| общая направленность программ, определяемая направлением деятельности по оказанию помощи |
конкретизация направленности программ через категорию детей, нуждающихся в помощи |
уровень программы (Д- дошкольное образование Н- начальное образование О – общее образование С – среднее образование) |
| логопедическая |
· Дети с заиканием |
ДНО |
| · Дети с дезартрией |
| · Дети с дислалией |
| · Дети с дислексией |
| · Дети с дисграфией |
НО |
| · Дети с дискалькулией |
| · Дети с леворукостью |
| · Дети с дизорфографией |
ОС |
| дефектологическая |
· Дети с нарушением интеллекта |
ДНСО |
| · Дети с церебрастеническими явлениями |
| · Дети со сложными дефектами |
| Психолого-педагогическая |
· Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы: |
ДНС |
| ü страхи |
| ü тревожно-фобические расстройства («школьный невроз») |
НС |
| ü агрессивность |
ДНСО |
| ü тревожность |
СО |
| ü пассивность |
Н |
| ü гиперактивность |
| · дети с проблемой готовности к школе |
ДН |
| · дети с проблемами общения |
ДНСО |
| · дети с задержкой психического развития |
НС |
| · дети с проблемами личностного развития |
СО |
| · дети с проблемами сексуального развития |
| · дети с астеническими нарушениями и соматоморфными расстройствами |
НС |
| · дети с невротическими расстройствами |
НСО |
| · дети с хроническим стрессом |
|
| · дети с асоциальным поведением (отклоняющееся сексуальное поведение, систематические правонарушения) |
СО |
| составляющее звено |
функциональное значение в процессе письма |
зона мозга |
нейро-психологический фактор |
| зрительный образ буквы |
ü анализ элементов, включённых в букву ü различение письменных и печатных букв |
затылочные отделы |
перцептивный |
| зрительно-пространствен-ный |
ü различение букв, имеющих сходные конструкцию (н-п, р-ь) и пространствен-ные детали (ш-щ, у-ц, б-д) ü положение буквы в зеркальном пространстве |
теменно-височно-затылочная подобласть |
пространственный |
| исполнение написания |
ü схема движения, соответс-твующая образу буквы |
теменная область |
кинестетический |
| ü тонкие движения руки, плавность перехода от одного элемента к другому, от одной буквы к другой |
задне-лобная (премоторная) область |
| инициация написания |
ü постановка целей ü выбор программы сочетаний букв, слов ü контроль за написанием с пониманием смысла ü расстановка знаков препинания |
лобные отделы |
произвольная регуляция |
| соотнесение звука и буквы через проговаривание |
ü различение сходных по артикуляции звуков (д-н, б-м) ü а также дифференцировка звуков в сложных сочетаниях согласных («кораблекруше-ние», «подполковник») |
теменная область |
кинестетический |
| восприятие звуков речи |
ü различение звуков, сходных по звучанию, но с различным или особым написанием: глухие и звонкие согласные ü твёрдые и мягкие гласные ü написание с мягким знаком |
верхне-височная зона |
фонематический |
| слухоречевая память |
ü удержание в кратковременной памяти материала, требующего перевода в письменную речь |
широкая височная зона |
модально-специфический |
| стабильность написания |
ü равномерность темпа письма ü сохранение размеров букв по всей длине строки, от начала до конца страницы ü соразмерность интервалов |
глубинные структуры |
нейро-динамический |