Программа учебной практики
«Учебно-ознакомительная практика»
Направление подготовки
Психология 030301.65
Профиль подготовки
Специалитет
Квалификация (степень) выпускника
Специалист
Форма обучения
Очная
Ярославль 2012
- Цели учебной практики «Учебно-ознакомительная практика»
Общей целью учебно-ознакомительной практики является формирование у студентов представлений о практической деятельности практического психолога в различных организациях.
Целями учебно-ознакомительной практики являются:
— освоение умений ставить цели, осуществлять задачи индивидуальной и совместной деятельности;
— закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
— обучение навыкам практических задач;
— формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;
— знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля.
2. Задачи учебной практики «Учебно-ознакомительная практика»
Задачами студентов, проходящих учебно-ознакомительную практику, являются:
— провести структурно-функциональный анализ социальной организации, указав место и роль, систему взаимосвязей конкретного подразделения, в котором студент проходит практику, по отношению к общей структуре организации;
— описать основные функции социальной организации и конкретного подразделения, а также круг проблем, которые решаются в данном структурном подразделении организации;
— проанализировать должностные инструкции и функционально-ролевые обязанности психологической службы и описать специфические проблемы, с которыми может работать практический психолог для оптимизации деятельности подразделения и организации в целом;
— закрепить навыки выполнения несложных видов профессиональной деятельности под руководством работающего психолога.
Место учебной практики «Учебно-ознакомительная практика» в структуре ООП бакалавриата
Учебно-ознакомительная практика основывается на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин ООП: «Методологические основы психологии», «Психология труда», «Социальная психология», «Профессиональная этика», «Введение в профессию», «Риторика и профессиональные коммуникации в деятельности психолога», «Имидж психолога в современном обществе», «Психология общения», которые позволят студентам на практике проявить умения и навыки эффективно устанавливать контакты в профессиональном общении.
1. Структура учебно-познавательной деятельности учащихся
... планирование, консультация и др. Общая технология организации учебно-познавательной деятельности. Успешность организации учебно-познавательной деятельности определяется целостностью или, напротив, разрозненностью ... появление новообразований личности, развивающим видом деятельности. Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности школьников зависят от того, какую ...
Практика проводится в условиях реальной действительности, где студенты обучаются решению задач предстоящей им профессиональной деятельности. В зависимости от специфики деятельности организаций и учреждений, являющихся базами учебно-ознакомительной практики, студенты имеют возможность актуализировать знания различных учебных дисциплин ООП. В случае прохождения учебно-ознакомительной практики в кадровых службах крупных и средних предприятий, кадровых агентствах, рекламных агентствах, торговых организациях, где студенты в процессе реального взаимодействия с людьми, овладевают элементарными знаниями о профессиональной деятельности организационного психолога, основой для их успешной работы служат знания по следующим дисциплинам ООП: «Введение в теорию организации», «Психологические проблемы адаптации», «Этнопсихология и конфликтология». В случае прохождения учебно-ознакомительной практики в образовательных учреждениях основного и дополнительного образования, основой для их работы служат знания по дисциплинам ООП «Психология развития и возрастная психология», «Психология семьи», «Акмеология». Если учебно-ознакомительная практика осуществляется на базе медицинских учреждений (клиники, медицинские центры, интернаты для детей с задержкой и недоразвитием психики, центры коррекционной и лечебной педагогики), где студенты в процессе реального взаимодействия с людьми, нуждающимися в психологической помощи, овладевают умениями и навыками профессиональной деятельности клинического психолога, методами и приемами самостоятельной работы, основой для их работы служат знания по дисциплинам ООП: «Общая психология», «Этиология нарушений развития», «Нейронаука», «Психология развития и возрастная психология», «Экспериментальная психология». Если студенты проходят учебно-ознакомительную практику в психологических консультациях, в службах кризисных состояний, где они знакомятся с моделью работы (целями и задачами, технологиями, организационными формами) специалистов в области психологического консультирования и практической психологии, специалистов службы управления персоналом, в этом случае они используют знания по дисциплинам ООП «Психология стресса», «Психология развития и возрастная психология», «Акмеология».
Кроме этого, прохождение учебно-ознакомительной практики позволит студентам эффективнее использовать в дальнейшем обучении знания, полученные по дисциплинам ООП «Информационные технологии в психологии», «Компьютерное обеспечение научных исследований».
