Оскар Уайльд (1854 — 1900). От реализма к модернизму

Творчество Уайльда занимает важное место в развитии англоязычной литературы. Уайльд обозначил в рамках своей эстетики новые проблемы, новые эстетические, которая впоследствии проявят себя в формировании модернизма. Однозначно отнести Оскара Уайльда к какому-либо модернисткому стилю проблематично. Конечно, в его поэтике, проблематике присутствуют французского декаданса, символизма. В частности от декаданса, Уайльд подхватывает тему порока, тему греха как протестного поведения против буржуа и как форму познания себя, как форму новой философии. Конечно, Уайльд испытал влияние немецкого экспрессионизма, в том смысле, что мир устойчивых, традиционных ценностей приобретает черты кошмарного сна. Но в отличии от экспрессионистов Уайльд обладал другим отношеней, чувством языка, тягатяющим к элитарным традициям. Уайльд так или иначе был типологически близок к импрессиостам, так как? ????

Вероятно, эта новизна, бунтарская новизна и его жизни, и его творчества была связана с его ирландскими корнями, это практически не исследовано в современном литературоведении.

Уайльд как философ, как искусствовед сформировался под влиянием античности. Он получил блестящее образование, окончил школу с золотой медалью, со стипендией и выиграл град для обучение в Тринити колледже (Дублин).

Первоначально его научные филологические интересы были связаны с изучением греческого языка. В частности одну из премий, как филолог, он получил за знания, интерпретацию греческого «Нового завета». Греческий язык, в отличии от латинского, обладает различными допольнительными, скрытыми оттенками, что привлекало Уайльда, что дает огромные возможности для метафористики, образности. Его улечение греческим языком повлияло на греческую картину мира, которую он пытался осовременить, провокационно внести в современное общество. Одной из провокационных греческим тем была гомосексуальная тема, поскольку в греческой мифологии такая однополая любовь считалась нормой, не являлачь грехом. В частности однополая любовь описывается у Платона, при этом эта любовь созерцательная, нет физического контакта. Платон воспевает красоту не мужчины, а мальчину, то есть это скорее педофилия.

Надо сказать, что эта тема немного преувеличена в литературном и юридическом контексте. Его эротическая тематика раскрывается по-разному. Важно то, что эротика действительно является сквозной темой его творчества. И Уайльд, как и французские символисты, был тем, кто в Европе пытался поднять вопросы сексуальности, сексуальных отношений. Для конца 19 века сексуальная тема была скандальной по определению.

13 стр., 6190 слов

Игра и творчество

... которых характеризует целостную личность. Результаты исследований показывают, что уровни развития игры и творчества зависят от уровней развития базовых оснований личности. 1. Проблема сущностных свойств ... для психологии. Понимание сущности человека и более конкретно-сущностных свойств человека, в частности, позволяющих ему быть социальным существом, присваивать опыт человеческого рода, должно быть, ...

Кроме античного влияния Уайльд испытал влияние так называемых прерафаэлитов (поклонники искусства Рафаэля).

Прерафаэлиты запомнились абсолютизацией культа красоты. Красота, создание красоты понималось как смысл мироздания, существования человечества, причем красота была именно провакационной и традиционной. В частности Уайльд утверждал, что только искусство, и ничто другое, является силой, которая творит мир. Презирая реалистов, он утвержал, что искусство никогда не отражает мир, а наоборот — направляет жизнь, содает особый мир, который реальнее, чем мир объективный.

В постмодернизме вот это отношение к искусству выразилось в формулировке «мир — как текст».

Эстетическая теория Уайльда выражалась в эссеистической форме, в форме парадоксов. Научное значение приобрела его книга «Замыслы» (1891), сюда вошли «Кисть, перо и отрава», «Истина масок», «Упадок искусства лжи», «Критик как художник».

Конечно, Уайльд был человек салонной культуры, что подчеркивалось и его внешностью (эстетской, провокационной), и его поведением, и его афоризмами. Уайльд был порождением искусства и жил в пространстве искусства. Пример, «единственно реальные люди — это те, которые никогда не существовали» (литеральтурные герои).

