Место учебной практики в структуре ООП

ИНСТИТУТ ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Решением Ученого совета НОУ ВПО ИЗУ ВПА

(протокол №____ от______________)

Председатель Ученого совета

____________________ И.Б.Богородицкий

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

для студентов, обучающихся по направлению 38.03.02

«Менеджмент»

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Тула – 2016

 

Программа учебной практики подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 38.03.02 «Менеджмент».

 

Составитель программы – старший преподаватель кафедры общих гуманитарных и социально-правовых дисциплин Музыченко Л.С.

Рецензент — Лобанова А.В., доцент кафедры специальной психологии Тульского Государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого, кандидат психологических наук.

 

Настоящая рабочая учебная программа обсуждена и одобрена:

— на заседании кафедры общих гуманитарных и социально-правовых дисциплин «25» августа 2015 г. Протокол заседания кафедры №1.

— на заседании Учебно-методического совета Института «26» августа 2015 г. Протокол №1.

— на заседании Ученого совета Института «28» августа 2015 г. Протокол №7.

 

 

1. Цели и задачи учебной практики

 

Учебная практика — первый вид практики, поэтому ее целью является формирование практический умений в соответствии со следующими компетенциями, указанными в Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению 38.03.02 «Менеджмент».

При прохождении учебной практики студенты углубляют знания в области социально-значимых проблем; умения в области деловых коммуникаций, правил деловой переписки, деловых переговоров.

Главной задачей практики является формирование первичных профессиональных коммуникативных навыков студента на основе использования его теоретических знаний.

Также, учебная практика направлена на решение следующих задач:

· Углубление и закрепление теоретических знаний студентов в области социологии, психологии, информатики;

· Изучение правил делового общения, организации деловых переговоров, подготовки публичного выступления;

· Овладение навыками и приемами ведения деловой беседы, составления деловых бумаг;

9 стр., 4098 слов

Психодиагностическая практика 2

... Кафедрой психологии учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» (протокол № ____от ___________2010 г.) Советом ... освобождаются от аудиторных занятий. Практика, являясь частью учебного процесса, проводится на базе ... деловая игра, круглый стол и т.п.). Отчёт о проделанной работе включает в себя программу по профориентации, результаты диагностики (протоколы ...

· Приобретение навыков анализа социально-значимых проблем и процессов;

· Рассмотрение особенностей ведения и оформления электронных коммуникаций.

Содержание учебной практики устанавливается исходя из квалификационных характеристик направления «Менеджмент».

 

Место учебной практики в структуре ООП

В соответствии с общими требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к основной образовательной программе подготовки выпускника по направлению 38.03.02 «Менеджмент» данная программа должна содержать в качестве обязательного элемента проведение учебной практики.

Практика студентов является важным этапом учебного процесса, необходимой частью подготовки высококвалифицированных специалистов-менеджеров. Она позволяет студентам применить полученные в ходе обучения знания в практической деятельности.

Требования к уровню подготовки студента — сформированность системных знаний по дисциплине «Философия», «Конфликтология»; владение умениями применять полученные знания в практической (учебной) деятельности. По итогам изучения вышеназванных дисциплин у студентов должны быть на начальном этапе частично сформированы следующие компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-7-8, ОК-10, ОК-12.

В целях регламентации организации практического обучения студентов НОУ ВПО Института законоведения и управления ВПА разработана настоящая программа проведения учебной практики с учетом следующих нормативно-методических документов:

Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

Положения о порядке организации и проведения практики (стажировки) студентов НОУ ВПО «Институт законоведения и управления ВПА» по направлениям «Менеджмент», «Управление персоналом»;

Рабочего учебного плана;

Рабочих учебных программ по дисциплинам.

 

3.Требования к результатам прохождения учебной практики

 

Процесс прохождения учебной практики направлен на формирование следующихкомпетенций:

Общепрофессиональные

способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);

способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);

4 стр., 1921 слов

Задания по педагогической практике для студентов III курса

... практики. Анализ основных направлений деятельности студентов в период педагогической практики: 1. Анализ подготовительной работы студента к педагогической практике. 2. Изучение образовательной системы школы. 3. Учебная деятельность студента. 4. Воспитательная деятельность студента ...

