Обоснование социальной значимости и актуальности программы реабилитации

КРАТКАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ

 

Центр практической психологии и реабилитации

ООО «КЛЮЧИ. СЫКТЫВКАР»

Обоснование социальной значимости и актуальности программы реабилитации

Подрастающее поколение – будущее Республики Коми, на его представителей должно опираться развитие Руспублики, именно на них рассчитывают сегодня те, кто строит перспективы его развития. И это поколение должно быть готово, принять всю меру ответственности за свой город. Готово физически и морально продолжить дело тех, кто вложил в город частицу своего труда, не допустить, чтоб он пропал.

Но проблема наркомании в Республике Коми сегодня сверхактуальна. И она приобретает особое значение, когда речь идет о подростках и молодежи. Изобилие, многообразие и доступность наркотических веществ не может не вызывать растерянности среди родителей, учителей, медицинских работников, правоохранительных органов.

Сегодня, среди молодежи наркомания приобрела такой размах, что если подобный темп будет сохраняться, то через некоторое время высшие человеческие потребности могут оказаться бессмысленными и, более того, вытесненными из своего обиталища — тела человека. Если в среде молодежи главенствующей потребностью станет потребность в наркотиках, то, мы думаем, и с нами трудно не согласиться, — достижения общества, государства, частных компаний и других предприятий, как и результаты, их деятельности, в значительной мере перестанут быть востребованными поколением, которому сейчас от 14 до 35 лет. Налицо социальное противоречие: колоссальный прогресс в развитии предпринимательства в России и колоссальный темп уничтожения будущих потребителей результатов этого прогресса.

Известно, что наркомания насчитывает уже несколько тысячелетий своего существования и соответственно — столько же времени существуют и развиваются методы защиты от нее. И все же такой распространенности в молодежной среде история, по-видимому, еще не знала.

Наивно было бы полагать, что навалившись всем миром, мы задавим наркоманию или уничтожим. И то, и другое — результат поверхностного понимания проблемы.

Проблема многослойна и содержит в себе противоположные друг другу составляющие, она как бы вся соткана из противоречий. Известно, что сегодня уже накоплен большой опыт и в системе наших правоохранительных органов, и в системе здравоохранения, образования и в системе общественных организаций, негосударственных объединений.

 

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... Обонятельный анализатор. Строение обонятельного эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ... внешней среды (контактные и дистантные – где источник ) интеро – из внутр (проприоцепторо-с/ж, суставы, напряжение их; висцероцепторы-состав крови, натяж сосудов, органов) по адаптации ...

Программа реабилитации лиц страдающих наркоманией « Центр практической психологии и реабилитации «КЛЮЧИ. СЫКТЫВКАР»»  

Важным обстоятельством, существенно повысившим и эффективность программы «Центр практической психологии и реабилитации «КЛЮЧИ. СЫКТЫВКАР» , и ее авторитет, и ее популярность стало включение в нее различных психологических концепций .

Цель базовой части программы Реабилитационного центра «КЛЮЧИ. СЫКТЫВКАР»»:

· Первичная, вторичная, третичная профилактика зависимостей;

· помощь лицам, пострадавшим от зависимости.

Основные задачи программы Реабилитационного центра «КЛЮЧИ. СЫКТЫВКАР»»:

— Реализация программы длительной реабилитации (на основе программы интегрированной психотерапии в реабилитационном центре закрытого типа с длительным (от 6 до 8 месяцев) пребыванием, на территории Республики Коми г. Сыктывкар (благоустроенный коттеджа)

— Постреабилитационное сопровождения, в виде социальной адаптации и групп личностного роста

— Организация приема людей, пострадавших от различных форм зависимостей

— Организация консультаций психолога, юриста, медицинского работника врача психотерапевта-нарколога.

— Организация работы «горячей линии».

— Издание и распространение брошюр профилактической направленности.

— Проведение акций для привлечения внимания разных слоев населения к этой проблеме.

— Информационно-просветительские мероприятия в образовательных учреждениях.

— Информационно-просветительские мероприятия для молодых семей и родственников наркоманов.

— Социальная реклама.

— Освещение проекта в СМИ

Основу программы Реабилитационного центра «Ключи. Сыктывкар»» составляет интегрированная гуманистическая психотерапия и современный подход в психологии.

Программа «Ключи. Сыктывкар»» разрабатывалась как форма стационарной реабилитации. Однако в процессе работы возникла потребность в различных формах оказания помощи, такие как дневной стационар, амбулаторная программа. Это может говорить о гибкости модели, наличии в ней потенциала дальнейшего развития.

