Основные концепции исторического развития.

Всемирно-историческая концепция исходит из следующих основных положений:

— история всего человечества – это единый процесс поступательного развития от низшего к высшему. Все народы, одни раньше, другие позже, неизбежно проходят через одни и те же, ступени развития;

— история подчиняется определенным законам, и законы эти, как и законы природы в принципе познаваемы.

Подобным образом история рассматривалась в Vвеке до н.э. Большой вклад внесли ученыеXVIIIвека. Широкое распространение на Западе, а в последнее время и у нас, получили воззрения на историю немецкого социолога Макса Вебера. Вебер выделяет лишь два типа общества: традиционное, основанное на традициях и обычаях, и рациональное, построенное согласно требованиям разума. Широкое распространение получили также взгляды французских историков, составлявших школу «Анналов» М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель. Они исходили их того, что культура также является самостоятельным фактором, развивается по собственным законам, а не детерминируется экономикой и во многом определяет развитие общества. Они ввели в понятие «менталитет» (образ мыслей, мироощущение).

Он определяется совокупностью культурных, религиозных, нравственных ценностей, обычаев данного общества. В последнее время у нас в стране широкое распространение получила модернизационная концепция. Согласно этой теории, развитие общества определяется уровнем развития науки и техники. Модернизация — это всеобщее мировое явление при переходе стран от традиционного общества к индустриальному.

Вторая концепция, «культурно-историческая» или «цивилизационная», исходит из следующих положений:

— История человечества представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а историю отдельных цивилизаций. История не есть развитие единого человечества, а развитие сосуществующих или сменяющих друг друга культур.

— Каждая цивилизация имеет завершающийся цикл развития: она рождается, достигает расцвета и гибнет.

Впервые идея о локальных цивилизациях, переживающих сходные фазы в своем развитии, была выдвинута русским философом Н.Я. Данилевским. Н.Я. Данилевский выделил тринадцать культурно-исторических типов». Длительность «жизненного цикла» каждой культуры составляет 1500 лет. За это время каждый «культурно-исторический тип» проходит стадии: этнографическую, создания государства, творческую – и приходит к естественному концу. Наивысшего развития культурно-историческая концепция достигла в трудах О.Шпенглера. В нём исследуются пять живых цивилизаций (западная, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная) и тридцать две мёртвые. Каждая цивилизация имеет свой жизненный цикл, проходит в своем развитии фазы — возникновения, роста, надлома и распада. Применительно к современному миру, всё человечество переходит от традиционного общества к индустриальному, но каждая цивилизация осуществляет переход по-разному, в зависимости от особенностМатериалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии. которая возникла в VI в. до н.э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Первые представления о душе возникают в период ранней классики (VI-V вв. до н.э.).

12 стр., 5809 слов

История развития медицинской психологии

... человека. Психиатрия, психология здоровья, поведенческая медицина, клиническая нейропсихология. История развития медицинской психологии. История психологической науки с особой рельефностью отражает эволюцию взглядов ... восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития. Задачи: 1. объяснить основные понятия медицинской психологии и нейропсихологии; ...

7.Учение о душе и психических процессах в античном атомизме. В античности складывается особы тип мышления о душе (о психике) – античный детерминизм. Общая позиция заключается в том, что душа и психика объяснялись в контексте событий большого Космоса, природы в целом. Существовала вера в то, что всё можно исследовать и объяснить. Демокрит отмечал, что предпочёл бы одну научную истину персидскому престолу. Период средней классики (V-IV вв. до н.э.)

Левкипп и Демокрит (460-370 гг. до н.э.) – основатели античного атомистического материализма. Демокрит был из города Абдеры (север Греции).

Труды Демокрита до нас не дошли. Исследовал организмы животных, был естествоиспытателем и учёным широкого профиля.

Левкипп и Демокрит выдвинули естественное учение о душе. Демокрит различал ощущение (тёмное познание) и мышление (истинный род познания).

Процесс познания объяснял теорией истечения образов от вещей. Физические и психические явления получали у Демокрита естественное объяснение при помощи принципа детерминизма. Демокрит считал, что всё состоит из неделимых бескачественных элементов, различающихся формой (круглые, с крючками, неправильной формы) и величиной. Кроме того, они занимают разное положение в вещах. Позднее эти элементы были названы атомами (но у самого Демокрита такого слова не было).

