Федеральное агентство по образованию
Кузбасская государственная педагогическая академия
Кафедра Общей и детской психологии
ОПД.Ф.06.
(учебная программа)
для специальности: 0320.00.00 — «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика»
факультет: Дошкольной педагогики и психологии
курс: 2
семестр: 3
лекции: 20 (час.)
семинарские занятия: 10 (час.)
лабораторные работы: 8 (час.)
самостоятельная работа: 34 (час.)
индивидуальная работа: 4 (час.)
всего: 76 (час.)
Форма итогового контроля: зачет в 3 семестре.
Программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта 20005 г.
Составитель: кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и детской психологии Лузина Ф.А.
Новокузнецк, 2009 г.
Пояснительная записка.
Актуализация биологических знаний определяется огромным их значением для подготовки квалифицированного педагога. Возрастание роли биологических знаний в цикле общеобразовательных и специальных дисциплин объясняется углублением интеграции биологического и педагогического образования. Таким образом, современный педагог-дефектолог должен овладеть базовыми знаниями ряда дисциплин биологического цикла, в том числе из области генетики.
В ходе овладения курсом «Основы генетики» студент знакомится с понятиями и положениями современной генетики, законами функционирования и реализации генной информации, причинами нарушений программы развития человеческого организма. Достаточное количество практических занятий позволяет на практике знакомиться с различными формами наследственных заболеваний, особенностями их протекания, возможностями профилактики и лечения.
Каждый раздел курса предусматривает решение генетических задач, способствующих углублению знаний, предоставляет студентам возможность самоконтроля, демонстрирует прикладное значение генетики. При этом преследуется цель – развитие у студентов логики генетического мышления и усвоения приемов генетического анализа.
Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии
... на практику и работу с людьми, ее главная цель-помощь людям. Предметом практической психологии является индивидуальность человека и конкретность обстоятельств. Научная психология – знания в психологии которые характеризуются правильностью и ...
Программа данного курса призвана сформировать «каркас» знаний по основам общей и клиническим аспектам медицинской генетики.
Цели и задачи дисциплины: формирование у студентов системы представлений о закономерностях наследственности и изменчивости у человека.
Задачи курса:
- Формирование знаний о молекулярных основах наследственности, закономерностях передачи генетической информации, нарушениях генетических программ развития организма, причинах патологии и возможных путях ее коррекции.
- Развитие представлений о генотип-средовых соотношениях в индивидуальном развитии, воспитании и обучении.
- Формирование умений пользоваться в своей педагогической работе теоретическими и практическими знаниями в области человека.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
Студент, изучивший дисциплину должен знать:
- роль и место генетики в системе подготовки специалистов в области общей психологии, коррекционной педагогики и специальной психологии;
- основные понятия современной генетики, теории наследственности;
- современные представления о геноме человека;
- митоз и мейоз, их сходство, отличие и биологическое значение;
- хромосомная теория наследственности;
- ДНК как основа наследственности, генетический код;
- закономерности наследственности и изменчивости;
- классические законы Г. Менделя;
- типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов;
- фенотипическая и генотипическая изменчивость. Классификация мутаций;
- традиционные и современные методы генетики человека;
- популяционная генетика. Закон Харди – Вайнберга. Динамика генов в популяциях;
- классификацию наследственных болезней, наиболее важные формы менделирующей патологии, сопровождающиеся нарушением психического, интеллектуального, эмоционально-личностного, сенсорного, речевого и моторного развития;
- особенности клинических проявлений наследственной патологии, общие принципы клинической диагностики наследственных болезней, причины происхождения и диагностическую значимость морфогенетических вариантов;
- хромосомные синдромы и болезни с наследственной предрасположенностью, методы их диагностики, коррекции
Уметь:
- пользоваться общегенетической терминологией, различать понятия фенотип, генотип, ген, геном, генофонд и др.;
- владеть клинико-психолого-педагогической диагностикой отклонений в развитии у детей, и уметь устанавливать структуру аномалий развития, его этиопатогенезе и роли генетических факторов в их возникновении;
- собирать анамнез, составлять родословные, проводить их анализ и делать заключение о типе наследования признака (или болезни), рассчитывать генетический риск;
- решать задачи по основным разделам курса генетики:
- правильно оформлять задачи, пользоваться общепринятыми символами;
- моногибридное и полигибридное скрещивание;
- взаимодействие аллельных и неаллельных генов;
- закон Харди-Вайнберга;
- плейотропия, летальные гены, пенетрантность.
