Рабочая программа дисциплины
Социология конфликтов |
(Наименование дисциплины (модуля)) |
Направление подготовки
39.03.01 Социология |
(шифр, название направления)
Направленность (профиль) подготовки
Социология организации и управления |
Уровень бакалавриата
Форма обучения
очная, заочная |
(очная ,заочная, очно-заочная и др.) |
Кемерово 2015
Рабочая программа дисциплины утверждена Ученым советом факультета
(протокол Ученого совета факультета № 4 от 10.02.2011 г.)
Утверждена с обновлениями
(протокол Ученого совета факультета № 5 от 23.01.2012 г.)
Утверждена с обновлениями
(протокол Ученого совета факультета № 5 от 31.01.2013 г.)
Утверждена с обновлениями
(протокол Ученого совета факультета № 7 от 28.01.2014 г.)
Утверждена с обновлениями
(протокол Ученого совета факультета № 10 от 12.03.2015 г.)
Утверждена с обновлениями
(протокол Ученого совета факультета № 4 от 21.12.2015 г.)
Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры
социологических наук, протокол № 4 от 25.11.2015 г.
Головацкий Е. В., зав. кафедрой
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 4
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата …………………………..4
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 5
3.1. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах) 5
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий. 6
4.1. Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах) 6
4.2 Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) 7
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) 11
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) 11
6.1 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю) 11
6.2 Типовые контрольные задания или иные материалы…………12
6.3 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций. 19
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) 20
а) основная учебная литература: 20
б) дополнительная учебная литература: 20
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)*. 222
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 22
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) 25
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) 25
12. Иные сведения и (или) материалы.. 25
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенции | Результаты освоения ООП Содержание компетенций | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОПК-2 | Способность к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | Знать: основные закономерности протекания комплексных социальных процессов (социальных конфликтов) и механизмы функционирования основных социальных общностей. Уметь: производить, отбирать и анализировать данные о социальных конфликтах; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы. Владеть: навыками межличностной и межкультурной коммуникации; навыками научного анализа социальных проблем и социальных конфликтов. |
ПК-6 | Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность | Знать: теоретические основы социологии конфликтов; основные закономерности протекания социальных конфликтов. Уметь: применять соответствующие целям методы сбора и анализа данных при изучении социальных конфликтов. Владеть: способностью использования социологических знаний на практике. |
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
«Социология конфликтов» является базовой дисциплиной в разделе «Национально-региональный компонент, включая дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)»Б3.В.ОД.16.Дисциплина читается студентам на 4 курсе в 7-м семестре.
Изучение дисциплины «Социология конфликтов» базируется на знаниях, полученных студентами ранее в области следующих учебных дисциплин: Б1.Б.4.«Философия», Б1.Б.2. «История», Б3.Б.6. «Социальная психология», Б3.Б.1. «Основы социологии», Б3.Б.4. «Методология и методика социологического исследования», Б3.В.ОД.15. «Социология организаций», Б3.Б.5. «Экономическая социология»,Б3.В.ОД.1. «Этносоциология», Б3.Б.7. «Политическая социология»,Б3.В.ОД.3. «Социология религии». Должен знать базовые и профессионально-профилированные основы философии, психологии, экономики и истории; основные теоретические модели и методы исследования, описывающие социальное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях; быть способен применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования.
Изучение дисциплины «Социология конфликтов» формирует базовые знания для овладения специальными профессиональными навыками, формируемые дисциплинами: Б3.Б8.«Социология управления», Б3.В.ДВ.8.«Социология коммуникаций».
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (ЗЕ) 108 академических часов.
3.1. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах)
Вид учебной работы | Всего часов для очной формы обучения | Всего часов для заочной формы обучения |
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | ||
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Семинары | ||
в т. ч. в активной и интерактивной формах | ||
Внеаудиторная работа (всего) | ||
В том числе — индивидуальная работа обучающихся с преподавателем | — | |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | ||
В том числе: | ||
Ознакомление с основной и дополнительной литературой | ||
Самостоятельное изучение тем дисциплины | ||
Выполнение контрольных заданий | ||
Творческая работа (эссе) | ||
Анализ конкретных социальных конфликтов и технологий их урегулирования | ||
Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет) | зачет | зачет 4 |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Помимо рекомендованной основной и дополнительной литературы, в процессе самостоятельной работы студенты могут пользоваться следующими методическими материалами:
1. Словарь терминов по дисциплине «Социология конфликтов» для студентов направления 62.040100 – Социология .