Профессиональные

владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде (ПК-2).

В результате прохождения учебной практики студент должен:

Знать:

— психологические основы общения, восприятия, оценки, понимания и организации совместной деятельности людей;

— функции и виды общения, включая специфические виды деловых коммуникаций: деловая беседа, совещание, переговоры, переписка и др.;

— этапы и компоненты коммуникационного процесса;

— основные правила бесконфликтного общения и взаимодействия, виды аргументов и правила аргументирования;

— этические нормы общения и телефонных переговоров;

— правила оформления документации в электронном виде;

— виды и структуру программ социологического исследования;

Уметь:

— вести деловую переписку;

— грамотно составлять деловые письма;

-анализировать социальнозначимые проблемы и процессы;

Владеть:

— навыками ведения деловых коммуникаций.

 

4. Структура и содержание учебной практики

 

В соответствии с утвержденным учебным планом подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент» учебная практика проводится в объеме шести недель.

Трудоемкость учебной практики составляет 9 зачетных единиц или 324 академических часа, в том числе

на очной форме обучения 60 часов — аудиторные занятия, 264 часов – самостоятельная работа;

на заочной форме обучения 24 часа — аудиторные занятия, 300 часов – самостоятельная работа.

Структурно курс представлен 4 темами. Тематика, включенная в разделы учебной деятельности по дисциплине в соответствии с ФГОС ВПО, унифицирована для всех форм обучения, что обеспечивает единство образовательного пространства.

Общее методическое руководство учебной практикой студентов осуществляет кафедра общих гуманитарных и социально-правовых дисциплин.

Учебная практика обеспечивает последовательность овладения навыками профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки бакалавра.

 

Организация учебной практики

Общее руководство учебной практикой осуществляет руководитель практики.

Руководитель практики:

Обеспечивает студентов программой практики;

Проводит индивидуальные консультации со студентами;

Создает необходимые условия и предпосылки для сбора материала студентами-практикантами и выполнения ими заданий;

Решает спорные вопросы, связанные с выполнением студентами-практикантами индивидуальных заданий;

По завершении практики осуществляет проверку собранных материалов и консультирует по вопросам подготовки отчета по практике;

По окончании практики оценивает работу студентов и выдает им характеристику.

Руководитель практики несет ответственность за своевременную и четкую постановку задач студенту, за полноценное его консультирование, за объективность оценки его работы.

Организация и учебно-методическое руководство учебной практикой студентов осуществляется кафедрой общих гуманитарных и социально-правовых дисциплин. Ответственность за организацию и проведение возлагается на преподавателей профилирующих дисциплин.

Руководитель практики организует деятельность студентов в дни прохождения практики, придерживаясь предложенного плана, консультирует студентов по вопросам прохождения практики и составлению отчётов, помогает в подборе и систематизации материалов, контролирует выполнение.

В ходе практики студент-практикант обязан:

Выполнить работы, предусмотренные программой практики;

Систематически отчитываться перед руководителем о проделанной работе;

Подготовить материал, необходимый для составления отчета по практике;

В течение 3-х дней по окончании практики предоставить отчетные документы руководителю практики;

Защитить отчет по практике (в соответствии с графиком защиты практики).

По окончании практики студенты сдают зачет с дифференцированной оценкой. При подведении итогов работы студента учитываются отзыв руководителя (приложение 1) и ответы студента на замечания.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на пересдачу в установленный деканатом срок.

Студенты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из Института как имеющие академическую задолженность в установленном порядке.

Содержание учебной практики

Анализ социально значимых проблем

ОПК-2

Виды социологических исследований. Постановка проблемы. Структура программы социологического исследования. Методика проведения опросов. Выборка.

Деловое общение

ОПК-4, ПК-2

Культура речи делового человека. Барьеры в общении и их преодоление. Вербальные и невербальные средства общения. Секреты успешного публичного выступления. Культура ведения полемики. Восприятие и понимание партнера по общению. Законы первого впечатления. Имидж делового человека. Правила проведения деловой беседы.