4. Формы проведения учебной практики «Учебно-ознакомительная практика»
Учебно-ознакомительная практика проводится на предприятиях, в организациях и учреждениях, где существует психологическая служба. Базами практики могут являться учреждения, занимающиеся социальной, психологической и социально-политической работой с населением (психологические и кадровые службы промышленных предприятий, социально-психологические центры, службы занятости, психологические службы УВД и УИН, социальные агентства молодежи, государственные образовательные учреждения основного и дополнительного образования и т.д.).
Зачетное задание по учебной практике
... - М.: Проспект, 2010. – 432 с. Педагогика: учеб. пособие по дисциплине "Педагогика и психология" для вузов, обучающихся по непед. специальностям/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, ... Экологический день. День влюбленных. День добрых дел. День друзей. День математики (другого учебного предмета). День научных открытий. Политдень. Экономический день. День стран СНГ. День дружбы ...
5. Место и время проведения учебной практики «Учебно-ознакомительная практика»
Базами учебно-ознакомительной практики являются предприятия, организации и учреждения г. Ярославля или Ярославской области любых организационно-правовых форм.
В отдельных случаях иногородние студенты могут проходить учебно-ознакомительную практику по индивидуальному договору по месту жительства, в организациях других субъектов РФ, других государств.
Время проведения практики — 3 недели, июль.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики «Учебно-ознакомительная практика»
Процесс прохождения учебно-ознакомительной практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
— владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
— восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
— нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);
б) профессиональных (ПК):
способностью и готовностью к:
— реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
— отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
— описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
— осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
— пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
— реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
— анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);
— проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);
— реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост и охрану здоровья сотрудников (ПК-23).
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения и владения.
Студенты должнызнать: основные характеристики организации как социального института; наиболее распространенные виды производственных заданий, выполняемых практическим психологом; психологические особенности развития личности, группы, организации; закономерности возрастных кризисов личности; закономерностей развития семейных отношений; основные методики диагностики когнитивной, мотивационно-волевой сферы личности; мотивы обращения за психологической помощью разных категорий населения.
Студенты должныуметь: работать с простейшей организационной документацией; выделять психологические составляющие во взаимодействии между всеми участниками процессов, протекающими в организации; формулировать профессиональные задачи на основе анализа имеющейся информации; составлять совместно с психологом учреждения примерный план работы на весь срок практики; участвовать в разработке и проведении плановых мероприятиях психологической службы организации.
Студенты должныиметь навыки: взаимодействия с представителями различного управленческого уровня в организации; навыки проведения запланированных работ, включая использование психологических методов анализа информации; применения в условиях реальной работы основных коммуникативных техник и приемов; навыки совместной работы в группе; навыки ведения отчетной документации по практике; навыки выступления и защиты отчета на итоговой конференции по практике.
Ведущая задача этого вида практики – описание и поиск специфических проблем конкретной организации, а также особенностей их проявления в условиях конкретной организации, так как организация становится «рабочей площадкой» психологов и социальным субъектом, с которым они работают. Это означает, что студент должен изучить и описать:
1. объективную организационную структуру соответствующей организации, указав место и роль, систему взаимосвязей конкретного подразделения, в котором проходит практику, по отношению к общей структуре организации;
2. описать основные функции социальной организации и конкретного подразделения, а также круг проблем, которые решаются данными социальными структурами;
3. проанализировать должностные инструкции и функционально-ролевые обязанности работников данного подразделения.
Структура и содержание учебной практики «Учебно-ознакомительная практика»
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |||
Разделы (этапы) учебной практики | Общее время на выполнение этапа (час.) | Виды работ на базе практи-ки (час.) | Само-стояте-льная работа (час.) | Работа с литера-турой (час.) | ||
1. | Подготовительный этап. (Инструктаж по технике безопасности, организационно-ознакомительная работа). | Освоение внутр. распорядка и принципов подчинения и отчетности (18) | Составление представления о структуре основных подразделений орг-ции (14) | Изучение документации, подготовка плана работы (4) | Отчет о структурнойорганизации предприя- тия, схема взаимосвязи подразделе-ний | |
2. | Ознакомление с работой структурных подразделений предприятия (учреждения), с которыми непосредственно взаимодействует психологическая служба. | Знакомство с производственными заданиями, выполняемыми подразделениями, с которыми непосредственно взаимодействует психологическая служба (26) | Выделение задач, для решения которых, или в ходе решения которых привлекается психологическая служба (8) | Работа в библиоте-ке по сбору дополнительной информа-ции о функциях психолог. службы (2) | Отчет об основных функциях психолог. службы на предпр-ии | |
3. | Изучение работы психологической службы предприятия (учреждения). | Изучение основных форм и видов деятельности психолога и анализ получен-ных данных (30) | Обозначение профессиональных целей и определение результатов работы (4) | Работа в библио-теке по система-тизации собранно-го материала (2) | Отчет об основных формах и видах деятельнос-ти психолог. службы на предприя-тии | |
4. | Освоение некоторых видов деятельности практического психолога. | Наблюдение за отдель-ными (относительно простыми) профессииональными видами деят-ти, выполняемыми психологами (16) | Выполне-ние отдельных (относи-тельно простых) профессии-ональных задач под руковод-ством психолога организа-ции (16) | Работа в библиоте-ке по система-тизации фактиче-ского материала, наблюде-ий и личного опыта (4) | Отчет по практике | |
ИТОГО по трудоемкости |
Вопросы к зачету по ознакомительной практике
1. История и перспективы развитияорганизации
2. Административно-организационной структура организации.
