Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Утверждаю
Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Социология»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки
профиля подготовки «»
профилизаций: «Правозащитная деятельность»;
«»;
«»
Екатеринбург
РГППУ
2011
Рабочая программа дисциплины «Социология». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 22 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки .
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
д.соц.н., профессор зав. каф. теории и социологии управления УрАГС |
Н.Б. Костина |
Одобрена на заседании кафедры . Протокол от 2011 г. № ___.
|
|
Т.В. Пермякова
|
Рекомендована к печати методической комиссией РГППУ. Протокол от 2011 г. № ___.
Председатель методической комиссии |
|
А.Г. Кислов |
|
|
|
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ |
|
С. В. Пеннер |
|
|
|
Директор |
|
С.Е. Вершинин |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011
© Пермякова Т.В., 2011 |
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «Социология» является необходимым компонентом теоретической и практической подготовки высококвалифицированного специалиста любой области и сферы деятельности.
Целью изучения курса, соотнесенной с общими целями ООП ВПО, является формирование у студентов общего представления о социологии как науке, навыков научного осмысления сложных явлений и процессов современной общественной жизни. Для этого необходимо понимание сущности общества как социальной реальности, особенностей его структуры, функционирования и развития.
Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Социология» преследует решение следующих задач:
1) приобретение знаний об особенностях функционирования и закономерностях развития общества и его основных подсистем – экономической, политической, социальной и духовной;
2) овладение социологическими методами изучения различных сфер жизнедеятельности общества;
3) формирование навыков социологического видения и анализа актуальных проблем и противоречий современного общества, потребностей и интересов различных социальных групп.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Социология» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) и является дисциплиной по выбору студентов.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из курса «История»:
Знание различных научных точек зрения на интерпретацию исторических событий
Умения: оперировать базовыми понятиями курса, его теоретическими и ценностными конструктами, выявлять причинно-следственные связи исторических событий, ориентироваться в хронологической последовательности исторических событий, выделять основные этапы их развития.
Владениенавыками исторического анализа социальных явлений и процессов
Из курса «Философия»:
Знания: универсальных возможностей человека как культурно-исторического существа; специфики человека как субъекта самоопределения, самодеятельности, самоорганизации и самоуправления; социальной сущности сознания и его значения в функционировании социальных систем, в жизненном пути человека, народа; строения, уровней и форм общественного сознания; особенностей главных продуктивно-творческих сил человека; особенностей и закономерностей научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком; специфики социальной реальности, целевого назначения сфер общества и социальных институтов; своеобразия культуры и цивилизации; особенностей менталитета и культуры России.
Умения: обосновывать в понятиях лично избранную иерархию ценностей, свое мировоззрение; понимать целостность человеческой субъективности, применять философскую методологию в усвоении иных дисциплин, в осмыслении духовных, культурных, социально-экономических, идеологических процессов, происходящих в обществе.
Владения: целостным представлением о человеке, о единстве его продуктивно-творческих сил; рефлексией относительно собственных духовно-душевных состояний, технологией понимания философских текстов; процессами творчества, системой приемов эвристического решения проблем и задач; методологией исследования социальных процессов, соотношения духовного и материального в развитии коллектива, общества.
2.3. Из курса «Общая психология»:
Знания: основных направлений и научных школ зарубежной и отечественной психологии; психологии личности, теории деятельности, механизмов функционирования и развития личности в различных видах деятельности; психологических методов познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции; особенностей групповой психологии, межличностных процессов, отношений и общения.
Умения: применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности; интерпретировать собственное психическое состояние; определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов; давать психологическую характеристику личности; выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач; анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.
Владения: способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности; приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей; методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности; способами индивидуализации психологического воздействия на подростков с учетом их особенностей.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
- Политология;
- Социальная психология;
- Социология образования.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:
общекультурные компетенции:
- осознание культурных ценностей, понимание роли культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);
- готовность к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);
- способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, применять на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15);
- владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);
- владение системой эвристических методов и приемов (ОК-29);
профессиональные компетенции:
- готовность к использованию современных воспитательных технологии формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности (ПК-6);
- готовность к планированию мероприятия по социальной профилактике обучаемых (ПК-7).
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
- ключевые понятия социологии;
- особенности функционирования и развития социальных процессов и явлений основных сфер (подсистем) жизнедеятельности общества – экономической, политической, социальной, духовной.
Уметь:
- анализировать и критически оценивать тенденции, противоречия и проблемы различных сфер жизнедеятельности общества, потребности различных социальных групп в той или иной сфере общественной жизни;
- пользоваться понятийным и категориальным аппаратом социологии и применять его к анализу реальных социальных процессов и явлений;
- подкреплять теоретические положения конкретными примерами из повседневной практики и социального опыта жизнедеятельности общества.
Владеть:
- социологическими методами изучения различных сфер жизнедеятельности общества.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы |
Всего зачетных единиц (часов) |
||
Общая трудоемкость дисциплины |
2 (72) |
||
Формы обучения |
Очная |
Заочная с полным сроком |
Заочная с сокращенным сроком |
Аудиторные занятия |
40 |
10 |
8 |
лекции |
20 |
6 |
6 |
практические занятия |
20 |
4 |
2 |
семинарские занятия |
— |
— |
— |
лабораторные работы |
— |
— |
— |
другие виды аудиторных занятий |
— — |
— — |
— — |
Самостоятельная работа |
32 |
62 |
64 |
изучение теоретического курса |
22 |
32 |
34 |
курсовая работа |
— |
— |
— |
домашние задания |
10 |
— |
— |
подготовка к экзамену выполнение контрольной работы |
— — |
— 30 |
— 30 |
Вид промежуточного контроля |
зачет |
зачет |
зачет |
Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п |
Раздел Дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||||||||
лекции |
практ. |
СРС |
конс. |
|||||||||||
1. |
Социология как наука |
4 |
1-2 |
2 |
2 |
2 |
еженед. |
Участие в групповой дискуссии |
||||||
2. |
Возникновение и развитие социологии |
4 |
3 |
2 |
— |
4 |
еженед. |
Подготовка докладов. Участие в обсуждении |
||||||
3. |
Общество как система |
4 |
4-5 |
2 |
2 |
2 |
еженед. |
Участие в групповой дискуссии |
||||||
4. |
Культура и общество |
4 |
6-7 |
2 |
2 |
2 |
еженед. |
Письменная контрольная работа |
||||||
5. |
Социальная структура и социальная стратификация |
4 |
8-10 |
2 |
4 |
4 |
еженед. |
Выполнение инд. и групповых творческих заданий |
||||||
6. |
Социальные институты |
4 |
11-13 |
2 |
4 |
4 |
еженед. |
Участие в групповой дискуссии Выполнение инд. и групповых творческих заданий |
||||||
7. |
Личность как социологическая проблема |
4 |
14-15 |
2 |
2 |
2 |
еженед. |
Письменная контрольная работа |
||||||
8. |
Девиантное поведение и социальный контроль |
4 |
16-17 |
2 |
2 |
4 |
еженед. |
Письменная контрольная работа |
||||||
9. |
Социальные изменения и процессы |
4 |
18 |
2 |
— |
4 |
еженед. |
Участие в групповой дискуссии |
||||||
10. |
Методы социологичес-ких исследований |
4 |
19-20 |
2 |
2 |
4 |
еженед. |
Групповой проект программы и инструментарий СИ |
||||||
Итого по видам занятий: |
20 |
20 |
32 |
|
Зачет
|
|||||||||
Всего по дисциплине: |
72 |
Тема 1. Социология как наука
Социология как наука о системном понимании общества, взаимодействии социальных общностей, социальных процессах, поведении людей. Объект и предмет социологии.
Структура социологического знания. Макро- и микросоциология. Теоретическая и эмпирическая социология, фундаментальная и прикладная социология, отрасли социологии.
Основные функции социологии в обществе как теории и практики: теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные.
Взаимосвязь социологии с другими науками. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук.
Тема 2. Возникновение и развитие социологии
Возникновение социологии как науки, ее основные исторические предпосылки. О. Конт — основоположник научной социологии, родоначальник позитивизма.
Эволюционизм и натурализм в социологии. Г. Спенсер. Социологическое учение К. Маркса. Психологическое направление в социологии, его разновидности.
Классические социологические теории. Э. Дюркгейм и становление французской социологической школы. М. Вебер и его вклад в социологию. Социологическое учение Г. Зиммеля. Ф. Теннис как классик мировой социологии.
Развитие эмпирической социологии в 20-30-е гг. XX в. Оформление отраслевых социологий. Кризис эмпирической социологии и социологическая теория Т. Парсонса. Развитие структурного функционализма в трудах Р. Мертона. Возникновение новых парадигм теоретической социологии в 1960-70-е гг. (символический интеракционизм, теория обмена, теория конфликта, этнометодология, феноменология и др.).
