Осн.подх. к объяснению пс.разв. в в.пс.(натуралистич. И социолог.концепции пс.разв.чел)

Предмет, стр-ра Возрастной Психологии. Натуралистич. И социалистич.концепции психич.развития

В.П. – отрасль пс.науки, которая изучает закономерности этапов пс.разв. и форм. Личности на протяжении онтогенеза чел.: от рожд. до старости.

Как самост. Наука возникла в конце 19 века. Отцом дет.пс.счит.Вильем Прейер(1882-«Душа ребенка»).

Предмет в.п. ,аспекты: 1. Изуч.факты и закон-ти псих.разв. здорового чел.

1. Закон-ти перех. С 1-го возр. Этапа на др.

2. Развернутые пс.хар-ки людей разн. Возр.групп

3. Движущие силы и усл.пс.развития

4. Изучает понятие «возраст»

5. Изучает 3 типа изм. На протяж.жизни чел.:а.) эволюц.- медлен.колич. и кач. Изм.

Б)революц.- бурные,резкие,кот. Связаны с возр.кризисами

В) ситуационные- те изм. ,кот. Происх. Под влиянием обучения и воспитания.

Задачи:1.Теоретич.:а) реконструировать историю становления осн.подходов, кот.объясняют процесс пс.разв.

Б)разраб. И уточнить осно.понятия в.п.

В)уточнить понятие «возраст» и на основе этого разраб.целостную пс. Периодизацию

Г) уточнить понятие пс.нормы

2. Практические: а) орг.оптим.норм дет.дея-ти

Б)Оказ.пс.помощи в разл.возр.периоды(особенно в кризисы)

Разделы в.п (Головин И.Ю.):детская пс; пс.подростка; пс. Юности; пс.зрелости(взрослости); пс.старости- геронто пс.

Осн.подх. к объяснению пс.разв. в в.пс.(натуралистич. И социолог.концепции пс.разв.чел)

В натурал. Теориях осн.фактором пс.разв. чел. Явл. Биолог.фак-р (задатки,инстинкты), а в социлог.теориях- соц.фактор.

Натур.теории возникли раньше. Выдел. 4 натур.теории: теория рекопитуляции; нормативный подх; теор.3-х ступеней; теория конвергенции 2-х факторов

1. Теория рекопитуляции

Автор –Ст.Холл. Согл. Теории в осн. Пс.разв. лежит биогенетич.закон,разраб. Учеником Дарвина-Генкелем. Согл.эт.закону зародыш в своем эмбриональном развитии прох. Те же стадии, что и весь род за время своего сущ. На осн.эт.закона, по мнен.Холла онтогенетич.разв.психики чел.- есть краткое повторение стадий филогенетич.разв.психики.чел. Послед-ть стадий задано генетически. Миновать как. Из них нельзя. Поэт. Мног. Из стадий реб переживает во сне и игре.

2. Нормативный подход. Автор Геззел Арнольд. По мнению автора, разв. – это прост. Колич. Изм., кач.изм. автор не учитывал.

Осн. Показ-ль пс.разв. – изм.его темпа: максим.темп развития на нач.этапах и миним. В конце. Автор явл. Основателем детской пс.как норматив.дисциплины.

3 стр., 1401 слов

Теория поколений Различия поколений: рецепты взаимодействия

http://www.silakadrov.ru/journal/archive/2010/31/razlichiya-pokolenij:-reczeptyi-vzaimodejstviya/   Авторами теории поколений являются экономист и специалист в области демографии Нейл Хоув и историк, писатель и драматург Вильям Штраус. В одно и то же время независимо друг от друга они взялись за изучение понятия «поколение». В ходе исследования их внимание привлек так называемый «конфликт ...

3. Теория 3-х ступеней. Автор Карл Бюмлер. В осн.пс.разв. лежат врожд.стр-ры. кот. самораскрываются в проц. жизни. Автор выделяет 3 ступени разв.:инстинкт; дрессура – образование усл.рефлексов; интеллект.

Выделение этих ступеней связано не только с созреванием мозга, но и с переживанием удовольствия от вып.д-ия. Движ. Силой пс.разв. явл. Перех удовольствия с конца на начало. На 1-ой стадии – сначала действие, потом удовольствие.

На 2-ой стадии – д-ие и уд-ие вместе.

