Взаимоотношение родителей и детей

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. стр.3

Взаимоотношение родителей и детей стр.4

Психологическая помощь семье стр.5

Диагностическое интервью стр.6

Функции в семье стр.8

Стадии этапов личностного и эмоционального развития стр.10

Завершающий этап в системе социально-психологической коррекции отношений. стр.12

Заключение. стр.13

Библиографический список использованной литературы стр.14

Приложение стр.15
Введение

Семейная психокоррекция в самостоятельную область социально-психологической практики произошла в начале 60-х годов прошлого века. Коррекция семейных отношений является молодой областью и в настоящее время продолжает развиваться в рамках социальной психологии. Для общества очень важно предотвратить развал супружеских и внутрисемейных отношений, помочь преодолеть трудности межличностного взаимодействия в семье.

Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста — смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

«Мы и взрослые» — постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии. Конечно, возрастное «Мы» существует и у ребенка. Но ребенок принимает различие двух миров — детского и взрослого — и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки стоят где-то «посередине», и эта промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.

Семья — это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях. Важнейшие характеристики семьи это: функции, структура и динамика.

Развитие и распространение психологической помощи семье особенно актуально для наших стран. Коррекционная работа проводится с разными возрастными группами. Методы коррекции должны учитывать особенности ситуации и подбираться индивидуально.

Целью данной работы является: изучить взаимоотношения родителей и детей. Задачи, которые рассмотрели авторы в исследовательской работе это: 1.структура семьи и функции в ней,

2.помощь семье в различных ситуация,

3.изучение литературы психологии семьи.


 

Взаимоотношение родителей и детей

Если исследования взаимоотношений между родителями и детьми первоначально касались лишь тех ситуаций, которые рассматривал Фрейд, а именно вскармливания, отлучения от груди, приучения к туалету, то в дальнейшем были сделаны попытки более широкого и систематического описания этих взаимоотношений, выявившие три главные их характеристики. Первая – любовь и теплота. Теплое или холодное отношение родителя к ребенку влияет на многие стороны воспитания детей; ряд исследований доказывает его важность для формирования детского поведения. Вторая черта родительского поведения – степень контроля за ребенком; она варьирует от авторитарного стиля до вседозволенности. Третья характеристика, выделяемая исследователями не столь четко, связана с такими феноменами, как избыточная опека, родительская тревога и избалованность детей. В своем крайнем выражении она включает бурные эмоциональные отношения с ребенком, мешающие родителю рассуждать трезво, и восприятие ребенка в качестве своего продолжения.

23 стр., 11231 слов

1. Взаимоотношение психологии и психиатрии. Роль и значение экспериментально-психологического ...

... психолого-педагогическая экспертиза: осуществляется клиническими психологами в отношении детей с аномалиями развития, трудностями обучения, отклонениями ... границ с психологической антропологией, то есть, психологией личности, персонологией, понимаемой как психологический аспект, охватывающий ... говорят о психологических проблемах их детей, атмосфере в семье, школе, целесообразно задать им прямые, ...

Один из типов воспитания, который, как выяснилось, обычно дает хороший результат, называется «авторитетным». Это комбинация теплоты и относительно строгого контроля за ребенком, однако такого контроля, который понятен ребенку и осуществляется четко и последовательно, так что дети знают, чего им ждать, если они нарушили установленные родителями правила.

Важное значение имеют и другие различия в поведении родителей. Они могут быть общительны или замкнуты, хорошо ладить друг с другом или часто конфликтовать, придавать то или иное значение карьере, деньгам, общественной популярности, аккуратности или интеллектуальности. Семьи могут различаться и по таким дисциплинарным приемам, как объяснения с детьми, лишение их привилегий, применение изоляции или физического наказания. Существуют также различия в специфических семейных установках и правилах, к которым относятся домашняя работа, карманные деньги, практика семейных советов, уроки музыки и танцев и т.д.

Кросс-культурные исследования детского воспитания служат исключительно важным источником информации. Человеческие сообщества выработали собственные методы воспитания детей. Поэтому любые совпадения, выявленные в разных культурах мира, имеют значение для решения вопроса о роли врожденного фактора в психическом развитии человека и в формировании личности.

Этнографические исследования внесли большой вклад в понимание детского поведения и психического развития ребенка. Они, в частности, показали, что некоторые возрастные характеристики, которые мы рассматривали как естественные и неизменные, не являются таковыми, поскольку выглядят совершенно иначе в других культурах. Так, в современных западных странах подростки трудноуправляемы, для них характерно неустойчивое поведение. Часто это объясняют тем, что они подвергаются быстрым биологическим изменениям и внезапно сталкиваются с очень сильными, новыми для них внутренними импульсами. Но оказалось, что в некоторых культурах подростковый возраст вовсе не является периодом неустойчивости.

