МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Утверждаю

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Социология»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки

профиля подготовки «»

профилизаций: «Правозащитная деятельность»;

«»;

«»

Екатеринбург

РГППУ

2011

Рабочая программа дисциплины «Социология». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 22 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки .

д.соц.н., профессор

зав. каф. теории и социологии управления УрАГС

Н.Б. Костина

Одобрена на заседании кафедры . Протокол от 2011 г. № ___.

Т.В. Пермякова

Рекомендована к печати методической комиссией РГППУ. Протокол от 2011 г. № ___.

Председатель методической комиссии

А.Г. Кислов

СОГЛАСОВАНО

Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ

С. В. Пеннер

Директор

С.Е. Вершинин

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© Пермякова Т.В., 2011

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «Социология» является необходимым компонентом теоретической и практической подготовки высококвалифицированного специалиста любой области и сферы деятельности.

Целью изучения курса, соотнесенной с общими целями ООП ВПО, является формирование у студентов общего представления о социологии как науке, навыков научного осмысления сложных явлений и процессов современной общественной жизни. Для этого необходимо понимание сущности общества как социальной реальности, особенностей его структуры, функционирования и развития.

Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Социология» преследует решение следующих задач:

1) приобретение знаний об особенностях функционирования и закономерностях развития общества и его основных подсистем – экономической, политической, социальной и духовной;

2) овладение социологическими методами изучения различных сфер жизнедеятельности общества;

3) формирование навыков социологического видения и анализа актуальных проблем и противоречий современного общества, потребностей и интересов различных социальных групп.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Социология» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) и является дисциплиной по выбору студентов.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Из курса «История»:

Знание различных научных точек зрения на интерпретацию исторических событий

Умения: оперировать базовыми понятиями курса, его теоретическими и ценностными конструктами, выявлять причинно-следственные связи исторических событий, ориентироваться в хронологической последовательности исторических событий, выделять основные этапы их развития.

Владениенавыками исторического анализа социальных явлений и процессов

Из курса «Философия»:

Знания: универсальных возможностей человека как культурно-исторического существа; специфики человека как субъекта самоопределения, самодеятельности, самоорганизации и самоуправления; социальной сущности сознания и его значения в функционировании социальных систем, в жизненном пути человека, народа; строения, уровней и форм общественного сознания; особенностей главных продуктивно-творческих сил человека; особенностей и закономерностей научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком; специфики социальной реальности, целевого назначения сфер общества и социальных институтов; своеобразия культуры и цивилизации; особенностей менталитета и культуры России.

Умения: обосновывать в понятиях лично избранную иерархию ценностей, свое мировоззрение; понимать целостность человеческой субъективности, применять философскую методологию в усвоении иных дисциплин, в осмыслении духовных, культурных, социально-экономических, идеологических процессов, происходящих в обществе.

Владения: целостным представлением о человеке, о единстве его продуктивно-творческих сил; рефлексией относительно собственных духовно-душевных состояний, технологией понимания философских текстов; процессами творчества, системой приемов эвристического решения проблем и задач; методологией исследования социальных процессов, соотношения духовного и материального в развитии коллектива, общества.

2.3. Из курса «Общая психология»:

Знания: основных направлений и научных школ зарубежной и отечественной психологии; психологии личности, теории деятельности, механизмов функционирования и развития личности в различных видах деятельности; психологических методов познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции; особенностей групповой психологии, межличностных процессов, отношений и общения.

Умения: применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности; интерпретировать собственное психическое состояние; определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов; давать психологическую характеристику личности; выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач; анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.

Владения: способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности; приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей; методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности; способами индивидуализации психологического воздействия на подростков с учетом их особенностей.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

  • Политология;
  • Социальная психология;
  • Социология образования.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

общекультурные компетенции:

  • осознание культурных ценностей, понимание роли культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);
  • готовность к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);
  • способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, применять на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15);
  • владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);
  • владение системой эвристических методов и приемов (ОК-29);

профессиональные компетенции:

  • готовность к использованию современных воспитательных технологии формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности (ПК-6);
  • готовность к планированию мероприятия по социальной профилактике обучаемых (ПК-7).

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

  • ключевые понятия социологии;
  • особенности функционирования и развития социальных процессов и явлений основных сфер (подсистем) жизнедеятельности общества – экономической, политической, социальной, духовной.