Атомы находятся в пустоте в постоянном движении. Из движения атомов образуется всё.

По Демокриту душа состоит из особых круглых и мелких атомов, подобных огню. В разных частях в разной пропорции находятся атомы. Локализация функций. Чувственные желания – в печени, восприятие – в органах чувств, мышление – в мозгу.В Космосе божественные вещи управляют, человеческие вещи и управляют и управляются, неразумные животные только управляются. Подобно этому в человеческом теле различаются три разных начала.

Душа в теле образуется за счёт перераспределения атомов. С каждым дыханием душа обновляется, одни атомы выходят, другие входят. Душа является источником всех проявлений живого тела, т.е. его телесных физиологических функций, болезней, а также психических проявлений.

Когда человек умирает, атомы души выходят из тела в пространство.

Демокрит описал познавательные функции, выделил восприятие и мышление. Впервые выделил 5 разных ощущений в соответствии с органами чувств. Ощущение – начало познания, но является «тёмным родом познания». Не с помощью ощущения мы познаём сущность материи. У ощущения есть границы, а мышление безгранично. В ощущении много субъективного – того, что нельзя отождествлять с воздействием на органы чувств. Стоики – 8 частей души = эти 5 + управляющая, воспроизводящая, голос.

7 стр., 3412 слов

Основные положения материалистического учения о душе.

... психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы в области человеческого поведения. Учение о душе в античном материализме. Демокрит понимал душу как причину движения ... ужимаются до размеров, позволяющих войти в глаз. Из глаза идёт поток атомов души, улавливающий образы. Когда поток образов изнутрисливается с потоком извне, воздух, находящийся ...

Два вида качеств. Одни существуют поистине, а другие в области мнений. Поистине существуют только атомы и пустота. То, что воспринимается с помощью органов чувств, существует в области мнений. Такое разделение в XVII веке было оформлено в учении Локка о первичных и вторичных качествах.

В учении об ощущении Демокрит попытался представить сам процесс ощущения. Демокриту принадлежит первое теоретическое представление об ощущении как душевном процессе. Ощущение представляет собой улавливание атомами души мельчайших плёночек, которые отрываются от вещей окружающей природы и попадают в органы чувств (теория истечений).

Образы не вырабатываются в органах чувств, они уже существуют в пространстве.

Мышление – это следующий этап процесса познания, «светлый род познания». По процессу он похож на ощущение, но там работают другие атомы и другие образы.

Душа обладает чувством в смысле эмоционального процесса. В качестве чувства Демокрит выделял удовольствие и неудовольствие. Удовольствие – состояние, соответствующее природе организма. Страдание – состояние, не соответствующее природе организма. Функция чувств в том, чтобы определять, к чему следует стремиться, а чего избегать.

Демокрит считал, что целью жизни является невозмутимое состояние. Цель жизни – хорошее расположение духа и невозмутимость. Этой невозмутимости можно добиться следующим образом. Не печалиться том, что не имеешь, и радоваться тому, что имеешь. Не иметь притязаний в отношении предметов, имеющих приходящий статус.Могут быть умные юноши и глупые старики. Научает думать не время, а раннее воспитание и природа. Дети могут быть хорошим или плохими (не оправдать надежд родителей).

Поскольку нет большего огорчения, чем плохие дети, то лучше их не заводить. Глупо думать, что повезёт и будут хорошие дети.

Жёсткий детерминизм. Душа действует материальным образом. Но это не позволяло решить проблему свободы воли.

11.Важнейшие тенденциив развитии представлений о душе в поздней античности. Представители поздней античности(1-5 вв. до н.э.): Фион Александрийский (идея логоса — божественного начала, кот. сущетвует м. богом и человеческой душой и определяет существования человека. Душа стремиться к логосу, но отягошена земн. чувствами + представление об зкстазе — единение с богом, отрешение от земных чувств).

