26
Панфилова м.А. «Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – м.: «Издательство гном и д», 2002. Введение
Каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали бы ей стать лучше. Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим его людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (произвести их коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно.
С помощью ИГРЫ решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, коррегируются типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии семейных отношений (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка).
Игровые занятия представляют собой СИНТЕЗ современных психотерапевтических методов:
Игротерапии
Метода беседы
Арттерапии
Психогимнастики
Телесной терапии
Элементов психодрамы
Сказкотерапии
Социальной терапии
Жетонной терапии и др.
Для определения эффективности коррекционной работы имеется блок ДИАГНОСТИЧЕСКИХ методик.
Практические рекомендации для родителей и педагогов в форме консультаций излагают приемы и методы взаимодействия с детьми гиперактивными, тревожными, агрессивными, с морально-этическими нарушениями.
Особенности общения и развития личности ребенка
ЛИЧНОСТЬ в общественных науках рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общении. (таким шрифтом написано не из книги, а взято из других источников, о чем буду писать ).
1. В центре внимания БИОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами:
Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности
... путь становления ее индивидуальности (Рубинштейн, Ананьев). Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, надо проследить направление от личности к ... деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека. Жизненный путь личности – ...
(задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат приспособительные процессы организма, которые изучаются:
психофизиологией индивидуальных различий,
психогенетической психосоматикой,
нейропсихологией,
геронтологией,
психоэндокринологией,
сексологией.
2. Представители разных течений СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Про леммы социализации, социальной адаптации человека разрабатываются г.о. в:
Социологии
и социальной психологии,
этнопсихологии,
истории психологии.
3. В центре внимания ПЕРСОНОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ стоят проблемы активности, самосознания и творчества Л., формирования человеческого Я, борьба мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни . Изучением всех этих проявлений занимается общая психология л., ; разные аспекты этих проблем освещаются в:
Психоанализе
Индивидуальной психологии
Аналитической и
Гуманистической психологии.
Социокультурная среда представляет собой ИСТОЧНИК, питающий развитие Л., а НЕ «фактор» , непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, она несет в себе те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития Л. выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение Л. В мире людей, приобщение ее к культуре. Взаимоотношение между индивидом как продукта антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
Развитие Л. Осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития.
В общем виде развитие Л. может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит ТРИ ФАЗЫ своего становления в ней как Л.
ПЕРВАЯ ФАЗА – адаптация – ПРЕДПОЛАГАЕТ УСВОЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ И ОВЛАДЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ СРЕДСТВАМИ И ФОРМАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕМ САМЫМ ДО НЕКОТОРОЙ степени УПОДОБЛЕНИЕ ИНДИВИДА ДР. ЧЛЕНАМ ЭТОЙ ОБЩНОСТИ.
Вторая фаза – ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью быть «таким, как все» и стремлениями индивида к максимальной персонализации.
Третья фаза – ИНТЕГРАЦИЯ – определяется противоречием между стремлениями индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее совершенствованию, и тем самым развитию его самого как Л.
Когда индивиду НЕ УДАЕТСЯ преодолеть трудности адаптационного периода, у него возникают качества;
Конформности
Зависимости
Робости
Неуверенности.
Если на второй фазе индивидуализации развития индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию:
Негативизма
Агрессивности
Подозрительности.
При успешном прохождении третьей фазы, фазы интеграции у индивида формируются:
Гуманность
Доверие
Справедливость
Требовательность к себе и другим.
Общение – есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. Стиль Отношения между родителями будет проецироваться и на отношение к ребенку, и на тип воспитания, применяющийся к нему (авторитарный, демократический, промежуточный).
Авторитарный стиль утверждает диктат в семье, отчужденность, враждебность, страх и может стать причиной невроза у ребенка, развить негативные черты характера: ложь, лицемерие, зависть, конформность и др. Гиперопека препятствует становлению творческой независимости личности, ведет к возникновению чувства тревоги, неуверенности в себе.
Известны ЧЕТЫРЕ родительские установки и соответствующие им варианты поведения:
«принятие и любовь»
«явное отвержение»
«излишняя требовательность»
«чрезмерная опека».
