Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского»
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Проректор по учебной работе
_________________В.П. Завойстый
«____»____________ 2012 г.
Программа учебной дисциплины
Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Рекомендуется для направлений подготовки:
050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Магистерские программы «Психология и социальная педагогика», «Психологическое консультирование в образовании», «Психология и педагогика профессионального образования», «Психология и педагогика дополнительного образования».
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Разработчики:
Кафедра педагогических технологий
Профессор, докт. пед. наук Л.В.Байбородова
Доцент, докт. пед. наук В.В. Юдин
Ст. преподаватель, канд. пед. Наук А.А. Кораблева
Кафедра общей и специальной психологии
Доцент, канд. психолог. наук Н.П. Ансимова
Утверждено
На заседании кафедры педагогических технологий
«__» мая 2012 г., протокол № __
Заведующий кафедрой Л.В.Байбородова
- Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого- педагогического направления»: сформировать у магистрантов комплекс компетенций по организации и реализации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
Задачи:
— познакомить с проблемами профессиональной педагогики и организации профессиональной деятельности психолого- педагогического направления в условиях реализации ФГОС ВПО (IIIпоколение);
— обеспечить усвоение студентами знаний об условиях и средствах организации профессиональной деятельности психолого- педагогического направления;
— сформировать умения организации процесса образовательного процесса по психолого- педагогическому направлению;
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
— способствовать развитию индивидуального стиля преподавательской деятельности;
— сформировать умения организации научно-методической и учебно-методической работы;
— обеспечить развитие умений организации индивидуально- ориентированного учебного процесса.
- Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина включена в базовую часть профессионального цикла (М.2).
Для успешного изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:способностью проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1); способностью определить направления и способы оснащения образовательной работы методическими средствами (ПКНМ-2); готовностью осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПКНМ-4), способностью организовать взаимодействие специалистов для достижения цели исследования (ПКНИ-6).
В результате изучения курса студенты магистратуры должны
знать:
— особенности профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;
-проблемное поле современного профессионального образования;
-особенности организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления в соответствии с ФГОС ;
— целевые и содержательные ориентиры развития психолого-педагогического образования;
-основные технологии, формы и методы организации образовательного процесса психолого-педагогического направления;
— средства организации индивидуально-ориентированного обучения, воспитания студентов и основы развивающего профессионального образования;
-основные формы организации самостоятельной работы студентов;
-квалификационные требования, предъявляемые к преподавателю, методисту, работнику управления, особенности их профессионально- педагогической деятельности;
уметь:
— анализировать структуру ФГОС ВПО по профилю, определять особенности организации учебной работы, обусловленные введением данного документа;
-организовывать индивидуально- ориентированный учебный процесс и воспитательную работу;
-осуществлять отбор содержания, форм и методов организации учебного занятия по предмету с учетом требований государственного стандарта и рабочей учебной программы;
-организовывать взаимодействие студентов на занятии, регулировать межличностное и межгрупповое взаимодействие;
-варьировать способ подачи учебного материала с учетом особенностей студенческой группы, специальности и уровня подготовленности студентов;
-составлять планы лекционных, семинарских и лабораторных занятий;
-владеть методами анализа учебного процесса;
— выбирать способы контроля и оценивания учебной деятельности студентов в соответствии с принятой системой оценивания;
— проектировать учебные программы курсов;
— обоснованно использовать образовательные технологии, методы и способы активизации деятельности студентов на занятиях;
— организовывать самостоятельную научно-исследовательскую и практическую деятельность студентов в рамках учебной работы;
— организовывать воспитательную работу в студенческом коллективе.
владеть:основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; проектирования профессионально- образовательных программ по дисциплинам, курсам по выбору; способами организации индивидуально- ориентированного и развивающего обучения и воспитания..
Междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п |
Наименование обеспечиваемых (последующих) Дисциплин |
№№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
||
1. |
Методика преподавания педагогики и психологии в профессиональном образовании |
|
|
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
2. |
Методическое обеспечение преподавания педагогики и психологии в профессиональном образовании |
|
|
|
|
х |
х |
х |
|
х |
х |
х |
х |
|
|
3. |
Современные образовательные технологии |
|
|
|
|
|
|
|
х |
х |
|
|
|
|
|
- Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (указывается в соответствии с ФГОС ВПО):
Код, компетенция |
Проявления компетенции |
Формы проверки компетенции |
Виды заданий для самостоятельной работы |
ПКНИ-1. Способность проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы |
Знать: общий порядок анализа научных и учебно-методических источников. Уметь: анализировать понятия, теоретические источники и практический опыт. Владеть: способностью к анализу и синтезу научно- практической информации, способностью к самостоятельному поиску необходимой информации |
Доклад Реферат Практическое занятие Опрос по вопросам зачета |
Подготовка сообщение Презентация материала Работа с литературой и анализ интернет- источников |
ПКНМ-2. Способность определять необходимые методические средства для решения образовательных задач |
Знать: понятие методических средств, современные требования к оснащению методическими средствами, цели, направления, способы и ресурсы методического обеспечения учебной работы. Уметь: определять направления, способы и ресурсы методического оснащения профессиональной деятельности, разрабатывать методические средства Владеть:умениями анализа, проектирования, конструирования и разработки методических средств по направлению. |
Индивидуальное проектирование. Портфолио. Практикум.
|
Разработка методических средств решения образовательных задач. Работа с литературой. Анализ интернет- источников. Разработка и анализ портфолио по направлению |
ПКНМ-4 Готовность осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задачпсихолого- педагогического и социального сопровождения |
Знать: различные виды взаимодействия и оптимальные сферы их использования; сущность и методику сопровождения личностного и профессионального развития специалиста. Уметь:осуществлять диалог и сотрудничество, анализировать ситуации психолого- педагогического и социального сопровождения и определять соответствующие средства взаимодействия. Владеть:умениями выбора вида и осуществления взаимодействия. |
Педагогические задачи. Практикум. Участие в группе. Педагогическая мастерская. |
Решение педагогических задач, предполагающих проектирование ситуации взаимодействия. Подбор диагностик вида и типа взаимодействия. |
ПКНИ-6 Способность организовать взаимодействие специалистов для достижения цели исследования .
|
Знать:структуру и функционал специалистов системы, подходы к организации сотрудничества и диалога со специалистами. Уметь:сотрудничать с различными специалистами и конструктивно решать поставленные задачи. Владеть: этикой делового общения, способностью к толерантному взаимодействию |
Педагогические задачи; Практикум Проект (к/р).
|
Решение педагогических задач Проектирование ситуации взаимодействия.
|
- Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Вид учебной работы (педагогическая составляющая) |
Всего часов |
Семестр |
9 |
||
Аудиторные занятия (всего) |
36 |
36 |
В том числе Лекции |
16 |
16 |
Практические занятия (Семинары ПЗ) |
12 |
12 |
Лабораторные работы (ЛР) |
8- |
8- |
Самостоятельная работа (всего) |
72 |
72 |
В том числе: Курсовая работа (проект) |
36 |
36 |
Реферат |
12 |
12 |
Другие виды самостоятельной работы (подготовка к семинарам, изготовление РРР, письменные ответы, проч.) |
12 |
12 |
Вид аттестации — экзамен. Подготовка ) |
12 |
12 |
Общая трудоемкость час — зачетных единиц — |
108 |
108 |
3 |
3 |
- Содержание дисциплины
5.1 Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела (в дидактических единицах) |
|
Введение (содержание курса, система занятий, организация СРС, отчетные материалы) |
|
1. |
Профессиональная педагогика |
|
1.1. |
Теоретические основы |
Закономерности обучения. Образовательный результат. Технологический подход |
1.2. |
Компетентностный подход и его отражение на организации учебной работы в профессиональном учреждении. |
Понятие « компетентности», «компетенции», «компетентностного подхода». Развитие идей компетентностного подхода ( идеи И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимова, А.М. Новикова, А.В. Хуторского, В.В. Юдина и др.). Компетентностный подход и оценка индивидуальных достижений студентов.
|
1.3. |
Современные образовательные технологии. Типы педагогических процессов. |
Система кредитных и балльно-рейтинговых единиц как основы индивидуально-ориентированного обучения. Современные технологии, формы, методы организации педагогической деятельности психолого- педагогического направления. Типы педагогического процесса и их востребованность социумом и производством. |
1.4. |
Профессиональная педагогическая деятельность |
Структура педагогической деятельности. Её особенности и основной функционал. |
2. |
Системы образовательных учреждений |
Вид ОУ – (учебное, дополнительное образование, методическое, административное, инфраструктура). Уровень ОУ (ступень образования и статус). Целевое назначение — Миссия — Описание конкретного ОУ : (численность контингента, направления подготовки, сроки обучения-подготовки ). Сравнительное описание ОУ, близких по своему функциональному назначению : (Гимназия, Лицей, СОШ) , (Колледж, ВПУ – высшее профессиональное училище, ССУЗ); (Университет, Академия, Институт), проч.
|
3. |
Модернизация педагогического образования. |
Стратегические ориентиры развития профессионального образования в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г.», Анализ ФГОС ВПО IIIпоколения. Структура моделей компетенций и типология компетенции в соответствии с ФГОС ВПОIIIпоколения ( педагогическое образование). Организация педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО IIIпоколения. Анализ «Программы модернизации педагогического образования»: цели, задачи, основные направления мероприятия. Ведущие тенденции модернизации педагогического образования. Организация педагогической деятельности по психолого- педагогическому направлению в контексте модернизации педагогического образования.
|
4. |
Педагогические службы и профессиональная деятельность в свете ФГОС |
Разнообразие служб. Должностные обязанности, функционал. Требования , выдвигаемые ФГОС. |
5. |
Выпускник ВПО. Требования к педагогическому работнику в свете ФГОС |
Становление профессионала — выпускника ВПО. Обеспечение карьеры выпускника. |
6. |
Анализ образовательного процесса в системе педагогической деятельности |
|
6.1. |
Анализ педагогом образовательного процесса |
Анализ педагогом образовательного процесса: сущность, методика. Изучение результатов и эффективности педагогической деятельности по направлению. Функции, принципы организации этапы, методика организации коллективного анализа. Рефлексия профессионального и личностного развития, освоения дисциплины, организация рефлексии на занятии: сущность и методика организации.
|
6.2. |
Мониторинг педагогической деятельности по психолого-педагогическому направлению. |
Мониторинг в профессиональном образовании: сущность, виды, принципы, методика организации. Особенности мониторинга развития универсальных и общепрофессиональных компетенции студентов педагогических специальностей: подходы к организации, принципы, условия и средства организации. Разработка критериальных тестов достижений: требования, принципы, методика составления и обработки тестов. Технология промежуточной и итоговой аттестации обучаемых по направлению. Методика организации психолого-педагогической диагностики в процессе организации и осуществления педагогической деятельности по направлению. |
7. |
Проектирование как часть профессиональной педагогической деятельности |
|
7.1. |
Проблема проектирования образовательного процесса |
Проблема проектирования образовательного процесса в вузе: сущность, трудности, пути преодоления и перспективы развития. Проектирование процесса формирования компетентностей будущего специалиста. Проектирование учебного процесса и внеучебной деятельности (содержания, логики, инструментария, учебного материала, продуктов деятельности).
|
7.2. |
Проектирование образовательных программ |
Проблема педагогического проектирования образовательно-профессиональных программ (далее ОПП). Социокультурная основа проектирования, принцип гуманитарных технологий и принцип модульности в проектировании ОПП. Характеристика блочно-модульной системы и разработка на ее основе образовательных программ. Особенности проектирования основных компонентов современных ОПП по педагогике и психологии. Алгоритм проектирования содержания дисциплин (с опорой на подход А.П. Тряпицыной). Анализ опыта проектирования ОПП преподавателями РГПУ им. А.И. Герцена и ЯГПУ им. К.Д.Ушинского. |
7.3.. |
Проектирование индивидуальных траекторий |
Проектирование индивидуального маршрута студента в процессе образования по психолого- педагогическому направлению. |
7.4.. |
Организация самостоятельной и научно- исследовательской работы студентов как компонента педагогического процесса по психолого-педагогическому направлению.
|
Самостоятельная работа студентов как важная составляющая обучения. Реорганизация учебного процесса в области самостоятельной работы в соответствии с ФГОС ВПО IIIпоколения. Основные цели, задачи, направления, принципы и этапы организации самостоятельной. Мотивация самостоятельной работы студентов. Критерии отбора содержания самостоятельной работы студентов и принципы разработки заданий для самостоятельной работы. Формы и методы организации самостоятельной работы студентов. Особенности организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Научно-исследовательские компетенции будущего педагога, способы их развития при освоении дисциплин по направлению. Научно-исследовательская работа как средство совершенствования профессиональной подготовленности специалиста. Мотивация научно- исследовательской работы студентов |
7.5. |
Организация педагогической практики по психолого-педагогическому направлению в условиях реализации ФГОС ВПО IIIпоколения. |
Место педагогической практики в структуре подготовки будущего учителя. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной педагогической практики. Концепция, программа, принципы построения педагогической практики. Взаимосвязь теоретической и практической подготовки. Виды практики. Функции организаторов практики. Взаимодействие вуза с образовательными учреждениями и органами образования. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной педагогической практике. Разработка учебно- методического и информационного обеспечения педагогической практики. Особенности практики в ДОЛ, сельской школе. Оформление документации по педагогической практике. «Портфолио» как средство индивидуализации деятельности студентов в период практики. |
8. |
Особенности личности и деятельности преподавателя вуза. |
Роль и место преподавателя в процессе организации педагогической деятельности. Структура педагогических способностей. Личностно- ориетированное взаимодействие педагога и студентов. Функции тьютора и фасилитатора в деятельности преподавателя. Сотрудничество и сотворчество педагогов и студентов при организации педагогической работы по направлению. Способы повышения квалификации преподавателя вуза.
