Основные характеристики психологической готовности детей к обучению в школе

Введение.

 

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс.

У детей 6-7 лет должны быть достаточно сформированы следующие компоненты готовности:- социальный,- психологический,- эмоционально – волевой.Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Вопросу изучения причин школьной неуспеваемости посвятили множество работ такие отечественные исследователи, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Б. Давыдов, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, Венгер и другие. Готовность к школьному обучению детей представляет собой проблему, решению которой посвящены работы многих авторов. Но все же В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

Подготовка к школьному обучению предполагает прежде всего повышение уровня общего развития детей: укрепления здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных процессов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности (принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого, в общем ритме.

Наряду с этим а детских садах осуществляется специальная подготовка дошкольника к усвоению содержания тех предметов, которым он будет обучаться в начальных классах школы: проводятся занятия (математика, развитие речи, изобразительное искусство и т.д.)

В то же время психолого-педагогические исследования и практика показывают, что основное значение для подготовки детей к школе имеет общевоспитательная работа детского сада, направленная на всестороннее развитие ребенка – умственное, нравственное, трудовое, эстетическое.

Таким образом, актуальность данной темы вызвана недостаточным исследованием данной темы в педагогической литературе.

Цель исследования – раскрыть проблему психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе.

Гипотеза: своевременная диагностика недостаточной подготовленности к школьному обучению позволяет предотвратить проблемы ребенка с обучением в школе.

12 стр., 5722 слов

Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению

... определить, насколько он психологи­чески готов к школьному обучению. § 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА Когда дети поступают в школу, они обязательно прохо­дят собеседование, иногда — ... что вместо организации школьного обучения с 6 лет целесообразнее расширить сеть подготовительных групп детских садов, в которых удобнее готовить детей к школе, поскольку детям в детском саду ...

Объект исследования – процесс формирования готовности к обучению в школе детей 6-7 лет.

Предмет исследования – готовность ребенка к школе как фактор учебной деятельности.

Задачи:

1. На основе теоретического анализа выявить сущность готовности к школе детей 6-7 лет.

2. Рассмотреть особенности и содержание диагностики уровня психологической подготовленности детей к школьному обучению и коррекционной работы с детьми , недостаточно подготовленными к школе.

3. На основе теоретического анализа выявить условия формирования психологической готовности к школе.

 

 

Глава I. Теоретические основы изучения психологической готовности детей к школе.

Основные характеристики психологической готовности детей к обучению в школе.

1.1. Готовность детей к школе как понятие.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе — только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

— исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе;

— исследование новообразований и изменений в психике ребенка;

— изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.(21)

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению.

Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя , контролировать свое поведение.

Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы — в игры с правилами. Он моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации — в одних лидирует, в других подчиняется, в третьих осуществляет совместную кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми.

21 стр., 10195 слов

Диагностика психологической готовности ребенка к школе

... практики проведена диагностическая работа по проведению психологической диагностики на определение психологической готовности к школе. Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной ...

В сенситивные периоды развития дошкольник постигает разнообразие социальных связей. Поэтому важнейшей предпосылкой готовности к школе является исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов у ребенка (капризности, плаксивости, страха перед учениками и учительницей и даже отказ ходить в школу).

Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.

И самое главное — у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, что бы ребенок успевал работать вместе с классом.(4)

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом.

Психологическую готовность детей к обучению в школе принято разделять на три основных компонента: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.

 

Интеллектуальная готовность

Когда речь идет об умственном развитии и его уровне, то обращают внимание на совокупность знаний, умений и освоенных действий, которые, собственно, и сформировались в процессе приобретения этих знаний и умений. Это наличное достояние создает базу для усвоения новых знаний умений, возникновения и функционирования новых умственных действий. В отличие от этого в понятие «интеллект» входит такой признак: как его почти не изменяющееся на протяжении всей жизни человека постоянство.

В.В. Зеньковский утверждает, что интеллектуальное развитие ребенка значительно яснее, чем его эмоциональное развитие.