Кризис современной теоретической социологии, пути выхода из него.
Развитие социологической мысли в России, его особенности. Позитивизм — магистральное направление в русской социологии, его основные представители (Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.Л. Лавров, Е.В. Де Роберти и др.) П.А. Сорокин — социолог XX столетия, классик российской и американской социологии. Вклад П.А. Сорокина в мировую социологию. Развитие социологии в СССР и постсоветской России.
Синтез мирового социологического знания и интеграция мировой социологии. Всемирные социологические конгрессы, их роль в развитии социологической теории и практики
Тема 3. Общество как система
Понятие социальной системы, основные системные принципы. Гомогенные и гетерогенные системы. Специфика социальной системы. Социальная система как система отношений, связей, взаимодействий. Общие признаки социальных систем: целостность, устойчивость, открытость, динамизм, самоорганизованность.
Характеристика социальных систем по структуре, функциям, с точки зрения их динамики.
Тема 4. Культура и общество
Культура как базис общества. Взаимодействие культуры и социальной системы. Культурное измерение социальных процессов. Культура и цивилизация. Компоненты культуры (символы, язык, ценности, нормы, “идеальная” и “реальная” культура, материальная культура и технология).
Структура и функции культуры. Субкультура. Контркультура. Культурные изменения. Культура как человеческая свобода.
Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация
Основные элементы морфологии общества. Различие структуры общества и социальной структуры. Роль общественного разделения труда в формировании структуры общества.
Основные парадигмы социальной структуры: К. Маркс и М. Вебер. Современные западные и отечественные концепции социальной структуры.
Понятие социальной стратификации. Стратификация как теория социального неравенства. Совокупность признаков (критериев) стратификации. Социальная мобильность. Маргинальность как социальное явление и показатель мобильности. Особенности стратификационных процессов в российском обществе.
Тема 6. Социальные институты
Понятие, структура и функции социального института. Классификация социальных институтов.
Социальные институты экономической сферы: институт собственности, институт рынка, институт производства и др. Экономическая социология и социологии труда как отрасли социологического знания.
Социальные институты политической сферы: институт власти, институт государства. Партии и общественные организации. Политическая социология как отрасль социологического знания.
Институты социальной сферы: институт образования, институт семьи и брака. Социология образования и социология семьи и брака как отрасли социологического знания.
Тема 7. Личность как социологическая проблема
Проблема личности в философии, социологии, психологии, педагогике (сходство и различия).
Общество и личность. Понятие социального типа личности. Типология личности. Личность как совокупность социальных ролей. Ролевой конфликт. Плюрализм и динамизм социальных ролей.
Социализация личности. Основные фазы социализации. Эффективность социализации и ее факторы. Проблемы социальной идентификации и адаптации личности в современных условиях социальных изменений.
Тема 8. Девиантное поведение и социальный контроль
Взаимодействие нормы и отклонения. Сущность и виды девиантного поведения. Особенности девиантного типа поведения.
Типология социальных отклонений в зависимости от типа нарушаемой нормы. Антисоциальное поведение. Делинквентное (противоправное) поведение. Криминальное (преступное) поведение. Аутоагрессивное поведение.
Понятие и виды социального контроля.
Социальные условия и формы проявления отклоняющегося поведения в современном российском обществе.
Тема 9. Социальные изменения и процессы
Социальные изменения как процесс возникновения новых явлений и структур в социальных системах в ходе их взаимодействия. Виды и структура социальных изменений.
Социальный процесс как смена состояний, как функционирование, изменение и развитие. Социальный процесс и регресс, революция и эволюция. Формы социального состояния: стабильность, застой, кризис. Социальные противоречия и конфликты.
Тема 10. Методы социологических исследований
Социологическое исследование как основной источник социального познания в социологии. Виды социологических исследований. Основные этапы.
Программа социологического исследования, ее значение и функции.
Наблюдение как метод сбора первичной социальной информации. Его основные виды. Исследование документальных источников в социологии.
Место опроса в социологическом исследовании. Виды опросов: анкетирование и интервью. Вопрос как инструмент опроса. Классификация вопросов. Структура вопросника и основные требования к его составлению. Интервью и его виды. Почтовый и экспертный опросы.
Обработка и анализ первичной социологической информации. Интерпретация результатов социологического исследования. Оформление результатов исследования, составление отчета.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе обучения используются различные образовательные технологии, как традиционные (лекции и семинарские занятия), так и инновационные. Лекционные занятия строятся на диалоговой основе, используются электронные презентации, что способствует активизации внимания студентов и лучшему усвоению изучаемого материала. На семинарских занятиях используются технологии групповых дискуссий по актуальным социальным проблемам, методы проблематизации сознания студентов, направленные на формирование способности видеть, самостоятельно анализировать и находить пути решения социальных проблем. Важным аспектом работы выступают индивидуализация и персонификация учебного материала, позволяющая студентам увидеть и понять не только общественный смысл социальных явлений и процессов, но и их «бытовое» повседневное существование.
Необходимым элементом учебной работы является консультирование студентов по вопросам учебного материала.
Самостоятельная работа студентов включает подготовку к семинарским занятиям, выполнение творческих заданий для групповой работы, написание докладов, подготовку к текущему и промежуточному контролю.
Для текущего контроля знаний студентов используются письменные контрольные работы, домашние и аудиторные творческие задания, для итогового – тест.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Социология как наука
Вопросы для обсуждения
- Существует множество наук, изучающих общество. В чём специфика социологического подхода к изучению общества?
- Что общего между социологией и такими науками, как социальная философия, экономика, психология? В чём их различие?
- Охарактеризуйте объект и предмет социологии. Назовите её функции.
- В чём различие подходов к изучению социальных явлений с позиций микро и макросоциологии?
- Как подходят к исследованию социальной реальности теоретическая и эмпирическая социология?
- Объясните возникновение, развитие и многообразие отраслей социологического знания. Назовите наиболее интересные для вас отрасли социологии.
- Что даёт социология обществу и отдельному человеку? Как она может пригодиться лично Вам?
Задание для микрогрупп
Объект, предмет, задачи и функции социологии определённым образом связаны между собой. Начертите схему, которая отражает эти связи.
Тема 3. Общество и культура
Вопросы для обсуждения
- Что такое культура? Что понимает под культурой социология? Перечислите основные признаки культуры и охарактеризуйте основные её функции.
- Охарактеризуйте основные виды культуры.
- Раскройте понятия субкультуры и контркультуры, приведите примеры.
- Охарактеризуйте основные элементы культуры.
- Какова роль культуры в социальных изменениях? Назовите известные Вам из повседневной жизни проявления глобализации культуры.
Задание для микрогрупп
Прокомментируйте строчку из стихотворения Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Как вы сами относитесь к проблеме взаимоотношений культур Востока и Запада? Обоснуйте свою точку зрения.
Тема 4. Социальная структура и социальная стратификация
Вопросы для обсуждения
- Что понимается под социальной структурой общества? Какие концепции социальной структуры общества вы знаете?
- Что такое социальная стратификация? Что появилось раньше социальная структура или социальная стратификация? Своё мнение обоснуйте.
- Какие изменения в социальной структуре нашего общества произошли в постсоветский период?
- Каковы основные тенденции в изменении социальной структуры современного российского общества? Какие социальные слои можно выделить в нашем обществе? Назовите критерии их выделения. Постройте их иерархию.
- Раскройте содержание понятия «социальная мобильность».
- Какие теории социальной мобильности вы знаете? Каковы основные виды социальной мобильности?
- Опишите известные вам каналы социальной мобильности. Какие факторы оказывают влияние на этот процесс?
- Раскройте содержание понятия «маргинальность». Какие социальные процессы приводят к маргинализации общества?
Задания для микрогрупп
- Как соотносятся, на ваш взгляд, жёсткая социальная структура, которую человек рождаясь находит уже заданной, и индивидуальная свобода? Аргументируйте свою точку зрения.
- Возможно ли существование общества, лишённого структуры? Как бы оно выглядело?
- Что такое гендерное неравенство? Характерно ли оно для современного западного общества? Для российского общества? Проведите сравнительный анализ.
- Как вы считаете, образует ли студенчество в современном обществе особый социальный слой? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.
- Объясните, что понимается под «открытым» и «закрытым» обществом. В чём между ними разница? К какому типу следует отнести современное российское общество?
Тема 5. Социальные институты
Вопросы для обсуждения
- Какие подходы к классификации социальных институтов Вы можете выделить?
- Назовите социальные институты в сфере экономики. Перечислите основные проблемы функционирования каждого из них.
- Выделите основные социальные институты в политической сфере. Что такое политическая власть и какие её типы Вы знаете?
- Охарактеризуйте государство как социальный институт. Почему возникают политические партии и движения? В чём особенности функционирования данного социального института в современной России?
- Назовите основные проблемы, которые изучает социология семьи. Дайте определение семьи как социального института и малой группы.
- Охарактеризуйте основные функции семьи. Какие из них являются наиболее важными в современных условиях?
- Что означает кризис семьи как социального института? Какие его проявления Вы могли бы назвать? Какую конкретную программу помощи семье Вы бы предложили?
- Что значит образование как социальный институт? Каковы его роль и функции в обществе?
- Какое место занимает образование в современном обществе? Охарактеризуйте тенденции развития образования.
- Что представляет собой образование как система? Охарактеризуйте состояние и основные проблемы каждой из подсистем образования.
- В чём проявляется кризис социального института образования? Какие причины обусловили этот кризис? Каковы социальные последствия кризиса образования? Какие пути выхода из кризиса вы могли бы предложить?
Задания для микрогрупп
- Приведите известные вам из истории примеры харизматических лидеров и правителей. Существуют ли в современном нам социуме харизматические лидеры? Как вы оцениваете харизматический тип господства над людьми? Какие опасности таит в себе харизматический тип правления?
- Проанализируйте процесс становления института собственности в России. Какие формы он обрёл в настоящее время?
Тема 6. Личность как социологическая проблема
Вопросы для обсуждения
- Охарактеризуйте личность, её структуру и основные элементы с точки зрения социологии.
- Опишите основные социологические типологии личности. Какая типология личности с вашей точки зрения наиболее удачна?
- Как соотносятся понятия «человек», «индивид», «личность»?
- Раскройте содержание понятия «социализация». Охарактеризуйте формы, этапы и значимость социализации.
- Раскройте содержание понятий «социальные статусы» и «социальные роли».
- Что такое статусный набор? Проанализируйте содержание своего статусного набора.
- Что такое социальная роль? Как она связана с социальным статусом личности? Какие виды социальных ролей вам известны?
- Что такое ролевая напряжённость? Можно ли избежать ролевых конфликтов?
Задания для микрогрупп
- Как вы считаете, какую роль в социализации личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия и воспитание? Аргументируйте свою точку зрения.
- Охарактеризуйте социальную роль президента страны, директора завода, учителя, студента, отца, сына, жены, матери. Чем отличается по содержанию понятие социального статуса от понятия социальной роли?
- Какой социальный статус, с вашей точки зрения, можно считать высоким? Аргументируйте свою точку зрения.
- Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от социальных и в чём их общность.
Тема 7. Девиантное поведение и социальный контроль
Вопросы для обсуждения
- Какое поведение называют отклоняющимся с точки зрения социологии? Какие существуют теории девиантного поведения? Выделите среди них социологические.
- Как взаимосвязаны норма и отклонение? В чём проявляются негативная и позитивная девиации?
- Какие виды негативного девиантного поведения вам известны?
- Какие социальные причины вызывают девиации?
- Что такое социальный контроль? Какие существуют формы социального контроля? Проанализируйте уровень их эффективности.
Задания для микрогрупп
- Покажите на примерах относительность девиаций.
- Какие позитивные функции в обществе может исполнять девиация?
- Может ли существовать общество без социального контроля? Обоснуйте своё мнение.
- Какой тип социального контроля характерен для тоталитарного общества? Для современного российского общества? Чем это обусловлено?
Тема 8. Методы социологических исследований
Вопросы для обсуждения
- Каковы цели создания программы социологического исследования? Назовите структурные компоненты программы.
- Что такое инструмент социологического исследования?
- Охарактеризуйте наблюдение как метод социологического исследования.
- Назовите и охарактеризуйте виды опроса как метода социологического исследования.
- Какова роль анализа документов в социологических исследованиях?
Практическая групповая работа по разработке проекта программы и инструментария социологического исследования по выбранной теме
Задания к контрольной работе
- Современное общество как объект социологии.
- Специфика российского общества как социокультурной системы.
- Стиль руководства и конфликт в коллективе.
- Проблемы трудовой мотивации в условиях рыночных отношений.
- Социальные проблемы безработицы.
- Кризис образования и пути выхода из него.
- Профессиональное образование: проблемы и перспективы.
- Процессы социального расслоения в современном российском обществе.
- Бедность как предмет социологического анализа.
- Миграция населения как вид социальной мобильности в современном российском обществе.
- Судьба интеллигенции в кризисном обществе.
- Типология российского предпринимательства.
- Социальный портрет российского предпринимателя.
- Проблема маргинализации социальной структуры современного российского общества.
- Социальный портрет наркомана.
- Проблемы молодёжного суицида в современных условиях.
- Детская беспризорность в современной России.
