Схема 1. Основные виды экстремальных ситуаций в природе

Урок 1. Экстремальные ситуации в природе и их причины.

Учебные вопросы.

1. Основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины.

2. Автономное существование человека в природе и причины попадания человека в такую ситуацию.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных видах экстремальных ситуаций в природе и их причинах.

Основное содержание урока.

Природные процессы, возникающие в результате действия стихийных сил, их воздействие на человека. Понятия: стихийное бедствие и чрезвычайная ситуация природного характера.

Ситуации, характеризующиеся внезапностью или неожиданностью, возможными отрицательными последствиями для жизнедеятельности людей и природной среды. Понятие экстремальной ситуации.

Для закрепления понятия — экстремальная ситуация, предложите учащимся ситуационную задачу.

Задание. Выберите и определите, где экстремальная ситуация, а где просто сложные условия?

а) В результате перехода через замерзшую реку один из участников похода провалился в воду. Его друзья быстро помогли ему, достав из воды, но он весь промок. На улице очень холодно, дует сильный ветер. Ваша группа находится в дали от жилья, к тому же все очень устали.

б) В результате перехода через замерзшую реку один из участников похода провалился в воду. Его друзья быстро помогли ему, достав из воды, но он весь промок. На улице очень холодно. Однако в дали (примерно в 2 км) виднеется деревня.

Основные виды и причины экстремальных ситуаций в природе целесообразно излагать, пользуясь схемой 1.

Схема 1. Основные виды экстремальных ситуаций в природе

Автономное существование, как наиболее опасная экстремальная ситуация и основные причины таких ситуаций: потеря ориентировки на местности; потеря группы в результате отставания или отрыва от нее, несвоевременного выхода к месту сбора группы; авария транспортных средств (самолета, автомашины, речного и морского транспорта).

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Какая ситуация называется экстремальной? Приведите примеры экстремальных ситуаций в природных условиях и назовите их причины? Какое существование называется автономным? Назовите основные причины попадания человека в условия автономного существования в природных условиях. Приведите примеры автономного существования человека в природных условиях из книг, газет.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... Теоретическое изучение проблемы когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций 1.1. Основные подходы к определению понятия трудная жизненная ситуация Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых ...

Домашнее задание. Раздел 1, глава1, тема 1.1.

 

Уроки 3—5. Психологические основы выживания в природных условиях

Учебные вопросы.

1. Психические состояния человека при выживании в природных условиях.

2. Элемент выживания в условиях автономного существования.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о психических познавательных процессах (внимание, ощущения, восприятие, память и мышление, речь и воображение), благодаря которым человек способен выживать в окружающем нас мире вообще и в чрезвычайных ситуациях в частности.

Основное содержание урока.

Умение управлять собой и своей психикой в изоляции от общества других людей — главный фактор выживания в сложных условиях автономного существования.

Психические состояния, которые испытывает человек, попавший в чрезвычайную ситуацию. Страх, как главный психологический враг. Переживание страха, испуг, потеря контроля над своим поведением.

Последствия страха: паника и паническое поведение. Их проявление в поведении человека. Попросите учащихся привести примеры панического поведения.

Основные причины страха: внезапное изменение обстановки, одиночество, незнакомость, внезапное приближение кого-то или чего-то, высота, темнота, различные звуки.

Что такое наше внимание? Предложите ученикам выполнить несколько упражнений для развития внимания, приведенных в приложении 1 учебника.

Обратите внимание учеников, что тренируясь постоянно при помощи этих упражнений можно выработать такую черту характера, как наблюдательность.

Предложите ученикам выполнить упражнения 1 и 2 для развития наблюдательности (прилож. 1 в учебнике).

Поясните понятие — объем внимания на примере.