Платон. Августин (в своей Исповеди указывает на богатство внутреннего мира человека).В поздней античности а) собственно душевная жизнь является объектом познания с помощью самопознания (важн. источник знания о душе); б) отходит на задний план ум, а вместо на первое место выходит эмоционально-волевая сфера.В средние века развитие психологии и => представлений о душе носили этико-религиозный характер. Можно выделить три философских направления, в рамках которых и происходило развитие этого понятия:1) арабско-языческая культура и философия (Авицена — учение о душе, органах чувств, аффективной жизни); 2) схоластика — Фома Аквинский (13 в. н.э): душа — форма тела, которая сущ. с ним в неразрывной связи. Три типа души — человеческая, животная и вечная . 3) мистицизм — возможность внерационального познания. Эсхард — 2 типа жизни (быть — совершение благородынх дел, требующих всех душевных силvs. обладать).Научная революция, происходившая с начала 16 в. способствовала развитию научного подхода к познанию: оно стало направляться на изучение причин и законов явлений природы; с пом. научных методов; стала использоваться количественная обработка результатов. Активно развивалась медицина: Парацельс, Гарвей (большой круг кровообращения), Фаллопий, Евстахий и др.1590 г. 2 схоласта Гоклениус и Кассепан вводят понятие психология.

9 стр., 4316 слов

Философия Иммануила Канта

... направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Кант, пытавшийся примирить идеи Р. и сенсуализма, полагал, что «всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку ... высокого порядка - морального. Если некоторые из трансцендентальных идей - относительно свободы воли, бессмертия души и бытия бога - вовсе не нужны для нашего знания… то их значение, ...

15.Детерминизм и свобода в этико-психологическом учении Б.Спинозы о человеке. Психология аффектов. Каждая вещь как единичное проявление, частичка субстанции (ее модус) также имеет два атрибута: протяжение и мышление. Под атрибутом протяжения мы видим вещь как тело, со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, ее духовная сторона, душа вещи. Поэтому они строго соответствуют друг другу. «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Из сказанного, отмечает Спиноза, становится понятно не только то, что человеческая душа соединяется с телом, но также и то, что должно понимать под единством тела и души. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом — протяжения. Поэтому порядок и связь состояний тела, происходящих под влиянием взаимодействия с другими вещами, сообразны с тем, в каком порядке и связи располагаются в душе представления и идеи вещей в виде представлений, ощущений, воли и других психических процессов.

Свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, как обычно думают, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости. Свобода противопоставляется не необходимости, а принуждению. Свобода как идеал человеческой жизни есть плод познания. Спиноза заканчивает «Этику» словами: «Если же путь, который я показал … и кажется трудным, однако все же его можно найти». В понимании Спинозой свободы проявляются рационализм и созерцательность.

Психология Спинозы — новый, важный шаг в становлении проблемы сознания как объекта психологического изучения. Вместе с психологией Декарта они составляют рациональную линию в трактовке сознания.

Спинозистская теория страстей проникла в «живую ткань современного научного знания». Она повлияла на разработку учения о человеке Э. Фромма, на формирование теоретической позиции С.Л. Рубинштейна.

Рационализм Декарта и Спинозы заложил фундамент учения о сознании.

Спиноза выделяет три основные аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Подчеркиваются их различия в зависимости от объектов, со стороны которых человек подвергается воздействиям. Из первичных аффектов образуется все многообразие страстей на основе трех принципов: путем изменения нашего представления о предмете, через сопереживание, по ассоциации.

Аффекты разных людей имеют индивидуальные черты и отличаются настолько, насколько сущность одного человека отличается от сущности другого. Большое место занимает проблема оценки аффекта. Спиноза не согласен со стоиками в том, что аффекты абсолютно зависят от человеческой воли и можно безгранично управлять ими. Опыт учит, что для ограничения и обуздания аффектов требуются немалый навык и старание. В связи с этим отмечается сила, власть аффектов над людьми. Аффекты определяют действия и поступки человека. По своей силе и ценности аффекты неодинаковы. Есть аффекты, приносящие пользу, — удовольствие, веселость и т. п. — они увеличивают способности тела. Есть аффекты, приносящие вред, — сострадание, ненависть и т. п.— они угнетают человека. Но независимо от этого различия все аффекты вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей. «Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему». По мысли Спинозы, человеческое рабство не в могуществе страстей, а в том, что их могущество сильнее, чем сила познания. Так как аффекты препятствуют жизни согласно разуму, от них необходимо освобождаться, как необходимо освобождаться от всякого рабства.

20 стр., 9947 слов

Специфика психологии национального сознания испанцев и русских ...

