Педаг. измерения и диагностика
Измерение – проведение объективного количественного сопоставления оцениваемого св-ва ученика с неким эталоном. Св-во – зун, эталон – треб. учеб. Программы.
Измерительный инструмент : контрольно-измерительные материалы и шкала для фиксации рез-ов.
Процесс пед. Измерения сост. из предмета измерения (умение делать что-то), выбора хар-к, измерительных процедур, конструирование и использование измерит. Инструментов, выбор шкалы, сбор данных , группировка…….нанесение рез-ов на шкалу, статист. Анализ, интерпретация рез-ов.
Диагностика рез-ов обуч. Р.яз. – аналитико-оценочная д-ть учителя, связ. С процедурой выявления достижений и недостатков состояния учеб.процесса на основе рез-ов обуч., установление причин дефектов и определение путей решения проблемы.
Цель – определять пробелы, подтверждать успешные рез-ты обуч., планировать последующие этапы, регулировать сложность шагов.
Ф-ии – информационная, прогностическая, оценочная, аналитическая, коррекционная.
Виды – от количества проверяемых видов д-ти – конкретная и комплексная, от объекта диагностики – тематическая, текущая, итоговая.
3 этапа: предварительный диагноз (наблюдение и анализ продуктов д-ти: диктантов, соч-ий, излож.), уточнящий (беседа, опрос, анкетирование, изучение документации), окончательный (обобщение данных с помощью метода экспертных оценок)
Проверка и контроль
Контроль- выявление, измерение и оценивание ЗУ. Выявл. и измер.- проверка, цель – обратная связь, получение учителем инфы. Проверки м.б. конкурсными и учебными.
Ф-ии контроля – обучающая, развивающая (память, мышление и проч.), воспитательная (моральное воздействие оценки), управляющая, контрольно-оценочная, организующая (выработка режима)
Критерии контроля – действенность (узнавание, воспроизв., применение), понимание (репродукт. и продукт.), прочность (t от формирования до проверки) и полнота владения учеб. материалом (отсутствие пробелов, овладение).
Виды: от сроков проведения – стартовый, текущий, итоговый, по масштабу целей обучения – стратегический, тактический, оперативный, по хар-ру ЗУ – ретроспективный, предупредительный, опережающий, по частоте контроля – разовый, периодический, систематический, по ширине контролируемой области – локальный, выборочный, сплошной, по организационным формам обуч – индивид., групповой, фронтальный, по формам соц. Опосредованности – социальный, взаимо, само, по способам – письменный, устный, стандартизировнный, машинный.
Формы об. Урок-основ. форма орган. обуч.
... о каче-ном состоянии учеб процесса. Проверка-выявл. и измерение ЗУНов уч-ся. получение ... и прогнозир. (по реализац. целей контроля). Основные виды контроля: Текущий ходе повседневной раб. на уроках. ... -как рез-т проверки и проявл. в оценочных суждениях. Оценка-качеств. показатель раб. уч-ся.Отметка ... систематичности, что регулярному диагностир. подвергаются все обуч. с первого и до последнего дня ...
Треб. к контролю – индивид.хар-р, систематичность, регулярность,разнообразие форм, всесторонность,объективность, дифференц. подход, единые требования.
Принципы – нормативность, полнота, доступность, открытость,научность, системность, систематичность, объективность, уважение учителем личного достоинства ученика, перспективность в обучении и оценке.
Средства (способы, с пом.кот. определяется рез-ть ) – тесты, устные опросы, кр.р, собеседование, диктант
Оценивание. Оценка и отметка. Виды. Самооценка.
Оценки: квалитативные (оцен.суждения), квантитативные (цифры, буквы); парциальные (предшествуют отметке, во время опроса) и оценки успешности
Ф-ии оценивания – информационная(инфа о качестве усвоения, о способностях), стимулирующая, характерообразующая
оценивание – это сравнение с 1) группой 2) нормами 3) спотенциальными возможностями 4) с затраченными усилиями.
Критерии м.б. объективными и субъективными (качество словарного запаса).
Для оценки можно использовать я-сообщение, ты-сообщение и «естественные последствия» (не сделали дз => не можем идти дальше, обсуждение сложностей, дз в 2 раза больше), нужно показывать перспективу (я верю в тебя), не трогать личность (не лентяй, а поленился), извлекать стимулы из ошибок (крутая ошибка! Есть над чем подумать), разные приёмы (властитель дум, его пример – другим наука)
Самооценка м.б. адекватной, заниженной, завышенной, отсутствовать
Самооценка м.б. сформирована учителем разными способами: обоснование оценки, ознакомление с эталонами оценивания и просьба оценить самого себя, задания разной сложности с маркировкой по уровням, побуждение учеников найти ошибки, использ-ие психологич.методик
Экспертные оценки в образовании
Экспертиза – разрешение с помощью экспертов к-л вопроса. Необходимость э. оценки в процессе обучения рус. яз. вызвана потребностями оценивания образовательных стандартов, учебников, путей развития школьников в области рус.яз.