2. Социология конфликтов: персоналии для студентов направления 62.040100 – Социология.
Методические материалы в виде электронных ресурсов находятся в открытом доступе на кафедре социологических наук ауд. 427.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) | Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка – по желанию | наименование оценочного средства |
1. | Раздел 1. Концептуальные основы и методы исследования конфликта | Знать: ПК 6 теоретические основы социологии конфликтов; основные закономерности протекания социальных конфликтов. Уметь: ПК 6 применять соответствующие целям методы сбора и анализа данных при изучении социальных конфликтов. Владеть: ПК 6 способностью использования социологических знаний на практике. | Тестовые задания Практические задания Эссе Практические задания |
2. | Раздел 2. Структура и динамика социального конфликта | Знать: ОПК-2 основные закономерности протекания комплексных социальных процессов (социальных конфликтов) и механизмы функционирования основных социальных общностей. Уметь: ОПК-2 производить, отбирать и анализировать данные о социальных конфликтах; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы Владеть: ОПК-2 навыками межличностной и межкультурной коммуникации; навыками научного анализа социальных проблем и социальных конфликтов. | Тестовые задания Практические задания Эссе Практические задания Эссе |
3. | Раздел 3. Предупреждение и разрешение социальных конфликтов | Знать: ПК 6 теоретические основы социологии конфликтов; основные закономерности протекания социальных конфликтов. Уметь: ОПК-2 производить, отбирать и анализировать данные о социальных конфликтах; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы Владеть: ОПК-2 навыками межличностной и межкультурной коммуникации; навыками научного анализа социальных проблем и социальных конфликтов. | Тестовые задания Эссе Практические задания Практические задания |
4. | Раздел 4. Конфликты в разных сферах | Знать: ОПК-2 основные закономерности протекания комплексных социальных процессов (социальных конфликтов) и механизмы функционирования основных социальных общностей. Уметь: ПК 6 применять соответствующие целям методы сбора и анализа данных при изучении социальных конфликтов. Владеть: ПК 6 способностью использования социологических знаний на практике. | Тестовые задания Практические задания Картографирование конфликта |
Типовые контрольные задания или иные материалы
Зачет
А. Типовые вопросы.
1. Объект, предмет и функции социологии конфликтов.
2. Понятие конфликта.
3. История становления социологии конфликтов в зарубежной социологии
4. История становления и основные направления исследований социологии конфликтов в России.
5. Теория конфликта К. Маркса.
6. Конфликтологическая теория Г.Зиммеля.
7. Функциональная теория конфликта Л. Козера.
8. «Конфликтная модель общества» Р.Дарендорфа.
9. Микросоциологические модели конфликта (К. Боулдинг, И. Гальтунг)
10. Объективные и субъективные факторы возникновения социальных конфликтов.
11. Структура конфликта.
12. Понятие конфликтогена. Виды конфликтогенов.
13. Динамическая модель социального конфликта.
14. Этапы развития социального конфликта.
15. Стратегии поведения в конфликте. Типы конфликтных личностей.
16. Функции социального конфликта в обществе.
17. Прогнозирование конфликтов. Способы исследования социальной напряженности.
18. Механизмы предотвращения конфликтов.
19. Регулирование социальных конфликтов.
20. Формы и способы разрешения социальных конфликтов.
21. Медиаторство и переговоры как способ разрешения конфликтов.
22. Типология социальных конфликтов.
23. Характеристика межличностного конфликта.
24. Внутригрупповой и межгрупповой конфликт.
25. Конфликт интересов и ценностный конфликт.
26. Межэтнические конфликты. Причины, особенности и формы протекания.
27. Конфликты в организациях
28. Трудовые конфликты
29. Формы конфликта.
30. Конфликты в условиях переходного развития российского общества.
31. Методика исследования конфликта.
32. Анализ и диагностика конфликта.
Б. Критерии и шкала оценивания.
К зачету допускаются студенты, выполнившие практические и тестовые задания. Зачет проводится в устной форме по предложенным выше вопросам.
Оценка «зачтено» ставится студенту, который а) усвоил весь (или основной) объем программного материала; б) правильно, аргументированно ответил на все вопросы (основные, дополнительные, уточняющие), ответ иллюстрируется примерами; в) умеет применять полученные знания на практике, умеет составлять карту конфликта (не допускает грубых ошибок, устраняет отдельные неточности самостоятельно или с помощью дополнительных вопросов преподавателя).
в) владеет навыками анализа причин, структуры и динамики протекания социального конфликта, выработки мер по разрешению конфликта.
Оценка «незачтено» ставится, если содержание вопросов раскрыто слабо, знания имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью, имеются неточности при ответе на основные вопросы, допускаются фактические ошибки. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Не может ответить на дополнительные вопросы, предложенные преподавателем.
Эссе
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей по конкретному вопросу на основе изученной литературы.
А. Темы эссе
1. Эволюция представлений о конфликте
2. Социальный конфликт в трудах российских социологов начала ХХ века
3. Основные направления исследований конфликтов в современной России
4. Социально-психологические теории конфликта.
5. Социобиологическая парадигма. Понятие агрессии.
6. Проблематика социального конфликта в трудах Франкфуртской школы.
7. Конфликты интересов
8. Закономерности формирования и изменения конфликтного пространства
9. Понятие «жертвы» в конфликте
10. Формирование «образа врага» в конфликте
11. Методы профилактики конфликтов в организации
12. Забастовка как форма трудового конфликта
13. Позиционный конфликт
14. Агрессия как способ достижения интересов. Тактика сдерживания агрессии
15. Насилие как способ конфликтного достижения целей
16. Принцип ненасилия в разрешении конфликта
17. Выбор стиля поведения в соответствующей конфликтной ситуации
18. Конфликты в мире политики
19. Переговоры: стратегии, модели и техники
20. Манипулятивные техники достижения целей и регулирования конфликта
21. Толерантность как принцип социального взаимодействия.
Б. Критерии и шкала оценивания.
Сообщение эссе должно быть представлено в краткой тезисной форме (объем до 3 страниц печатного текста).
Для подбора литературы студенты могут воспользоваться публикациями из списка дополнительной литературы или собственными источниками.
Оценка – max 5 баллов, как сумма следующих критериев:
— мультимедийная презентация или наличие раздаточного материала для студентов – 1 балл;
— содержание эссе (полнота использования литературы, собственные выводы и умозаключения, логика изложения и др.– 3 балл;
— грамотная речь, полные ответы на вопросы – 1 балл.
Тестовые задания
Цель тестовых заданий – проверка знаний терминологического поля дисциплины и ориентирования студентов в вопросах, ограниченных программой дисциплины. Тестирование проводится по итогам изучения разделов программы и по итогам изучения дисциплины.
А. Примеры тестовых заданий
1. Согласно теории Г. Зиммеля неизбежность конфликтов заложена в:
А) классовом неравенстве
Б) самой природе человека
В) нехватке ресурсов
Г) статусной дифференциации
2. Совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему, это:
А) система конфликта
Б) динамика конфликта
В) функции конфликта
Г) структура конфликта
3. Тактика компромисса, применяемая при разрешении конфликта, это:
А) взаимные уступки каждой из сторон
Б) понижение своих стремлений и принятие позиций оппонента
В) совместный поиск решений, удовлетворяющего интересы всех сторон
Г) каждая из сторон настаивает на своей позиции
4. К информационным технологиям профилактики конфликтов принадлежит:
А) обеспечение благоприятного психологического климата
Б) снятие социальной напряженности
В) устранение слухов, искажений информации
Г) пресечение всех конфликтных взаимодействий
5. Сбор первичной информации об объекте конфликта через непосредственное восприятие и фиксирование конфликтных событий осуществляется с помощью метода:
А) эксперимента
Б) наблюдения
В) социометрии
Г) опроса
Б. Критерии и шкала оценивания.