Рассматривая интеллектуальную готовность к школе, Л.И. Божович считает, что ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности уметь сравнивать их, видеть сходное, отличное, он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
О том, какой должна быть умственная готовность, размышляли Л.А.Венгер и А.Л. Венгер. Готовность к школе они усматривали в следующих умениях: в умении слушать и выполнять правила, указания взрослого; в определенном уровне и объеме развития памяти (механической и логической); в степени умственного развития, владении обобщающими понятиями, умении планировать свои действия; в умении отличать слово от обозначаемого им предмета или явления; во владении арифметическими операциями; в готовности руки к овладению письмом.
B.C. Мухина определяет уровень развития умственной готовности, имея в виду запас знаний и развитие познавательных процессов.
Н.Г. Салмина, акцентируя внимание на проблеме предметно-специфической готовности, считает, что формирование знаково-символической деятельности или семиотической функции является необходимой предпосылкой для перехода к систематическому обучению. Именно семиотическая функция может служить в качестве показателя развития интеллектуальной готовности к обучению.
В.Г. Маралов считает, что умственная готовность к обучению отражает изменения, происходящие в сфере сознательной деятельности, связанные с усвоением общественно-исторического опыта. Он показал, что умственное развитие постепенно приводит к дифференцированию самооценивания, повышению уровня его критичности, созданию благоприятных предпосылок осуществления саморегуляции поведения, что в значительной мере сказывается на успешности обучения.

3 стр., 1289 слов

Психологическая готовность к школьному обучению. Раскройте психолого-педагогическое ...

... основных компонентов психологической го­товности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, развитие произвольной сферы (волевая готовность) и интеллектуальная готовность. Рекомендации родителям будущих первоклассников. 1. Для ... умеют налаживать отношения с одноклассниками ипр. В то же время, дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, но облада­ющие необходимым ...

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

· дифференцированное восприятие;

· аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

· рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

· логическое запоминание;

· интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

· овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

· развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти — психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов, например: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок прослушав весь этот ряд, повторяет те слова которые он запомнил. Может использоваться (в сложных случаях) повторное воспроизведение — после дополнительного зачитывания тех же слов — и отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания. Л.А.Венгер приводит такие показатели механической памяти, характерной для 6-7-ми летнего возраста : с первого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10 ; после 3-4 прочтения воспроизводит 9-10 слов ; через один час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше ; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признаком переутомления).

2 стр., 691 слов

Проблема готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность». Виды ...

... "школа плохая", "учитель злой" и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение. Волевая готовность подразумевает: (Д. Б. Эльконин) произвольную регуляцию действий: · умение детей сознательно подчинять свои действия ...

Методика А. Р. Лурии позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия. Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести. То есть рисунок становится средством, помогающим запомнить слова. Для запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний. Через 1-1,5 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.

Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А. Л. Венгера «Лабиринт». Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания, мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решения задачи.

Наиболее распространенными методиками, диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления являются следующие:

а) «Объяснение сложных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь.

б) «Последовательность событий» — более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. «Последовательность событий» дает те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.

Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной классификации. Ребенок составляет группы из карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия (например, мебель, одежда), может — по внешнему признаку («все большие» или «они красные»), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платье висит в шкафу»).

При отборе детей в школы, учебные программы которых значительно усложнены и к интеллекту поступающих предъявляются повышенные требования (гимназии, лицеи), используют более трудные методики. Сложные мыслительные процессы анализа и синтеза изучаются при определении детьми понятий, интерпретации пословиц. Известная методика интерпретации пословиц имеет интересный вариант, предложенный Б. В. Зейгарник. Кроме пословицы («Не все то золото, что блестит», «Не рой яму другому, сам в нее попадешь» и др.), ребенку задаются фразы, одна из которых по смыслу соответствует пословице, а вторая не соответствует по смыслу, но внешне ее напоминает. Например, к пословице «Не в свои сани не садись» даются фразы: «Не нужно браться за дело, которого ты не знаешь» и «Зимой ездят на санях, а летом на телеге». Ребенок, выбирая одну из двух фраз, объясняет почему она подходит к пословице, но уже сам выбор ярко показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребенок, анализируя суждения.(22)

5 стр., 2140 слов

процесс адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности.