|
9. |
Социальная значимость образования. Заключение |
|
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№ |
Наименование раздела дисциплины |
Лекции |
Практ. занятия |
Лабор. занятия |
Семинар. занятия |
Самост. работа студ. |
Всего часов |
п/п |
|||||||
|
Введение |
1 |
|
|
|
|
|
1. |
Профессиональная педагогика |
3 |
2 |
|
|
2 |
6 |
1.1. |
Теоретические основы. Термины профессиональной педагогики |
|
|
|
|
2 |
6 |
1.2. |
Компетентностный подход |
|
|
|
|
2 |
6 |
1.3. |
Современные образовательные технологии. Типы педагогических процессов. |
|
|
|
|
4 |
8 |
1.4. |
Профессиональная педагогическая деятельность |
|
|
|
|
4 |
8 |
2. |
Модернизация педагогического образования. |
2 |
2 |
|
|
4 |
8 |
3. |
Система образовательных учреждений |
1 |
2 |
|
|
4 |
8 |
3.1.. |
Педагогические службы и профессиональная деятельность в свете ФГОС |
1 |
2 |
|
|
2 |
6 |
4. |
Функционал работников психолого-педагогического профиля в свете ФГОС. |
2 |
4 |
|
|
|
|
5. |
Требования к педагогу. Профессиональный рост. Карьера. |
2 |
|
|
|
2 |
6 |
6. |
Проектирование как часть профессиональной педагогической деятельности |
3 |
10 |
|
|
2 |
6 |
6.1. |
Проблема проектирования образовательного процесса |
|
2 |
|
|
2 |
6 |
6.2. |
Проектирование образовательных программ |
|
2 |
|
|
2 |
6 |
6.3.. |
Проектирование индивидуальных траекторий |
|
2 |
|
|
2 |
6 |
6.4. |
Организация самостоятельной и научно- исследовательской работы студентов как компонента педагогического процесса по психолого-педагогическому направлению.
|
|
4 |
|
|
2 |
6 |
7. |
Социальная значимость образования |
2 |
|||||
|
Всего: |
16 |
20 |
|
|
72 |
108 |
- Лекции
№ п/п |
Тематика лекций |
Лекционные часы |
Трудоемкость СРС (час.) |
1 |
Введение. (содержание курса, система занятий, организация СРС, отчетные материалы) |
2 |
1 |
2 |
Профессиональная педагогика |
2 |
2 |
3 |
Модернизация системы образования. |
2 |
2 |
4 |
Образовательные учреждения. Педагогические службы и профессионально-педагогическая деятельность в свете ФГОС. |
2 |
2 |
5 |
Функционал работников психолого-педагогического профиля в свете ФГОС. |
2 |
2 |
6 |
Профессиональная педагогическая деятельность. Анализ ситуации, инструментарий оценки ситуации, принятия решений. |
2 |
2 |
7 |
Проектирование как часть профессиональной педагогической деятельности |
2 |
2 |
8 |
Требования к педагогу. Этапы профессионального роста. Социальная значимость образования. Заключение. |
2 |
3 |
|
В с е г о |
16 |
16 |
5.4. Практические занятия
№ п/п |
№ раздела дисциплины |
Тематика практических занятий (семинаров) |
Трудоемкость (час.) |
1. |
Профессиональная педагогика
|
Семинар «Образовательный процесс» Теоретические основы Компетентностный подход и его отражение на организации учебной работы в профессиональном учреждении. Современные образовательные технологии. Типы педагогических процессов. Профессиональная педагогическая деятельность
|
2 |
2. |
Модернизация педагогического образования. |
Семинар «Программы развития образования и ФГОС» Системы образовательных учреждений Модернизация педагогического образования. Целевые установки и базовые концепции ФГОС.
|
2 |
3 |
Педагогические службы и профессиональная деятельность в свете ФГОС. |
Семинар 3. «Профессиональная педагогическая деятельность в ОУ разных видов» Функционал основных служб. Требования , выдвигаемые ФГОС |
2 |
|
Особенности деятельности работника психолого-педагогического направления |
Семинар 4.Функционал основных должностей консультативных психолого-педагогических служб. Требования , выдвигаемые ФГОС |
4 |
4. |
Проектирование как часть профессиональной педагогической деятельности |
Практикум (защита Проектов) Проектирование образовательного процесса (занятие, тема, предмет). Проектирование образовательных программ Проектирование индивидуальных траекторий |
6 |
|
Проектирование основной образовательной программы Школы (ООП) |
2 |
|
|
Организация самостоятельной и научно- исследовательской работы студентов как компонента педагогического процесса по психолого-педагогическому направлению. |
2 |
|
|
|
В с е г о |
20 |
- Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа студента предполагает изучение учебников, дополнительных литературных источников по избранным темам, подготовку рефератов, самостоятельное изучение отдельных тем, подготовку отчётных материалов.
Возможны частные консультации по электронной почте с преподавателем v.yudin@yspu.org.
Решаемые в ходе самостоятельной работы задачи:
- проработка программного учебного содержания по предлагаемым учебникам, лекциям;
- подготовка к семинарам;
- глубинное и обстоятельное изучение вопросов при выполнении реферата по выбранной теме;
- закрепление освоенного материала при подготовке к зачету.