Тесты по разделам состоят из 10-15 вопросов, итоговые состоят из 30 вопросов, в каждом вопросе предполагается только один правильный ответ. Максимальная оценка — 5 баллов.
81% -100% – 5 баллов;
66%-80% – 4 балла;
51%-65%– 3 балла;
менее 51% — 0 баллов (или неудовлетворительно).
Практические задания
А. Примеры практических заданий
1. Выпишите из словарей и энциклопедий различные определения «социальный конфликт» и проведите их сравнительный анализ.
2. Дайте определение следующим понятиям: противоречие, борьба, конфронтация, конкуренция, соревнование, что общего и в чем отличие от понятия конфликт.
3. Опишите основные концепции и теории конфликта К.Маркса, Г.Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л.Козера, А.Рапопорта, И.Гальтунга, К.Боулдинга
Критерии описания включают различные аспекты конфликта (К.):
Природа К. ―выражает сущность К., его исходные элементы и принципы
Причины К. ― комплекс факторов, порождающих К.
Острота К. ―степень потенциальной и актуальной реализации К.
Сила К. ― мощность и потенциал столкновения сторон
Функции К. ―направленность и назначение К. как типа социального взаимодействия
Последствия К. ― результаты протекания и регулирования К.
Методы разрешения К. ― способы профилактики, урегулирования и завершения К.
4. Проанализируйте структуру конфликта (на примере любого реального социального конфликта или описанного в художественном произведении).
5. Существуют ли особенности динамики конфликта на разных уровнях и в разных сферах? Приведите два примера из разных областей и дайте краткую характеристику развития данных конфликтов.
6. На примере любого реального социального конфликта или описанного в художественном произведении, проанализируйте стратегии поведения конфликтующих сторон.
7. Укажите индикаторы социальной напряженности на макроурвне и микроуровне, которые можно измерить с помощью социологических и социально-психологических методов.
8. Выборочно практические задания из: Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Питер Пресс, 2009. — 379 с.
Анализ конкретных социальных конфликтов и технологий их урегулирования (карта конфликта)
Задание: выбрать конкретную конфликтную ситуацию и дать ее характеристику, заполнив следующую форму.
№ п/п | Признак | Описание конкретного социального конфликта |
1. | Конфликтная ситуация | |
2. | Зона конфликта | |
3. | Локализация конфликта | |
4. | Субъекты конфликта | |
5. | Инициаторы конфликта | |
6. | Предпосылки конфликта | |
7. | Конфликтогены | |
8. | Инцидент | |
9. | Объект и предмет конфликта | |
10. | Контекст конфликта (политические, правовые, моральные характеристики) | |
11. | Цели конфликта | |
12. | Средства конфликта | |
13. | Способы и формы разрешения конфликта | |
14. | Прямые результаты конфликта | |
15. | Последствия конфликта | |
16. | Способы профилактики конфликта |
Комментарий к таблице:
1.Конфликтная ситуация – обозначение противоречий, содержащих истинную причину конфликта.
2. Общая характеристика зоны конфликта: экономическое положение, структура социальной группы (или населения), условия и уровень жизни и др.
3. Пространственно-временная локализация: где возник конфликт (место), время возникновения и длительность протекания.
4. Субъекты конфликта: группа в целом, или ее представители, официальные и неофициальные представители, организованные общности. Истинные и подставные субъекты.
5. Инициаторы конфликта: пассивные и активные участники конфликта. Поджигатели, провокаторы конфликта.
6. Предпосылки конфликта (реальные или мифологизированные события, предыстория, открытость информации, мотивы, слухи и др.).
7. Конфликтогены – непосредственные действия (или бездействия), могущие привести и приведшие к конфликту.
8. Инцидент – описание стечения обстоятельств, послуживших поводом для конфликта.
9. Объект и предмет конфликта: общее поле и сфера конфликта, а также конкретное содержание спорной проблемы.
10. Контекст конфликта (политические, правовые, моральные характеристики).
11. Цели конфликта: нацеленность на эскалацию конфликта или сотрудничество, видимые и скрытые цели, достижение одностороннего выигрыша или взаимной выгоды, стремление к компромиссу и консенсусу или превосходству.
12. Средства конфликта: виды используемых материальных и символических средств, степень их использования, манипуляция или реальное применение.