Первое порождает в ребенка чувство безопасности и способствует гармоничному развитию личности, второе – ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ – НЕ СОВОКУПНОСТЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, А СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА!!!
(Психологический словарь. М., «Педагогика-Пресс», 1997.
Генезис общения ребенка со взрослым и сверстником
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Диагностические методы позволяют выявить личностные нарушения у детей, определить механизмы негативных воздействий на развитие дошкольника (биологические, психологические, социальные).
АНАЛИЗИРУЕМЫЕ ФАКТОРЫ |
МЕТОДЫ |
||
1. Диагностика межличностных конфликтов |
1. Диагностика межличностных конфликтов |
||
Беременность, роды Физическое развитие ребенка до 1 года Соматический статус (группа здоровья, болезни, госпитализация Семейный статус (мать, отец, братья, сестры) Проблемы ребенка (нарушения сна, еды, проблемы в самообслуживании, упрямство, навязчивые движения, тики) Семейная атмосфера (стиль воспитания, единство требований, режим дня, эмоциональные привязанности) Темперамент ребенка напряженность активность чувствительность импульсивность адаптация в коллективе |
Анкета № 1 (для родителей)
Анкета №2 (для воспитателей)
Анкета № 2А (для воспитателей, педагогов) |
||
Эмоциональное восприятие челнов семьи Эмоциональное восприятие себя во внутрисемейном общении» Наличие потребности в общении Конфронтация в семье Проявление эгоцентризма Сотрудничество в семье Семейные и внутрисемейные предпочтения Половая идентификация Предпочитаемые половые и возрастные группы общения |
Тест «Рисунок семьи»
Социометрическая проба «День рождения»
Социометрический опросник (Для детей) |
||
П. Диагностика внутриличностных проблем ребенка |
П. Диагностика внутриличностных проблем ребенка |
||
Притязания ребенка (адекватные, низкие, высокие) Эмоциональные стимулы (реакции на «успех») Фрустрированные реакции («неудача») Общая удовлетворенность собой Частные характеристики самооценки Оценка способностей и возможностей ребенка воспитателями, родителями Родительские притязания |
Тест на определение уровня притязаний ребенка
Методика определения самооценки дошкольника
Методика родительских оценок и притязаний |
||
Ш. Диагностика реальных психологических возможностей ребенка |
Ш. Диагностика реальных психологических возможностей ребенка |
||
Характеристика развития познавательных процессов ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, речь, математические навыки, развитие мелкой моторики руки) Психологические возможности раннего обучения |
Экспресс-диагностика познавательных процессов |
||
Характеристика развития эмоциональных процессов ребенка Наличие тревоги, агрессии, страха Особенности агрессивного поведения (вербальная, физическая, внутренняя, внешняя) |
Графическая методика «Кактус» |
||
Количественные и качественные проявления страха
Количественное и качественное проявление тревоги |
Тест «Страхи в домиках» (модифицированный тест А.И.Захарова) Тест тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен) |
Описание диагностических методов
-
Диагностика межличностных конфликтов анкета № 1 (для родителей)
Цель 1-й части, в которую входит 14 вопросов – сбор анамнеза и общих сведений о ребенке и составе семьи.
2-я часть включает 10 вопросов, касающихся эмоционального развития ребенка, его привязанностей.
3-я часть содержит подборку из 14 вопросов. Проанализировав ответы на них, психолог познакомится с особенностями воспитания ребенка в семье, его интересами и проблемами.
Результаты анкеты рекомендуется обрабатывать с помощью условных обозначение:
(+) – нет предпосылок к межличностным конфликтам
(+ -) предпосылки могут появиться
(-) – наличие конфликтных предпосылок.
Данные оформляются в специальную таблицу.
-
Общие сведения о ребенке и семье
- фамилия, имя ребенка
- дата рождения
- ФИО отца, профессия
- ФИО матери, профессия
- дом.адрес, телефон
- какой ребенок по счету в семье (возраст сестры, брата)
- Как протекали беременность и роды?
- Было ли что-то необычное или проблематичное в раннем развитии ребенка?