Психосоциальная работа в Реабилитационном центре «Ключи. Сыктывкар»

Терапия в остром периоде отказа от наркотиков позво­ляет стабилизировать основные функции жизнедеятельности, но для восстановления работоспособности, волевых качеств, адекватной самооценки и способности построения новых отношений требуется психосоциальная реабилитация.

Психолог помогает пациенту выбрать ту или иную форму участия в реабилитационном процессе — амбулаторную или стационарную.

В процессе консультирования наркозависимый может полу­чить информацию о существующих центрах, представление о требованиях, длительности реабилитации, принципах работы.

Курс может быть краткосрочным (от З до 6 месяцев) и долгосрочным (от 1 года до 3 лет).

 

Реабилитация наркозависимых — система взаимодей­ствия между пациентом и специалистами, опирающаяся на специальные терапевтические условия и направленная на полное или частичное восстановление всех функций жиз­недеятельности пациента, умение строить межличностные взаимоотношения, необходимые для адаптации к жизни без наркотиков.

Возрастные особенности учитываются при разработке реабилитационного плана, в индивидуальной и групповой работе. Возраст реабилитантов от 18 до 60 лет.

На период реабилитации важно затруднить пациенту доступ к наркотикам. С этой целью можно перевести нар­копотребителя подальше от точек изготовления и продажи психоактивных веществ. В городе плотность таких точек выше, поэтому центры для длительной реабилитации обыч­но строятся в сельской местности. Если человек проходит реабилитацию в другом городе (не там, где он живет), ему легче защититься от наркотика, потому что он не знает основных точек его продажи.

Наркопотребитель, которому предстоит суд, должен иметь право реабилитации, даже если приговор заключения его под стражу — дело времени. Ответственность специалис­тов— объяснить правоохранительным органам, что пациент способен измениться, ходатайствовать об отсрочке суда, предоставить на пациента характеристику после курса реа­билитации. Даже если смягчение приговора не произойдет и пациент будет лишен свободы, ему легче будет перенести условия тюрьмы после прохождения курса психосоциальной реабилитации.

Реабилитационные мероприятия имеют определенную последовательность, исходя из индивидуальных проявлений заболевания и сопутствующей проблематики. В большинстве случаев в первую очередь они нацелены на восстановление работоспособности, воспитание собранности, то есть на­правлены на организацию поведения.

Во вторую очередь происходит проработка внутренних конфликтов, поиск смыс­ла происходящих изменений, стимулирование творческого и учебного потенциала. Следующим этапом является планиро­вание будущей жизни, обсуждение возможностей и рисков.

На первом этапе выравнивания поведения от психо­лога требуется большая гибкость и лояльность, так как его пациент нуждается в одобрении и защите от морального осуждения. Если психическое состояние его нестабильно, то он еще не готов к глубокому анализу своих поступков и переживаний.

Психолог мотивирует пациента к физическим нагрузкам и выполнению несложных хозяйственных дел. По мере осознания происходящих в нем изменений пациент меняет отношение к труду, он по-другому ценит результаты работы, делает определенные открытия, например, что на жизнь можно зарабатывать честно. Возвращение к человеку чувства собственного достоинства ведет к простроению иерар­хии ценностей, утраченной за время наркотизации.

Подготовка к будущей жизни без наркотиков может вклю­чать как обсуждение перспектив положительного для пациента развития событий, так и возможные неудачи. Профилактикой рецидива является обсуждение действий в момент предпола­гаемого срыва, обучение правилам безопасного поведения.

 

Можно выделить следующие составляющие реабилита­ционного процесса в реабилитационном центре «Ключи. Сыктывкар»:

1) трудотерапия, или обеспечение занятости пациентов на кухне, в саду, во дворе (уборка снега), в доме (уборка своего спального и рабочего места) с целью восстановления работоспособности, интереса к делу;

2) психологическая работа: консультирование, психодиаг­ностика и психологическая коррекция, групповая и индивидуальная терапия, тренинги и т.д.;

3) организация досуга в форме литературных и музыкаль­ных вечеров, праздников, театрализованных постановок, просмотров кинофильмов, спортивных тренировок и состязаний (ответственность педагогов);

 

 

До поступления в реабилитационный центр пациент должен получить медицинское заключение о состоянии своего здоровья,(хронические и сопутствующие наркомании заболевания) определяющее возможность физических нагрузок и отсутствие опасных для жизни самого пациента и его окружения заболеваний (особенно инфекционных).

