Модуль 2 Специальный психолог в специальных и интегрированных школьных и дошкольных ГОУ

Учебная практика

 

Программа учебной практики по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»

профилю «Специальная психология»

 

Волгоград

Обсуждена на заседании кафедры (полное название кафедры) « ___ » _________ 201__г., протокол № ____

Зав. кафедрой (полное название кафедры)

_____________ ______________ ____________

(подпись) (Ф.И.О. зав. кафедрой) (дата)

 

Рассмотрена и одобрена на заседании учёного совета (полное название выпускающего факультета или института) « ___ » __________ 201__ г., протокол № ____

Председатель учёного совета (название факультета или института)

_____________ ______________ ____________
(подпись) (Ф.И.О. пред. уч.сов.) (дата)

 

 

Утверждена на заседании Учёного совета ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» «___» __________ 201__г., протокол № ____

 

Отметки о внесении изменений в программу:

Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)

 

Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)

 

Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)

Разработчик:

Ярикова С.Г., кандидат педагогических наук, профессор, зав.кафедрой специальной педагогики и психологии,

Программа учебной практики разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 января 2010 г. № 63) и учебным планом по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Специальная педагогика»), утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» (от «__» _______ 201__ г., протокол № __)

1. Цель учебной практики

Учебная практика специального психолога состоит из трех модулей:

Целью учебной практики первого модуля (Ознакомительная практика в МОУ) является погружение в профессионально-психологическую среду, формирование у будущих бакалавров специального (дефектологического) образования представлений о видах и средствах деятельности специального психолога в условиях муниципального образовательного учреждения, закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин.

6 стр., 2787 слов

Место и время проведения учебной практики

... образовательной организации (заверяется подписью и печатью). 8. Фотоотчет о прохождении практики, презентация.   Дневник педагогической практики Приложение 3   Дата База учебной практики (город, номер, вид ... Приложение 2   СОДЕРЖАНИЕ   Дневник учебной практики с индивидуальным планом работы студента на период практики, протоколами наблюдения занятий педагогов с детьми с ОВЗ ...

Цельюучебной практики второго модуля(Специальный психолог в специальных и интегрированных школьных и дошкольных ГОУ)является формирование умений наблюдать, анализировать и критически осмысливать учебно-воспитательный процесс в специальных и интегрированных учреждениях для детей с нарушениями развития, обобщать передовой педагогический опыт; сопоставлять теоретические знания и практическую деятельность специального психолога.

Целью учебной практики третьего модуля(Учебно-исследовательская практика) является: формирование прикладных умений:

— исследовательские –анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов;

психолого-педагогические – анализ социальной-психологической ситуации развития ребенка, его психологических проблем,

специально-психологические – психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и др.

 

Задачи учебной практики

Модуль 1: Ознакомительная практика в МОУ:

Задачи в ходе освоения первого модуля:

— знакомство с целями, задачами, функциональными обязанностями специального психолога учреждения социальной защиты или здравоохранения, методами его работы и

основными видами используемой документации.

— приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения:вступать в контакты с разными людьми; устанавливать профессиональные отношения; осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами; сотрудничать, вступать в деловые контакты; создавать атмосферу комфортности, доброжелательности; вызывать доверие у клиентов,

− проведение анализа содержания деятельности специального психолога учреждения социальной защиты, формы и методы его работы;

− знакомство со спецификой подготовки документации по результатам разного рода исследований, проводимых специальным психологом учреждения социальной защиты;

8 стр., 3588 слов

Основные направления деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении

... деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения и их краткая характеристика К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся: психолого-педагогическая диагностика; коррекционно-развивающая работа; здоровьесберегающая деятельность ... Пралеска», педагогом-психологом может проводиться развивающая работа по формированию элементарных навыков саморегуляции и знакомству с базовыми ...

— проведение рефлексивного анализа актуальных профессионально-личностных качеств будущего специального психолога.

