Познавательные процессы. Ощущение и восприятие.

1. Психологическая характеристика ощущения.

Исключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессы вы­ступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видов деятельности, обслуживая их и обеспечивая их эф­фективность. Основная функция этих процессов — познавательно-аналитическая.

Ощущение — чувственное отображение объективной действительности. Физиологической основой ощущения является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: периферического (рецептора), проводящих нервных путей; корковых отделов анализатора (центральных, кора головного мозга).

Ощущения могут быть охарактеризованы свойствами:

· Качество — характеризует основную информацию, отображаемую данным О.

· Интенсивность — количественная характеристика и зависит от силы воздействия раздражителя и функционального состояния рецептора.

· Длительность — временная характеристика возникшего О. время воздействия раздражителя и его интенсивность.

· Пространственная локализация раздражителя (откуда).

Минимальная величина воздействия раздражителя, при котором впервые возникает О., называется абсолютным порогом О. (Г.Т. Фехнер)

Верхний абсолютный порог (болевой порог) — значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно.

Нижний абсолютный порог — минимальная сила раздражителя, при котором появляется О.

· Основные виды ощущений:

· Кожные или тактильные ощущения. Рецепторы в коже и слизистых оболочках прикосновения, температура (тепла, холода), боль).

· Вкусовые и обонятельные ощущения. Рецепторы вкусовые луковицы (вкусовые клетки) на языке. Обонятельные клетки в слизистой обонятельной области. В. И О. часто смешиваются.

· Слуховые О. различают все звуки на музыкальные и шумы. Речь содержит характеристики обеих групп. О. имеют три стороны: высоту звука, громкость звука, тембр звука.

· Зрительные О. свет и цвет

2 стр., 848 слов

Характеристика основных методов воздействия на потребителя

... 13 Список литературы 15 Приложение 16 1. Характеристика основных методов воздействия на потребителя Психологические методы воздействия Психологическое воздействие - это влияние на людей (на отдельных ... СОДЕРЖАНИЕ 1. Характеристика основных методов воздействия на потребителя 3 2. Подходы к выбору средств коммуникации 9 ...

· Прориоцептивные О. — равновесия и движения. Рецепторы во внутреннем ухе.

· Осязание процесс сочетания кожных и двигательных О. Способность оценивать свойства предметов — твердость, мягкость, гладкость, шероховатость.

2.Психологическая характеристика восприятия.

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непросредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Все, что человек воспринимает, предстает перед ним в виде целостных образов. Происходит синтез О. в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в одной модальности (зрительные в образы), так и в пределах нескольких модальностей. В. Включает в себя О. и основывается на нем. Но помимо О. в В. задействован и предыдущий опыт человека, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс В. включаются психические процессы более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому В. очень часто называют перцептивной системой человека.

Физиологической основой В. являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах ЦНС. Физиологическая основа В. усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами.

Основные свойства восприятия:

Предметность — способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом О., а в форме отдельных предметов.

Целостность — восприятие дает целостный образ предмета.

Структурность — В. доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которыми мы столкнулись в реальном мире.

Константность — относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

Осмысленность — хотя В. возникает при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств перцептивные образы всегда имеют смысловое значение.

3 стр., 1193 слов

Психологическое исследование восприятие цветных предметов

... 10. Измайлов Ч. А., Черноризов А. М. Язык восприятия и мозг // Журнал ВШП. 2005. Т. 2. № 4. С ... Выводы………………. ………………………………………………………..18 Источники………………………………….…………………………………….19 Введение В исследовании цветового восприятия выделяют два типа цветовых образов, которые, в свою ... и физически измеряемым случаем) предметного цвета служит восприятие стимула в виде небольшого диска (порядка 1-3 угловых градусов ...

Активность (избирательность) — в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего В., т. е. не отражаются в нашем сознании.

Виды восприятия:

По модальности (анализатор) — слуховое зрительное, осязательное, кинестетическое, обонятельное, вкусовое. Различные виды В. редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются и в результате возникают сложные виды восприятия.

По форме существования материи: В. пространства, В. времени, В. движения.

К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве.

I. Виды восприятия

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Сознательное и подсознательное восприятие.

Как известно, прием сигнала может происходить на двух уровнях.

На нижнем уровне окружающая нас энергия воздействует на наши органы чувств, и как только энергия раздражителей становится достаточной для того, чтобы возбудить один из рецепторов, она превращается в закодированное сообщение, которое будет передано в мозг. Этот предел чувствительности каждого рецептора, за которым уже не может наступить возбуждение, называется физиологическим порогом.

На более высоком уровне сигнал, чтобы быть воспринятым, должен затем превысить другой порог — порог восприятия. Это порог сознательного опознания. Он контролируется ретикулярной формацией мозга (подструктура мозга, которая отвечает за активизацию деятельности мозга и его коры).

11 стр., 5232 слов

Анализ особенностей восприятия инфразвуковых колебаний психикой человека

... указывается на восприятие человеческой психикой данных частот: воспитанные в определенных культурных традициях люди трактуют ощущения, связанные с ... , что инфразвуковые волны оказывают заметное влияние на восприятие человеческим мозгом окружающей действительности. Ранее неисследованный, инфразвук, тем ... Гц. Этот частотный диапазон лежит ниже порога слышимости и человеческое ухо не способно воспринимать ...

Эксперименты Грегори показали, что одного фотона может быть достаточно, чтобы возбудить рецептор в сетчатке глаза, но потребовалось 8 таких порций энергии для того, чтобы наш мозг воспринял светящуюся точку, чтобы человек осознал, что видит светящуюся точку. Физиологический порог определен генетически и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов, а порог восприятия изменчив, он зависит от уровня бодрствования мозга, от внимания мозга к сигналу, который преодолел физиологический порог.

Итак, между этими двумя порогами существует зона чувствительности, в которой возбуждение рецепторов влечет за собой передачу сообщения, но оно не доходит до сознания. Эти сигналы поступают в мозг и перерабатываются низшими центрами мозга (подсознательное, подпороговое восприятие), не доходя до коры мозга и не осознаваясь человеком, но эта информация накапливаясь, способна влиять на поведение человека. Такой же эффект подсознательного восприятия возможен, если время воздействия или интервал между сигналами был менее 0,1 сек, исигналы не успели обработаться на уровне сознания.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраивает и структуру, и содержание всех психических процессов.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Наблюдение- это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.

13 стр., 6262 слов

Эволюционный процесс развития теорий управления в ХХ веке

... направление развития эволюцию управления. Целью дипломной работы является изучение эволюционного процесса развития теорий управления в ХХ веке. Объектом исследования являются школы управления ... , когда отсутствовали объективные улучшения условий труда. Мэйо предположил, что таким образом у работников проявляется особое чувство социабильности – потребности ощущать себя «принадлежащими ...

Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т. е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов.

Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т. д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения.

Итак, восприятие— это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

II. Апперцепция

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизируется следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Это необходимое условие ориентировки человека в окружающей среде.

8 стр., 3902 слов

Восприятие и ощущение

... нам по различным каналам: аудиальным (восприятие слуховых образов), визуальным (восприятие зрительных образов), кинестетическим (восприятие чувственных образов.[3.16]. Психофизиологические характеристики ощущений Человек рождается с готовым аппаратом для ...

Теории восприятия

Структуралистская теория восприятия. Ощущение как единица перцептивного образа. Гипотеза суммации ощущений. Аналитическая интроспекция — метод предназначенный для измерения ощущений в естественных условиях. Принцип постоянства: Когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть сенсорного органа — они могут быть обнаружены и с помощью АИ, и преобразованы в те же чистые ощущения. Мир состоит из: Ощущений, которые возникают когда раздражается отдельный рецептор; Образов памяти, которые представляют собой следы пережитых ощущений. Предполагают, что 2 во всем подобно 1, отличается лишь меньше отчетливостью. Воспринимаются группы простых стимулов (суммация ощущений).

