Ф. 7.03-07
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Южно-Казахстанский государственный университет
им. М. АуЭзова
«Утверждаю»
Проректор по УМР
ЮКГУ им.М.Ауэзова
___________Сабырханов Д.Д.
«_____»___________2016г.
ПРОГРАММА
дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ»
для магистрантов ГПИИР
по специальности: 6М072600, 6М072800, 6М073300, 6М070800, 6М071200, 6М075000, 6М073200, 6М072400, 6М042000, 6М071300, 6М072900, 6М073000, 6М073100, 6М075000, 6М070100
Количество кредитов — ___2______
Шымкент, 2016г.
Составитель: д.пс.н., профессор Искакова М.С.
Программа рекомендована на заседании
кафедры «Общая психология»
(протокол №____ от «______»__________2016г.)
Заведующий кафедрой ________________________ М.С.Искакова
Программа рекомендована заседанием МК
«Физическая культура и спорт» факультета
(протокол №__1_____ от «______»__________2016г.)
Председатель МК ________________ Бозшатаева Г.Т.
Программа одобрена и утверждена на заседании УМС ЮКГУ им. М. Ауэзова (протокол №__1__ от «______»__________2016__г.)
Руководитель УМО __________________________ ______________
© Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, 2016г
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие | |
Содержание | |
Пояснительная записка | |
Тематический план Содержание дисциплины | |
Перечень темы практических занятий | |
Рекумендуемая литература | |
Авторы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса:
Сформировать психологические компетенции специалиста индустриально-производственного комплекса, научить адаптации в профессиональной деятельности и умению решать новые задачи и принимать ответственные решения в ходе трудовой деятельности.
Основная задача изучения дисциплины:
· Осознание своего жизненного пути в контексте социального целого
· Учить проявлять коммуникабельность и социально-психологическую компетентность в деятельности по специальности;
· Научить владеть навыками психической саморегуляции;
· Формировать навыки креативности и творческой активности
· Научить адаптироваться в производственно-профессиональной деятельности.
· Уметь проявлять позитивное мышление и качества личности- инициативность в решении актуальных производственно-технологических, научно-исследовательских, проектных и эколого-экономических задач, мобильность, целенаправленность на успешность:
· Дать знания об эмоциональном интеллекте;
· Научить сознательно самостоятельно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности;
· Формировать умение демонстрировать навыки свободного диалога по профессиональной тематике.
Перечень дисциплин, усвоение которых необходим студентам для изучения данной дисциплины — философия, педагогика, общая психология, психология личности, культурология, этика и эстетика.
После окончания курса «Психология» у магистрантов ГПИИР формируются нравственно-этическое мировоззрение о себе, правильное взаимоотношение с семьей, с родителями, с детьми и с окружающими людьми, приобретаются умения к самопознанию, положительное отношение к инновационному обучению, знания об адаптации в производственно-профессионалной деятельности, позитивное мышление и актуализируются качества личности как инициативность в решении производственно-технологических, научно-исследовательских, проектных и эколого-экономических задач, мобильность, целенаправленность на успешность и преодоление страхов и стрессов,стремление самостоятельно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности и поддержать профессиональную компетентность и демонстрировать навыки свободного диалога по профессиональной тематике.
Пререквизиты курса. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо магистрантами для изучения данной дисциплины — философия, общая психология и психология личности. Введение в специальность, Самопознание, Акмеология
Постреквизиты курса. Содержание курса и изучение данной дисциплины формирует у магистрантов понимание повышает мотивы учебной деятельности и профессиональные компетенции, адаптация в профессиональной деятельности и умение решать задачи самостоятельно.
Наименование модуля и шифер | Психология |
Ответственный за модуль | Искакова М.С. |
Тип модуль | Общий модуль |
Уровень модуля | Магистратура |
Количество часов в неделю | 2 часа (1-лекция, 1-семинары) |
Количество кредитов | |
Форма обучения | Дневная |
Семестр |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Темы | Количество часов | |||
Лекция | семинар | СРМП | СРМ | ||
Психологические особенности современного мира и деятельности в нем | |||||
Тренды позитивной психологии. Психологические вызовы современного развития производства. | |||||
Психологические методы и средства повышения эффективности и качества деятельности. | |||||
Управление процессом деятельности в конфликтных ситуациях. Психология производственного общения. | |||||
Профессиограмма и психограмма работника в сфере профессиональной деятельности. | |||||
Психология эмоционального интеллекта и понимания. Что такое деловой успех? | |||||
Дезадаптация и адаптация. Умение продавать себя. Умение быть счастливым. | |||||
Проблемы понимания и взаимопонимания в современной психологии. | |||||
Психологический анализ характеристики человека в системе управления трудом. Психологические закономерности инженерно- психологической организации трудовой деятельности. Психологичекая культура. | |||||
Психологические основы системы «человек-машина-среда». Эргономика и психология. Проблемы надежности профессиональной деятельности. | |||||
Психология личности и межличных отношений. Проблемы межличных отношений в коллективе. | |||||
Гендерные аспекты межличностных взаимодействии на производтве. Женщина – начальник. Взаимодействие мужчины и женщины. Психологические особенности мужчины и женщины как субьектов производственного процесса. | |||||
Психология стресс — и self-менеджмента. | |||||
Киберпсихология и интеллект. | |||||
Психологический профиль специалиста индустриального общества. | |||||
Всего: 150 часов |
Содержание дисциплины
Введение
Модуль 1. Психологические особенности современного мира и деятельности в нем.