 

Драматургия Уайльда

Театральность художника буквально выражалась в его увлечении театром, как части искусства, культурной жизни. Драматургия Уайльда была и реалистической, и символической. К реалистическим драмам относятся такие его комедии, как «Идеальный муж», «Женщина, не стоящая внимания», «Веер леди Уиндермер», «Как важно быть серьезным». Считается, что драматургия Уайльда высмеивает светсткое общество, хотя сатирой это не назовешь, но не в социальном отношении, а с точки зрения карнавальной игры, импровизации. Важным достижением его драматургии является мастреское, доведенное до шика владение разговорным языком. Любимым приемом Уайльда были парадоксы. Парадоксы, с одной стороны, выражали эстетику словесной игры, светсткой беседы, а с другой стороны, свободу ума, остроумие как художественное искусство.

Более скандальная известность в жанре драматургии приобрела пьеса «Соломея», запрещенная в Англии и поставленная в Париже в 1893 году. На французский язык пьесу перевел Альфред Дуглад, любовник Уайльда.

Отношения с Дугласом были скадальными, более раздутыми до скандала. Скорее они были друзьями, но при этом Уайльд был обвинен в садамии и осужден, посадили скорее за провокацию.

«Соломея» быоа скандальной в связи с религиозным сюжетом, но не только из-за связи с Дугласом. Уайльд использует апокарифический сюжет, связанный с гибелью пророка Иоанна Крестителя/Предтеча. Согласно Евангилею Иоанн был казнен по сговору Ирода с женой??, которая попросила свою дочь Соломею принести голову пророка, и Ирод обещал выполнить…. У Уайльда возникает другой сюжет, Соломея была влюблена в пророка (у него другое имя в пьесе), но он ее отверг, и она попросила отрубить ему голову, поцеловав отрубленную голову в губы, тем самым испольнив свою любовь. Главным парадоксом пьесы становится столкновение страстной любв????

Пьеса представляла из себя танец Семи покровов, в конце которого танцовщица оставалась обнаженной. Кроме того, скандальность публикации была вызвана с тем, что ее иллюстрировал художник Бертсли, который прославился своими порнографическими карикатурами. И это был повод похулиганить, чтобы довести провокацию до конца.

23 стр., 11175 слов

Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях ...

... сносок. Список использованной литературы. Приложение. Введение Портрет - один из сложнейших жанров изобразительного искусства. Рисование портрета, в условиях пространственной среды общеобразовательной школы, ... развития художественно- творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства при рисовании портрета, передаче внутреннего мира человека. Гипотеза исследования - развитие ...

Уайльд утверждал, что для искусства нет закрытых тем, что эстетика выше этики, и искусство не должно ограничиваться моралью, исскусство есть стиль, мастерство. Этот эстетический аморализм ставил Уайльда в ряды художника-провокатора.

Надо сказать, что драматургия, проза и поэзия имела форму притчи, то есть главное — подтекст. Вот такие притчи выразались в цикле «Сказки». Общая тематика сказок связана с размышлениями о красоте. На стыке реальности и фантастики написана знаменитая новелла «Кентербийское привидение», где сталкиваются американские рационалисты и дух, заключенный в замке, которого они не боятся. В конце концов, эта семья более нелепаю чем этот дух, пытающийся приспособиться к современности.

 

1. Эстетический бунт Уайльда

2. Драматургия Уайльда. Пьеса «Соломея»

3. Комическое в повести «Кентервильское приведение»

4. Проблематика и система героев романа «Портрет Дориана Грея»: Дориан Грей, лорд Генри, Бейзел, Сивилла

5. Поэзия Уайльда и баллада «Рединской тюрьмы»

 

21.10.13

Роман «Портрет Дориана Грея» 1891 года стал знаковым произведением для английской литературы и для европейской литературы в целом. В предисловии автор ставил перед собой две цели: прославить искусство, стоящее над жизнью; прославить философию наслаждения/гидонизм.

Поясняя замысел, автор уже повторял свои положения о преобладании естетических ценностей над моральными, в частности, он утверждал, что художник — не моралист, а искусство — зеркало, отражающее человека, а не жизнь в ее социальном смысле.

Фабула романа не была оригинальной, здесь прослеживаются давние традиции. Прежде всего традиции, связанные с религиозной литературой. Это фабула, касающаяся искушения нечистой силой. Фантастический сюжет, связанный с этим магическим портретом, принято сравнивать с романом Бальзака «Шагреневая кожа». Магическая власть искусства разрабатывалась в романтической литературе (Гофман «Записки ученого Катамура», Гоголь «Портрет», Достоевский «Двойник»).

Уайльд как психолог поднимает тему двойничества.

