Я группа
Слепые дети
В группе слепых детей выделяют следующие подгруппы:
Ø 1-я подгруппа.Дети, имеющие тотальную или абсолютную слепоту на оба глаза;
Ø 2-я подгруппа.Дети, имеющие частичную или парциальную слепоту:
• а) дети со светоощущением, что позволяет им различать свет и темноту;
• б) дети с остротой зрения 0,005–0,01, которая дает возможность различать контуры предметов;
• в) дети с остротой зрения от 0,02 до 0,04 на лучше видящем глазу при использовании коррекции, что позволяет ориентироваться при помощи зрения при ходьбе, различать на некотором расстоянии формы предметов, их величину и яркие цвета;
Ø 3-я подгруппа.Дети с сужением поля зрения до 5–10° при сохранности остроты зрения свыше 0,04. Такое сужение поля зрения не позволяет продуктивно использовать зрительный анализатор в процессе познания окружающего мира.
Слепые дифференцируются по временному параметру на две группы:
1) слепорожденные – лица, потерявшие зрение до становления речи, т.е. приблизительно до трех лет и не имеющие зрительных представлений;
2) ослепшие– лица, утратившие зрение в последующие периоды жизни и сохранившие в той или иной мере зрительные образы в памяти.
Более поздние нарушения зрения позволяют ослепшему использовать в познавательной деятельности уже сформировавшиеся ранее на основе зрения связи. В этом случае образуются иные опосредствованные системы связей при компенсации дефекта.
Обучение слепых детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха.
Во время занятий они пользуются тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля.
Дети с остротой зрения 0,02 и выше могут, насколько им позволяет зрение, овладеть при определенных условиях зрительным способом чтения и письма крупного плоскопечатного шрифта. Однако их остаточное зрение не является достаточно устойчивым и надежным. Для данной группы детей является обязательным овладение навыками тактильного, тактильно-зрительного, тактильно-слухового способа восприятия, умениями и навыками чтения и письма по Брайлю.
Я группа
Слабовидящие дети
В группе слабовидящих выделяют следующие подгруппы:
Ø 1-я подгруппа. Дети с глубоким слабовидением, которые имеют остроту зрения от 0,05 до 0,08, что позволяет им дистантно различать предметы в движении, воспринимать контуры предметов, цветовые оттенки, читать крупный, плоский шрифт, плоские контурные изображения, цветные иллюстрации, контрастные образы;
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... творчеством понимал процесс создания произведения искусства.[19] С точки зрения философии, творчество есть инстинктивно-интуитивная практическая деятельность человека, направленная ... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ...
Ø 2-я подгруппа. Слабовидящие детис остротой зрения от 0,09 до 0,2, которая дает возможность воспринимать учебный материал с помощью зрения в специально организованных условиях (при наличии специальных учебников, специального оборудования, повышенных нормативов освещенности и т.д.);
Ø 3-я подгруппа. Дети, имеющие прогрессирующее заболевание глази с остротой зрения 0,3–0,4 на лучше видящем глазу с использованием коррекции.
Этиология нарушений зрения:
Экзогенные факторы:
§ Инфекционные заболевания во время беременности (туберкулез, токсоплазмоз, болезни, нарушающие обмен веществ, интоксикации);
§ Патологии родов;
§ Постнатальные инфекции (менингит, опухоль мозга);
§ Вредные привычки.
Эндогенные факторы:
§ Наследственная предрасположенность;
§ Генетическая недостаточность органов зрения.
2. Сурдопсихология (от лат. surdus – глухой) –раздел специальной психологии, в котором рассматривается психическое развитие детей с недостатками слуха.
Предмет сурдопсихологии –изучение особенностей психофизического развития детей и взрослых с недостатками слуха, раскрытие закономерностей развития психических процессов и становления внутреннего мира человека в условиях недостаточного функционирования слухового анализатора.
Задачи сурдопсихологии:
q изучение закономерностей психического развития людей с нарушениями слуха;
q установление зависимости психического развития от степени, характера и времени возникновения нарушения слуха;
q определение путей компенсации недостатка слуха;
q обоснование и разработка психологических оснований эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с недостатками слуха;
q изучение особенностей развития личности людей с нарушениями слуха и разработка направлений социально-педагогической работы, способствующих их оптимальному психическому развитию и интеграции в общество.
Медицинская классификация нарушений слуха у детей (Л.В.Нейману)
Нарушение слуха диагностируется по возможности человека воспринимать звуки определенной частоты и силы.
Первый критерий – частота звука. Диапазон частот разговорной речи находится в пределах от 500 до 3500 Гц (колебаний в секунду).
Если нарушение слуха не позволяет воспринимать эти диапазоны, то это означает, что восприятие разговорной речи невозможно.