Тема 1. Психологические особенности современного мира и деятельности в нем.
Психологические особенности современного мира и современной деятельности. Структура современной психологии. Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде), в малых группах (в микросреде), в личности человека (социальная психология личности).
Тема 2. Тренды позитивной психологии. Психологические вызовы современного развития производства.
Психологические функции современного производства и производственных отношении. Социальные сети. Социальная боль. Психосоматика – тренд в психологии. Экзистенциальный кризис бытия. Тренд успешности. О нехватке времени.
Тема 3. Психологические методы и средства повышения эффективности и качества деятельности.
Теоретико – методологические основы психологии бизнеса. Жизненные циклы организации. Лидерство и лидер как основа процветания современного бизнеса. Новые способы управления людьми. Психология успеха. Позитивное мышление как обязательная черта личности для достижения успеха. Тайм-менеджмент или организация рабочего (личного) времени. Имидж как средство успешного предпринимательства. Поведение в типичных ситуациях бизнес – общения.
Тема 4. Управление процессом деятельности в конфликтных ситуациях. Психология производственного общения.
Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов. Основное содержание переговорного процесса. Модели поведения партнёров в переговорном процессе. Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им. Технология стратегий и тактики в переговорном процессе.
Тема 5.Профессиограмма и психограмма работника в сфере профессиональной деятельности.
Профессиограмма и психограмма профессионала. Понятие профессионально-важных признаков (качеств), их виды, пути выявления. Виды психограмм. Этапы составления психограммы. Подходы к выявлению ПВК. Подсистема пространственных характеристик: физическое, географическое, историческое, биологическое, экономическое, социальное, психологическое пространства. Жилая среда. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Поведенческая география (Дж. Голд).
Социальное пространство как основной детерминирующий факторличности. Социальная депривация. Влияние эколого-географических факторов на психо-физиологические характеристики индивида.
Тема 6.Психология эмоционального интеллекта и понимания. Что такое деловой успех?
Психология здоровья — новая отрасль человекознания. Сущность психического здоровья человека. Самоуправление и психическое здоровье. Оценка и самооценка психического здоровья. Принцип самосовершенствования в философии востока. Античная философия об активности психики. Виды саморегуляции. Информационно-энергетический уровень саморегуляции. Эмоционально-волевой уровень саморегуляции. Мотивационный уровень саморегуляции. Особенности саморегуляции в различных состояниях бодрствования. Состояния, вызванные чрезмерной психофизиологической активностью. Состояния, связанные с пониженной психической активностью. Предневротические неблагоприятные состояния. Нарушения в сфере личностной мотивации. Искусство преодоления стресса. Современные тренды успешности. Психология успеха.
Тема 7.Дезадаптация и адаптация. Умение продавать себя. Умение быть счастливым.
Психическое выгорание. Связь идентичности с выгоранием. Катарсис. Критики культуры о психическом выгорании. Сравнение современных симптомов психического выгорания с симптомами ХХ века. Связь выгорания с социальным взаимодействием. Позитивное мышление как обязательная черта личности для достижения успеха. Имидж как средство успешного предпринимательства.
Модуль 2. Психологические основы поведения человека в системе инновационной индустриально- производственной деятельности
Тема 8.Проблемы понимания и взаимопонимания в современной психологии.
Что собой представляет слово понимание. Понимание как интерпретация. Понимание как включение новых знаний в прошлый опыт субъекта. Семантические аспекты понимания. Понимание естественного языка. Стратегия интерпретации. Взаимопонимание – необходимое условие общения. Экспериментальные исследования понимания.
Тема 9.Психологический анализ характеристики человека в системе управления трудом. Психологические закономерности инженерно-психологической организации трудовой деятельности. Психологичекая культура.