6.1. Виды заданий для самостоятельной работы и форма отчета по ним
Задания |
Основные требования и виды заданий |
Порядок защиты |
|
См. спец. Раздел. |
По ответам на замечания и вопросы к записке (выступлению) |
|
Активность на семинаре, выступление |
Ответ на вопрос! |
|
Студент выбирает вопросы и форму представления отчета самостоятельно |
Студент может описать свой устный ответ на семинаре или непрозвучавший ответ и сдать преподавателю в письменном виде. Защита ответа – по замечаниям преподавателя к письменным ответам |
|
|
Очная защита Проекта |
|
|
Учет в БРС записки или выступления |
|
Задания методического характера предлагаются преподавателем |
В индивидуальном порядке |
|
2 вопроса из разных разделов |
Вопросы предлагаются преподавателем |
Подготовка к семинару предполагает предварительное ознакомление с темой, изучение материала лекции, рекомендованной литературы, подготовку ответа (ответов) по избранному студентом вопросу.
6.2. Требования к рефератам
Реферат выполняется по любому разделу и теме программы педагогики на усмотрение студента при согласовании с ведущим курс педагогом. Приветствуется самостоятельный выбор темы, обоснованный личным интересом, образовательными проблемами автора. Объем его составляет 10-15 страниц основного текста в машинописном варианте через 1,5 интервала. Реферат должен иметь следующую структуру:
ВВЕДЕНИЕ с обоснованием выбора студентом данной темы, задачами, которые ставит он перед работой. Например, «Описать подходы к воспитанию …», «Раскрыть тему …» «Получить ответ на вопрос …». Введение завершается развернутым планом текста реферата.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Раздел может иметь несколько подразделов и включает общий общее описание подходов к рассмотрению вопросов, имеющихся в этой области, и более глубокое рассмотрение избранного предмета изучения. Выполняется как обзор литературы.
АВТОРСКАЯ ЧАСТЬ. Содержит пояснения к решению задач и ответы на поставленные во Введении вопросы, личные отношения студента к рассматриваемому материалу, оценку собственных наработок и возможности реального использования полученных знаний.
Здесь также целесообразно выделять разделы.
ВЫВОДЫ. Раздел представляет собой короткое резюме рассматриваемых вопросов, возможен повтор промежуточных выводов. Особо важно показать итог решения поставленных задач. Желательно привести рекомендации по использованию полученных знаний в реальной (или ожидаемой ) ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в котором освещается степень решения задач, поставленных в начале работы, направления дальнейшей работы, пожелания автора.
Важнейшие показатели оценки Реферата (от 5 до 40 баллов) являются:
- Обоснованность выбора темы.
- Наличие четко поставленных (1-3) задач и их уровень. Так, представление (описание) вопроса, являясь чисто репродуктивной работой, оценивается до 15 баллов. Собственно реферативная деятельность. Формулировка сущностных выводов с иллюстрацией путей использования полученных знаний на практике оценивается до 30 баллов. Если к этому добавляются личностные смыслы студента, теория изучается для разрешения насущной жизненной проблемы автора и сформулировано решение, работа заслуживает 40 баллов и может претендовать на дополнительные бонусы.
- Изучение первоисточников, не менее 5 наименований книг, статей, наличие электронных ресурсов, включая ПТБ.
- Правильность изложения с позиций формальной логики. (Примером ошибочного изложения может служить фраза из письменного ответа: «Воспитание — мировоззрение, отношения, поведение», так как воспитание — это процесс, в котором формируются указанные конструкции.)
- Выдержанность общей логики изложения (увязанность темы и задач, структуры текста, выводов в заключении).
- Общее оформление.
6.4. Требования к Проектам (курсовая работа).
Проектирование является важнейшей частью профессиональной педагогической деятельности и может быть направлено на разные по своему масштабу объекты (часть ПП в учебных заведениях разных ступеней образования):
- проектирования образовательного процесса (занятия, темы);
- проектирование образовательных программ (предмета, ООП образовательного учреждения);
- проектирование индивидуальных образовательных траекторий
- проектирование научно- исследовательской работы студентов как компонента педагогического процесса по психолого-педагогическому направлению.
Кроме того Проект может носить методический характер, например «Разработка методических рекомендаций …. ( по видам деятельности)». Потенциальными получателями рекомендаций могут быть преподаватели, организаторы образовательных событий и даже обучающиеся.
Проект может иметь управленческий характер: от совершенствования существующей организации ОУ до Программ реформирования (Де, ОУ, служб) в связи с ведением ФГОС.
Для предъявления продуктов проектирования магистрант может пользоваться известными ему формами (наработками ОУ и методических служб), но с обязательным учетом следующих требований:
- обоснование целей и задач избранной формы ПП (место и роль в достижении целей более высокого порядка);
- конкретность (предметность) объекта проектирования;
- использование всех этапов технологии проектирования ПП;
- желательно для проектирования выбирать содержание, соответствующее личностно-ориентированному образованию (субъектно-ориентированному типу ПП);
- В обязательном порядке должен быть продуман вариативный характер ПП и возможности индивидуальных образовательных траекторий, отличающиеся уровнем активности, объемом выполненных заданий, их видами.
