Место учебной практики в структуре ОП ВО

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Наименование учебной практики ____Педагогическая__________________

________________

Рекомендуется для направления подготовки/специальности

________ 37.03.01 «Психология»____________

(указываются код и наименование направления подготовки (специальности))

 

Направленность программы (профиль)

 

«Психология»

(наименование образовательной программы в соответствии с направленностью (профилем))

 

Квалификация выпускника _______бакалавр__________________

указывается квалификация выпускника в соответствии с приказом Минобрнауки Росси от 12.09.2013г. №1061)

 

Цели учебной практики ______Педагогическая______________________________

Целью учебной практики ____педагогической______________ является

формирование профессиональных педагогических компетенций (навыков), связанных с проектированием и реализацией учебно-воспитательного процесса преподавания психологии в системе среднего образования.

(Указываются цели учебной практики, соотнесенные с общими целями ОП ВО, направленные на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности).

Задачи учебной практики ________Педагогическая____________________________

Задачами учебной практики __________педагогической________ являются

— знакомство студентов с содержанием, формами и технологиями обучения в системе среднего образования;

— формирование навыков планирования и проведения учебной, учебно-методической, учебно-воспитательной и диагностической работы в группах учащихся средних учебных заведений;

— выработка у студентов навыков самостоятельного анализа занятий;

— углубление и закрепление теоретических знаний студентов по психологии, педагогике, педагогической психологии и методике преподавания психологии в системе среднего образования;

— организация условий применений полученных ими знаний на практике;

— развитие профессиональной рефлексии;

— обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, педагогических способностей;

9 стр., 4273 слов

НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ направления «Психология»

... ». Методическое руководство и контроль прохождения практики осуществляют назначенные приказом ректора руководители практики от кафедры «Психология». Учебная практика для студентов, ... учебной практики является формирование прочных умений и навыков проведения психологических исследований и анализ их результатов. Общее руководство учебной практикой осуществляет заведующий кафедрой «Психология ...

— приобретение опыта просветительской деятельности с целью повышения уровня психолого-педагогической культуры общества;

— привитие студентам интереса к педагогической деятельности;

— развитие навыков диагностической и коррекционной работы, оформления документации.

____________________

(Указываются конкретные задачи учебной практики, соотнесенные с видами и задачами профессиональной деятельности)

Место учебной практики в структуре ОП ВО

Педагогическая практика является обязательной частью основной образовательной программы подготовки бакалавров. Педагогическая практика включена в раздел М3 Практика и научно-исследовательская работа.

Педагогическая практика закладывает основы организации педагогической деятельности преподавателя в системе среднего образования. Сформированные во время практики компетенции обеспечивают эффективное освоение компонентов педагогической деятельности. педагогическая практика направлена на формирование компетенций для решения практических задач в сфере профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическая практика базируется на изучении следующих дисциплин: «Педагогика», «Методика преподавания психологии в системе среднего образования», «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психология личности», «Общий психологический практикум», «Спецпрактикум по социальной психологии», «Педагогическая психология».

_________

(Указывается циклы (разделы) ОП ВО, предметы, курсы, дисциплины, учебные практики, на освоении которых базируется данная практика. Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи данной практики с другими частями ОП ВО.

Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ОП ВО и необходимым при освоении данной практики.

Указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых прохождение данной практики необходимо как предшествующее).

Формы проведения учебной практики _____________________________________

полевая

__________

(Указываются формы проведения практики. Например, полевая, лабораторная, заводская, архивная и т.д.).

Место и время проведения учебной практики _______________________________

Практика проводится на 3 курсе бакалавриата во 2 семестре в течение 2 недель на базе средних учебных заведений.

_____

(Указываются место проведения практики, объект, организация и т.д. Указывается время проведения практики).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики ______педагогическая_____________________ .

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих компетенций:

 

Общекультурные компетенции (ОК)  
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК-2 способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
В педагогической деятельности
ПК-10 способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий
ПК-11 способностью к использованию дидактических приѐмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
ПК-12 способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
     

____________

(Указываются практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции, приобретаемые на данной практике)

Структура и содержание учебной практики _______педагогическая______________

Общая трудоемкость учебной практики составляет _____ зачетных единиц _______ часов.

