Не хронологическому возрасту ребенка, а его речевому развитию

РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ МАЛЫША

наиболее адекватным для успешного развития речи ребен­ка употребление простых слов, относящихся к конкретным предметам и реальным, происходящим в настоящий момент действиям.

речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время обращения к ребенку он мог видеть как движения губ, так и тот предмет, который называете.

просто механиче­ским повторением не добьетесь нужного результата. подобрать такие предметы, которые привлекут его внимание своей яркостью, необычностью формы, текстуры.

Дайте ребенку в руки этот предмет, покажите, какое действие можно ; ним произвести, спрячьте его на глазах у малыша и попросите найти. Поощряйте любой вариант произнесения нового слова, доступный для ребенка.

речевого развития решаются в сочетании с другими видами деятельности ребенка.

 

учить ребенка вместе рассматривать книжку с крупными яркими рисунками, показывать и называть ему отдельные картинки. Попросите его показать пальчиком изображения игрушек или животных. Хвалите его, вместе с ним повторяйте, изображенные на картинке.

малышу. Старайтесь н перегружать его информацией, называя сразу много новых ело* Не расстраивайтесь, если ребенок не повторяет за вами ново слово. Обычно слова лучше запоминаются ребенком, когда они просты в произношении, понятны и предъявляются ему в эмоционально окрашенной обстановке. Поэтому чаще играйте («Ой! Мяч! Смотри! Во мяч!»), катайте машину («Машина едет: би-би! Где би-би?»), укачивайте куклу («Ляля, баю-бай!»).

 

Целенаправленно развивайте у малыша умение повторять слоги и понимать обиходные слова. Используйте для этого приятные для него игровые или бытовые ситуации. Например, во время купания, намыливая малыша, ласково произносите: Ваш ласковый голос и приятные поглаживающие движения будут стимулировать са­мостоятельные голосовые реакции малыша. Хвалите и поощряй­те каждое звукосочетание и слово, которое произносит ваш ребенок.

 

Чаще употребляйте слова-действия, прося ребенка выполнить действия со знакомыми предметами. Если ребенок умеет выпол­нять это действие по образцу, но не реагирует на просьбу, то, может быть, не знает значения этого слова. по­просите ребенка выполнить это действие, сопровождая вашу просьбу («Покатай». «Надень». «Подними») поясняющим жестом или помогите ему осуществить это действие.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... в кратчайший срок. Иногда агрессия проявляется в пассивно‑агрессивной форме: ребенок старается совершить все негативные действия и поступки (толкается, щиплется) исподтишка. По мнению Р. Кэмпбелла (1997), ... большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии. По ...

Звуковой состав первых слов малыша еще очень простой, он употребляет только те звуки, которые наиболее просты в про­изношении «б», «п», «м»: баба, папа, мама, «к», «г»).

Раз­учивая новое слово с малышом, помните, что оно должно быть простым, коротким и соотноситься у ребенка с конкретным предметом или действием («бах» — упасть, «ляля» — кукла).

Обязательно выучите вместе с ребенком слова «нет», «да», «еще». Для этого используйте наиболее знакомую и понятную для ре­бенка ситуацию кормления: «Хочешь еще?», «Больше не надо?». Покажите ребенку, как надо

 

словами выражать свое нежелание: говорите «нет» и отрицатель но качайте головой. Используя аналогичный прием, научите ребенка произносить слово «да». ребенок не ограничивался в общении с вами только утверди тельными или отрицательными движениями головы, стимулируй те его к речи, наклоняясь к нему и произнося: «Я тебя не понимаю (не слышу).

Что ты говоришь?»

 

составить их список и подумайте, в какой ситуации вам буде легче стимулировать их произнесение ребенком. Постепенно по пробуйте сделать фразу ребенка более распространенной: «Ты хочешь еще Еще кекса?» сама ситуация как бы приглашают ребенка к разговору, и ребенок, эмоционально заинтересованный в получении лакомства, может легко повторить за вами последнюю фразу. Похвалите его и наградит лакомством. Так вы постепенно приучите малыша использовать для удовлетворения своих потребностей определенное выражения (еще кекса, еще молока).

