Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО 2

Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО

Дисциплина «Художественно-эстетическая деятельность дошкольников» относится к вариативной части профессионального цикла. Для освоения дисциплины «Художественно-эстетическая деятельность дошкольников» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Педагогика», «Культурология.

Освоение дисциплины «Художественно-эстетическая деятельность дошкольников» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования», дисциплин по выбору, связанных с углубленным изучением проблем социального развития дошкольников, педагогической практики.

 

Объем дисциплины (модуля) (в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся).

Выписка из учебного плана Таблица 1

Семестр Трудоемкость Лекции, час. Практич. занятия, час. Лаб.раб.час. СРС, час Контроль, час Форма аттестации
зач. ед. час.
108/50 ауд зачет
в т.ч. в интерактивной форме        

 

Содержание дисциплины (модуля) (структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий).

Структура учебной дисциплины

Тематический план дисциплины Таблица 2

Разделы курса, темы занятий Всего часов Всего аудит. Из них СРС
Лекц. Практ Лаб.
Тема № 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста  
Тема № 2. Классификация методов и средств эстетического воспитания    
Тема № 3. Организация эстетического воспитания в ДОУ.  
Тема №4. Формирование художественно-творческих способностей дошкольников  
Тема № 5. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам эстетического воспитания детей.  
Тема № 6. Вариативные формы работы по эстетическому и художественно творческому развитию дошкольников  
Итого:

 

5.2.Виды занятий и их содержание:

Лекция № 1

Тема: «Теоретические основы художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста» (4 часов)

Вопросы для обсуждения:

  1. Художественно — эстетического воспитание в системе всестороннего развития личности.
  2. Значение и задачи художественно — эстетического воспитания дошкольников.
  3. Принципы художественно — эстетического воспитания.

 

Практическое занятие 1.

Задание:

1. Проанализировать изобразительные и технические задачи обучения, представленные в разных программах (в том числе и вариативных).

Лекция № 2

Тема: «Классификация методов и средств художественно – эстетического воспитания» (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Классификация методов художественно — эстетического воспитания.
  2. Вклад ученых и практиков в разработку проблемы методов художественно — эстетического воспитания.
  3. Своеобразие использования методов художественно — эстетического воспитания.
  4. Основные средства художественно — эстетического воспитания. Сочетание различных средств в решении задач художественно — эстетического воспитания детей.

Практическое занятие 2.

Задание:

 

Охарактеризовать вклад отечественных и зарубежных исследователей в разработку проблемы художественно — эстетического воспитания. (Реферат или сообщение).

Лекция №3

 

Тема: «Организация художественно – эстетического воспитания в ДОУ». (4 часов)

Вопросы для обсуждения:

  1. Формы организации художественно — эстетического воспитания.
  2. Подходы к классификации форм организации художественно — эстетического воспитания детей.
  3. Условия и средства художественно — эстетического воспитания.

Практическое занятие 3.

Задание:

  1. Проанализировать варианты планирования работы по художественному развитию дошкольников. Выделить достоинства и недостатки планирования, внести изменения в план (на выбор), учитывая специфику программы, реализуемой в ДОУ.

 

Планирование пед.работы по художественному развитию дошкольников.

Вариант 1.

Содержание Занятия Самост.худ. деятельность Индивид. работа с детьми Посещение музеев, выставок
Ознакомление с пейзажем, натюрмортом, портретом и т.п.        
Развитие рисования: по представлению, по памяти, с натуры и т.д.        

Вариант 2.

  1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Диагностирование уровня худ.развития дошкольников        
Реализация содержания программы развития и воспитания        
Оснащение пед.процесса играми, каталогами пособий и т.д.        
Повышение компетентности воспитателей (анализ современных технологий, посещение выставок)        
Работа с родителями        

Вариант 3.

Содержание работы Специальное занятие Часть занятия Вне занятий
Ознакомление с природными явлениями      
Ознакомление с общественными явлениями      
Развитие речи      
Чтение литературы      
Занятия по сенсорному развитию      
Сюжетное рисование      
Рисование с натуры      
Декоративное рисование      
Лепка      
аппликация      

 

Лекция №4

Тема: «Формирование художественно-творческих способностей дошкольников».(2часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность детского творчества. Виды детского творчества.
  2. Условия, необходимые для развития личности ребенка и реализация его творческого «я».
  3. Особенности развития художественно-творческих способностей детей.

 

Практическое занятие 4.

Задание:

1.Прочитать и выписать универсальные характеристики детского творчества.

2.Подготовить реферативное выступление. Зарубежная педагогика в детском творчестве.

 

 

Лекция №5.

 

Тема: «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам художественно-эстетического воспитания детей». (2 часов)

Вопросы для обсуждения:

  1. Виды взаимодействия ДОУ и семьи по проблемам эстетического и художественного воспитания.
  2. Совместная деятельность детей и взрослых.