6.5. Балльно-рейтинговая система учета самостоятельной работы студентов
Порядок получения зачета по курсу «основы профессиональной деятельности»
Самостоятельная работа студента оценивается в баллах. Ниже приведены виды работ и их вес в баллах:
Примечание:
Обязательными для выполнения являются Реферат и Проект. В ходе самостоятельной работы студентов ведется учет набранных ими баллов и подсчитывается текущий рейтингстудента в группе. По суммарным результатам зачетов оформляется и опубликовывается итоговый рейтинг студентов.
Если студент писал реферат, то на зачётном занятии защита его рассматривается как ответ на 1 вопрос.
6.6. Содержание самостоятельной работы студентов по темам Тема 1. «Педагогический процесс».
Тема посвящена изучению основополагающих вопросов педагогики, являющихся основой для понимания процесса личностного развития человека, средств, использующихся для поддержки этого становления (педагогическое воздействие), в частности в профессиональной сфере взаимодействия людей.
Среди них необходимо выделить категориальный аппарат, устанавливающий взаимосвязь сторон педагогического процесса, законы педагогики, понимание образовательного результата, структуры деятельности как ключевого средства формирования личности, возможные уровни её образованности, соответствующие им типы педагогического процесса с понятным механизмом развития человека.
Семинар 1. «Образовательный процесс»
- Понятие образовательного процесса.
- Образовательный результат. Компетенции.
- Модель педагогического процесса.
- Активность познавательной деятельности обучающегося.
- Типы педагогического процесса.
- Общепедагогические технологии.
- Педагогический анализ профессиональных ситуаций. Примеры педагогической интерпретации профессиональной деятельности.
- Цели образования. Возможность управления педагогическим процессом.
Литература:
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 191 с.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: ИПО,1995.- 336 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996 – 544 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – 139 с.
- Лернер И.Я. Человеческий фактор и функции содержания образования // Педагогика – 1987г. – С60-65.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – 2-е изд. – М. : Педагогика, 1984. – 95 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников /Характеристика сторон и уровней активности познавательной деятельности учащихся/ -М.: Педагогика,1982г.
- Юдин, В.В. Общепедагогические технологии : монография. – Ярославль : РИЦ МУБиНТ, 2007. – 179 с.
- Юдин, В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса : монография. – М. : Университетская книга, 2008. – 302 с.
Задания для самостоятельной работы по теме «Образовательный (педагогический) процесс»
Подготовьте ответ или выполните задание по одному из разделов темы. Ответ должен включать раскрытие понятия, сравнение его с рядоположенными, пример.
Вопросы и задания (Зд), приведенные ниже, можно подготавливать в группе 3-5 человек.
Основные понятия |
Цель образования |
Процесс образования |
обучение, воспитание, развитие.
|
|
|
Тема 2. Модернизация образования в России. Семинар 2. «Программы развития образования и фгос»
- Заказчики системы образования. Социальные запросы к системе образования. Актуальность изменений в образовании.
- Приоритетный национальный проект «Образование»
- Инициатива «Наша новая школа».
- Стандарты II поколения (ФГОС) .
- ФГОС: сущность новых подходов, отличие от стандартов Iпоколения.
- Сложности и Проблемы освоения новых стандартов образования.
- Программа развития образования до 2020 года.
- Социальные эффекты образования
Вопросы для повторения:
- Противоречивость основных государственных инициатив в сфере образования .
- Преемственность основных государственных инициатив в сфере образования .
- .
Литература.
http://rost.ru/projects/education/ed7/ed_totals1_06.shtml
Тема 3 . Виды образовательных учреждений в системе образования. Семинар 3. «Профессиональная педагогическая деятельность в оу разных видов»
Задание 1 :Описать ОУ, в котором Вы работаете (предстоит работать ).
Формат описания ОУ:
- Вид ОУ – (учебное, дополнительное образование, методическое, административное, инфраструктура).
- Уровень ОУ (ступень образования и статус).
- Целевое назначение —
- Миссия —
- Описание конкретного ОУ : (численность контингента, направления подготовки, сроки обучения-подготовки ).
Задание 2 :Описать Ваш функционал в ОУ, в котором Вы работаете или предполагаете работать.
Формат описания функционала ОУ:
- Ваша должность и место в штатном расписании (подчиненность, подчиненные) .
- Должностные обязанности.
- Требования к компетентностям и ПВК, предъявляемые функционалом:
- Специфика требований к должности , предъявляемых новыми подходами к образованию.
- Соотношение квалификационных требований с образованием, полученным в ВУЗе.
- Анализ состояния. Предложения.