 

Не обращайте внимания на то, что ребенок искажает произносимые слова. Самое важное сейчас — наладить с ним словесный диалог. малыш с удовольствием начнет использовать новое слово во всех подходящих ситуациях.

Говорите с ребенком, используя знакомые слова. Новые слог выделяйте голосом, интонацией, сопровождайте демонстрацие предметов или действий. Повторяйте специально для ребен* слова, которые вы хотите, чтобы он произнес. Хвалите его ^ каждую попытку сказать новое слово.

Необходимым условием развития речи ребенка является ее включена во все сферы его жизненной активности. Поэтому любые задания, которые вы даете ребенку, а как интересная и занимательная игр Только на эмоциональном подъеме ребенок сам захочет произнес! новое слово или звукосочетание!

 

Самый важный шаг в речевом развитии, который должен сделать ва малыш в этом возрасте, связан с постепенным переходом от лепетш слов к собственно словам, от аморфного, понятного только маме слов предложения к короткой двухсловной фразе, значение которой доступ! другим людям. Существенно изменяется и содержание детских высказ! ваний: от выражения эмоционального состояния или сиюминутного ж лания малыш переходит к наименованию объектов и различению 1 свойств и совершаемых действий.

познавательное развитие существенно опережает речевое.

 

прием звуковой имитации.

 

Важным формирование у него умения по просьбе взрослого называть окружающие пред­меты. Если малыш привык только повторять нужное слово за вами, а в произвольном общении предпочитает жесты, взгля­ды, эмоциональные восклицания, вам следует предпринять все меры для создания необходимых предпосылок, формирующих собственное речевое общение. постарайтесь орга­низовать предметное взаимодействие с ребенком: не оставляйте малыша в одиночестве, в окружении множества игрушек. Совме­стную игру следует организовывать по принципу «Давай вмес­те…», причем стремиться сопровождать свои действия рассказом о новой игрушке, ее качествах, демонстрируя возможные дейст­вия с нею.

 

Чаще предлагайте малышу те игры, которые потребуют от ребенка игры обяза­тельного словесного обращения к вам. С мальчиком можно за­гружать, самосвал, побуждая малыша командовать машине: «Вверх! Вниз! Стоп!» Девочке понравится укачивать куклу, назы­вая ее по имени, успокаивая перед сном ласковыми словами.

 

Если вам кажется, ребенок просто ленится произносить сло­ва, хотя уже может назвать достаточно много предметов, называя неко­торые предметы неправильно. играют двое взрослых.

 

Если малыш легко называет знакомые предметы, можно по­степенно переходить к работе с предметными картинками, учить малыша узнавать изображения и называть знакомые предметы по картинкам. сопоставлении картинки и игрушки их надо обя­зательно показывать малышу одновременно и произносить назва­ния четко, с выделением ударения: «Вот лиса. Покажи ее лапки, глазки, хвостик. Подними у лисы хвостик. И вот лиса. Где у нее хвостик? Покажи! Кто это?» при разучивание новых слов следует использовать сначала игрушку, а затем картинку.

 

на умение ребенка произносить ко роткую фразу. Постепенно в речи ребенка появля ются новые выражения, из которых вытесняется невербальны (жестовый) компонент: «би-би тям» — машина там, «исё секя» -еще сока.

 

Для успешного формирования полноценной фразовой речи необ­ходимо появление следующего структурного типа высказываний, которые строятся на основе фиксации действия и объекта, на ко­торый они направлены катить машину, пить сок).

Малыш обычно начинает с обозначения дейст­вий, выражающих его желания или указывающих на перемеще­ние предметов в пространстве. Обратите внимание ребенка на то, что, повторяя слово-действие, он может добиться аналогичных результатов с другими объектами (мячом, коляской).