13. Способы и формы разрешения конфликта: способы действия участников во всех фазах развертывания конфликта, соответствующие модели поведения; непосредственные или с помощью посредников формы разрешения конфликта. Органы и службы, обеспечивающие урегулирование конфликта и др.
14. Прямые результаты конфликта: непосредственные результаты стычки, столкновения, компромисса или партнерства.
15. Последствия конфликта: опосредованные и косвенные следствия, их соответствие имевшимся целям.
16. Способы профилактики конфликта: возможно ли было предупреждение и профилактика конфликта, определение необходимых способов и видов.
Б. Критерии и шкала оценивания
Максимальная оценка за работу 5 баллов.
5 баллов ставится если студент:
— правильно и в полной мере выполнил задание, при составлении карты конфликта верно определил структурные элементы, основные этапы, методы разрешения, предложил свои варианты возможного разрешения и профилактики конфликта.
4 балла ставится если студент:
— допустил до 3 незначительных ошибок
3 балла:
— допустил до 3 незначительных ошибок и не смог выделить или неправильно выделил 1-2 структурных элемента конфликта или 1 из этапов, не предложил свои варианты профилактики конфликта.
0 баллов:
— правильно заполнено менее половины карты.
6.2.5.Самостоятельное изучение тем дисциплины:
На самостоятельное изучение следующие темы:
1. Тема: «Типология конфликтов».
Задание: составить таблицу «Типология конфликтов»
Критерий | Типы конфликтов |
Так же для проверки знаний по теме вопросы по типологии конфликтов содержатся в тестовых заданиях и в перечне вопросов на зачет.
2. Тема: «Методы исследования социального конфликта. Диагностика и экспертиза конфликта».
Рассмотреть следующие вопросы: общие и специальные методы исследования социального конфликта; специфика социологического изучения конфликта; комплексная диагностика социального конфликта.
Для проверки знаний вопросы по теме содержатся в тестовых заданиях, в перечне вопросов на зачет, а также при проверке карты конфликта и анализе конкретных конфликтных ситуаций.
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
а) основная литература:
1. Козырев, Г. И. Политическая конфликтология: учебное пособие / Г. И. Козырев. – М.: Форум — ИНФРА-М, 2011. – 430 с.
2. Кривцова, Е. В. Проблемы толерантности в социальных отношениях: учебное пособие / Е. В. Кривцова. – Кемерово, 2014. – 123 с.
3. Соломатина, Е. Н., Социология конфликта: учебное пособие / Е. Н. Соломатина. – М.: Академический Проект: Альма Матер, 2011. – 198 с.
б) дополнительная литература:
1. Дмитриев, А. В. Миграция: конфликт, безопасность, сотрудничество / А. В. Дмитриев, В. И. Жуков, Г. А. Пядухов.– М. : Изд-во Российского гос. соц. ун-та , 2009. – 353 с.
2. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов. – М.: Питер Пресс, 2009. – 379 с.
3. Прошанов, С. П. Социология конфликта в России: История, теория, современность / С. П. Прошанов. – М. 2008. – 232 с.
4. Степанов, Е. И., Современная конфликтология. Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: учеб. пособие / Е. И Степанов. – М.: URSS, 2008. – 172 с.
в) литература для самостоятельной работы:
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник / А. Я. Анцупов, А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — М.: ЮНИТИ, 2000. – 551с.
2. Афанасьев, В. В. Современные локальные конфликты / В. В. Афанасьев // Вестник МГУ. Серия 18, Социология и политология. — 2014. — N 1. — С. 142-151.
3. Вишнякова, Н. Ф. Конфликтология: учеб.пособие / Н. Ф. Вишнякова. – Минск: Университетское, 2000. – 246 с.
4. Волков, Б. С. Конфликтология: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проект: Альма Матер, 2006. — 383 с.
5.Громова, О. Н. Конфликтология: курс лекций / О.Н. Громова. – М.: ЭКМОС, 2000. – 319 c.
6. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социс. – 1994.– № 5. – С.
7. Дмитриев, А. В. Социальный конфликт: общее и особенное / А. В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2002. – 526 с.
8. Дмитриев, А. В. Конфликтология: учебное пособие / А. В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 318 с.
