Особенности психологической подготовки

Структура и задачи этапа

1. Этап специализации (специализированной подготовки) охватывает возраст 11−15 лет и делится на период начальной специализации (11−13 лет) и углубленной специализации (14−15 лет).

На этом этапе формируются учебно-тренировочные группы (УТГ).

2. Основными задачами на этом этапе являются:

— укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;

— совершенствование всех технических приемов игры;

— совершенствование индивидуальных и групповых тактических действий, обучение командной тактике;

— дальнейшее развитие физических качеств: быстроты, скоростно-силовых качеств, ловкости и специальной выносливости;

— развитие наиболее важных психических свойств и качеств;

— определение игрового амплуа;

— приобретение опыта участия в официальных соревнованиях.

Наполняемость и режим учебно-тренировочного и соревновательного процессов

Наименование групп и год подготовки Возраст учащихся, лет Минимальная наполняемость групп, чел. Объем учебно-тренировочных и соревновательных нагрузок, час
в неделю за год
УТГ — 1 10 — 12 (12) 9 (10) 468 (520)
УТГ — 2 10 — 12 (12) 12 (12) 624 (624)
УТГ — 3 10 (12) 15 (14) 780 (728)
УТГ — 4 10 (12) 18 (16) 936 (832)
УТГ — 5 10 (12) 18 (18) 936 (936)

2. Начиная с 13−14-летнего возраста юные футболисты участвуют в официальных играх. В связи с этим построение учебно-тренировочного процесса предусматривает элементы периодизации в пределах годичного цикла, в частности, как минимум, выделение подготовительного и соревновательного периодов. В связи с этим должно быть оптимальное планирование и в рамках микроциклов.

Особенности технико-тактической подготовки

1. На этом этапе юные футболисты должны

— во-первых — полностью освоить весь арсенал технических приемов, в том числе наиболее сложных по координации (например, удар по мячу головой в прыжке толчком одной ногой);

— во-вторых — совершенствовать умение точно выполнять приемы техники игры на большой скорости, учитывая, что этот период является наиболее благоприятным для роста скоростных возможностей.

2. С 13−14 лет на этом этапе планируется участие юных футболистов в официальных играх, поэтому важной задачей является определение амплуа игроков, а также овладение всем арсеналом групповых и командных действий.

3. По-прежнему в тренировочных занятиях должен быть больной объем игровых средств (не менее 50%), включая «свободную» игру в футбол.

Особенности физической подготовки

1. Этот этап является оптимальным для развития быстроты, поэтому в дополнение к подвижным и спортивным играм необходимо использовать бег на короткие дистанции с точной дозировкой нагрузки (отрезки 10−50 м с интервалами отдыха 60−90 ').

2. Во второй половине этого этапа необходимо более акцентированно заниматься силовой подготовкой. Величина отягощения должна быть такой, чтобы максимально возможное количество повторений доходило до 15−20 раз (вес отягощения примерно 30% собственного веса).

3. Первая половина этого этапа является наиболее благоприятным периодом для развития ловкости (координации).

В определенной степени эта задача решается в процессе дальнейшего обучения и совершенствования техники. Однако необходимо использовать и другие средства: акробатику, гимнастику, гандбол, баскетбол и др.

4. На этом этапе необходимо также акцентированное развитие всех видов выносливости:

— общей (аэробной) — с использованием кроссовой работы;

— скоростной (анаэробной) — с использованием различных вариантов «челночного» бега;

— задача специальной (аэробно-анаэробной) выносливости по-прежнему эффективно может решаться сопряжено с технико-тактической подготовкой при использовании игр и игровых упражнений.

5. Важной задачей на этом этапе является развитие гибкости с использованием традиционных средств.

Особенности психологической подготовки

1. Для совершенствования технико-тактического мастерства по-прежнему является развитие следующих психических процессов: мышечно-двигательных и зрительных ощущений и восприятий («чувство мяча»), внимания, мышления.

2. Участие в официальных играх со второй половины этапа (период углубленной специализации) требует умения тренера создавать и регулировать оптимальное психическое состояние у юных футболистов (предсоревновательное, соревновательное, тренировочное).

Важным, в связи с этим, является овладение юными футболистами некоторыми приемами саморегуляции психического состояния.

3. Особенностями мотивации (как важнейшего психического свойства личности) к занятиям футболом на этапе являются: соревновательный мотив (азарт, соперничество), мотив самоутверждения. Определенную роль начинает играть мотив благополучия.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector