Степень нарушения межфункциональных связей(в частности, межполушарных) и иерархических координации.

Как указывал Л. С. Вы­готский, развитие представляет собой не столько измене­ния в параметрах работы отдельных функций (например, увеличение словаря или объема запоминания), сколько из­менение отношений между разными функциями. Измене­ние в параметрах работы отдельных функций рассматривалось Л.С. Выготским как феномен роста.

В современной психологии принято выделять три типа межфункциональных связей. Первый тип — временной независимости функ­ций, характерный для ранних периодов онтогенеза. Вто­рой — ассоциативный, в основе которого лежат появления целостных межфункциональных комплексов на основе про­странственно-временной близости. Наконец, третий тип — иерархический. Для него характерна многоуровневая струк­тура, при которой одни функции подчинены другим. Такой тип связей обладает большой пластичностью и, как след­ствие, устойчивостью.

В случаях отклоняющего развития весьма часто наблюдаются нарушения в формировании межфункциональных связей. Отдельная функция может долгое время оставаться в изолированном положении, что замедляет и ее развитие, и развитие других функций. По существу, речь идет о нарушении процесса интеграции элементов психики. Вместе с тем, можно вполне обоснованно предположить, что причи­на замедления интеграционных процессов (т. е. процессов объединения, установления связей) кроется в соответству­ющем замедлении или незавершенности процессов диффе­ренциации (выделение той или иной функции в качестве самостоятельного новообразования).

Отставание в развитии никогда не носит равномерного харак­тера: при общем повреждении нервной системы в первую очередь чаще страдают те функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде и, следовательно, обладают наибольшей не­устойчивостью и ранимостью, затем функции, связанные с по­врежденной. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки явления регресса и более вероятны явления распада. По­этому профиль психического развития аномального ребенка часто будет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.

Дефекты зрения и слуха возникают вследствие повреждения или недоразвития периферических звеньев соответствующего ана­лизатора. При этом центральные отделы анализатора, корковые структуры, во многих случаях остаются сохранными, а изменение их функционирования может иметь вторичный характер, обус­ловленный депривацией (неупотреблением).

3 стр., 1422 слов

Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений ...

... воспитание ответственности и дисциплины, чувства собственного достоинства. Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений образования по организации индивидуальной профилактической работы с ... правосознания и правовой культуры; содействия интеллектуальному, духовному и нравственному развитию личности обучающихся в соответствии с интересами общества; пропаганды здорового ...

При двигательной па­тологии также могут диагностироваться локальные повреждения эфферентного (исполнительного) звена анализатора, при сохран­ном состоянии других отделов головного мозга.

При рассмотрении природы речевой патологии принято счи­тать, что во многих случаях оказываются затронутыми лишь спе­цифические речевые корковые зоны, а в целом деятельность моз­говых структур, обеспечивающих неречевые психические функ­ции, остается сохранной.

В то же время при психологическом изучении нарушений пси­хических функций у детей с разными формами локальной и сис­темной патологии неизменно обнаруживаются сходные с нормой общие закономерности развития, проявляющиеся в возрастной пе­риодизации развития психических функций. Эта периодизация, с одной стороны, обусловлена сроками биологического созревания областей коры и подкорковых образований головного мозга, их корково-подкорковых связей, с другой — характером и интенсивнос­тью воздействий окружающей среды, обусловливающих степень и характер возникающих недостатков развития психических функций.

Таким образом, В.М. Сорокин определяет отклоняющееся развитие  как обычное развитие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, пато­генный характер которых превышает компенсаторные воз­можности индивида. Вследствие этого устойчиво изменяютсяпараметры работы отдельных функций или систем на уровне микрогенеза психики. Последнее приводит к затруднениям ус­воения социально-исторического опыта в процессе общения и деятельности, что создает условия для замедления возраст­ного развития

5.    Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.

В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложенной В.В.Лебединским, лежат представления отечественных и зарубежных ученых (Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, Л.Каннер) об основных направлениях качественно несводимых друг к другу нарушений психического развития человека:

— ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или при­остановка всех сторон психического развития или преимуществен­но отдельных компонентов;

— дисфункция созревания связана с морфофункциональной воз­растной незрелостью центральной нервной системы и взаимодей­ствием незрелых структур и функций головного мозга с неблаго­приятными факторами внешней среды;

— поврежденное развитие — изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;

— асинхрония (искаженное развитие) — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сро­ков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.

5 стр., 2275 слов

Функции и строение головного мозга

... обучении новым навыкам. Эмбриональное развитие мозга является одним из ключей к пониманию его строения и функций. Головной мозг развивается из ростральной части нервной трубки. Большая часть головного мозга (95 %) является производной ...