9. Зайцев, А. К. Социальный конфликт на предприятии / А. К. Зайцев. – Калуга, 1993.
10. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса: пособие для вузов / А. Г. Здравомыслов. — М.: Аспект Пресс, 1994. — 317 c.
11. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: учеб. пособие / А. Г. Здравомыслов. — 2-е изд., доп. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 320 c.
12. Зеленков М. Ю. Конфликтология. – М.: Дашков и К, 2012. – 324 с. – URL: http://e.lanbook.com/view/book/3947/page14/ (ЭБС «Лань»).
13. Зигерт, В. Руководство без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М., 1990.
14. Кибанов, А. Я. Конфликтология: учебник / А.Я. Кибанов [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 301 с.
15. Козер, Л. Функции социального конфликта: [перевод с англ. О. А. Назаровой] / Л. Козер. – М.: Идея-Пресс, 2000. –208 с.
16. Козырев, Г. И. «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях // Социологические исследования. – 2008. – № 1.
17. Козырев, Г. И. Об особенностях политического конфликта // Вестн. Моск. ун-та. Сер.12. Полит. науки. – 2007. — N 4. – С.68-79.
18. Козырев, Г. И. Жертва в социально-политическом конфликте: Монография – М., 2008.
19. Конфликтология / под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Изд-во «Лань», 1999. – 448 с.
20. Конфликтология: учебник / О.В. Аллахвердова; Ред. А.С. Кармин. — 4-е изд.,стер. — СПб.: Лань, 2001. — 443 c.
21. Конфликтология: Хрестоматия: учеб.-метод.пособие / сост. Н.И. Леонов, Ред. Д.И. Фельдштейн. — 2-е изд., стер. — М.: Воронеж: Моск.психолого-социальный ин-т: МОДЭК, 2003. — 303 c
22. Лебедева, М. М. Политическое урегулирование кнфликтов: Подходы, решения, технологии. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 272 с.
23. Левашова, А. В. Конфликты в современном мире / А. В. Левашова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 368 с.
24. Прошанов, С. П. Социальный конфликт в трудах российских социологов начала ХХ века // Социс. – 2007.– № 12.– С. 115-120.
25. Шейнов, В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В. П. Шейнов. – М.: Прогресс, 1997. – 246 с.
26. Решетникова, К. В. Теоретико-методологические основы типологии позиционных конфликтов / К.В. Решетникова // Социс. – 2003.– № 7. – С. 70-76.
27. Решетникова, К. В. Методологические основы квалификации технологий управления организационными конфликтами / К.В. Решетникова // Социс. – 2008.– № 10 – С. 52-61.
28. Южанинов, К. М. Социология конфликта: конспект лекций по курсу / К. М. Южанинов. – Томск, 2002. – 122 с.
Журналы: «Социс», «Полис», «Конфликтология» и др.
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)
— сайт Международной ассоциации конфликтологов.
http://www.conflictology.spb.ru/ — сайт Санкт-Петербургских конфликтологов-практиков.
http://www.isras.ru/ — Институт социологии РАН, отделение «социология конфликтов», научные публикации по темам дисциплины
http://socis.isras.ru/ — журнал «Социологические исследования» статьи по социологии конфликтов
http://psychology.ru – научные статьи по конфликтологии
http://conflictology.ru/index.php/conflict – конфликтологический журнал, научные статьи по конфликтологии
–Центр разрешения конфликтов (по теме медиация).
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
На лекциях излагается основное содержание тем курса, даются методические указания по дальнейшей работе студента
На лекциях излагается основное содержание тем курса, даются методические указания по дальнейшей работе студента. Работа на семинарах и самостоятельная работа направлены на освоение отдельных тем курса, знакомство с литературой, выработку умений и навыков, указанных в требованиях к уровню освоения дисциплины.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Социология конфликтов», предусмотренная учебным планом в объеме свыше 70% общего количества часов. Основными видами и формами самостоятельной работы студентов по данной дисциплине являются:
— ознакомление с основной и дополнительной литературой;
— самоподготовка по вопросам;
— самостоятельное изучение указанных тем;
— написание эссе;
— выполнение практических заданий;
— разбор конкретных ситуаций;
— составление карты конфликта;
— подготовка к тестам.