На 3-й стадии – сначала чел.представляет какое уд-ие он получ., а затем вып. Д-ие.

Автор отождествил пс.разв.жив. и чел., что неправомерно.

4. Теория конвергенции (сближениек) 2-х ф-ров. Автор Вильем Штерн.

Согл.теории чел.рожд. с опред.задатками, инстинктами- это первый(болог.) фак-р разв. Возд. Среды – второй(соц) фактор.

Развитие – это рез-т сближения внутр.данных с внеш.обст.-ми. Пс.разв. – самораскрытие имеющихся у чел.задатков, кот.опред. той соц.средой, в кот. Вданный момент нах-ся. Автор счит, что неправомерно ставить вопрос о том, развив. Ли пс. Ф-ции извне или изнутри – влияет и то и др., но в разн.жизн. периоды по-разному. Поэтому необх,учит.сензитив.период./В эт.теории,хотя и рассм. Соц.фак-р , но он вытуп. Лишь в кач.усл. пс.разв. Осн. Остается билог., поэтому теория отн. К натуралистич.

Социологич.теории – родонач.Дюргейм.С его т.зр.реш.роль в пс.разв. чел. Игр.коллектив.представл.больш.общностей людей(обычаи,традиции,вероисповед).

Развитие происх. Благодаря усвоению обычаев,традиций. Усвоение происх.благ. подражанию, а со способн. К подражанию чел.- рождается. Осн.мех пс.разв. интериоризация (сост.перехода внеш. Во внутр)/По мнен.П.Жане, разв. – это образование разл.рода связей чел. С природой, обществом. Соц.взаимотн.явл. основой псих.развития. По мнен. М.Мид различия в сп-ти и хар- ре чел. Зависят от того, чему и как его учат.

 

 

Осн.подходы к построению периодизаций психического развития в психологии. Особ-ти стабильных и критич.периодов развития.

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):0-3 года раннее детство3-5 лет дошкольный возраст6-12 лет начальное школьное образование12-16 лет обучение в средней школе17 и старше высшее или университетское образование2) Павел Петрович Блонский появление и смену зубов.0-8 мес. — 2,5 года — беззубое детство2,5 — 6,5. лет — детство молочных зубов6,5 и старше — детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)II. Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия. 1) Зигмунд Фрейд 3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.I уровень: Страх наказания (до 7 лет).1. Страх перед правом силы.2. Страх быть обманутым и недополучить благ.II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.III уровень: Совесть (после 16 лет).5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков. 1) В.И. Слободчиков1 ступень — оживление (0-12мес) 2 ступень — одушевление (11-12мес — 5-6 лет)3 ступень — персонализация (5,5 — 18 лет)4 ступень — индивидуализация (17-42года)2) Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина.Периодизация Выготского:1.кризис новорож-ти(0-2 мес.); 2.млад-во(2 мес.-1 год); 3.кризис 1 года; 4.ран.дет-во(1-3 года);5.кризис 3-х лет;6.дошк.д-во(3-7 лет);7. Кризис 7 лет; 8.шк.воз-т(6-7-11-12); 9. Кризис 13 лет; 10.Пубертатный воз-т(14-17); 11.Кризис 17 лет./Периодизация Эльконина: Эльк. В кач критерия д/своей периодиз.выбир.понятие»вед.тип дея-ти». Согл. Этому понятию, на кажд.возр.этапе среди разл.видов дея-ти есть одна, кот. И Опр. Разв.в дан.мом. Это вед.тип дея-ти. Пс.разв. осущ. В рез-те закономерной смены вед.типов дея-ти./Вед.типы дея-ти:1. МЛ-ВО(2 мес.-1 год)- непосред.эмоц.общ.2.ран.дет-во(1-3) – предметно-манипулятивн.1.Дошк.воз-т(3-6)-ролевая игра2.Мл.шк.(6-7-10-11) – учеб.дея-ть1.подрост.(11-12-14-15) – интимно-личн.общение2.ранняя юность(15-17)-уч.профес.дея-ть1.- «Мир людей» — 2.-«Мир вещей».

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

Периодизации развития в донаучный этап развития психологии как науки: Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский и др. Античность: Описательный (донаучный) этап истории психологии развития связывают с тем, что психологические знания существова­ли в недрах педагогики, медицины и философии. Философские, педагогические и медицинские трактаты этого периода содержат фрагменты общих ...