Разложите на столе 20 разных предметов: ручку, тетрадь, ключи, игрушку, фонарик и т.д. Пригласите к столу ученика и попросите разложить эти предметы. Накройте все это скатертью или газетой. Отвлеките ученика на какое-нибудь другое дело. Через 10 минут попросите его вернуться к столу. Снимите скатерть на полминуты и снова накройте предметы. Попросите ученика записать на бумаге все, что он успел увидеть. Потом снимите скатерть и сравните, все ли предметы он смог заметить и записать. Чем больше предметов записано, тем больше объем внимания.

Тренировка объема внимания в повседневной жизни. Понятия: устойчивость и переключение внимания. Ощущения и восприятие, как важный фактор выживания в экстремальной ситуации на природе. Приведите пример из учебника о психологическом эксперименте на ощущение.

Возможные последствия нарушения ощущения и восприятия в условиях автономного существования. Приведите пример из учебника о психологическом опыте на крысах.

Важность зрительных объективных законов восприятия в различных ситуациях. Понятие «иллюзия восприятия».

Предложите учащимся выполнить по вашему усмотрению несколько упражнений на развитие ощущения и восприятия (приложение 1 в учебнике).

11 стр., 5149 слов

24.Условия труда

... находит выраже­ние в показателе тяжести труда. Под влиянием конкретных условий труда формируются три качественно определенных основных функциональных состояния организма: нормальное, пограничное ... функционального состояния. Ко второй категории тяжести относятся работы, вы­полняемые в условиях, не превышающих предельно допустимых значений производственных факторов, установленных действую­щими ...

Значение памяти и мышления для человека, попавшего в экстремальную ситуацию.

Понятие памяти. Непроизвольная и произвольная память.

Мышление и интеллектуальное поведение. Этапы интеллектуального поведения на примере, когда человек заблудился в лесу.

Предложите учащимся выполнить по вашему усмотрению несколько упражнений для развития памяти и мышления (приложение 1 в учебнике).

Воображение и инстинкт самосохранения в условиях автономного существования. Чрезмерное увлечение размышлениями и воображением картин.

Установка на выживание и ее элементы: осознание;

оценка; поведение.

Воля человека. Умение управлять своим поведением. Преодоление трудностей в достижении поставленной цели. Воспитание воли. Важность выполнения конкретных решений.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Что помогает человеку приспособиться к условиям автономного существования? Какие психические познавательные процессы вы знаете? Каковы причины страха в чрезвычайных ситуациях? Приведите примеры панического поведения? Что такое внимание? Как тренировать объем внимания? Что называется ощущением и восприятием? В чем отличие ощущений от восприятия? Как можно развивать ощущения и восприятия? Как память и мышление помогают выходить из затруднительных ситуаций в условиях автономного существования? Какое влияние на человека оказывает воображение? К чему может привести воображение картин опасных ситуаций? Расскажите об элементах, способствующих развитию установки на выживание? Что называется волей? Какие волевые черты характера ты знаешь? Как сильная воля помогает выжить в чрезвычайных ситуациях? Как достигается развитие сильной воли?

Домашнее задание. Раздел 1, глава 2.

Рекомендации. Учитывая, что глава 2 является наиболее сложной для восприятия учащихся, целесообразно построить урок и с таким расчетом, чтобы ученики выполнили как можно больше практических упражнений для развития психических процессов, приведенных в приложении 1 учебника. По усмотрению преподавателя выполнению этих упражнений может быть посвящен один из уроков целиком.

 

Урок 11. Выход к населенному пункту

Учебные вопросы.

1. Сохранение направления движения. Движение по азимуту.

2. Техника движения. Способы переправы через реку и преодоления болот.

3. Опасность и меры предосторожности при передвижении по льду водоемов.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны:

а) владеть навыками движения по азимуту;

б) иметь представления о технике и правилах движения при выходе к населенному пункту.

Основное содержание урока.

Необходимость сохранения направления движения. Понятие азимута. Движение по азимуту с использованием компаса. Предложите ученикам выполнить задание 7 (в конце к темы 4.4).