- Развитие ребенка замедлено, нормально, ускорено (подчеркните)
- какие болезни перенес ребенок?
- есть ли у ребенка какие-либо проблемы, связанные с медициной (хронические заболевания, физические помехи, прошлые госпитализации)?
- употребляет ли сейчас ребенок какие-либо лекарства? Напишите и объясните, каково их назначение
- есть ли аллергия у ребенка на пищевые продукты, медикаменты и пр.?
- состоял ли ребенок на учете у психоневролога? Укажите диагноз, время снятия с учета
2. Эмоциональное развитие ребенка
- часто ли ребенок плачет? (Да, нет)
- какое обычно состояние у ребенка (спокойное, плаксивое, возбужденное и др.)
- Как долго ребенок остается расстроенным?
- Чего боится ребенок?
- Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?
- быстро ли устает ребенок?
- на кого в семье похож характером ребенок?
- как ребенок относится к незнакомым взрослым?
- как ребенок относится к животным?
-
Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы
- Посещал ли ребенок детский сад, лицей, группы развития и др.? Укажите с какого возраста
- какие игрушки, игры, материалы для занятий есть у ребенка? Где и как они хранятся?
- кто чаще воспитывает ребенка?
- Есть ли трудности у ребенка (подчеркнуть) : в одевании, в засыпании (спит ли днем), в умывании, в еде, в уборке игрушек, при самообслуживании в туалете?
- какой режим в семье (подъем, кормление, прогулка, сон)?
- единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку в том, что ему разрешают или запрещают? (Единодушны, не всегда единодушны, нет)
- какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (Поощрения, наказания, внушения, выговор, объяснения, рассуждения)
- кого в семье ребенок слушается (Всех, папу, маму, никого)
- Помогает ли ребенок по дому?
- назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказки и книжки, любимую пищу
- Какие из перечисленных видов деятельности выполняет ребенок успешнее других? (Придумывание совместных игр; рассказывание сказок; историй; рисование; лепка; пени, танцы, сооружение из кубиков)
- какие качества вашего ребенка вы особенно цените? (Доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)
- Существуют ли у ребенка следующие проблемы: писает в постель (ночью, днем), грызет ногти; сосет палец или другие?
- Является ли религия важной частью семейных традиций? Какая религия практикуется?
Анкета № 2 (для воспитателей)
Вопросы с 2-6, 10, 7, 28 – определяют наличие конфликтности в общении ребенка со сверстниками, 12 вопросов дают представление о сформированности навыков общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Анкет дается воспитателям в форме готовых вариантов ответов. Полученные данные систематизируются в специальную таблицу.
Инструкция: подчеркните один из наиболее соответствующих, с вашей точки зрения, ответов. Если не уверены в правильности ни одного из них, не подчеркивайте ничего.
Фамилия, имя, дата рождения ребенка _________________________
- Общительный со взрослыми; не очень; замкнутый (необщительный)
- Общительный с детьми (в большинстве случает предпочитает играть с детьми, а не один); не очень общительный (в одинаковой степени любит играть с детьми и один); замкнутый, необщительный (любит играть один).
Если ребенок общительный, то он предпочитает: играть с детьми старше себя, с ровесниками, с детьми младше себя
- Умеет организовать детей в игре и других детских занятиях, выполняет только ведущие роли; одинаково успешно выполняет в игре ведущие и второстепенные роли; в игре чаще подчиняется другим детям и выполняет второстепенные роли
- Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми; конфликты возникают, но редка; часто конфликтует
- Делится игрушками. Сладостями с другими охотно; не очень охотно; неохотно
- сочувствует другому, когда тот плачет, огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть; только иногда выражает сочувствие другому; внешне не выражает своего сочувствия
- Часто обижает других детей, дерется; иногда бывает агрессивен; редко дерется с детьми и редко обижает их; спокоен, совсем не дерется
- Часто жалуется взрослым, когда ссорится с товарищами; редко жалуется; совсем не жалуется
- Обидчивый, не очень , совсем не обидчивый
- всегда бывает справедливым во взаимоотношениях со сверстниками, разбирает конфликты других, мирит товарищей; не всегда бывает справедливым; чаще бывает несправедливым
- Обычно говорит правду, никого не обманывает, иногда говорит правду, часто обманывает
- Всегда старается быть вежливым; иногда бывает вежливым, иногда нет, часто бывает грубым, забывает говорить «волшебные слова»
- Почти всегда послушен; в равной мере бывает послушным и непослушным; чаще бывает непослушным, упрямым
- Любит делать все самостоятельно, даже если и не умеет; не очень стремится к самостоятельности; предпочитает чтобы за него делали другие
- Старается доводить начатое дело до конца
- Охотно и старательно выполняет трудовые поручения взрослых; проявления трудолюбия неустойчивы; не любит трудиться – чаще всего плохо выполняет поручения взрослых
- УВЕРЕННЫЙ, решительный; не очень уверенный, неуверенный
- умеет придумывать интересные игры, игровые навыки и умения развиты хорошо; игровые умения и навыки развиты средне, плохо.