Практическое занятие 5.

Задание:

 

1.Рассмотрите и охарактеризуйте наиболее эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по проблемам эстетического и художественного воспитания.

2. Разработайте наиболее эффективные на ваш взгляд виды совместной деятельности ребенка и взрослого.

3. Составить конспект консультации для родителей и изучаемой проблеме, а также выступление на педагогическом совете ДОУ.

4. Предложите развлечения и праздники в любой возрастной группе (на год).

Их роль в решении задач всестороннего развития личности. Виды развлечений и праздников.

Лекция №6.

Тема: «Вариативные формы работы по эстетическому и художественно творческому развитию дошкольников». (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Интегрированные формы художественно-творческой деятельности детей-дошкольников.
  2. Вариативные формы работы по художественно-творческому развитию дошкольников.
  3. Кружковая и студийная работа.

Практическое занятие 6.

Задание:

 

1. Представить и обосновать вариативные формы работы по художественно-творческому развитию дошкольников.

2. Предложить тематику, задачи и цели кружковой или студийной работы в ДОУ (в зависимости от возраста ребенка)

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Таблица 3

 

Разделы курса, темы занятий Содержание заданий, выносимых на СРС СРС   Учебно-методическое обеспечение
Тема № 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста Анализ программ художественно-эстетического воспитания Основы эстетического воспитания»/ Под редакцией Н.А. Кушаева — М., 2009г. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей М., 2012 г.
Тема № 2. Классификация методов и средств эстетического воспитания   Реферат (зарубежные и отечественные исследователи о проблемах художественно-эстетического воспитания) «Основы эстетического воспитания»/ Под редакцией Н.А. Кушаева — М., 2009г.  
Тема № 3. Организация эстетического воспитания в ДОУ. Разработать учебный план программы художественно-эстетического воспитания Основы эстетического воспитания»/ Под редакцией Н.А. Кушаева — М., 2009г
Тема №4. Формирование художественно-творческих способностей дошкольников Конспект «Основы эстетического воспитания»/ Под редакцией Н.А. Кушаева — М., 2009г.  
Тема № 5. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам эстетического воспитания детей. Составить конспект консультаций для родителей Социально-психологические проблеммы современной семьи. Армавир АГПА 2014г.
Тема № 6. Вариативные формы работы по эстетическому и художественно творческому развитию дошкольников Написать проект студийной работы в ДОУ по возрасту Основы эстетического воспитания»/ Под редакцией Н.А. Кушаева — М., 2009г
Итого:    

 

Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы.

Таблица 4

Разделы курса, темы занятий Всего часов Компетенции Общ. кол-во компетенций
ПК-6 ПК-9 ПК-11  
Тема № 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста + + +
Тема № 2. Классификация методов и средств эстетического воспитания + + +
Тема № 3. Организация эстетического воспитания в ДОУ. + + +
Тема №4. Формирование художественно-творческих способностей дошкольников + + +
Тема № 5. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам эстетического воспитания детей. + + +
Тема № 6. Вариативные формы работы по эстетическому и художественно творческому развитию дошкольников   + +
Итого:        

 

  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
  • способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
  • способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности

(ПК-11).

Описание показателей и критериев оценивания компетенции на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.

КомпетенцияПК-6

«Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников»
Этапы формирования компетенции
Знает Умеет Владеет
содержание и методические основы художественно-эстетического образования решать задачи управления образовательным процессом в процессе воспитательной деятельности. навыками профессиональной деятельности в области художественно-эстетического образования
Устный опрос, собеседование на зачете,
Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
Шкала оценивания  
Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня   Основные признаки уровня  
Пороговый уровень (обязательный)   Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов Владение навыками педагогического общения.
Стандартный уровень   Знание и использование правил педагогического общения, умение создавать условия для эффективного формирования предметных результатов. Владение навыками эффективного педагогического общения.
Эталонный уровень   Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов. Владение навыками педагогического общения, активно добывает и использует новые знания профессиональной направленности.


Компетенция ПК-9

«способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности»
Этапы формирования компетенции
Знает Умеет Владеет
современные, научно обоснованные приемы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности приемами формирования общей культуры студентов
Устный опрос, собеседование на зачете,
Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
Шкала оценивания  
Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня   Основные признаки уровня  
Пороговый уровень (обязательный)   Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов Владение навыками педагогического общения.
Стандартный уровень   Знание и использование правил педагогического общения, умение создавать условия для эффективного формирования предметных результатов. Владение навыками эффективного педагогического общения.
Эталонный уровень   Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов. Владение навыками педагогического общения, активно добывает и использует новые знания профессиональной направленности.