8 стр., 3689 слов

Речь в форме дикторского текста, авторского комментария

Речь - как основное выразительное средство звукового решения фильма. 1 Речь в форме дикторского текста, авторского комментария. 2 Влияние речи на зрительный ряд.   Речь в форме дикторского текста, авторского комментария. Диктор, он же актёр озвучивания — человек, осуществляющий чтение информационных, политических, художественных, рекламных материалов у микрофона в эфире и в магнитной записи. ...

Особенности стабильных и критических периодов развития

Сущ. 2 типа периодов на протяж.жиз.чел.: стабиль. И критич. Кажд.стабиль. периоду предшествует критический.

Хар-р изм.

Ст.пер. – эволюционные медлен. Клич. И кач. Изм., микроскопич., кот. В конце преиода проявл. В виде новообразования.

Кр.пер. – Революц., бурные, резкие изм. Новообраз. Критич.пер. носят переход.хар-р и не сохр. В первонач.форме в след.периоде, хотя и влияют на проц.разв.

Направл.разв.

Ст.пер. – прогрес.разв., приобр.ч. нового( в кризис прогрес.разв.затухает, им.место негатив. Хар-р. Реб. Стан. Трудновоспитуемым даже по отн. К самому себе в смеж. Периодах.

Критич.пер. – Прогрес.разв.затух.,им.место негатив.хар-р . Реб. Стан. Трудно воспит. Дажн по отн. К сам.себе в смеж. периодах.

Продолжительность периодов

Ст.пер. – больш.продолж., охв. Неск.лет

Критич.пер. – непродолж.Неск.м-цев(самый продлж. Подростк)

Границы периодов

Ст.пер. – границы выражены больше отчетливо

Кр.пер. – границы выраж. Не отчетл., поэтому выд.кульминац. точку и за нач.пер.берут ближ. К ней полгода, за оконч.послед.года.

Строение периодов

Ст.пер. – Им.2-х членное строение: выд. 1-ую и 2-ую стадии

Кр.пер – 3-х членное строение. Выд. Предкритич., критич., и посткритич.стадии.

Кризисы явл. Перелом.момент. в разв. Безкризис. Разв. Быть не мож. Иногда оно явл. Лишь кажущимся, т.к . кризис протекает в сглаженной форме или м.б. отодвинут во времени.

Сензитивные периоды развития — Возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия; 1-3 г — речь, дошкольник — память, 3-4 г — исправление дефектов речи); Возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

5 стр., 2184 слов

Формирование диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией

СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………4 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования диалогической формы речи у старших дошкольников с моторной алалией 1.1 Психолингвистические основы формирования диалогической формы речи …………………………………………………………………………………….7 1.2. Механизм и симптоматика моторной алалии……………………………………………………………………………14 1.3. Психолого-педагогическая характеристика ...

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира.

 

 

Особ-ти развития психики в младенчестве. Кризис 1 года. Особ-ти развития в раннем детстве. Кризис 3х лет.

0-2 мес. Рождение – это кризис, т.к. реб. Попадает в совершенно нов.усл. своего сущ. Он физ. Отделяется от матери, а биолог. Отделения не происх. Человеч. Дитя сам. Беспомощное при рожд. В этот период реб. Не обладает ни какими способами вз-ия со взр. Единст.что его заботит – это отст. Дискомфорта. Своеобразин дан.пер.закл.в том, что он явл. Соед звеном между внутриутробным и послед. Пер.постнатального разв.(промеж.полож).

Новооб-ие дан.пер.инд.пс.жизнь реб. В эт. Новооб-ии выд.2 мом.:1. Жизнь реб. Явл.отд. от орг-зма, в недрах кот. Она зародилась;

2.жизнь реб.явл. хоть и в примтив.форме пс.жизнью.

Мл-во(2 мес.-1 год) – стаб.пер.,вед.дея-ть –непосред.-эмоц.общ.

Реб. Живет вместе со взр., кот. Удовл. Все его потреб. При макс. Зав-ти от взр. Реб.лишен осн.ср-ва общ. С ним в виде чел.речи. Общ. В этом возр. –бессловесное, часто безмолвное.