Врачебный осмотр пациентов имеет профилактическое значение. Если его здоровью или здоровью окружающих грозит опасность, врач направляет его в специа­лизированное медицинское учреждение.

Все мероприятия стационарной реабилитации являются общими и поэтому обязательными для всех участников. Созда­нию терапевтических условий пребывания в центре уделяется первостепенное значение. Благоприятными условиями счита­ются те, которые защищают человека от наркотиков и позволя­ют развиваться каждой отдельной личности и группе в целом.

 

Формирование условий, необходимых для работы с пациентами:

• ограничение контактов пациентов с родственниками и знакомыми на период реабилитации (родственники до­пускаются в центр только один раз после двухмесячного пребывания пациента в центре, во время родительского дня);

• контроль над соблюдением правил пребывания в стаци­онаре;

• общая для всех заданная структура дня (распорядок), включающая в качестве обязательных составляющих — занятость, обучение, отдых и сон;

• безопасная комфортная поддерживающая среда с учетом диспозиции в группе каждого пациента.

 

Стационарная реабилитация в первую очередь необходи­ма людям, не имеющим душевной подде­ржки в своем доме (семье) или находящимся в хроническом конфликте с близкими людьми. Часто длительную стационар­ную реабилитацию выбирают наркопотребители из тех, кто не способен сопротивляться влиянию своих многочисленных знакомых, продолжающих наркотизацию.

Ограничительные правила («рамки») применяются те же, что и при лечении абстинентного синдрома: никаких нарко­тиков, алкоголя, таблеток, насилия. Запрещены сексуальные взаимоотношения, азартные игры. Нельзя самостоятельно покидать пределы реабилитационного центра.

 

Контакты пациентов с близкими родственниками отсро­чены: то есть их визиты в центр в первый месяц пребывания обычно не разрешаются, но приветствуется переписка. Это дает возможность обдумать свои слова, перечитать их, внести исправления, то есть не позволяет высказываться с раздра­жением и агрессией.

Контролирует выполнение правил, решает споры дежур­ный социальный работник. Он же напоминает о наступлении следующего по распорядку дня мероприятия.

Оптимальная группа реабилитационного центра может состоять из 16-22 пациентов.

Состояние сознания и пове­дение у вновь поступивших участников реабилитации еще не устойчивое, они требуют много индивидуального внима­ния и контроля, и поэтому прием новеньких осуществляется постепенно, по 2-3 человека в неделю, чтобы не нарушать определенный баланс в группе.

Первые дни пациент адаптируется к правилам, кол­лективу и структуре дня. Его включают в индивидуальную и групповую терапию. В последний месяц пребывания в центре психолог проговаривает все варианты социальной адаптации после реабилитации.

 

Особые возможности стационарной программы:

• удовлетворение базовых потребностей («крыша над го­ловой», здоровое и регулярное питание, чистота, гигиена, забота со стороны окружающих);

• изоляция от агрессивного окружения, защита и наличие принимающей среды (моральный отдых);

• контроль физического состояния, оказание первой по­мощи;

• максимальная доступность профессиональной психоло­гической помощи.

 

Очевидные преимущества стационарной реабилитации, тем не менее, не позволяют считать ее универсальной для всех пациентов, нуждающихся в помощи при отказе от нар­котиков. Она в большей мере показана пациентам, неспо­собным пребывать в ремиссии даже короткое время, и тем, кто вынужден проживать рядом с активными потребителями наркотиков. Физически ослабленным людям также удобнее проходить реабилитацию в стационаре.

Во многих других случаях необходимо гибко рассматри­вать возможности и способности пациента получать помощь.

 

Методика диагностики потребностей наркозависимых

Описываемая «Методика диагностики потребностей наркоза­висимых» (МДПН) предназначена для диагностики потребнос­тей пациента, удовлетворяемых посредством употребления нар­котиков.

Она основана на практике работы с наркозависимыми, которые, зачастую зная о вредных последствиях употребления наркотиков, тем не менее, продолжают это делать. Значит, можно предположить, что наркотики, пусть косвенно и кратковременно, но все же удовлетворяют те потребности, которые в реальной жизни фрустрируются и остаются неудовлетворенными.

В психотерапии наркоманий важно знать те мотивы пациента, которые побуждают его прибегать к помощи наркотиков, и помочь ему найти социально приемлемые способы реализации потребнос­тей. Потому что в противном случае велика вероятность того, что он вновь начнет принимать наркотики, несмотря на прохождение им курса детоксикации и реабилитации.