Все состоит из Едва заметных различий. Наше пространственное ощущение не явл. зрительным, поскольку 1) Все статистические признаки глубины многозначны 2) тщательная АИ показывает, что единственные зрит. Ощущения, которые могут быть обнаружены — двумерны и непосредственны. Соответственно — Аккомодация и конвергенция — это первичные признаки восприятия, несмотря на то, что они не зрительные. Пространственные ощущения; 1) кинестетические мышечные ощущения Аи К 2) Следы памяти от предшествующих кинестетических ощущений 3) чистые зрительные ощущения. Критика: образ не целостен (АИ), невозможно абстрагироваться от контекста, Иллюзия Мюллера-Лаера сохраняется несмотря на АИ. По точкам не построить фигуру.

Гештальттеория делает акцент на врожденный характер перцептивных процессов, основывается на целом, а не на единицах и считает главным не элементы восприятия, а процесс, их порождающий. Принцип изоморфизма (равенства формы) — воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения в виде квадрата в зрительной коре. Функция сдерживающих сил заключается в сохранении видимой локализации точки, точно соответствующей месту нахождения возбуждения в том распределении, которое связывает стимул.

Теория восприятия У. Найссера включает понятие когнитивной схемы, рассматривает перцептивный цикл. Термин «восприятие» относится ко всему циклу, а не к отдельной его части. Схема — это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к воспринимаемому. Схема принимает информацию, которая оказывается на сенсорной поверхности, изменяется под влиянием этой информации и направляет движения и исследовательскую активность. С биологической точки зрения схема — часть нервной системы. Результат исследования окружения — выделенная информация — модифицирует исходную схему. Это и есть перцептивный цикл. Восприятие — это прежде всего мотивационный процесс.

20 стр., 9800 слов

Восприятие образа физического 'Я' у пациентов с тяжелыми физическими увечьями

... ощущения. Основной жизненной целью становится здоровье. В данной работе рассмотрены вопросы типов психического реагирования и изменения восприятия образа ... ) провести практическое исследование, направленное на изучение восприятия образа физического Я у пациентов с тяжелыми физическими ... в результате перенесенного насилия, имеются нарушения в восприятии образа физического Я, более выраженные, чем у ...

Теория восприятия Г. Гельмгольца основана на понятиях первичного образа, перцептивного образа, образа представления, бессознательных умозаключений. Первичный образ — совокупность впечатлений, формирующихся без реминисценций, и прежнего опыта, содержащих то, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений. Перцептивный образ относится к восприятию, сопровождающемуся соотнесением, взаимодействием чувственных ощущений и прошлого опыта. Образ в представлении — отвлеченная от текущих чувственных впечатлений реминисценция наблюдаемых ранее объектов. Бессознательные умозаключения — психические акты обычного восприятия, приводящие к возникновению иллюзий.

Дж. Брунер рассматривает восприятие как процесс категоризации прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Процесс восприятия состоит из первичной категоризации — поиска признаков, которые позволили бы подтвердить принятое решение, и вторичной категоризации.

Гибсон (экологическая теория восприятия).

Восприятие — то, что индивид достигает. Оно представляет собой процесс напосредственного контакта с внеш. миром, процесс переживания, впечателений о предметах. Это психологич. акт живого наблюдения. Источник извлечения возможности — окружающая среда. Экологическая оптика. Зрительная информация извлекается из светового потока. Предметы освещены — каждая точка жизненного пространства обеспечена световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности. Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры — закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты — источники зрительной информации. В мире нет разницы между тем, что кажется, и тем, что есть на самом деле. «Изучаю только реальное восприятие». Основной механизм извлечения возможности — внимание к объекту. Это есть активность. Из светового строя субъект извлекает информацию не только о мире, но и о себе. На границах поля происходит постоянные изменения, которые дают субъекту информацию о себе. Процесс восприятия подчинаяется з-нам перцептивной организации: а) близость (чем я ближе, тем больше организация в целые образы); б) сходства; в) замкнутости (чем она больше, тем больше организ. в отд. образы. Воспринимающие с-мы:5 типов их типов соотве. 5 орг. чувств, но отлич. от них: а) специфику чувств опред. набором рецепторов и проекционн. ц. мозга, а в.с. — органом и его настройкой; б) рецепторы — пассивны, а в.с. — получают инфо. активно; в) результат работы орг. чувств — набор врожд. ощущений, а в.с. — способн-ть к соверш.

Эмпирическая теория — для возникновения образа не нужно других сил, кроме известных психических способностей. Представления о мире отражают закономерные последовательности внешних явлений. Единственно верные представления — это те, которые сформированы по законам нашего мышления, и мы в состоянии перевести их в действительность.

Когнитивно-ориентированная теория: здесь есть посредник в виде познавательных процессов; бессознательные умозаключения формируются в опыте.

Специфика формирования образных явлений. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.

Образ — обобщающий термин для всех осознанных субъективных представлений. Необходимо заметить, что существует два типа образов — образы где нет реального стимула и те где он присутствует.

Главное и принципиальное отличие перцептивного образа — в том, что только в перцептивном образе есть реальный объект, т. е. чувственная основа. Во всех иных чувственной основы нет. К числу таковых относят следующие.

Мысленный образ — смутное субъективное воспроизведение ощущения или восприятия при отсутствии адекватного сенсорного воздействия.

Фосфены — возникновение или изменение идеосетчаточного света: пятна, узоры. Возникают из-за механического или электрического стимулирования.

Синестезия — когда восприятие одной модальности сопровождается образами других модальностей. Пример: «цветной слух», Скрябин.

Образ собственного тела.

Фантомный образ: боли в несуществующей руке, ноге и проч. Продолжающееся действие сформированной схемы тела. Могут возникать фантомы только тех частей тела, которые человек сумел освоить. Чем старше человек к моменту ампутации, тем вероятнее возникновение фантома. Фантом не возникает, когда части тела разрушаются постепенно.

Гипнагогическая галлюцинация — образы, возникающие в процессе засыпания (при пробуждении — гипнопомпическая).

Кажущийся образ, представляющийся реальным.

Эйдетический образ — кажется бодрствующему (обычно ребёнку) перцептом. Типы: Т-эйдетический образ (послеобраз, растянутый во времени), В-эйдетический (усиленные мысленные образы).

Галлюцинация — когда стимула совсем нет.

Иллюзия — когда стимул искажается.

Паранормальная галлюцинация — привидения, двойники.

Сновидение — нормальная галлюцинация.

Сенсорное обуславливание — галлюцинация, вызванная экспериментально с помощью стимулов разных модальностей. Особенно эффективно при гипнозе.

Логвиненко: «Осознанный образ восприятия — эта та психическая реальность, которую мы без труда находим в своем сознании с помощью самонаблюдения. Одной из важнейших характеристик образа восприятия является его предметность». Предметность:

1) Реальность (человек убежден в объективном существовании предмета восприятия)

2) Объективированность (человек переживает образ вынесенный во вне)

3) Означенность (когда нет означенности — предметная агнозия)

4) Константность

5) Полимодальность

Виды образов:

ФОСФЕН. Син. фотизмы. Хаотические световые ощущения («искры в глазах»), обычно наблюдаемые в темноте или при закрытых глазах; имеют разнообразную текстуру — от нескольких светящихся точек до сложных узоров, меняющихся во времени. Могут вызываться электрической стимуляцией участков кожи около глазницы или различных отделов зрительного анализатора, а так же механическим воздействием на глаз.