Тема 10.Психологические основы системы «человек-машина-среда». Эргономика и психология. Проблемы надежности профессиональной деятельности.
Система «человек-машина-среда» и основные факторы влияющие на её эффективность. Понятие эргономики. Методологическая база эргономики. Цель и задачи эргономики. Надежность человека как части эргатической системы. Психофизиологические основы эргономики. Плюсы и минусы машин на производстве.
Тема 11.Психология личности и межличных отношений. Проблемы межличных отношений в коллективе.
Личность и её отличительные особенности. Категория личность в науке. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Факторы формирования и развития личности, социализация личности. Психологическая структура личности. Психология межличностных отношений. Межличностные отношения как социально-психологический феномен. Понятие «группа». Межличностные отношения в группе. Этапы формирования коллектива. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Тема 12.Гендерные аспекты межличностных взаимодействии на производтве. Женщина – начальник. Взаимодействие мужчины и женщины. Психологические особенности мужчины и женщины как субьектов производственного процесса.
Социально-психологические проблемы гендерной психологии. Понятие гендера. Предпосылки и этапы развития гендерной психологии. Специфика отечественных исследований в области психологии пола. Гендер как социальная категория. Социальные нормы, роли и гендерные конфликты. Основные теории, концепции и методы исследования гендерных характеристик. Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества. Констатирующий эксперимент. Формирующий эксперимент.
Тема 13.Психология стресс — и self-менеджмента.
Понятие и сущность self (само) и стресс менеджмента. Симптомы стресса. Причины профессионального стресса. Психологические причины стресса: стрессогенные стили мышления, стресс и характер, продолжительность жизни и стресс, Интернет-зависимость. Физиологические причины стресса: стресс и метеочувствительность, вредные привычки, образ жизни, питание. Последствия стресса: синдром хронической усталости, бессонница, психосоматические состояния, стресс и депрессия. Self (само) менеджмент – условие личного и профессионального успеха: самоменеджмент (или таймменеджмент) – техника правильного использования времени. Стресс-менеджмент: основы стресс-менеджмента; обучение релаксации; как найти мысли, которые запускают стрессовую ситуацию; «неуправляемые» эмоции; стратегии стресс-менеджмента.
Тема 14.Киберпсихология и интеллект.
Человек в информационном мире. Социальная система киберпространства как новая социальная общность. Индивидуально-психологические особенности пользователей сети Интернет. Психологическое исследование мотивации пользователей интернета. Групповая динамика сетевого сообщества. Психологическое исследование феномена интернет-аддикции. Методы полевого психологического исследования в сообществе хакеров. Особенности образа Я «жителя» интернета. Тайм-менеджмент или организация рабочего (личного) времени в интернете. Виртуальные сетевые сообщества девиантного поведения. Модель социализации пользователей в киберпространстве. Психология компьютерных игр. Групповая игровая деятельность в Интернете.
Тема 15.Психологический профиль специалиста индустриального общества. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде. Психоаналитические аспекты поведения человека в киберпространстве. Социальный портрет нового человека. Критическое мышление. Мобильность. Креативность. Адаптивность. Способность к самообразованию. Рефлексивность и толерантность.
Практические занятия
Модуль 1. Психологические особенности современного мира и деятельности в нем.
Семинары — тренинги
Тема 1. Социально-психологический тренинг коммуникативных навыков.
Тема 2. Коуч-тренинг по развитию персональной ответственности.
Тема 3. Тренинг командообразования.
Тема 4. Формирование коппинг – стратегии выработки критического мышления.
Тема 5. Основы управления конфликтами в организации.
Тема 6. Тренинг преодоления конфликтов в производстве.
Тема 7. Тренинг «Феноменология конфликтов и пути их разрешения»
Модуль 2. Психологический анализ характеристики человека в системе инженерно- психологической организации трудовой деятельности.
Тема 8. Тренинг организационного развития.
Тема 9. Использование навыков нейролингвистического программирования в межличностном взаимодействии.
Тема10. Упражнение «Превращаем проблему в цели».
Тема 11. Тренинг личностного роста.
Тема 12. Элементарные средства саморегуляции и хорошего настроения. Упражнение «Слова, слова, слова». Тренинг по развитию психической саморегуляции .Тренинг развития креативности.
Тема 13. Упражнение «Несколько шагов к совершенству», «Эффект плацебо».
Тема 14. Социально-психологический тренинг формирования гендерного самосознания –«Путь женщины и путь мужчины».
Тема15. Социально-психологический тренинг повышения личностной стоимости и мотивации карьерного роста.
Задания по СРМП
Модуль1.
1. Психологические особенности современного мира и деятельности в нем.