... Определить значение игровой деятельности в адаптации ребенка к школе. 5. Разработать программу адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности. Объект исследования: процесс адаптации ребенка к обучению в школе. Предмет исследования: ...

 

Личностная готовность.

 

Этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя.

Внутренняя мотивация, – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).

Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.(2)

Е. О. Смирнова установила, что положительное значение для обучения имеет наличие у ребенка личностных форм общения со взрослым, не зависящих от конкретных ситуаций. В целом можно сказать, что, если наиболее адекватными и специфичными для учения являются познавательные мотивы, коммуникативная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения со взрослыми.

Общее эмоциональное отношение к школе специально изучалось М. Р. Гинзбургом при помощи разработанной им оригинальной методики. Им были отобраны 11 пар прилагательных, положительно и отрицательно характеризующих человека («хороший-плохой», «чистый-грязный», «быстрый-медленный» и т.п.), каждое из которых напечатано на отдельной карточке. Перед ребенком ставились две коробочки с наклеенными на них картинками: на одной – дети в школьной форме с портфелями, на другой – ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Затем следовала устная инструкция:

«Вот это – школьники, они идут в школу; а это – дошкольники, они играют. Сейчас я буду давать тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику. Кому больше подходят, в ту коробочку и положишь». Далее экспериментатор зачитывал прилагательное и передавал карточку ребенку, который помещал ее в одну из коробочек. Прилагательные предлагались в случайном порядке.

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»).

Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом, и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

6 стр., 2891 слов

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

... школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Д. Б. Эльконин выделял необходимые предпосылки учебной деятельности: - потребность детей сознательно подчинять свои действия правилу, ...

Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, то есть принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной).

Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности – прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку, но на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется – дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

 

Волевая готовность.

Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

К шести годам ребенок мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действий кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получает через это определенный смысл и становится поступком.

17 стр., 8390 слов

Готовность ребенка к обучению и адаптации в школе. Потребности ...

... готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с дру­гими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети ... сторона психологической готовности к школе - доста­точный уровень волевого развuтuя ребенка. На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - ...

Л. С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане Л. С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения.

Л. С. Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.

В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью. А.В.Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и, прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.

На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.

Вместе с тем, что, хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

 

Возрастные особенности детей 6-7 лет

В возрасте 6-7 лет ребенок переживает большие изменения в своем психическом развитии. Об особенностях детей данного возраста писали многие отечественные психологи.

В.С. Мухина считает, что восприятие в возрасте 6 – 7 лет утрачивает свойаффективный первоначальный характер: персептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием , направляя иудерживая его на определенных предметах. Таким образом, возможности развития произвольного внимания к 6 – 7 годам уже велики. Важной особенностью этого возраста, как отмечает Е.И. Рогов , является то обстоятельство, что перед ребенком 6 – 7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала.Наличие такой возможности связанно с тем, как указывают психологи, чторебенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенныедля повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое иассоциативное связывание материала. К 6 – 7 годам структура памяти претерпевает существенныеизменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания иприпоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением ктекущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта формапамяти сохраняет ведущее положение. К 6 – 7 годам ребенок может подходить к решению проблемнойситуации тремя способами: используя наглядно – действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

9 стр., 4058 слов

мотивационный компонент психологической готовности детей к обучению в школе

... психологической готовности детей к обучению в школе. Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция мотивационного компонента психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы детского сада. Гипотеза исследования: мотивационный компонент психологической готовности детей к обучению в школе ...

Необходимо отметить важный момент в жизни ребенка этого возраста – это кризис 7 лет. Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет — способность и потребность в социальном функционировании. Выгодский писал: «Сказать о ребенке дошкольного возраста, что он переходит к мышлению в общих представлениях — это все равно, что сказать, что круг доступных ему обобщений расширяется.

Интересы ребенка начинают определяться смыслом, который представляет для ребенка данная ситуация, и не только сама ситуация, но то значение, которое ребенок вкладывает в эту ситуацию. Возникает первое аффективное обобщение, возникает замещение и переключение интересов.

Ребенок этого возраста переходит к совершенно новому типу деятельности. Этот новый тип деятельности — переход к творческой деятельности, если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд — везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка.