- Использовать логику генетического анализа и знаний наследования признаков (болезней) в построении педагогического процесса.
Тематический план:
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Аудиторная работа |
Инд. работа |
Самост. работа |
|||
всего |
лекц. |
практ. |
лаб. |
||||
1. |
Генетика – наука о наследственности и изменчивости. |
4 |
4 |
— |
— |
— |
4 |
2. |
Материальные основы и законы наследственности. |
8 |
4 |
4 |
— |
1 |
6 |
3. |
Наследственность и изменчивость. |
8 |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
4. |
Генетика человека. |
8 |
4 |
2 |
2 |
1 |
10 |
5. |
Генетические факторы возникновения нарушений в развитии организма человека. |
10 |
4 |
2 |
4 |
2 |
12 |
Итого: |
38 |
20 |
10 |
8 |
4 |
34 |
Содержание курса:
№ п/п |
Тема, ее краткое содержание |
1. |
Тема: Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Предмет, задачи, методы генетики. Раскрытие основных понятий и положений современной генетики. Хронология важных открытий в области генетики. |
2. |
Материальные основы и законы наследственности. Тема: Молекулярные основы наследственности Доказательства генетической роли нуклеиновой кислоты. Химическое строение нуклеиновых кислот. Строение ДНК. Строение и функции РНК. Этапы синтеза белка. Генетический код. Тема: Хромосомы. Хромосомная теория наследственности. Кроссинговер. Упаковка генетического материала. Хромосомы – носитель генной информации. Кариотип. Методы исследования кариотипа. Организация генов. Классификация генов. Регуляция экспрессии генов. Цитоплазматическая наследственность. Тема: Менделевская генетика Законы Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Ди – и полигибридное скрещивания (закон расщепления). Полное и наполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Полигенное наследование. Нормы реакции. Тема: Наследование групп крови. Взаимодействие генов История открытий групп крови АВО и Резус. Наследование групп крови систем АВО и Резус. Редкие группы крови. Связь групп крови с заболеваниями. Взаимодействие генов (комплементарность, полимерия, эпистаз).
|
3. |
Наследственность и изменчивость. Тема: Наследственность и изменчивость Классификация видов изменчивости (комбинативная, мутационная). Типы изменчивости. Классификация мутогенов. Типы мутаций (летальные, полулетальные, нейтральные и др.), геномные, хромосомные, генные. Типы генных мутаций (делеция, дупликация, инверсия, нисерции и т.д.) |
4. |
Генетика человека. Тема: Методы исследования генетики человека. Методы исследования генетики человека: генеалогический, цитогенетический, близнецовый, онтогенетический, популяционный. Закон Харди – Вайнберга. Тема: Генетика популяций Популяция и ее генетическая структура. Факторы, влияющие на изменение частот генов в популяции (мутации, мигрции, отбор, дрейф генов, эффект родоначальника и др.). Системы браков. Инбридинг. Аутбридинг. Генофонд и геногеография. |
5. |
Наследственные болезни человека Тема: Наследственные болезни человека Наследственные болезни, их классификация. Этиология и патогенез хромосомных болезней, их диагностика и возможности лечения. Генотерапия и ее методы. Характеристика форм моногенных заболеваний. Хромосомные болезни. Связь хромосомных болезней с отклонениями в развитии организма Тема: Генные болезни Болезни с аутосомно-доминантным типом наследования. Болезни с аутосомно-рецессивным типом наследования. Х-сцепленное рецессивное наследование. Х-сцепленное доминантное наследование. Болезни с наследственной предрасположенностью. Наследственно обусловленные формы нарушений умственного и физического развития детей. Генетика умственной отсталости. Эпидемиология, этиология. Синдромы интеллектуальных