... нашего исследования является символика сервантесовского Дон Кихота. Цель работы - выявить специфику психологии национального сознания испанцев и русских сквозь призму образа Дон Кихота. Для решения поставленной цели ... образа испанским и русским менталитетами; - изучить стилистику пародий на роман Сервантеса. психология дон кихот сервантес Глава I. Роль романа Сервантеса в европейской культуре 1.1 ...

Поскольку невозможно приспособить к себе внешние нам вещи — все они не зависят от нас, только познание определяет наше могущество. С его помощью раскрывается истинная природа вещей. Но одного познания недостаточно. Из укрощения аффектов, замечает Спиноза, не возникает блаженства. При познании высшего рода, т. е. второго и третьего рода, возникает новый особый аффект — высшее удовлетворение — блаженство, интеллектуальная любовь к миру. Возникновение этого аффекта и составляет условие обуздания страстей. Так утверждается мысль о необходимости единства аффекта и интеллекта, в противоположность .

 

19.Развитие психологии в германии18век(Х.Вольф,И.Кант)И.Ф. Гербард как оснлватель немецкой эмпирической психологии.Творчество И. Канта (1724-1804) является вершиной философско-психологической мысли XVIII в., знаменуя одновременно поворот к новой научной традиции. Кант выступает за преобразование философии, развивающейся в духе догматизма и скептицизма, в критическую философию, способную научить людей думать, рассуждать критически. Он — родоначальник немецкой классической философии.Философская система Канта имеет ряд особенностей.

Во-первых, она носит критический характер. Кант скептически относился к любым авторитетам, если их утверждения не доказательны. Вслед за Декартом важнейшим принципом познания он провозглашает критику. Ссылке на авторитеты он противопоставляет опору на собственные мысли.

Во-вторых, Кант — сторонник научного естествознания. Он поддерживает взгляды И. Ньютона, естественно-научные воззрения Ж. Бюффона и т.д. Кант утверждает, что основа мира — не духовный атом (монада), а физический элемент — материальный атом. На этой основе он создает глобальную концепцию возникновения, развития и гибели миров во Вселенной, отвергнув идею абсолютной неизменной природы. Он ставит вопрос о материалистическом объяснении природы из нее самой: «Дайте мне материю, и я построю из нее мир… покажу, как из нее должен возникнуть мир».

В-третьих, подчеркивая большую, сравнительно с неживыми телами, трудность в объяснении происхождения живых существ и невозможность сделать это на основе механистических законов, Кант утверждал в то же время, что и биологические явления имеют естественные причины. Происхождение жизни он рассматривал как естественный процесс, отвергая тем самым идею Божественного творения жизни. Его ссылки на Бога и творение им мира являются декларативным заявлением, призванным отвести от себя обвинения в безбожии.

28 стр., 13668 слов

4. катигории психологии и их свяхь с разными сторонами псих разв

... науке «Образ-Я» стал одним из ведущих понятий психологии личности. Образ предмета рассматривался многими учеными как сигнал, на ... сихологии. Рассматривая генезис гештальтов, ученые пришли к выводу, что элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений, ... - со столом, с которым он представляется ребенку единым целым. Поэтому для решения данной задачи детям надо сначала разбить ...

В-четвертых, Кант — сторонник эмпирических идей Дж. Локка, Д. Юма. Он считал, что опыт — важнейший метод научного познания, хотя при этом фактически разрывал связь между опытом, чувственностью и научными идеями, полагая, что сам по себе чувственный опыт не несет знаний о предметах, они возникают благодаря доопытным, априорным формам, которые оформляют чувственный опыт. «Строгая всеобщность» — признак априорного знания.

В-пятых, исходным методологическим положением в учении Канта является утверждение о существовании вне нас реальных предметов — «вещей-в-себе». Но, как он считал, о них ничего нельзя сказать, так как они непознаваемы. Нам же даны только явления сознания, которые производятся «вещами-в-себе», но не выражают их сущность. То, что нам представлено в сознании — это мир «явлений», не похожий на мир вещей.

В-шестых, Кант критикует односторонний рационализм Декартова типа и дает свое видение этого подхода.

Кант выделяет 2 априорные формы чувственности («чистой интуиции»): пространство и время. Различие их состоит в том, что пространство — форма «внешнего чувства» (средство представления событий и внешних предметов как существующих в пространстве), а время — способ функционирования «внутреннего чувства» (охватывающего все внутренние события).

