2. Основные направления современной западной психологии

Семинар 1.

Тема: Теоретические основы дисциплины «Деловое общение». Личность в деловом общении

Вопросы к занятию:

  1. Дайте определение понятия «деловое общение», раскройте его роль в професси­ональной деятельности экономиста.
  2. Раскройте соотношение и взаимосвязь делового общения с комплексом гуманитарных наук:

— социальной психологией,

— психодиагностикой,

— психологией управления и организационной психологией,

— деловой этикой и эти­кетом.

  1. Охарактеризуйте виды коммуникаций (по лекциям, по другим основаниям, в том числе (по предложенные А.П. Панфиловой: познавательная, убеждающая, экспрессивная, суггестивная, ритуальная).
  2. Назовите и охарактеризуйте принципы успешной коммуни­кации. Что такое коммуникативная культура?
  3. Охарактеризуйте основные виды общения. Приведите примеры.
  4. Какие функции выполняет общение? Приведите примеры.
  5. Можно ли развивать общительность? Каким образом? Назовите качества приятного собеседника. Какие приемы можно использовать, чтобы быть в центре общения?
  6. Раскройте роль обратной связи в коммуникативном процессе.

Темы докладов:

  1. Этические предпосылки становления делового общения: (3 человека)

— восточная традиция (этик конфуцианства, буддизма, ислама);

— западно-европейская традиция (гуманистическая и прагматично – утилитаристская);

— российская этическая традиция: история и современность.

  1. Бихевиоризм как направление в психологии

Подчеркните, что теоретический базис науки «Деловое общение» опирается на целый комплекс современных западных психологических концепций, среди которых — бихевиоризм, изучающий не сознание, недоступное научному наблюдению, а поведение человека. Проанализируйте, когда и где возникает это направление в психологии, кто его основоположники. Укажите, результатом чего с позиций бихевиоризма является поведение. Какие психические процессы игнорируются представителями бихевиоризма? В чем заключается суть необихевиоризма.

18 стр., 8621 слов

Значение общения в жизни человека. Подходы к пониманию общения ...

... стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в ... этой основе строить свои взаимоот- ношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. Можно выделить виды ...

  1. Основные положения когнитивной психологии и гештальт-психологии.

Раскрывая вопрос, подчеркните, что теоретический базис науки «Деловое общение» опирается на целый комплекс современных западных психологических концепций, среди которых – когнитивная психология и гештальт-психология.

Назовите представителей этих направлений. Укажите на основной постулат когнитивной психологии, утверждающий, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Кратко раскройте сущность теории личностных конструктов Д.Келли. Скажите, в чем заключается заслуга этого направления, значение для делового общения.

Раскройте сущность гештальт-психологии, назовите представителей этого направления, отметьте его значение для практики делового общения.

  1. Психоанализ З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности.

Здесь важно отметить, какие проявления психики оказывают ведущее влияние на поведение человека с позиций фрейдизма. Какова роль инстинктов, проявляющихся как бессознательные психические импульсы? Что есть «бессознательное»? Охарактеризуйте основные элементы психики человека.

Следует также кратко рассмотреть основные положения таких психологов как А. Адлер (обоснование бессознательного стремления к власти, как основного побуждения людей); К. Хорни (концепция невротического характера); Э. Фромм (концепция социального рыночного характера).

  1. Аналитическая психология К.Юнга.

Раскройте кратко подход К. Юнга к обоснованию структуры личности, укажите, в чем отличие его научной позиции от ортодоксального фрейдизма. Дайте определение содержанию и психологическому значению понятия «коллективное бессознательное». В чем сущность понятия «архетип», как регулятора психической жизни. Охарактеризуйте типологию личности К. Юнга, включающую интровертивную и экстравертивную установки психики личности.

  1. Проблемы психологии в истории философской и психологической мысли.

  1. Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения.

Начните с научного определения понятия ««общение», которое предполагает обозначение всех форм связей и отношений независимо от их конкретного содержания и условий социальной среды. Надо указать, что общение — это осознанные связи людей, входящих в любую человеческую общность, свяжите данный термин с темой работы. Далее охарактеризуйте основные положения концепции «героев и толпы» Н.К.Михайловского, теорию «солидарных действий» П.Л.Лаврова, положение о ведущей роли «индивидуальной и коллективной психики» в трудах Е.В. Де-Роберти и Н.И.Кареева. Актуальны ли сегодня основные положения социально-психологических исследований этих авторов?