Движение в лесу по выбранному направлению по одному и по нескольким ориентирам. Техника передвижения на маршруте. Особенности передвижения в горной местности. Преодоление водных преград. Выбор места переправы. Правила переправы через реки, преодоление болот.

Акцентируйте внимание учеников на том, что не рекомендуется делать при преодолении водных преград. При этом используйте схему 8 в учебнике.

11 стр., 5490 слов

Адаптация человека к стрессовым условиям

... один из множества мотивов, определяющих деятельность человека в обычных условиях. Появляется выраженное эмоциональное напряжение. Мотив ухода ... целенаправленный характер. - Поступающие сенсорные сигналы почти не воспринимаются. - Человек зачастую не понимает обращенной к ... до конца, наблюдаются простые повторы действия или смена одного действия противоположно направленным. Следует отметить повышенную ...

Правила преодоления водных преград и болот целесообразно излагать, используя схему 7 в учебнике.

Особенности движения на природе зимой. Передвижение по глубокому снегу.

Опасность водоемов зимой. Опасные для переправы места и их признаки: промоины, проталины, полыньи, проруби, рыбацкие лунки, места выколки льда и т.п. Меры предосторожности при передвижении по льду водоемов.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

В чем заключается сущность передвижения по азимуту? Для чего нужны ориентиры при движении по маршруту? Опишите способ коррекции курса замыкающим. Поясните, почему сложно сохранить направление движения, имея один ориентир, допустим N2? Как вы считаете, когда легче перейти горную реку вброд утром или вечером и почему? Какие сложности возникают при движении в горах зимой? Чем опасны болота? В чем заключается опасность водоемов зимой? Назовите опасные места для переправы через реку зимой. Что не рекомендуется делать при преодолении водных преград?

Домашнее задание. Раздел 1, глава 4, тема 4.4.

Практические задания.

1. Во время прогулки по лесу выберите ровную просторную поляну. На противоположной стороне поляны попросите встать кого-то из родителей. Закройте глаза и идите по направлению к ним. Оцените на сколько вы отклонились от намеченной цели. Тоже происходит при движении без ориентиров в лесу, в степи, в условиях плохой видимости.

2. Попросите взрослых на дачном участке или недалеко от дачи (лучше на поляне) сделать из подручного материала препятствие, как показано на рисунках. Вы можете придумать и свои препятствия. Вместе с друзьями устройте соревнования по преодолению этих препятствий.

 

Урок 15. Поиск и приготовление пищи

Учебные вопросы.

1. Поиск и сбор растительной пищи.

2. Способы приготовления пищи.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками приготовления пищи на костре в условиях автономного существования на природе.

Основное содержание урока.

Поиск и сбор дикорастущих съедобных растений. Период сбора растений. Использование для пищи листьев, стеблей и побегов. Использование для пищи нижних частей растений — клубней, корней, луковиц. Меры предосторожности при употреблении растительной пищи.

Способы кипячения воды и приготовления растительной пищи при отсутствии посуды. Использование для варки нагретых камней. Приготовление пищи на костре.

Способы приготовления на костре рыбы и мелких животных. Рыбная ловля в условиях автономного существования. Рекомендации по рыбной оснастке и некоторые правила ловли рыбы.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Когда лучше собирать листья, стебли и побеги растений? Почему растения, находящиеся в тени, имеют более сочные листья? Какие меры предосторожности надо соблюдать при приготовлении клубней, корешков? Как вскипятить воду, не имея посуды? Какие еще приспособления вы можете предложить для подвешивания или установки посуды над костром?

Домашнее задание. Раздел 1, глава 4, тема 4.8.

Практическое задание. Попросите папу сходить с вами на рыбалку. Для этого приготовьте наживку, снасти. Удачи вам!

 

Урок 16. Сигналы бедствия.

Учебные вопросы.

1. Способы подачи сигналов бедствия.

2. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками в изготовлении простейших сигнальных средств — сигнальные зеркала и иметь представление о способах подачи сигналов бедствия.

Основное содержание урока.

Использование сигналов бедствия в экстремальных ситуациях. Сигнальные костры и их устройство. Использование одежды для подачи сигналов.

Специальные знаки международной кодовой таблицы сигналов.

Сигнальное зеркало (одинарное и двойное), его изготовление и правила подачи сигналов бедствия.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Перечислите способы подачи сигналов бедствия днем? Ночью? Почему туристы, спасатели стараются одеваться в яркую одежду? Приобретают рюкзаки и палатки ярких расцветок? Для чего применяется сигнальное зеркало? Из чего можно выложить знаки международной кодовой таблицы сигналов в экстремальной ситуации?

Домашнее задание. Раздел 1, глава 4, тема4.9

Практические задания.

1. Вместе с родителями выберите полянку в лесу и разложите из ярких лент несколько специальных знаков из кодовой таблицы символов.

2. Изготовьте вместе с папой сигнальное зеркальце, как показано на рис. 55. Попробуйте его использовать в солнечную погоду.

 

Урок 17. Смена климатографических условий.

Учебные вопросы.

1. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатографических условий.

2. Адаптация организма человека к смене климатографических условий.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных правилах поведения при смене климатографических условий.

Основное содержание урока.

Вынужденная перестройка организма человека при смене климатографических условий. Факторы, действующие на человека при смене климатографических условий: смена часовых поясов (времени), смена климата, смена продуктов питания.

Смена часовых поясов. Необходимость изменения режима дня.

Смена климата. Воздействие на человека температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, солнечной активности и т.п.

Смена продуктов питания. Рекомендации по употреблению пищи при смене климатогеографических условий.

Общие принципы адаптации при смене климатографических условий. Основные правила адаптации организма человека к местному времени и смене климата целесообразно рассмотреть используя схемы 15 и 16 в учебнике.

Особенности адаптации (акклиматизации) в горной местности. Воздействие высоты и солнечных лучей на

организм человека. Основные правила адаптирования в горах целесообразно рассмотреть, используя схему 17 в учебнике, при этом пользуясь схемой 18, акцентируйте внимание учащихся на том, что не рекомендуется делать в горной местности при акклиматизации.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Как сказывается на организме смена часовых поясов? Как произвести адаптацию в этом случае? Какие факторы изменяются при переезде с севера на юг или наоборот? Какие особенности пребывания в горах вы знаете? Каковы особенности акклиматизации в горах? Как вы считаете, мясо в горах лучше варить или жарить и почему? Где лучше заваривается чай: в горах или на равнине? Есть две причины — назовите их. Можно ли обгореть, когда вокруг — снег? Что вы будете делать, чтобы облегчить акклиматизацию в горах (в южной степи)?

Домашнее задание. Раздел 1, глава 5.

 

Уроки 18-20. Защита населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Учебные вопросы.

1. Устройство убежища, порядок заполнения и правила поведения в нем.

2. Действия населения при возникновении воздушной опасности.

3. Пользование поврежденным противогазом в не пригодной для дыхания среде.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны:

а) знать назначение убежищ и действия населения в случае угрозы нападения противника;

б) владеть навыками выполнения мероприятий по правилам: заполнения и поведения в убежищах; поведения при возникновении воздушной опасности; использования средств индивидуальной защиты органов дыхания в непригодной для дыхания среде.