Считается, что эта фантастическая власть искусства также перекликалась с фантастическим учением Ницше, учением о сверхчеловеке. Уайльд является педшедственником Фрейда, так как его интересует сфера инстинкта, которая считалась аморальной.

Герои романа, каждый по-своему, расскрывает ту или иную сторону отношений красоты и действительности, причем Уайльд остается здесь провокатором. В чем он перекликается с эстетикой французского символизма, в частности с творчеством Бадлера.

Через образ художника Бейзила Хоулреда. Этот магический портрет принял на себя этот распад, изменения, которые происходят с героями, оставляет Дориана Грея вечно юным. Портрет становится портретом души главного героя. Но Дориан Грей убивает Бейзила, воспринимая его как злую силу, будто он отобрал его душу.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая ... погружением в сон… В огорчении, злобе, омрачении, страхе, недовольстве, беспокойствах отходят люди, засыпая, в Мир Тонкий. Можно представить себе, какие сферы они посещают, в то время ...

Более простой образ — лорд? ?, который ставит перед собой целью познакомить прекрасного юношу с пороками, ввергает его в эту пучину.

Эстетизация греха, порока во многом имела целью провокацию, напоминает традиции эпохи раннего Возрождения (Боккаччо, Бадлер).

Для английской культуры аморализм романа имел форму бунта против традиций.

Важное значение в романе имеет образ Сивиллы Вейн (любовница героя), который позволяет затронуть важные проблемы, связанные с философией красоты. Дориан Грей влюбляется не в живую девушку, а в те образы, которые она играет. Его переживания расщепляются на эстетические атомы, поскольку реальная земная женщина его практически не интересует, что заканчивается ее опустошением и самоубийством, инициатором которого становится сам Дориан.

Образ главного героя становится объектом своеобразного эстетического эксперимента. Странно то, что роман в критике восприняли как подчеркнуто аморальный, почти как порнографический. В действительности же роман был вполне моральным. Уайльд говорит, что красота, лишенная этики, морали, разрушительна. В этом смысле он снова перекликается с сомволистам, которые которые говорили о красоте дьявольской, противопоставляя ее красоте божественной (дьяболон — симболон).

Достоевский также описывал эту дьявольскую красоту, говорил, что идеал Мадонны соседствует с? ?? Дьявол с Богом борется, а место красоты — сердца людей.???

Нужно отдать должное Уайльду в том, что он так остро поставил эту проблему двойственности красоты.

 

Последним знаковым произведением Уайльда стала «Баллада Редингской тюрьмы», в которой он поднимает темы, давно освоенные в европейском романтизме. Тюрьма, как таковая, поднимает проблемы свободы. Поэма вышла под псевдонимом, под номером его как узника. Довольно длинный текст, суть его в том, что узник, некий юноша, страдает, а затем его казнят за убийство неверной возлюбленной. Уайльд поднимает классические гуманистические темы, связанные с правом человека на ошибку, на любовь, на свободу. И любовь воспринимается как роковая силы, не отделимая от срадания, смерти. Жертвенность, которая является сквозным мотивом в балладе, вызывает сострадание к узникам. Весь мир похож на тюрьму, в котором человек мучается, грешит, умирает. Стилистически баллада тоже имеет параллели с эпохой Возрождения или позднего Средневековью, в частности с поэтикой Вийона, который не раз был узником, со знаменитой «Балладой о повешенных».

После освобождения из тюрьмы Уайльд был вынужден уехать во Францию, сменить имя. В итоге умер от слоновой болезни.

 

28.10.13

Формирование постмодернизма в английской литературе

Термин постмодернизм является условным и широким по своему значению. Само слово предполагает, что это направление сменяет модернизм. Но в действительности черты постмодернизма развивались и формировались еще до того, как появился сам модернизм. Главной особенностью этой эстетики является разрушение традиционных ценностей. Уже модернизм рубежа веков выразил кризис реалистического сознания, мира. Прежде всего модернисты и постмодернисты провокационно утвержали, что объективного мира вообще не существует, что объективный мир — это такая же иллюзия, условность, как и любая фантастика.

7 стр., 3303 слов

Французский психологический роман

... Жизнь и «музыкальные страдания» капельмейстера и писателя Э.Т.А. Гофмана. Взгляды на искусство, синтез литературы, музыки, живописи и театра в произведениях Гофмана. Особенности системы ... Сореля. «Салонный» наполеонизм героя. Художественная география романа: Верьер – Безансон – Париж. Тема «погони за счастьем» в заурядном мире. Женские характеры романа и мотив «любви-схватки». Особенности ...