нарушений (Барде- Бидля, Вильямса, Прадера-Вилли, Рубинштейна-Тейби и др.). Тема: Медико-генетическое консультирование. Клинико-психолого-педагогическая диагностика. Показания для направления в медико-генетическую консультацию. Пренатальная диагностика. Методы пренатальной диагностики. Тема: Генетика поведения. Генетические основы анамалий поведения. Психологические расстройства в онтогенезе. Нарушения речевого развития и обучения. Эпилепсия. Болезнь Тэя-Сакса. Органические поражения мозга (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона и др.). Химическая зависимость. Генетика алкоголизма. |
Лабораторные работы:
№ п/п |
Тема лабораторных работ и ее краткое описание |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. |
Тема: Биологические основы наследственности Цель: формирование знаний о строении эукариотической клетки и умения выявлять взаимосвязь строения и функций. 1. Клеточная теория. 2. Строение клетки, основные органеллы и их функции а) строение и функции цитоплазматической мембраны; б) транспорт веществ в клетку; в) анаболическая система клетки (рибосомы, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи) г) катаболическая система клетки (лизосомы, микротельца, митохондрии). 3. Ядро клетки, строение, функции. 4. Решение типовых задач. Литература: 1. Асанов А.Ю., Демикова Н.С. «Основы генетики и наследственные нарушения у детей». — М., 2003. 2. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. «Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». — М., 2001. 4. Равич–Щербо И.В., Марютина Т.М. «Психогенетика». — М., 1999. Тема: Цитологические основы наследственности. Деление клеток – механизм преемственности наследственных свойств. Цель: раскрыть сущность жизненного цикла клетки и особенности отдельных стадий митоза и мейоза, их биологическую роль, а также выяснить факторы, оказывающие отрицательные воздействия на половые клетки и последствия таких воздействий. 1.Клеточный и митотический циклы (интерфаза: пресинтетический — G1 , синтетический — S, постсинтетический – G2 ). 2.Митоз (стадии митоза), значение митоза. 3. Мейоз (стадии мейоза), значение мейоза. 4. Сперматогенез, овогенез. 5. Составить схему гаметогенеза. 6. Заполнить таблицу с указанием набора хромосом в различных стадиях митоза и мейоза. 7. Решение задач по теме. 8. Тест. Литература: 1. Асанов А.Ю., Демикова Н.С. «Основы генетики и наследственные нарушения у детей». — М., 2003. 2. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. «Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». — М., 2001. 4. Равич–Щербо И.В., Марютина Т.М. «Психогенетика». — М., 1999. Тема: Молекулярные основы наследственности Цель: сформировать у студентов знания о структуре и функциях нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), раскрыть сущность матричного синтеза характерного для живой природы. 1. Строение и функции нуклеиновых кислот в клетке (ДНК и РНК). Составить схему: 1) строение нуклеотида; 2) соотношения видов РНК в клетке; 3) функции нуклеиновых кислот в клетке. 2. Этапы синтеза белка (транскрипция, трансляция). 3. Генетический код. 4. Решение задач по теме. Литература: 1. Асанов А.Ю., Демикова Н.С. «Основы генетики и наследственные нарушения у детей». — М., 2003. 2. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. «Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». — М., 2001. 4. Равич–Щербо И.В., Марютина Т.М. «Психогенетика». — М., 1999. Тема: Хромосомы: строение и функции. Хромосомная теория наследственности. Цель: сформировать знания о структуре и функциях хромосом, охарактеризовать основные положения хромосомной теории наследственности, создать представление о хромосомных картах.