Деловая переписка

ОПК-4, ПК-2

Деловые письма: письмо-предложение, письмо-запрос, письмо-претензия, благодарственное, гарантийное, информационное письмо, письмо-напоминание, письмо-поздравление, письмо-подтверждение, письмо-приглашение, письмо-просьба, письмо-соболезнование, сопроводительное письмо.

Личные документы: автобиография, доверенность, заявление, объяснительная записка, расписка.

Информационно-справочные документы: докладная записка, протокол, приказ (распоряжение), служебная записка, справка, пресс-релиз.

Правила неофициальной переписки.

Правила составления резюме и прохождения собеседования.

Правила оформления деловой документации в электронном виде.

Деловые переговоры

ОПК-2, ОПК-4, ПК-2

Психологические аспекты переговорного процесса: создание благоприятного психологического климата во время переговоров, психологические приемы ведения переговоров (рефлексивное слушание, типы вопросов, позиции участников переговоров), техники и тактики аргументирования.

Основополагающие правила телефонного общения. Требования к ведению телефонных переговоров. Лексика, фразеология и стилистика телефонного делового общения. Основные этапы телефонного разговора. Психологические техники активного взаимодействия с собеседником во время телефонного разговора.

План-график прохождения учебной практики

№ п/п Содержание (наименование) работ Время Документы (результат)
       
1. Культура речи делового человека. Барьеры в общении и их преодоление. Вербальные и невербальные средства общения. Секреты успешного публичного выступления. Культура ведения полемики. Восприятие и понимание партнера по общению. Законы первого впечатления. Имидж делового человека. Правила проведения деловой беседы. 7 дней Правила преодоления барьеров в общении; Виды жестов и поз, их толкование; Подготовка публичного выступления. Анализ публичного выступления известных людей. Тесты «Ваш стиль общения», «Общительный ли Вы человек?»
2. Деловые письма, личные документы, информационно-справочные документы. Правила неофициальной переписки. Правила составления резюме и прохождения собеседования.   14 дней Письмо-предложение, письмо-запрос, письмо-претензия, благодарственное, гарантийное, информационное письмо, письмо-напоминание, письмо-поздравление, письмо-подтверждение, письмо-приглашение, письмо-просьба, письмо-соболезнование, сопроводительное письмо. Автобиография, доверенность, заявление, объяснительная записка, расписка. Докладная записка, протокол, приказ (распоряжение), служебная записка, справка, пресс-релиз. Составление резюме.  
3. Правила оформления деловой документации в электронном виде. 7 дней Образцы деловой документации в электронном виде.
4. Психологические аспекты переговорного процесса: создание благоприятного психологического климата во время переговоров, психологические приемы ведения переговоров, техники и тактики аргументирования. Основополагающие правила телефонного общения. Требования к ведению телефонных переговоров. Лексика, фразеология и стилистика телефонного делового общения. Психологические техники активного взаимодействия с собеседником во время телефонного разговора.   7 дней 13 рекомендаций по методу принципиального ведения переговоров (Гарвардский университет, США); Тест «Моя тактика ведения переговоров», «Умеете ли Вы себя контролировать?» 20 вопросов для самозащиты перед деловой беседой.  
5. Анализ социально значимых проблем.     7 дней Программа социологического исследования социально значимой проблемы.
  Всего     6 недель Отчет о прохождении учебной практики
 

 

Подготовка студентами отчета по учебной практике

Отчет о прохождении практики является документом, в котором студент сообщает о проделанной за время практики работе. Предполагается следующая структура отчета: титульный лист (приложение 2), введение, дневник прохождения практики с приложением выполненных общих и индивидуальных заданий, заключение, библиографический список.

Во введении обосновываются: цели и задачи практики, место прохождения практики, дата начала и продолжительность практики, основные направления деятельности.

В дневнике прохождения практики (приложение 3) описывается проделанная студентом работа за каждый день.

Общие задания для выполнения всеми студентами-практикантами:

1. Программа социологического исследования социально значимых проблем;

2. Правила преодоления барьеров в общении;

3. Виды жестов и поз, их толкование;

4. Автобиография;

5. Резюме;

6. Доверенность;

7. Расписка;

8. Заявление;

9. Объяснительная записка;

10. Образцы деловой документации, оформленные в электронном виде;

11. 13 рекомендаций по методу принципиального ведения переговоров (Гарвардский университет, США);

12. 20 вопросов для самозащиты перед деловой беседой.