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... разработали чрезвычайно важную концепцию о социаль­ном опосредовании психики человека. На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. боль­шую роль в превращении ... психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область явлений, изучаемых психологией — различные процессы, состояния и свойства человека, ...

Важно также проанализировать процесс влияния социальной психики на поведение людей и отношения между ними. Укажите, почему В.М.Бехтерев называл коллектив «собирательной личностью», в чем проявляются коллективные рефлексы, что представляют собой процессы «взаимовнушения» и «взаимоподражания» в коллективе.

  1. Охарактеризуйте основные социально-психологические идеи Г. Тарда и В.Парето, психологии масс в работах С. Сигеле и Г. Лебона.

Рекомендуется начать с научного определения понятия «Деловое общение», связать с темой работы, важно отметить, что представители психологического направления в социологии видели изначальные причины общественных явлений в побудительных силах деятельности людей. Укажите, какую функцию выполняет феномен подражания и заражения в обществе, согласно Г. Тарду. Что представляют собой логические и нелогические социальные действия людей по определению В.Парето.

Далее укажите, какие вопросы коллективной психологии, как психологии различных (больших и малых) масс людей, рекомендовал изучать С. Сигеле. Как объяснялась им причина неподчинения этих совокупностей людей ни законам индивидуальной психологии, ни социологическим законам. Как характеризует сознание толпы Г. Лебон, каковы пути ее формирования, каковы роль и значение механизма подражания в этом процессе? Актуальна ли сегодня работа Г. Лебона «Психология народов и масс»?

Важно также проанализировать различие психологических характеристик толпы и характеристик составляющих ее людей. Укажите, насколько современна данная характеристика в наши дни.

  1. Вклад отечественных ученых С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. в исследования психологии межличностного общения

Здесь необходимо раскрыть понимание сущнос­ти и природы личности такими отечественными учеными, как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. При этом необходимо обратить внимание на то, что в основе их кон­цепций лежит принцип единства сознания и деятельности, с этим связана сущность деятельностного подхода в психологии.

Подготовьте ответы:

  1. Концепция «Жэнь» — человеколюбия была разработана:
  1. в этическом учении буддизма;
  2. в этике суфизма;
  3. в конфуцианстве.

2. Содержание делового общения составляет:

  1. обсуждение социально-значимой проблемы;
  2. внутренний личностный мир субъектов общения;
  3. удовлетворение потребности в общении;
  4. формирование профессиональных навыков и умений.

3. Можно ли считать форму делового общения способом реализации коммуникативного процесса делового общения?

  1. да.
  2. нет.
  1. Реализация практического закона общения, согласно И. Канту, включает:
  1. рассмотрение любого человека как «цели самой по себе»;
  2. использование одним человеком другого в качестве средства для достижения целей;
  3. употребление другого человека как «какой-нибудь вещи».

5. Процесс обмена информацией отражает:

  1. интерактивную сторону общения;
  2. перцептивную;
  3. коммуникативную;
  4. когнитивную.

6. Межличностное восприятие и оценка партнера по общению представляет …… сторону общения.

1) интерактивной

2) перцептивной

3) коммуникативной

4) эффективной

7. Выберите предметные области дисциплины «Деловое общение»:

  1. психологическая структура личности делового партнера;
  2. психологические и этические проблемы делового взаимодействия;
  3. описание процессов, лежащих в основе социального взаимодействия;
  4. анализ условий, позволяющих людям достичь определенного уровня взаимности или препятствующих этому.

7. «Экономический человек» руководствуется в деловых отношениях:

  1. чувством справедливости;
  2. долгом;
  3. альтруизмом;
  4. максимизацией своей экономической выгоды.

8. Коммуникативная сторона общения – это …

А) организация взаимодействия между индивидами

Б) обмен информации между партнерами

В) процесс восприятия между партнерами по общению

9. Входит ли в предметную область социальной психологии исследование психологических характеристик малых и больших групп:

  1. да.
  2. Нет.

10. Какие из перечисленных ниже теорий можно отнести к теоретическим предпосылкам дисциплины «деловое общение»

  1. социальная психология.
  2. психофизика.
  3. психология личности.
  4. Клиническая психология.
  5. профессиональная психология.