ПОСЛЕОБРАЗ. Син. последовательный образ. Следовое непроизвольное «восприятие» кажущегося объекта, который незадолго до этого рассматривался при строго неподвижном взгляде .

ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. Отчетливое, полное и детальное зрительное представление объекта (сцены); отличается от послеобраза независимостью от движений глаз и большей стабильностью сенсорных характеристик. Эйдетизм характерен для части детей; у взрослых встречается редко.

ФАНТОМ. Фантом ампутированной конечности. Фантом — продолжающиеся действие ранее сформированной схемы тела (по Симмел), это означает, что могут возникать фантомы только освоенных конечностей. Начиная с 9 лет ампутация всегда ведет к фантому.

СИНЕСТЕЗИЯ. См. выше. Сенестопатии («кажется, что отваливается голова»).

ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ. Ложное восприятие реально отсутствующего объекта (сцены), субъективно не отличаемое от образа восприятия; возникает спонтанно, как правило:

o При психических заболеваниях (напр., шизофрения, delirium tremens).

Можно спровоцировать: читает с чистого листа (симптом Рейхардта), говорит по выключенному телефону (симптом Ашаффенбурга).

o В стрессовых ситуациях

o Во время длительной сенсорной изоляции

ПСЕВДОГАЛЛЮЦИНАЦИЯ. Все тоже, что при галлюцинациях, но образы воспринимаются не как предметы, а именно как «образы предметов», т. е. воспринимаются субъективно.

Необходимо заметить, что во всех этих образах нет реального стимула, дистального то есть. Главное и принципиальное отличие перцептивного образа — в том, что только в перцептивном образе есть реальный объект, т. е. чувственная основа. Во всех вышеперечисленных чувственной основы нет.

Восприятие времени — это субъективное отражение длительности, скорости протекания и последовательности реальных явлений. Вопрос о природе времени во все времена привлекал к себе внимание философов, физиков, биологов и даже писателей.

2. Восприятие времени. Время, как и пространство, — одна из основных форм существования материи. Восприятие времени есть отражение объективной длительности, скоро­сти и последовательности явлений действительности.Отра­жая объективную реальность, восприятие времени дает челове­ку возможность ориентироваться в окружающей среде. Не толь­ко для человека, но и для животных отсчет времени — чрезвы­чайно важная часть приспособительной деятельности. Ориенти­ровка во времени у человека осуществляется с помощью корко­вых отделов мозга.Многочисленные данные клинических на­блюдений убедительно показали, что нет оснований предпола­гать существование очаговой локализации восприятия времени в коре, т. е. специального центра отсчета времени. Расстройство временных восприятий наблюдается при поражении различных отделов коры. Отсюда можно сделать вывод, что восприятие времени осуществляется при помощи ряда анализаторов, объе­диняющихся в систему и действующую как единое целое. В ос­нове восприятия времени лежит ритмическая смена возбужде­ния и торможения, затухание возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе, в больших полуша­риях головного мозга.В восприятии времени участвуют различ­ные анализаторы, однако наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощу­щения. Особую роль играет кинестетический анализатор в вос­приятии ритма. Под ритмом с психологической точки зрения понимается восприятие серии объектов как серии групп стиму­лов. Последовательные группы обычно строятся по одному об­разцу и воспринимаются как повторение. Если серия состоит из физически идентичных и единообразно расположенных во вре­мени стимулов, то восприятие ритма определяется субъектив­ными факторами. Воспринимаемый при этом ритм называется субъективным ритмом,а ударение — субъективным ударением.Переживание ритма по самому существу своему активно. Нель­зя просто «слышать ритм». Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его «сопроизводит». Восприятие ритма с психо­логической стороны представляет особенный интерес именно потому, что в нем с чрезвычайной яркостью обнаруживается, что восприятие есть процесс активно-действенный. Слуховые ощущения отражают временные особенности действующего раздражителя: его продолжительность, ритмический характер и т. п. Восприятие продолжительных периодов времени в значи­тельной степени определяется характером переживаний. Обыч­но время, которое было заполнено интересной, глубоко мотиви­рованной деятельностью, кажется короче, чем время, про­веденное в бездействии.Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицатель­ные — субъективно несколько растягивают временные проме­жутки. Временные восприятия у детей складываются довольно поздно, проделывая значительный путь развития. С общим хо­дом психического развития, с овладением знаниями в процессе обучения связано и повышение точности дифференцировки от­резков времени.

Восприятие времени — это уникальный вид перцепции, являющийся отражением продолжительности (длительности) события. Временные отношения выражаются посредством:

  • хронометрии — отсчета времени, измеряемого при помощиравномерного движения того или иного объекта, например стрелки часов;
  • хронологии — отражения времени в соответствии с общими для всех людей явлениями: временами года, количеством прожитых лет и т. д.;
  • хроногнозии — субъективного времени, т. е. субъективного переживания длительности событий в зависимости от их значимости и эмоциональной окрашенности.

Психолога, в отличие от других ученых — интересует в первую очередь не физический аспект такого феномена, как время, а именно его восприятие — осознаваемая индивидуумом продолжительность того или иного события. Г. Николас отмечает, что раньше психологи надеялись обнаружить «ощущение времени», сопоставимое с другими модальностями ощущений. Однако выяснилось, что ощущение течения времени, вероятно, является не простой функцией, а возникает в результате сложных процессов обратной связи, которую мы получаем из внутренней и внешней среды.

Как утверждает X. Шиффман, восприятие времени — странная перцепция: оно имеет скорее когнитивную, чем физическую или нейронную основу. Действительно, нет ни очевидных сенсорных рецепторов или органов, предназначенных для восприятия времени, ни каких-либо непосредственно наблюдаемых ощущений, вызываемых специфическими стимулами, связанными со временем. Справедливо заметил П.Фрайс: Продолжительность не существует ни в самой себе, ни вне самой себя, а присуща тому, что длится.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими. Одни явления отражаются в сознании как непосредственно на нас действующие в данный момент, другие — как уже ранее воспринимавшиеся, третьи — как ожидаемые и еще не наступившие.

Восприятие последовательности явлений связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе: закономерная смена дня ночью и ночи днем, смена времен года и т. д. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Неоднократное повторение при определенных условиях ранее бывших восприятий приводит к образованию своеобразного условного рефлекса: появление данного раздражителя является сигналом появления и других раздражителей, которые были связаны с ним в прошлом опыте. Образование и закрепление этого условного рефлекса необходимо также и для возникновения представлений о будущем.

Восприятие последовательности явлений опирается, таким образом, на обобщение предшествующего опыта и почти всегда характеризуется большой правильностью. Некоторые ошибки могут иметь место в представлении о последовательности давно прошедших событий благодаря выпадению из памяти отдельных представлений. Восстановление в памяти этих представлений, касающихся побочных обстоятельств, обыкновенно приводит к уточнению последовательности событий.

Восприятие длительности явлений. Это восприятие опирается на представления о начале и конце явления, т. е. на представления о моменте, который уже прошел и с которого начинается отсчет времени (при беге такую роль играет момент старта), и о моменте, которым завершается данное явление и с которого прекращается счет времени (при беге таким моментом будет финиш).

Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки. Так, при беге на длинные дистанции общее время преодоления всей дистанции может быть разбито на отдельные отрезки, соответствующие количеству времени, затрачиваемому на пробег каждого круга.

Восприятие времени длительных событий есть в собственном смысле не восприятие, а представление об этой длительности. Только очень малые промежутки времени (не более 0,75 сек.) могут быть восприняты непосредственно: это такие промежутки, в которых нервные возбуждения, вызванные началом события, еще продолжают существовать, в то время когда возникают возбуждения, вызванные его концом. Во всех же других случаях мы отражаем начало события только в своем представлении о нем на основании следов ранее бывших возбуждений.

