Основные типы лечебно-профилактических учреждений

Содержание

Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы сестринского дела». 2

1. Государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела. 2

2. Основные типы лечебно-профилактических учреждений. 2

3. Устройство и основные функции больниц. 3

4. Содержание деятельности среднего медицинского работника. 5

6. Сестринская деонтология. 7

7. Сестринское дело, его цели и задачи. 8

8. Общение в сестринском деле. 9

9. Средства общения. 10

10. Техника профессионального общения. 11

11. Сестринская педагогика. 11

12. Определение содержания обучения. 13

Раздел 2. Сестринский процесс. 14

13. Понятие о сестринском процессе, его цель и пути достижения. 14

14. Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа. 14

15. Принципы ведения документации. 15

16. Методы сестринских вмешательств. 16

17. Основные потребности человека. 16

Раздел 3. Перечень основных манипуляций, которыми должна владеть медицинская сестра. 18

I. Прием пациента в стационар. 18

18. Прием пациента в стационар. 18

19. Определение массы тела пациента. 19

20. Полная санитарная обработка пациента. 20

21. Обработка волосистой части головы при педикулезе механическим способом. 21

22. Гигиеническая ванна. 21

II. Оценка функционального состояния пациента. 22

23. Пульс, его характеристика, определение его свойств. 22

Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы сестринского дела»

Государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела

В России предусмотрена система здравоохранения с различными формами собственности: государственная, муниципальная и частная. Она решает вопросы социальной политики и имеет три уровня организации управления.
1. Министерство здравоохранения Российской Федерации, в котором существуют управления:
1) организации медицинской помощи;
2) охраны здоровья матери и ребенка;
3) научных и образовательных медицинских учреждений;
4) кадров и др.;
2. министерство здравоохранения области (края);
3. управление здравоохранения при администрации города.
Задачей социальной политики является достижение такого уровня здоровья, который позволит жить человеку продуктивно при максимально возможной продолжительности жизни.
Основные приоритетные направления социальной политики в области здравоохранения:
1) разработка законов для осуществления реформ;
2) охрана материнства и детства;
3) реформа финансирования (медицинское страхование, использование средств различных фондов для поддержки и лечения соответствующих категорий населения — пенсионеров, безработных и т. д.);
4) обязательное медицинское страхование;
5) реорганизация первичной медико-санитарной помощи;
6) лекарственное обеспечение;
7) подготовка кадров;
8) информатизация здравоохранения.
Базовой основой системы здравоохранения должно быть принятие законов Российской Федерации «О Государственной системе здравоохранения», «О правах пациента» и др.
Уже сегодня формируются рынки медицинских услуг, создаются лечебно-профилактические учреждения с различными формами собственности, стационары одного дня, хосписы, учреждения паллиативной медицины, т. е. такие учреждения, где помощь оказывается безнадежно больным и умирающим. В 1995 г. в России уже было 26 хосписов, в 2000 г. их уже более 100.

7 стр., 3446 слов

Основные разделы психогигиены

... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. А. КУЛЕШОВА» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОГИГИЕНЫ           ... XIX веке, когда американец К. Бирс, будучи многолетним пациентом клиники для душевнобольных, написал в 1908 году книгу "Душа ... . Такие дети часто отвлекаются на уроках, занимаются посторонними делами, на переменах нарушают нормы поведения, кричат, бегают или ...

Основные типы лечебно-профилактических учреждений

Различают два основных типа лечебно-профилактических учреждений: амбулаторные и стационарные.
К учреждениям амбулаторного типа относятся:
1) амбулатории;
2) поликлиники;
3) медико-санитарные части;
4) диспансеры;
5) консультации;
6) станции «скорой помощи».
К учреждениям стационарного типа относятся:
1) больницы;
2) клиники;
3) госпитали;
4) родильные дома;
5) санатории;
6) хосписы.
В целях повышения качества лечебной и профилактической работы с 1947 г. в России проводится объединение поликлиник с амбулаториями и больницами. Такая организация работы способствует повышению квалификации врачей, а тем самым и улучшению качества обслуживания населения.