- Преобладает веселое, жизнерадостное настроение (радуется , смеется, смешит других, почти не плачет); в равной мере бывает веселым и недовольным (часто смеется, радуется и часто плачет); чаще бывает недоволен окружающим (плаксив, плачет из-за малейшего пустяка)
- Приятный, красивый, симпатичный, просто приятный, симпатичный; с малоприятной внешностью .
АНКЕТА № 2А (Для воспитателей, педагогов)
Анкета заполняется воспитателями, педагогами в период адаптации детей к дошкольному учреждению. С помощью данной анкеты выделяются проблемные дети, которые нуждаются в психологической коррекции или повышенном внимании со стороны воспитателей, родителей.
Ф,И,О, (воспитателя, педагога)
Профессия, должность
Ваши трудности на данный момент
Какую помощь со стороны психолога вы ждете
Какие дети из группы лучше развиты?
Какие дети отстают в развитии?
Какие дети агрессивны?
Какие дети плаксивы, тревожны?
Какие дети не выполняют требований воспитателя, педагога?
Медлительные дети
Подвижные дети
Популярные дети (в общении со сверстниками)
Непопулярные дети
Подпись педагога
Дата
Тест «Рисунок семьи»
Анализ данного Р.Т. дополнит полученные анкетные данные о внутрисемейном общении, поможет ориентации в проблемах ребенка. Ребенку предлагает лист белой бумаги (20Х29), 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Дается ИНСТРУКЦИЯ: «Нарисуй, пожалуйста, семью». Слова «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется. Время выполнения задания не ограничивается. Отмечается:
- последовательность рисования деталей
- паузы более 15 сек.
- стирание деталей
- спонтанные комментарии ребенка
- эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения щзадлания у ребенка вербальным путем добирается информация: кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почем?
Интерпретация рисунка семьи разделяется на три части:
-
Анализ рисунка семьи
а).
сравнение состава нарисованной и реальной семьи:
- не изображены люди – сильный эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией;
- изображены люди, не связанные с семьей – травматические переживания, связанные с семьей, чувство отверженности; покинутости, плохой контакт исследователя с ребенком;
- уменьшение реального состава семьи – «забывают» нарисовать тех членов семьи, с которыми сложились конфликтные отношения, которые являются эмоционально менее привлекательными;
- ребенок не рисует себя – чувство неприятия в семье, ощущение отверженности;
- ребенок рисует только себя – эгоцентричность, несформированное чувство общности;
- увеличении состава семьи – неудовлетворенные психические потребности, поиск человека, способного удовлетворить потребности ребенка в близких эмоциональных контактах;
б).
расположение членов семьи:
- сплоченность семьи, объединенность в общих действиях, соединенные руки – психологическое благополучие;
- разобщенность челнов семьи – низкий уровень эмоциональных связей;
в).
Группировка членов семьи, психологические микроструктуры семьи:
- рядом с собой рисует другого члена семьи – эмоциональная связь
- физические расстояния отдельных семейных групп отражают различный уровень эмоциональной связи;
- отдельные группы – конфронтация в семье.
-
Анализ особенностей графических презентаций членов семьи
а).