Поскольку восприятие длительности всегда связано с целым рядом всплывающих в памяти представлений, оно отличается большой неточностью. Оцениваемые отрезки времени никогда не бывают пустыми, они всегда заполнены какими-либо промежуточными событиями. Представление только о начале и конце без представления каких-либо промежуточных действий или событий (хотя бы тех, на фоне которых совершалось данное явление) не может вызвать представления длительности потому, что в этом случае начало и конец слились бы в одно представление. Заполненность данного отрезка времени той или другой деятельностью, теми или иными событиями является необходимым условием для оценки его длительности.

Отрезки времени, заполненные большим количеством разнообразных и интересных событий или собственных действий, воспринимаются как очень быстро проходящие. Наоборот, промежутки времени, заполненные небольшим количеством событий или действий, особенно если они при этом однообразны и неинтересны, воспринимаются как очень медленно идущие.

В этих случаях мы не воспринимаем длительности всего данного отрезка времени от его начала и до конца, а судим о нем по непосредственному восприятию его «плотности» (заполненности событиями) в каждый данный краткий момент.

Оценка длительности временных промежутков по представлениям о них диаметрально противоположна суждению о них по непосредственному восприятию: заполненные отрезки времени оцениваются при воспроизведении в памяти (т. е. по представлению о них) как очень длительные, так как они богаты событиями; незаполненные же кажутся прошедшими очень быстро, так как они бедны событиями, и воспроизведение в памяти их длительности не требует большого труда и времени.

Отражением сложных форм временных отношений являются восприятия темпа и ритма.

Восприятие темпа. В этом восприятии отражается скорость, с которой сменяют друг друга отдельные элементы совершающегося во времени процесса, например чередование звуков. Темп характеризует это чередование только с одной стороны — быстроты следования одних элементов за другими.

Восприятие ритма. В этом восприятии отражается структура периодически повторяющегося во времени сложного явления, называемая ритмической фигурой. Примерами могут служить различные ритмы в музыке. Мы различаем ритм вальса и ритм польки по характерным особенностям их ритмических фигур. У вальса эта фигура состоит из трех, у польки — из четырех элементов.

Ритм составляют как количество входящих в ритмическую фигуру элементов, так и временные и динамические соотношения их друг с другом. Эти элементы могут быть разъединены более или менее длительными промежутками — паузами; каждая из них может иметь большую или меньшую длительность. Все это придает ритмической фигуре определенное своеобразие.

Отдельные элементы, составляющие ритмическую фигуру, неравноценны. Некоторые из них выделяются, подчеркиваются, что иногда делается с помощью звука или данного движения. Так, в ритме вальса такой акцент падает на первый из трех основных элементов ритмической фигуры. Сочетая количество элементов, их длительность, способ акцентирования, можно создать очень большое разнообразие ритмических соотношений.

Восприятие ритма имеет большое значение в разных видах деятельности, в том числе и в спорте. Оно отличается большой сложностью. Развитие и совершенствование этого восприятия достигается в процессе практической деятельности, а также путем специального воспитания.

Сенсорная депривация (от лат. sensus — чувство, ощущение и deprivatio — лишение) — это частичное или полное снижение чувствительности одного или более органов чувств. С помощью различных устройств для сенсорной депривации можно на время «отключить» зрение и слух, обоняние, осязание, вкус, температурные рецепторы, вестибулярный аппарат. Также к сенсорной депривации относится ограничение подвижности, общения, эмоциональных переживаний.

Сенсорная депривация (от лат. sensus — чувство, ощущение и deprivatio — лишение) — продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями.

Для обычного человека практически любая депривация — это неприятность. Депривация — это лишение, и если это бессмысленное лишение несет тревогу, люди депривацию переживают тяжело. Особенно ярко это проявилось в экспериментах по сенсорной депривации.

В середине XX века исследователи из американского университета Мак-Гилла предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей. Испытуемые находились в лежачем положении в небольшом замкнутом помещении; все звуки покрывались монотонным гулом мотора кондиционера; руки испытуемых были вставлены в картонные муфты, а затемненные очки пропускали только слабый рассеянный свет. За пребывание в таком состоянии полагалась довольно приличная повременная оплата. Казалось бы — лежи себе в полном покое и подсчитывай, как без всяких усилий с твоей стороны наполняется твой кошелек. Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособны выдержать такие условия дольше 3 дней. В чем же дело?

Сознание, лишенное привычной внешней стимуляции, вынуждено было обратиться «внутрь», а оттуда начинали всплывать самые причудливые, невероятные образы и псевдоощущения, которые нельзя было определить иначе как галлюцинации. Сами испытуемые ничего приятного в этом не находили, даже пугались этих переживаний и требовали прекратить эксперимент. Из этого ученые сделали вывод, что сенсорная стимуляция жизненно важна для нормального функционирования сознания, а сенсорная депривация — верный путь к деградации мыслительных процессов и самой личности.

Нарушение памяти, внимания и мышления, нарушение ритма сна и бодрствования, тревожность, резкая смена настроения от депрессии до эйфории и обратно, неспособность отличать реальность от частых галлюцинаций — все это описывалось как неизбежные последствия сенсорной депривации. Об этом стали широко писать в популярной литературе, в это почти поверили практически все.

Позже оказалось, что все сложнее и интереснее.

Все определяет не сам факт депривации, а отношение человека к этому факту. Сама по себе депривация взрослому человеку не страшна — это просто изменение условий внешней среды, а человеческий организм может к этому приспосабливаться, осуществляя перестройку функционирования. Пищевая депривация вовсе не обязательно сопровождается страданиями, начинают страдать от голодания только те, кто к этому не привык и для кого это насильственная процедура. Те, кто сознательно практикует лечебное голодание, знают, что уже на третий день в организме возникает ощущение легкости, и подготовленные люди даже десятидневное голодание переносят легко.

То же касается и сенсорной депривации. Ученый Джон Лилли испытывал действие сенсорной депривации на самом себе, проделывал это даже в еще более усложненных условиях. Он находился в непроницаемой камере, где был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так что был лишен даже температурных и гравитационных ощущений. Естественным образом у него начали возникать причудливые образы и неожиданные псевдоощущения, как и у испытуемых из университета Мак-Гилла. Однако к своим ощущениям Лилли подошел с иной установкой. По его мнению, дискомфорт возникает вследствие того, что человек воспринимает иллюзии и галлюцинации как нечто патологическое, а потому пугается их и стремится вернуться в нормальное состояние сознания. А для Джона Лилли это были просто исследования, он с интересом изучал появляющиеся у него образы и ощущения, вследствие чего никакого дискомфорта во время сенсорной депривации не испытывал. Более того, ему это настолько понравилось, что он стал погружаться в эти ощущения и фантазии, стимулируя их возникновение наркотиками. Собственно, на основании этих его фантазий во многом был выстроен фундамент трансперсональной психологии, изложенный в книге С. Грофа «Путешествие в поисках себя».

Люди, прошедшие специальную подготовку, хорошо освоившие аутотренинг и практику спокойного присутствия, сенсорную депривацию переносят без особого труда.

Сенсорная депривация в умеренных дозах оказывает расслабляющее действие и, что самое важное, провоцирует интенсивную внутреннюю работу: быстрее обрабатывается информация, стабилизируется психика, обостряется восприятие сигналов, поступающих по другим, не ограниченным каналам. Это свойство сенсорной депривации используется в йоге, медитации, нетрадиционной медицине, психологических практиках.

Многие упражнения разнообразных школ используют депривации с целью коррекции личности. Закрытые глаза, тихое, уединенное место, неподвижная поза, отшельничество — все это разновидности сенсорной депривации, используемые для различных практик саморазвития.

Познание — это активная деятельность людей, направленная на приобретение, углубление, развитие знаний.