Это общение, кот. Направл. Не столько на поним. Др.чел., сколько на выражение эмоций. Это позитив. Или негатив.реакция реб. На изм. Центр.момента мл-кой ситуации, а именно появл. Или удел-ие взр.

В отсут. Взр.реб.оказ.в ситуации беспомощности. В его присутствии д/реб. Открыв.ест.путь д-ия – это д-ие ч/з др.чел. Осн.новооб-ие дан.периода м.б.обознач.с пом.термина: «Пра-мы» — это первонач.сознание пс.общности, кот. Предшеств. Осозн.собст. «Я».

Первонач. У реб. Даж. Нет осозн. Своего физ. «Я». На смену периоду пассивности прих. Период акт-ти: реб. Прояв. Инт. К собств. Дв-ям, звукам, к окр.предмет., т.е. д/реб.открыв.внеш. мир – это 1-ая стадия мл-ва.

2-ая стадия(после 6 мес.) хар-ся появл. Более слож.форм поведения. Знаменательным в жизни реб. Явл. 10-ый мес.(1-ое употребл.слов и орудий).

5 стр., 2070 слов

Формы организации самостоятельной работы:

Содержание самостоятельной работы студентов Одной из задач изучения курса является создание условий для самостоятель­ной и исследовательской работы магистров психологии, которая включает: самостоятельное изучение тем (разделов) курса, обеспеченных соот­ветствующей литературой; углубленное изучение отдельных тем курса с использованием допол­нительной литературы и Интернет-ресурсов; создание ...

Постепенно пространство реб. Расшир. Появл. Жест., кот.обознач.: «Дай», далее он сопровожд.словом. Возник.ходьба. Ситуация слитности реб. И взр. Разрыв. Изнутри. Появл. Двое. В этом суть кризиса 1-ого года жизни. Теперь реб. Живет не ч/з взрослого, а совместно с ним. Выдел. 3 признака кризиса 1-ого года жизни:1.становл.ходьбы 2.Латент.период(скрыт.) разв.речи. 3.Гиповулические реакции (1-ые нотки протеста по отн. Ко взр.).

форм.Лич. Начин. Со 2-3 года жизни.Это дейст-но так, если иметь в виду внеш.проявл. кач. Одн, этот проц. начин.раньше т.к.: 1.Сущ. летент. Пер. форм. Кач.;

2.Для проявл. Неск.кач. нужны соотв. Усл.

Предм.-игров.деят-ть.Первонач. У реб. Присут. Только билог. Потр-ти( еда, сон), кот. Полностью удовл, если собл. Режим дня. Позднее появл. Сл.пот-ти: 1. Потреб-ть в общении 2. Потр. В дв-ии.

Ран.дет-во (1-3лет) — стабиль.период,вед.дея-ть: предмет-манипулятив. Дан.воз-т явл. Одн. Из ключевых в жизни реб.

Осн. Новообр-ие: 1.прямохожд., кот.расшир.простр-во реб.; 2. Реч.ощущ.(разв.речи) – спос. Усв. Знаний, умен. 3. Предмет.дея-ть( разв.сп-ти реб.), в осн. Его руч.дв-ия.

В эт.пер. у реб. Склад.опред.вз-ия отн. С окр.предмет: люб.предм. либо притягивает, либо отталк.реб., у него нет равнодушного отн. К вещам.

Реб.нах в мире предм. И вещей как бы в силовом поле.Предм. приобр.повелит.хар-р над реб.

Реб.мож. рассужд.только о отм, что видит в дан.момент. Ц. вед.пс.ф-цией явл.восприятие. Специфика предмет.дея-ти закл. В том, что реб.узнает в ней «наст.ф-ции» предм.

К 2-м годам у реб. В осн.сформ. предмет.дея-ть в отн.большинства предм.домаш.обихода. Реб, получив нов.вещь, прежде всего должен выяснить функц. Назнач. К 3-м годам начин.развив. символич. Ф-ция сознания.

Выд. 2 вида д-ий, кот. Оказ.наибольш.вл.на разв.реб.: 1. Соотн.д-ия – д-ие, цель кот. Привести в опред.отн. 2 и более предмета( сбор пирамидки) 2. Орудиийные д-ия – д-ия , в кот 1 предм. Выступ. В кач. Возд-ия на др.(молоток,пила).