количество деталей тела: присутствуют ли голова, волосы, нос, рот, уши,брови, глаза, зрачки, ресницы, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ступни;
1. большое количество частей тела – позитивное отношение:
2. схематичность, незаконченность – негативное отношение к человеку;
б).
количество используемых цветов для рисования фигур:
1. разнообразные цвета, позитивные ярки цвета – хорошее отношение;
2. темные цвета, однообразие цвета – конфликт, негативное восприятие;
в).
величина фигур: ВЫРАЖЕНИЕ ПРЕВОСХОДСТВА, ЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ, СИЛЫ;
1. БОЛЬШАЯ ФИГУРЫ МАМЫ – АВТОРИТАРНОСТЬ ЕЕ В СЕМЬЕ, РУКОВОДСТВО;
2. большая величина собственного изображения – незначительность «Я» в семье, требование опеки;
3. одинаковые фигуры – равноправие, равная ценность семьи, сотрудничество;
4. большие поднятые вверх руки с длинными пальцами – агрессивные желания, желание быть сильным;
5. нет рук, маленькие руки – бессилие, чрезмерный контроль со стороны;
6. нет лица, головы – нарушения в сфере общения;
7. зубы, большой рот – вербальная агрессия.
3. Анализ процесса рисования
а).
последовательность рисования членов семьи:
1. первый образ – главный, наиболее эмоционально близкий человек;
2. последний образ – менее значимый человек, негативное отношение;
3. Если в начале рисования изображается предметы (предметы), животные – защитная реакция ребенка в неблагополучной семейной ситуации;
б).
стирание, паузы, возвращение к нарисованным деталям; доминирующее переживание, выделение главного;
1. паузы – конфликтные отношения;
2. стирание с последующим улучшением – позитивное отношение, с ухудшением – конфликт с данным человеком;
в).
Спонтанные комментарии: проясняют смысл рисуемого содержания ребенку, ослабляют внутреннее напряжение. На каком образе были комментарии – на таком человека больше напряжения, возможность конфликта.
Социометрическая проба «День рождения»
Этот тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда необходимо провести исследования отношения ребенка к детям и взрослым. Тест проводится индивидуально и коллективно (с младшими школьниками), в форме игры.
Инструкция: «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечей столько, сколько тебе лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – что это? Конечно, стулья. Выбери стул, на котором ты сядешь. Давай твой стул отметим – звездочкой или снежинкой? (Ответ позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девочки – снежинку).
Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (около кружочку пишется имя, а в кружочке – порядок выбора).
Ребенок называет имена людей, игрушки, животных…
Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребенок.
После четвертого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать , или уберем (зачеркнем) стульчики?» (Ответ ребенка дает нам возможность предположить его потребности в общении).
Когда ребенок заполнит все десять «стульчиков», задаем вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь еще кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».
Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики» в промежутках, иногда даже заполняют второй ряд.
Анализ результатов
- Потребность в общении:
а).
желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые;
б).
желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачеркиваются) «СТУЛЬЯ»;
в).
Несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных;
2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются радом с «именинником», 3. Значимость социальных окружений:
а).
количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта общения с ними;
б).
преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача и т.д.) – значимая среда в общении;
в).
Половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.
Психолог, педагог, предлагая ребенку игру «День рождения», прикасается к личному миру малыша. Необходимо помнить о доверительном контакте с ним.
В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты для дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «Стулья» будут разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места, тенденции на лидерство (крупный стул) или неуверенность (маленький стул).
В том случае, когда социальная проба не даст психологу необходимой информации, можно повторить игру, предложить нарисовать еще стол: для взрослых (если за предыдущим столом расположились только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые), а, может быть, стол для людей (если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные).
Новый стол начинаем вновь с пирога, со свечек, со звездочки или снежинки и задаем уже знакомые вопросы.
Анализируя результаты, необходимо учитывать вспомогательную задачу теста и ситуативность ребенка. Для углубленного социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие социальные пробы, методики, тесты («Рисунок семьи», методику Рене Жиля, игру «Секрет», социометрические опросники и др.).