3. Нормативная документация.
4. Место психологической службы (службы управления персоналом) в организации.
5. Цели и задачи психологической службы.
6. Структура психологической службы.
7. Нормативное обеспечение деятельности психологической службы.
8. Проблемы, с которыми сталкивается психологическая служба (служба управления персоналом) в своей деятельности.
9. Пути и методы диагностики организационно-психологических проблем.
10. Знания, умения, навыки и ПВК психолога, необходимые в практической деятельности на предприятии (учреждении).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА
Документы, которые необходимо иметь студенту на начало и итог практики:
1. Договор (2 экз.на начало и 1 экз. по окончании) и направление на практику.
2. Отчет по практике, заверенный руководителем практики в организации, и дневник практики, заверенный руководителем практики в организации.
3. Справка с базы практики о факте прохождения практики студентом с указанием ее сроков, и краткая характеристика–рекомендация, заверенная руководителем организации или руководителем практики на предприятии/ организации.
Срок подачи отчетных документов на кафедру – 02.09.2013.
Дневник практики должен содержать краткое описание видов деятельности, осуществляемых студентом-практикантом, календарные сроки, содержание и основные результаты, особые случаи из практической работы.
В дневнике с первого дня пребывания на практике в разделе «производственная работа» фиксируется выполняемая работа за каждый день. В дневнике записывается также вся проработанная литература и нормативные документы. Записи в дневнике заверяются руководителем практики от предприятия или организации.
Желательно в дневнике зафиксировать и свои предложения по усовершенствованию производственной практики
Дневник практики имеет следующую форму:
Дневник практики
№ п/п | Дата (календарные сроки) | Вид деятельности | Содержание деятельности, ее цели, задачи и полученные результаты | Примечание (особые отметки) |
Дневник практики поможет студенту зафиксировать основные виды работ, их объем, содержательную специфику, трудности, с которыми он может столкнуться в процессе выполнения какой-либо профессиональной функции. В конечном итоге дневник практики позволит студенту написать подробный и полный отчет по практике.
Записи в дневнике заверяются руководителем практики от предприятия/ организации.
Содержание отчета по практике должно включать:
1. Информацию об организации, в которой проходила практика.
2. Описание видов деятельности, осуществленных студентом в ходе практики (см. таблицу «Структура и содержание учебной практики «Учебно-ознакомительная») проблемы и соответствующих психологических задач, которые необходимо решить в ходе практики.
3. Список используемой литературы
Объем отчета по практике должен составлять:
— 10-15 страниц печатного текста – для учебно-ознакомительной и производственной практики
— 20-25 страниц печатного текста или более – для научно-исследовательской и квалификационной практики.
Образец оформления титульного листа отчета по практике представлен в приложении №1.
По требованию предприятия или организации студент обязан представить копию отчета в то подразделение предприятия/ организации, где он проходил практику.
По окончании практики проводится заключительная конференция, на которой студенты обязаны предоставить «Отчет по практике», включающий информацию о месте прохождения практики, справку и заключение с оценкой от куратора/ руководителя практики на производстве и содержательную часть по решению задач практики, представленную в виде краткого доклада на конференции о проделанной работе в период практики.
Окончательная оценка выставляется руководителем практики от университета после защиты студентом доклада на заключительной конференции.
По общему итогу руководитель практики выставляет оценку, заносимую в ведомость успеваемости. При несоответствии итогового отчета требованиям кафедры к данному виду практики, руководитель практики от университета имеет право снизить оценку, заносимую в ведомость.
Лица, получившие неудовлетворительную оценку по учебно-ознакомительной или производственной практике, не допускаются к дальнейшему обучению.