Понятие и определение общения

 

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Другое определение заключается в понимании общения, как процесса установки и развития контактов между людьми, порождаемого потребностью совместной деятельности и включающего в себя:

· Обмен информацией;

· Выработку единой стратегии взаимодействия;

· Восприятие и понимание людьми друг друга.

Процесс общения состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.

Коммуниканты должны совершать само действие, которое мы называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).

 

При этом необходимо определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по кинестетико-тактильному (двигально-осязательному) каналу.

 

Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

Содержание общения представляет собой информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди .

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Цель общения — отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У человека эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей .

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации .

8 стр., 3941 слов

НЛП репрезентативные системы и общение людей

... то же время. Некоторая часть мыслительного процесса все же останется неосознаваемой. Чем больше человек поглощен своим внутренним миром картин, звуков, ... картины, звуки и ощущения внутри себя. Мы вновь переживаем информацию в той сенсорной форме, в которой мы первоначально ее ... замечать больше и делать более тонкие различения во всех каналах восприятия может значительно обогатить нашу жизнь и является ...

 

 

Три стороны общения:

 

1.Коммуникативная — обмен информацией:

— Единый язык общения;

— Единое понимание ситуации общения.

 

2. Перцептивная — создание на уровне восприятия психологического портрета партнера .

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между субъектами общения.

Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации.

3. Интерактивная — выработка единой стратегии взаимодействия (сотрудничество или конкуренция);

Интерактивная сторона общения — это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Есть два типа взаимодействий — кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция означает противодействие. Одной из наиболее ярких ее форм является конфликт .

 

Виды общения:

 

 

В зависимости от содержания, целей и средств Р.С. Немов выделяет следующие виды общения: .

1. По содержанию оно может быть:

А .Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

Б. Когнитивное (обмен знаниями)

В.Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

Г Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

Д. Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

 

2. По целям общение делиться на:

Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

1. Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу — руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

2. Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3. Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

4. Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

 

Кроме того, выделяют следующие виды общения:

7 стр., 3081 слов

Общение как средство передачи информации

... сообщения, канал связи, и результат - что достигнуто в итоге общения. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. ...

 

В зависимости от цели:

Деловое общение (цель выработка определенной стратегии);

Личностное (ориентируется на образ);

Конгитивное (получение информации(

Фактическое (пустое, ник чему не приводящее)

 

В зависимости от стратегий :

 

1. открытое — закрытое общение — желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение это нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

1. если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;

2. в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

«Одностороннее выспрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

2. монологическое — диалогическое;

3. ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение по душам»).

 

Вербальное и невербальное общение :

 

Вербальное общение включает:

Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»).

Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения разы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

 

Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Невербальное общение состоит из следующих систем:

Оптико-кинетические системы (мимика, жесты, поза, глазные сигналы доступа, изменение цвета кожи и т.д.);

Мимика движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние — способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова, так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

... В основу организации сил и средств МС ГЗ положены следующие принципы. 1.Территориально-производственный принцип (создаются в основном на базе существующих учреждений и органов здравоохранения). ... мед. помощи (ЭМП). 2. СМК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной. 3. Управление и ...

Лоб, брови, глаза, нос, подбородок эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес. печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы [4].

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова и предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на несколько групп:

 

1. Жесты иллюстраторы — это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т.е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы движения телом; жесты «биты» (жесты «отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты — регуляторы — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты эмблемы это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях «здравствуйте», а поднятые над головой «до свидания».

4. Жесты-адапторы это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:

а) почесывания, подергивания отдельных частей тела;

б) касания, пошлепывания партнера;

в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.) [4]

Система организации времени и пространства (расстояние между собеседниками, наличие предметов между общающимися, соблюдение времени и т.д.)

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

интимная зона (15 45 см.) в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерно доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

личная, или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

социальная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, как правило, с теми, кого не очень знают;

публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Параэкстралингвистическая система (около-сверхсловесная) включает паузы, звуковые реакции, изменение интонации, изменения тембра и т.п.

 

 

Виды общения в зависимости от его цели :

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. При характеристике психологических целей общения некоторые авторы выделяют следующие виды общения:

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая смерть Как утончить ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...

 

1. «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В стандартном ни к чему не обязывающем общении контакт масок иногда даже необходим, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника»

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Деловое общение руководствуется следующими принципами:

1. принцип кооперативности: «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

2. принцип достаточности информации «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

3. принцип качества информации «не ври»;

4. принцип целесообразности «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

5. «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

6. «умей слушать и понять нужную мысль»;

7. «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Основные правила светского общения включают:

1. вежливость, такт : «соблюдай интересы другого»;

4 стр., 1564 слов

Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности.

... и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни че­ловека. Личность - «социальный человек», человек в мире других людей.   2. Черты человека как индивидуальности могут проявлять­ся в ...

2. одобрение, согласие: «не порицай другого»; , «избегай возражений»;

3. симпатия: «будь доброжелателен, приветлив».

Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости (из области светского общения), а другой на принцип кооперативности (из области делового общения), они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками коммуникации.

 

 

Вывод.

Почему люди общаются? Казалось бы, такая обыденная вещь как общение, служит совершенно разным целям. Скажем так, люди общаются для того, чтобы добиваться чего-то в жизни, общение – всего лишь ключ к успеху. Вот несколько причин, по которым люди общаются.

Мы общаемся для того, чтобы удовлетворять свои потребности. Некоторые люди могут разговаривать часами просто, потому что им необходимо высказаться, озвучить свои мысли по поводу той, или иной ситуации. И при этом, эти же люди уже через несколько часов могут не вспомнить, о чем говорили.

Мы общаемся для того, чтобы повысить свою самооценку. Многие люди для этого «давят» на жалость и манипулируют окружающими. Сам того не замечая, при разговоре отмечает для себя некоторые вещи. Например, то, как окружающие его люди реагируют на его речь или поведение. Первый опыт в общении остается на всю жизнь и может круто повлиять на нашу судьбу. Если первый опыт оказался негативным, то у человека понижается самооценка. Такой человек не склонен к общению, старается свести его у минимуму. Ему придутся очень хорошо потрудиться прежде, чем поднять свою самооценку. Если же первый опят в общении оказался положительным, то, соответственно, и самооценка повышается. Такой человек понимает, что у него есть харизма, и что он сможет многого добиться в жизни.

 

 

 

Список литературы.

 

1. Андреева, Г. М. Социальная психология/ Г.М. Андреева. — М. : Аспект Пресс, 2003. — 375с.

 

2. Андриенко, Е. В. Социальная психология/ Е. В. Андриенко. — М. : Академия, 2008. — 264с.

 

3. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком/ А.А. Бодалев, — М. : Изд-во МГУ, 1982. – 200с.

 

4. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды/ А.А. Бодалев.- М. : МПСИ, 2002. — 320с.

 

5. Брушлинский, А. В. Мышление и общение/ А.В. Брушлинский. — Минск : Изд-во «Университетское», 1990. – 190с.

 

6. Знаков, В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М. : ИП РАН, 2005. — 190с.

 

7. Кон, И. С. Дружба: Этико-психологический очерк/ И.С. Кон. — М. : Политиздат, 1997. — 120с.