В ран.дет-ве появл. Игра, кот. Сущ. Отл. От игры более позд.воз-та, в кот. Есть и роль, и воображ.ситуация. В ран.дет-ве им.место «квази-игра»(как бы игра).

6 стр., 2522 слов

2.Формы поведения животных

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ. Стадии развития психики. Формы поведения животных. Сознание человека. Понятие о бессознательном. Психика является функцией высокоорганизованной материи—мозга, заключающейся в активном отражении объективного мира. Основным условием существования любого живого организма есть уравновешивание его с окружающей средой. Такое уравновешивание достигается благодаря тому, что ...

Реб. Воспроиз-ит д-ие взр., а роль не отыгр. Сначала у реб. Появл. Игры-подраж.

К 3-м год. – сюжетно-ролев. Игры. В нач.пер.вз-ия меж. Детьми нет. Ближе к 2-3 годам дети начин. Игр.вместе. В ран.дет-ве начин.форм.-ся полоролевое поведение.(муж. И жен.)

Раннее дет-во явл. Сензитив.пер. д/разв. Речи. Хотя речь- слож.изобретение чел., реб. Легко ее усваивает. Выд. 3 этапа рзв.речи: 1. Ок. 1 года реб. Произн. Отд.слова и начин. Наз. Вещи св. именами. К эт.времени у него накопился практич. И чувств. Опыт и д/того чтоб нач.говорить, ему дост.связать имеющ у него образы предмет. С тем сочет звуков, кот произн. Взр. При форм.понятий реб. Обр.вним. на наиб.яркие св-ва, а не на функц-ные назнач.

2.В 1,5-2,5 год. И реб.комбин.слова, строит прост. Предл. В эт. Пер.происх.рез.скачок в разв.речи:увелич. Совар.запас. Реб.сам спраш.наз.предм., легоко повт.слово, быстро его запомин. На 2-м году жизни реб. Усв.имена взр., назв. Больш.предм. и частей тела.

3.Ближе к 3-м год. Реб.правиль. примен.падежи,строит многослов. Предл., проявл. Контр. За собств.речью и речью взр., любит слуш. Сказки,стихи и то,что гов.взр. Эт. Момент гов. О том, что реб. Позн. Мир не только с пом. Орг.чувств, нос пом. Речи. Форм. Эгоцентич.речь – речь, обращ. К себе.

Выд. 3 пути разв.речи:

1. Подражание 2. Обр-ие усл.рефлексов (поощр. Взр. За сказ.слова) 3. Постановка и опыт.проверка гипотез(словотворчество)

Форм.лич.в ран.дет-ве связ с разв. Самосознания. Осн.новообр-ем явл. Появл. У реб. Созн,кот. д/др.проявл. в виде собст.»Я». К 3-м год. Реб.осозн. себя в кач.актив.субъекта,самоупр-ся, имеющ св. чувства и желания. Все это проявл. В часто повт. Словах: Я САМ. В 1,5-2 г реб.начин. узнавать себя в зеркале, отклик. На собст. Имя, исп.местоимение –Я. Происх. Выделен.собст.Я из единства сист. «Реб-взр.». Сравнение себя с др. приводит к форм. Самооценки. Ран.дет-во явл. Важ.эт. д/разв.элепатии(сочуствие, сопережив).

В эт. Период форм.волев.кач. Мен. Общ. С окр.Выд. 3 момента в эт.общ.: 1.внимание 2. Доброжел-ть 3. Сотрудничество( не прот.помощь взр., а соучастие его в д-ях реб).

При общении реб. Со взр. Преоблад. Дел.мотивы общения.

Кризис 3-х лет.

Выд. Сл.осн.призн. 3-х лет (семизвездие): 1. Негавитизм – так.р-ия,

Когда реб. Не хоч. Ч-лдел. Только потому,что его об эт. Поросил взр.,т.е. это ре-ия не на содерж. Д-ия, а на взр.

2.Упрямство – это так.р-ия,когда реб.настаивает на ч-л не потому,что ему эт.оч.хоч., а потому что он попросил это.

3. Стороптивость – направл. Против норм воспит.,она безлична. На все треб. Он гов.: «Ну да, буду я это дел»

4. Своеволие – стрем.реб. к сам-ти, он все хоч.дел сам.