Рекомендуемые нормативы к практическим занятиям (уроки 18-20)

Условия выполнения нормативов Оценки по времени Ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно «
Отлично Хорошо Удовлетворительно
Норматив (индивидуальный) на продолжительность непрерывного пребывания в противогазе
Норматив отрабатывается на практических занятиях, учениях или во время специальных тренировок. Время засчитывается от момента подачи команды «Газы!» до момента подачи команды «Противогазы снять!» 30 минут для девочек и 40 минут для мальчиков. При выполнении нормативов без физической нагрузки время нахождения в противогазах увеличивается в 1,5 раза 1. Противогаз снят до подачи соответствующей команды. 2. Неправильно подогнана шлем-маска или неисправен противогаз.
Норматив (коллективный) на заполнение убежища (укрытия)
Группа находится в 30 м от входа в убежище (укрытие) 3 минуты 4 минуты 5 минут    
Преподаватель имеет право изменить время выполнения норматива в зависимости от числа обучаемых, удаленности защитного сооружения, пропускной способности входов и характера подхода к ним (лестничные пролеты, пандус и т.д.)

 

Основное содержание урока.

Убежища и их назначение. Отдельно стоящие и встроенные убежища. Основные понятия об устройстве и оборудовании убежищ. Порядок заполнения и правила поведения в убежище.

Сигнал «Воздушная тревога» при угрозе нападения противника.

Действия населения по сигналу «Воздушная тревога» если: сигнал застал вас дома; на улице; в общественном месте; вы живете в сельской местности. Действия по сигналу «Отбой воздушной тревоги».

Правила пользования поврежденным противогазом: при незначительном разрыве шлем-маски; значительных повреждениях лицевой части (большой разрыв или прокол шлем-маски, повреждение стекол очков или клапана выдоха); проколе или пробоине противогазной коробки.

Замена поврежденного противогаза в условиях зараженного воздуха.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Для чего нужны убежища (защитные сооружения)? В чем заключается надежность убежища? Что не разрешается делать при нахождении в защитном сооружении? Как пользоваться противогазом, если: произошел разрыв шлем-маски, повреждены стекла очков или клапан выдоха? Как правильно заменить поврежденный противогаз в условиях зараженного воздуха?

Домашнее задание. Раздел 4, темы 4.1; 4.2; 4.3.

Практическое задание. Где находится убежище (защитное сооружение), расположенное рядом с местом вашего проживания? Если вы не знаете, спросите у родителей о его местонахождении.

 

Урок 23. Ожоги

Учебные вопросы.

1. Первая медицинская помощь при ожогах. ,

2. Первая медицинская помощь при солнечных ожогах.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками приемов оказания первой медицинской помощи при ожогах кожи и солнечных ожогах.

Основное содержание урока.

Основные причины ожога кожи. Понятие ожога, четыре степени глубины ожога. Признаки ожогов и их последствия.

Удаление грязи, кусочков ткани, дерева, металла и т.п., прилипших к коже, вскрытие пузырей или «отдирание» корок, наложение мазевых повязок — недопустимо.

Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах кожи целесообразно излагать, используя схему 5.

Особенности оказания первой медицинской помощи при ограниченных ожогах кожи большой степени.

Солнечные ожоги, их признаки и последствия. Особенности оказания первой медицинской помощи при солнечных ожогах. Профилактика солнечных ожогов.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы, для проверки полученных знаний.

Какая температура вызывает повреждение кожи? Какая нормальная температура тела человека? Перечислите степени ожогов. Перечислите признаки ожогов. Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при ожогах. Какое заболевание никогда не появится у ребенка, если он будет часто гулять в солнечную погоду? Какой вред может нанести Солнце, если гулять долгое время без головного убора? Какое излучение Солнца вызывает ожог? Какие признаки говорят о солнечном ожоге? Как оказать первую медицинскую помощь при солнечном ожоге?

Домашнее задание. Раздел 2, глава 1, темы1.3 и 1.4.

Практические задания. 1. Ситуация на кухне. Папа по рассеянности взялся за ручку горячуй сковородки

1. Ситуация на кухне. Папа по рассеянности взялся за ручку горячуй сковородки. На его правой руке появились покраснение и отечность кожи.

Окажите папе первую медицинскую помощь. Потом проделайте это еще раз, объясняя маме по порядку, как правильно оказать помощь.