Индивидуальные задания (каждый студент-практикант должен выполнить 5 индивидуальных заданий на выбор):

1. письмо-предложение;

2. письмо-запрос;

3. письмо-претензия;

4. благодарственное;

5. гарантийное письмо;

6. информационное письмо;

7. письмо-напоминание;

8. письмо-поздравление;

9. письмо-подтверждение;

10. письмо-приглашение;

11. письмо-просьба;

12. письмо-соболезнование;

13. сопроводительное письмо;

14. докладная записка;

15. протокол;

16. приказ (распоряжение);

17. служебная записка;

18. справка;

19. пресс-релиз.

Библиографический список должен содержать не менее 10 источников и соответствовать тематике учебно-ознакомительной практики.

Заключение включает выводы о проделанной работе, приобретенных знаниях, умениях и навыках, полученных в ходе прохождения практики.

Отчет оформляется аккуратно. Не должно быть допущено грамматических и орфографических ошибок. Текст должен быть выполнен на белых листах формата А4, через 1,5 интервала. Отступы: слева – 30мм, справа – 15мм, снизу и сверху – 20мм. Абзацный отступ – 1,25. Шрифт – Times New Roman, кегль – 14.

Защита результатов практики осуществляется руководителем практики из числа преподавателей, ответственных за прохождение практик студентами в форме дифференцированного зачета.

Материалы, позволяющие осуществлять контроль и оценку успеваемости студентов, представлены в Приложении 4 в виде Фонда оценочных средств.

Критериями оценки результатов практики являются:

степень выполнения календарного плана практики и требований программы;

степень и качество приобретенных студентами профессиональных умений;

качество отчета по итогам практики;

уровень профессиональной направленности выводов сделанных студентом в ходе прохождения практики.

Подробно критерии оценки описаны в Приложении 4 «Фонд оценочных средств».

 

Материально-техническое обеспечение прохождения учебной практики

Прохождение учебной практики предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, видеопроек­тор, доска).

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

 

Папкова, О.В. Деловые коммуникации: учебник/ О.В. Папкова/ Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 160 с.

 

7.2 Дополнительная литература[1]

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Наука, 1994. — 324 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 1999.

3. Аширов Д.А. Организационное поведение. — М.: Проспект, 2006. – 360 с.

4. Аширов Д.А. Управление персоналом. — М.: Проспект, 2007. – 432 с.

5. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 2007.

6. Бодалев А.А. Личность и общение.- М.: “Педагогика”,1983.- 272 с.

7. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 2004.

8. Весенин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2007. — 512 с.

9. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. – М.: Проспект, 2008. – 688 с.

10. Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2007. – 608 с.

11. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред проф. Гойхмана. –М.: ИНФРА-М, 1997.

12. Гравицкий А., Основы деловой этики. Феникс — 2007, 180 с.

13. Джейн Ягер. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. / Перевод с англ. – М.: Джон Уайли энд Санз, 2004.

14. Джон Честара. Деловой этикет/ Пер. с англ. Л. Бесковой. – М.: Агенство «ФАИР», 2007.

15. Доблаев В.Л. Организационное поведение. – М.: Дело и сервис, 2006. – 416 с.

16. Еланская А., Секреты твоего успеха. Этикет и искусство общения: Махаон — 2006, 192 с.

17. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 2006.-373с.

18. Инджиев А. А., Язык делового общения: легко и грамотно. Феникс — 2007, 248 с.

19. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.

20. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учеб. пособие.-М.: ИНФРА-М, 2006.-157 с.

21. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, — М.: ИНФРА-М, 2007. — 472 с.

22. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 2008.

23. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации, 2008.

24. Кобелев Н.Б. Методы оптимального управления отраслью обслуживания населения. — М.: Изд-во лег. пищ. пром., 2011.

25. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: МУБУ, 2007. С.164.

26. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

27. Кузнецов И. Н., Современный этикет: Издательский дом Дашков и К — 2007, 495 с.