Социометрический опросник (для детей)
Данный опросник используется в работе с детьми старше 5 лет для исследования эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью опросника можно получить информацию об адаптации ребенка в образовательном учреждении (социум детского сада, школы), о реализации потребности в общении. При использовании опросника в детском коллективе выявляются популярные и непопулярные дети, значимые воспитателя (учителя).
Опросник состоит из пяти частей. В каждой части по 10 вопросов. В 1 ЧАСТИ ИССЛЕДУЮТСЯ ОТНОШЕНИЯ Со сверстниками, во П – отношения в семье, в Ш – отношения с воспитателями, учителями, в 1У – отражается значимость образа воспитателя, учителя, в У – исследуется рефернтная группа ребенка.
Опросник можно предлагать детям в устной или письменной форме; индивидуально или коллективно.
Результаты анкеты оформляются в специальную таблицу (социоматрицу) или в социометрический рисунок (социограмму).
Вопросы
1. Часть
1. С КЕМ ТЫ ОБЫЧНО ИГРАЕШЬ? 2. С кем тебе нравится играть больше всего?
3. Если бы тебе предложили назвать тех детей, кого нужно
перевести в другую группу, то кого бы ты назвал?
4.если бы тебя перевели в другую группу, то кого бы ты взял с собой?
- Если бы тебя угостили тремя конфетами, то с кем бы ты поделился?
- С кем из детей ты бы хотел сидеть рядом?
- С кем из детей ты не хотел бы сидеть радом?
- КОГО ИЗ ДЕТЕЙ ТЫ НЕ ХОТЕЛ БЫ ПРИГЛАСИТЬ НА СВОЙ ДЕНЬ рождения?
- КОГО ИЗ ДЕТЕЙ ТЫ ХОТЕЛ БЫ ПРИГЛАСИТЬ НА СВОЙ ДЕНЬ рождения?
- С кем из детей ты хотел бы жить по-соседству?
П часть
1. С кем ты любишь играть дома?
2. С кем ты не любишь играть дома?
3. С кем ты любишь заниматься дома?
4. С кем ты не любишь заниматься дома?
5. С КЕМ ТЫ ЛЮБИШЬ СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР ДОМА? 6. С кем ты не любишь дома смотреть телевизор?
7. С кем ты любишь гулять?
8. С кем ты любишь вместе обедать?
9. Если бы у тебя было два билета в цирк, то с кем бы ты пошел?
10. На кого в семье ты хотел бы быть походим?
Ш часть
- С кем из воспитателей тебе интересно на занятиях?
- С кем из воспитателей тебе не интересно на занятиях?
- С кем из воспитателей тебе интересно на прогулке?
- С кем из воспитателей тебе не интересно на прогулке?
- На кого из воспитателей ты хотел бы , чтобы были похожи другие воспитатели?
- На кого из воспитателей ты хотел бы быть похожим?
- Кто из воспитателей самый добрый?
- Кто из воспитателей самый строгий?
- Кому из воспитателей ты расскажешь о своих неприятностях?
- С кем из воспитателей тебе хотелось бы пойти на экскурсию?
1У часть
- Тебе хочется побыть около воспитателя или поиграть с ребятами?
- На экскурсии в автобусе ты сядешь рядом с воспитателем или с ребятами?
- На занятии, если ты не понял вопрос, ты спрашиваешь у воспитателя или у ребят?
- Если ты отмечаешь день рождения всей группой, ты пригласишь воспитателя?
- Если тебя воспитатель просит помочь, ты выполняешь с радостью или тебе это безразлично?
- Если у тебя происходит радостное событие, ты расскажешь об этом воспитателю или промолчишь?
- Тебе нравится, когда тебя хвалят воспитатель или тебе это безразлично?
- У воспитателя день рождения, ты хотел бы сам подарить ему цветы или хочешь, чтобы это сделал кто-нибудь другой?
- Если в транспорте ты случайно встретил воспитателя, ты подойдешь к нему или вделаешь вид, что не заметил его?
- Ты хотел бы быть похожим на своего воспитателя?
У часть
1. Когда тебе грустно, кого ты хочешь видеть рядом с собой?
2. Когда тебе грустно, кого ты не хочешь видеть рядом с собой?
3. Когда тебе весело, кого ты хочешь видеть рядом с собой?