С дошкольного возраста человек начинает помнить последовательность событий, — это то, что старые психологи называли единством и тождеством «я».

Как показывают исследования, в дошкольном возрасте впервые возникают внутренние этические инстанции ребенка, складываются этические правила.

Здесь закладывается общее представление о мире, о природе, об обществе, о самом себе».(7)

Обобщив особенности развития ребенка 6 – 7 лет, можно заключить следующее:- игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. — образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

— продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

— развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

 

Заключение к главе I.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

В настоящее время большинство авторов представляют готовность ребенка к школе как совокупность его личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для обучения. Кроме того, подчеркивается важность еще одной стороны готовности ребенка к школе, так называемой «социально-психологической» или коммуникативной, проявляющейся в адекватности отношений ребенка со сверстниками и взрослыми – родителями и учителями.

Среди компонентов интеллектуальной, личностной готовности выделен и такой существенный компонент этой готовности, как развитие у детей способности управлять своим поведением. Трудно сказать, какие из перечисленных компонентов психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у разных детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств может привести к сложностям и конфликтам.

Очень важно, чтобы ребенок концу дошкольного возраста был готов к обучению в школе по всем трем параметрам, это позволит избежать сложности адаптации к новой школьной среде и успешно справляться с учебной деятельностью, избегая проблем с одноклассниками, учителями.

 

Методы диагностики уровня готовности ребенка к обучению в школе

Основной целью психологического обследования ребенка приеме в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение их дезодаптации.

Благодаря теоретическому исследованию установлено, что выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной.

На основании этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости.

 

Методики исследования.

Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно выделить 1)»Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йнрасска.

Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий:

Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти, второе срисовывание письменных букв, третье срисовывание группы точек. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторике руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 — высший бал; 5 — низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже среднего. Дети которые получили от 12 – 15 балов необходимо дополнительно обследовать.

2)Вторая методика, которая использовалась в целях определения готовности к школьному обучению, направлена на изучения произвольной дошкольника. Это методика «Домик» (Н.И.Гуткиной) Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5 – 10 лет.

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемые за ошибки.

Ошибками считаются:

а) отсутствие, каких либо детали рисунка.

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.

в) не правильное изображение элементов рисунка.

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.

е) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены

ж) залезание линий одна на другую.

3) Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Задания в общем виде могут быть сформулированы таким образом. Ребенок должен уметь: 1. Воспроизводить образец; 2. Работать по правилу; 3. Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ; 4. Различать отдельные звуки в словах.

Первый этап собеседования включает методику “Домик”, проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: “Экспериментальная беседа по выявлению “внутренней позиции школьника”; “Да и Нет”; “Звуковые прятки” и “Определение доминирования познавательного или игрового мотива”.

Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.

Практически все обследования проводятся в присутствии родителей. Исключение составляют только две методики “Домик” и “Определение доминирования познавательного или игрового мотива”. Во время проведения этих методик родители не присутствуют, т.к. при срисовывании домика они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении остальных заданий присутствие родителей очень желательно. Когда родители лично видят какие задания выполняют их дети, у них нет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты.

По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

 

Пути и условия формирования у дошкольников компонентов психологической готовности к обучению в школе

Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их «незрелость», недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.

Важно, чтобы условия среды, в которых находится ребенок (детский сад, семья) способствовали формированию готовности ребенка к обучению в школе.

1)Диагностика уровня подготовленности к школе позволяет своевременно выявить пробелы и выполнить коррекционную работу в недостаточной психологической готовности к обучению в школе.

Соответственно обнаруженным трудностям психологом реализуются различные пути коррекции. Например, для коррекции умственного развития ребенка необходима организация специальной работы по развитию его познавательной сферы, формированию произвольного внимания, обогащению активного словарного запаса, целенаправленному развитию познавательной мотивации.