Литература: 1. Асанов А.Ю., Демикова Н.С. «Основы генетики и наследственные нарушения у детей». — М., 2003. 2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». — М., 2001. 3. Мэтт Ридли. Геном. Открытия, которые потрясли мир. — М.: ЭКСМО, 2008, стр.428 Тема: Гены и их организация Цель: сформировать представление о структуре гена и регуляции транскрипции генов. 1. Определение гена. 2. Классификация генов. 3. Схема организации гена. 4. Схема регуляции транскрипции у прокариот Жакоба и Моно. 5. Регуляция экспрессии генов. 6. Механизмы реализации генетической информации. 7. Решение задач по теме. Знать понятия: ген, структурные гены, функциональные гены, корепрессор, ген-оператор, ген-регулятор, оперон, промотор, РНК-полимераза, белок-репрессор, экзон., интрон. Литература: 1. Асанов А.Ю., Демикова Н.С. «Основы генетики и наследственные нарушения у детей». — М., 2003. 2. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. «Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». — М., 2001. Тема: Законы Г. Менделя и условия их проявления Цель: сформировать понятие о моногибридном скрещивании организмов, познакомить с сущностью первого и второго законов Менделя.
Литература: 1. Асанов А.Ю., Демикова Н.С. «Основы генетики и наследственные нарушения у детей». — М., 2003. 2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». — М., 2001. 3. Равич–Щербо И.В., Марютина Т.М. «Психогенетика». — М., 1999. Тема: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание и неполное доминирование Цель: расширить представления о дигибридном скрещивании (применительно к человеку), научить пользоваться решеткой Пеннета для прогнозирования численного выражения вариантов расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании. Сформировать понятие «анализирующие скрещивание», познакомить с сущностью и причинами неполного доминирования.
Литература: 1. Асанов А.Ю., Демикова Н.С. «Основы генетики и наследственные нарушения у детей». — М., 2003. 2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». — М., 2001. 3. Равич–Щербо И.В., Марютина Т.М. «Психогенетика». — М., 1999. Тема: Клинико-генеалогический метод. Цель: познакомить с принципами построения, символикой и графическим изображением родословной; уметь устанавливать тип и характер наследования признаков у человека. Этапы генеалогического анализа: а) сбор сведений о пробанде и его родственниках. б) построение родословной. в) анализ родословной и выводы. Задание: составить и проанализировать генеалогическое древо своей семьи. Определить тип и характер наследования какого-либо признака или заболевания в своей семье, составить прогноз своего здоровья или родственников и определить меры профилактики и предупреждения проявления и развития возможных заболеваний. Знать понятия: пробанд, типы наследования (аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, гоносомный), пенетрантность, экспрессивность, зиготность. Литература:
Тема: Типы наследования. Взаимодействие генов. Цель: познакомить студентов с типами наследования признаков лица и составить портрет будущего ребенка. 1. Взаимодействие генов между аллелями одного и того же гена (полное доминирование и неполное). 2. Типы неаллельного взаимодействия генов: комплементарность и эпистаз для качественных признаков, полимерия — для количественных признаков. Задание: «Создайте портрет». Используя знания о характере наследования признаков лица, заполнить таблицу и «нарисовать» портрет Вашего ребенка. Литература:
Тема: Современные молекулярно-генетические методы диагностики и генотерапии. Цель: познакомить с современными молекулярно-генетическими методами диагностики и коррекции наследственных заболеваний. 1. ДНК – диагностика: а) метод гибридизации нуклеиновых кислот; б) метод полимеразной цепной реакции (ПЦР). 2. Генотерапия, иммунно ферментная заместительная терапия (ИФЗТ). 3. Клонирование. 4. Экстракорпоральное оплодотворение. 5. Доклады по теме. 6. Терминологический диктант. Литература: 1. Асанов А.Ю., Демикова Н.С. «Основы генетики и наследственные нарушения у детей». — М., 2003. 2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». — М., 2001.
Тема:I Популяционная генетика человека Цель: сформировать систему знаний о популяционной генетике человека, факторах, влияющих на генетическую структуру. Уметь рассчитывать частоты аллелей в соответствии с законом Харди-Вайнберга.