- Проституция как социальная проблема.
- Социологический анализ проблем молодой семьи.
- Семья и карьера в жизни современной российской женщины.
- Социальные и социально-психологические проблемы российской молодёжи.
- Роль Интернета в социализации подростков.
- Структура и типология досуга молодёжи.
- Проблемы адаптации молодёжи к современным социально-экономическим условиям.
- Студент сегодня: социальный портрет.
- Современные тенденции развития культуры в современной России.
- Сущность и причины социальных конфликтов.
- Ценностные ориентации населения современной России.
- Религия как социальный институт.
- Политические институты в современной России.
Вопросы для подготовки к зачету
- Предмет, структура и функции социологической науки. Роль социологии в жизни общества.
- Взаимосвязь социологии с другими науками.
- Предпосылки возникновения социологии и её развитие в XIX веке.
- Классическая социология конца XIX — начала ХХ века.
- Основные социологические концепции ХХ века.
- Развитие социологии в России.
- Современное состояние социологии.
- Культура как базис общества и фактор социальных изменений.
- Элементы культуры.
- Социальная структура общества.
- Социальное неравенство и стратификация.
- Социальная мобильность и её виды.
- Маргинальность как социальное явление.
- Социальные институты, их роль в развитии общества.
- Социальные институты в сфере экономики.
- Социальные институты в сфере политики.
- Семья как малая группа и социальный институт. Функции и типология современной семьи.
- Образование: институциональный и системный подходы.
- Социальные институты в сфере религии.
- Социальный институт науки.
- Понятие личности в социологии.
- Структура личности.
- Социализация личности.
- Социальные статусы и социальные роли.
- Сущность, особенности и виды девиантного поведения.
- Социальный контроль и его виды.
- Социальные изменения.
- Социальные группы, общности и организации.
- Социологическое исследование: виды и этапы.
- Программа социологического исследования, её значение и функции.
- Анализ документов как метод сбора информации.
- Наблюдение как метод сбора информации. Виды наблюдений.
- Опрос как метод сбора информации. Виды опросов.
- Метод анкетирования. Структура анкеты. Виды вопросов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2010.
Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2007.
Социология: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Фролов С.С. Общая социология: Учебник. М.: Велби, 2008.
Дополнительная литература:
Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.
Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996.
Гидденс Э. Социология / Под ред. В.А. Ядова. М.: Эдиториал УРСС, 2005.
Давыдов А.А. Системный подход в социологии: новые направления, теории и методы анализа социальных систем. М.: Эдиториал УРСС, 2005.
Добреньков В И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии: Учеб. пособие. М.: Академический проект, 2005.
Добреньков В И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М.: Инфра-М, 2004.
Западно-европейская социология XIX – начала ХХ века: Тексты. М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1996.
Западно-европейская социология XIX века: Тексты. М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1996.
Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005.
Карцева Л.В. Социология культуры: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Дашков и К, 2007.
Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования: Учеб. пособие. М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000.
Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учеб. пособие. 3-е изд., исправ., доп. М.: КДУ, 2009.
Михайлова Л.И. Социология культуры: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. М.: Дашков и К, 2008.
Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги. М.: Интерпракс, 1996.
Полякова Н. Л. ХХ век в социологических теориях общества. М.: Логос, 2004.
Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996.
Самыгин С.И., Гулиев М.А. Социология: история и современность. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А.И. Антонова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. (Классический университетский учебник).
Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Филатова О.Г. Общая социология: Учебник. М.: Гардарики, 2005.
Черняк Е.М. Социология семьи: Учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007.
Институт социологии РАН, журналы «Социологические исследования», «Социо-Логос», «Социологическое обозрение» и др.Электронный ресурс: Режим доступа: http://isras.ru
Электронный ресурс: Режим доступа: Единый архив социологических данных
Фонд «Общественное мнение», журнал «Социальная реальность», базы данных ФОМ и др. Электронный ресурс: Режим доступа: http://fom.ru
Аналитический центр Ю. Левады, журнал «Вестник общественного мнения» и др. Электронный ресурс: Режим доступа: http://levada.ru
Всероссийский центр изучения общественного мнения Электронный ресурс: Режим доступа: http://wciom.ru
Электронная социологическая энциклопедия Электронный ресурс: Режим доступа: http://voluntary.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебные аудитории, оборудованные в соответствии с санитарно-техническими требованиями для проведения групповых форм работы; компьютерный класс, мультимедийная техника для демонстрации презентаций, оргтехника для тиражирования материалов для слушателей. |
24