сформируется умение оперировать стандартной структурой двухсловной фразы в сходных ситуациях. Стимулируя вашего малыша к произнесению именно фразы, а не одного сло­ва, вы можете прекратить понимать его в игре, если он попро­бует вернуться к однословному слову-предложению.

В дальнейшем другие варианты построения фразы, при со­гласовании именительного падежа с глаголом. Рас­сказывайте во время кормления, кто сейчас ест: «Катя ам-ам», «Ляля ам-ам». Играя в эту игру, вы через некоторое время добьетесь того, что от одно­словных ответов ваш малыш перейдет к фразе из двух слов.

 

умение заканчивать фразу, читая с ним короткие, хорошо знакомые стишки и недоговаривая по­следнее слово в конце строчки. Если он скажет только одно слово вместо всей строки, ничего страшно­го, подбодрите и похвалите его, в следующий раз у малыша по­лучится лучше, а пока вам надо прийти ему на помощь и

переход к двухсловным предложениям знаменует собой качественный скачок не только в речевом, но и в когни­тивном развитии ребенка.

 

«Замороженные формы», Ворона: кар-кар!», Иди гуляй!».

доморфологического этапа в развитии речи: «Мама нет», «Вова бух!».

 

не существует принципиальных различий между мальчиками и девочками в темпах усвоения фразовой речи, не следует пассивно дожидаться, когда ваш малыш сам заговорит, и успокаивать себя и других родственников фразами типа «Все мальчики начинают говорить после 3 лет». «Говорят» дети прежде всего о своими родителями. От настойчивости, терпения и, конечно, зависят самые первые и самые важные речевые победы малыша.

 

Накопление новыхслов и выражений в словарном запасе малыша напрямую зависит от тех требований к его речи, которые предъявляются ребенку в семье, и условий, в которых малыш растет и развивается. как правило, наиболее успешно раз­вивается речь у детей, которые воспитываются в семьях, где уже подрос­ли их братья или сестры. Старшие дети охотно используют малышей в своих играх, активизируя их двигательную и речевую активность, обучая следовать элементарным правилам, требующим внимательного выслуши­вания и точного выполнения словесных команд и запретов. нужен взрослый посред­ник, который первоначально возьмет на себя инициативу в игре. Необхо­димо каждый раз придумывать для малышей новую простую игру или за­нятие: собирать вместе шишки или листья, складывать камешки в ямку, искать потерянную в песочнице лопатку. Дети сначала будут только пас­сивно отвечать на заданные вами вопросы или выполнять ваши задания. Однако постепенно они привыкнут взаимодействовать в игре не только с вами, но и с играющими в эту же игру сверстниками, перейти от отраженного повторения ваших высказываний к самостоятельной иници­ативной речи, А желание быть первым в игре (найти лучшую шишку, самый большой лист) будет стимулировать у них активное употребление коротких фраз типа «Я нашел!», «У меня больше!».

 

Стимулируйте у детей употребление в речи нескольких глаголов, последовательно описывающих развитие действия с одним геро­ем. Например, рассматривая совместно с ребенком серию карти­нок про мишку, в таком рассказе должно быть совсем немного слов, но их употребление должно как бы подталкивать ребенка к вспоми­нанию и называнию нужных глаголов. Взрослый при этом пока­зывает на картинке нужное действие, но не называет его

 

Очень важно активизировать в самостоятельной речи ребенка употребление разнообразных прилагательных. цвет предмета. Ваш малыш прежде всего должен освоить такие качественные прила­гательные, как большой — маленький, горячий — холодный, хо­роший — плохой и т. п. Эти слова выражают не только понима- ‘ ние малышом основных характеристик знакомых ему предметов окружающего мира, но и его эмоциональное отношение к ним.