Предлагаемая методика предназначена для краткосрочной диагностики потребностей пациента, когда имеются временные ограничения в работе с ним, и ориентирована на определение «ми­шеней» и целей для психотерапевтической работы.

Важно!

МДПН используется только в условиях круглосуточного ста­ционара и ни в коем случае в амбулаторной работе.

Дело в том, что воспоминания об эйфорическом состоянии способны вызвать силь­нейшее компульсивное влечение к наркотику и привести к рецидиву. После прохождения курса пациент нуждается в эмоциональном вы­равнивании, а иногда и в медикаментозном вмешательстве.

 

Описание методики

МДПН состоит из 6 шагов:

1.Присоединение к пациенту.

2.Описание пациентом своих переживаний при наркоти­ческом опьянении.

3.Фиксирование гипотез специалиста о потребностях па­циента, удовлетворяемых посредством наркотика.

4.Выяснение наличия этих потребностей в повседневной жизни пациента, когда он находится трезвом состоя­нии.

5.Определение условий, препятствующих реализации потребностей пациента.

6.Выявление актуальной потребности пациента.

 

Остановимся подробнее на каждом из шагов.

 

1. Присоединение к пациенту.

 

Специалист старается узнать причину, побудившую пациента обратиться за помощью именно в данный момент. При этом важно проявлять эмпатию, стараясь увидеть ситуацию глазами пациента, избегать критики в его адрес. Это способствует установлению атмосферы доверия и безопасности, необходимой для дальнейшей работы.

Важно показать пациенту, что психолог или психоте­рапевт воспринимает его не как безнадежно больного, а как вполне здорового человека, но имеющего опреде­ленную проблему. Это способствует повышению само­оценки пациента и его ответственности через изменение психотерапевтических отношений «врач — пациент» на деловые «специалист — клиент».

 

2. Описание пациентом своих переживаний в состоянии наркотического опьянения.

Психолог предлагает пациенту рассказать о пережи­ваниях, испытываемых им после приема наркотика. Необходимо отметить, что пациент может при этом ис­пытать затруднение, так как наркотические пережива­ния порой трудно вербализовать. Для преодоления этой проблемы можно использовать медитативное погруже­ние: психолог предлагает пациенту представить, будто он сейчас приобретает очередную дозу наркотика, затем

принимает его, — и просит рассказать о возникающих при этом чувствах и образах. Описывать переживания можно посредством возникающих эмоций, чувств, фи­зиологических ощущений, желаний, а также сравнивать восприятие себя и окружающего мира как в измененном, так и в обычном состояниях сознания. При этом важно, чтобы пациент рассказывал события в настоящем вре­мени, как если бы это происходило «здесь и сейчас». Как показывает опыт, это способствует его погружению в описываемое состояние.

Во время рассказа пациента психолог может иногда за­давать вопросы, ориентированные на уточнение испы­тываемых эмоций и желаний. Важно, чтобы вопросы задавались в настоящем времени, чтобы они не сбивали пациента с мыслей и не нарушали «погружение».

 

3. Фиксирование гипотез специалиста о потребностях пациента, удовлетворяемых посредством наркотика. Во время рассказа пациента, психолог фиксирует на бу­маге фразы, которые могут указывать на потребности па­циента, удовлетворяемые наркотиком. Если пациент даст согласие, то для этой цели можно использовать диктофон. Затем аудиозапись прослушивается в присутствии па­циента, а психотерапевт, останавливая кассету в нужных местах, задает ему вопросы, ориентированные на проясне­ние, уточнение испытываемых эмоций и желаний.

Если пациент проходит длительный курс реабилита­ции, то описание переживаний в состоянии эйфории можно предложить ему в качестве домашнего задания, с просьбой зафиксировать свой рассказ на бумаге. На сле­дующий сеанс психотерапии пациент приносит с собой записанный фрагмент, и специалист диагностирует его потребности.

 

4. Выяснение наличия выявленных потребностей в пов­седневной жизни пациента, когда он находится трез­вом состоянии.

Психотерапевт своими вопросами старается опреде­лить, присутствуют ли в трезвой жизни пациента те потребности и чувства, которые он испытывает в состо­янии наркотической интоксикации. Приведем примеры задаваемых пациенту вопросов:

— Чувствуешь ли ты подобное в трезвом состоянии?

— В каких ситуациях ты это чувствуешь?

— Хочешь ли ты что-то подобное, когда ты трезвый?

— При каких обстоятельствах ты это хочешь?

 

5. Определение условий, препятствующих реализации потребностей пациента.