Человек характеризуется также способностью анализировать, мыслить. Кант утверждает базисную роль чувственности по отношению к мышлению, подчеркивает, что всякое мышление должно «прямо или косвенно… иметь отношение к созерцаниям». Это сближает его позиции с материалистическим сенсуализмом.

Кант отвергает богоустановленность нравственных правил, как и их социально-историческую природу. Считает, что «моральный закон» находится в сознании всех людей как неизменная данность, одна из его априорий. Он полемизирует с Шульцом, считавшим, что все склонности и побуждения субъекта детерминируются чувством его любви к себе. С точки зрения Канта, в данном утверждении недооценивается роль свободной воли, понимания человеком своего долга и обязанностей. Он доказывает, что стержень нравственности — «добрая воля», которая почти тождественна «моральному закону», и без нее невозможно совершение нравственных поступков. Подлинно моральный поступок — тот, который человек совершает во имя нравственного долга, а не руководствуясь соображениями о личном и общественном интересе, субъективными склонностями. В Германии идеи ассоциативной психологии своеобразно преломились в концепции Иоганна Фридриха Гербарта (1774-1841), который считается основоположником немецкой эмпирической психологии.

В 1814 г. выходит в свет его главный труд под названием «Психология, по-новому обоснованная на метафизике, опыте и математике». Под метафизикой ученый понимал философские, неэмпирические предпосылки новой психологической системы. Он утверждает (как и ассоцианисты), что в душе нет ничего изначального. В то же время он сохраняет понятие о душе, полагая, что иначе немыслимо объяснить единство психической жизни и первоначальный источник ее активности (и в этом исследователь расходится со сторониками ассоцианистского учения).

8 стр., 3692 слов

Психология деятельности спортсмена

... спортивном коллективе.     ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Психология деятельности спортсмена   Деятельность спортсменов носит соревновательный характер и по ... внимания, притуплением остроты восприятия, снижением памяти, ухудшением координации привычных действий, неспособностью «собраться» к моменту старта, урежением и неравномерностью пульса), ...

Вместе с тем душа, согласно Гербарту, непознаваема. Поэтому она не может быть предметом науки. Этим предметом являются феномены, доступные опытному изучению — представления. Каждое представление не только имеет некоторое содержание (в этом случае оно совпало бы с «идеей» у Локка, или «ощущением» у Кондильяка), но и является «энергетической» (силовой) величиной.

Гербарт разрабатывает учение о «статике и динамике представлений». Представления должны быть или полностью, или частично противоположны друг другу. В результате они взаимно сдерживаются. Между ними складываются отношения конфликта, противоборства. Они теснят друг друга, стремятся удержаться в «жизненном пространстве» сознания и не быть вытолкнутыми за его пределы, в область бессознательного. Психодинамика представлений выражена в их противоположности (когда одно вытесняет другое), сходстве (ведущем к слиянию) и компликации (объединении, при котором сохраняется их раздельность).

Объем сознания, по Гербарту, не совпадает с объемом внимания. Последний и есть апперцепция. Запас представлений, силой которых удерживается преимущественно данное содержание, был назван им «апперцептивной массой». Будучи воодушевлен стремлением внести в психологию «нечто похожее на изыскания естественных наук», Гербарт выдвигает гипотезу о том, что представления в качестве силовых величин могут быть подвергнуты количественному анализу. Он исходил из того, что каждое представление обладает интенсивностью (субъективно воспринимаемой как ясность) и ему свойственна тенденция к самосохранению. Взаимодействуя, они оказывают друг на друга тормозящий эффект, который может быть вычислен.

Из наиболее ценных положений, выдвинутых И. Гербартом, для судеб экспериментальной психологии являются: а) идея использования математики в психологии; б) идея о порогах сознания. То и другое стало предпосылкой для психофизических измерений Г. Фехнера. Гербартовские законы представлений (слияния, компликации, апперцепции и т.д.) станут рабочими понятиями, которыми оперировали психологи на первых этапах развития экспериментальной психологии.

Структурная психология э.Титченера.

Э.Титченер (1867 -1927) развивал вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурной психологией. Ее задачи: 1)разложить душевное состояние на простейшие составные части; 2)найти законы соединения этих частей; 3)привести эти законы в связь с физиологической организацией. Ввел метод аналитической интроспекции: достижение “чистого содержания сознани”, без вмешательства физических характеристик стимула (“ошибка стимула”).