4. Кому ты расскажешь о своем секрете?
5. Кому ты не будешь рассказывать о своем секрете?
6. С кем ты хотел бы заниматься любимым делом?
7. С кем ты не хотел бы заниматься любимым делом?
8. С кем ты хотел бы поделиться конфетой?
9. На кого ты хотел бы быть похожим?
10. На кого ты не хотел бы быть похожим?
Методика определения самооценки дошкольника
Теоретическая и практическая значимость изучении самосознания , включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей, настолько велика, что предопределила необходимость использовании этой методики для диагностики самооценки ребенка.
Ребенку предлагаются шесть вертикальных отрезков одинаковой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку из 5 ступеней (методика В.Г. Щур), где верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. Просят отметить крестиком на каждой ступеньке свое место «среди всех людей» по уровням, соответственно «Здоровья», «ума», «характера» «счастья», «красоты», «доброты», Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность – «счастье» и частные самооценки – «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта». (здоровый- больной, умный – глупый, хороший (характер) – плохой, красивый – некрасивый, добрый – злой, счастливый – несчастный).
Для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый…) Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка.
После выполнения этого задания ребенок отмечает условным обозначение (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же как он оценил себя или дают более высокую оценку – ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
Можно добавлять или изменять названия уровне (например, большой – маленький)
Методика используется для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей детского сада.
Методика родительских оценок и притязаний
Анкета позволяет использовать ее для сравнительной характеристики оценочного отношения родителей (воспитателей) личности ребенка, анализировать расхождения в оценках воспитателей, родителей, самого ребенка.
Специальная таблица отражает результаты оценок и самооценки ребенка.
Анкета состоит из 16 пунктов, которые называют психические процессы и способности ребенка. Родителям и воспитателям предлагается оценить по пятибальной системе выраженность у ребенка определенных способностей и психических процессов:
5 баллов – очень высокая
4 балла – высокая
3 балла – средняя
2 балла – низкая
1 балл – очень низкая
0 баллов – отсутствие выраженности.
В конце анкеты оценочные баллы суммируются, анализ суммы и оценок по каждому пункту дает необходимую информацию.
АНКЕТА
Дошкольное учреждение (номер)______________________
Группа____________Возраст ребенка______________
Фамилия, имя ребенка
№ |
Названия психических процессов и способностей ребенка |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Пазнавательная активность (вопросы, рассуждения, анализ, синтез) |
|
|
|
|
|
|
2 |
Внимательность усидчивость |
|
|
|
|
|
|
3 |
Память (запоминание, сохранение, воспроизведение) |
|
|
|
|
|
|
4 |
Эмоциональность, чувствительность, выразительность мимики
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Речевые особенности (словарь, грамматический строй, звукопроизношение, дикция, интонационная выразительность) |
|
|
|
|
|
|
6 |
Умение общаться со взрослыми |
|
|
|
|
|
|
7 |
Умение общаться со сверстниками (успех, лидерство) |
|
|
|
|
|
|
8 |
способности к математике, технике |
|
|
|
|
|
|
9 |
Способности к рассказыванию, к чтению стихотворений (гуманитарные) |
|
|
|
|
|
|
10 |
Способности к музыке |
|
|
|
|
|
|
11 |
способности к изодеятельности |
|
|
|
|
|
|
12 |
Способности к движениям (физические способности) |
|
|
|
|
|
|
13 |
способности к языкам |
|
|
|
|
|
|
14 |
Творческая активность |
|
|
|
|
|
|
15 |
Умение играть, самостоятельно создавать сюжеты, правила игры |
|
|
|
|
|
|
16 |
Организаторские способности |
|
|
|
|
|
|
СУММА |
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И.О. (взрослого, заполняющего анкету) ________________________________________________________
Для диагностики притязаний, родителям ребенка предлагается в этой анкете ручкой другого цвета проставить желаемые баллы, т.е. родителям должны отразить свои пожелания в анкетной таблице по каждому пункту. Таким образом, в данной методике наглядно предстанет разница между родительскими оценками детей и родительскими притязаниями на их развитие.