28. Кузнецов И. Н.Деловой этикет от А до Я. Альфа-Пресс — 2007, 344 с.

29. Кукушин В. С., Деловой этикет: Март — 2008, 295 с.

30. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Уч. – СПб.: Питер, 2001.

31. Лабунская.В.А/Экспрессия человека: общение и межличностное познание. “Феникс”. Ростов-на-Дону.2009.

32. Ладатко Л. В., Этика и культура управления. Феникс — 2006, 317 с.

33. Лейхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации. –СПб.: Питер, 2001.

34. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – С.-Петербург, 2000.

35. Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: пер. с англ. – М.: Дело, 1999.

36. Ляхова К. А., Причуды этикета: сост., Вече — 2008, 336 с.

37. Макаров Б.Ф., Непогода А.В., Деловой этикет и общение. Юридический Дом «Юстицинформ» — 2006, 237 с.

38. Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 2009.- 265с.

39. Никуленко Т.Г. Организационное поведение: Учеб. пособие.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.-407 с.

40. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: 2007.- 297с.

41. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми … Этикет делового человека. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2006, с. – 4.

42. Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.: Маждународная педагогическая академия, 2005.-412с.

43. Оуэен Г. Теория игр. — М.: Мир, 2001.

44. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Уч. пособие. – СПб.: Знание, 2001.

45. Петрович М.Л., Давидович М.И. Статистическое оценивание и проверка гипотез на ЭВМ. — М.: Финансы и статистика, 2009.

46. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,2009.- 216с.

47. Половников В.А. Анализ и прогнозирование транспортной работы морского флота. — М.: Транспорт, 2003.

48. Резник С.Д. Организационное поведение: Уч.-М.:ИНФРА-М, 2006.-430 с.

49. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. — М., 2011.

50. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. — М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 2007.-224с.

51. Рудесташ К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.:Прогресс, 2000.- 220с.

52. Ряузов Н.Н. Общая теория статистики. — М.: Статистика. 2000.

53. Скворцова В.Н. Межличностное общение. Уч. пособ. – Томск: ТПУ, 1999.

54. Смирнов Г. Н., Этика деловых отношений: Проспект — 2008, 179с.

55. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд. “Феникс”, 2005.-736с.

56. Тимченко Н.М. Тайны успеха делового общения. — СПб.: С-П. ГУП, 1995.

57. Фадеева Е.И. Тайны имиджа. – М., 2002.

58. Федосеев В. В. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. — М.: Финстатинформ, 2006.

59. Фокс С., Деловой этикет для «чайников»: Перевод с английского: Диалектика — 2007, 413 с.

60. Формановская Н.И., Соколова Г.Г., Речевой этикет. Русско-французские соответствия: Справочник: Высшая школа (Москва) — 2005, 95 с.

61. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов под редакцией Кутасовой Т.- М.: Международная педагогическая академия, 2004.-222с.

62. Цисаръ И.Ф., Чистов В.П., Лукьянов А.И. Оптимизация фи­нансовых портфелей банков, страховых компаний, пенсионных фондов.—М.: Дело, 2008.

63. Честара Дж. Деловой этикет / Пер. с англ. Л. Бесковой. – М.: «ФАИР», 2007.

64. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. – Мн.: Амалфея, 1997.

65. Школа этикета: Поучения на всякий случай. / Л.С. Лихачева. – Екатеринбург: Сред.-Урал. Кн. изд-во, 2007. – с. 364.

Интернет-ресурсы

1. Библиотека психологической литературы – режим доступа: http:www.PSYLIB.

2. Педагогическая библиотека — режим доступа: http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=1&page=1

 

Программное обеспечение

Курс «Учебная практика» в системе дистанционных образовательных технологий Moodle .

 

Приложение 1

 

ОТЗЫВ

на отчет студента о прохождении учебной практики

 

Студент_________________________________________________________

 

1.Положительные стороны отчета ___________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2. Перечень недостатков отчета: ____________________________________

________________________________________________________________

Оценка отчета: __________________________________________________

Руководитель практики: (__________________)

«___»_______________20__г.

 

 

Приложение 2