В качестве первичных элементов сознания выделял ощущения, образы и чувства. Ощущения обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью. Образы — это следы прежних ощущений, отличающиеся меньшей отчетливостью. Чувства — это элементы душевных движений; они обладают качеством, интенсивностью и длительностью. Внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат нового элементраного процесса, подобного рассмотренным трем. Спорил с вюрцбюргской школой по поводу безобразности мышления.

21 стр., 10221 слов

Психология деятельности адвоката в уголовном и гражданском судопроизводстве

... всего, это коммуникабельность. Повседневная деятельность адвоката протекает в общении: встречи с клиентами, участие в переговорах при проведении следственных действий, судебные заседания и ... методы психологического воздействия на окружающих его людей. Средствами воздействия в психологии традиционно считаются: убеждение, принуждение, вознаграждение, угроза, обещание, внушение, изменение окружающей ...

 

27.Бихевиоризм Дж.Уотсона.Направление необихевиоризма. Джон Уотсон считал, что человек – это сугубо реактивное существо. Он полагал, что вполне возможно описывать поведение человека формулой «стимул-реакция» (S-R).

Согласно этой формуле, воздействие на человека определенным стимулом (S) вызывает у него соответствующую реакцию (R).

Уотсон не сомневался в том, что процессом формирования устойчивого реактивного поведения можно управлять. Эффективное управление возможно только на выверенных научных основаниях.

Таким основанием для Уотсона стала разработанная им психологическая теория классического обусловливания. Суть этой теории состоит в том, что устойчивый рисунок поведения может быть сформирован при опоре на врожденные безусловные реакции организма. К таким безусловным реакциям Уотсон относил, например, реакцию страха.

В своих экспериментальных изысканиях, посвященных выявлению закономерностей формирования поведенческих стереотипов, он пытался доказать, что безусловные реакции могут быть вызваны не только специфическим, но и нейтральным раздражителем. В частности, Дж. Уотсон экспериментальным путем убедительно продемонстрировал, как можно сформировать реакцию страха и на нейтральный стимул (стимул, в обычных условиях не вызывающий страха).В ходе опытов, поставленных Уотсоном и его коллегами, детям показывали кролика (нейтральный раздражитель), с которым дети выражали готовность вступить в игру, взять его на руки, погладить. В момент, когда дети дотрагивались до кролика, они получали слабый удар электрическим током, который вызывал вполне понятную реакцию испуга у детей. Дети пугались, а некоторые начинали плакать.Этот опыт многократно повторялся и в конце концов одно появление кролика перед глазами ребенка вызывало у него отчетливый страх. После того как реакция страха у детей оказывалась жестко закрепленной, Уотсон с коллегами приступали ко второму этапу экспериментальной работы, в котором планировалось изменить зафиксированную у ребенка реакцию страха на реакцию интереса к кролику.

Для этого ребенку предлагали вкусную еду и одновременно издалека показывали кролика. Вначале, заметив кролика, дети прекращали есть, некоторые начинали плакать. Но так как кролик не приближался, а еда была очень привлекательной, ребенок приходил в себя, успокаивался и продолжал есть. Постепенно кролика приближали к ребенку, поддерживая у него интерес к еде (добавляя ему в тарелку вкусных продуктов).

В эксперименте обнаруживалось угасание страха перед кроликом. В конце концов кролика размещали на столе возле тарелки ребенка и тот спокойно реагировал на животное, которого совсем недавно боялся.

Проведя множество таких опытов, Уотсон пришел к окончательному для себя выводу о том, что эмоциональным поведением можно управлять. Следует отметить, что принцип управления поведением, разработанный Дж. Уотсоном, впоследствии приобрел большую популярность в американской психологии.

3 стр., 1093 слов

Психология 69

... квалифицировать по разным критериям. 1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда; медицинская ...

Необихевиоризм

— направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно к-рому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, Н. дополнил его понятием о «промежуточных переменных» как факторах, служащих опосредствующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, Н. полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные (см. мотивация) компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя. Н. свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гешталътпсихологии и фрейдизма. (Э. Ч. Толмен), а так же павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Холл ), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

 

31.Гештальтпсихология: предмет, метод, области исследования, основные понятия.