Философски это отрицание объективной реальности существует давно, оно называется эллипсизм. Психологически это объясняется тем, что каждый человек существует в своем мире. С одной стороны, это представление усиливало значение человеческой личности, так как буржуазная модель мира, глобализация исходит из того, что человек — это часть некоего механизма. Поэтому все люди одинаковые. В середине XIX века это выражается в философии негилизма. По словам русского нигилиста Базарова, «все люли похожи, как деревья в лесу»; «для человека, знакомого с анатомией глаза, женский взгляд не может быть таинственным»; (впервые видит Одинцову) «какое роскошное тело, хоть сейчас в анатомический театр». Впоследствии подобные суждения восприниались как источник разрушения традиционной эстетики. Русский философ Бердяев называл эти искания «труп красоты».

Антиэстетизм/гипертрофированный эстетизм такого типа воспринимался как бунт против традиций. Но модернизм исходил из того, что искусство это и есть реальность. Поэтому красота выше морали. Модернисты считали, что искусство создается техникой, — это набор приемов, это ремесло, объект труда. Но модернизм сохранял все-таки сохранял связь с реальностью, хотя бы потому, что понимал искусство как самостоятельную реальность.

Постмодернизм ставил под сомнение само искусство. Искусство не повторяет новую жизнь, а является копией некоей несуществующей реальности. Этотнечто несуществующее модернисты назвали «симулякр» — копия без оригинала. Искусство для постмодернистов — это симулякр.

Второй тезис постмодерна является отождествление мира и текста. При этом текст не повторяет мир, а является самостоятельной реальностью, текст существует по законам текста. В классической культуре существует понятие произведения (образы), в постмодернизме — это система слов, текст самодостаточен. В итоге, постмодернистов интересует только язык.

11.11.13

Внимание к языку в постмодернизме приобретает неомифиологическое значение. Язык, лексека оказывается не средством выражения мысли, а средством самопознания, с одной стороны, а сдругой стороны, средством трансформации мира. При этом постмодернисты, вслед за символистами, следуют за евагелиевской традицией, согласно которой создателей именуется Логос, Слово. В результате окружающий мир воспринимается как система слов, система знаков. Поэтому комбинируя этими знаками, писатель создает новую реальность. Отделение текста от мира как раз становится условием постмодернистного мифотворчества. Но в отличии от модернисткого мифотворчества, постмодернисты предпочитают карнавальную игру, игровое сознание. Кроме симулякра, условием постмодернисткого мира является пастиш (ироническая картина мира, ироническое сознание).

Кроме этой игры в постмодернизме находят так называемые экзестеальные мифы. Экзестенциализм сформировался во Франции. Постулаты экзестенциализма: человек одинок. Экзестеальное одиночество исходит из того, что человек всегда и вообще одинок. Наличие диалога, наличие связи — это самообман.

Вторым постулатом является конечность человеческой жизни. Причем русский экзестенциализм окрашивался религиозно. Религиозными экзестенциалистами принято считать Достоевского и Толстого.

14 стр., 6734 слов

Личность и государство в романе Е.И. Замятина «Мы»

... но самой серьёзной причиной разлада Замятина с современностью становится роман «Мы». В 1921 - 1922 годах в издательстве З. ... -правители, Так появляется строгая иерархия мира утопии- первый закон жанра. Другой закон - искусство в таком Государстве не воспринимается ... (Прага, 1927), французский (Париж, 1929). Но полный русский текст романа был опубликован только в 1952 году в Нью-Йорке стараниями ...

Кроме религиозного экзестенциализма, в большей степени сформировался атеистический экзестенциализм. Здесь одиночество проявляется в большей степени, так как в данном случае у человека нет религиозного опыта. Утрата веры и утрата смысла жизни как раз формирует эту экзестенциальную трагедию. Постмодернизм тоже по-своему пытался преодолеть эту экзестеальную трагедию. Искусство превращается в форму воссоздания своего внутреннего мира, своего лексического сознания.

В связи с этим искусство становится своеобразной формой игры, импровизации — формой свободного самовыражения, самоутверждения.

В литературе все эти вещи выразились в принципе вариативности. Вторым устойчивым принципом постмодернизма является интертекстуальность. Это наличие в авторском тексте целого пласта чужих текстов. Она может выражаться в прямом цитировании (цепток), причем часто без кавычек, в аллюзии, в ассоциации. В результате постмодернисткий текст становится контекстным.

Сам процесс чтения становится разновидностью творчества. Теория деконструктивизма (Жак Дерида) — одна из теорий постмодернизма. Деконструктивисты считают, что в тексте нет объективного содержания, потому что текст становится произведением в сознании читателя, и в зависимости от культурного уровня читателя произведение меняется. Деконструктивисты утверждает, что общая история литературы не существует, так как литературы нет, есть только тексты, мир существует в голове, есть интерпретация литературы.

 

Джеймс Джойс

Джойс как писатель, как новатор является, с одной стороны, является уникальным, а с другой, опирается на литературную традицию. Ирландское происхождение предопределили его культурные приоритеты. Джойс ощущал себя человеком мира, европейцем, и его художественное пространство насыщено культурными пластами, культурными ассоциациями. В советстком литературоведении он воспринимался как бунтарь, как провокатор, сближался с русскими футуристами. В частности его отношение к слову, его чувство языка обычно сопоставлялось с русским поэтом Эльмира Хлебникова. Литература потока сознания, при всей ее модерновости, тоже имела традиционные корни. В английской литературе разновидностью такого творчества был сентиментализм. В особенности творчество Стерна. Разница лишь в том, что повествование ведется от лица персонажей, от некоего безличного языкового пространства.

Скандальность романа «Уиллис» была связана была с тем, что повествование ведется от лица дублинского… Леапольда Блюма, который ходит из паба в паб, присутствует на похоронах, заходит в издательство, заглядывает под юбку катающейся девушки на качелях, наблюдает за женщинами. Его откровенность, честность граничит с нарушениями этикета. Вплоть до того, что после первого издания романа в 22 году, Джойса объявили в порнографии, но суд его оправдал. Вторым персонажем, сквозным, является Дедал, который работает учителем в местной школе. Вместе с ним они посещают публичным дом, потом он приводит его пьяного к себе домой. Главной психологической интригой является измена жены Блюма, о которой он знает, но он только наблюдает за этим и ничего не предпринимает. То есть событийный план романа отсутствует, в романе ничего не происходит, кроме сцен с проживанием отдельного дня.

5 стр., 2419 слов

46.Худ.своеобразие романа Анна Каренина

... Поэтому писатель выделял в качестве главной и любимой мысли этого романа «мысль семейную». Финалом же романа становится не трагическая смерть Анны под колесами поезда, а размышления Левина, ... толстовские ху­дожественные приемы, посредством которых писатель с особенной глубиной раскрывал внутренний мир героев. Эти тонко-психологические приемы насыщены в «Анне Карениной» таким напряженным драматическим ...

Известно, что первая публикация романа была неудачной, потому что читатели просто не восприняли, в чем цель этого романа. И тогда публицист предложил сопроводить текст «Уллиса» изображениями из античной «Одиссеи». В результате текст приобрел смысл, логику. В критике начали видеть не только аналогичные моменты, параллели с Гомеровской «Одиссеей». В критике стали считать, что Дедал — это Телемах, а Лео — Одиссей.

Этот поток сознания стали сводить к неким схемам, к неким смысловым цепочкам. Выделяются некие сцены, которым соответствует орган человеческого тела, цвет, символ, область знания/искусство, техника повествования. Например, глава «Колипса»: сцена — дом, время — 8.00, часть тела — почки, цвет — оранжевый, символ — нимфа, область знания — экономика, повествование — эпическое.

День 16 июня 1904, который описывается в романе, биографически связан со знакомством Джойса со своего будущей женой.

Техника повествования выглядит необычной, так как Джоймс вслед за символистами нарушает грамматику. В частности некоторые части написаны без знаков препинания, нет заглавных букв. Главный эффект не смысловой, а скорее чисто музыкальный. И вот этот поток языка превращается в языковую игры.

 

25.11.13

Джон Робертс Фаулс (1926-2005)

Ф принадлежал к богатой буржуазной семье, отец его был сигарным магнатом. Закончил частную престижную школу в Бетфорде, где был лидером, старостой, спортсменом. Затем учился в Эдинбургском университете, после него поступил на службу на флот, 8 мая 1945 начала служить в морской пехоте. 2 года спустя ушёл в отставку, поступил в Оксфордский, специализировался на французском и немецком языках. После этого он преподавала в различных университетах, в том числе и во Франции. Также преподавал в Лондонском колледже святого Родника. Параллельно он начал активно заниматься литературой.1963 он опубликовал свой первый роман «Коллекционер», который принёс ему известность и переиздание романа хорошо оплачивались. Он оставил работу в колледже и занялся литературой.