 

№ п/п Разделы (этапы) практики Содержание раздела Трудоемкость Формы текущего контроля
        Организационный этап Установочная конференция     Устный опрос, выявляющий усвоение основных положений (подпись в бланке инструктажа)
Ознакомление с целями, задачами, содержанием, сроками и порядком прохождения практики, характером отчетности, требованиями, принципом оценки работы. Распределение учащихся по базам практик, знакомство с методистами, выбор старост групп.  
Ознакомительный этап       Ознакомление с документами, регламентирующими работу психолога в образовательном учреждении. Изучение и анализ материально-технической и методической оснащенности кабинета (рабочего места) психолога Ознакомление с обучающими, развивающими и коррекционными программами, используемыми психологом в образовательном учреждении Наблюдение и анализ уроков, наблюдение проведения психологической диагностики, тренинговых, психокоррекционных и психопрофилактических занятий     Письменное описание в дневнике практиканта за подписью руководителя практики от организации Протокол наблюдения и анализа урока (занятия): фиксируется в дневнике практики и подписывается учителем, проводившим урок Схема диагностики (методики, процедура проведения, оформление результатов).

Фиксируется в дневнике практики. Руководитель со стороны организации расписывается.   Контроль посещения занятий, проверка дневников практики.

Учебная работа   Проведение просветительского мероприятия: выступление /презентация по актуальным для участников образовательного процесса (учащиеся, родители, педагоги) темам.   Обсуждение проведенного мероприятия.     Проверка планов-конспектов мероприятия.   Протокол обсуждения мероприятия, заверенный подписями руководителей практики с рекомендуемыми оценками.   Контроль посещения занятий, анализ проведенных занятий.    
Методическая работа Изучение методической литературы, рабочих программ по психологическим дисциплинам в средних учебных заведениях. Подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями планируемых занятий. Подготовка учебно-методических материалов для проведения занятий. Разработка плана-конспекта занятия. Контроль посещения занятий, проверка методических материалов, дневников.
Диагностическая работа   Проведение диагностики личности и группы (включая социометрию)   Обработка и интерпретация полученных данных.   Написание психологической характеристики учащегося / классного коллектива с разработкой рекомендаций     Проверка характеристик учащегося и классного коллектива.
Воспитательная работа Подготовка и проведение воспитательного мероприятия с последующим анализом. Проверка плана-конспекта воспитательного мероприятия с отчетом о его проведении.  
Заключительный этап Подготовка отчетных документов. Заключительная конференция. Подведение итогов практики. Анализ эффективности практики. Оценка результатов практики. Проверка отчетных документов.

 

За время практики студенту необходимо выполнить следующие задания (инвариантная часть):

— проанализировать урок

— провести внеклассное мероприятие по предмету (мероприятие может проводиться в виде этической беседы, круглого стола, диспута, дискуссии и др.);

— проанализировать проведенное мероприятие

— дать характеристику классного коллектива

— дать характеристику личности обучающегося

 

Вариативная часть заданий определяется руководителями практики от организации самостоятельно с учетом запроса работодателей. Определяется содержание индивидуального задания. По окончании практики студенты составляют отчет.

Примечание: к видам учебной работы на учебной практике могут быть отнесены: ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического и литературного материала, наблюдения, измерения и др., выполняемые как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

В ходе прохождения практики студенты применяют методы традиционного, проблемного, программированного обучения, активные и интерактивные технологии обучения.

.________________________________________________________________

(Указываются образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые при выполнении различных видов работ на учебной практике).

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике ____педагогическая________________________ .

(Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно).