Внутриличностные проблемы ребенка обостряются в том случае, когда родительские притязания и реальные психологически возможности малыша не совпадают. Иногда это приводит к невротическим нарушениям личности ребенка. Чтобы предотвратить негативные последствия, рекомендуется выяснить реальные интеллектуальные и эмоциональные возможности дошкольника.
Одним из заданий, входящих в экспресс-диагностику познавательных процессов ребенка является задание «Волшебные картинки» и «Попугайчик» (вербальная методика):
Задание «Попугайчик»
А. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной непонятные звуки, как это делал попугайчик:
То-ца-му
То-ца-му-дэ
То-ца-му-дэ-ни
То-ца-му-дэ-ни-зу
То-ца-му-дэ-ни-зу-па
То-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки
То-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча
То-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча-ле
Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко)
В. Когда попугайчик научился запоминать слова, то ему захотелось подсказывать нужные слова своим друзьям. Я сейчас буду говорить начало предложения, а ты его будешь заканчивать. Например: лимон кислый, а сахар сладкий.
Днем светло, а ночью…
Ходишь ногами, а бросаешь…
Девочки вырастают и становятся женщинами, а мальчики…
У птицы перья, а у рыбы…
Оценивая результаты, анализируются:
А – кратковременная слуховая память (эхо-память), слуховое внимание, фонематический слух (хороший результат – более пяти слогов);
В – объем слуховой памяти (словесной памяти), слухового внимания (хороший результат – более пяти слов);
В – способности ребенка к аналогиям.
Задание «Волшебные картинки»
Используются :
а) три картинки: 1-я разрезана на две части; 2-я – на четыре; 3-я – на шесть частей;
б).
серия сюжетных рисунков (3-4 картинки).
А. В этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Взрослый предлагает сначала сложный уровень – 6 частей, затем средний – 4, последний – 2 части. После того, как ребенок сложит картинку, предлагается придумать рассказ или рассказать, что на ней изображено,)
Б. А другие картинки не ломаются, зато они все время путаются. Какая картинка должна быть первой, второй?… Разложи их по порядку и придумай рассказ.
Оценивая результаты, анализируются:
А – целостность восприятия образа; особенности наглядно-образного мышления, умение рассказывать по одной картинке, связность речи, контекстность речи;
Б – развитие логического мышления, умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связность речи, контекстность речи.
Тест «Страхи в домиках»
(модификация М.А. Панфиловой)
Тест предназначен для диагностики страхов у детей и подростков.
В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.
Инструкция: В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай, в каком доме они будут жить. Дом мы закроем на замок, а ключ выбросим, и никогда страх из дома не выйдет!
Страхи:
- когда остаешься дома один
- нападения, бандитов
- заболеть, заразиться
- умереть
- того, что умрут твои родители
- каких-то людей
- маму или папу
- того, что они тебя накажут
- Бабы Яги, Кощея Бессмертного, БАрмалея, Змея Горыныча, чудовищ
- опоздать в детский сад
- перед тем, как заснуть
- страшных снов
- темноты
- волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
- машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
- бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
- когда очень высоко (страх высоты)
- когда очень глубоко (страх глубины)
- маленькой, тесной комнаты, помещения, туалета(страх замкнутого пространства)
- воды
- огня
- пожаров
- войны
- больших улиц, площадей
- врачей (кроме зубных)
- крови
- уколов
- боли (когда больно)
- неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.
Возрастные нормы (по А.И Захарову)
Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)
Возраст 3 года: — число страхов: 9 — у мальчиков, 7 – у девочек
Возраст 4 года: — число страхов: 7 — у мальчиков, 9 – у девочек
Возраст 5 лет: — число страхов: 8 — у мальчиков, 11 – у девочек
Возраст 6 лет: — число страхов: 9 — у мальчиков, 11 – у девочек
Возраст 7 лет: — число страхов: 9 — у мальчиков, 12 – у девочек
Возрастные особенности проявления страхов:
8 мес. – боязнь незнакомых людей
1,5 – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.
После 1 года — страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.
2 года – страх наказания со стороны родителей2, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.
Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Старший дошкольный возраст – страхи смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, войны. У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием и сказочных персонажей.