5. Протет-буря – реб.нах-ся в сост.пост.войны с окр.

6. Обесценивание – обнц.взр., игрушки, появл. Перв.рунат.слова

7. Проявл.двойственно — : а)если 1 реб. В семье – деспотизм –род.долж.дел.то,что хоч. Реб.;б) если неск.детей – симптом ревности – дети ревн.друг к другу родителей.

Вторич.приз.: изворотливость,хитрость,фантазир. С целью получювыгоды, тяжело пережив.неудачи. Кризис 3-х лет наиб.остро протек.,если огранич.сам-ть реб. И при неблагополуч.усл. воспит.

 

 

Разв.познавательных проц в дошк.воз-те.

Внимание У дошк. Преоблад. Непроизволь.вним. Выд. 3 особ-ти вним.: 1. Расшир.объем вним.(2-3 объекта реб.влсприним. одновремен.дост.ясно).

Реб. В возр. 4-6 лет с трудом различ.схожие предм., явления. Объектом вним. Явл. Не только сам предм., но и его функциональн.св-ва с др.предм. 2. Рост уст-ти вним.. Мл.дошк. мож.рассм.картинку в теч.9 сек., старш. – 20 сек..Игры стан.более продолж., реб.меньше отвлек.во время игры.

2. Проявл. Произволь.вним.. Реб. М. обр.вним.на то, что интерес. И необх.

Ощущение и восприятие Синкретизм – в восприятии и мышл. Реб. Отмеч.это восприятие и осмыслив.предм. по одн.несущ.части. У мл.дошк. набл. Расхожд. В знании цвета и умении его различ. У мл.дошк. цвет связ. с кокрет.предм. и цвет способст. Узнаванию предм.

У ср.дошк. форм.обобщ.образ цв. После 5 лет реб. Различ.оттенки цв. И сам их придум.

Восприятие формы. Также как с цв. Снач. Форма слита с кол.предм. Узнав назв.геометр.фигур. реб. Отрыв. Форму от конкрет предм. Восприятие простр-ва . Пр-во отн.реб.восприн.с трудом. Тяжело различ. Лев. И пр. руку. Восприятие времени. Во времени реб. Ориент. По быт.показ-ям.Реб. не м. воспроизвести посл-ть (логику)времен.отн.

Память Осн.содерж. памяти явл. Представление

Т.е. образы ранее воспринятых предм. Эти предст.бесслетемны, клочкообразны, ситуативны.

Продолж. Разв. Двиг.память. Появл. Нагл.образ. память.

Мышление. У дошк. Преоблад. Прктич. Дейст.вид мышл. К концу возр. Появл.наглядно-образное. В мышл. Отмеч. Синкретизм. Дети мл., ср.,ст.дошк. воз-та по-разн.реш.задачи. Мл.дошк. реш.зад. с пом. Пробовательных д-ий. Рез-т оцен. После вып. Ср.дошк. в проц.вып. д-ия оцен.зад. У ст.дошк. практич. Реш. Предш. Мысл-ые.

Кризис 7 лет.В эт.пер. реб. Начин. Капризничать, манерничать, строить из себя шута. Появл.театральность в поведении. Отл. Призн.: утрата дет.непосредственности. У реб. Появл. Внеш. И вн. Стороны лич. Кризия 7 лет связ. со стремл. Реб.занят. новым, более выс.соц.положение. В основе кризиса леж. Противоречие меж. Нов. Взр. Потреб-ми реб. И старым образом жизни.

Кризис 7 лет у детей, кот. Готовы к шк. Обучению: 1. Предкритич.фаза – реб. Неудовл.»чистой игрой», поэт. Появл.пот-ть в модификации игр. Реб. Тянется сначала к продуктив. Видам дея-ти, а затем к тем, кот. Оцен.взр. У него появл. Желание пойти в школу, но переход в школу лишь только предстоит, поэтому возник латентный период(скрыт), когда реб. Готов начать обучение, но не может. Чем продолж. Эт.пер., тем острее протек.кризис.

2.Критич.фаза – мотивы игр.дея-ти разруш-ся. Субъектив.готовность(желание учиться) допол.объекьтив.поках-ми. Возник. Сост.эмоц-личностного дискомфорта,т.к. имеющаяся ситуация не соот. Возросшим воз-ям реб. Негатив.форм. поведению реб. Ппривлек.вним.взр.