Терапевт старается выяснить возможности и способы пациента удовлетворить потребности в трезвом состо­янии. На этом этапе обычно обнаруживаются ситуации, в которых пациент испытывает фрустрацию, и выявля­ются его психологические защиты. Пример последовательности задаваемых вопросов:

— Как ты это делаешь в трезвом состоянии?

— Что тебе мешает сделать это?

— Что ты при этом чувствуешь?

— Как ты обычно поступаешь в такой ситуации?

 

6. Выявление актуальной потребности пациента.

Если в процессе работы у пациента выявляется не­сколько потребностей, удовлетворяемых через упот­ребление наркотика и не реализующихся в трезвом состоянии сознания, то терапевт проводит работу на выявление наиболее актуальной из них на данный мо­мент времени в целях проведения психотерапии. Пример задаваемых вопросов:

— Что для тебя сейчас более важно?

— С чего бы ты хотел начать работу?

— Что бы ты выбрал из всего перечисленного для психо­терапевтической работы?

 

 

Методика исследования потребностей

 

Процедура проведения Методики исследования потребностей (МИП) состоит из 5 этапов.

1. Проблематика пациента.

2. Определение ответственности пациента за собственную проблему.

3. Осознание влияния проблемы на жизнь пациента. Выявление чувства, вызываемого проблемой.

4. Построение иерархии чувств, актуальных в данный мо­мент.

5. Выявление потребностей, связанных с зарегистриро­ванными чувствами. Определение паттернов поведения пациента, связанных с действиями по удовлетворению собственных потребностей.

 

Остановимся подробнее на каждом этапе.

 

1. Проблематика пациента.

Психолог или психотерапевт дает пациенту следующую инструкцию:

«На чистом листе бумаги напиши: «Моя проблема». Сосредоточься на вопросе: «Что меня тревожит сей­час?» Ответ запиши под заголовком. Затем вновь задай себе вопрос: «Что еще тревожит меня сейчас?» Ответив на вопрос, запиши ответ под предыдущей фразой. Процедуру задавания вопросов и запись ответов специ­алист продолжает до тех пор, пока пациент не осознает, что написанного вполне достаточно на данный момент. Если записанных проблем окажется более трех, психо­терапевту следует предложить отобрать три наиболее актуальные из них. Что тебя сейчас тревожит?

— Что тебе доставляет дискомфорт?

— Что тебе доставляет беспокойство?

— Что тебя волнует?

Определение ответственности пациента за собственную проблему.

Определение ответственности пациента за собственную проблему необходимо в целях выявления мишени для психотерапевтической работы. Если в процессе диа­гностической работы выяснится, что за возникновение проблемной ситуации ответственны кроме пациента члены его семьи, то для психотерапии желательно и их присутствие.

Приведем примеры последовательности задаваемых па­циенту вопросов относительно каждой из заявленных на первом этапе проблем.

— Как ты считаешь, кто ответственен за возникновение этой проблемы?

— На сколько процентов из 100 ответственность за эту проблему лежит на тебе?

— На сколько процентов из 100 ответственность за эту проблему лежит на других?

 

 

Ответив на этот вопрос, клиент записывает под назва­нием проблемы возникшее чувство. Затем он опять сосредотачивается на вопросе: «Как еще эта проблема влияет на мою жизнь?», выражает полученный ответ посредством чувства и регистрирует его под предыду­щей фразой.

Процедура задавания вопросов и регистрации ответов продолжается до тех пор, пока участник не осознает, что написанного вполне достаточно на данный момент. Подобным образом анализируются все проблемы, запи­санные в 1-й части.

 

Приведем примеры задаваемых вопросов.

Какое влияние оказывает на твою жизнь эта про­блема?

— Что тебе приходится изменять в своей жизни из-за этой проблемы?

— Какие изменения происходят в твоей жизни из-за этой проблемы?

— Какое чувство ты испытываешь по этому поводу?

— Что ты чувствуешь в связи с этим?

 

4. Построение иерархии чувств, актуальных в дан­ный момент.

Из записанных на втором этапе чувств выбираются три наиболее актуальных. Затем на следующем листе бу­маги пациент отмечает чувство, наиболее значимое из выбранных. Под ним записывается менее актуальное чувство. Подобным образом отмечаются все выбранные чувства.

 

5. Выявление потребностей, связанных с зарегист­рированными чувствами. Определение паттернов поведения пациента, связанных с действиями по удовлетворению собственных потребностей.