Современная гносеология рассматривает познание как диалектическое единство чувственного и рационального.

Познание — высшая форма отражения действительности в голове человека. Разница в том, что когда мы говорим познание вместо сознания, то акцентируем внимание на процессуальной сущности сознания, динамике. Познание — это процесс накопления знаний.

Для процесса познания нужны 3 фактора:
1. объект (познания);
2. субъект (познающий);
3. связь между ними (причинно-следственная).

Результат причинного воздействия объекта на субъект — знания. Исключение любого из них делает процесс познания невозможным. Если есть эти 3 фактора, то результатом возникает четвертый — знания. Не важно, истинное это знание или заблуждение — это результат.

С момента рождения человек начинает познавать мир. Этот процесс познания мира продолжается всю жизнь. На самих ранних этапах, как человек, так и человечество, познавали окружающий мир на обыденном, житейском уровне. Но позже они получили возможность познавать мир на научном (теоретическом уровне).

В жизни отдельного человека эта смена происходит тогда, когда человек идёт в школу, а в развитии человечества — когда происходят зачатки наук.

Житейские знания отличаются тем, что это знания явлений, а не их сущности. А теоретическое знание — знание — знание, которое имеет дело с законами и их сущностью, знание глубины предмета, а не блуждания по его поверхности.

У всех людей существуют 2 ступени познания:

1. Чувственная ступень, имеющая 3 формы (от низшего к высшему):

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

2. Рациональная ступень, включающая также 3 формы (но они располагаются на одном уровне):

  • понятие;
  • суждение; процесс мышления.
  • умозаключение.

Но этот процесс мышления (включающий эти три формы) был бы невозможен, если бы не было в рациональной ступени приёмов абстрактно-логического мышления, как: метод сравнения, анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, абстрагизация. При помощи них строится понятие умозаключения. Понятие «человек» складывается из сравнения человека с другими живыми существами. Всё познаётся в сравнении — основной метод мыслительной деятельности. Анализ и синтез также важны, т.к. без них нельзя создать умозаключение.

Эти 2 ступени познания (чувственная, рациональная) органично взаимосвязаны между собой и взаимопроникают друг в друга подобно диффузии жидкостей.
Воздействие 2 ступени на 1. У человека все чувства восприятия умные. Раз это так, то эти чувства воспринимают всё окружающее по-другому. Человек видит то, что знает. Смотреть и не видеть, видеть и не понимать. Видит мозг, а не глаз. Мозг слышит. Поэтому животные не воспринимают искусство.

Воздействие 1 ступени на 2. Чувства — не разум. Здесь заключено диалектическое противоречие. С одной стороны, разум получает информацию от чувственной ступени, от восприятия. Все идеи и мысли в голове — результат переработки разумом первичной информации. Но (с другой стороны), странным образом, основываясь на первичной информации, разум получает новую информацию, которой нет в этих ощущениях. Разум видит невидимое глазу, слышит неслышимое уху. Глаз видит падающие вещи, а мозг — закон всемирного тяготения.

Каждый орган человека создан для восприятия ощущений, а вторая ступень познания, мышление, — чтоб схватить информацию. Это одна из причин, по которой учёные считают уникальность человека привнесённой извне, а не полученной путём эволюции животных.

Чувственное познание — т. е. познание с помощью органов чувств — это первая ступень познавательного процесса, источник непосредственных знаний о предметах и их свойствах, связывающий человека с окружающим миром. Природа органов чувств человека биосоциальна. Человек совершенствует познавательные возможности своих органов чувств: 1) в процессе практики (*сталевар может различать десятки оттенков красного цвета, *дегустатор и т. д.); 2) с помощью приборов; 3) с помощью абстрактного мышления.

Чувственное познание происходит в трех основных формах.

1) Ощущение — это простейший чувственный образ отдельных свойств и признаков предметов и явлений (*зрительные, слуховые, осязательные и т. д. ощущения).

2) Вторая форма чувственного познания — восприятие — представляет собой целостный чувственный образ предметов окружающего мира. Восприятия образуются на основе ощущений.

3) Более сложной формой чувственного познания является представление — сохранившийся в сознании чувственный образ предмета или явления, не воздействующего на органы чувств в данный момент.

На основе представлений формируется рациональное познание, или абстрактное мышление, которое также выражается в трех основных формах.

Понятие — форма абстрактного мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки предметов и явлений. Любое мышление — обыденное, научное, философское — осуществляется при помощи понятий.

Суждение — такая форма мышления, в которой посредством связи и соотношения понятий утверждается или отрицается что-либо, дается оценка. Суждения невозможны без понятий и строятся на их основе

Умозаключение — форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение о предметах или явлениях мира. Умозаключения позволяют на основе ранее полученного знания приобрести новое знание, не обращаясь к чувственному опыту.

Таким образом, процесс познания представляет собой движение от чувственных к рациональным формам познания: 1) выделение отдельных свойств и признаков предмета (ощущение),

2) формирование целостного чувственного образа (восприятие),

3) воспроизведение чувственного образа предмета, сохранившегося в памяти (представление),

4) образование понятий о предмете на основе подытоживания предшествующих знаний,

5) оценка предмета, выделение его существенных свойств и признаков (суждение),

6) переход от одного, ранее полученного знания к другому (умозаключение).

Нарушения ощущений у лиц пожилого возраста и инвалидов

Ощущения — это простейший познавательный психический процесс, заключающейся в отражении отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на психику.

Классификация ощущений. Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) — это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные.

Существуют интермодальные ощущения — синестезии. Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяющая следующие виды ощущений: экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи); проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках); интероцептивные (органические) ощущения — возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.

Существуют генетический подход X. Хэда. к классификации ощущений, выделяющий два вида чувствительности: протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства — голод, жажда и др.); эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Гиперестезия — понижение порога чувствительности, выраженное усиление тактильных, обонятельных, осязательных, вкусовых, зрительных, слуховых, болевых ощущений до уровня труднопереносимых, раздражающих. Звуки кажутся непомерно громкими, оглушающими, цвета — слишком резкими, яркими, без полутонов, простыня — шершавой, испачканной песком, боль — невыносимой без достаточных на то оснований.

Гипестезия - повышение порога чувствительности. Ощущения воспринимаются приглушенными, затушеванными, невыразительными. Голоса кажутся тихими, неясными, краски — тусклыми, смазаннь предметы — нечеткими, боль — тупой, не столь мучительной.

Анестезия — выпадение болевой, тактильной или иной чувствительности. Больможет носить внушенный, чисто функциональный харзктер. Практическая значимость боли особенно велика. Переживание боли встречается часто. Переносимость, чувствительность к боли, по болевых ощущений весьма индивидуальны. Низкая восприимчивость к боли — сомнительное положительное качество, поскольку боль является одним из важнейших сигналов психофизического неблагополучия. Боль элементарна, «боль есть боль» и по-другому ее квалифицирова трудно. До сих пор нет удовлетворительного и признанного определения боли, раскрывающего достаточно полно сущность этого понятия. Одна из наиболее приемлемых характеристик боли: боль — неприятное ощущение или эмоциональное переживание, связанное с реальным и потенциальным повреждением тканей или описываемое в терминах такого повреждения.

Сенестопатии. Из расстройств патологических ощущений особенно значимы в практическом отношении сенестопатии. Под сенестопатиями понимают наиболее сложные, необычные, тягостные ощущения центральной (психической) природы, не имеющие объяснения и не определяемые доступными методами. Для сенестопатии характерны вычурность, своеобразие, мучительность и причудливость ощущений. Больные затрудняются описать ощущения, часто прибегают к образным сравнениям, иносказательным выражениям, метафорам: «как 6yдто», «похоже», «Мне кажется, что мой мозг переполнен жидкостью. Tiакое впечатление, что мозг болтается в черепной коробке и бьется об ее острые грани», «Мое тело высохло, стало, как папиросная бумага». Еще одна особенность сенестопатии — неопределенность локализации.