II Определение вкусовой чувствительности к ФТК Цель: определить индивидуальный порог вкусовой чувствительности к фенилтиокарбамиду и рассчитать частоту встречаемости фенотипов и генов в популяции Новокузнецка.
Литература: 1. Асанов А.Ю., Демикова Н.С. «Основы генетики и наследственные нарушения у детей». — М., 2003. 2. Атраментова Л.А. Введение в психогенетику: Учебное пособие / Л.А. Атраментова, О.В. Филипцова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 472с. 3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». — М., 2001.
Тема: Наследственные болезни человека
Ответить на вопрос №4 , задание на стр. 128-138. Литература: 1. Бочков Н.П. «Клиническая генетика».- М.: Медицина, 1997. 2. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. «Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Клинико-генетические основы коррекционной психологии и педагогики">педагогики и специальной психологии. — М.: Владос, 2001. 4. «Наследственные болезни в популяциях человека» / Под ред. Е.К. Гинтера. — М.: Медицина, 2002.
Тема: Генные болезни (решение задач). Цель: через решение задач закрепить материал по генным, хромосомным и геномным болезням у человека. 1. Доклады. 2. Решение задач. При решении задач определить: * какое заболевание можно предположить? * какова вероятность появления в этой семье следующего ребенка с такой же патологией? * какие лабораторные исследования следует провести? * какие методы перенатальной диагностики следует применять для выявления данного заболевания? * указать возможные варианты изменения структуры генетического материала, которые лежат в основе возникновения болезней обмена веществ и других. Литература: 1. Асанов А.Ю., Демикова Н.С. «Основы генетики и наследственные нарушения у детей». — М., 2003. 2. Геномика – медицине. Под редакцией акад. РАМН В. И Иванова. М.: Академкнига, 2005. 3. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. и др. Общая и медицинская генетика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002., с.228-240. 4. Мастюкова Е.М., « Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». — М., 2001.
Тема: Генетика сенсорных нарушений
Литература: 1. Асанов А.Ю., Демикова Н.С. «Основы генетики и наследственные нарушения у детей». — М., 2003. 2. Мастюкова Е.М., « Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». — М., 2001. 3. Мастюкова Е. М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
Тема: Роль генетических факторов в этиологии речевых и интеллектуальных нарушений у детей
10 Доклады Литература: 1. Асанов А.Ю., Демикова Н.С. «Основы генетики и наследственные нарушения у детей». — М., 2003. 2. Атраментова Л.А. Введение в психогенетику: Учебное пособие / Л.А. Атраментова, О.В. Филипцова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 472с. 3. Мастюкова Е.М., « Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». — М., 2001. 4. Мастюкова Е. М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
Тема: Наследственные формы нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
6 Доклады Литература: 1. Асанов А.Ю., Демикова Н.С. «Основы генетики и наследственные нарушения у детей». — М., 2003. 2. Атраментова Л.А. Введение в психогенетику: Учебное пособие / Л.А. Атраментова, О.В. Филипцова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 472с. 3. Мастюкова Е.М., « Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». — М., 2001. 4. Мастюкова Е. М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
Тема: Экскурсия в МГЦ Цель: познакомиться с работой медико-генетической консультации. Выяснить цель и задачи медико-генетического консультирования: определение степени генетического риска; оценка тяжести медицинских и социальных последствий; перспективы применения и эффективность методов перинатальной диагностики; показания для направления семьи в медико-генетическую консультацию; основные показания для проведения цитогенетического и биохимического анализа или методов ДНК-диагностики; трудности морально-этического характера. Задание: по итогам экскурсии написать отчет. Литература:
Тема: Роль генетических факторов в возникновении эмоционально-личностных нарушений, девиантных форм поведения и детских психических расстройств.
