Дневник практики пробных занятий
Студента(ки) ГБОУ СПО «Пермского педагогического колледжа №1»
(фамилия)
__________________________________________________________________
(Имя, Отчество)
__________________________________________________________________
(№ группы, специальность)
____________________
( область деятельности)
Сведения о базе практики
Наименование, адрес учреждения дополнительного образования, телефон __________________________________________________________________
Директор учреждения дополнительного образования ____________________
__________________________________________________________________
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________________
__________________________________________________________________
Руководитель структурного подразделения _____________________________
__________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования _________________________________
__________________________________________________________________
Детское объединение _______________________________________________
__________________________________________________________________
Направление деятельности объединения_______________________________
__________________________________________________________________
Количество подгрупп _______________________________________________
Руководитель практики _____________________________________________
__________________________________________________________________
Программа педагогической практики пробных
Занятий
Педагогическая практика пробных занятий проводится в группах второго года обучения учреждений дополнительного образования. Она является третьим этапом практической подготовки студентов ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1» к будущей профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. Данный вид практики играет важную роль в профессиональной подготовке будущих педагогов и направлен на формирование у студентов профессионально-личностной готовности и психолого-педагогических умений к деятельности педагога дополнительного образования.
Использование игровых форм обучения в системе дополнительного ...
... и душевное здоровье ребенка, решает деятельность учреждений дополнительного образования. К числу активизирующих факторов относится ... педагогической практике необходимы разработки новационных моделей обучения подростков в учреждениях дополнительного образования. Она ... нескольких занятий по эффективному использованию игровых форм обучения подростков для педагога дополнительного образования. В ...
Основные задачи педагогической практики пробных занятий:
· формирование теоретической, практической и личностно-мотивационной готовности студентов к работе педагога дополнительного образования;
· изучение студентами-практикантами содержания и системы планирования работы педагога дополнительного образования с детьми;
· формирование у будущих педагогов умений и навыков организации и осуществления работы с детьми;
· овладение студентами-практикантами методикой психолого-педагогического изучения личности ребенка.
· формирование у студентов умения анализировать проводимую педагогом учебную работу с детьми.
Содержание практики
В период прохождения педагогической практики пробных занятий студенты должны выполнить следующие задания:
1. Составить индивидуальный календарный план прохождения педагогической практики.
2. Изучить систему планирования педагогом дополнительного образования образовательной деятельности с детьми.
3. Определить, какие методы педагогического исследования использует педагог для изучения личности детей, обучающихся в учреждении дополнительного образования.
4. Посетить и проанализировать учебные занятия с детьми.
5. Провести 8 пробных занятий.
6. Провести с детьми, занимающимися в объединении занятия с использованием различных форм деятельности (игровые программы с использованием разнообразных видов игр, занятия с использованием медиа-технологий (анализ видеосюжета); коллективно-творческую деятельность; занятия с использованием арт-технологий, технологий КТД, ТРИЗ и социального проектирование, 1-2 учебных экскурсии.
7. Сконструировать и провести КТД по направлениям деятельности объединения.
8. Провести массовое мероприятие с детьми, занимающимися в объединении.
9. Выполнить задания по НИРС (научно-исследовательской работе) в соответствии с тематикой курсовой (дипломной) работы.
В процессе подготовки к педагогической практике и в ходе ее проведения студенты колледжа должны:
À. Изучить:
· содержание учебных программ по направлению деятельности объединения;
· структуру и содержание планирования педагогом дополнительного образования образовательной деятельности с детьми;
· типы, структуру и особенности учебных занятий по направлению деятельности детского объединения, методику их подготовки и проведения;
· методику подготовки и проведения экскурсии;
· методику конструирования и проведения КТД;
· содержание и особенности организации педагогом массового мероприятия в детском объединении.
Б. Овладеть умением:
· наблюдать за учебно-воспитательной деятельностью педагога дополнительного образования во время учебных занятий, осуществлять ее психолого-педагогический анализ;
· определять цель и задачи учебного занятия, составлять план-конспект и проводить учебное занятие;
Психолого-педагогические аспекты деятельности планетария как ...
... Названные сложности и противоречия позволяет преодолеть относительно редко используемая в практике естественнонаучного образования форма обучения — программа планетария. Следует оговориться, что термин ... позволяет сочетать различные виды мыслительной учебной деятельности школьников. Классификация программ планетария По своему современному статусу планетарии являются центрами дополнительного есте
· осуществлять психолого-педагогический анализ учебного занятия;
· осуществлять учебно-воспитательную работу с детьми по направлению деятельности;
· определять тему, подготовить и провести экскурсию с детьми;
· определить тему, сконструировать и провести КТД с детьми;
· осуществлять изучение личности ребенка и составлять его психолого-педагогическую характеристику;
· использовать психолого-педагогические методы исследования для изучения личности ребенка;
· осуществлять научно-исследовательскую работу в учреждении дополнительного образования;
· анализировать свою педагогическую деятельность.
Организация педагогической практики
1. Студенты колледжа проходят педагогическую практику пробных занятий с отрывом от основных учебных занятий в течение одного семестра в объеме учебных часов.
2. По согласованию с администрацией учреждения дополнительного образования детей руководитель практики прикрепляет практикантов по два-три человека к детскому объединению.
3. Каждый практикант на весь период педагогической практики составляет индивидуальный календарный план выполнения предусмотренных программой прохождения практики.
4. В ходе педагогической практики учащиеся-практиканты ведут дневник, в котором фиксируют содержание проводимой в учреждении дополнительного образования работы, свои наблюдения, замечания, выводы, выполнение заданий.
Ориентировочная программа изучения личности школьника
(Сбор материала для психолого-педагогической характеристики)
1. Общие сведения о школьнике: возраст, состояние здоровья, принадлежность к детским или молодежным организациям.
2. Характеристика условий семейного воспитания школьника: культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семейном коллективе, отношение в семье к ребенку, забота о воспитании.
3. Характеристика коллектива объединения: наличие актива объединения, отношение к общественной работе и общественно полезному труду, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, дружба, коллективизм, система традиций детского коллектива.
4. Отношение ребенка к коллективу: потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, бороться за его честь, авторитет школьника в коллективе товарищей, общительность и понимание других людей, отношение к отрицательным явлениям в коллективе.
5. Направленность личности: личная, общественная, деловая.
6. Характеристика осознанных мотивов. Интересы, их глубина, широта, устойчивость, действенность, наиболее ярко выраженные познавательные интересы.
7. Взгляды и убеждения. Единство сознания и поведения. Стремления школьника, его намерения, мечты, идеалы.
8. Уровень притязаний: заниженный, адекватный, завышенный. Соотношение самооценки и уровня притязаний, характерная для школьника оценка своих возможностей, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей, отношение школьника к самовоспитанию.
9. Ребенок в различных видах деятельности. Отношение ребенка к направлению деятельности объединения, дисциплинированность, степень сформированностьи учебных навыков. Отношение к трудовой и творческой деятельности, бытовой труд школьника, соотношение учебной, трудовой и творческой деятельности в жизни ребенка, общественная активность школьника.
10. Характеристика познавательной деятельности: особенности восприятия, наблюдательности, памяти. Соотношение творческого и воссоздающего воображения, особенности мышления, самостоятельность в суждениях и выводах, степень развития устной и письменной речи.
11. Особенности эмоциональной сферы: характер эмоциональной реакции на действия педагога, развитие моральных, интеллектуальных и эстетических чувств, преобладающее настроение, степень эмоциональной возбудимости, умение сдерживать эмоциональные переживания и изменять их.
12. Волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание, моральная воспитанность воли.
13. Способности: общие и специальные, наиболее выделяющиеся способности ученика.
14. Темперамент и его проявления.
15. Характер (черты характера, проявляющиеся в отношении к учению — прилежание, активность, дисциплинированность и другие показатели этого отношения; черты характера проявляющиеся в отношении к коллективу объединения и учреждению дополнительного образования, переживание успехов и неуспехов своего объединения и учреждению дополнительного образования, борьба за честь объединения и учреждения дополнительного образования, отношение к мероприятиям, проводимым в объединения и учреждению дополнительного образования и др.; черты характера, проявляющиеся в отношении к общественным обязанностям и поручениям: выполняемая общественная работа, чувство ответственности и долга перед коллективом за выполняемую работу; черты характера, проявляющиеся в отношении к труду: трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.; черты характера, проявляющиеся в отношениях к товарищам, взрослым: доброта, общительность, внушаемость и др.; черты характера, проявляющиеся по отношению к вещам: аккуратность или неряшливость; бережливость или небрежность и т.д.; черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе: самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость).
16. Педагогические выводы. Возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным ребенком.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагогические наблюдения дня
Дата «_______» ___________________ 20 __
__________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Выводы: ___________________________________________________________________________________
План-конспект учебного занятия
Учебного занятия
Тема учебного занятия: ___________________________________
Дата проведения: « _____ » __________________ 200 ___ г.
Цель учебного занятия: ___________________________________
Задачи:
Образовательные _________________________________________
Воспитательные __________________________________________
Развивающие _____________________________________________
Подготовка учебного помещения к занятию:(краткое описание действий педагога) _________________________________________________
__________________________________________________________________
Оборудование, наглядные пособия и дидактический материал.
__________________________________________________________
Литература, используемая при подготовке учебного занятия.
____________________________________________________
Литература, рекомендованная детям.
__________________________________________________________
Ход занятия
№ | Структура урока | Время | Деятельность | |
мин. | преподавателя | студентов | ||
Организационный момент | ||||
Основная часть учебного занятия | ||||
Итоговый момент | ||||
САМОАНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Характеристика учебной группы (специфика, возраст, состав, мотивы прихода в объединение) ____________________________________________
____________________________________________________________________________
Охарактеризовать тему учебного занятия (степень сложности изучаемой темы, место данного занятия в изучаемой теме) ______________________
________________________________________________________________________________
Выделить основную дидактическую цель, определяющую тип учебного занятия ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________Объяснить причины побудившие к определению задач учебного занятия (обучающая, воспитательная, развивающая) _________________________
______________________________________________________________________________
Охарактеризовать условия достижения цели (использованные формы, методы, средства) _________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Обозначить внутреннюю связь этапов учебного занятия, выделить главный этап и показать, как другие этапы занятия способствовали успешности главного этапа _________________________________________
______________________________________________________________________________________
Охарактеризовать роль детей на каждом этапе занятия: (какие методики, приемы включения детей в работу объединения использовал педагог, в чем проявилось заинтересованность детей, какова эффективность их работы)_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Обосновать выбор приемов создания положительного эмоционально-психологического климата; взаимоотношения педагога с детьми, детей между собой; ситуация успеха _______________________________________
____________________________________________________________________________________________
Обосновать выбор приемов целеполагания и рефлексивных процедур, применяемых на различных этапах учебного занятия _________________
___________________________________________________________________________________
Охарактеризовать эффективность учебного занятия. Отметить степень достижения поставленных задач (обучающей, воспитательной, развивающей) _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Алгоритм анализа занятия педагога дополнительного
Образования детей
1) Постановка цели и задач учебного занятия:
· Какое место занимает тема занятия в учебном курсе?
· Оцените ясность и чёткость постановки цели и задач учебного занятия.
· Каким образом дети были ознакомлены с целью занятия?
· Обоснован ли выбор цели учебного занятия? Соответствуют ли задачи поставленной цели?
2) Организация учебного занятия:
· Как подготовлен кабинет, педагог и дети к учебному занятию? Оцените соблюдение на занятии правил охраны труда педагогом и воспитанниками.
· Укажите структуру учебного занятия, наличие (или отсутствие) определённых этапов, логической взаимосвязи между ними.
· Оцените оптимальность темпа проведения учебного занятия и рациональность использования времени на учебном занятии.
3) Содержание учебного занятия:
· Соответствует ли содержание учебного занятия поставленной цели и задачам?
· Насколько полно, доступно и последовательно раскрыто педагогом содержание занятия? Оптимален ли объём содержания для данного занятия и возраста детей?
· Прослеживается ли связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом? Каким образом?
· Оптимально ли подобран учебный материал для различных этапов занятия и видов деятельности детей?
4) Методика проведения учебного занятия:
Оцените:
· оправданность и оптимальность выбора методов, форм и способов обучения;
· методическую оснащенность занятия.
· Использовались ли на учебном занятии материалы учебно-методического комплекса, технические средства обучения и электронные образовательные ресурсы? Насколько оправдано и эффективно было их применение?
· Были ли использованы на занятии современные/инновационные образовательные технологии, собственные оригинальные методики?
· Осуществлялись ли в ходе занятия дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми? Каким образом и с какими группами детей?
· Какие формы были выбраны педагогом для оценки знаний и умений детей в ходе занятия?
· Укажите способ подведения итогов на занятие.
5) Характеристика педагогического общения и поведения детей на занятие:
· Охарактеризуйте речь педагога, ясность изложения.
· Опишите стиль общения педагога с детьми.
· Владел ли педагог вниманием группы, сумел ли организовать работу детей?
· Оцените степень организованности, познавательной активности, заинтересованности, творчества и самостоятельности детей. Каким образом это проявлялось на занятие?
· Охарактеризуйте эмоциональную атмосферу на занятие (эмоциональное состояние педагога и детей).
6) Результативность занятия:
· Оцените:
◦ степень выполнения поставленных цели и задач;
◦ обучающий, развивающий и воспитательный результат занятия.
7) Выводы и рекомендации:
· Общие выводы по занятию.
· Предложения педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недочётов.
· Что из этого занятия можно рекомендовать для внедрения в практику других педагогов?