2. Представьте ситуацию, что летом на пляже ваша мама долго загорала и обгорела. Окажите вместе с папой первую медицинскую помощь маме. Не забудьте, что главное при этом уменьшить страдания мамы.

 

Урок 24. Отморожение и охлаждение организма.

Учебные вопросы.

1. Признаки отморожения и охлаждения организма.

2. Первая медицинская помощь при отморожении и охлаждении организма.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками приемов оказания первой медицинской помощи при отморожении и охлаждении организма.

Основное содержание урока.

Когда наступает отморожение и охлаждение организма. Понятие отморожение и охлаждение. Причины и признаки отморожения и охлаждения организма и их последствия. Четыре степени отморожения организма.

Основные правила оказания первой медицинской помощи при общем отморожении и охлаждении организма целесообразно излагать используя схему 6.

Особенности общего охлаждения организма.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Растирание пострадавшего снегом или льдом категорически противопоказано

 

Вопросы для проверки полученных знаний.

При какой температуре наступает общее охлаждение организма? От чего зависит тяжесть отморожения? При какой температуре тела может наступить гибель пострадавшего? Назовите степени отморожения. Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при обморожениях.

Схема 9. Оказание первой медицинской помощи при разрывах связок и мышц

Разрывы связок и мышц. Признаки разрывов и оказание первой медицинской помощи пострадавшему (схема 9).

Вывихи и их признаки. Оказание первой медицинской помощи при вывихах (схема 10).

Сдавливания и признаки длительного сдавления. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему (схема 11).

Понятие о переломах. Открытые и закрытые переломы. Признаки переломов. Основные правила оказания первой медицинской помощи (схемы 12, 13).

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Перечислите разновидности травм. Как оказать первую медицинскую помощь при ушибах? Как оказать первую медицинскую помощь при растяжениях и разрывах? Как оказать первую медицинскую помощь при вывихах? Как оказать первую медицинскую помощь при сдавливаниях?

Домашнее задание. Раздел 2, глава 2, темы 2.1 и 2.2.

Практическое задание. Вместе с родителями прочитайте в учебнике все о закрытых травмах. После этого определите, кто из родителей будет пострадавшим и приступайте к оказанию первой медицинской помощи при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц,

вывихах, сдавливании! Кроме мамы или папы пострадавшими могут быть кукла или плюшевый медведь. Чтобы не забыть правила оказания помощи повторите свои действия несколько раз.

 

Урок 29. Гигиеническое значение белков, жиров и углеводов в питании человека

Учебные вопросы.

1. Гигиеническое значение белков, жиров и углеводов.

2. Гигиеническое значение витаминов, минеральных веществ и воды.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о значении белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды в питании человека.

Основное содержание урока.

Белки. Функция белков в организме человека. Потребность в белках организма подростков. Пищевые продукты, являющиеся источником белка. Белки растительные и животные.

Жиры. — основной источник энергии в организме. Значение жиров. Влияние избыточного потребления жиров на организм человека. Жиры растительные и животные. Пищевые продукты, являющиеся источником жиров. Потребление жиров в подростковом возрасте.

Углеводы. Функции углеводов в жизнедеятельности организма. Превращение углеводов в жиры. Пищевые продукты, являющиеся источником углеводов. Органы человека, являющиеся кладовыми углеводов.

Витамины и их значение в жизнедеятельности организма. Роль витаминов в развитии человека. Витамины водорастворимые и жирорастворимые. Основной источник витаминов. Опасность для человека недостатка и избытка витаминов.

Минеральные вещества и их значение в жизнедеятельности организма. Функции минеральных веществ в организме человека. Источники минеральных веществ. Продукты, в которых содержатся минеральные вещества.