5 стр., 2028 слов

Основная образовательная программа 14

... объеме, необходимом для решения научно-исследовательских и научно-методических задач; основные направления и перспективы развития междисциплинарных знаний в области методологии и ... баллов. 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики а) основная литература Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. СПб ...

Устройство и основные функции больниц

Различают общие, республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские больницы, которые располагаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специализированные больницы (онкологические, туберкулезные и т. д.) располагаются в зависимости от своего профиля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе. Существуют три основных типа строительства больниц:
2) централизованный; 1) павильонный;
3) смешанный.
При павильонной системе на территории больницы размещаются небольшие отдельные здания. Централизованный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридорами. Чаще всего в России строились смешанного типа больницы, где основные неинфекционные отделения размещаются в одном крупном здании, а инфекционные отделения, хозяйственные постройки и тому подобное располагаются в нескольких небольших зданиях. Участок больницы делится на три зоны:
1) здания;
2) зона хозяйственного двора;
3) защитная зеленая зона.
Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.
Больница состоит из следующих объектов:
1) стационара со специализированными отделениями и палатами;
2) вспомогательных отделений (рентгеновского кабинета, патологоанатомического отделения) и лаборатории;
3) аптеки;
4) поликлиники;
5) пищеблока;
6) прачечной;
7) административных и других помещений.
Больницы предназначены для постоянного лечения и ухода за пациентами с определенными заболеваниями, например хирургическими, терапевтическими, инфекционными, психотерапевтическими и т. д.
Стационар больницы является наиболее важным структурным подразделением, куда принимают пациентов, требующих современных, сложных методов диагностики лечения, и оказывают лечение, уход и другие культурно-бытовые услуги.
Устройство стационара любого профиля включает палаты для размещения пациентов, хозяйственные помещения и санитарный узел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностический), а также ординаторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего отделением. Оборудование и оснащение палат соответствует профилю отделения и санитарным нормам. Различают одноместные и многоместные палаты. В палате имеются:
1) кровать (обычные и функциональные);
2) прикроватные тумбочки;
3) столики или стол;
4) стулья;
5) шкаф для одежды пациента;
6) холодильник;
7) умывальник.
Кровати ставят головным концом к стене на расстоянии 1 м между кроватями для удобства перекладывания пациента с каталки или носилок на кровать и ухода за ним. Связь пациента с постом медицинской сестры осуществляется с помощью переговорного устройства или световой сигнализации. В специализированных отделениях стационара каждая койка обеспечена устройством для централизованной подачи кислорода и другой медицинской аппаратурой.
Освещение палат соответствует санитарным нормам (см. СаНПиН 5.).

2 стр., 824 слов

Организация работы медицинского психолога с родственниками пациентов наркологического лечебно-реабилитационного центра г. Лесосибирска, зависимых от психоа

... работы медицинского психолога с родственниками пациентов наркологического лечебно-реабилитационного центра г. Лесосибирска, ... , участвующего в комплексной медико-психологической помощи пациентам, зависимым от ПАВ в Лесосибирском наркологическом центре ... способ поддержания зависимости. Занятия для созависимых - родственников пациентов реабилитационного центра - проводятся в интерактивной форме малыми ...

Оно определяется в дневное время световым коэффициентом, который равен отношению площади окон к площади пола, соответственно 1: 5−1: 6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лампами накаливания. Кроме общего освещения, имеется и индивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночным светильником, установленном в нише около двери на высоте 0,3 м от пола (кроме детских стационаров, где светильники устанавливаются над дверными проемами).
Вентиляция палат проводится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 м3 воздуха на одного человека в час. Концентрация углекислого газа в воздушной среде палаты не должна превышать 0, 1%, относительная влажность 30−45%.
Температура воздуха в палатах взрослых не превышает 20 °C, для детей — 22 °C.
В отделении имеются раздаточная и столовая, обеспечивающие одновременный прием пищи 50% пациентов.
Коридор отделения должен обеспечить свободное передвижение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.
Санитарный узел состоит из нескольких отдельных помещений, специально оборудованных и предназначенных для осуществления:
1) личной гигиены пациента (ванной комнаты, комнаты для умывания);
2) сортировки грязного белья;
3) хранения чистого белья;
4) дезинфекции и хранения суден и мочеприемников;
5) хранения уборочного инвентаря и спецодежды обслуживающего персонала.
Инфекционные отделения больниц имеют боксы, полубоксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдельных секций, обеспечивающих функционирование отделения при установлении карантина в одной из них.
Каждое отделение имеет в установленном порядке обязательный для персонала и пациентов внутренний распорядок отделения, который обеспечивает пациентам соблюдение лечебно-охранительного режима: сон и отдых, диетическое питание, систематическое наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур и т. д.