Компетенция ПК-11

«способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности»
Этапы формирования компетенции
Знает Умеет Владеет
Особенности региональной культурной образовательной среды и использует эти знания в профессиональной деятельности развивать художественно-творческие способности средствами народного, классического и современного искусства, через собственное творчество и интеграцию различных видов художественной деятельности   приемами формирования общей культуры студентов
Устный опрос, собеседование на зачете,
Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
Шкала оценивания  
Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня   Основные признаки уровня  
Пороговый уровень (обязательный)   Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов Владение навыками педагогического общения.
Стандартный уровень   Знание и использование правил педагогического общения, умение создавать условия для эффективного формирования предметных результатов. Владение навыками эффективного педагогического общения.
Эталонный уровень   Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов. Владение навыками педагогического общения, активно добывает и использует новые знания профессиональной направленности.

 

Типовые контрольные задания необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

7.3.1.ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Каждый студент представляет в виде сообщения (можно с презентациями, иллюстрациями и т.п.) один из видов ДПИ Кубани (раскрывая его специфику).

2. Изучить требования к отбору произведений ДПИ для детей дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать особенности произведений декоративно-прикладного искусства.

4. Охарактеризовать вклад отечественных и зарубежных исследователей в разработку проблемы художественно — эстетического воспитания. (Реферат или сообщение).

5. Прочитать и выписать универсальные характеристики детского творчества.

6. Подготовить реферативное выступление. Зарубежная педагогика в детском творчестве.

7. 1.Рассмотрите и охарактеризуйте наиболее эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по проблемам эстетического и художественного воспитания.

8. Разработайте наиболее эффективные на ваш взгляд виды совместной деятельности ребенка и взрослого.

9. Составить конспект консультации для родителей и изучаемой проблеме, а также выступление на педагогическом совете ДОУ.

10. Предложите развлечения и праздники в любой возрастной группе (на год).

Их роль в решении задач всестороннего развития личности. Виды развлечений и праздников.

11. Представить и обосновать вариативные формы работы по художественно-творческому развитию дошкольников.

12. Предложить тематику, задачи и цели кружковой или студийной работы в ДОУ (в зависимости от возраста ребенка)

 

 

7.3.2.ВОПРОСЫ ДЛЯ СОМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ:

  1. Направления реализации национально-регионального компонента в образовании.
  2. Пути реализации регионального компонента в художественном образовании детей дошкольного возраста.
  3. Психолого-педагогические основы приобщения старших дошкольников к региональным художественным ремеслам. Особенности ознакомления с традициями и искусством Кубани.
  4. Ознакомление детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством Кубани.
  5. Исторические аспекты декоративно-прикладного искусства Кубани. Особенности ознакомления с традициями и искусством Кубани.
  6. Прикладное искусство Кубани, его значение в жизни человека. Изобразительная деятельность и художественный труд детей дошкольного возраста по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
  7. Промыслы народного декоративно-прикладного искусства России.
  8. Виды народного декоративно-прикладного искусства Кубани.
  9. Особенности восприятия детьми художественного образа в произведениях народного декоративно-прикладного искусства.
  10. Взаимосвязь между восприятием детьми художественного образа в народном искусстве и собственно изобразительной деятельностью детей.
  11. Промыслы народного декоративно-прикладного искусства России. Виды народного декоративно-прикладного искусства Кубани.
  12. Особенности детского восприятия ДПИ, требования к отбору произведений ДПИ для детей дошкольного возраста.
  13. Развитие эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства: понятие видов и художественных средств ДПИ.
  14. Особенности использования методов и приемов ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством.
  15. Методика применения ДПИ Кубани в художественной деятельности детей дошкольного возраста.
  16. Педагогические технологии приобщения старших дошкольников к художественным ремеслам Кубани.
  17. Значение и особенности предметно- развивающей среды в ДОУ. Организация уголка народного декоративного искусства.

 

7.3.3. Особенности выполнения заданий студентами – инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных нозологий

Особые условия обучения и направления работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее студентами с ограниченными возможностями здоровья) в свете обеспечения реализации прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование определены на основании: Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закона РФ от 24.11.1995 г.№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»; методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн).

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных нозологий может быть организовано как инклюзивно, так и в отдельных группах. Перед началом обучения проводятся консультативные занятия, позволяющие студентам с ограниченными возможностями адаптироваться к учебному процессу.

Для обеспечения доступности освоения учебной дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может применяться адаптированная форма обучения с элементами дистанционного обучения. Выбор методов обучения по данной дисциплине определяется содержанием обучения, уровнем, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в РПД разработаны ФОС, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в программе. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).

При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При составлении индивидуального графика обучения необходимо будут предусмотрены различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Главным достоинством индивидуального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности инвалида, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность студента-инвалида, так и в деятельность преподавателя.

Дистанционное обучение в процессе освоения дисциплины обеспечивает возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности. Подбор и разработка учебных материалов учебного курса производится с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения — аудиально например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств.

Эффективной формой проведения онлайн-занятий являются вебинары, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного обучения, проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы.