Определение потребностей — заключительный этап диагностики. Для выявления потребностей пациента через актуальное для него чувство специалист задает вопрос: «Что ты хочешь, когда испытываешь это чувс­тво?» Затем психолог просит его назвать какое-либо действие, которое он обычно совершает, когда испы­тывает это чувство. Подобная работа проводится для каждого из трех чувств, выбранных на 4 этапе работы с методикой.

 

Приведем примеры задаваемых пациенту вопросов.

— Что ты хочешь, когда испытываешь это чувство?

— Что ты обычно делаешь, когда ты испытываешь это чувство?

— Какое желание возникает у тебя, когда чувствуешь по­добное?

— Как ты обычно поступаешь, когда чувствуешь это?

 

 

Технологии реализации программы реабилитации лиц страдающих наркоманией Реабилитационный наркологический центр «Ключи. Сыктывкар»

 

Общие положения.

1.Программа реабилитации лиц страдающих наркоманией в Реабилитационном наркологическом центре «Ключи. Сыктывкар»(далее программа «Ключи. Сыктывкар»)

2. Руководство реабилитационным отделением осуществляется заведующим реабилитационным отделением, назначаемым исполнительным директором и руководителем программы.

3. Руководство программой «Ключи. Сыктывкар» осуществляется координатором программы — практическим психологом или специалистом по социальной работе, имеющим соответствующую подготовку (заместитель руководителя по лечебной работе).

4. В реализации программы «Ключи. Сыктывкар» участвует команда специалистов , состоящая из врача психиатра –нарколога, практических психологов, медицинского психолога, специалистов по социальной работе, социальных работников. Помимо специалистов в работу могут привлекаться волонтеры из числа участников и выпускников программы «Ключи. Сыктывкар» (далее –реабилитационная бригада»)

2.Условия участия в программе «Ключи. Сыктывкар»

К участию в программе «Ключи. Сыктывкар» допускаются:

1.Пациенты с диагнозом «наркомания» и «алкоголизм» прошедшие курс детоксикации;

2.Пациенты – выпускники программы «Ключи.Сыктывкар», и других реабилитационных программ, у которых произошел рецидив заболевания;

К участию в программе «Ключи. Сыктывкар» НЕ допускаются:

1.Пациенты, нуждающиеся в медицинском стационарном лечении синдрома отмены, психических и соматических болезней;

2.Пациенты, не прошедшие отбор по результатам психологического обследования и наблюдения на диагностико- мотивационном этапе программа «Ключи. Сыктывкар»;

3.Пациенты, имеющие противопоказания соматического (инфекционные заболевания в активной форме, включая туберкулез в активной форме и ВИЧ в стадии СПИД, тяжелые сердечно сосудистые заболевания, тяжелое поражения печени и почек), или психического характера.

4.Пациенты, имеющие семейные и социальные проблемы, препятствующие выполнению пациентом и /или близким окружением рекомендаций специалистов.

3. Этапы и режимы программа «Ключи. Сыктывкар»

Программа «Ключи. Сыктывкар» реализуется в 6 этапов:

1 этап – диагностико- мотивационный;

2 этап – наблюдательный;

3 этап – коррекционный;

4 этап – коррекционно- адаптационный;

5 этап – адаптационный;

6 этап – психо- социальное сопровождение;

2,3,4 этапы реализуются в режиме круглосуточного стационара, 1, 5 этапы в режиме дневного стационара, 6 этап реализуется рамках амбулаторной программы назначенной руководителем программы.

1.Цель диагностико –мотивационного этапа –выявление ресурсов пациента, определение реабилитационного потенциала, мотивация его на исследование своей болезни и поиск выхода из сложившейся ситуации. Диагностико-мотивационный этап начинается с заполнением карты пациента реабилитационного центра, в котором очерчивается круг медицинских и социальных проблем пациента. По результатам заполнения карты проводится консультация психолога или социального работника, направленная на анализ негативных социальных последствий злоупотребления наркотическими средствами и ПАВ. задача специалиста показать взаимосвязь злоупотребления ПАВ и социальных проблем.

Следующими задачами специалистов являются дальнейший анализ биопсихосоциальных проблем пациента и доказательство неэффективности его собственных способов их разрешения. Для этой цели используется «Журнал аналитических мотивационных заданий». Каждое задание из этого журнала обсуждается с психологом или социальным работником и является отдельной темой для проведения консультационно-мотивационной беседы. На данном этапе проводится психологическое обследование пациента, направленное на определение специфики психической зависимости пациента и особенностей его социальной среды, в первую очередь семейной системы. Задачами исследования являются:

· Выявление и развитие уровня мотивации к выздоровлению;

· Определение состояния высших психических функций;

· Определение психоэмоционального состояния и личностных особенностей;

· Выявление особенностей взаимоотношений со значимым социальным окружением;

· Составление прогноза динамики состояния пациента в процессе работы по программе;

· Выявление психотерапевтических мишеней, препятствующих результативному участию наркозависимого в реабилитационной работе;

· Составление рекомендаций для специалистов, осуществляющих психосоциальную реабилитацию;

На первом этапе пациент слушает лекции, проводимые социальными работниками согласно расписанию. Лекции являются открытыми для всех участников программы «Ключи. Сыктывкар», находящихся на разных этапах.