10 стр., 4626 слов

Программа по производственной педагогической практике Для специальности 60 109. 65 — Сестринское дело

... настоящее время в России сестринское дело как профессиональный вид деятельности находится в процессе ... М/2009-5) заочного отделения специальность 060109 сестринское дело ФИО Апатиты 2012 Отчет ... (Практическая психология). Секреты манипулирования: эффективные приемы управления людьми / Сост. Разумовская Е.А. – М.:ЗАО ... должно проходить на рабочем месте медицинской сестры. 2. Цель прохождения практики - ...

Содержание деятельности среднего медицинского работника

Содержание деятельности медицинских сестер составляется администрацией лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) на основании тарифно-квалификационной характеристики среднего медицинского работника с учетом конкретных особенностей работы того или иного лечебного учреждения.
К функциональным обязанностям медсестры стационара относятся:
1) соблюдение лечебно-охранительного режима отделения;
2) своевременное выполнение врачебных назначений;
3) уход за пациентами;
4) помощь пациенту во время осмотра врачом;
5) наблюдение за общим состоянием пациентов;
6) оказание первой доврачебной помощи;
7) соблюдение санитарно-противоэпидемического режима;
8) своевременная передача экстренного извещения в ЦГСЭН (центр Госсанэпиднадзора) об инфекционном больном;
9) получение лекарственных средств и обеспечение их хранения и учета;
10) а также руководство младшим медицинским персоналом отделения.
Медицинские сестры обязаны систематически повышать квалификацию, посещать занятия и конференции, организуемые в отделении и лечебном учреждении.
Участковая (семейная) медицинская сестра поликлиники, работающая на приеме с врачом, помогает ему, оформляет различную документацию, обучает пациентов подготовке к различным процедурам, лабораторным и инструментальным исследованиям. Медицинская сестра поликлиники осуществляет работу на дому: выполняет врачебные назначения, обучает родственников необходимым элементам ухода, дает рекомендации по созданию комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его жизненно важных физиологических потребностей, оказывает психологическую поддержку пациенту и его семье, осуществляет мероприятия по профилактике осложнений и укреплению здоровья своих пациентов.
Круг обязанностей фельдшера достаточно широк, в особенности в отсутствие врача. На фельдшерско-акушерском пункте (ФАПе) фельдшер самостоятельно выполняет стационарную, консультативную, амбулаторную помощь, помощь на дому, санитарно-профилактическую работу, выписывает лекарственные средства из аптеки и т. д. В лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) — работает под руководством врача.
Содержание деятельности акушерки роддома и женской консультации зависит от конкретных особенностей работы. Она самостоятельно или вместе с врачом принимает роды, проводит лечебно-профилактическое обслуживание беременных, матерей и новорожденных. Она активно выявляет гинекологических больных, проводит психо-профилактическую подготовку женщин к родам, наблюдение за беременной, обеспечивает беременным прохождение всех необходимых исследований. Акушерка, как и медицинская сестра поликлиники, проводит большую патронажную работу, выполняет непосредственно обязанности медицинской сестры.
Для выполнения своих обязанностей фельдшер, медицинская сестра и акушерка должны обладать определенным объемом знаний и практических навыков, нести ответственность за процесс ухода и проявлять милосердие. Они совершенствуют свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход, удовлетворить физиологические потребности пациента и защитить здоровье населения.
Они участвуют в работе по ликвидации инфекционных очагов, проводят профилактические прививки, осуществляют вместе с врачом санитарный надзор детских учреждений.
Средние медицинские работники, имеющие специальную подготовку, могут работать в рентгенологических; физиотерапевтических и других специализированных отделениях и кабинетах.
За присвоение себе функций, на которые они не имею права, средние медицинские работники несут дисциплинарную или уголовную ответственность. 5. Философия сестринского дела
Философия (от фил и греч. sophia «люблю и мудрость», «любовь к мудрости») — это форма духовной деятельности человека, в которой находят свое отражение вопросы целостной картины мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, которые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсуждаются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.
На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля-14 августа 1993 г. в Голицино, были введены новые термины и понятия в сестринское дело. Согласно международной договоренности философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях, таких как:
1) пациент;
2) сестра, сестринское дело;
3) окружающая среда;
4) здоровье.
Пациент — человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.
Сестра — специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела
и имеющий право на сестринскую работу.
Сестринское дело — часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.
Окружающая среда — совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, в которых протекает жизнедеятельность человека.
Здоровье — динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации, средство жизни.
Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству, правам человека.
Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.
Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать, поощрять его через издания законодательных актов.
Сущностью современной модели сестринского дела как научной теории является обоснование различных подходов к содержанию и оказанию сестринской помощи.
В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс», под которым понимают системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента.
В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования в России.
Создается теоретическая научная база сестринской помощи. Через сестринский процесс медсестра должна обрести профессиональную независимость и самостоятельность, быть не просто исполнителем воли врача, а превратиться в творческого человека, умеющего понимать и видеть в каждом пациенте личность, его внутренний духовный мир. Российское здравоохранение остро нуждается в медсестрах, владеющих современной философией сестринского дела, знающих психологию человека, способных к педагогической деятельности.
Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы, общения с пациентом.
Сестра, разделяющая принятую философию, принимает на себя следующие этические обязанности(правильно или неправильно мы поступаем):
1) говорить правду;
2) делать добро;
3) не причинять вреда;
4) уважать обязательства других;
5) держать слово;
6) быть преданной;
7) уважать право пациента на самостоятельность.
Согласно теории сестринской философии цели, к которым стремится сестра, т. е. результаты ее деятельности, называются этическими ценностями (идеалами): профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, человеческое достоинство, забота (уход).
Философия сестринского дела отражает и личные качества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра, — добродетели, определяющие, что является добром, а что злом в людях: знание, умение, сострадание, терпение, целеустремленность, милосердие.
Этические принципы определяют Этический кодекс медсестры в каждой из стран, в том числе и в
России, и являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры.