Задание 3. : Обозначить в пространстве ОУ (2-х мерном : возраст учащихся, ступень (уровень) образования) все известные Вам виды учебных заведений.
Перечень ОУ берется из ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» от 10.07.1992 N 3266-1 .
Задание 4. : Приведите сравнительное описание ОУ, близких по своему функциональному назначению.
Пример: (Гимназия, Лицей, СОШ) , (Колледж, ВПУ – высшее профессиональное училище, ССУЗ); (Университет, Академия, Институт), проч.
Интерактивные формы занятий
№ п/п |
Темы дисциплины |
Форма проведения занятия |
Трудоемкость (час.) |
1. |
Модернизация педагогического образования. |
Деловая игра |
2 ауд. 4 сам. |
2. |
Компетентностный подход и его отражение на организации учебной работы в профессиональном учреждении. |
Разработка проекта по микрогруппам |
2 ауд. 4 сам. |
3. |
Современные образовательные технологии |
Практикум |
2 ауд. 3 сам. |
4. |
Особенности личности и деятельности преподавателя вуза. |
Педагогическая мастерская |
2 ауд. 2 сам. |
Тема 4. Проектирование.
Педагогические задачи, решаемые при проектировании ПП и образовательных программ.
Разработка методических средств решения
проектирование ситуации взаимодействия.
Решение педагогических задач, предполагающих проектирование ситуации взаимодействия.
Подбор диагностик вида и типа взаимодействия.
Защита рефератов.
Обычно реферат оценивается по представленному тексту преподавателем в баллах, которые учитываются в БРС для общего рейтинга магистранта по курсу. На очную защиту выносятся темы, широко востребованные и содержащие интересные наработки автора.
Защита Проектов.
Как правило, Проект выполняется несколькими разработчиками, которые защищаются группой. До защиты Проект должен быть оформлен и представлен на оценивание теоретической части и рецензирования. Сама защита производится либо в форме посещения, анализа и последующего обсуждения спроектированного мероприятия, события, презентации наработки, либо традиционно (5-ти минутное сообщение о результатах проектирование с обязательной наглядностью и обсуждение их ).
6.7. Содержание вариативной (необязательной) составляющей самостоятельной работы
№ п/п |
Содержание самостоятельной работы студентов |
Трудоемкость (час.) |
1 |
-Интернет- обзор материалов по актуальным вопросам педагогического ого образования -Подготовка презентации по теме. -Реферат по теме. |
2 |
2 |
-Интернет- обзор материалов по использованию идей компетентностного подхода в системе педагогического образования -Подготовка презентации по теме. |
2 |
3 |
— Составление библиографического списка по теме — Аннотация на одну из статей современного журнала по теме |
2 |
4 |
— Подбор материалов в портфолио. — Подготовка кейса |
3 |
5 |
— Интернет- обзор материалов по теме. — Подготовка кейса. |
2 |
6 |
-Презентация журнала по теме — Подготовка кейса |
2 |
7 |
-Разработка проекта. -Подготовка индивидуального проекта |
2 |
8 |
-Интернет- обзор материалов по теме. — Подбор материалов в портфолио. |
3 |
9 |
-Подготовка презентации по теме. — Подбор материалов в портфолио |
3 |
10 |
— Подготовка кейса. — Разработка рекомендаций по организации анализа педагогической деятельности. |
3 |
11 |
-Подготовка аннотации интернет- источника по теме. — Подбор материалов в портфолио. -Оформление глоссария. |
3 |
12 |
— Подбор диагностического материала по теме. -Подготовка кейса. — Составление библиографического списка по теме. |
3 |
13 |
— Подбор и подготовка методических материалов. — Подготовка кейса |
2 |
14 |
— Самоанализ. -Подбор материалов в портфолио. — Подбор и подготовка методических материалов. |
2 |
6.4. Примерная тематика проектов и рефератов:
1.Развитие педагогического образования на современном этапе развития.
2. Инновации в педагогическом образовании.
3. Разработка нового содержания обучения по психолого- педагогическому образованию .
4. Использование основных психологических концепций обучения при организации образовательного процесса по психолого- педагогическому напрвлению.
5. Применение педагогических технологий при организации обучения по направлению.
6. Личностно- ориентированное социально- профессиональное воспитание.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания [Текст]: М., 2009.
- Проектирование современных образовательно- профессиональных программ по направлениям педагогического образования: [Текст]: учебно-методическое пособие / составители Т.Б. Алексеева, Н.Ю. Сосунова.- СП: РГПУ, 2008.- 124с.
- Юдин, В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса : монография. – М. : Университетская книга, 2008. – 302 с.
б) дополнительная литература
- Андреев А.А.Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика) [Текст]: Учебное пособие в 2-х книгах, М.,2000. .
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]:. М., 1991.
- Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения [Текст]: М., 1994.