2. Тренды позитивной психологии. Психологические вызовы современного развития производства.
3. Психологические методы и средства повышения эффективности и качества деятельности.
4. Управление процессом деятельности в конфликтных ситуациях. Психология производственного общения.
5. Профессиограмма и психограмма работника в сфере профессиональной деятельности.
6. Психология эмоционального интеллекта и понимания. Что такое деловой успех?
7. Дезадаптация и адаптация. Умение продавать себя. Умение быть счастливым.
Модуль2.
8. Проблемы понимания и взаимопонимания в современной психологии.
9. Психологический анализ характеристики человека в системе управления трудом. Психологические закономерности инженерно-психологической организации трудовой деятельности. Психологичекая культура.
10. Психологические основы системы «человек-машина-среда». Эргономика и психология. Проблемы надежности профессиональной деятельности.
11. Психология личности и межличных отношений. Проблемы межличных отношений в коллективе.
12. Гендерные аспекты межличностных взаимодействии на производтве. Женщина – начальник. Взаимодействие мужчины и женщины. Психологические особенности мужчины и женщины как субьектов производственного процесса.
13. Психология стресс — и self-менеджмента.
14. Киберпсихология и интеллект
15. Психологический профиль специалиста индустриального общества.
Задания по СРМ
1. Презентация на тему Психология труда/Педагогическая психология/Медицинская психология/Юридическая психология/Военная психология/Психология спорта/Психология торговли/Психологии научного творчества/Психология художественного творчества. Презентации не должны повторятся.
2. ЭССЕ на тему «правдива ли отговорка – “мне не хватает времени”»
3. Презентация на тему «Новые способы управления людьми». Студенты между собой обговаривают, по какому виду будут готовить презентацию. Можно работать в группе, если темы подходят друг-другу.
4. Ролевая игра. Студенты делятся на 2 группы и поочередно демонстрируют конфликтную систуацию, которую должна решить другая группа. Каждая группа должна подготовить не менее 5 конфликтных ситуации.
5. Реферат на тему «Профессиограмма и психограмма работника в сфере профессиональной деятельности.»
6. Групповая работа на тему: Информационно-энергетический уровень саморегуляции/Эмоционально-волевой уровень саморегуляции/Мотивационный уровень саморегуляции. Студенты делятся на 3 группы, соответственно по темам, готовят справку по темам.
7. Портфолио на тему «Дезадаптация и адаптация. Умение продавать себя. Умение быть счастливым.»
8. Презентация из своего опыта на тему «Мой конфликт».
9. Деловая игра на тему «Психологичекая культура».
10. Деловая игра по теме «Плюсы и минусы машин на производстве». Студенты деляться на 2 группы и обсуждают данную тему.
11. Психологическая игра на тему «Межгрупповые отношения и взаимодействия»
12. Дебаты по теме «Гендерные различия». Студенты деляться на 2 группы и обсуждают, под чьим управлением, женщины или мужчины, компания/организация/государство будет процветать. (Желательно мальчики за женщин, девушки за мужчин).
13. Групповая работа на тему: Причины профессионального стресса/Психологические причины стресса/Физиологические причины стресса. Студенты делятся на 3 группы, соответственно по темам, готовят справку по темам.
14. Дебаты по теме «положительные и отрицательные стороны интернета в жизни людей»/Как влияет интернет на жизнь человека/Человек до и после появления интернета.
15. Портфолио на тему «Психологический профиль специалиста индустриального общества»
Рекомендуемая литература.
1. Ниренберг Дж., Росс И.С. Секреты успешных переговоров. М.: Омега, 2007.
2. Бронинг Г. Руководство по ведению переговоров. М. 1996.
3. Атвер И. Я вас слушаю. Советы руководителю как правильно слушать собеседника. М.: Экономика.-1984. С.112.
4.Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. — М., 1990.
5.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Природа: объект или субъект отношений личности. //Школа здоровья. 1995. № 1. с. 81-92.
6.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психодиагностика. — Даугавпилс, 1994.
7. Бузан Т. Скоростная память. – Волгоград, 2001.
8. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. – М., 2000.
9. Гогоберидзе А.Г. Образование студента. Задачник по самодиагностике и само- информированию. – СПб., 2000.
10. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 1997.
11. Гримак Л.П. Общение с собой. — М., 1991.
12. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой. — М., 2001.
13. Панкратов В.Н. саморегуляция психического здоровья. — М., 2001.
14. Никифоров Г.С. Психология здоровья. — СПб.: Речь, 2002.
15. Асмолов А.Г. Психология личности. — М.,1990.
Автор: д.пс.н., профессор Искакова М.С.