Младенчество. Особенности, характеристика возраста. Рекомендации по общению и лечению пациента младенческого возраста
Младенчество: первая половина первого года жизни
Первое полугодие является непосредственного эмоционального общения младенца со взрослым. Начиная со 2 месяца жизни младенец овладевает средствами общения со взрослым и бурно реагирует на его обращения. Картина радостного оживления младенца при встрече со взрослым была названа комплексом оживления. КО имеет реактивную и активную функцию в общении со взрослым. Эмоциональное общение со взрослым является ведущей деятельностью младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Ситуативно- личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца. Во- первых, благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения. Во-вторых, к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми. В- третьих, эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.
Младенчество: второе полугодие жизни
Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность младенца, которая выдвигается на положение ведущей. Меняются отношения ребенка со взрослыми. Во-первых, младенец начинает по-разному реагировать на отрицательные и положительные воздействия взрослого. Во-вторых, дети демонстрируют качественно различное отношение к близким и посторонним взрослым. И в-третьих, отношение ко взрослому определяется удовлетворением потребности ребенка в практическом сотрудничестве. Второе полугодие является подготовительным периодом к активной речи. Важным условием появления лепета и подготовки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствии взрослого и эмоциональный контакт с ним. Развивается представление ребенка о себе. Возросшее самосознание наиболее ярко проявляет себя в кризисе одного года. Симптомы этого кризиса охватывают все сферы жизнедеятельности ребенка.
Ранний возраст.
Характеристика раннего возраста.
В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Ситуативно- деловое общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка. Взрослый становится не просто источником предметов и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания. В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким линиям, среди которых главными являются предметная деятельность, речь, произвольное поведение, общение со сверстниками, начало символической игры, самосознание. Главной возрастной особенностью этого периода является ситуативность, которая заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации.
Психологические особенности развития детей первого года жизни
... ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка. В период младенчества ребенка ... развития ребенка. Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста, ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ... обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию ...
Овладение предметными действиями.
В начале раннего возраста манипуляция ребенка с предметами приобретают специфический характер. Копируя движения взрослого с конкретными предметами, ребенок начинает переносить усвоенные схемы действия на другие предметы и ситуации. На втором году жизни происходит интенсивное овладение орудийными предметами действий. Раннее детство является периодом становления первичных форм наглядно-действенного мышления, которые возникают в процессе смены ручных операций на орудийные. При освоении орудийных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий.
Основные новообразования младенческого возраста. Кризис одного года
В жизнь ребенка входят первые нравственные формы и первые запреты. С появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним предметом, действия приобретают все большую целенаправленность. Происходит освоение не только физических свойств предметов, но и их назначения, простейших предметных действий, а затем орудийных, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа – раннего детства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Закладываются предпосылки для общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: он переживает свою значимость для других и свою активность в мире предметов. Ребенок отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.
В конце года в поведении ребенка начинают появляться негативные симптомы – упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость.
За аффективным поведением стоят назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и возможностями его действий с предметами, а также прежними отношениями со взрослыми. Эти противоречия свидетельствуют о возникновении кризиса одного года, который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания.
С одной стороны, ребенок стремится к эмансипации от взрослого, но с другой — он не владеет способами действия с предметами. Поэтому он обращается за помощью к взрослому, т.е. возникает необходимость более интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного на усвоение назначения предметов и общественно выработанных способов обращения с ними. Возникновение новых, предметно опосредованных отношений ребенка со взрослыми требует новых средств – речевых. Первые слова автономной речи младенцев выполняют функцию указательных жестов, но не собственно общения. Они связаны с наглядной ситуацией и не содержат истинного значения, свойственного речи взрослых. Поэтому автономная речь как новообразование кризисного периода исчезает, уступая место социальной речи взрослых (Л.С.Выгодский).
Роль общения в развитии личности школьника
... как целостный процесс. Предмет исследования: развитие и формирования личности младшего школьника в процессе общения. Цель исследования: изучить проблему психолого - педагогического общения системно и на ... важнейших средств общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает ...
Появление первых слов для обозначения, указания на предметы и ситуации говорит о зарождении первых чувственных обобщений. Хотя в сознании ребенка доминирует восприятие, аффективно заряженные образы и представления памяти начинают перестраивать структуру сознания и поведения ребенка. Несмотря на ситуативность ребенка, его поведение может управляться теперь не только находящимися в его поле восприятия раздражителями, но и этими образами и представлениями – мотивирующими представлениями. (Л.И. Божович).
Стремление ребенка к самостоятельности не всегда поощряется, а часто ограничивается взрослыми, хотя бы по той причине, что существуют предметы, опасные для жизни малыша. Возникновение первых запретов и ограничений приводит к возникновению собственного стремления ребенка как такового (К.Н.Поливанова).
Теперь он начинает чувствовать собственный аффект, обнаруживать собственное желание. В этот период ходьба как способ передвижения становится чрезвычайно привлекательной, поскольку позволяет достичь желаемого, а речь – средством удержания стремления и его реализации.
Дети растут и развиваются в разных условиях, в разных социальных и культурных направлениях, но в любом случае, соблюдаются закономерности психического развития.
Ребенок в младенческом возрасте не может предпринимать каких-либо действий. Так как для нормального психического развития необходима активность, ребенок проявляет ее в общении со взрослыми, используя те возможности, которые у него есть в данном возрасте (крик, плач).
В младенческом возрасте развитие ребенка полностью зависит от взрослых: физическое – от качества ухода за ребенком, психическое – от объема общения с ним. Если ребенок получает минимум общения, то уже к двум месяцам можно наблюдать некоторые признаки госпитализма, что в дальнейшем сказывается на его психическом развитии.
На данном этапе проведения исследования, нельзя говорить о кризисе одного года (к концу исследования мальчику – 6 мес., девочке – 4 мес.).
Но уже прослеживается начало формирования ведущих достижений:
— складываются первые формы общения со взрослыми, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;
— появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним, первое новообразование – активность.
— появляются зачатки мышления.
Особенности развития речи:
— развитие речи включено в общение со взрослым.
«Теория и методика физического воспитания и развития детей раннего ...
... дошкольников, роль биологических и средовых факторов в развитии двигательных способностей, характеристику двигательных способностей. Определите связь развития двигательных способностей у детей с особенностями их возрастного, физического и нервно-психического ...
— возникает внимание к речи взрослого.
Особенности развития бытовой деятельности младенца:
— у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется
специфический человеческий биоритм «сон – бодрствование».
— выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей, и формируется положительное эмоциональное отношение к ним.
Особенности развития внимания младенца:
— внимание первоначально выступает как реакция сосредоточения.
— сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними.
— сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему.
Особенности сенсорного развития младенца:
— складывается акт рассматривания предметов.
— формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения.
— устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки.
— устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его названием взрослым.
Особенности развития памяти младенца:
— память функционирует «внутри» ощущений, восприятий.
— она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания.
— материал фиксируется ребенком непроизвольно.
Особенности развития элементов самосознания в младенческом возрасте:
— под влиянием личностно-адресованного общения со взрослым у ребенка в первом полугодии складывается ощущение своей важности для другого, эмоционально-положительное отношение к себе; интерес и инициативность к окружающим.
Особенности эмоционального развития в младенческом возрасте:
— основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами.
— социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца со взрослыми.
— в ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения.
— в ситуативно-деловом общении у ребенка проявляется удовольствие от совместных манипуляций, обида и гнев при порицании.