Помимо лекций пациент посещает также ежедневные группы само-взаимопомощи.

На первом этапе проводится семейная консультация, направленная на исследование семейной ситуации пациента с дальнейшим формированием рекомендаций для родственников. Основные задачи семейных консультаций:

· Вовлечение ближайшего окружения пациента в реабилитационный процесс;

· Разделение ответственности за результат реабилитации между реабилитационной бригадой и родственниками;

· Помощь родственникам в формировании эффективной позиции по отношению к пациенту, пресечении манипулятивного и шантажного поведения пациента.

По результатам психологического обследования, аналитических мотивационных заданий и семейных консультаций пациент может быть переведен на второй этап программы «Ключи. Сыктывкар». Для этой цели социальный работник знакомит его с правилами дальнейшего участия в программе, классификацией нарушений правил и заключает с ним терапевтическое соглашение.

2. Целью наблюдательного этапа является вовлечение пациента в групповой процесс. На данном этапе специалисты лечебной команды оказывают помощь в преодолении проблем адаптации в группе. Наиболее типичными проблемами для входящих в группу пациентов являются:

· Низкая самооценка (страх оценки и критики со стороны специалистов и других участников группы)

· Завышенная самооценка (пациент «не слышит» других, что провоцирует конфликты и мешает проведению занятий);

· Коммуникативные проблемы (трудности с формулированием мыслей и чувств, что препятствует активности на занятиях);

· Проблемы волевой сферы (пациент не способен бороться с ленью, не умеет организовывать себя, проявить силу воли в написании аналитических заданий и выполнении хозяйственных работ);

· Эмоциональные проблемы (сложности в осознании собственных эмоций и чувств, в управлении своими негативными эмоциями);

На данном этапе пациенты приступают к выполнению аналитических заданий 2 этапа и заданий личностного роста. С этой целью они участвуют в работе групп по заданиям, закрытых для них на предыдущем этапе. Также в расписание пациентов прибавляется участие в терапевтических группах с психологом. Для выработки чувства принадлежности к группе пациенты пробуют себя в таких ответственных ролях, как физорг (проведение утренней зарядки), буфетный (ответственный за продукты и питание), душевой (назначении очереди в душ и контроль над временем принятия душа), ответственный за участок (при проведении хозяйственных работ на отделении).

По результатам 2 этапа проводится собеседование специалиста по социальной работе с пациентом и его близким окружением, после которого он может быть переведен на 3 этап программы.

Основным критерием результативности 2 этапа является формирование терапевтического поведения – искренность, обращение за помощью к пациентам продвинутых этапов и специалистам при написании аналитических заданий и решении психологических проблем, характерных для данного этапа.

3.Коррекционный этапдля пациентов является показательным, так как к этому периоду завершается его адаптация в группе, и он становится полноправным членом терапевтического сообщества. Главными целями данного этапа являются обучение ответственности и разрешение внутри –и межличностных проблем.

Для «взращивания» ответственности пациенту предписывается активное участие в разрешении организационных и проблемных вопросов в группе:

· Шефство над пациентами предыдущих этапов;

· Выполнение функций ответственного дежурного в течении дня(назначает пациентов на ответственные роли, помогает выполнению ролевых обязанностей, принимает работу у пациентов и отчитывается за результат перед группой);

· Обязательное высказывание озабоченности поведением пациентов –нарушителей перед началом групповых занятий;

· Право голоса при обсуждении взысканий для пациентов 1-го,2-го,3-го этапов, нарушивших правила работы по программе «Ключи. Сыктывкар»;

· Право голоса при обсуждении организационных вопросов, связанных с внесением изменений в правила, ответственные роли, взыскания и поощрения;

По результатам работы пациентов на 3 этапе проводится групповое собеседование, в котором помимо координатора программы-специалиста по социальной работе участвует психолог и социальный работник. Основными критериями анализа результативности работы является формирование ответственного поведения и активность в организации терапевтической среды.