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, проявление дружбы и любви

... уровень интеллектуальности общества и, тем самым, «ступень общения» людей. Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о ... чувства.     2. Формы общения между людьми: Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от ... и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общения между людьми,   приобретают в значительной мере условный, ...

7 стр., 3188 слов

1. Восприятие человека человеком в общении

... 1. Восприятие человека человеком в общении Восприятие человека человеком начинается с оценки лица. По лицу все люди давно узнают этническую принадлежность, ... ; профессиональная улыбка (например, доктор улыбается пациенту); довольная улыбка человека в возрасте; улыбка бизнесмена на банкете. ... обычно говорит об усталости человека, об утомлении его различными житейскими делами. Слегка раскрытый рот тем ...

Сестринская деонтология

Сестринская деонтология — наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медицинского работника, является частью сестринской этики.
Наш соотечественник А. П. Чехов писал: «Профессия медика — подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».
Медицинскому работнику доверяется самое дорогое — жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого, и т. д. Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.
Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.
Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.
Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:
1) внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности;
2) внешняя культура: приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т. п. Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:
1) скромность — простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе;
2) справедливость — самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что имеются два начала справедливости: «Никому не вредить и приносить пользу обществу»;
3) честность — должна соответствовать всем делам медицинского работника. Она должна стать основой его повседневных помыслов и стремлений;
4) доброта — неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека.
Хороший человек — это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести, и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом.
Понятие «внешняя культура медицинского работника» включает в себя:
1) внешний вид. Основное требование к одежде медика — чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных» (Гиппократ).
Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно;
2) культуру речи. Она является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т. д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т. д. Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.
Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России, являются:
1) гуманность и милосердие, любовь и забота;
2) сострадание;
3) доброжелательность;
4) бескорыстие;
5) трудолюбие;
6) учтивость и др.