Приступая к изучению материалов занятия, студенты вначале должны ознакомиться с методическими рекомендациями, литературой, первоисточниками по соответствующей теме. В планах семинарских занятий предложен круг вопросов, заданий и тем эссе, который подобран так, чтобы было по частям раскрыто содержание темы в целом. Вместе с тем, вопросы и задания направляют студентов на творческий подход к освоению дисциплины.
Наиболее распространенной формой самостоятельной работы студентов является чтение основной и дополнительной литературы по курсу, конспектирование и заучивание материала. Во время чтения материала по той или иной теме необходимо обратить внимание на содержание основных понятий, категорий и терминов, употребляемых в данной дисциплине. Их определение в различной литературе может быть различным. Вчитываясь внимательно и размышляя над тем или иным определением понятия, категории, термина можно заметить, что определение предлагает особый срез видения проблемы. Плюрализм содержания понятий, категорий и терминов стоит учитывать и по возможности при ответе обращать на это внимание, давая сравнительный анализ различий и сходства определений и представлений о каком-либо общественном явлении.
— Процесс изучения учебной, научной, методической литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и конспектирования. Конспекты бывают нескольких видов:
— 1. Плановый конспект – конспект книги по ее содержанию: разделам, главам и параграфам. Такой конспект полностью отражает структуру книги.
— 2. Свободный конспект – конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов.
— 3. Текстуальный конспект – конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей.
— 4. Тематический конспект – конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.
— Конспект должен последовательно и логично отражать взаимосвязь важнейших суждений и позиций автора или авторов, отражать основную суть конспектируемой темы курса. Составленный конспект поможет в запоминании прочтенного материала. Рекомендуется основные понятия темы выучить наизусть. Выученные понятия и категории позволят легко ориентироваться в теме и принимать активное участие в обсуждении ее на семинарских занятиях.
В процессе изучения данной дисциплины учитывается посещаемость лекций, оценивается активность студентов на семинарских занятиях, а также качество и своевременность подготовки теоретических материалов, творческих заданий и презентаций эссе, выполнение тестовых заданий. Так как большая часть учебной нагрузки по дисциплине является самостоятельная работа студента, то проводится индивидуальный зачёт по предложенным вопросам. Студент, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и навыками по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии вопроса студенту предлагается повторная подготовка и перезачёт.
Подготовка эссе. Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).
Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Формы эссе могут быть различными. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т. д. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Структура эссе включает в себя: вступление, где ставится проблема, мысли автора по проблеме в форме кратких тезисов, подкрепление каждого тезиса доказательствами (аргументами), заключение, в котором резюмируется мнение автора.
Для освоения дисциплины необходимо выполнение практических заданий. Некоторые задания рассчитаны на индивидуальную работу студентов, некоторые на групповую.
Составление карты конфликта. Студенты самостоятельно выбирают пример социального конфликта (из СМИ, художественной литературы, художественных или документальных фильмов, из собственной практики) и в графической (или табличной форме) отображают составляющие элементы конфликта, последовательно анализируя поведения участников конфликтного взаимодействия, формулирование основной проблемы, цели участников, основные этапы, способы устранения причин, приведших к конфликту и т. д. по предложенной схеме. Технология картографии конфликта позволяет продемонстрировать умения и навыки анализа конфликта, определения структуры и динамики конфликта, способов его разрешения и профилактики. Для примера можно использовать: А. В. Дмитриев Социальный конфликт: общее и особенное. – М., 2002. – С. 262-268 (разбор с конфликтологической точки зрения произведения Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
1) посещать все занятия, т. к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения;
2) все рассматриваемые на семинарских занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь;
3) обязательно выполнять все домашние задания; Отсутствие на семинарских занятиях не освобождает студента от выполнения домашнего задания. Выполненные задания необходимо предоставить преподавателю в письменном виде;
4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т. к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому студенту;
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
Набор слайдов;
Электронные образцы документов
Программы, обеспечивающие доступ в сеть Интернет (например, «Google chrome»);
Программы для демонстрации и создания презентаций (например, «Microsoft PowerPoint»);