 

Учитывая своеобразие педагогической работы с учащимися с ОВЗ, акцент в использовании методов обучения и воспитания необходимо сделать на тех, которые приняты как в общей дидактике, так и в специальной педагогике. Однако все они зависят от специфики воздействия разных видов деятельности и разных видов искусства.

Все используемые методы обучения (словесные, наглядные, практические) направлены на передачу педагогом учебной информации и на её активное восприятие учащимися, а также на повышение эффективности обучения.

Так, словесные методы позволяют не просто передавать художественную информацию, но и определенным образом эмоционально настраивать учащихся, создавать атмосферу сопереживания, сочувствия тем настроениям, мыслям, которые выражены в художественных произведениях, тем самым вызывая ответный отклик, вызывая интерес к тем событиям или героям, которым посвящено литературное или музыкальное произведение.

Словесные методы могут широко применяться в работе почти со всеми категориями учащихся с ОВЗ (с нарушением слуха, с нарушением зрения, ДЦП и др.)

Применение наглядности расширяет возможности познания. При этом качество его значительно улучшается, если в восприятии участвует максимальное количество органов чувств (слух, зрение, тактильные ощущения).

В процессе художественного обучения студентов с ОВЗ полезно сочетать наглядные методы с активной исследовательской деятельностью при восприятии художественных произведений (словесное сравнение, сопоставление, анализ).

Использование наглядных материалов должно подкрепляться речевым воздействием. Слово педагога, поясняющее те или иные особенности искусства, художественных проявлений в сочетании с наглядностью в большей степени способствует пониманию, осознанию смысла предлагаемой информации, адекватному её восприятию.

В коррекционно-педагогической работе важно наглядные методы сочетать с практическими, так как характерным для учащихся с ОВЗ является предметно-практическое обучение, в основе которого создание специально организованной дидактической среды, стимулирующей познавательный интерес студента, его стремление к общению, к совместной деятельности. В ходе этой деятельности у него развиваются навыки речевого общения, сенсомоторный опыт, навыки учебно-познавательной деятельности (Е.В. Назарова).

Участие студентов с ОВЗ в различных видах художественной деятельности обязательно требует направляющей помощи педагога (в виде инструкций, советов, поддержки, подсказки, подкреплений), которая осуществляется с помощью речи и практических действий. Здесь важно оптимально сочетание методов самостоятельной работы учащихся с работой под руководством педагога. Самостоятельная работа формирует необходимые умения и навыки, развивает волевые качества, уверенность в своих действиях.

 

Методические рекомендации для преподавателя. Профессиональная компетенция будущего специалиста по дисциплине «Художественно-эстетическая деятельность в ДОУ» обеспечивается практическим курсом

Профессиональная компетенция будущего специалиста по дисциплине «Художественно-эстетическая деятельность в ДОУ» обеспечивается практическим курсом. Основным результатом освоения дисциплины является получение понятий о:

-Художественно — эстетическом воспитании в системе всестороннего развития личности, значении и задачах эстетического воспитания дошкольников.

-Принципы художественно — эстетического воспитания.

— Методы художественно — эстетического воспитания, своеобразие их использования.

— Условия и средства художественно — эстетического воспитания:

-Формы организации художественно — эстетического воспитания.

-Подходы к классификации форм организации художественно — эстетического воспитания детей.

— Сущность детского творчества. Виды детского творчества.

— Условия, необходимые для развития личности ребенка и реализация его творческого «я».

. — Виды взаимодействия ДОУ и семьи по проблемам эстетического и художественного воспитания.

Практические занятия проводятся с целью более глубокого и детального изучения тем курса, обучения студентов умению самостоятельно анализировать конкретные произведения изобразительного искусства, творчество отдельных художников, отбирать произведения искусства, доступные детям дошкольного возраста по содержанию и средствам художественной выразительности и использовать их не только для оформления детского сада, но для развития и формирования эстетического восприятия детей. Студенты учатся анализировать детские изобразительные работы, анализировать программу детского сада и составлять конспекты занятий по различным видам художественной деятельности, разрабатывать рабочие планы и конспекты уроков в педагогическом колледже. На практических занятиях студенты знакомятся с работой методических кабинетов и учатся изготовлять методические пособия. По возможности практические занятия проводятся в художественных музеях, на выставках и непосредственно в детских учреждениях.

Самостоятельная работа студентов предполагает конспектирование первоисточников, составление тезисов статей, подбор библиографии, анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» и других материалов, подготовку к проведению «деловых игр», написание конспектов занятий, подготовку к роли «соавтора» лектора и т.д.

Выделяют три взаимосвязанных формы обучения, имеющие общие и специфические средства:

— изучение источников информации и выполнение письменных заданий (самостоятельная работа студентов по созданию рефератов, докладов и т.д.); — обсуждение результатов самостоятельной работы студентов в ходе консультаций, выполнения тестовых заданий, публичных выступлений.