Э. оценка – мотивированное мнение о качестве того, что было предметом экспертизы.
Э. оценки:
— индивидуальные (средствами могут быть наблюдения, использование опросных методов (анкетирование, тестирование, интервьирование))
— коллективные (нужны тогда, когда необходим поиск решения проблемы средствами коллективной экспертной оценки, т.е. совещания, дискуссии).
Для получения обобщенного решения коллективной оценки используют прием ранговых оценок (расположение инф в порядке убывания величины признаков)
Этапы экспертизы: организация (определение целей и задач, сроков проведения, подбор экспертов), проведение (сбор данных, анализ), обобщение мнений экспертов, формирование заключения, принятие решения на основе заключения.
Проблемы и перспективные решения управления качеством образования ...
... общероссийской системы оценки качества образования, Национальной доктрине российского образования и других стратегических документах на период до 2025 года. Необходимость смены парадигмы образования и воспитания ... социальной политики в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья; чёткое формирование взглядов на образование, обучение и воспитание; перенацеливание ресурсного ...
Объекты эксп-зы: планирование, переход на новые образ. Стандарты, введение новых систем оценивания
5. Качества образования: подходы к определению, процедура построения комплексной системы оценки качества
1975 – первое употребление термина «качество» в нормативных документах об образовании в отношении качества знаний учащихся.
1977 – создание лаборатории оценки качества знаний.
Однозначного определения качества образования нет.
По «Управление качеством образования» Поташника:
Качество образования :
– качество обучения (так в тех школах, где итоги подводятся в цифровом формате с подсчетом % успеваемости);
— совокупность качества обучения и воспитания
— степень развития личности
— процент выпускников, поступивших в вузы, выигравших олимпиады
Качество образования – интегрированный показатель, включающий совокупность характеристик различных сторон и аспектов образовательной деятельности школы.
В структуру качества входит качество образоват.систем, учебного процесса, подготовленности обучающихся, научной и инновационной д-ти при обучении, качество управления.
Показатели качества – индивид. и средние баллы, рейтинги.
Инструментарий для оценки кач-ва – лицензирование, гос.аккредитация, гос.итоговая аттестация, аттестация пед.работников, экспертиза инновац. д-ти, мониторинг качества.
Характеристики кач-ва обр-ия – многогранность качества, многоуровневость конечных рез-ов качества(нач., сред., старш.школы), многосубъектность кач.обр.(учителя родители, дети, общество), многокритериальность, полихронность, вариативность.
Менеджмент кач.обр. – система мер по обеспечению гарантированного качества образовательных услуг.
Мониторинг качества образования
«Мониторинг» — из экологии и социологии (отслеживание показателей и состояния среды)
В образовании– систематическая и регулярная процедура сбора, экспертизы и оценки кач-ва образоват. услуг в целях развития системы образ-я и своевременного предотвращения неблагоприятных или критических ситуаций.
Задачи– наблюдение за ходом обучения и рез-тами контроля, получение инфы о рез-тах освоения р.яз. школьниками, своевременное выявление неблагоприятных изменений (регресс рез-тов контроля ЗУНов) и факторов, вызывающих их; предупреждение негативных тенденций в обуч., прогнозирование развития процессов в освоении р.яз, оценка эффективности и полноты реализации метод. обеспечения обучения.
Виды – по масштабу целей образ-я- стратегический, тактический, оперативный; по охвату объектов – локальный, выборочный, сплошной; по организац.формам – индивид., групповой, фронтальный; по исп-му инструментарию – стандартизированный и не -/-; по направленности – внеш.(м.б. на региональном, федеральном уровнях) и внутр.
Два принципа исследования инноваций в системе образования и обучение ...
... мониторинг. Результаты психологического мониторинга [4 6] показывают, что благодаря применению телекоммуникационной технологии обучения у студентов развиваются и укрепляются такие качества, ... году в Ирландии была организована Европейская ассоциация образования в тюрьмах (ЕРЕА), в состав которой входят ... связи с этим, а также для оценки эффективности обучения в условиях пенитенциарной системы с начала ...