 

Обратите внимание на произношение вашего ребенка. При увеличении длины слова ребенок на­чинает как бы мямлить, четкость его произношения резко пада­ет, и в речи начинают искажаться даже про­стые слова. Если, вместо одних звуков ребенок устойчиво употребляет другие, рез­ко отличающиеся от необходимых по способу артикуляции (на­пример, в слове «надо» говорит «нага»), проверьте, сможет ли он воспроизвести нужный звук изолированно— «д-д-д»), и если у ребенка это получится, попробуйте учить с ним слово по слогам. завуалируйте занятие под игру, в которой можно получить лакомство или игрушку, ответив на вопрос взрослого «Тебе это надо?» («Да, на-до!»)

 

Если малыш пользуется не предло­гом «на», а заменяет его на аморфную словоформу «а» — не вол­нуйтесь. Все дети проходят через такой способ употребления предлогов. Гораздо важнее сейчас понять, все ли значения пред­логов доступны вашему малышу, может ли он спрятать игрушку в карман, за спинку, под стол, в ящичек, умеет ли находить

 

чтобы ребенку надо было обратить особое внимание на предлог, употребленный в речевой инструкции при их поиске (за дива­ном, под диваном, на диване под подушкой, под подушкой в кресле).

Помните, что артикуляционные возможности вашего малыша еще значительно отстают от его речевых способностей: малень­кий ребенок может рассказать внимательному собеседнику о многом, употребив при этом значительное количество слов в ис­каженной форме. Старайтесь придирками к его речи, чаще используйте прием «совме­стного говорения» трудных слов, сопровождая это эмоциональ­ным поощрением и похвалой маленького собеседника.

Именно на третьем году жизни речь постепенно становится для ваше­го ребенка полноценным средством общения. Его речь все еще очень ситуативна, привязана к определенному контексту общения.

 

Речь хорошо говорящего трехлет­него ребенка — это активное средство общения с другими людьми. Малыш выступает как инициатор такого общения, обращается к старшим с многочисленными вопросами (возраст «почемучек») и постепенно начи­нает осваивать короткий монолог (рассказ о событиях, происходящих с ребенком в настоящий момент).

В его речи еше достаточно мною употреблением некоторых форм слов или сложных словообразовательных моделей, однако можем одновременно наблюдать и постепенное овладение детьми нормами и правилами родного языка.

Первые речевые опыты с языком у маленьких детей часто оказывают ся неуспешны и приводят к увеличению ошибок в словообразовании ] словоупотреблении, однако взрослым не следует мешать детям в их экс периментах, а, наоборот, своими вопросами или специальными оговорка ми следует направлять наблюдения детей в правильное русло («У мамы н ребенки, а ребята, у кошки не котенки, а котята»).

 

Для того чтобы малыш успешно усвоил основные оконча ния множественного числа существительных (кот — коты; дом -дома), словообразовательные суффиксы со значением размерности (нос — носище — носик), принадлежности (мамин, папин надо обязательно проговаривать вместе с ребенком эти слов; следя за тем, как малыш произносит окончания. однако сейчас необходимо сосредоточить все внимание именно на воспитании у ребенка умения говорить все гласные в окончат ях слов. Помогите малышу услышать нужное окончание в ело! с помощью вопроса («Машина какая?») и обязательно похвалите его за правильный ответ, еще раз выделив нужную час-только что произнесенного ребенком слова («Молодец! Машш красная!»).

употребление форм наиболее распрост­раненных глаголов в прошедшем времени, а также «предвосхи­щение» некоторых событий. не следует перегружать ребенка избыточными требованиями. Часто взрослые, чтобы про­демонстрировать другим людям, как хорошо умеет говорить их ребенок, дают малышу заведомо сложные для этого возраста задания типа «Расскажи, что ты будешь делать летом. Предполагается, что малыш вспомнит прошлое лето и расскажет о своих планах на этот год. Однако возможности па­мяти ребенка еще очень ограниченны, не переоценивайте его возможности! Малыш может замкнуться и отказаться отвечать на ваш вопрос или, наоборот, переволноваться из-за своих неудач­ных попыток что-то вам рассказать. Так можно спровоцировать речевой негативизм или нервный срыв у малыша!