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности студентов и приобретение ими соответствующих умений и навыков (профессиональных компетенций).

На занятиях по«Теории и технологиям развития детского изобразительного творчества» необходимо освоить ряд умений и практических навыков:

  • решать профессиональные педагогические задачи, оперируя современными теориями эстетического воспитания дошкольников;
  • осуществлять теоретический анализ источников, давать оценку психолого-педагогическим исследованиям по проблемам курса;
  • организовывать предметно-пространственную художественно-эстетическую развивающую среду;
  • выполнять творческие задания и творческие работы по различным темам курса.
  • уметь строить монологическое высказывание, владение ос­новными правилами построения выступления, лекции, доклада;
  • уметь практически реализовать правила диалогического об­щения, использовать их в процессе ведения беседы, спора, дискуссии.

 

Методические рекомендации по организации

Самостоятельной работы студентов

Для освоения дисциплины важно, чтобы обучающиеся умели рассуждать на предлагаемые темы, высказывать свою точку зрения, свои суждения; анализировать факты, документы, аннотировать источники; наблюдать, фиксировать данные, обобщать полученные результаты; уметь договариваться для выполнения коллективных работ теоретического и практического плана.

Обучение студентов в вузе складывается из нескольких составляющих: конспектирование лекций ведущих преподавателей, участие в практических и лабораторных занятиях, прохождение производственных практик и т.д. Если сравнить количество часов, отводимых на аудиторную и внеаудиторную работу студентов, то станет ясно, что к организации самостоятельной работы, на которую отводится значительное количество часов, особенно по сравнению с аудиторной, нужно подходить с особой ответственностью.

Условно можно выделить два вида СРС:

  • непосредственно на аудиторных занятиях
  • внеаудиторная СРС при выполнении домашних заданий учебного и творческого характера.

Первый вид СРС поддается регулированию со стороны преподавателя, т.е. преподаватель может

  • определить вид самостоятельной работы;
  • ограничить время работы;
  • дать индивидуальную консультацию, образец выполнения и т.д.
  • организовать контроль.

Внеаудиторная СРС проводится без непосредственного контроля со стороны преподавателя и, следовательно, требует тщательной подготовки.

 

 

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

1. Система беспроводной интернет-связи типа Wi-Fi.

2. Ноутбук.

12. Дополнительные материалы_

Глоссарий

Акварель (от лат. «вода») — 1) водяные краски, красочный мате­риал, предназначенный для акварельной живописи; 2) техника живописи и само произведение, выполненное акварельными красками.

Аллегория (от греч, «‘иносказание») — в искусстве — воплощение явления, идеи в наглядном обрате. Аллегорический образ связан с тем, что он изображает условной связью (например, изображение льва нужно только для того, чтобы указать на идею Мощи, и не имеет значения само по себе).

В отличие от символа, аллегория не оказывает непосредствен­ного эмоционально- эстетического воздействия, она рассудочна, требует истолкования.

Аппликация (от лат. «прикладывание, присоединение») — способ создания художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.

Архетип (от греч. «первообраз») — в эстетике — изначальный образ, оригинал, первопричина всех последующих сю изображений в искусст­ве. В современной науке понятие «А.» связано с именем психолога К. Юнга (1 875- 1 96 1).

Согласно Юнгу «А.» — древнейшие общечеловеческие символы, которые таятся в »коллективном бессознательном» человече­ства, связаны с жизненно важными переживаниями бесчисленных поко­лений и оживают, оформляются в мифах, художественных произведени­ях. Художники интуитивно пользуясь архетипичсскими символами, вся­кий раз переводят их на язык современности, тем самым связывая людей своей эпохи с древним общечеловеческим опытом.

Архитектура(от греч. «главный строитель») — термин употреб­ляющийся в двух значениях: I) Система зданий и сооружений, органи­зующих пространственную среду для жизни и деятельности людей; 2) Искусство формировать эту пространственную среду, создавать новую реальность, обладающую функциональным значением, приносящую че­ловеку пользу и доставляющую эстетическое наслаждение.

Ассоциация (от лат. «связываю, соединяю») — такие связи между идеями, образами, словами, когда появление в сознании одного из них влечет за собой и другие. Художник ассоциирует прежде всего образы, которые близки или контрастны по «эмоциональном тону», по «гамме чувств».

Виды искусства — различные формы художественно-творческого освоения мира человека.

Воображение — одна из важнейших способностей человека ко всем видам художественного творчества. Образ в искусстве не бывает простым воспроизведением, отпечатком предметов внешнего мира. Он выражает человеческие ценности, богатую гамму переживаний худож­ника. Силой воображения художника это внутреннее содержание, само по себе незримое, необразное, обретает образ, «воображается» в мате­риале того или иного искусства, становиться «видимым», «слышимым», доступным другим людям. Работа В. проявляется в целенаправленном отборе и преобразовании жизненных впечатлений, в расстановке нуж­ных акцентов, выборе соответствующих средств (живописных, пласти­ческих и т. п.).