11. Возникновение тех или иных эффектов восприятия, подразумевает …

А) коммуникативная сторона общения

Б) перцептивная сторона общения

В) интерактивная сторона общения

12. Обратная связь в деловой беседе позволяет

А) запутаться в ходе беседы

Б) прояснить уровень понимания

В) сказать собеседнику все, что о нем думаю

Г) обратная связь не важна в деловой беседе

13. Перцептивная сторона общения включает в себя …

А) намерение участников повлиять друг на друга

Б) процесс формирования образа другого человека

В) процесс приобретения индивидуального опыта человека

  1. Установите позиции общающихся партнеров за столом в соответст­вии с характером делового общения

Характер общения

Позиции

1. Сопернический или оборони­тельный

А. Расположение по диагонали

2. Кооперативное деловое взаимо­действие

Б. Напротив друг друга

3. Независимое общение

В. Угловая позиция

4. Дружеское деловое взаимодей­ствие

Г. По одну сторону стола

15. Выбрать один правильный ответ

Вставьте пропущенное слово: Отправитель -> сообщение -> … ->Получатель

A. канал

B. цель

C. суть сообщения

D. отправка

16. Массовая коммуникация это –

A. путь сообщений

B. процесс общения между двумя и более индивидами

C. процесс сообщения информации с помощью различных технических средств

17. К невербальной коммуникации относятся системы:

A. оптико-кинетическая

B. нервная

C. символьная

D. экстралингвистическая

E. контакт глаз

18. Установить правильную последовательность.

Модель коммуникации (формула Г. Лассуэлла) имеет следующую

последовательность элементов:

A. по какому каналу?

B. с каким эффектом?

C. сообщает что?

D. кому?

E. кто?

19. Императивное деловое общение предполагает:

  1. формирование у делового партнера эмоционального фона, соответствующего деловой ситуации;
  2. открытое принуждение партнера к определенным решениям или действиям;
  3. расширение информационного фонда делового партнера;
  4. рассмотрение партнера в качестве объекта психологического воздействия.

20. Расставьте в правильной последовательности основные этапы дело­вых переговоров.

  1. согласование тематики переговоров.
  2. начало переговоров.
  3. обсуждение точек зрения сторон.
  4. соглашение.

21. Нерефлексивное слушание делового партнера включает такие приемы, как:

  1. внимательное молчание;
  2. уточнение информации;
  3. минимизацию отвлечений;
  4. перефразирование.

22. Процесс восприятия деловыми партнерами друг друга называется:

  1. идентификация;
  2. перцепция;
  3. интеракция.

23. Какие признаки присущи партнерскому деловому общению

  1. скрытое внедрение в психику одного из партнеров мотиваций, намерений, установок, внутренне не присущих ему.
  2. рассмотрение партнера как личностно-значимого и психологически равноправного.
  3. психологический настрой на эмоциональное состояние делового партнера.
  4. взаимное согласование интересов партнеров.
  5. принуждение партнера каким-либо действиям или решениям.

24. Что может способствовать успешному ведению переговоров?

  1. теплый, уважительный тон речи;
  2. оживленный, заинтересованный взгляд;
  3. потирание глаз;
  4. легкое постукивание пальцами по столу;
  5. раскрепощенность позы.

25. К системам невербальной коммуникации относятся:

  1. такесика;
  2. кинесика;
  3. паралингвистика;
  4. письменное сообщение;
  5. проксемика.

26. К коммуникативным барьерам делового общения относятся барьеры:

  1. логический;
  2. стилистический;
  3. снисходительности;
  4. предрасположенности;
  5. семантический.

27. К невербальным средствам делового общения относятся:

  1. речевые конструкции;
  2. мимика;
  3. жесты;
  4. социальные диалекты;
  5. походка.

Термины по дисциплине

  1. Деловое общение –это …(определение)
  2. Виды деловых коммуникаций (по А.П. Панфиловой)
  3. Структура общения
  4. Типы общения
  5. Формы реализа­ции деловых коммуникаций
  6. Коммуникативные (вербальные) барьеры
  7. Виды установок в общении
  8. Виды невербальных средств общения
  9. Психологические механизмы восприятия и понимания
  10. Обратная связь
  11. Положительная обратная связь
  12. Отрицательная обратная связь