Общение в сестринском деле

Общение — это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации.
В последние годы в науке используется вместо слова «общение» термин «коммуникация».
Вербальная информация отражается в высказываниях или написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях. Невербальная информация отражает поступки или поведение того, кто передает информацию без использования речи или написания (письма).
Основой для коммуникации служат такие факторы, как сопереживание, уважение и искренность, облегчающие взаимное общение. Целью процесса понимания для медсестер гуманистического склада является изучение тайны, которой остается пациент. В результате такого изучения, а не «разгадки» можно больше узнать одновременно обо всех, кто окружает пациента, и о самом себе.
Общение в сестринском деле — это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.
Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, потому что медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, его физическое и психическое состояние.
Для оказания максимальной помощи и поддержки пациента медсестре необходимы коммуникативные и профессиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, проявлять внимание и заботу.
Общение с пациентом и всеми, кто участвует в уходе, требует понимания, уважения и веры в выздоровление. Уникальность сестринского общения в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации.

Средства общения

К вербальным средствам общения относится речь, которая одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Не следует забывать слова древнего поэта Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал». Медицинская сестра должна уметь разбираться в манере говорить и оценивать ее. Манера говорить может отражать индивидуальные особенности пациента, его темперамент. Речь громкая должна нацелить медсестру на мысли о нарушенном слухе пациента. Медицинская сестра должна знать, что манера говорить может зависеть от патологии сознания, мышления, речесоматических и психоневрологических заболеваний. Например, при одышке пациент говорит обрывками, тяжело, при патологии сознания (галлюцинациях, сопоре, коме), некоторых соматических заболеваниях пациент не отвечает на поставленные вопросы (неадекватная реакция пациента).
Различают речь:
1) быструю;
2) медленную;
3) запинающуюся;
4) эмоциональную;
5) монотонную;
6) громкую;
7) шепотную;
8) невнятную;
9) с обеднением словарного запаса.
В норме считается, что манера говорить должна быть плавной, спокойной, размеренной.
Речь человека раскрывает направленность личности — ее интересы, потребности, убеждения, и относится к явлениям его духовной культуры. Речь является сильнейшим средством общения, средством воздействия на человека. «Слово лечит — слово ранит». С помощью речи медсестра дает советы и инструкции, воздействует на эмоциональное состояние пациента, а через него на деятельность внутренних органов.
Чтобы пользоваться словом, надо знать психологию речи, помнить о разящей и исцеляющей силе слова, не забывать о самоконтроле.
Используя речь как терапевтическое средство общения, медсестра применяет элементы психотерапии: разъяснение, убеждение и т. д.
Практически в каждой беседе с пациентом медсестра пытается исправить ошибочное суждение пациента, порожденное неправильной оценкой своего болезненного состояния. Цель таких бесед можно считать достигнутой, если пациент приобрел уверенность в себе, веру в выздоровление.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации — 38%, неречевое взаимодействие — 53%.
К невербальным средствам общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций.
Неречевое общение. Слова, которыми мы пользуемся, произносятся на фоне невербальных средств коммуникации. Это знаки и символы, придающие значение словам, которые мы слышим. Таким образом передаются настроение, характер и отношение. «Важно не только то, что ты говоришь, а как ты говоришь».
Зрительный контакт, выражение лица, поза и положение в значительной степени показывают наши мысли и чувства. Считается, что невербальная коммуникация в четыре раза сильнее, чем вербальная.
Думая о невербальной коммуникации, всегда полезно помнить одно правило: что-то всегда происходит.
Невербальные сигналы говорят больше, чем слова. Медсестра должна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами.
Мимика — движения мышц лица. Жестика — моторика всего тела, которая проявляется в изменениях поз, походки, осанки, своеобразных движений рук, а также других невербальных средств общения, таких как прикосновения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и др.
Мимика отражает внутреннее эмоциональное состояние и несет более 70% информации о том, что переживает человек.
Жесты позволяют лучше разбираться в людях.
Выражение лица отражает психическое состояние человека. Наблюдая за внешним видом пациента, медсестра описывает выражение лица: злобное, испуганное, апатичное, растерянное и др. В норме выражение лица без особенностей, уравновешенное.
Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон голоса, позу, движения и выражение лица медсестра должна уметь расшифровывать информацию о мыслях, чувствах, отношении пациента к окружению, поддерживать связь с пациентами, не способными к вербальному общению.