Восприятие искусства — узнавание, понимание, эмоционально-эстетическая оценка художественных произведений, зрителем, слушате­лем. В. и. — не пассивный процесс, а сотворчество воспринимающего с автором. В основе полноценного В. и. лежит понимание и непосредст­венная отзывчивость на пафос (господствующие в произведении чувства или целая гамма чувств), и, с другой стороны, понимание всех конкрет­ных особенностей художественной формы как неслучайных, несущих печать авторского замысла, выражающих пафос.

Выразительность — главный существенный признак художест­венного образа. Понимается как способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использова­ние им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления, характера.

Графика (от греч. «пишу, рисую») — один из видов изобразитель­ного искусства. В отличие от живописи, основным средством выражения Г. является рисунок.

Гуашь(от итал. «водяная краска») — красочный материал, обла­дающий большой кроющей способностью. Г. работают преимуществен­но по бумаге. В отличие от акварели и подобно темпере, живопись Г. ве­дется плотным непрозрачным слоем.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. «украшаю») — вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою деко­ративную образность, и вместе с тем непосредственно связанный с нуж­дами людей. Самым древним видом украшений является орнамент. В единстве художественной и унитарной функций изделия, во взаимопро­никновении формы и декора проявляется специфика и синтетический характер декоративно-прикладного искусства.

Детский рисунок — произведение изобразительного искусства ре­бенка приблизительно от 3-х до 15-16 лет, не определившего свой про­фессиональный путь, отражающее самостоятельный взгляд на мир. Тер­мин «Д. р.» возник в искусствоведческой литературе в 1880-е г.г., когда была понята его эстетическая ценность, рисунки детей начали коллек­ционировать. Изучение Д, р. с позиций разных наук дает возможность понять, как развивается мировосприятие ребенка, его взаимодействие с пространством и с миром в целом, эстетическое отношение конкретного ребенка к действительности, как проявляются его способности к искус­ству или другой области знаний, какую роль при этом играет воображе­ние, память, впечатлительность автора и другие факторы.

Дизайн (от англ, «замысел, проект») — термин, обозначающий раз­личные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формиро­вание эстетических и функциональных качеств предметной среды,

Жанры изобразительного искусства (от франц. «род, вид1‘) по­нятие, характеризующее предмет, выбранный художником для изобра­жения: город, уголок природы, сюжет из истории, окружающие предме­ты, сцены из жизни, животные, человек. Соответственно различают Ж.: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой, исторический, анималистиче­ский.

Живопись — 1) один из основных видов изобразительного искус­ства; 2) художественное изображение мира на плоскости посредством цветных материалов.

Замысел в искусстве предвосхищение будущего произведения, его первое проявление в сознании художника. Зародившийся замысел побуждает работать над его конкретизацией и воплощением. Зарожде­ние самостоятельных замыслов — главное условие полноценного творче­ства в любом виде искусства.

Изобразительно-выразительные средства искусства — совокуп­ность средств и приемов, которыми каждый из видов искусства решает свои художественные задачи.

Импровизация (от лат. «непредвиденный, внезапный») — особый вид творчества, характерный тем, что сочинение произведения происхо­дит непосредственно в процессе его исполнения, а не предваряет этот процесс.

Искусство — общее понятие, объединяющее все виды художест­венного творчества, и в то же время отделяющее их от других видов че­ловеческой деятельности.

Искусствознание (искусствоведение) — наука об искусстве, со­стоящая из теории искусства, истории искусства и художественной кри­тики. В отличие от эстетики, изучающей общие законы всех видов ис­кусств, Ц‘И.» подразделяется на отдельные отрасли (литературоведение, искусствоведение, под которыми подразумевается наука об изобрази­тельных искусствах, музыковедение и др.)

Картина— особый тип живописного изображения, принадлежа­щий, как правило, к области станкового искусства. К. возникла в Италии в эпоху Возрождения.

Коллаж (фр.) — 1) прием в изобразительном искусстве, заклю­чающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличаю­щихся от нее по цвету и фактуре; 2) так же называются произведения, исполненные в этой технике.

Колорит— одно из важнейших средств выразительности художе­ственного образа, в живописи — это система соотношения цветовых то­нов, образующих единство.

Композиция (от лат «связывание, составление») — 1) построение художественного произведения, определенное его содержанием, харак­тером и назначением; 2) важнейший организующий компонент художе­ственного произведения, придающий ему целостность и определяющий соподчиненность отдельных его частей по отношению друг к другу и к целому.

Масло (масляная живопись) — важнейшая и широко распростра­ненная разновидность живописной техники, основанная на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества. Ос ионные достоинства М. ж. — гибкость, податливость богатого возможно­стями материала и относительная прочность красочного слоя.