Модуль 2 Специальный психолог в специальных и интегрированных школьных и дошкольных ГОУ

Задачи студента в ходе освоения второго модуля практики:

— знакомство с целями, задачами, функциональными обязанностями специального психолога образовательного учреждения, методами его работы и основными видами используемой документации,

− проведение анализа содержания деятельности специального психолога образовательного учреждения, форм и методов его работы;

— знакомство с особенностями коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, коррекционно-воспитательной, психокоррекционной деятельности в специальных дошкольных и школьных учреждениях, с формами и методами взаимодействия специалистов разных профилей: педагог-дефектолог – врач – специальный психолог — педагог-воспитатель;

Модуль 3 Учебно-исследовательская практика

Задачи студента в ходе освоения третьего модуля практики:

— осуществление студентами сбора, обработки, анализа и систематизации научной информации по проблеме для подготовки аналитического обзора в соответствии с темой выбранного исследования, составление программы исследовательской работы и проведение эмпирического исследования,

− знакомство с особенностями проведения прикладных диагностических исследований, психологического просвещения и другими видами работы специального психолога в системе образования;

− знакомство со спецификой подготовки документации по результатам разного рода исследований, проводимых психологом образовательного учреждения;

— изучение специальной литературы и другой научной информации, знакомство с достижениями отечественной и зарубежной науки в сфере своей профессиональной деятельности.

Данные задачи учебной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

— коррекционно-педагогическая;

— диагностико-консультативная;

— исследовательская;

— культурно-просветительская.

и задачами профессиональной деятельности:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

3 стр., 1400 слов

Содержание и особенности. Профессиональной деятельности психолога

6 Тема: Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога Под профессиональной деятельностью психолога понимается система взаимосвязанных методов, способов и средств, применяемых им для изучения психологических особенностей персонала, рабочих коллективов, психологических факто­ров профессиональной среды и их ...

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

в области диагностико-консультативной деятельности:

психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);

консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;

в области исследовательской деятельности:

сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

в области культурно-просветительской деятельности:

формирование общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья;

организация культурного пространства образовательного учреждения;

взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями;

пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.

Место учебной практики в структуре ООП ВПО

Учебная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

23 стр., 11130 слов

Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями

... стремятся к тому, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями смог реализовать себя в соответствии со своими способностями, интересами, навыками и потребностями. Анализ ... области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному ...

Учебной практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин профессиональной и вариативной части компонента ФГОС ВПО: «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Введение в профессиональную деятельность», «Олигофренопсихология», «Психолого-педагогические технологии диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья», «Тифлопсихология», «Сурдопсихология», и др.

Учебная практика является важнейшим компонентом системы профессиональной подготовки будущего специального психолога. Она выступает связующим этапом между теоретическим обучением бакалавра и его представлениями о содержании, видах и средствах деятельности специального психолога в различных социальных институтах. Организация и проведение практики характеризуются тем, что содержание учебной практики строится в логике идеи непрерывного психолого-педагогического образования, на основе формирования профессиональных знаний, навыков и умений студентов, ее этапности от курса к курсу.

Учебная практика является основой для интегрирования учебных дисциплин в целостное представление о профессии, обеспечивая последовательную профессиональную подготовку бакалавров. Учебная практика в разнообразных учреждениях обеспечивает бакалаврам возможность реализовать весь арсенал полученных знаний, сформированных умений и навыков по пройденным дисциплинам.

В процессе изучения дисциплин первого и второго года обучения студенту важно сформировать представление о ценностных основания специального образования; о профессиональной культуре специального психолога, как о сложной, комплексной составляющей личности, соединяющей в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Важно, чтобы студент осознавал потребность в формировании и развитии собственной профессиональной компетентности.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин, и необходимые при освоении учебной практики: студент обязан-

Знать

— основные понятия специальной педагогики и психологии; цели и задачи основных направлений деятельности специального психолога,

— основные виды профессиональной деятельности специального психолога в различных отраслях образования;

— квалификационные требования к специальному психологу различного профиля; морально-этические принципы работы психолога;

уметь:

— обрабатывать и систематизировать фактический и теоретический материал;

— осуществлять метод наблюдения;

-осуществлять сбор экспериментальных данных по заранее разработанной программе исследования, связанной с определенным аспектом изучения процесса овладения обучающимися содержанием профильных дисциплин направления;

— анализировать типичные приемы работы специального психолога;

— выделять психические реалии из наблюдаемых жизненных ситуаций;

— определять индивидуально-личностные причины выбора специальности;

— определять свою профессиональную позицию психолога.

владетьнавыками:

— владеть навыками теоретического анализа научной психологической литературы;

— организовывать самообразование;

-владеть способами обобщения и логического изложения материала.