Уметь:

  • анализировать и критически оценивать тенденции, противоречия и проблемы различных сфер жизнедеятельности общества, потребности различных социальных групп в той или иной сфере общественной жизни;
  • пользоваться понятийным и категориальным аппаратом социологии и применять его к анализу реальных социальных процессов и явлений;
  • подкреплять теоретические положения конкретными примерами из повседневной практики и социального опыта жизнедеятельности общества.

Владеть:

  • социологическими методами изучения различных сфер жизнедеятельности общества.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

Общая трудоемкость дисциплины

2 (72)

Формы обучения

Очная

Заочная с полным сроком

Заочная с сокращенным сроком

Аудиторные занятия

40

10

8

лекции

20

6

6

практические занятия

20

4

2

семинарские занятия

лабораторные работы

другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа

32

62

64

изучение теоретического курса

22

32

34

курсовая работа

домашние задания

10

подготовка к экзамену

выполнение контрольной работы

30

30

Вид промежуточного контроля

зачет

зачет

зачет

Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

практ.

СРС

конс.

1.

Социология как наука

4

1-2

2

2

2

еженед.

Участие в групповой дискуссии

2.

Возникновение и развитие социологии

4

3

2

4

еженед.

Подготовка докладов. Участие в обсуждении

3.

Общество как система

4

4-5

2

2

2

еженед.

Участие в групповой дискуссии

4.

Культура и общество

4

6-7

2

2

2

еженед.

Письменная контрольная работа

5.

Социальная структура и социальная стратификация

4

8-10

2

4

4

еженед.

Выполнение инд. и групповых творческих заданий

6.

Социальные институты

4

11-13

2

4

4

еженед.

Участие в групповой дискуссии Выполнение инд. и групповых творческих заданий

7.

Личность как социологическая проблема

4

14-15

2

2

2

еженед.

Письменная контрольная работа

8.

Девиантное поведение и социальный контроль

4

16-17

2

2

4

еженед.

Письменная контрольная работа

9.

Социальные изменения и процессы

4

18

2

4

еженед.

Участие в групповой дискуссии

10.

Методы социологичес-ких исследований

4

19-20

2

2

4

еженед.

Групповой проект программы и инструментарий СИ

Итого по видам занятий:

20

20

32

Зачет

Всего по дисциплине:

72

Тема 1. Социология как наука

Социология как наука о системном понимании общества, взаимодействии социальных общностей, социальных процессах, поведении людей. Объект и предмет социологии.

Структура социологического знания. Макро- и микросоциология. Теоретическая и эмпирическая социология, фундаментальная и прикладная социология, отрасли социологии.

Основные функции социологии в обществе как теории и практики: теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные.

Взаимосвязь социологии с другими науками. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук.

Тема 2. Возникновение и развитие социологии

Возникновение социологии как науки, ее основные исторические предпосылки. О. Конт — основоположник научной социологии, родоначальник позитивизма.

Эволюционизм и натурализм в социологии. Г. Спенсер. Социологическое учение К. Маркса. Психологическое направление в социологии, его разновидности.

Классические социологические теории. Э. Дюркгейм и становление французской социологической школы. М. Вебер и его вклад в социологию. Социологическое учение Г. Зиммеля. Ф. Теннис как классик мировой социологии.

Развитие эмпирической социологии в 20-30-е гг. XX в. Оформление отраслевых социологий. Кризис эмпирической социологии и социологическая теория Т. Парсонса. Развитие структурного функционализма в трудах Р. Мертона. Возникновение новых парадигм теоретической социологии в 1960-70-е гг. (символический интеракционизм, теория обмена, теория конфликта, этнометодология, феноменология и др.).

Кризис современной теоретической социологии, пути выхода из него.

Развитие социологической мысли в России, его особенности. Позитивизм — магистральное направление в русской социологии, его основные представители (Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.Л. Лавров, Е.В. Де Роберти и др.) П.А. Сорокин — социолог XX столетия, классик российской и американской социологии. Вклад П.А. Сорокина в мировую социологию. Развитие социологии в СССР и постсоветской России.

Синтез мирового социологического знания и интеграция мировой социологии. Всемирные социологические конгрессы, их роль в развитии социологической теории и практики

Тема 3. Общество как система

Понятие социальной системы, основные системные принципы. Гомогенные и гетерогенные системы. Специфика социальной системы. Социальная система как система отношений, связей, взаимодействий. Общие признаки социальных систем: целостность, устойчивость, открытость, динамизм, самоорганизованность.

Характеристика социальных систем по структуре, функциям, с точки зрения их динамики.

Тема 4. Культура и общество

Культура как базис общества. Взаимодействие культуры и социальной системы. Культурное измерение социальных процессов. Культура и цивилизация. Компоненты культуры (символы, язык, ценности, нормы, “идеальная” и “реальная” культура, материальная культура и технология).

Структура и функции культуры. Субкультура. Контркультура. Культурные изменения. Культура как человеческая свобода.

Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация

Основные элементы морфологии общества. Различие структуры общества и социальной структуры. Роль общественного разделения труда в формировании структуры общества.

Основные парадигмы социальной структуры: К. Маркс и М. Вебер. Современные западные и отечественные концепции социальной структуры.

Понятие социальной стратификации. Стратификация как теория социального неравенства. Совокупность признаков (критериев) стратификации. Социальная мобильность. Маргинальность как социальное явление и показатель мобильности. Особенности стратификационных процессов в российском обществе.

Тема 6. Социальные институты

Понятие, структура и функции социального института. Классификация социальных институтов.

Социальные институты экономической сферы: институт собственности, институт рынка, институт производства и др. Экономическая социология и социологии труда как отрасли социологического знания.

Социальные институты политической сферы: институт власти, институт государства. Партии и общественные организации. Политическая социология как отрасль социологического знания.

Институты социальной сферы: институт образования, институт семьи и брака. Социология образования и социология семьи и брака как отрасли социологического знания.

Тема 7. Личность как социологическая проблема

Проблема личности в философии, социологии, психологии, педагогике (сходство и различия).

Общество и личность. Понятие социального типа личности. Типология личности. Личность как совокупность социальных ролей. Ролевой конфликт. Плюрализм и динамизм социальных ролей.

Социализация личности. Основные фазы социализации. Эффективность социализации и ее факторы. Проблемы социальной идентификации и адаптации личности в современных условиях социальных изменений.

Тема 8. Девиантное поведение и социальный контроль

Взаимодействие нормы и отклонения. Сущность и виды девиантного поведения. Особенности девиантного типа поведения.

Типология социальных отклонений в зависимости от типа нарушаемой нормы. Антисоциальное поведение. Делинквентное (противоправное) поведение. Криминальное (преступное) поведение. Аутоагрессивное поведение.

Понятие и виды социального контроля.

Социальные условия и формы проявления отклоняющегося поведения в современном российском обществе.

Тема 9. Социальные изменения и процессы

Социальные изменения как процесс возникновения новых явлений и структур в социальных системах в ходе их взаимодействия. Виды и структура социальных изменений.

Социальный процесс как смена состояний, как функционирование, изменение и развитие. Социальный процесс и регресс, революция и эволюция. Формы социального состояния: стабильность, застой, кризис. Социальные противоречия и конфликты.

Тема 10. Методы социологических исследований

Социологическое исследование как основной источник социального познания в социологии. Виды социологических исследований. Основные этапы.

Программа социологического исследования, ее значение и функции.

Наблюдение как метод сбора первичной социальной информации. Его основные виды. Исследование документальных источников в социологии.

Место опроса в социологическом исследовании. Виды опросов: анкетирование и интервью. Вопрос как инструмент опроса. Классификация вопросов. Структура вопросника и основные требования к его составлению. Интервью и его виды. Почтовый и экспертный опросы.

Обработка и анализ первичной социологической информации. Интерпретация результатов социологического исследования. Оформление результатов исследования, составление отчета.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе обучения используются различные образовательные технологии, как традиционные (лекции и семинарские занятия), так и инновационные. Лекционные занятия строятся на диалоговой основе, используются электронные презентации, что способствует активизации внимания студентов и лучшему усвоению изучаемого материала. На семинарских занятиях используются технологии групповых дискуссий по актуальным социальным проблемам, методы проблематизации сознания студентов, направленные на формирование способности видеть, самостоятельно анализировать и находить пути решения социальных проблем. Важным аспектом работы выступают индивидуализация и персонификация учебного материала, позволяющая студентам увидеть и понять не только общественный смысл социальных явлений и процессов, но и их «бытовое» повседневное существование.

Необходимым элементом учебной работы является консультирование студентов по вопросам учебного материала.

Самостоятельная работа студентов включает подготовку к семинарским занятиям, выполнение творческих заданий для групповой работы, написание докладов, подготовку к текущему и промежуточному контролю.