Мировоззрение и эстетика Ф была постмодернистской. Живя во Франции, он испытал влияние экзистенциализмом. Испытал влияние психоанализа Фрейда, Юнга. Интересовался глубинной психологией, сферой бессознательного. В 60 годы Ф увлекался бунтарскими идеями анархо-социалистическими, открыто исповедовал атеизм. Он был целиком сосредоточен на земном человеке. С конца 60 с его работы «Волхв» Ф осваивает мифические образы, «мистико-детективную» эстетику. В романе «Волхв» исследователи увидели мотивы Одиссеи Гомера. Любопытно то, что писатель активно наполняет свои тексты разного рода аллюзиями, цитатами, ассоциациями. Он становится культурно- насыщенным и интертекстуальным. Его постмодернизм имел социально-психологические традиции. Его можно воспринимать как художника реалисты, есть социально психологический план, типизация. Связь с реальностью сохраняется. В этом смысле постмодернистские приемы остаются приемами, особенностью его художественной манеры. Ф вполне традиционен, воспринимается как писатель классического стиля.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Ф не экспериментирует с языком, он традиционный для литературы, средство передачи информации, коммуникации. Это сближает его с реалистами.

 

Коллекционер (1963)

Необычность романа связана с необычным проблемно-тематическим содержанием. Пользуясь современным языком-это триллер. Главный герой — маньяк по имени Фредерик Клегг, который пожелает понравившуюся ему девушку Миранда Грей.

Психология маньяка интересовала постмодернистов, отклонение в сознании воспринималось, как форма исследования и самопознания. Потому что любая маниакальная фантазия есть форма измененного сознания любого человека. В той или иной степени, мы все маньяки.

В романе поднимаются социокультурные проблемы. Главный герой именует себя Фердинандом, типичный маленький человек, мелкий клерк. Психология клерка имеет склонность к безумию. Его агрессией попытка освободиться из устоявшегося мира, общепринятых рамок. Ф даёт ему своеобразный исторический полюс, ракурс, так как первоначально гг коллекционировал бабочек. Возможно тема бабочек сближает гг с Набоковым. Образ бабочки мифологичен по своей традиции, так как Бабочка-Психея — это душа. Гг коллекционирует не только бабочек, но и душ. Такой душой становится его первая жертва, Миранда. Для него она была недоступна. Она принадлежала к элитарному обществу, они в разных социальных группах. Детективная сторона романа связана с тем, что гг выигрывает большую сумму денег на скачках и создаёт свой собственный мир. Покупает дом вдалеке от цивилизации с подвалом. Комната и сам дом олицетворяют мещанскую пошлость. Как ему кажется, он оставляет его очень изящно, со вкусом. Но это не так. Это предмет примитивности. Дом-символ его сознания, души. Клегг воспринимает Миранду как экспонат своей коллекции. Он не испытывает к ней сексуального влечения, а если и испытывает, то здоровье не позволяет ему овладеть ей. Когда она пытается его совратить, это злит его, делает агрессивным, он оскорблён, осознает проблему, то, что он -не мужчина. Миранда оказывается необычным персонажем в том смысле в том, что она пытается приспособиться к новым условиям, она тоже живёт в своём сознании.

01.12.13

Миранда тоже является жертвой системы. Она вроде бы пытается освободиться, но с другой стороны, она погружена в свой внутренний мир, она тоже интроверт. Она мечтает о будущей любви, об искусстве, но при этом, по сути дела, покоряется чужой разрушительной воли, следует ролевому поведению. Миранда могла бы спастись, если бы она была человеком другого типа, личностью более цельной, а не мечтательницей. Вплоть до прикладных приемом освобождения от маньяка. Читатель втягивается в психологическую интригу, кроме сочувствия, возникает эффект «спасется или не спасется».

Постмодернистская традиция в романе связана с мифологическим сюжетом пленения красавицы, например, греческий миф «Аида и Персефона». Фаус использует этот универсальный сюжет, но мифологический подтекст в романе стерт, и роман читается как чисто психоаналитический, фрейдистский. Так как художественные впечатления связаны именно с психологией бессознательного. Роман заканчивается смертью девушки, она заболевает, причина неизвестна, и лишается эстетической привлекательности. Но это не возвращает Клега к реальности, он не просто коллекционер, он настоящий сумасшедший. Он является не просто ее похитителем, но и ее убицей. После смерти Миранды он планирует новое преступление, а не мечтает а новом романтическом приключении. Эта психопатология является одной из устойчивым тем литературы XX века, имеет социальную природу, но и психологический подтекст. Такие тексты можно считать постмодернистскими только потому, что безумие — это своего рода вторая реальность, но оно чудовищно. В русской постмодернистской традиции развиваются на стыке смешного и страшного. Русский сумасшедший — это тот человек, которому открывается некая высшая истина, а в западном понимании, безумие лишено этой просвещающей идеи. Пример — «Идиот» Достоевского, здесь видно попытку изобразить своего рода идеального человека. Среди современных — Ю.В. Мамлеев («Шатуны»).

8 стр., 3802 слов

Жанровые особенности романа Война и мир Л.Н.Толстого

... а «мiръ» используется в знчение «весь мир / все люди». Имеют место немало попыток изучения основной композиции романа, принципиально различные по своему подходу. Сначала исследователи ... является кульминационным центром романа. Произведение вместило картины битвы, сменяющиеся изображением мира как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также ...

 

«Женщина/любовница французского лейтенанта»

Этот роман тоже считается постмодернистским, в силу того что Фаус выстраивает несколько сюжетно-композиционных моделей. Усложнение реальности происходит в рамках любовного сюжета, связанного с викторианской Англией (конец XIX — начало XX).

Главгая героиня — люблвница французского лейтенанта Сара Вудроф. Вокруг нее много сплетен. Она считалась олицетворением порочности, а с другой стороны, она воспринималась как жертва этого лейтенанта, за которым она ухаживала, который якобы был ее любовником, хотя в итоге оказалось, что это не так. Все истории, связанные с ней, оказались псевдореальностью.

Сара сознательно соблазняет, завлекает молодого человека/аристократом/ученым Чарльзом Смитсом, который приехал к своей невесте. Девушка, по сути дела, уводит его с невесты Августины Фриман, из богатой бцржуазной семьи, и две эти женщины олицетворяют два разных мира. И Чарльз выходит из этого устоявшегося, благопристойного мира в мир стихии, оказывается во власти этой роковой женщины. В итоге Сара бежит из этого городка в другой мир и сближается с артистической средой, с богемой, с миром художником, где и станосится самой собой, обретает уверенность в себе.

И Фаус как постмодернист дает три варианта финала, каждый из которых является самостоятельным. Условно их называют финалом викторианским, беллетерестическим. Причем переход от одного финала к другому никак не разделяется, и читатель, дочитывая почти до конца, что это такая игра автора с читателем, что придает произведению черты пародийности. Разные финалы предполагают разное прочтение романа в целом. Беллетерестический/сентеметальный финал имеет счастливый конец. Экзестиальный — Сара выбрает свободу, а не семейное счастью. Викторианский — Чарльз женится на своей бывшей невесте, и все соответствует правилам. Вся эта стилевая игра говорит о том, что жизнь ни в одни стилевые рамки не вмещается. Жизнь многообразна, сколько людей — столько и реальностей. Этот принцип относительности, возведенный в художественный прием, создает эффект литературной игры. Роман является любовным и построен на интриге, на модели любовного треугольника.

Ульям Джеролд Голдинг (1911-1993).

В жизни Голдинга было много разных случайностей. Он происходил из семьи учителя гимназии, но считал, что его отец неудачник, и испытывал своеобразные социальные комплексы неполноценности. Уже став Нобелевским лауреатом, он утвержал, что литературная карьера вдохновлядась желанием компенсировать желание этой неудачности. Так же, каки отец, Голдинг был преподавателем-филологом и работал в разных колледжах, школах, что повлияло на его интерес к психологии ребенка, а психология ребенка воспринималась как источник для постоения психоаналитический мировоззрений. Собственно на дебют Голдинга во многом повлияла греческая литература. В результате в его худодественном пространстве появляется мифологический универсализм. Выстраивается система литературных аллюзий, в результате чего возникает философский экзистенциальный подтекст. Голдинг запомнился в истории литературы как автор значительных по объему и идейному содержанию романов, среди которых «Повелитель мух», «Наследники», «Воришка Мартин», «Свободное падение», «Шпиль», «Пирамида», романы «Тесное соседство», «Пожар снизу», «Двойной язык».