При несложившейся готовности к школьному обучению ребенок нуждается в формировании положительного отношения к школе и собственной учебной деятельности, в коррекции своей внутренней позиции, познавательных процессов, функций самоконтроля и самооценки; организованных занятиях по развитию мелкой моторики рук, пространственной ориентировки, в коррекции начальных представлений о величинах, количестве, форме.
Коррекция поведения включает в себя формирование соответствующей мотивации и умений планировать пути достижения желаемого результата, контролировать и оценивать свои действия, внося в них по ходу выполнения необходимые изменения. Рассмотрим примерное содержание способов коррекции: для создания необходимой мотивации ребенок должен четко видеть, принимать и осознавать цель (проще всего выделение цели происходит при наличии ее в виде образца – продукта); после выделения качественных характеристик данной цели следует показать ребенку возможность выделения промежуточных, поэтапных подцелей; при организации успешного достижения цели и осознания своего успеха можно переходить на следующий этап – перенос сформированных действий в условия самостоятельного действования, а позже и в ситуацию, осложненную трудностями разного рода («действие с помехами»).

На базе сформированных действий ребенок может выделять цель, планировать содержание и последовательность операций по достижению цели. Формирование действий самооценки и контроля возможно через введение парциальных требований и последовательную передачу функций контроля и оценки от взрослого – ребенку.
Психологическая помощь может быть направлена на отдельные области развития ребенка и носить симптоматический характер, однако наибольший эффект достигается в случае комплексного характера помощи, направленности ее на целостную личность ребенка.(11)

2) Итак, на основе теоретического анализа можно выявлены условия формирования психологической готовности к школе:

1. Нельзя допускать , чтобы ребенок скучал во время занятии. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес — лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Повтор упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, необходим перерыв, затем можно вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант.

3. Не стоит проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Нет необходимости спешить , давать ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Предоставление ребенку возможности иногда заниматься тем делом, которое ему нравится – важнейшее условие формирования готовности к школе.

6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7. Развитие в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; необходимо научить ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.(17)

8. Так же нужно избегать неодобрительной оценки, нужно , напротив, находить слова поддержки, чаще хвалить ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Формировать у него уверенность в своих силах.

В заключение следует отметить, что в период вхождения ребенка в школьную жизнь педагогический процесс начальной школы нужно строить так, чтобы процесс адаптации к новым условиям прошел более благоприятно. При этом нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, как физического, так и психологического. Следовательно, взрослые, работающие в детском социальном учреждении, могут помочь детям преодолеть те трудности, которые возникают на пути у детей в период школьной адаптации.

 

 

Заключение ко II главе.

Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать).

Скорее, это свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Нужно помогать ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалеть затраченного времени. Оно многократно окупится. И только при соблюдении перечисленных выше условий, ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью.

 

Заключение.

Установлено, что под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя три основных компонента:

-личностная готовность;

-волевая;

— интеллектуальная.

Диагностика готовности к школе дошкольников имеет большое значение. Это определяет в первую очередь готов ли ребенок идти в школу, на сколько он развит и требуется ли коррекционная работа по подготовке его к школе.

Проводя теоретический анализ были выявлены условия успешной подготовки ребенка к школьному обучению.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что своевременная диагностика недостаточной подготовленности к школьному обучению позволяет предотвратить проблемы ребенка с обучением в школе благодаря коррекционной работе, проводящейся при их выявлении.

 

 

Список литературы.

1. Безруких М.М., Ефремова С.П. Ребенок – идет в школу. – М., 1998, 240с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968, 148с.

3. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с

4. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. — М., 1988, 136 с.
5. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.
6. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.

7. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Ч.2

8. Под ред. И.В. Дубровиной.Готовность к школе. Руководство практического психолога.-М., 1998, 120с.

9. Под редакцией Дубровиной .Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / М. 1987 – 235 с.

10. Дубровина И. В., Зацепин В. В., «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», М., 1999 – 253 с.

11. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 1980г. – с. 250-257

12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 1988, – 190 с.
13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к бучению в школе. — М., 1991, – 152 с.
14. Кушнир Н.Я., Максимук Н.Н. Введение в школьную жизнь.–Мн., 1998,132с.
15. Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 1991 — 145 с.

16. Козлова Куликова. Дошкольная педагогика

17. Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976 — 190 с.

18. Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999 – 261 с

19. Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к школе», М. 1978 – 291 с.

20. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. С.56-78

21. http://dipland.ru

22. www.kontrolnaja.ru/dir/psychology