Показатели нервно-психического развития детей второго-третьего года жизни (И.М. Аксорина, К.Л. Печора, 1978)

Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни

(И.М. Аксорина, К.Л. Печора, 1978).

На 2 году жизни продолжается интенсивное психомоторное и физическое развитие ребенка. Условные рефлексы в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов, часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему. В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются элементарным правилам поведения.

Возраст

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

1 год 3 мес.

Запас понимаемых слов резко расширяется.

Пользуется лепетом и отдельными облегчёнными словами в момент двигательной активности, удивления.

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей граней в Зсм.

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученными.

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).

Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 6 мес.

Обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»).

Словами облегчёнными и произнесёнными правильно называет предметы и действия при сильной заинтересованности.

Ориентируется в 3-4 контрастных формах предмета (шар, куб, кирпичик).

Отображает в игре отдельные часто наблюдаемые действия.

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

1 год 9 мес.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослых.

Во время игры обозначает свои действия словами и двусложными предложениями.

Ориентируется в трёх контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей граней Зсм.

Воспроизводит сложные сюжетные постройки – перекрытия типа «ворот», «скамейки».

Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см, приподнятой над полом на 15-20 см.

Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает шапку, ботинки).

2 года

Понимает короткий рассказ взрослого о событиях, бывших в опыте ребёнка, без показа.

Пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные, местоимения.

Подбирает по образу и слову взрослого три контрастных предмета разных цветов.

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.

Частично надевает одежду (шапку, ботинки).

Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни

В течение 3-го года жизни моторные навыки детей претерпевают дальнейшее совершенствование. Расширяется ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность.

 

Возраст

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Конструкторская деятельность

Изобразительнаядеятельность

Навыки

Движения

Грамматика

Вопросы

Воспроизведение формы

Воспроизведение цвета

В одевании

В кормлении

2 года 6 месяцев

Говорит многословными предложениями (более трех слов).

Появляются вопросы «где?», «куда?».

Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале.

Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех основных цветов.

Игра носит сюжетный характер.

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.

 

Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки

Ест аккуратно.

Перепрыгивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см.

З года

Начинает употреблять сложные предложения с придаточными.

Появляются вопросы «когда?», «почему?».

В своей деятельности использует геометрические фигуры по назначению.

Называет четыре основных цвета.

Появляются элементы ролевой игры.

Появляются сложные сюжетные постройки.

С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их.

Самостоятельно одевается. Может застегнуть пуговицы, завязать шнурки.

Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.

Перешагивает через палку, горизонтально приподнятую на 30 -38 см.