 

Прохождение учебной практики является необходимой основой для закрепления теоретических знаний пройденных дисциплин и последующего изучения ряда дисциплин вариативной части и курсов по выбору

 

Место и время проведения учебной практики

Учебная практика бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с профилем подготовки «Специальная психология» проводится на базе специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений (комбинированного и компенсирующего видов), образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования, а также на базах учреждений структур здравоохранения и социальной защиты (поликлиники, центры медико-психолого-педагогической реабилитации, специализированные отделения больниц, специализированные интернаты и др.).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

— укомплектованность образовательных, лечебно-профилактических учреждений и учреждений социальной защиты педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

— уровень оснащенности учебной литературой;

— наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);

— наличие оборудования для проведения отчетов и презентаций по практике.

Учебная практика проводится в течение:

2 недель на 2 курсе в 3 семестре (ознакомительная практика в качестве специального психолога в МОУ

2 недель на 2 курсе в 4 семестре (практика в качестве специального психологав специальных и инклюзивных школьных и дошкольных ГОУ.

2 недель на 3 курсе в 6 семестре (учебно-исследовательская практика бакалавра на базе специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждений (комбинированного и компенсирующего видов).

 

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики:

Выпускник должен обладать следующими

общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);

способеностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способен к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);

профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОПК-1);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОПК-2);

способностью использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОПК-3).

готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

в области диагностико-консультативной деятельности:

способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

в области исследовательской деятельности:

готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

в области культурно-просветительской деятельности:

готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13)

cпециальными компетенциями (СК):

— готовностью к проведению психологического обследования детей с психофизическими нарушениями разного возраста, первичной обработке результатов и формированию психологического заключения; подготовке документации о ребенке для психолого-медико-педагогического консилиума учебного учреждения (СК – 1);

— готовностью эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (СК – 2);

— способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей с различными нарушениями по абилитации и интеграции их в социокультурное (СК-3).

 

В результате прохождения учебной практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1)знать

– основные направления своей будущей профессии, профессиональные обязанности

— основные социально-значимые проблемы и процессы коррекционно-развивающего воздействия, возникающие в ходе профессиональной деятельности;

— особенности детей с различными психофизическими нарушениями разного возраста,

— содержание психологического обследования детей с различными психофизическими нарушениями,

— ориентировать в процессах абилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство .

2) уметь

– осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья

— осуществлять первичную обработку результатов и формулирование психологического заключения,

— готовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме учебного учреждения,

— принимать участие в решении профессиональных задач

— оказывать консультативную помощь членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;

3) владеть

– основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером,

— умениями и навыками общения с лицами с ограниченными возможностями,

— умениямивступать в контакты и эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности,

— основными методами взаимодействия, сотрудничества и разрешения конфликтов в социальной и профессиональной сферах.

Структура и содержание учебной практики

 

6.1. Структура и трудоемкость учебной практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 9зачетных единиц, или 6 недель, или 324 часа.

 

№ п/п Разделы (этапы) практики Недели Общая трудоемкость Формы текущего контроля
Кредиты часы
1 модуль Ознакомительная практика(в учреждениях социальной защиты и здравоохранения, зачет
2 модуль специальный психолог в специальных школьных и дошкольных ГОУ зачет
3 модуль Учебно-исследовательская практика бакалавра зачет

6.2. Виды деятельности студентов на учебной (название вида) практике

1 этап: Ознакомительная практика

– осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами;

–сотрудничать, вступать в деловые контакты; создавать атмосферу комфортности, доброжелательности; вызывать доверие у клиентов,

− провести анализ содержания деятельности специального психолога учреждения социальной защиты, формы и методы его работы;

− знакомиться со спецификой подготовки документации по результатам разного рода исследований, проводимых специальным психологом учреждения социальной защиты;

— провести рефлексивный анализ актуальных профессионально-личностных качеств будущего специального психолога.