Проблема целостности – главная проблема гештальтпсихологии. Предмет — психическая целостность. Термин «гештальт» впервые ввел Энфейс. Метод – феноменологический.

Области исследования:

— восприятие (факторы и законы образования структуры; принцип изоморфизма)

Принципы целостности:1. надсуммативность целого – не сводится к сумме составляющей частей. Основывался на том, что элементы, составляющие целое, могут меняться в своих характеристиках. Если изменения не касаются структуры целого, они не меняются качества целого

2. транспонируемость целого (гештальт остаётся узнаваемым также и в транспонируемой форме)

Гештальтпсихология возникла в начале 20-х годов в Германии как реакция против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Отцы-основатели: М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка – представители Берлинской школы; и, конечно же, огромный вклад внес К.Левин, основавший собственную школу.Понятие «гештальт» было введено Эренфельсом в статье «О качестве формы» (1890) при исследовании восприятий.

1912 г. – статья о восприятии движения. Этот год – дата рождения гештальт-психологии. Задача – не описание экспериментов, а трактовка в свете принципа изоморфизма, действия разнонаправленных сил, основой которого являются гештальты.

1918 – Келер провел эксперименты с обезьянами. Это также начало гештальт-психологии. Было открыто, что мышление, интеллект у обезьян и человека разные. Если животное объединяет в единое целое условия и средства решения, то через некоторое время возникает инсайт (внезапное усмотрение связей для решения).

1920 – Келер проводит эксперимент с курами. Показал, что курица реагирует не на отдельные воздействия, а на целостные отношения между элементами ситуации. Гештальт – основополагающее свойство психики.

Коффка – объяснение развития с позиций гештальта: изначально мир гештальтирован, но гештальты не коммуницируют один к другому и сами по себе недостаточно совершенны.

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. В этой работе описал эффект кажущегося движения (стробоскопическое движение).

Весьма занимательно.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера в Берлине складывается Берлинская школа гештальтпсихологии: М. Вертгеймер, К. Коффка (1886—1941), В. Кёлер (1887—1967), К. Левин (1890—1947).

Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю. Вообще гештальтисты серьезно вышли за пределы психологии → а давайте все процессы действительности определим законами гештальта!Центральной в гештальтпсихологии является проблема целостности и целостного подхода в противоположность элементаризму и механицизму старой, ассоциативной, и новой, бихевиористской, психологии.

Важные моменты:

1. Новое понимание предмета и метода психологии: важно начинать с наивной картины мира, изучать реакции так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. В этой структуре отдельные элементы выделяются, они действительно существуют. Но они вторичны и выделяются по своему функциональному значению в этом целом. Целое нельзя разложить на элементы, так как тогда оно перестает существовать.

2. Критика метода аналитической интроспекции. Гештальтисты считали, что анализ является продолжением, первоначально восприятие дает целостную картину. Аналитической интроспекции был противопоставлен другой феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания. В отличие от интроспективной психологии от испытуемых требовалось описать предмет восприятия не таким, каким они его знают, но таким, каким они его видят в данный момент. В этом описании нет элементов.

3. С помощью экспериментов с использованием феноменологического метода было установлено, что элементы зрительного поля объединяются в перцептивную структуру в зависимости от ряда факторов. Этими факторами являются близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и др. Было сформулировано положение о том, что целостный образ — это динамичная структура и образуется по специальным законам организации. → Формулировка некоторых законов :

 Закон дифференциации фигуры и фона;( разделение зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне)

 Закон прегнантности(существование тенденции к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.)

 Закон дополнения до целого (амплификации)( четкие, но не законченные структуры всегда дополнялись до четкого геометрического целого.)

4. Данная феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма. → Структуры не являются результатом психической деятельности. Психический мир есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов.

5. Экспериментальное изучение мышления (Кёлер, Вертгеймер, Дункер„ Майер).

По Кёлеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, что все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия животного. Вертгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком → выделение основных этапов мышления:

Психологическая концепция П.Я.Гальперина (1902-1988).

Отмечал неразработанность процессуального, операционального содержания деятельности в теории деятельности. Сделал это предметом своих исследований и изучал развитие внутренней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действие – ориентировки, исполнения и контроля – главную роль играет ориентировка. Именно правильно заданная ориентировка позволяет выполнить новое действие правильно с первого раза. Теория Гальперина получила название теория поэтапного формирования умственных действий.