Доклады. Литература: 1. Асанов А.Ю., Демикова Н.С. «Основы генетики и наследственные нарушения у детей». — М., 2003. 2. Атраментова Л.А. Введение в психогенетику: Учебное пособие / Л.А. Атраментова, О.В. Филипцова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 472с. 3. Мастюкова Е.М., « Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». — М., 2001. 4. Мастюкова Е. М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
Примечание: дополнительная лабораторная работа Тема: Дерматоглифический анализ. Цель: научиться использовать дерматоглифический анализ, показать его значение в медицины и психогенетике. Задания: 1. Снять отпечатки своих пальцев и ладоней. 2. Изучить типы пальцевых узоров и схему ладонной карты. 3. Рассчитать дельтовый индекс и вывести формулу главных ладонных линий. 4. Изучить комплексы дерматологических признаков, коррелирующих с хромосомными и генными нарушениями, сравнить с собственными данными, сделать выводы. Литература:
|
Самостоятельная работа студентов:
№ п/п |
Темы, вопросы и задания, выносимые на самостоятельную работу.
|
1.
2.
3.
4. |
Составление словаря терминов курса «Психогенетика» (см. приложение к программе). Контрольная работа по теме: «Методы генетики человека» (см. Е.М. Мастюкова. «Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». — М.: Владос, 2001 стр.47-48.) Контрольная работа по теме « Материальные основы наследственности» (литература та же, стр.80-85). Терминологический словарь. |
Индивидуальная работа:
№ п/п |
Тема индивидуальной работы |
1.
2.
3.
4.
5. |
Индивидуальная консультация по темам семинаров содержащих проблемные вопросы. Индивидуальная работа по итогам промежуточного контроля и терминологических диктантов. Индивидуальная работа по темам: «Роль генетических факторов в этиологии речевых и интеллектуальных нарушений у детей», «Наследственные формы нарушений опорно-двигательного аппарата у детей». Индивидуальные консультации по темам рефератов: «Роль генетических факторов в возникновении эмоционально-личностных нарушений, девиантных форм поведения и детских психических расстройств», «Геном человека», «Генетические аспекты леворукости». Индивидуальные консультации по запросу студентов. |
Основные понятия:
А: аденозинтрифосфорная кислота, алкаптонурия, аллель, аллели множественные, альбинизм, амниоцентез, амплификация генов, анемия серповидноклеточная, анеуплоидия (гетероплоидия), антикодон (антитриплет), антимутагены, арахнодактилия, аутбридинг, аутосомы,ахондроплазия.
Б: бивалент, болезнь Вильсона – Коновалова, болезни хромосомные, брак инцестный.
В: валеология, веретено деления (ахроматиновое), вид биологический, волны популяционные, время действия гена.
Г: габитус человека, галактоземия, гаметогенез, гаметы кроссоверные, гаметы некроссоверные, гаплоидия, гемизиготность, гемоглобинопатия, гемофилия (А и В), ген, ген доминантный, ген рецессивный, генетика, генная инженерия, генокопии, геном, генотип, генофонд, гермафродитизм, геронтология, гетерозигота, гетерозис, гетерокарион, гетерохромосомы, гибридизация, гинандроморфизм, гиперлипоптротеинемии, гипотеза Мари Лайон, гомозигота, груз генетический, группа сцепления.
Д: дальтонизм, делеция, демы, диакинез, диплоид, диплотена, дискордантность, дифференцировка, ДНК-полимераза, доминирование полное, доминирование неполное, дрейф генов, дупликация.
З: закон «чистоты» гамет.
И: идеограмма, изменчивость, изменчивость комбинативная, изменчивость модификационная, изоляторы (человека), изоляция, инбридинг, инверсия, индекс центромерный, индуктор, индукция эмбриональная, интеркинез, интроны, интерфаза.
К: кариотип, кариолимфа, карта хромосомы генетическая, классификация хромосом человека Денверская, классификация хромосом человека Парижская, клон клеток, код генетический, кодоминирование, кодон (триплет), колинеарность, комплементорность, конкордантность, конституция (человека), контротбор, конъюгация хромосом, корепрессор, кроссинговер.
Л: лигаза, линия чистая, локус.