Для текущего контроля знаний студентов используются письменные контрольные работы, домашние и аудиторные творческие задания, для итогового – тест.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Тема 1. Социология как наука

Вопросы для обсуждения

  1. Существует множество наук, изучающих общество. В чём специфика социологического подхода к изучению общества?
  2. Что общего между социологией и такими науками, как социальная философия, экономика, психология? В чём их различие?
  3. Охарактеризуйте объект и предмет социологии. Назовите её функции.
  4. В чём различие подходов к изучению социальных явлений с позиций микро и макросоциологии?
  5. Как подходят к исследованию социальной реальности теоретическая и эмпирическая социология?
  6. Объясните возникновение, развитие и многообразие отраслей социологического знания. Назовите наиболее интересные для вас отрасли социологии.
  7. Что даёт социология обществу и отдельному человеку? Как она может пригодиться лично Вам?

Задание для микрогрупп

Объект, предмет, задачи и функции социологии определённым образом связаны между собой. Начертите схему, которая отражает эти связи.

Тема 3. Общество и культура

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое культура? Что понимает под культурой социология? Перечислите основные признаки культуры и охарактеризуйте основные её функции.
  2. Охарактеризуйте основные виды культуры.
  3. Раскройте понятия субкультуры и контркультуры, приведите примеры.
  4. Охарактеризуйте основные элементы культуры.
  5. Какова роль культуры в социальных изменениях? Назовите известные Вам из повседневной жизни проявления глобализации культуры.

Задание для микрогрупп

Прокомментируйте строчку из стихотворения Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Как вы сами относитесь к проблеме взаимоотношений культур Востока и Запада? Обоснуйте свою точку зрения.

Тема 4. Социальная структура и социальная стратификация

Вопросы для обсуждения

  1. Что понимается под социальной структурой общества? Какие концепции социальной структуры общества вы знаете?
  2. Что такое социальная стратификация? Что появилось раньше социальная структура или социальная стратификация? Своё мнение обоснуйте.
  3. Какие изменения в социальной структуре нашего общества произошли в постсоветский период?
  4. Каковы основные тенденции в изменении социальной структуры современного российского общества? Какие социальные слои можно выделить в нашем обществе? Назовите критерии их выделения. Постройте их иерархию.
  5. Раскройте содержание понятия «социальная мобильность».
  6. Какие теории социальной мобильности вы знаете? Каковы основные виды социальной мобильности?
  7. Опишите известные вам каналы социальной мобильности. Какие факторы оказывают влияние на этот процесс?
  8. Раскройте содержание понятия «маргинальность». Какие социальные процессы приводят к маргинализации общества?

Задания для микрогрупп

  1. Как соотносятся, на ваш взгляд, жёсткая социальная структура, которую человек рождаясь находит уже заданной, и индивидуальная свобода? Аргументируйте свою точку зрения.
  2. Возможно ли существование общества, лишённого структуры? Как бы оно выглядело?
  3. Что такое гендерное неравенство? Характерно ли оно для современного западного общества? Для российского общества? Проведите сравнительный анализ.
  4. Как вы считаете, образует ли студенчество в современном обществе особый социальный слой? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.
  5. Объясните, что понимается под «открытым» и «закрытым» обществом. В чём между ними разница? К какому типу следует отнести современное российское общество?

Тема 5. Социальные институты

Вопросы для обсуждения

  1. Какие подходы к классификации социальных институтов Вы можете выделить?
  2. Назовите социальные институты в сфере экономики. Перечислите основные проблемы функционирования каждого из них.
  3. Выделите основные социальные институты в политической сфере. Что такое политическая власть и какие её типы Вы знаете?
  4. Охарактеризуйте государство как социальный институт. Почему возникают политические партии и движения? В чём особенности функционирования данного социального института в современной России?
  5. Назовите основные проблемы, которые изучает социология семьи. Дайте определение семьи как социального института и малой группы.
  6. Охарактеризуйте основные функции семьи. Какие из них являются наиболее важными в современных условиях?
  7. Что означает кризис семьи как социального института? Какие его проявления Вы могли бы назвать? Какую конкретную программу помощи семье Вы бы предложили?
  8. Что значит образование как социальный институт? Каковы его роль и функции в обществе?
  9. Какое место занимает образование в современном обществе? Охарактеризуйте тенденции развития образования.
  10. Что представляет собой образование как система? Охарактеризуйте состояние и основные проблемы каждой из подсистем образования.
  11. В чём проявляется кризис социального института образования? Какие причины обусловили этот кризис? Каковы социальные последствия кризиса образования? Какие пути выхода из кризиса вы могли бы предложить?