Сенестопатии ощущаются то в одной области тела, то в другой, иногда сразу по всему телу, носят мигрирующий характер. У части больных сенестопатии сопровождаются чувством насильственности, вызванности, переживаются как результат постороннего влияния (последнее обычно свойственно больным шизофренией).

Сенестопатии нередконосят длительный, упорный характер и часто сочетаются с различными ипохондрическими опасениями, тревогой. В итоге формируется енестопатически-ипохондрический синдром. Сенестопатии необходимоотграничивать от соматических расстройств. При этом нельзя всецело полагаться на результаты параклинических обследований, такдиагностические возможности объективных методов и их доступностьограничены. При дифференциальной диагностике сенестопатии и соматических расстройств приходится в равной мере опираться на их клинические и инструментальные различия.

Таким образом, от висцеральной патологии сенестопатии отличаются особой сложностью, необычностью, причудливостью, витиеватостью ощущений, трудно поддающихся описанию, их упорством, неопределенной или меняющейся локализацией, отсутствием патологических сдвигов в параклинических данных или их несоответствием характеру жалоб, спонтанностью возникновения, неэффективностью пробной терапии.

Еще более затруднительно разграничение висцеральных расстройств и алгической формы сенестопатии (сенестоалгий), которые проявляются сложными,. своеобразными ощущениями, напоминающими болевые,

Гипертензия и гипестезия возникают в результате различных интоксикаций, инфекций, неврозов, астенических состояний. Локальная анастезия нередко имеет истерическую природу. Сенестопатии бывают связанны с органическим поражением головного мозга, интоксикацией, гормональными дисфункциями, шизофренией. Патологические ощущения чаще не являются признаком большой глубины и тяжести: психических расстройств. Преимущественно их квалифицируют как непсихотические нарушения.

При длительно текущих заболеваниях, когда имеется длительное воздействие раздражителя, происходит изменение чувствительности органов чувств. Именно с этим связано привыкание к ношению протезов, а также адаптация к гиперстезиям, сенестопатиям и другим ощущениям со стороны внутренних органов. Интероцептивными называют ощущения со стороны внутренних органов — голод, жажда, тошнота, сердцебиение, изжога и т. д.

Интероцептивные ощущения тесно связаны с болевым синдромом, т. е. указывают на имеющийся дискомфорт со стороны различных систем организма. Нарушения интероцептивных ощущений могут вести к гипостезии, гиперстезии, анестезии и боли, поэтому эти расстройства прежде всего должны подвергаться клиническому анализу, а потом уже психологическому. В формировании такого специфического вида ощущения, как боль участвуют не только действия внешних или внутренних раздражителей, боль может возникать и психогенно (например, при гипнотическом внушении).

Боль ведет к изменению деятельности не только организма, но и психики человека в целом. Адаптация к боли редка, наоборот, болевые ощущения могут вызвать своеобразную сенсибилизацию к ней. Вместе с тем ослабление боли может достигаться не только при помощи лекарственных средств и устранения причины, но и за счет создания психологических конкурирующих очагов возбуждения, что также должно использоваться во врачебной деятельности.

Близким к болевым ощущениям, так называемые гиперпатии — особый вид изменения чувствительности, характеризующейся невыносимо тягостными ощущениями. Например, после ампутации конечности возможны не только фантомные боли, но и гиперпатии по всей половине тела. Целесообразно выделять и каузаягин — психогенный вегетативно-болевой синдром, при котором легкое прикосновение или даже воспоминание о пережитых ощущениях вызывает сильнейшую боль.

В целом отношение человека к боли всегда двояко — с одной стороны боль «верный страж нашего здоровья», с другой, она является мощным астенизирующим фактором и может способствовать развитию психической декомпенсации и значительно снижать трудоспособность человека.

Двигательные проприоцептивные ощущения связаны с движением и положением тела в пространстве. К ним относят также ощущения со стороны костно-мышечной системы. Например, нарушения мышечно-суставного чувства при полиневритах или расстройстве тонких координационных движений пальцев рук, которое может существенно сужать реабилитационные возможности инвалида (часовщик, машинистка, точные сборочные работы и т. д.).

Нарушения восприятий у лиц пожилого возраста и инвалидов

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физ. раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие правильнее обозначать как перцептивную деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с кот мы сталкиваемся в реальной жизни. Целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков основных признаков с одновременным отвлечением от несущественных.

Онтогенез процессов восприятия — структурные изменение, происходящие в восприятии — по мере индивидуального развития.

Основным фактором, обусловливающим построение адекватных действий перцептивных, являются практические действия — деятельность — по преобразованию предметов внешнего мира. При развитии деятельности происходит сокращение внешних практических компонент, за счет чего действия перцептивные свертываются. У ребенка вырабатывается целостная система единиц восприятия эталонов оперативных и сенсорных, опосредующих восприятие. Эталоны сенсорные, используемые как чувственные мерки для систематизации свойств внешнего мира и усваиваемые в этом процессе, соответствуют общественно выработанным системам сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, система геометрических форм).

Практические действия — по преобразованию предметов окружающей среды являются основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий —. При развитии деятельности — происходит сокращение внешне практических компонентов, за счет чего перцептивные действия свертываются. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. Сенсорные эталоны, используемые как чувственные мерки для систематизации свойств окружающей мира и усваиваемые в этом процессе, соответствуют общественно выработанным системам сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, система геометрических форм).

При некоторых патологических состояниях, при психический и нервных заболеваниях, перцептивные процессы могут нарушаться. Нарушения ощущений и восприятий могут быть количественными и качественными. К количественным нарушениям ощущений и восприятий относятся: нарушение темпа восприятия, гиперестезия, гиперпатия, гипопатия, гипестезия, анестезия. Они могут проявляться в деятельности различных органов чувств. К качественным расстройствам ощущений относятся извращения ощущений, в частности, такие, как паросмия (извращение обонятельных ощущений) и парагевзия (извращение вкусовых ощущений), которые трудноотличимы от обонятельных и вкусовых иллюзий и галлюцинаций. Наблюдаются они при инфекционных, интоксикационных психозах, в частности, типичны при отравлении тетраэтилсвинцом (Равкин И.Г., 1948), при энцефалитах, постгриппозных астениях, в постприпадочных состояниях при эпилепсии, при отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы. К этой же группе перцептивных расстройств относятся парестезии. Это своеобразные неприятные, тягостные протопатического характера тактильные ощущения типа ползания «мурашек», покалывания. К перцептивным расстройствам относятся также сенестопатии — необычные, ранее небывалые, элементарные ощущения в различных частях тела («стягивание, сжатие, переливание, вздутие, лопанье, перемещение» и тому подобные), пассивно захватывающие больного, недостаточно дифференцированные, недоступные четкой вербализации, крайне тягостные и мучительные, сопровождающиеся уверенностью в их реальности. Существуют и такие отклонения восприятия, которые могут наблюдаться у вполне здоровых людей.

Расстройства восприятия (иллюзии, психосенсорные расстройства)

Процес восприятия отражает целостные объекты действительности в единстве присущих им качеств. Они возникают при непосредственом действии раздражителя на органы чувств. К расстройствам восприятия отяосятся иллюзии и нарушения психосенсорного синтеза.