3. Посткритич. – связ. с поступл.реб.в школу. Форм. Эл-ты учеб.дея-ти, реб. Заним.нов.более выс.соц.полож.

Кризис 7 лет у детей, кот.не готовы к шк.обуч.:1. Предкритич. Фаза – преоблад.мотивы игр.дея-ти, желания учиться нет или оно м.б.сформ. под вл.взр.

2.Критич. фаза — связ.с поступл. Реб. В школу. Интереса к уч. Дея-ти нет, поэт. Неудача в дея-ти. Появл. Желание не ходить в шк.( верн. В д/с).

Возник эмоц-личн.дискомфорт: воз-ти реб. Отст. От нов.ситуации. Под вл. Учеб.дея-ти происх.доформ.ее мотивов. 3. Посткритич.фаза – мотивы уч.дея-ти форм. Первые успехи в дея-ти.

 

20.Уч.деят-ть и её формир-е у мл.школьников.

Мл.шк.воз-т — от 6-7 до 10-11 лет. Стабиль.пер. Вед. Дея-ть — учебная. Как сам. Уч.дея-ть форм. Сл.им. в эт.пер. Гл.обяз-ть реб. Явл. Обяз-ть учиться. Мен.его соц.полож., полож. В семье. В школе к нему начин.предъявл. более выс.треб. В отл. От игры, уч.дея-ть нос.систем., целенапр. И обязатель.хар-р. Под вл. Уч.дея-ти форм. Осн.новообр-ие воз-та. Их 3: 1. Рефлексия; 2. Сп-ть в вып.д-ий во вн.пл.(про себя); 3. Произвольность ( умение созн.ставить цели, нах. Преднамеренно ср-ва д/их достиж).

Учеб.дея-ть — дея-ть, в рез-те кот. Чел.приобр. нов. И соверш. Имеющ. У него зн., умения,навыки. Целью уч.дея-ти явл. Изм. В сам.чел.

Комп. Уч.дея-ти(Д.Б.Эльконин): 1. Мотивирование; 2. Уч.зад – подлежащий усвоению способ вып.д-ий 3. Уч.д-ия — д-ия, направл. На воспр-ие образца. 4. Д-ия контроль-д-ия по соспоставлению вып.-го д-ия с образцом. 5. Д-ия оценки – показ. Степень реш.уч.задачи. Так. Стр-ра форм. У учащихся не сразу. Прав.отн. к уч.дея-ти у реб. Форм. Не сразу. Снач. У него есть потреб-ть не в приобретении зн., умений, нав, а потреб-ть стать школьником. Первонач. Реб. Проявл. Инт. К проц. уч.дея-ти(интересно подним.руку, сидеть за партой, ходить в шк).И только после того, как появл.инт. к рез-ам собст.дея-ти, реб. Проявл.инт. к содерж. Уч.дея-ти(получ.зн).

При раб. С мл.шк. целесообразнее исп-ть оценки.

Особенности познавательных проц. в мл.шк.воз-те.В мл.шк.воз. отмеч.слабость произв.вним.. Учащиеся не м.выд. гл. в содержании. Все св-ва вним., кроме одного разв.недостаточно: 1. Сосредоточенность – м.б. интенсивной при вып. Интерес.дея-ти; 2. Устойчивость – недостаточно развито; 3. Объем вним.невелик; 4. Перкл.вним. слабое. Не мож. Долго успокоиться после перемены; 5. Рапред-ие вним. – не м. одн. Вып. 2 и более д-ий (видов дея-ти).

Ощущение и восприятие Восприятие стан. Более целенапр. Синкретизм проявл. В меньш.ст.

Особ-ти восприт: 1. Эмоциональ; 2. Тесн.св. с д-ми; 3. Поверхность восприятия; 4. Ситуативность; 5. Слитность и неточность. Плохо разв.восприятие времени. Разв-ся особ вид восприятия – слушание.

Память. От 1 к 3 классу увелич. Объем памяти, быстрота запоминания и точность воспроиз-ия, однако, заученное недолго удерж. В пам. У мл. шк. Разв. Мех-зм запоминания.