Психика – ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях на основе образа. Предмет психологии – ориентировочная деятельность субъекта. Наиболее адекватный метод исследования психики как ориентировочной деятельности – формирующий эксперимент.

П.Я. Гальперин рассматривал ориентировочную основу деятельности (ООД) в связи с умственной и учебной деятельностью. Гальперин выделил различные типы ориентировок, в зависимости от которых изменяется эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. Типы:

I. Ориентировка на признаки. Обучение идет медленно, путем проб и ошибок и дает низкие результаты.

II. Ориентировка на признаки и отношения. Признаки и отношения подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания. Процесс обучения идет быстрее, но результаты получаются ограниченными.

III. Ориентировка на существенные свойства и отношения. Они специально выделяются путем анализа внутренней структуры объекта и его положения среди др. объектов того же рода. Усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные условия.

П.Я. Гальперин отмечает, что система ориентиров может быть полной и неполной. Только построение полной системы ориентиров способно обеспечить действие качественной обратной связью. Формирование новых действий на неполной ориентировочной основе является неэффективным путем, так как оно требует больших временных затрат, но при том, что качество самих действий оставляет желать лучшего.

Прежде всего, он рассматривает ориентировочную деятельность во взаимосвязи с психическим отражением. Основные задачи ориентировочной деятельности:

ü Уяснение наличия проблемной ситуации;

ü Выделения предмета актуальной потребности;

ü Выбор пути или способа действия;

ü Регуляции его исполнения.

Ориентировка всегда предваряет исполнение

П.Я. Гальперин рассматривает ориентировочную деятельность в её собственном психологическом понимании. Он выделяет три важных момента:

1. П.Я. Гальперин разделяет два близких понятия – ориентировочный рефлекс и ориентировочную деятельность. Он отмечает, что ориентировочный рефлекс – система физиологических компонентов ориентировки: поворот на новый раздражитель и настройка органов чувств на лучшее его восприятие. Ориентировочный рефлекс – чисто физиологический процесс. Ориентировочный рефлекс можно назвать поведенческим проявлением ориентировочной деятельности, которая уже не относится к физиологическим процессам.

2. Ориентировочная деятельность не может ограничиваться одними интеллектуальными функциями. С психологической стороны, потребности, воля, эмоции, представляют собой разные формы ориентировочной деятельности.

3. Исходя из того что, все формы душевной жизни могут представлять собой разные формы ориентировочной деятельности, П.Я. Гальперин говорит о том, что в таком случае психология во всех психических процессах изучает именно эту их сторону.

Гальперин выделил и описал основные эволюционные уровни действия:

1) Уровень физического действия (неорганические формы материи)

2) Уровень физиологического действия (организмы, действия которых регулируются физиологическими механизмами)

3) Уровень действия субъекта (животные, действия которых регулируются в плане образа)

4) Уровень действия личности (человек, действия регулируются как индивидуальным, так и социальным опытом)

Другое важное понятие в теории Петра Яковлевича — Умственные Действия. УД – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства (включая внешнюю речь), что отличает УД от других видов человеческих действия (физических, перцептивных, речевых).

УД могут быть направлены на решение познавательных и практических задач.

Виды УД:

Развернутая речь про себя

Действие по формуле (наивысшая форма внутреннего речевого действия)

Внутренняя речь (сокращенная речевая формула)

Характеристики УД:

§ Мера обобщения. Выделение существенных свойств, необходимых для выполнения данного действия

§ Полнота фактического выполнения операций

§ Мера освоения действия

Гальпериным разработана теория поэтапного формирования умственных действий – учение о процессах и условиях, определяющих формирование УД, а на их основе – представлений и понятий об их объектах. Основные положения теории:

ü Выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия.

ü Среди условий действия особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (знаки, эталоны, меры).

ü Образование действий (мышления, восприятия и др.) происходит путем перехода внешних предметных действий в умственный план (т.е. путем интериоризации).

Этапы:

1) Создание ориентиров

2) Материальная форма – очень развернуто. Оно осваивается, потом сокращается.

3) Опора на громкую речь

4) Внешняя речь про себя → действие по формуле

5) Внутренняя речь