3 стр., 1266 слов

СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И ЛИДЕРСТВО.Характеристика семей .Семейные роли

... семья» в юридическом значение будет существовать даже и тога, когда в социальном значение произошел фактический распад семьи, который привел к прекращению ее существования. Отметим, что существование семейных ... члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью». В словаре С. И. Ожегова понятие «семья» рассматривается как «группа живущих вместе ...

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ

 

Все большую популярность стал приобретать подход к семье, как к единице социального воздействия и психологического анализа, которую можно рассматривать как единое образование, обладающее определенными особенностями структуры, функционирования и развития. Задачей коррекции семейных отношений является создание условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечит реализацию потенциальных возможностей каждого члена семьи.

Существующие сегодня виды консультативной помощи семье чрезвычайно разнообразны. Они могут различаться по ориентации на определенную группу клиентов, по характеру оказываемой помощи и по задачам, которые решает специалист. Эти различия формируют ту или иную модель помощи.

Психокоррекционная модель помощи предполагает, что причиной тех или иных проблем или неблагополучия в семье зависят от внутри семейного общения, личностных особенностях членов семьи или неблагоприятных обстоятельств. Здесь рассматриваются такие вопросы как: мотивация вступления в брак, поведение ребёнка, стереотипы родительской семьи, сформировавшийся жизненный стиль, отношение к людям и событиям, которые образуют систему эмоциональных связей и взаимоотношений, которые реализуются в общении. Эта модель предполагает анализ семейной ситуации клиента и его личности, и формулировку «диагноза», который позволяет оказать помощь семье и её членам. Помощь состоит в коррекции семейных отношений, в которых конфликты ведут к дезадаптации членов семьи.

 

 


Диагностическое интервью

Особенности проведения диагностического интервью, являются общими для всех клиентов, обратившихся к психологу. Процессуальные аспекты работы имеют большее значение, чем содержательные. Содержание высказываний – это свидетельство того, как члены семьи воспринимают свои проблемы и взаимоотношения, важно тем, что оно характеризует самого рассказчика, его аналитическую деятельность, но не позволяет объективно оценить других членов семьи.

Использование исследовательской позиции для того, чтобы помочь клиентам прояснить свои отношения с окружающими. Чем больше психолог узнает клиентов, тем больше они узнают о себе. Сообщая психологу о себе различную информацию, клиент учится лучше понимать свои собственные потребности и требования, предъявляемые к нему социальным окружением.

Используемые в семейной психологии методы диагностики кроме диагностического интервью включают еще и стандартизированные психодиагностические методики.

Компонентом практической эффективности семейной психокоррекции и психологического консультирования является корректное применение психодиагностических методик:

11 стр., 5102 слов

Тема 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОСОЗНАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ...

... рекомендаций по результатам исследования.   Тема 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОСОЗНАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (АУТОСОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА) Аутосоциометрическая методика относится к специальным методам изучения социальной перцепции, особенностей, восприятия и понимания ...

— глубокое овладение содержанием основных диагностических процедур, умение их интерпретировать;

— овладение приемами оперативного планирования психодиагностического обследования конкретной семьи;

— овладение репертуаром конкретных специализированных методик стандартизированной семейной психодиагностики, адекватных определенным условиям и задачам психолога;

— применение стандартизированных психодиагностических методик измерительного типа.

Плюсы стандартизации состоят в том, что эта процедура экономична, психолог опирается на опыт разработчиков и пользователей методики, методики предохраняют психолога от от создания встречных концепций.

Минусами стандартизированных методик заключаются в том, что жесткая запрограммированность методики повышает риск диагностической ошибки, если психолог неправильно построил программу диагностики

Социально-психологические проблемы семьи — добрачные, супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей.

Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период. Характер предбрачного ухаживания позволяет выявить истоки зарождения тех трудностей, которые прямо или косвенно могут проявиться на каком-либо из этапов жизненного цикла. Тесты, можно разделить на две группы, которые дают исследовать возможности потенциальных супругов:

— ценностную совместимость;

— психофизиологическую совместимость.

Методы диагностики супружеских отношений позволяют дать оценку взаимоотношений супругов, качества личности супругов, способы проведения семейного досуга, общность интересов и ценностей и понять нравственно-психологические основы супружеских отношений.

Диагностика детско-родительских отношений. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений психолог может получить сведения об отклонениях ребенка, о том, как строятся отношения родителей и детей, выделить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: 1. «Родитель-ребенок» глазами родителя 2. Глазами ребенка.


 

Существует несколько функций в семье:

Воспитательная функция

Состоит в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.

В отношении к обществу семья, воспитывая детей выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Функция эта является достаточно длительной — от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. Поэтому нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья.

Хозяйственно — бытовая

Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья — физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком. Чтобы работа с аутичным ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с развития ... агрессии и стилями воспитания в семье. Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: 1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой ...

Сексуально — эротическая функция

Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

Человек имеет дату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапе возникает и затем исчезает. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Появление детей в семье выдвигает на 1-й план функцию воспитания и быта. Функции меняются не только в цикле развития семьи, но и в историческом цикле. В истории были этапы, когда семья из поколения в поколения передавала частную собственность, социальное положение.

Семья, которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции, то такая семья называется дисфункциональной. Психолог помогает семье в целом, а не отдельному её члену.

Нарушение функции семьи — это такие черты её жизни, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй её основных функций.

Стадии этапов личностного и эмоционального развития

Описывая последовательность этапов личностного и эмоционального развития, Э.Эриксон выделил восемь стадий от младенчества до старости.

1) Доверие. На первом году жизни благополучие младенца целиком находится в руках других людей. Если о нем хорошо заботятся, у него формируется т.н. «базисное» доверие к другим людям.

2) Автономия. Когда ребенок приобретает способность передвигаться и контролировать естественные отправления, он должен научиться использовать свои новые возможности. При благоприятных обстоятельствах у ребенка развивается самостоятельность и чувство автономии и независимости.

3) Инициативность. Энергичный ребенок в позднем дошкольном возрасте должен научиться получать удовольствие от собственной настойчивости, которая проявляется в жадном любопытстве, требовании внимания, активном исследовании неизвестного и т.д. В то же время он должен себя контролировать. На основе этих качеств формируются честолюбие и целеустремленность.

4) Трудолюбие. В период школьного обучения ребенок должен научиться добиваться поставленных целей и справляться с неудачами.

5) Идентификация. Основной задачей подростка является выработка своей идентичности, т.е. он должен осознать, кто он и кем хочет быть.

6) Близкие отношения. На ранних этапах взрослой жизни остро встает проблема установления близких отношений с другим человеком; возникает опасность быть покинутым, а с другой стороны оказаться во власти другого человека.

7) Чувство сохранения рода (генеративность).

Это проблема людей средних лет. Разрешение ее означает, что человек не только берет на себя ответственность за руководство собственными детьми, но и выступает в качестве наставника, чаще всего профессионального, других молодых людей.

5 стр., 2113 слов

Ребенок с синдромом Дауна в семье.Психолого- педагогический портрет ...

... педагогической теории и практике. Объект исследования: семья, воспитывающая ребенка с синдромом Дауна. Предмет исследования: процесс воспитания детей с синдромом Дауна в семье. Цель: выявить особенности развития и воспитания ... 700-800 появляется на свет с синдромом Дауна, и присутствие таких людей в нашей жизни не такая большая редкость, поэтому общество должно иметь правильное представление об ...

8) Интеграция. В результате решения указанных проблем возникают чувство целостности, значимости своей личности, мудрость, а вместе с ней и готовность к неизбежной смерти.

С точки зрения психоанализа, события детского возраста могут благоприятно влиять на прохождение каждой стадии либо затруднять его. Если индивид не справится с одной из перечисленных задач, это помешает решению последующих, а при особом стечении обстоятельств может привести к развитию психических аномалий.

Влияние других событий детства. Многие факторы, предположительно влияющие на психическое развитие, были впервые отмечены психотерапевтами, которые основывались на опыте работы со взрослыми людьми. При исследовании психически больных обычно выясняется, что в их детстве имели место распад семьи, изоляция от родителей и воспитание в общественных учреждениях, конфликты между родителями, отчужденность между родителями и ребенком, суровые методы воспитания и т.п.

Одним из факторов, тесно связанных с личностными нарушениями, является длительное содержание детей в воспитательных учреждениях в ранний период их жизни, особенно в конце младенческого возраста. Большинство подобных учреждений обеспечивает хороший физический уход за детьми и правильное питание, но их штат так невелик, что ребенок вынужден проводить значительную часть времени сам по себе, лишенный внимания со стороны взрослых. Исследования показывают, что в такой ситуации дети развиваются медленнее, у них часто возникают нарушения в сфере межличностных отношений.