Особ-ти смыслов-памяти: 1. Замен.малознак. слова более привычными; 2. Изм.порядок изложения(пос-ть); 3. Сокращ(доп) содерж. В зав-ти от отн. Продолж.разв. двигат. И нагляд-образ.пам.Разв. произвольная.

Мышл. И речь У мл.шк.преоблад.нагляд.-образ. Мышл., практич.дейст. тож.сохр. Из мыслит.опер. им доступны прост.сравнения и уст.связи м.н-кими э-ми. Они владеют дост.числ. понятий, но они в осн., не науч., а житейск. Увелич. Сл.запас, разв.связ.речь, уточн.понятия.

Воображение. У мл.шк.преобл. воссозд.вид воображ.

Вывод: в мл.шк.возр. разв.позн.проц. идет по пути усиления их произвольности,продуктивности и устойчивости.

Форм.лич.в мл.шк.возр.Под вл. Уч.дея-ти мен. Стр-ра мотивов. Вед. Стан. Мотивы,связ. с учением. На основе уч.дея-ти форм. Спец.познават.инт.,т.е. пробрет.нового. Динамика мотивов учения от 1 к 3 кл.( ответ на вопр.: «Зачем надо учиться?»): 1. Потому что на уроке интесно руку подним. 2. Получ.отметки 3. Получ.знания. Дан.воз-т явл. Сензитивным д/закрепл. Мотива, достиж.успехов. Если взр.часто ругают реб. И мало его поощряют, закрепл.мотив избег.неудач, кот. Не явл.стимулом д/дальн.разв. В эт. Возр. Велико доверие к взр., велик их авторитет. Это влияет на самооценку реб. Она зав. От тех оценок, кот.ему взр./Дан.возр. явл. Отв-ым пер. в пл. форм. Сл.кач: 1. Трудолюбие – форм. Если реб. Получ.удовольствие от вып.труда; 2.самост-ть

В мл.шк.возр. расшир.круг общения, время,отводимое на него, мнеяется содержание(преобл.дел.общ).

В 1 кл. в осн. Общаются с учителем, далее со свестниками. Мотивы выбора друга(партнерство общения), меняется: сначала влияет оц. Учителя, потом друг выбирается на осн.лич.кач. Форм. Первые неформаль. Группы, что ткр.возм-ть возд-ия на реб. И группу.

 

 

Личностн. и проф.самоопр-ие в ранн.юности.

Одно из достижений этой ступени — новый уровень развития самосознания.
· открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.
· стремление к самопознанию.
· формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.
· самоуважение
· становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я — лично отвечаю за это!»

В раннем юношеском возрасте основными чертами являются: поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации, учебно-профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение, установление взаимоотношений с лицами противоположного пола.

Личностное и профессиональное самоопределение в ранней юности. Становление мировоззрения. Характерное приобретение ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек — недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают «фантазийностью». Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.

Для ранней юности характерна устремленность в будущее.Создается жизненный план – решение вопросов «кем быть?»(профессиональное самоопределение)и «каким быть?»(личностное или моральное самоопределение).

Старшеклассник дожжен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, но и осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новооьбразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающее осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будущее еще лучше. Появляется ориентир на собственные взгляды и устремления. Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира приэтом может быть материалистической или идиалистической, создаваться на базе религиозных представлений и тд. Мировоззренческие проблемы не решаются раз и навсегда. Взрослый человек обязательно будет возвращаться к этим вопросам. Не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение – система ясных и устойчивых убеждений. Старшеклассники меняют и учебную мотивацию- рассматривают учебу как необходимую базу, их интересуюет то, что пригодится в дальнейшем.

Взаимоотношение старшеклассников с окружающими людьми. Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста ( смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.«Мы и взрослые» ( постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии..Одной из самых важных потребностей юношеского возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Больше всего детям в юношеском возрасте хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. . Однако взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего. Те же трудности, что и родители, переживают учителя. Статус современного старшеклассника в школе неоднозначен. С одной стороны, положение старшего накладывает на юношу дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Он обязан беспрекословно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации функционируют под контролем и руководством классного руководителя и школьной администрации, и это руководство часто перерастает в мелочную еку.

Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации;по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по темили иным причинам им не сообщают взрослые. Также общение со сверстниками (это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие видысовместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социальноговзаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же времяотстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.