Задания для микрогрупп

  1. Приведите известные вам из истории примеры харизматических лидеров и правителей. Существуют ли в современном нам социуме харизматические лидеры? Как вы оцениваете харизматический тип господства над людьми? Какие опасности таит в себе харизматический тип правления?
  2. Проанализируйте процесс становления института собственности в России. Какие формы он обрёл в настоящее время?

Тема 6. Личность как социологическая проблема

Вопросы для обсуждения

  1. Охарактеризуйте личность, её структуру и основные элементы с точки зрения социологии.
  2. Опишите основные социологические типологии личности. Какая типология личности с вашей точки зрения наиболее удачна?
  3. Как соотносятся понятия «человек», «индивид», «личность»?
  1. Раскройте содержание понятия «социализация». Охарактеризуйте формы, этапы и значимость социализации.
  2. Раскройте содержание понятий «социальные статусы» и «социальные роли».
  3. Что такое статусный набор? Проанализируйте содержание своего статусного набора.
  4. Что такое социальная роль? Как она связана с социальным статусом личности? Какие виды социальных ролей вам известны?
  5. Что такое ролевая напряжённость? Можно ли избежать ролевых конфликтов?

Задания для микрогрупп

  1. Как вы считаете, какую роль в социализации личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия и воспитание? Аргументируйте свою точку зрения.
  2. Охарактеризуйте социальную роль президента страны, директора завода, учителя, студента, отца, сына, жены, матери. Чем отличается по содержанию понятие социального статуса от понятия социальной роли?
  3. Какой социальный статус, с вашей точки зрения, можно считать высоким? Аргументируйте свою точку зрения.
  4. Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от социальных и в чём их общность.

Тема 7. Девиантное поведение и социальный контроль

Вопросы для обсуждения

  1. Какое поведение называют отклоняющимся с точки зрения социологии? Какие существуют теории девиантного поведения? Выделите среди них социологические.
  2. Как взаимосвязаны норма и отклонение? В чём проявляются негативная и позитивная девиации?
  3. Какие виды негативного девиантного поведения вам известны?
  4. Какие социальные причины вызывают девиации?
  5. Что такое социальный контроль? Какие существуют формы социального контроля? Проанализируйте уровень их эффективности.

Задания для микрогрупп

  1. Покажите на примерах относительность девиаций.
  2. Какие позитивные функции в обществе может исполнять девиация?
  3. Может ли существовать общество без социального контроля? Обоснуйте своё мнение.
  4. Какой тип социального контроля характерен для тоталитарного общества? Для современного российского общества? Чем это обусловлено?

Тема 8. Методы социологических исследований

Вопросы для обсуждения

  1. Каковы цели создания программы социологического исследования? Назовите структурные компоненты программы.
  2. Что такое инструмент социологического исследования?
  3. Охарактеризуйте наблюдение как метод социологического исследования.
  4. Назовите и охарактеризуйте виды опроса как метода социологического исследования.
  5. Какова роль анализа документов в социологических исследованиях?

Практическая групповая работа по разработке проекта программы и инструментария социологического исследования по выбранной теме

Задания к контрольной работе

  1. Современное общество как объект социологии.
  2. Специфика российского общества как социокультурной системы.
  3. Стиль руководства и конфликт в коллективе.
  4. Проблемы трудовой мотивации в условиях рыночных отношений.
  5. Социальные проблемы безработицы.
  6. Кризис образования и пути выхода из него.
  7. Профессиональное образование: проблемы и перспективы.
  8. Процессы социального расслоения в современном российском обществе.
  9. Бедность как предмет социологического анализа.
  10. Миграция населения как вид социальной мобильности в современном российском обществе.
  11. Судьба интеллигенции в кризисном обществе.
  12. Типология российского предпринимательства.
  13. Социальный портрет российского предпринимателя.
  14. Проблема маргинализации социальной структуры современного российского общества.
  15. Социальный портрет наркомана.
  16. Проблемы молодёжного суицида в современных условиях.
  17. Детская беспризорность в современной России.
  18. Проституция как социальная проблема.
  19. Социологический анализ проблем молодой семьи.
  20. Семья и карьера в жизни современной российской женщины.
  21. Социальные и социально-психологические проблемы российской молодёжи.
  22. Роль Интернета в социализации подростков.
  23. Структура и типология досуга молодёжи.
  24. Проблемы адаптации молодёжи к современным социально-экономическим условиям.
  25. Студент сегодня: социальный портрет.
  26. Современные тенденции развития культуры в современной России.
  27. Сущность и причины социальных конфликтов.
  28. Ценностные ориентации населения современной России.
  29. Религия как социальный институт.
  30. Политические институты в современной России.