Музей (от греч. «музеон — жилище муз») — учреждение, занимаю­щееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией, экспонирова­нием ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.

Натура (от лат. «природа») — в искусстве — объективно сущест­вующая часть реального мира (природа, город, предметы быта, овощи, фрукты, человек, сцены из жизни), которую художник наблюдает, изо­бражает и творчески преобразует в своих произведениях.

Натюрморт (от фр. «мертвая природа») — жанр искусства, посвя­щенный изображению окружающих человека вещей, композиционно ор­ганизованных в единую группу. Кроме неодушевленных предметов (на­пример, предметов домашнего обихода) в натюрмортах изображают цветы, фрукты, овощи, а также животных, птиц, насекомых.

Образ художественный — характерный для искусства способ пре­образования различных явлений, а также и результат такого преобразо­вания, воплощенный в произведении. О. х., будучи обобщенным, сохра­няет и живую конкретику проявления общего; не просто моделирует, повторяет некоторое жизненное явление, но пересоздает его, проявляя заложенные в нем эстетические возможности, проявляет в этом явлении существенное, позволяя этому существенному, общему «просвечивать» сквозь единичное, не порывая связи с ним.

Орнамент (от лат. »украшение») — узор, построенный на регуляр­ном ритмическом чередовании и организованном расположении абст­рактно-геометрических или изобразительных элементов; предназначает­ся для украшения предметов (утварь, текстильные изделия и пр.)

Палитра (от лат. «лопатка») деревянная дощечка, чаще всего овальной или круглой формы, на которой живописец размещает краски и смешивает их в поисках нужных оттенков.

Пастель (фр., итал.) — красочный материал, предназначенный для особой техники живописи и для рисования. П. изготовляется в виде обернутых в бумагу палочек («карандашей») и состоит из сухого кра­сочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ. П. называется и сама техника живописи и рисования пастельны­ми красками.

Пейзаж (от фр. «местность, страна») — жанр изобразительного ис­кусства или конкретное произведение, предметом которого является изображение природы, вида, местности.

Портрет— жанр изобразительного искусства,предметом которого является изображение человека.

Рельеф скульптурное изображение на плоскости. Может вклю­чаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного или скульптурного произведения, а также быть самостоятельным станковым произведением. Выпуклый Р. подразделяется на: низкий — барельеф и высокий — горельеф.

Репродукция (от лат. «снова, вновь» и «продукция» от фр. «вос­произведение») — в применении к изобразительному искусству — массо­вое воспроизведение художественного оригинала полиграфическими средствами, преимущественно в уменьшенном масштабе.

Рисунок — разновидность графики. Р. исполняется преимущест­венно твердым красящим веществом (карандашом, углем, сангиной и пр.).

Основные средства выразительности рисунка линия, штрих, пят­но, их взаимодействие с основой (бумагой, картоном, колетом и т, д.)

Ритм– (в искусстве) — интуитивно или намеренно создаваемая упорядоченность формы на основе чередования ее элементов, что дает ощущение периодически повторяющихся акцентов.

Силуэт — разновидность графики. Название происходит от имени французского министра XVIII века Э де Силуэта, на которого была сде­лана карикатура в виде теневого профиля. С. изображение фигур и предметов сплошным, преимущественно черным пятном, с островыра­зительными внешними очертаниями.

Символ — отличительный признак, знак, выражающий смысл изо­браженного предмета.

Симметрия(от греч. «соразмерность») — одинаковое расположе­ние частей целого относительно какой-либо оси или центра.

Синестезия (от греч. «совместное чувство, одновременное ощу­щение») — психическое явление, заключающееся в том, что воздействие на какой-либо орган чувств вызывает ощущение не только в нем самом, но и добавляет ощущение, характерное для другого органа чувств (на­пример «цветной слух», при котором звук, наряду со звуковым ощу­щением, вызывает еще и цветовое).

Синтез искусств — Соединение разных искусств в едином произ­ведении, которое возникает не как сумма отдельных искусств, а как ор­ганическое целое, обладающее особым художественным воздействием; так же синтез искусств понимается как определенное сочетание видов искусств, выбранных для решения тех или иных задач эстетического воспитания личности.

Скульптура— вид изобразительного искусства, заключающийся в вырезании или высекании объемного трехмерного изображения из твер­дого материала — камня, дерева и пр. Не следует путать с пластикой, суть которой не в удалении излишней массы материала, а в добавлении ее путем лепки в мягком, пластичном материале — глине, пластилине, воске и пр.

Содержание и форма в искусстве — неразрывно связанные и вза­имно обусловленные эстетические категории, основополагающие искус­ствоведческие понятия. В них обобщено представление о двух сторонах художественного произведения: о внутренней (что в нем выражено и от­ражено) и внешней (какими средствами это достигнуто).