 

Анализ урока:

1. Проведите психолого-педагогический анализ урока;

2. Проведите психолого-педагогический анализ воспитательного мероприятия;

3. На основе наблюдения сформулируйте психологические гипотезы о (1) причинах поведения ребенка, (2) особенностях взаимодействия педагога и ребенка. Опишите анализируемые случаи, зафиксируйте свои гипотезы;

4. Исходя из выдвинутых гипотез сформулируйте заказ школьному педагогу-психологу;

5. По результатам Вашей деятельности в профессиональных ролях представьте личностную и профессиональную рефлексию, ответив на вопросы: Какова Ваша профессиональная позиция? Что мешает Вам в реализации профессиональных ролей, почему? Что помогает Вам в деятельности педагога? Оцениваете ли Вы педагогическую деятельность как «свою» или предполагаете реализацию в других профессиях, почему?

 

Проектирование урока, воспитательного мероприятия:

1. Спроектируйте урок, основываясь на психологических особенностях восприятия, мышления, актуальном опыте учащихся определенного возраста и реализующий комплекс задач (образовательных, воспитательных, развивающих) с использованием современных образовательных технологий.

2. Основываясь на психологических особенностях восприятия, мышления, социального взаимодействия, социальных представлений, актуальном опыте учащихся определенного возраста спроектируйте важное для развития детей/подростков воспитательное мероприятие;

3. По актуальному поводу или по запросу родителей спроектируйте беседу с родителями с целью выработать общие подходы в воспитании или обучении

ребенка;

4. По результатам Вашей деятельности в профессиональных ролях представьте личностную и профессиональную рефлексию, ответив на вопросы: Какова Ваша профессиональная позиция? Что мешает Вам в реализации профессиональных ролей, почему? Что помогает Вам в деятельности педагога? Оцениваете ли Вы педагогическую деятельность как «свою» или предполагаете реализацию в других профессиях, почему?

 

Составление характеристики класса:

На основе личного наблюдения, экспертных оценок учителей, бесед с учениками, социометрического исследования дать педагогическую характеристику классного коллектива.

Составление характеристики личности:

На основе личного наблюдения, беседы с обучающимся, учителями, анализа документации (классного журнала), продуктов деятельности (работ обучающегося), тестирования дать психологическую характеристику личности обучающегося.

Подведение итогов практики осуществляется на итоговой конференции. Участие в конференции является обязательным этапом прохождения практики.

На конференции каждый бакалавр выступает с рефлексивным отчетом по итогам практики (содержание выполненной программы; самоанализ и самооценка деятельности, её успешность и научный характер, причинно-следственные связи; самооценка профессионально-личностного развития на данном этапе обучения, в том числе перспективы своего дальнейшего профессионального и личностного развития).

Отчет сопровождает презентацией основных видов практической деятельности бакалавра.

Педагогическая практика считается завершенной при условии выполнения бакалавром всех требований программы практики.

Итоговая аттестация за педагогическую практику проводится руководителем программы по результатам оценки всех форм отчетности бакалавра. Для получения положительной оценки бакалавр должен полностью выполнить все содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию. Практикант, не выполнивший программу практики или не предоставивший её результаты в установленные сроки, считается неаттестованным.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики _______педагогическая____________________________

а) основная литература:

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии/ Б.Ц. Бадмаев. – М.: Владос, 2010. – 304 с.

Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии/ В.Я. Ляудис. – М.: МГУ, 2009. – 82 с.

Савенков А.И. Педагогическая психология. В 2-х т. Т. 1: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.И. Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с. (2 т. – 240 с.

Современные образовательные технологии/Под ред. Н.В. Бордовской. – М., 2010.

 

б) дополнительная литература:

Аржакаева Т.А., Бачкова И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Генезис, 2012.

Аржакаева Т.А., Бачкова И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 3 классе. – М., Генезис, 2012.

Бадмаев Б.Ц. Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству/ Б.Ц. Бадмаев, А.А. Малышев. – М., 1999.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.,- 2000.

Владимирова Ю. Новичок в средней школе: программа адаптационных встреч для пятиклассников / Ю. Владимирова // Школьный психолог. – 2004. –№ 9. – С. 12.

Гаврицкова М. Мы – это много «Я»: программа классных часов для 5-х классов / М. Гаврицкова // Школьный психолог. – 2006. –№ 14. – С. 12.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога: коррекционные игры; Детская конфликтология; Развивающие занятия / Е. Г. Жадько, Г. А. Широкова. – Рн/Д : Феникс, 2011. – 315 с.

Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)/ В.П. Зинченко. – М., 2002.

Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.

Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы: Психологическая готовность к школьному обучению; Адаптация детей к школе; Психодиагностика младшего школьника и др. / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Рн/Д : Феникс, 2011. – 443 с.

Казарова Е. Программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся / Е. Казарова // Школьный психолог. – 2007. – № 2. – С. 18-34.

Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе / Е. Г. Коблик. – М. : Генезис, 2003. – 122 с.

Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000.

Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии/ К.М. Левитан. – М., 1994.

Немов Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 640 с.

Овчарова Р. В. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. психол. фак. ун-тов / Р. В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 448 с.

Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед.спец. высш.учебн.заведений/ А.И. Зазюн. И.А. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; Под ред. А.И. Зязюна. – М., 1989.

Останина, Н. «Я и школа» (программа адаптации пятиклассников) / Н. Останина, С. Вертиплахова // Школьный психолог. – 2003. – № 18, 41.

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.

Пеньевская И. Алые паруса: адаптационное занятие для 5-го класса / И. Пеньевская // Школьный психолог. – 2005. – № 14. – С. 9.

Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг: Избранные труды/ Л.А. Петровская. – М., 2007.

Подласый И.П. Педагогика: В 2-х тт. – М., 2000.

Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.

Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы) / Н. С. Пряжников. – М. : ВАКО, 2005. – 288 с.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 1999.

Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993

Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников / Г. Семенова // Школьный психолог. – 2004. – № 10, 18, 21.

Соловьева Н. Золотые ворота: психологическая игра для учащихся 3-4 классов / Н. Соловьева // Школьный психолог. – 2004. – № 18. – С. 16.

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.

Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. – Педагогика и психология. – Педагогика/ Ю.Г. Фокин. – М., 2008.

Хагенхан Б., Олсон М. Теории научения/ Б. Хагенхан, М. Олсон. – СПб. Питер, 2004.

Этический кодекс психолога службы практической психологии образования России // Школьный психолог. – 2003. – № 36. – С. 17.

_______

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Microsoft Office, SPSS, Интернет-ресурсы:

1) Science Direct

URL: http://www.sciencedirect.com

Описание: Ресурс содержит коллекцию научной, технической и медицинской полнотекстовой и библиографической информации.

Elsevier (платформа Science Direct)

2) URL: http://diss.rsl.ru

Описание: «Электронная библиотека диссертаций (РГБ) (бывшая библиотека им. Ленина)»

3) Oxford University Press

URL:

Описание: Журналы по гуманитарным и социальным наукам Oxford University Press представленные в коллекции HSS.

4) Sage Publications

URL: http://online.sagepub.com,

Описание: база публикаций Sage включает в себя журналы по разным отраслям знаний: Sage_STM – более 100 журналов в области естественных наук, техники и медицины (Science, Technology & Medicine); Sage_HSS – более 300 журналов в области гуманитарных и общественных наук ( Humanities & Social Sciences).

5) Springer/Kluwer

URL: ,

Описание: Журналы и книги издательства Springer/Kluwer охватывают различные области знания и разбиты на следующие предметные категории: Behavioral Science, Biomedical and Life Sciences, Humanities, Social Sciences and Law, Medicine.

6) Tailor & Francis

URL: http://www.informaworld.com,

Описание: коллекция журналов насчитывает более 1000 именований по всем областям знаний из них около 40 журналов HSS (Humanities & Social Sciences: в области гуманитарных и общественных наук).

7) Web of Science

URL: . com

Описание: Web of Science – база данных по научному цитированию института научной информаии.

8) Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)

URL: http://elibrary.ru/

9) Университетская информационная система РОССИЯ.