Иллюзии

Под иллюзиями понимают не просто неправильное восприятие, а качественно неправильное, искаженное, связанное с ошибочным узнаванием предметов и явлений, когда вместо одних предметов действительности воспринимаются совершенно иные предметы и явления. Например, настольная лампа воспринимается как голова какого-то животного, висящее на вешалке пальто — как фигура притаившегося человека. Иллюзорное восприятие часто неотличимо в чувственном: плане от нормальных восприятий по яркости, цветности, четкости, реалистичности, убедительности и другим характеристикам. Поэтому критика к иллюзорным обманам восприятия обычно отсутствует. Больной уверен, что он действительно «видит» или «слышит» нечто, даже еслиэто противоречит здравому смыслу вследствие его фантастичности, неправдоподобия, необычности.

В учебниках по психологии к иллюзиям часто относят оптические, физеологические и некоторые другие иллюзии: палка, наполовину опущенная в воду, кажется переломленной (оптическая иллюзия), пейзажи, видимые в окне движущегося поезда, выглядят как находящиеся в непрерывном движении (физиологическая иллюзия).

В психиатрии понимание иллюзий обычно более узкое и конкретное, чаще относитсимое к патологии. Оно не связано с внешне сходными феноменами, обусловленными законами оптики, физиологии, включая миражи ит.п. Только качественно неверное восприятие является иллюзорным с позиций психиатрии. Такое понимание иллюзий оправдано клинической практикой, диагностическим смыслом. Ряд психологов объясняют иллюзии результатом слияния искаженного восприятия и качественно отличного представления.

Различают зрительные, слуховые, аффективные иллюзии. Вкусов обонятельные, тактильные иллюзии выделяют редко. Особенно актуальны аффективные иллюзии, во многом связанные со стрессом, переживанием живанием интенсивной тревоги, страха, депрессии. Так, если заставить человека провести в одиночестве ночь на кладбище, то многим в шорохе листвы будут слышаться неясные голоса угрожающего и осуждаюш. содержания (слуховые иллюзии), а вочертания надгробий могут восприниматься как фигура притаившегося человека (зрительные иллюзии!

Выделяют парейдолические иллюзии. К ним относят сложные, сценоподобные, иногда фантастические зрительные иллюзии. В рисунке ковра, обоев, морозных узорах на стекле, проплывающих облаках больной видит сказочных животных, людей, других живых существ. Иногда иллюзорные видения калейдоскопически сменяют друг друга последовательно, по смыслу, напоминая фильм.

В одних случаях больные убеждены в реальности иллюзорных переживаний. Критика отсутствует. В других случаях, особенно при кратковременности, расплывчатости, нечеткости иллюзий критика быа восстанавливается. Иллюзорное восприятие — психотический или. крайней мере, субпсихотический симптом. Обильные зрительные люзии — частый признак измененного сознания. Иллюзии встречаются при самых разных формах психической и соматической патологии. Илюзорному восприятию способствуют помимо стресса, тревоги, страх, недостаточная освещенность, чрезмерная шумность помещений, дефекты зрения и слуха, других органов чувств, излишняя впечатлительность, мечтательность, склонность к фантазированию, повышен" внушаемость, переутомление, расстройства сна.

Особенности расстройств чувственного познания у детей и подростков

У детей в отличие от взрослых преобладает чувственное, а не рациональное познание. Чувственное познание более яркое, изменчива менее дифференцированное, труднее отличимое от представлений образов реальной действительности.

Сенестопатии выявляются не ранее 3−4 лет, что бывает редко, вследствие ограниченных возможностей осмысления и передачи информации, сложности вербализации сенестопатии. У детей младших возрастных групп (раннего, дошкольного, младшего школьного, препубертатного возраста) характерны упрощенность и скудость жалоб («в животе бурчит», «что-то переливается»), трудности в описании патологически ощущений, преимущественно сенестоалгическая форма сенестопатий, рудиментарность ипохондрических и субдепрессивных опасений, отсутствие отчетливых ипохондрических версий. С увеличением возраста у детей усложняются сенестопатические жалобы, увеличивается удельный вес аффективных и ипохондрических объяснений, страхов, которые могут достигать уровня отрывочного ипохондрического бреда. В препубертатном возрасте сенестопатии иногда приближаются к патологическим ощущениям у взрослых.

О., 12лет. Жаловалась, что «голова онемела, замерзла, распадается, мозг стал совсем маленьким, начал прыгать и перекатываться при ходьбе».

Иллюзии у детей возникают не ранее 4−5 лет.

Иллюзорное восприятие в детском возрасте бывает чаще, чем у взрослых. Этому способствуют общая психическая незрелость, меньшая точность восприятия, повышенная внушаемость и самовнушаемость, пугливость, склонность к фантазированию и воображению, нечеткое разграничение восприятий и представлений, слабость критических суждений. Кроме того, возникновение иллюзий у детей связано с недостаточной освещенностью, болезнями зрения и слуха, переутомлением, сонливостью, переходными состояниями от сна к бодрствованию. Аффективные иллюзии у дете бывают чаще, чем у взрослых вследствие их склонности к образованию страхов В более младшем возрасте преобладают зрительные иллюзии в более старшем — слуховые. Бывают парейдолические иллюзии. Возможны тактильные и обонятельные иллюзии (Ковалев В.В., 1985).Иллюзии возникают и у практически здоровых детей. Патологические илюзорные восприятия отличаются стереотипностью, своеобразием, «странностью» необычностью содержания. Наряду с иллюзиями у детей встречаются неправильные восприятия формы, размеров, взаимного располокения предметов и явлений действительности, ошибки пространственного восприятия, нарушения схемы тела, метаморфопсий, :цветоощущения, ощущение невесомости и другие нарушения восприятия, кторые преимущественно возникают при лихорадочных состояниях острых детских инфекциях, нейроревматизме.

Истинные галлюцинации. Незрелость, недостаточная дифференциированность, слабость критических способностей, нечеткое разграничение сна и бодрствования, реальных представлений от кажущихся, одушевление неживых предметов — частый источник незавершенности галюцинаций, существования промежуточных феноменов между истинными и псевдогаллюцинациями. Эпизодические, изолированные галюцинации удается распознать не ранее 3−4-летнего возраста. Возможны истинные зрительные мнимовосприятия, которые часто просматриваются, не диагностируются вследствии психической незрелости, частоты просоночных состояний и других особенностей детской психики. К промежуточным состояниям, не завершенным галлюцинациям, относятся галлюцинации воображения, гипнагогические, псевдогаллюцинации.

У дошкольников доминируют зрительные и осязательные галлюцинации. преимущественно встречающиеся в просоночных состояниях. Нередко возникают зоологические, микроптические, множественные галюцинации: дети жалуются на множество мух, тараканов, мышей, испытывают страх, требуют их прогнать. В других случаях дети видят устрашающие образы: «двухголовую собаку», «людей с песьими лицами «Змея-Горыныча».

Возможны элементарные слуховые мнимовосприятия: слышатся свистки поезда, крики животных. У старших дошкольников встречаются преходящие, неполностью оформленные вербальные галлюцинации: слышится неясный разговор, удается разобрать лишь отдельные слова. Бывают императивные обманы восприятия: «не делай уроки», «порви дневник». В препубертатном возрасте мнимовосприятия носят преходящий, рудиментарный характер. Не всегда удается с уверенностью разграничить истинные и псевдогаллюцинации, вследствие расплывчатости образов, нечеткости проекции и частого отсутствия чувства вызванности, насильственности.

У подростков 15−17 лет истинные мнимовосприятия не отличаются от галлюцинаций взрослых. В детско-подростковом возрасте псевдо-галлюцинации возникают относительно чаще, чем у взрослых.

Псевдогаллюцинации. Как уже отмечено, у детей и подростков обманы восприятия отличаются незавершенностью. Галлюцинации воображения, гипнагогические галлюцинации, обманы восприятия, возникающие в просоночных состояниях, по клиническим особенностям относятся в большей мере к ложным, а не истинным галлюцинациям. Галлюцинации воображения понимают как непроизвольные, красочные, чувственные образы, содержание которых во многом определяется направленностью воображения, представлений, аффективной насыщенностью, фантазиями.