Не требуйте от детей сразу отвечать на вопрос распростра­ненным предложением. Речевые возможности маленьких детей не только ограничены трудностями усвоения некоторых форм речи (монолог) спецификой детской памяти и внимания, но и во многом зависят от сформированное™ длительного речевого вы­доха, связанного с физиологическими особенностями детского организма. Лучше задайте малышу еще несколько уточняющих вопросов, а затем вместе еще раз повторите нужную фразу. Прием постепенного наращивания количества слов не только позволяет ребенку исчерпывающе ответить на заданный ему во­прос, но и в наибольшей степени предохраняет его от риска воз­никновения запинок в самостоятельной речи.

малышу в 3 года еще совсем не обязательно уметь произносить такие слова, как «экскаватор» и «электричество», за­то слово «велосипед» должно звучать в его речи правильно.

прием прохлопывания трудных слов Помните, что правильно произ­носимые звуки должны обязательно звучать и в трудных словах. Например, если малыш говорит слово «сани», то значит на­до учить с ним и слова «стоп», «пуск», «ка-пус-та» так, чтобы звук «с» различался при его произношении. ребенку наиболее сложно освоить произношение звука в стечениях (*ст», «кс», «ск»), если они расположены в середине слова.

обращается внимание не на такие харак­теристики речи вашего ребенка, как словарный запас, граммати­ческое оформление, развернутость и логичность, но и на четкость произношения. -не все звуки малыш должен уметь про­износить к 3 годам, но наряду со звуками раннего онтогенеза, которые, как прав’ило, не искажаются детьми (д, т, п, б, в, ф, м, н, к, г, х), он должен постепенно осваивать и более сложные ар­тикуляции.

 

речь малыша развивается стадиально. Ребенок не может перепрыгнуть какой-то из этапов и сразу от молчания перейти к замечанию типа «каша пригорела». Если вы заметили какие-то проблемы в формировании речи ребенка, то лучше не ждать 3 лет, а про­консультироваться у специалистов раньше. Целесообразно сначала прой­ти обследование у детского невропатолога, провести дополнительные исследовавния головного мозга: эхоэнцефалографию (ЭЭГ), чтобы исключить влияние органических изменений в деятельности центральной нервной системы на развитие вашего ребен­ка. Затем следует обратиться за консультацией к детскому психологу, который даст вам заключение об уровне психического развития вашего малыша, включающее индивидуальную характеристику сенсорного, двига-гельного, когнитивного и эмоционального развития ребенка. Недоразви-гие каждой из этих сфер может привести к задержке в формировании эечи как средства общения.

в анамнезе (истории развития) ваше­го ребенка присутствовали многие негативные факторы (тяжелая беремен­ность, сложные роды и т. п.).

Детский, организм чрезвычайно пластичен, детей с успехом преодолевают серьезные проблемы в разви­тии речи при условии раннего начала логопедической помощи. Родительское внимание и квалифицированная педа­гогическая поддержка значат для развития ребенка в раннем возрасте су­щественно. Наблюдайте за речевым развитием вашего малыша не со сторо­ны, а как активные участники общения, фиксируйте для себя даже самые маленькие речевые достижения ребенка и результат — хорошее развитие речи — не заставит себя ждать.

Что говорит ребенок:

  • Говорит несколько слов, часто пользуется жестами и возгласами.
  • Употребляет слово в значении целого предложения интонации.
  • Произношение не четкое.
  • Требует предметы, используя указательный жест и слово..

Что делает ребенок:

· Знает свое имя и имена 1-2 близких людей

· Связывает предмет с его названием.

· Указывает на знакомые предметы.

· Различает интонацию говорящего.

· Может узнать знакомый предмет на картинке.

· «Нельзя»

 

 

Надо обратить внимание, если ребенок:

· не начал говорить никаких слов

· не реагирует на словесную инструкцию, ориентируется только на показ;