Вода и ее значение для организма человека. Опасность недостатка или избытка воды для организма человека. Потребность воды для организма подростка.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Какие пищевые компоненты вы знаете? Какие функции выполняют белки в организме? Сколько белка требуется подросткам 11-13 лет? Какие пищевые продукты являются источником белка? Какое значение имеют жиры для организма? К чему приводит избыточное потребление жира? Какое происхождение имеют жиры? Какие жиры надо использовать в детском возрасте? Какую функцию выполняют углеводы в организме? Могут ли углеводы превращаться в жиры и почему? Какие пищевые продукты являются основным источником углеводов? Какие органы являются кладовыми углеводов? На что влияют витамины в организме человека? Какие пищевые продукты являются источником витаминов? Каким образом витамины различаются между собой? Почему опасен для человека недостаток витаминов? В состав каких органов входят минеральные вещества? В какой пище больше всего минеральных веществ? К чему приводит недостаток минеральных веществ в организме человека? Можно ли отнести воду к минеральным веществам? В чем опасность недостатка или избытка воды в организме? Какова потребность воды для организма подростка?

Домашнее задание. Раздел 3, глава 2, темы 2.1; 2.2;

2.3; 2.4; 2.5; 2.6.

Практические задания.

1. Попросите маму показать, какими продуктами вы питаетесь. Определите в каких продуктах содержатся растительные белки, а в каких животные.

2. Определите с мамой, какие жиры растительного и животного происхождения входят в ваш повседневный рацион питания. Выдерживается ли у вас пропорция потребления растительных и животных жиров, рекомендуемая в учебнике?

3. Попросите маму показать вам продукты, в которых содержатся углеводы. Какие из них вы любите больше?

4. Определите вместе с родителями, в каких продуктах, потребляемых вами, имеются витамины.

5. Сделайте вместе с родителями список продуктов, в которых имеются минеральные вещества и какие.

 

Уроки 31—32. Особенности подросткового возраста

Учебные вопросы.

1. Изменение поведения в подростковом возрасте.

2. Отношения с родителями.

3. Изменение организма в подростковом возрасте.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об изменениях, происходящих в организме и в поведении подростков.

Основное содержание урока.

Подростковый возраст — важный этап в жизни человека. Закономерности в изменении поведения подростков: раздражительность, обидчивость, ранимость, частая смена настроения.

Понятие дружбы. Отношения с друзьями. Понятие «групповое давление». Своя точка зрения. Чувство собственного достоинства.

Взаимоотношения с родителями в подростковом возрасте. Почему возникают конфликты? Чувство независимости. Можно ли обойтись без конфликтов.

Изменения пропорций тела у подростков, как физиологическое формирование организма. Половое созревание — процесс роста и изменения соответствующих органов. Внешние изменения у подростков в период полового созревания. Особенности изменения организма в подростковый период у мальчиков и девочек.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Почему подростковый возраст считается важным этапом в жизни человека? Что делает Природа с телом человека, а что вы делаете сами? Объясните понятие:

«Ключ к общению»? А вы подобрали «золотой ключик» к общению с родителями? Можно ли обойтись без конфликтов? От чего зависят пропорции тела и внешний вид в подростков возрасте? Какие внешние изменения организма происходят у мальчиков в подростковом возрасте? Какие изменения происходят у девочек в подростковом возрасте?

Домашнее задание. Раздел 3, глава 4, темы4.1; 4.2;

4.3:4.4.

 

Контрольные работы

Контрольная работа 1.

Чрезвычайные и экстремальные ситуации в природе».

Вариант 1.

1. Какие ситуации называются экстремальными? Приведите примеры.

2. Почему автономное существование считается наиболее опасной экстремальной ситуацией? Назовите основные причины вынужденного автономного существования человека в природе.

3. Назовите основные 4 группы факторов выживания.

Вариант 2.

1. Назовите основные виды возможных экстремальных ситуаций в природе.

2. Как влияют личностные, природные и материальные факторы на выживание человека в природных условиях?

3. Перечислите основные стрессоры выживания человека при вынужденном автономном существовании в природе.

 

Контрольная работа 2.