 

2 этап: специальный психолог в специальных и интегрированных школьных и дошкольных ГОУ

– составление плана индивидуальной работы

– формулирование цели психолого-педагогического изучения активности учащихся, конструирование процесса изучения их поведения и деятельности;

— распознавание особенностей проявлений психических процессов, состояний и свойств в поведении и деятельности учащегося;

— понимание границ собственных возможностей в работе с психологическими методами;

— выявление образовательных потребностей учащихся;

— разрабатывание психологически обоснованного педагогического влияния на личность учащегося и коллектив;

 

3 этап: Учебно-исследовательская практика бакалавра

– составление плана индивидуальной работы

– овладение способами фиксации сведений, получаемых с помощью методов наблюдения, беседы, анкетирования, анализа продуктов деятельности учащихся;

— овладение способами анализа и интерпретации эмпирических данных, полученных в процессе психологического изучения педагогической ситуации;

— овладение способами анализа собственных действий в определении продуктивности осуществляемого психолого-педагогического влияния;

— овладение навыками использования разнообразного оборудования, в т.ч. электронных изданий, ресурсов и учебных материалов для учебно-исследовательской работы ;

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики. а) основная литература:

а) основная литература:

1. Абелева И.Ю. Механизмы коммуникативной речи. – М.: «Парадигма», 2012г., 288с.

2. Басилова Т.А., Александрова Н.А. как помочь малышу со сложным нарушением развития. – М.: Просвещение. 2008.

3. Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями. – М.:«Форум», 2012г., 272с.

4. Виневская А.В. Педагогика: словарь – справочник коррекционного педагога. – Ростов–на –Дону: «Феникс»., 2013г., 272с.

5. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью – М.: «В.Секачев», 2012г., 88с.

6. Титов В.А. Дефектология: Конспект лекций. – Ростов–на –Дону: «Феникс», 2014г., 384с.

7. Коняева Н.П., Никандрова Т.С. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. – М.: Владос, 2010г., 200с.

8.Клинико-генетические основы детской дефектологии / А.Г. Московкина, Н.И. Орлова; под ред В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2015., 224с.

9. Лапп Е.А. Формирование инициативной письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития. – Волгоград: «Учитель», 2014г., 189с.

10. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (5-9 классы).

— М: Владос, 2013г., 136с.

11. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Учебное пособие.- М., 2009г.

12. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха. Пособие для учителя-дефектолога.-М., 2008г.

13. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья/ Под ред.: И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной, М: «Академия», 2013г., 336с.

14. Речицкая Е. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах 1 и 2 вида. В 2-х частях. Часть 1. – М: Владос, 2013г., 288 с.

15. Речицкая Е. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах 1 и 2 вида. В 2-х частях. Часть 2. – М: Владос, 2013г., 392с.

16. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2013г., 184с.

17. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М., 2008.

18. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. -М., 2008.

19. Специальная психология./Под ред. В.И. Лубовского.-М., 2008.

б) дополнительная литература:

 

1. Королевская Т.К., Шматко Н.Д., Кукушкина О.И. Система работы над произношением с глухими и слабослышащими детьми. Учебно-методическое пособие. М., 2004г.

2. Методические рекомендации к программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития»- М., 2006г.

3. Носкова Л.И., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие- м., 2004г.

4. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом. Методическое пособие.- М., 2004г.

5. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха.-М., 2003.

6. Выявление детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний дошкольный и школьный возраст)// под ред. Т.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. Методическое пособие- М., 2004г.

7. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста. //под ред. Е.А. Сребелевой. Методическое пособие- М., 2005г.

8. Психология воспитания детей с нарушением зрения. \Под ред. Л.И.Солнцевой и В.З.Денискиной. – М., 2004.

б)дополнительная литература

9. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология).

– М., 2006.

10. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям: Практическое пособие. – 2-е изд. – М., 2004.

11. Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушение зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. Издание третье, стереотипное. – М., 2007.

12. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб., 2005.

13. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития/Сост. Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.-М., 2006.

14. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.-М., 2006.

 

в) программное обеспечение:

www.ikprao.ru;

www.mon.gov.ru;

www.edu.ru;

www.gnpbu.ru;

www.gramota.ru;

http://gcon.pstu.ac.ru

http://www.edu.ru

http://www.e-teaching.ru

http://www.asha.org

http://www.aacap.org

http://www.dec-sped.org

http://www.downsideup.org

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

— www.edu.ru — портал «Российское образование».

— www.school.edu.ru — «Российский общеобразовательный портал».

— www.vidod.edu.ru – портал «Дополнительное образование детей».

— www.humanities.edu.ru – портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование».

— http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

— http://fcior.edu.ru – федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.