Личностный аспект процесса обучения.
В обучении участвуют два субъекта: преподаватель и обучаемый, т.е. обучение — это совместная деятельность, в которую каждая сторона вносит свой вклад: обучаемый приобретает новые знания, умения и качества личности, преподаватель помогает ему в этом и контролирует его. Преподавание и учение равно необходимы. При самостоятельном учении учителем является книга, но лишь в некоторых случаях обучаемый может сам «изобрести велосипед», хотя и тогда лучше консультироваться с преподавателем. Только сам обучаемый может чему-то научиться, преподаватель не может сделать это за него. Заметим, что слишком настойчивая помощь, попытка «впихнуть» знания в обучаемого только тормозит их усвоение. Помощь преподавателя заключается в эмоциональном заряжении, в выборе методов и средств, подходящих для данного ученика, в советах, как лучше разбираться в материале и запоминать его. Контроль, обратная связь скрепляют процесс обучения, превращая работу обучаемого и преподавателя в единый механизм.
Реальные обучаемый и преподаватель выбирают подходящие им способы и средства обучения или приспосабливаются к существующим способам и средствам обучения.
Процессуально-психологический аспект процесса обучения.
Данный аспект обучения связан с ответами на следующие вопросы: в чем заключается учение? Какие процессы при этом происходят? На современном этапе развития педагогической психологии предполагается, что учение включает две основные процедуры, соответствующие категориям «рождаться» или «совершенствоваться».
Первая процедура — уяснение знаний об объектах и действиях в ними. При этом в психике обучаемого рождаются новые образы и понятия. Слушая объяснения преподавателя, наблюдая за предметами и явлениями, читая и осмысливая прочитанное, обучаемый строит соответствующие представления.На этом этапе он может пересказать знания, изложенные в прочитанном учебнике, ответить на вопросы и решить несложную задачу.
Понимание предъявляемых знаний — только один из каналов уяснения. Обучаемые могут сами открыть или логически вывести новые для них знания и бессознательно приобрести опыт, занимаясь какой-либо деятельностью. Во всех случаях уяснение обеспечивается процессами мышления обучаемых, их интеллектуальными способностями.
Вторая процедура — отработка знаний и умений, т.е. овладение ими на требуемом уровне скорости, легкости, прочности и т.д.. Совершенствование знаний и умений происходит посредством запоминания и тренировки в решении задач.
Информационные технологии обучения в вузе
... технологии обучения................................................... 2.4. Подготовленность студентов и преподавателей к применению информационных технологий обучения.................................................. 2.5. ... плане ИТО интегрируют в себе знания таких разнородных наук как ... обучения и отражают особенности организации процессов преподавания и учения с учетом психологии обучаемых. ...
Отработка знаний и умений осуществляется в действиях воспроизведения или применения знаний, поэтапно или непоэтапно, произвольно или непроизвольно, опосредованно или непосредственно; в каждом из названных случаев работает соответствующий механизм памяти.
Уяснение описывается различными терминами: восприятие, осмысление, понимание, усмотрение, схватывание, представление, получение, изучение, приобретение, порождение знаний.
Синонимами термина «отработка» служат следующие: закрепление, овладение, интериоризация (переход внутрь), выучивание, запоминание, тренировка, тренаж, практика, совершенствование.
С уяснением и обработкой знаний и умений непосредственно связана процедура контроля: контроль уяснения знаний, контроль обработки знаний и умений, в том числе контроль конечного уровня обученности, контроль исходного уровня обученности, т.е. готовности к началу обучения. Контроль обеспечивается психологически волевыми процессами.
Такая процедура, как мотивация, формирует интерес обучаемого к предмету, побуждает его к учению. Формирование мотивации связано с эмоциональными процессами.
Педагогический аспект процесса обучения.
Этот аспект связан с выбором и созданием разработчиком курса методов, форм и средств обучения.
Методы обучения можно определить как разные способы проведения учебных процедур на основе тех или иных действий обучаемого и преподавателя. Например, уяснять знания можно, слушая объяснения преподавателя, читая книги, обсуждая проблемы с другими учениками, а также на основе метода логической дедукции — выведения частного из общего, попыток самостоятельно открыть новое знание с подсказкой или без подсказки преподавателя, метода погружения в новое знание с попутным подхватыванием нужных знаний. Разработчик учебного курса выбирает подходящий метод среди известных, а если такой отсутствует, изобретает новый. Как будет показано далее, целесообразно использовать сочетание нескольких методов: основного — достаточно простого, типичного, подходящего для большинства обучаемых, и ряда дополнительных методов, соответствующих разным умениям и знаниям, а также индивидуальным особенностям обучаемых.