Стиль (от греч. «палочка для письма») — !) совокупность взаимо­связанных признаков, которые являются общими для целого ряда худо­жественных произведений, объединяют их между собой, и, в то же вре­мя, отличают от произведений других стилей; 2) индивидуальный стиль мастера.

Творчество художественное одно из главных проявлений твор­ческого начала в человеке, преобразование житейского и духовного опыта человека в образы искусства. Главным результатом X, т. является создание особой, «второй реальности», картин, статуй и т. д. При этом сама материя, которой пользуется тот или иной вид искусства, преобразуется, приобретая особое качество художественной индивидуальности.

Тектоника (от греч. «относящийся к строительству») в архитек­туре пластическое художественно-образное выражение основных конструктивных особенностей здания, их проявление в ритмическом строе, пропорциях, особенностях материала и т. д., то есть выявление во внешнем облике постройки.

Техники художественные— в соответствии с изобразительными видами искусства Т. х. целятся на живописные, графические и скульп­турные; ‘»техника» или манера исполнения произведений не является чем-то внешним по отношению к образно-смысловому строю произве­дений, подчеркивающее это выражение внутреннего во внешнем.

Тон (от греч. «напряжение») — одна из основных, наряду с яркостью (светлотой) и насыщенностью, характеристик света. Характеризуя тот или иной цвет (как «фиолетовый», «лимонный» и т. п.), мы определя­ем то, что называется «цветовым тоном». Т. в живописи называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произ­ведения и придающий цельность колориту.

Фактура (от лат. «изготовление, обработка») — в изобразительном искусстве — материальные осязаемые свойства поверхности произведе­ния.

Фон любая часть изобразитель­ной или орнаментальной композиции по отношению к включенной в эту композицию, находящейся »ближе» к зрителю и выделяющейся летали, фигуре.

Формат (от лат. «придаю форму») — линейные размеры (длина, ширина, высота) произведения. Ф. в изобразительном искусстве (в жи­вописи, графике. скульптуре) — один из элементов, определяющих ком­позиционное решение произведения.

Способности — психологические качества человека, которые нужны для успешной работы в области искусства. В осно­ве всех видов х. с. лежит общее свойство человеческой личности — эсте­тическое отношение к миру, благодаря которому зарождающиеся худо­жественные замыслы, требующие работы воображения, то есть создания образа, выражающего внутреннее идейно-эмоциональное содержание произведения в материале того или иного вида искусства. Решающее значение для проявления и развития х. с. часто имеет мотивационная сторона, наличие у человека глубокой и устойчивой потребности в ху­дожественном творчестве. X. с. взаимодействуют с о знаниями, умения­ми, навыками в данной области искусства и без последних не могут развиваться. Однако х. с. развиваются успешно, когда потребность челове­ка решить творческую задачу опережает имеющиеся у него на данный момент умения и навыки, и побуждает овладевать недостающими, в чем ему и оказывает помощь педагог.

Художник человек, профессионально работающий в области изобразительного искусства (живописец, график, прикладник и др.).

Че­ловек, создающий художественное произведение в любой области ис­кусства.

Эстетика (от греч. «чувственно воспринимаемый») — наука о принципах художественного освоения мира человеком, об основных за­кономерностях преобразования явлений жизни в факты искусства.

Эстетическое воспитание — целенаправленная педагогическая работа, цель которой развивать с помощью искусства ценные духовно-нравственные качества у детей и молодых людей.

Эстетическое отношение — особое отношение человека к миру в целом и к отдельным явлениям жизни. Человек с развитым Э. о. воспри­нимает чувственный облик существ, предметов, явлений не как их внешнюю оболочку, а как выражение сути: состояния, характера, судь­бы, внутренней жизни, в чем то родственной его собственной. Его отли­чают чувства сопричастности к миру, отношение ко всему как к живому. Переживания такого рода представляют собой обязательное условие за­рождения полноценных и самостоятельных художественных замыслов.

Художникчеловек, профессионально работающий в области изобразительного искусства (живописец, график, прикладник и др.).

Че­ловек, создающий художественное произведение в любой области ис­кусства.

Эстетика(от греч. «чувственно воспринимаемый») — наука о принципах художественного освоения мира человеком, об основных за­кономерностях преобразования явлений жизни в факты искусства.

Эстетическое воспитание — целенаправленная педагогическая работа, цель которой развивать с помощью искусства ценные духовно-нравственные качества у детей и молодых людей.

Эстетическое отношение — особое отношение человека к миру в целом и к отдельным явлениям жизни. Человек с развитым Э. о. воспри­нимает чувственный облик существ, предметов, явлений не как их внешнюю оболочку, а как выражение сути: состояния, характера, судь­бы, внутренней жизни, в чем то родственной его собственной. Его отли­чают чувства сопричастности к миру, отношение ко всему как к живому. Переживания такого рода представляют собой обязательное условие за­рождения полноценных и самостоятельных художественных замыслов.