Техника профессионального общения

1. Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на «вы».
2. Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности.
3. Смотрите пациенту в глаза на одном уровне, улыбайтесь; если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом.
4. Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Помните, что конфиденциальность является условием создания доверительных отношений с пациентом.
5. Поощряйте вопросы вашего пациента.
6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной интонацией вашего голоса.
7. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать.
8. Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом.
9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентом.
10. Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания и доверия.

Сестринская педагогика

В период реформ сестринского образования расширяются функции медицинской сестры. Насколько грамотно и профессионально медсестра будет выполнять свои обязанности, настолько эффективными будут сестринская помощь и сестринский процесс в лечебно-профилактическом учреждении. Сестринский процесс формирует непосредственное общение, картину будущей сестринской работы, где одним из методов сестринской деятельности является обучение пациентов и их родственников. Содержанием обучения пациента и его родственников элементам сестринского ухода является поддержание определенного уровня здоровья пациента, качества жизни, обеспечивающих достойную жизнь в новых для пациента условиях.
Сферы обучения пациента
Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний, медсестре необходимы знания сфер обучения человека (пациента), на которые она сможет профессионально воздействовать.
1. Познавательная — направлена на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления.
2. Эмоциональная — характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности: впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т. д.
Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида:
1) злобный — указывает на нарушение потребности общаться, нарушение эмоциональной сферы, психические заболевания, дефекты характера и воспитания, самочувствие;
2) испуганный — указывает на страх, психические состояния (фобии, невроз и др.), темперамент (меланхолик), мнительность, лабильность;
3) апатичный — чаще по темпераменту флегматик, могут быть патологические изменения сферы (апатия), патология воли (абулия или гипобулия), а также индивидуальные особенности характера;
4) растерянный — указывает на индивидуальные особенности, страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогнозов болезни и т. д.);
5) не может найти себе места — трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и другим, испытывание боли, эмоционального шока;
6) состояние аффекта — вспышка эмоций, кратковременная по времени;
7) уравновешенный — является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния;
8) признаки тревожности — потирание рук, напряженность в позе, голосе — являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или особенностями характера (мнительность), указывают на страх перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т. д.
3. Психомоторная сфера — характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.
Медсестра оценивает, как пациент сидит, ходит, стоит во время беседы, часто ли меняет положение тела. Такая деятельность зависит от общего самочувствия, психических и эмоциональных состояний (эйфории, апатии), психических, соматических заболеваний, патологии сознания (делирий, галлюцинаций).
Если во время разговора пациент пытается дотронуться до медсестры, то это может являться индивидуальной особенностью личности или национальными особенностями темперамента (холерик), патологией ощущений, психическим заболеванием, тактикой выражения отношения к собеседнику. Часто пациенты активно жестикулируют, что не соответствует ходу разговора, а активная жестикуляция возникает в ответ на внутреннее напряжение. Такое состояние может указать на нервно-психическое заболевание, патологию двигательно-волевой сферы, эмоциональной сферы (эйфорию, истерию).

Двигательная скованность может явиться результатом патологии опорно-двигательного аппарата, патологии сознания (сопора, оглушенности), патологии воли (ступора), патологии эмоциональной сферы (депрессии, тоски, уныния), мышечного стопора, соматических и психических заболеваний. Жесты плавные, подчеркивающие смысл сказанного, являются нормой поведения. К психомоторной сфере пациента относится и манера говорить. Медсестра должна уметь распознать манеру говорить и дать трактовку речи пациента.
4. Социально-психологическая сфера отражает гражданскую позицию пациента, его личностные и деятельные особенности, т. е. способности, интеллект, самооценку, ориентацию, работоспособность, отношение к обучению и др.
Развитие личности получает свое начало в семье. Семья влияет на формирование психического состояния пациента. Семья в современной социальной ситуации — это ценность, потеря которой дорого обходится людям, деформируя их жизнь и судьбу, и может привести к тяжелым болезненным состояниям.
Медсестра, оценивая социально-психологическую сферу пациента, определяет его самооценку.
Различают адекватную и неадекватную самооценку.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector