ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЛАН
1. Первые представления о душе. Развитие психологии в донаучный период.
2. Основные направления в объяснении психики в трудах древнегреческих мыслителей.
3. Развитие психологии в эпоху Средневековья: общая характеристика (Y – ХY вв.).
4. Предпосылки формирования и оформление психологии в самостоятельную науку.
5. Период «открытого кризиса» в психологии и основные направления развития психологии в начале XX в.:
· Бихевиоризм;
· Гештальтпсихология;
· Фрейдизм;
· Гуманистическая психология. Иерархия потребностей Маслоу А.
6. Развитие психологии в России (школы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Б.М. Теплова, В. С. Мерлина).
7. Общепсихологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев) Потребность и мотив, их соотношение. Общее понятие о деятельности. Структура деятельности. Освоение деятельности. Основные виды деятельности.
Задания для самостоятельной работы
I. Подготовьте таблицу по ключевым аспектам истории психологии (период, основная суть):
1. Философский этап
· Материалистический (Гераклит, Демокрит, Фалес, Анаксимен), идеалистический (Сократ, Платон), дуалистический подход (Аристотель) подходы в период Античности.
· Томизм Ф. Аквинского.
· Арабская психология.
· Философско-психологическая система Р. Декарта.
2. Психология как самостоятельная наука (основные теории направлений, возникших в период Открытого и позже)
· Глубинная психология (теории З. Фрейда, К.Г. Юнга, А.Адлера).
· Гештальтпсихология (общая характеристика подхода, теория поля К. Левина)
· Бихеворизм (ассоцианистическая концепция (Дж. Уотсон), Концепция оперантного обусловливания (Б. Скиннер), научение через подражание (А. Бандура).
· Гуманистическая психология (теории А. Маслоу, К. Роджерса).
2. Прочитайте текст, заполните таблицу «Сравнительная таблица элементарных и высших психических функций». Параметры достаточно оценить + или –.
Индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности с позиций ...
... или творческой, теоретической, научной, искусствоведческой, иной гуманитарной деятельности, проявляться тягой к философским обобщениям. Выраженная интровертированность ... стилем восприятия. Согласно разработанной на этой основе теории ведущих тенденций структура личности рассматривается как замкнутая ... и определяет направление развития личности в разные периоды жизни, оказывая основное влияние на все ее ...
Элементарные | Высшие | |
произвольность | ||
системность | ||
опосредованность | ||
культурная обусловленность |
Гипотеза о происхождении высших психических функций Л. С. Выготского.
Утверждал не биологическое понимание высших психических функций (произвольная память, логическое мышление, понятия, речь).
Стремился выявить конкретный механизм влияния социальной среды в их формировании. Выделял элементарные (фаза натурального развития) (ощущение, восприятие, механическое запоминание, непроизвольное внимание) и высшие психические функции (фаза культурного развития).
Главное различие – в уровне произвольности: низшие не поддаются регуляции со стороны человека, а высшие могут управляться сознанием. Сознательная регуляция связана с опосредованным характером ВПФ: возникает дополнительная связь через опосредующее звено – стимул-средство или знак.
Знаки (стимул-средство) – это психические орудия, которые в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. Знак – любой условный символ, имеющий определенное значение. В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен самим человеком (узелок на платке, палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Универсальный знак – слово.
Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций – это механизм интериоризации (вращивания) знаков как средств регуляции психической деятельности. ВПФ ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями. «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая».
3. Законспектируйте в тетради. Теория деятельности А.Н.Леонтьева (по Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1976. (Глава 3 «Проблема деятельности в психологии).
Кратко раскройте вопросы.
· Дайте определение понятия «деятельность».
· В чем заключается подход к деятельности как к системе?
· Выделите основные компоненты деятельности. Дайте их определение.
· В чем состоит различие между внешней и внутренней деятельностью?
· Как осуществляется переход внешней деятельности во внутреннюю?
4. Составьте ментальные карты по блокам темы «Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности».
Дополнительная литература
Тема «История психологии» наиболее полно раскрывается:
1. Ждан А.Н. История психологии от Античности до наших дней: Учебник для вузов /Рек. МО РФ. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. – 576 с.
2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» — М.: Academia, 2008. — 539 с.