 

 

ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ

Роман «Повелитель мух» принято сравниватьс романом Селинджера «Над пропастью во ржи», и их называют библиями детства. Первый роман появился почти случайно. Считается, что параллельно с преподавательской работая, отнимающей много времени, в качестве проявления свободы, креативной потребноти Голдинг начал написать роман примерно с 52 года, изначально он назывался «Незнакомцы, явившееся изнутри». Он рассылал роман в разные издательства, пока он совершенно случайно не попал в руки к новому издателю Чарльзу Монтейту, причем он вытащил рукопись из мусорной корзины. Заголоок романа — заголовок, придуманный Монтейтом. Считалосья, что новый роман задумывался как иронический комментарий к «Кораллову острову» Баллантайна. В жанровом отношении такие тексты принято называть антиутопиями. Конечно, кроме Баллантайна, Голдинг вступает в литературную полемику с философией Жан-Жака Руссо и прежде всего с его романом «Эмиль, или о воспитании». Руссо считал, что естественный человек — это человек совершенный, и основным злом является цивилизация. Эта идилия сельского мира, мира природы как раз и ставится под сомнение. Без труда в романе прочитываются фрейдийские концепции, связанные с тем, что в основе психики любого человека лежат биологические животные инстинкты. Голдинг идет не от чистого фрейдизма, а скорее от школы Адольфа Адлера, который утвержал, что источником душевной жизни является не инстинкт продолжения рода, а инстинкт доминирования, и воля к власти иногда бывает сильнее, чем сексуальность. Фабула романа во многом экспиментальная, случайно созданная. Группа детей разного возраста от 5 до 15 лет в результате катастрофы оказывается на необитаемом острове, и ситуация выживания позволяет исследовать ребенка вне культурных и социальных клише. Первоначально дети испытывают чувство эйфории от самой ситуации, но потом между ними начинается конкуренция и, по существу, борьба за выживание. Эта экзотическая ситуация имеет экзистенциальнк корни, потому что пападая в акие эстремальные условия, человек раскрывается иначе, чем в рамках цивилизации. Голдинг моделирует ситуацию формировния первобытного общества и противопоставляет детей интеллектуального склада Ральфа, выполнчющего роль авторского героя, и мальчика по прозвищу Хрюша. Ральф и Хрюша единственный из стаи детей сохраняют отголоску култруного восприятия, надеются, что их спасут, пытаются создать некое подобие демократического управленич, символом чего является раковина, с помощью которой они гудят и созывают людей на собрание. Впоследствии эта раковина была разбита и символически воспринимается как знак освобождения других сил. Голдинг показывает, что лидерами в детском этом обществе лидерами становятся не дети-идеалы, а вожди звериного склада. Ооицетворением такой агрессивной силы становится мальчик по имени Джек Меридью, и эта его дьяволско-зверинная сила подчеркивается рыжими волосами. Психологически дети живут на стыке необзодимости выживания и тех страхов, которые их окружают, в частности ооицетворением этого ужаса перед островом являются леаны, которые дети воспринимали за гигантстких змей. Ситуация перемены власти связана с самими детьми-интеллектуалами. Ральф и Саймон уговаривают Джека зарезать свинью, потому что у них не хватает духа, и эта пролитая кровь приобретает значение жертвоприношения. Освобождении стихии также связано с символом огня. Костер разжигают, чтобы давать сигнальный дым, чтобы готовить еду. В результате этот костер превращается в пожар, и пожар оказывается аппокалиптическим огнем. В огне погибает малыш с родинкой, причем незаметно. Огонь оказывается духом неуправляемой стихии, символом уничтожения и разрушения. Дети, разделившись на дичь и охотников, начинают охотится друг на друга. Сначала погибает Саймон, которого приняли за зверя. А потом охотники начинают охотится на Ральфа, который, к своему счастью, натыкается на морского офицера. Офицер, с одной стороны, воспринимается как символ порядка, закона и возвращает детей в цивилизацию, а с другой — оказывается, что взрослый мир не чуть не лучше, чем остров и дети, вернувшиееся с острова в привычное состояние. Повелитель мух — череп свиньи, Голдинг неправильно переводит название Вилизивул. Саймон болен психическим расстройство и беседует с этим Вилизивулом. Саймон открывает страшную тайну о мире как о зверином обществе, внешне прикрытым привилами общего поведения. Голдинг разрушает идилию, связанную с детством, подчеркивает то, что агрессия взрослого мира таится в глубине сердца, даже детсткого.