Формы обучения определяются как виды занятий, организуемые с учетом количества обучаемых, отводимого времени, характера помещений и оборудования; и подразделяются на индивидуальные, групповые, поточные, аудиторные и внеаудиторные: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия и т.п..
Администрация учебного заведения организует процесс обучения и контролирует его конкретные формы. Разработчик учебного курса выбирает подходящие формы для воплощения методов обучения в тех реальных условиях, на которые можно рассчитывать, например наличие (отсутствие) в среднем учебном заведении необходимого станочного оборудования. Каждая учебная процедура реализуется в типичных формах. Для осуществления каких-либо особо сложных учебных процедур можно предложить новые, оригинальные формы занятий или комбинировать известные.
Средствами обучения можно назвать все то, что «лежит» между преподавателем и обучаемым и необходимо тому и другому для проведения учебных процедур: от слова преподавателя (знаковое, звуковое средство) до тренажера (вещественное, визуально-двигательное средство, в том числе книга, схема, компьютер и т.п.).
Разработчик учебного курса выбирает подходящие типы средств обучения. Но его основная задача — создать их: написать учебный текст, составить задачник, разработать автоматизированный учебный курс, экзаменационный тест, новые макеты, модели, тренажеры и т.п. Эта задача предоставляет большие возможности для творчества разработчика и проявления его индивидуальности (разработка интересных заданий, свой стиль изложения и т.п.).
В данном учебном элементе мы познакомились с тремя аспектами обучения: личностным, характеризующим его участников: преподавателя и обучаемого; процессуально-педагогическим — объективным процессом изменения психики; педагогическим — произвольно выбираемыми методами, формами и средствами обучения. Их связь в процессе разработки курса обучения представлена в таблице 1.
При разработке учебного курса предлагается использовать в качестве основы такие учебные процедуры, как уяснение и отработка знаний и умений (дополнительно включить процедуры контроля: исходный, конечный и контроль уяснения), а если надо, и процедуру мотивации (ее обычно рассматривают в случае вводной и особо трудной темы).
Для каждой процедуры выбираются и разрабатываются методы, формы и средства обучения.
Таблица 1. Три аспекта обучения.
Аспект процесса обучения | К О М П О Н Е Н Т Ы | |||
Личностный | Студенты | Преподаватели | ||
Процессуально-пси- хологический учебные процедуры: их механизмы психические процессы, их обеспечивающие | Мотивация Эмоции | Уяснение Мышление | Отработка Память | Контроль Воля |
Педагогический: методы обучения формы обучения средства обучения | Методы мотивации Виды занятий, посвященные мотивации Средства мотивации | Методы объяснения Виды занятий, посвященные объяснению Средства объяснения | Методы отработки Виды занятий, посвященные отработке. Средства отработки | Методы контроля Виды занятий, посвященные контролю Средства контроля. |
Посттест.
1. Выберите для каждой учебной процедуры соответствующий психический процесс.
У ч е б н ы е п р о ц е д у р ы: П с и х и ч е с к и е п р о ц е с с ы:
1).
контроль; а).
внимание;
2).
мотивация; б).
воля;
3).
отработка; в).
мышление;
4).
уяснение; г).
память;
д).
эмоции.
2. Подберите терминологические соответствия:
1).
педагогический аспект а).
вид занятий,
обучения,
2).
уяснение, б).
учебная процедура,
3).
мышление, в).
психический процесс,
4).
форма обучения. г).
методы, средства, формы
обучения,
д).
преподавание.
3).
Оцените каждое суждение как истинное или ложное:
А. Педагогический аспект процесса обучения отличается от психологического тем, что создается по воле проектировщика.
Б. Общее у психологического и педагогического аспектов обучения — объективные психологические закономерности процесса обучения.
В. Личностный аспект обучения — чисто психологический, так как учащихся и преподавателей не проектируют. Они такие, какие есть.
Г. Личностный процесс обучения — чисто педагогический, так как учащихся и преподавателей принимают на учебу и на работу по формальным, а не по психологическим критериям.
Д. Заочное обучение и сдача экзаменов экстерном показывает, что обучаемый во всех случаях должен пройти свой путь, в то время как работа преподавателя может быть сильно сокращена.
Е. Главные качества хорошего учащегося — внимательность и добросовестность.
Ж. Главное качество хорошего преподавателя — эмоциональный заряд, увлеченность своим предметом.
З. Уяснение и отработку знаний и умений можно считать главными учебными процедурами, так как в них рождаются знания и умения, а мотивация и контроль являются подготовительными или сопровождающими, но создают для этого необходимые условия.
И. Процедуры уяснения и отработки различаются условно, так как в действительности они переплетены в едином процессе усвоения знаний и умений.
К. При прочих равных условиях (стоимость обучения, социальные «правила игры» между преподавателями и обучаемыми) психологические закономерности обучения не используют потому, что их просто не знают.