Гипнагогические галлюцинации относительно часто развиваются у детей и подростков. Они возникают в просоночном состоянии, в период засыпания, чувства сонливости, при закрытых глазах на темном поле зрения. Непроизвольно появляются те или иные образы разной четкости. Часто всплывают головы знакомых или незнакомых животных, людей, частей тела. При включении света, открытых глазах видения исчезают.

У детей приходится нередко разграничивать псевдогаллюцинации сновидения (Г.К.Ушаков).

Псевдогаллюцинаторные представления отличаются стереотипностью, повторяемостью сновидений, странностью, необычностью содержания, его эмоциональной насыщенностью сопровождающейся тревогой и страхами. Иногда дети активно отмечают «особый» характер снов, хотя не могут сформулировать их. Старшие подростки в 15−17 лет нередко обладают полным набором клинических особенностей, свойственных псевдогаллюцинациям

Диагностическое значение расстройств чувственного познания

Нарушения сферы восприятия, особенно галлюцинации и иллюзии. относятся к числу важнейших, классических признаков психических расстройств, более того, большинство из них являются показателем грубого и тяжелого нарушения душевной деятельности — психоза. Гиперестезии, гипестезии, анестезии — признаки непсихотическиж отклонений, а наиболее выраженные и стойкие сенестопатии — показатели, по крайней мере, субпсихотических расстройств.

Гиперестезм характерна для неврастении, астенических состояний различной природы:' инфекционной, соматической, интоксикационной, органической, травматической. Гипестезия встречается у больных с тяжелой соматической патологией и на начальных этапах выключения сознания, пониженной реактивности. Анестезия в одних случаях имеет функционально-невротическую, точнее истерическую природу, в других -показатель интоксикации, органических поражений головного мозга. Сенестопатии, особенно более вычурные, обильные, стойкие и сопровождающиеся чувством вызванности, сделанности — чаще свидетельствуют о шизофрении или органическом заболевании головного мозга Метаморфопсии и расстройства схемы тела преимущественно являются следствием интоксикации, нейроинфекций, состояний наркотического опьянения и нетяжелых психоорганических расстройств.

Иллюзии возникают при разных психических расстройствах, в том числе при шизофрении. Обильные иллюзии, парейдолии — один из признаков помрачения сознания. Аффективные иллюзии допустимы у психически здоровых. Иллюзии могут возникать в состоянии алкогольного, наркотического опьянения.

Одно из фундаментальных, принятых в психиатрии, положений гласит: психопатологические симптомы и синдромы неспецифичны. В то же время некоторые из них возникают в основном при определенных формах психической патологии и являются предпочтительными и даже приближаются к специфичным (патогномоничным) психическим paсстройствам.

Элементарные галлюцинации (фотопсии, акоазмы, эпизодические оклики), внушенные галлюцинации могут быть у практически здоровых. Обильные истинные зрительные галлюцинации — признак помрачения сознания. Истинные вербальные, обонятельные, вкусовые, висцеральные, тактильные обманы восприятия возникают вследствиеинфекций, черепно-мозговых травм, соматических заболеваний, алкогольной, наркотической и токсикоманической зависимости, употребления галлюциногенов (ЛСД, эфедрон, первитин и др.).

Большинство псевдогаллюцинаций имеет шизофреническую природу. Некоторые мнимовосприятия возникают почти исключительно при шизофрении и близки к специфичным. К ним относятся антагонистические, комментирующие, висцеральные, обонятельные.

Выявление галлюцинаций — во многих случаях сложная задача. Галлюцнации, как и многие другие нарушения чувственного познания, относятся к субъективным психопатологическим симптомам. В случаях если больные не раскрывают свои болезненные переживания, отрицают их, не отвечают на вопросы, диссимулируют, а их поведение лишьь в малой степени отражает галлюцинаторные расстройства (что бывает нередко), обманы восприятия или не распознаются, или носят сомнительный, предположительный характер. Изменения поведения, соответствующие содержанию галлюцинаторных образов, особенно сведения, полученные от больного, существенно повышают достоверность диагностики. Особенности поведения галлюцинирующих принято считать объективными признаками галлюцинаций, что справедливо лишь отчасти. Изменения поведения при галлюцинировании многообразны.

Больные с вербальными галлюцинациями к чему-то прислушиваются, с кем-то шепчутся, переговариваются, перестукиваются, пробуют затыкать уши, уходить в другие помещения (без какого-либо эффекта).

При зрительных галлюцинациях больные к чему-то приглядываются, от кого-то прячутся, по выкрикам в состоянии возбуждения удается частично судить о содержании оптических мнимовосприятий. При обонятельных галлюцинациях пациенты зажимают нос, пытаются без конца проветривать помещение.

Разные обманы восприятия нередко приводят к сходным нарушениям поведения. Так, отказы от еды могут быть результатом вкусовых обонятельных или вербальных императивных галлюцинаций. В одних случаях доступность больных в сочетании с типичными расстройствами поведения позволяет с уверенностью диагностировать мнимовосприятия, в других — отрывочные высказывания, намеки, нюансы мимики жестикуляции, поведенческие детали дают возможность лишь заподозрить наличие галлюцинаций.

C. Listen to the next part and look at the pictures. In what countries should you avoid using these gestures and postures? Why?

Сходства и различия представителей разных стран

A. Read the first part of an article «Responsible tourism». What countries do you think are among the notorious Top 10?

When you travel the world, like it or not, you are a representative of your country, and your behaviour -good or bad -can reflect on your nation as a whole. That’s why sometimes it’s a good idea to stop and think before you start dancing in the streets or make a noise in the middle of the night. There is a list of 10 top countries with notoriously bad tourists. They create a kind of image of their nations by being rude, loud, noisy, ill-mannered, scandalous, annoying and annoyed, drunk, and disrespectful.

B. Read the next part of the article and match the headings to the paragraphs.

A.We should be grateful to them.

B. They'd better stay at home.

C.They don’t feel comfortable.

D. The world’s diversity is amazing.

1.If you are a traveller, you will encounter many different people along your journeys; people from so many different backgrounds; people of different races, religions, nationalities, tongues, classes, and lifestyles. We live in a diverse world, a world where people look and live differently.

2. And these people will play a lot of different roles within our travels too. They will be our hotel clerks; the cooks of our food, waiters; the housekeepers who make up our rooms; the salespeople who sell things to us; our pilots; our drivers; our tour guides; ride operators at amusement parks; lifeguards who save lives and keep us safe at pools and beaches; police officers who protect us on the streets of the cities we visit; even our fellow tourists who come from different parts of the world to the same place where we come to for the same reasons.

3.Unfortunately, so many people in this world do not have such a favourable view of those who are different from themselves. Many people dislike or otherwise feel uncomfortable around those who have such differences. So much so that they feel disgusted and view those who are different as being lower people who are less civilized and view the mere existence of other people as a problem.

4. Nevertheless, interactions with such people are a fact of life for everyone, especially for the traveller. Geography is a major factor that can set one person apart from another. A person who is narrow-minded or otherwise intolerant of those who are different will have a lot of difficulty enjoying their travels, and for such a person, it may be worth avoiding travel altogether.

C. Discuss in pairs. Do you agree with the author? What things disappoint him?

A. Every culture interprets body language and gestures differently. You should be aware of this fact in order not to offend locals or not to get into trouble. Look at the hand signals below. What do they mean in your country?

B. Listen to the first part of programme about body language and compare the meanings of the hand signals in different countries.

c. Listen to the next part and look at the pictures. In what countries should you avoid using these gestures and postures? Why?

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector