1.Социально-экономические:
· длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, частая смена мест трудоустройства;
· длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток;
· расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;
· отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;
· необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;
· задолженность (длительная, более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
· частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
2.Медико-санитарные:
· антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
· отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
· алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
· неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
· несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
· противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
3.Социально-демографические:
· родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
· устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);
· выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
· родители или один из них посещает деструктивную секту;
· родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
4. Психолого-педагогические:
· полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
· непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
... выявление проблемы, также просвещение педагогов, родителей, детей в СОП. Сюда входят мероприятия, ... темы серости, конечности жизни, "все плохо", отсутствие цветности в описаниях или рисунках и пр.); ... семьи. 2. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 2.1 ... тест"; • "Интеллектуальную шкалу Векслера для детей" (прояснение интеллектуального статуса и его особенностей); • тест " ...
· систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
· насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;
· устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
· повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
5. Криминальные:
· постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
· нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
· аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);
· проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям), вне семьи;
· наличие судимых членов семьи;
· попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
· оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
· вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.
3. Оценка позитивной динамики ситуации в семье может включать следующие показатели:
— уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
— родители проявляют заботу о детях;
— дети посещают образовательное учреждение;
— уменьшилось (прекратилось) потребление родителями алкогольных напитков;
— восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;
— семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;
— в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
— семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
4. Матрица определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи
№ п/п | Показатели семьи | Баллы |
1 | Состав семьи | |
1.1. | Мать, отец, бабушка, дедушка | |
1.2. | Только мать и отец | |
1.3. | Мать и отчим, отец и мачеха | |
1.4. | Одна мать, один отец | |
1.5. | Нет родителей; живет с бабушкой, дедушкой, другими родственниками | |
2 | Условия проживания семьи | |
2.1. | Благоустроенная отдельная квартира (дом) | |
2.2. | Квартира (дом) с родителями супруга(и) | |
2.3. | Более одной комнаты в коммунальной квартире (доме) с удобствами | |
2.4. | Комната в коммунальной квартире (доме), общежитии с удобствами | |
2.5. | Комната в общежитии (доме), в бараке без удобств | |
3 | Доход семьи | |
3.1. | Могут практически ни в чем себе не отказывать | |
3.2. | Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит, или в займы. На время откладывают покупку | |
3.3. | На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | |
3.4. | Живут «от зарплаты до зарплаты» | |
3.5. | Денег не хватает. Уровень дохода на одного человека ниже прожиточного минимума | |
4 | Социальное самочувствие семьи | |
4.1. | Социально адаптированная семья (члены семьи чувствуют себя комфортно) | |
4.2. | Проблемы иногда бывают, но семья, чувствует себя в основном хорошо | |
4.3. | Проблемы возникают часто, семья чувствует себя удовлетворительно | |
4.4. | У семьи есть проблемы, например, семья в состоянии развода. Чувствует себя скорее плохо, чем хорошо | |
4.5. | Очень плохое социальное самочувствие семьи, множество проблем | |
5 | Здоровье членов семьи | |
5.1. | Все члены семьи здоровы физически и психически | |
5.2. | Инвалидность или тяжелое заболевание одного из членов семьи с сохранением трудоспособности | |
5.3. | Инвалидность одного из братьев или сестер | |
5.4. | Инвалидность одного из родителей без сохранения трудоспособности | |
5.5. | Психическое заболевание одного или обоих членов семьи; алкоголизм, наркомания, шизофрения и прочее | |
6 | Стили отношений в семье | |
6.1. | Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократия отношений, атмосфера доверия | |
6.2. | Слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость | |
6.3. | Первичная ориентация родителей на собственную личную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям | |
6.4. | Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни | |
6.5. | Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | |
7 | Социальное здоровье семьи | |
7.1. | Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви | |
7.2. | Социально здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности: живут «по привычке» | |
7.3. | В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке | |
7.4. | Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство | |
7.5. | Состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | |
8 | Ценность детей в семье | |
8.1. | Дети равнозначная ценность наряду с супружеством | |
8.2. | Дети — главная ценность в семье | |
8.3. | Наличие детей – способ сохранения супружеских отношений | |
8.4. | Дети — элемент социального статуса — «как у всех» | |
8.5. | Дети — обуза, доставляют много дополнительных забот и беспокойства | |
9 | Отношения семьи с образовательными учреждениями (детский сад, школа, клуб) | |
9.1. | Высокая включенность в жизнь общеобразовательного учреждения, посильная помощь учреждению, высокая информированность о делах ребенка | |
9.2. | Обращение к воспитателям или педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях | |
9.3. | Интерес к общественной жизни ребенка односторонний: только у матери | |
9.4. | Критика педагогических методов общеобразовательного учреждения, уклонение от посещений родительских собраний | |
9.5 | Отсутствие интереса к делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком общеобразовательных учреждений (в целях эксплуатации труда ребенка или по другим причинам) | |
Итого баллов |
В матрице определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи необходимо выбрать один из пяти вариантов ответов на 9
категорий оценки сильных и слабых сторон семьи, в соответствии с уровнем выраженности проблемы. Затем, сложить отмеченные 9 цифр для получения обобщенного показателя уровня неблагополучия семьи, который может варьироваться от 9 до 45.
— ниже 25 — характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск отнесения семьи к категории кризисной (социально опасной));
— от 26 до 36 характеризует семью скорее как неблагополучную, или семью в зоне социального риска;
— более 37 баллов характеризует благополучные семьи — чем больше баллов, тем устойчивее благополучие.
5. Примерная структура индивидуальной карты семьи, находящейся в
Социально опасном положении
· решение КДН и ЗП «О выявлении и постановке на учет, проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним/семьёй, находящимися в СОП» (копия);
· приказ о постановке на учёт;
· первичный акт обследования социально-бытовых условий проживания;
· ИППСУ (копия);
· договор о предоставлении социальных услуг (копия);
· социальный паспорт семьи;
· комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы, включающий информацию о проблемах семьи, перечень намеченных мероприятий, срок их реализации, ответственных исполнителей, утверждённый на заседании КДН (копия);
· сведения о выполнении уполномоченными структурами (другими ведомствами, организациями, учреждениями) мероприятий межведомственного плана индивидуальной профилактической работы;
· план социально-реабилитационной работы с семьёй (отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних, утверждённый директором КЦСОН/заведующим отделением);
· отчёты специалистов о проделанной плановой работе;
· акты контрольных обследований;
· обобщённый анализ достигнутых показателей (основание для последующей корректировки плана или перевода семьи из одной учётной категории в другую);
· решение заседания КДН о снятии семьи с учёта/переводе на профилактический учёт (копия).
Социальный паспорт семьи, находящейся в социально опасном положении
__________________________________________________________________
(наименование учреждения социального обслуживания)
I.Общие сведения о семье
_____________
(фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей несовершеннолетнего)
_____________
Фактический адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть), телефон: ______________
_____________
Юридический адрес
(прописка по паспорту)_____
_____________
_____________
Состав семьи (количество членов семьи, проживающих на одной жилплощади):
№ п/п | Степень родства по отношению к несовершеннолетнему | ФИО | Год рождения | Место работы (учебы), должность |
Форма и длительность брачных отношений родителей:
брак зарегистрирован (живут отдельно), гражданский брак, в разводе (живут вместе), в разводе (живут раздельно), в предразводной ситуации (нужное подчеркнуть)
состоят в браке: с_______________________________________________
оформлен развод с ______________________________________________
Оформлено опекунство: да, нет в процессе оформления (нужное подчеркнуть)
¨ Дата оформления опекунства: « __ » _________ 20_ г.
II. Анализ социально-бытовых условий проживания:
¨ Жилищные условия: ________________________________________________________
¨ Кол-во комнат __________________, кв. м. _____________________________________
¨ Ребенок имеет: (нужное подчеркнуть) а) отдельную комнату; б) отдельную комнату с братом (сестрой); в) отдельную комнату с _____________ ; г) свой уголок в общей комнате;
д) не имеет.
¨ Наличие игрушек, книг, канцтоваров, компьютера (нужное подчеркнуть).
¨ Состояние жилья: (нужное подчеркнуть) а) удовлетворительные, хорошие; б) требует текущего ремонта; в) требует капитального ремонта; г) другое _____________
__________
¨ Санитарное состояние жилья: а) поддерживается порядок, б) не поддерживается порядок, в) антисанитарное состояние (нужное подчеркнуть)
Наличие вредных привычек у членов семьи________
(перечислите, если таковые имеются)
_____________
_____________
Социальное окружение семьи: __________________________________________________
_____________
_____________
Материальная обеспеченность семьи:
¨ Хозяйственно-бытовые принадлежности: а) самые необходимые, б) в достаточном количестве, в) в недостаточном кол-ве, г) другое ________________________________
_____________
__________________________________________________________ (нужное подчеркнуть)
¨ Какими льготами пользуется семья_____
(перечислите, если таковые имеются)
_____________
¨ Доход семьи: а) заработная плата, б) пособия (детское, по инвалидности, по
безработице), в) алименты, г) пенсия по потере кормильца, д) другое __________________
_____________
В настоящее время семья нуждается (нужное подчеркнуть):
медицинской помощи;
социально-педагогической помощи;
социально-психологической помощи;
социально-правовой помощи;
материальной;
другой________
III. Особенности семейного воспитания:
· психологический климат семьи:
благоприятный, неблагоприятный (нужное подчеркнуть), причины неблагоприятного климата____
___________
___________
нужное подчеркнуть:
· стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый
· нарушения семейного воспитания: гипопротекция, эмоциональное отвержение, жёсткое обращение, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция
· уровень психолого-педагогической культуры родителей______________________
· взаимосвязь родителей с учебно-воспитательными учреждениями: поддерживают
тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию, другое_____
___________
С кем из взрослых больше всего ребёнок общается в свободное время ______________
___________
Дополнительные занятия вне дома (нужное подчеркнуть): учреждения дополнительного образования, занятия спортом, посещение музыкальной школы, библиотеки, художественной школы, другое________________________________________
Имеют ли дети конкретные трудовые обязанности в семье? Какие?_____
VI. Социальные контакты семьи:
Заключение
Социальный диагноз:___________________________________________________________
______________________________________________________
Дата постановки семьи на учёт (патронатного обслуживания)______________________________
Длительность обслуживания____________________________
Специалисты (дата, подпись): ___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Ответственный за заполнение паспорта: ___________________________________________
_____________
(специалист, дата, подпись)
М.П. Директор учреждения ____________________________________
Дата « __ » ___________________ г.