физической силы и здоровья;

-приспособление к выходу на пенсию;

-приспособление к потере супруга (супруги);

-эксплицитное присоединение к возрастной группе пожилых;

-гибкое и пластичное принятие социальных ролей пожилых.

Другую категорию реагирования на неблагоприятные условия в позднем периоде жизни можно отнести к неконструктивным.

Этот вид стратегии является неконструктивным, во-первых, по причине внутреннего противоречия: пожилые люди находятся в состоянии постоянного поиска средств для самореализации при наличии консервативности сложившихся форм социального поведения. Во-вторых, находясь в непосредственной близости к своим внукам или детям, они создают в доме, в быту очаги социальной напряженности, отрицательно влияющие на настроение, работоспособность активной части населения, прецеденты для подрыва авторитета старших у подрастающего поколения и т.д. Таких людей относят к агрессивному типу старения.

Основной способ психологической поддержки стареющих людей – обращение к тем их способностям, которых лишены более молодые люди. Прежде всего, этого мудрость. Познавательная сфера взрослого описывается в терминах «социальный интеллект», «мудрость» и «компетентность».

Познавательное развитие взрослого тесно связано с его личностным развитием (синтезированный интеллект) и межличностной сферой. В пожилом возрасте обычно достигает максимального развития диалогическая компетентность личности: умение устанавливать и поддерживать диалогические отношения с другим человеком, умение видеть и ценить его уникальность, его человеческие права, «всеобщую человечность» его глубинных переживаний.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

Младший школьный возраст называют вершиной дет­ства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легко­мыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он при­обретает не только новые знания и умения, но и опреде­ленный социальный статус. ...