- Высшее образование за рубежом. [Текст]: Информационно-аналитический справочник. М., 1995.
- Вяткин Л.Г., Ольнева А.Б. Основы педагогики высшей школы [Текст]. Саратов, 2003.
- Геницинский В.И. Основы теоретической педагогики [Текст]: СПб., 1992.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Текст]: М., 1996.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст]:. Л., 1985.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке [Текст]: М., 1990.
- Ильясов И.И. Структура процесса обучения [Текст]: М., 1986.
- Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине [Текст]: М., 1994.
- Инновации в подготовке учителя [Текст]: учебно-методическое пособие / под ред. И.А.Бочкаревой, Е.Н.Солововой.-М: 2002.-274с.
- Инновационное обучения стратегия и практика [Текст]: учебно-методическое пособие:/ под ред. В.Я. Ляудес. М., 1994.
- Климов В.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: Ростов на Дону, 1996.
- Концептуальные вопросы развития высшего образования[Текст] /отв. ред.Б.Б.Коссов. М., 1991.
- Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации[ Текст]: М., 1994.
- Косолапова Л.А. Модели, технологии, методики, приемы преподавания педагогики: опыт систематизации (экспериментально- аналитическое преподавание педагогики)/ Монография [Текст]/ Л.А. Косолапова.-Пермь: Уральский гос. ун-т: Перм. гос. пед. ун-т.-2006.-103 с.
- Леднев B.C. Содержание образования [Текст]: М., 1989.
- Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект [Текст]: М, 1998.
- Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения (Технология создания и использования) [Текст]: М., 1998.
- Никитина Г.В., Романенко В.Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения [Текст]: СПб., 1992.
- Общая концепция университетской магистратуры [Текст]: М., 1993.
- Пидкасистый П.И. Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: М., 1996.
- Смолкин А.М. Методы активного обучения [Текст]: М., 1991.
- Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности [Текст]: М., 2000.
- Усачева И.В. Самостоятельная работа студента с книгой [Текст]: М., 1990.
- Хуторской А.В. Современная дидактика [Текст]: Спб., 2001.
- Хуторской А.В. Эвристическое обучение [Текст]: М., 1998.
- Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология [Текст]: Учебное пособие для вузов.- М.: МГТА, 2001.-301 с.
- Чошанов М.А. Гибкая технология модульного обучения [Текст]: М., 1996.
- Этюды дидактики высшей школы: монография [Текст] / Под ред. А.П.Чернышева. М., 1995.
- Якунин В.А. Платонов Н.М. Педагогика. Теория обучения [Текст]: Л., 1993.
в) программное обеспечение
Программы Microsoft Office, Microsoft Power Point.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- Book-ua:org– библиотека электронных учебников
- eLIBRARY.ru– научная электронная библиотека
- http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.phpБиблиотека Гумер – полнотекстовые книги по педагогике
- www.gumfak.ru– электронная гуманитарная библиотека
- Библиотекаучебной и научной литературы РГИУ.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсовhttp://school-db.informika.ru/
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/window/library
- Журнал «Учитель» http://www.ychitel.com/
- Каталог образовательных Интернет-ресурсов
- Каталог образовательных ресурсов
- Педагогическая библиотека http://pedlib.ru/
- Портал «Сеть творческих учителей»
- Портал «Педагогика» (Педагогические технологии)http://www.pedpro.ru/
- Российский общеобразовательный портал
- Сайт Федерального государственного образовательного стандарта
- Электронная интернет-библиотека http://www.internet-biblioteka.ru/
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- государственный образовательный стандарт;
- рабочая учебная программа;
- задания для работы студентов, обучающихся по индивидуальному графику;
- материалы для итогового и промежуточного контроля;
- раздаточный материал;
- хрестоматийный материал.
- видеоаппаратура, компьютер и медиапроектор.
- Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Реализация содержания данной дисциплины предполагает использование разнообразных форм и методов активного и эвристического обучения, приемов и методов самостоятельной работы.
К проведению занятий целесообразно привлекать различных преподавателей педагогики и психологии, работающих в вузе, педагогическом колледже.
Практические занятия направлены на формирование индивидуального преподавательского стиля, самостоятельное осмысление проблем педагогической деятельности по напрвлению, накопление опыта проектирования, конструирования учебного процесса, преподавания предметов.
Усилению практико-ориентированного характера курса могут способствовать различные виды самостоятельной работы студентов, направленные на отработку умений анализировать педагогическую действительность, решать профессиональные задачи, систематизировать информацию, организовывать учебный процесс.
В процессе изучения курса предусмотрено применение технологий портфолио, кейса, педагогической мастерской, рейтинга и др.
Текущий контроль предполагает использование тестов, решение профессиональных задач, диагностических контрольных работ. Итоговый контроль- экзамен может быть проведен как в традиционной форме, так и предполагать презентацию портфолио, защиту проекта, деловую игру.
2012