М: мейоз, миграция, миодистрофия, Дюшенна, митоз, моносомия, муковисцидоз, мукополисахариды, мутагенез, мутагены (мутагенные факторы), мутации генеративные, мутации геномные, мутации индуцированные, мутации соматические, мутации спонтанные, мутации хромосомные (аберрации), мутация, мутон.
Н: наследование, наследственная предрасположенность к заболеваниям, наследственность,
наследственность цитоплазматическая, наследуемость, неаллельльные гены, норма реакции, нуклеосома.
О: овогенез (оогенез), онкогены, онтогенез, оперон, отбор естественный.
П: панмиксия, пахитена, пенетрантность, периоды критические, плазмиды, плейотропия, пол, пол гетерогаметный, пол гомогаметный, поле действия гена, полимерия (полигенное наследование), полиплоидия, популяция, пренатальная (дородовая) диагностика, признаки альтернативные, признаки голандрические, признаки менделирующие, признаки, сцепленные с Х-хромосомой (с полом),пробанд, промотор, процесс половой, процессинг.
Р: реанимация, репарация генетического материала, репликационная вилка, репликация ДНК, репликон, репрессор, рестриктазы, родословная.
С: сибсы, синдром Клайнфелтера, синдром Патау, синдром фрагильной Х-хромосомы,
синдром Эдвардса, сплайсинг.
Т: тератология, транзиция, трансверсия, трансдукция, трансляция, трисомия.
Ф: фен, фенотип, фетоскопия,.
Х: хроматин, хромосомы гомологичные.
Ц: центромера.
Э: экзоны, экспрессивность.
Я: ядерная ДНК.
Программа итоговой аттестации:
- Основы медицинской генетики человека.
- Уникальность человека как объекта генетики.
- Генеалогический метод изучения генетики человека.
- Цитогенетический метод изучения генетики человека.
- Близнецовый метод изучения генетики человека.
- Онтогенетический метод изучения генетики человека.
- Популяционно-генетический метод изучения.
- Генетика пола.
- Сцепленное с полом наследование.
- Мутационная изменчивость человека.
- Фенокопии мутаций.
- Значение ДНК и реализация наследуемых свойств.
- Генетика онтогенеза.
- Генетика групп крови.
- Профилактика наследственных заболеваний.
- Медико-генетическое консультирование.
- Экогенетика.
Рекомендуемая литература:
Основная:
- Асанова А.Ю., Демикова Н.С., Морозов С.А. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей. – М., 2003.
- Атраментова Л.А. Филинцова О.В. Введение в психогенетику: Учебное пособие. – М., 2004.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики: Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Учебное пособие для вузов. — М.: Владос, 2003 (2001).
4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Под ред.В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
- Равич — Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика.: Учебник для вузов. – М., 1999.
- Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека. Практикум для вузов. — М.: Владос, 2001.
- Хандогина Е.К., Рожкова З.Н., Хандогина А.В. Основы медицинской генетики. – М., 2004.
8. В.А. Шевченко, Н.А. Топорнина Генетика человека. Изд. ВЛАДОС, 2004
Дополнительная:
1. Арефьев В.А., Лисовенко Л.А. Англо-русский толковый словарь генетических терминов. М.: ВНИРО, 1995.
2. Генофонд и геногеография народонаселения. Том I,II,III. Под ред. Ю.Г. Рычкова. С-Пб.: Наука, 2000.
3. Динамика популяционных генофондов. Под ред. Ю.П. Алтухова М.: Наука, 2004. стр.620
4. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Сиб.универ.изд.Новосибирск, 2006, 480с.
5. Мэтт Ридли Геном. Открытия, которые потрясли мир. М.: ЭКСМО 2008, стр.428
6. Примроуз С., Тваймен Р. Геномика. Роль в медицине. М.: Бином, 2010
7. Равич-Щербо И.В. и др. Психогенетика.: Учебное пособие. — М.: Аспект – Пресс, 2000.
8. Соколовская Б.Х. 120 задач по генетике. — М, 1992.
9. Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии: Учебник для вузов. – М., 1999.
10. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. М., 2002.