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Предмет, структура и функции социологической науки. Роль социологии в жизни общества.
  2. Взаимосвязь социологии с другими науками.
  3. Предпосылки возникновения социологии и её развитие в XIX веке.
  4. Классическая социология конца XIX — начала ХХ века.
  5. Основные социологические концепции ХХ века.
  6. Развитие социологии в России.
  7. Современное состояние социологии.
  8. Культура как базис общества и фактор социальных изменений.
  9. Элементы культуры.
  10. Социальная структура общества.
  11. Социальное неравенство и стратификация.
  12. Социальная мобильность и её виды.
  13. Маргинальность как социальное явление.
  14. Социальные институты, их роль в развитии общества.
  15. Социальные институты в сфере экономики.
  16. Социальные институты в сфере политики.
  17. Семья как малая группа и социальный институт. Функции и типология современной семьи.
  18. Образование: институциональный и системный подходы.
  19. Социальные институты в сфере религии.
  20. Социальный институт науки.
  21. Понятие личности в социологии.
  22. Структура личности.
  23. Социализация личности.
  24. Социальные статусы и социальные роли.
  25. Сущность, особенности и виды девиантного поведения.
  26. Социальный контроль и его виды.
  27. Социальные изменения.
  28. Социальные группы, общности и организации.
  29. Социологическое исследование: виды и этапы.
  30. Программа социологического исследования, её значение и функции.
  31. Анализ документов как метод сбора информации.
  32. Наблюдение как метод сбора информации. Виды наблюдений.
  33. Опрос как метод сбора информации. Виды опросов.
  34. Метод анкетирования. Структура анкеты. Виды вопросов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2010.

Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2007.

Социология: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Фролов С.С. Общая социология: Учебник. М.: Велби, 2008.

Дополнительная литература:

Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.

Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996.

Гидденс Э. Социология / Под ред. В.А. Ядова. М.: Эдиториал УРСС, 2005.

Давыдов А.А. Системный подход в социологии: новые направления, теории и методы анализа социальных систем. М.: Эдиториал УРСС, 2005.

Добреньков В И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии: Учеб. пособие. М.: Академический проект, 2005.

Добреньков В И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М.: Инфра-М, 2004.

Западно-европейская социология XIX – начала ХХ века: Тексты. М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1996.

Западно-европейская социология XIX века: Тексты. М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1996.

Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004.

Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005.

Карцева Л.В. Социология культуры: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Дашков и К, 2007.

Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования: Учеб. пособие. М.: ИКЦ «МарТ», 2005.

Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000.

Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учеб. пособие. 3-е изд., исправ., доп. М.: КДУ, 2009.

Михайлова Л.И. Социология культуры: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. М.: Дашков и К, 2008.

Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги. М.: Интерпракс, 1996.

Полякова Н. Л. ХХ век в социологических теориях общества. М.: Логос, 2004.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996.

Самыгин С.И., Гулиев М.А. Социология: история и современность. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А.И. Антонова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. (Классический университетский учебник).

Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Филатова О.Г. Общая социология: Учебник. М.: Гардарики, 2005.

Черняк Е.М. Социология семьи: Учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007.

Институт социологии РАН, журналы «Социологические исследования», «Социо-Логос», «Социологическое обозрение» и др.Электронный ресурс: Режим доступа: http://isras.ru

Электронный ресурс: Режим доступа: Единый архив социологических данных

Фонд «Общественное мнение», журнал «Социальная реальность», базы данных ФОМ и др. Электронный ресурс: Режим доступа: http://fom.ru

Аналитический центр Ю. Левады, журнал «Вестник общественного мнения» и др. Электронный ресурс: Режим доступа: http://levada.ru

Всероссийский центр изучения общественного мнения Электронный ресурс: Режим доступа: http://wciom.ru

Электронная социологическая энциклопедия Электронный ресурс: Режим доступа: http://voluntary.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебные аудитории, оборудованные в соответствии с санитарно-техническими требованиями для проведения групповых форм работы; компьютерный класс, мультимедийная техника для демонстрации презентаций, оргтехника для тиражирования материалов для слушателей.

24