4.Целью коррекционно- адаптационного этапа является подготовка пациента к переводу на режим дневного стационара и возвращению в социум.

Психокоррекция на данном этапе проводится в контексте межличностных проблем. Помимо выполнения предписаний 3 этапа, направленных на формирование ответственного поведения, пациент на 4 этапе пробует применять полученные навыки и знания в реальной среде. С этой целью специалистами реабилитационной бригады применяется такая форма работы, как краткосрочный отпуск домой (от 1-2 дней до недели).

Следовательно, важными критериями результативности данного этапа является:

· Умение самостоятельно составлять и осуществлять план краткосрочного отпуска домой;

· Поддержание регулярного контакта с социальным работником – проводником при отпуске домой;

· Соблюдение границ в контакте с активными потребителями ПАВ;

· Выявление и анализ неисследованных проблемных ситуаций при поездке домой;

· Участие в работе групп поддержки «Анонимные наркоманы» в период краткосрочного отпуска;

· Участие родственников в группах само- и взаимопомощи;

· Выполнение всех аналитических заданий предыдущих этапов;

· Написание индивидуальной аналитической «выпускной работы»

На коррекционно –адаптационном этапе начинается активное вовлечение родителей и ближайшего окружения пациента в лечебный процесс. С этой целью проводятся семейные консультации психолога и специалиста по социальной работе, социального работника, направленные на разрешение систематических («хронических») конфликтных ситуаций в семье, планирование социальных задач, разработка положений семейного договора. В этой работе активно используются результаты реабилитационной карты пациента, психологического обследования пациента и его семьи, анализа его поведения на отделении.

По результатам работы пациентов на 4 –м этапе проводится групповое собеседование, в котором помимо координатора программы –специалиста по социальной работе участвует психолог и социальный работник-проводник.

5.Адаптационный этап является по сути началом практической социализации пациента и начинается с заключения трехстороннего семейного договора, в котором участвует пациент, ближайшие родственники и специалисты(в лице социального работника –проводника, назначаемого координатором программы с согласия пациента).

На данном этапе пациент посещает реабилитационное отделение в режиме дневного стационара. Вследствие этого резко повышается риск рецидивов, для минимизации которых пациенту предписывается выбрать социального работника- проводника, который будет курировать его и членов его семьи. Дополнительной обязанностью проводника является обеспечение контроля трезвости пациента через тестирование на содержание в моче наркотических веществ. При возникновении рецидива и невозможности купировать злоупотребление ПАВ в условиях дневного стационара пациент переводится на режим круглосуточного пребывания на отделении по режиму и форме работы соответствующей 3-му этапу программы «Ключи. Сыктывкар». Главным отличием с сорвавшимся пациентом является работа над аналитическими заданиями, направленными на исследование рецидива и «работа над ошибками».

На адаптационном этапе координатор программы, специалист по социальной работе и социальный работник- консультант применяют технологии телефонного консультирования пациента и его родных, что позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы и принимать срочные меры. Поэтому основным критерием результативности данного этапа является обращение за помощью к социальному работнику – проводнику, когда пациент находится вне отделения после окончания занятий. Выработка навыка дистанционного обращения за помощью прямо коррелирует с принятием ответственности за свое выздоровление и честностью – качествами, являющимися главными критериями для перехода на последний этап реабилитационной программы «Ключи. Сыктывкар».

6.Психосоциальное сопровождение осуществляется на последнем этапе систематической работы с пациентом. Работа реабилитационной бригады строится на основании Соглашения о сопровождении и начинается с трехсторонней коррекции семейного договора, заключенного на 5-м этапе.

 

Основная цель психосоциального сопровождения— профилактика рецидивов, анализ «срывов» и «работа над ошибками», направленное на формирование более эффективной стратегии выздоровления у пациента. На 6-м этапе пациент чередует посещение отделения в режиме дневного стационара с командировками для разрешения социальных задач согласно составленному вместе с социальным работником – проводником индивидуальному плану.

Другой важной целью данного этапа является социальная адаптация пациента, начинающаяся с выполнения социальных задач, сформированных на предыдущем этапе программы «Ключи. Сыктывкар»: решение проблем с утраченными или неполученными своевременно документами, жильем, трудоустройством, обучением и пр.

При рецидиве злоупотребления ПАВ на этапе психосоциального сопровождения так же, как и на этапе адаптации производится перевод пациента в режим круглосуточного стационара для анализа срыва. Систематическая работа специалистов завершается выпиской из отделения после трудоустройства пациента или по взаимной договоренности.