URL:

10) Госты система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу//

11) Библиотека РУДН// http:// lib.rudn.ru

12) Журнал «Вопросы психологии»// http://www.voppsy.ru

13) Официальный сайт института психологии РАН

http://www.ipras.ru/show.php

14) Сайт «Флогистон»

http://flogiston.ru/

15) Интернет-проект Psy-files.ru

16) Журнал «Вестник Московского университета». Серия психология.

http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html

17) Национальный психологический журнал

http://www.psy.msu.ru/science/npj/index.html

18) Библиотека психологической литературы на иностранных языках им.В.В. Лучкова

http://www.psy.msu.ru/science/luchkov/index.html

19) Сборник научных статей Psychology in Russia: State of the Art («Психология в России: современное состояние»).

http://www.psy.msu.ru/science/psyrussia/about_ru.html

20) Авторефераты кандидатских диссертаций факультета психологии МГУ

http://www.psy.msu.ru/science/autoref/index.html

 

____________

Материально-техническое обеспечение учебной практики

Классы с мультимедийным оборудованием, оборудованный кабинет психолога.

Психологический инструментарий, разработанный государственным предприятием «ИМАТОН», включающий в себя диагностические методики, изучающие интеллектуальные способности, личностные качества, креативные способности, психофизиологические свойства, а также коррекционно-развивающие комплексы;

Microsoft Office;

Поисковые системы – www.yandex.ru, www.google.ru, www.rambler.ru

Электронная бесплатная библиотека – http://www.liblife.ru;

Электронная библиотека RoyalLib.ru (книги по психологии) – http://royallib.ru;

Полнотекстная библиотека – http://www.psycho.ru;

Каталог психологических сайтов – ;

Все о психологии : организации, аудио и видеоматериалы, публикации – http://www.prometeus.nsc.ru/guide/guide/sci11.ssi;

PSyberLink – Психологическая сеть российского Интернета – http://psyberlink.flogiston.ru;

Библиотека психологической литературы – http://bookap.info;

Библиотека русского гуманитарного Интернет-университета – ;

Большой психологический словарь – http://www.psyhodic.ru/oblako-tegov/vozrastnaya-psikhologiya.html;

Федеральные государственные стандарты – ;

Этические стандарты психолога. Общие принципы – .

Психологическая диагностика:

Иматон – http://www.imaton.com;

Амалтея – http://www.lanberg.ru/shop/meth/amalteya;

Психрон – http://www.psytest.ru;

УМК «Психология» – http://psychosoft.ru;

Лаборатория «Гуманитарные технологии» – http://www.ht.ru/cms;

Когито-Центр – http://www.cogito-centre.com;

Прект ВААЛ (система психосемантического анализа) – http://www.vaal.ru.

Психологическая периодика:

1. Электронный журнал «Психологическая наука и образование PSYEDU.ru» – http://psyjournals.ru/psyedu_ru/index.shtml;

2. Вестник практической психологии образования – http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/index.shtml;

3. Издание института психологии РАН – http://psyberlink.flogiston.ru/internet/journ_ru/j_ip.htm;

4. Культурно-историческая психология – http://psyjournals.ru/kip/index.shtml;

5. Новое в психолого-педагогических исследованиях – http://elibrary.ru/title_about.asp?id=28257;

6. Научный электронный журнал «Психологические исследования» – ;

7. Журнал «Развитие личности» – http://rl-online.ru/index.html;

8. Газета «Школьный психолог» – ;

9. Психологическая газета – регулярное электронное издание – http://www.psy.su;

10. Журнал «Вопросы психологии» – http://www.voppsy.ru;

11. Московский психологический журнал – http://magazine.mospsy.ru.

Уроки психологии в школе//

Практическая психология образования/ Под ред. И.В.Дубровиной//

Методика преподавания психологии// http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/162-prepodavanie-psixologii/1310-metodika-prepodavaniya-psixologii

Психологическая характеристика ученика. Образец// http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/63-documentation-plans-reports-specifications/643-psychological-characteristics-of-student

Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов// http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/71-blanks-and-file-for-diagnostics/641-card-indexes-diagnostic-methods-for-different-age-periods-2

Интернет-зависимость// http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/1855-internet-zavisimost-

_________

(Указывается материально-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебной практики. Например: лаборатории, специально оборудованные кабинеты, полигоны, измерительные и вычислительные комплексы, транспортные средства, бытовые помещения, соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении учебных и научно-производственных работ).