Второй критерий – сила звука. Разные звуки имеют разную силу звучания, которая измеряется в децибелах (дБ).
При потере слуха более 80 дБ наступает глухота, при частичном нарушении (тугоухости) отмечается потеря от 15 до 80 дБ. Степени тугоухости устанавливаются в зависимости от средней арифметической потери слуха в области речевого диапазона частот.
Концепции одарённости и её развития
... концептуальные положения белорусских учёных относительно одарённости и её развития. Особенности развития одарённых детей Факторы развития и проявления одарённости. Одарённость как проблема генотипической и ... компонент музыкального слуха (ладовое чувство) как ядро музыкальности (по Б.М. Теплову). Возраст с 2 - 2,5 до 11 - 13 лет как период сензитивный для развития музыкальных способностей ...
Психолого-педагогические критерии классификации лиц с нарушениями слуха (Р.М. Боскис)
ü степень потери слуха
ü время возникновения нарушения слуха
ü уровень развития речи
Опираясь на предложенные критерии, выделяют следующие группы детей с нарушениями слуха:
Я группа
Глухие дети
Дети, слух которых не может служить основой самостоятельного овладения речью.
Обычно это дети, родившиеся с глубокими нарушениями слуха, или ранооглохшие, потерявшие слух в раннем возрасте до начала речевого развития или на ранних его этапах (до 3 лет).
Глухие дети не воспринимают звуки силой менее 70 – 80 Дб, и это лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.
Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения. Если глухих детей не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми (глухонемыми).
У большинства глухих детей имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 – 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно глухие лучше слышат низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие (выше 2000 Гц) (Т.В. Розанова).
Я группа
Позднооглохшие дети
Дети, потерявшие слух в том возрасте, когда они уже владели речью и сумели ее сохранить.
Р.М. Боскис предлагает называть таких детей «глухими, сохранившими речь». У позднооглохших детей могут наблюдаться разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, так как при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться.
Дети, входящие в эту группу, имеют опыт и навыки словесного общения, и это играет существенную роль. В том случае, когда глухой ребенок сохранил в той или иной степени речевой запас и продолжает в какой-то мере осмысливать окружающую его действительность с помощью словесных обобщений, его развитие более сходно с развитием слышащих детей, чем ранооглохших. Это сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений (Р.М. Боскис).
Я группа
Слабослышащие дети
Дети с неполноценной речью вследствие слухового дефекта.
В эту группу входят дети, существенно различающиеся по возможностям слухового восприятия, но все они способны к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи имеющегося слуха.
Среди слабослышащих выделяют детей с разной степенью тугоухости (слабослышания):
1) легкая степень тугоухости, при которой шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 – 6 м от уха, а разговорная – на расстоянии 6 – 8 м;
Устная форма речи
... сам автор. Это обусловливает точность и правильность письменной формы речи. Устная форма речи Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Способность ... значение имеют порядок слов, строгая последовательность, стройность в изложении мыслей. Письменную форму речи отличает предварительное обдумывание высказываний, редакторская обработка текста, которую может выполнить и ...
2) умеренная степень тугоухости, при которой шепотная речь воспринимается на расстоянии 1– 3 м от уха, а разговорная – на расстоянии 4 – 6 м;
3) значительная степень тугоухости, при которой шепотная речь воспринимается на расстоянии 1 м от уха, а разговорная – на расстоянии 2 – 4 м;
4) тяжелая степень тугоухости, при которой шепотная речь воспринимается на расстоянии 0,5 м от уха, а разговорная – на расстоянии до 2 м;
Этиология нарушений слуха:
Экзогенные факторы:
§ Инфекционные заболевания во время беременности (краснуха, корь, грипп и т.д.);
§ Врожденные заболевания (сифилис, токсоплазмоз);
§ Постнатальные инфекции (корь, скарлатина, менингит, отит);
§ Вредные привычки.
Эндогенные факторы:
§ Наследственная предрасположенность;
§ Генетическая недостаточность органов слуха.
3.ДЦП – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга, и характеризующееся двигательными расстройствами, а также расстройства-ми психоречевых функций.
Этиология ДЦП:
·воздействие токсических факторов в пренатальный период (инфекции — грипп, краснуха, токсоплазмоз);
·соматические и эндогенные заболевания матери (врожденные пороки сердца, сахарный диабет и др);
·иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, системе ABO и другим антигенам);
·вредные привычки матери;
·асфиксии новорожденных;
·родовая травма;
·нейроинфекции постнатального периода (менингиты, менингоэнцефалиты различной этиологии).
Классификация ДЦП по К. А. Семеновой:
1.Спастическая диплегия (болезнь Литтла)
Самая частая форма. Имеет место двустороннее, иногда асимметричное поражение или недоразвитие центрального двигательного нейрона.
Двигательные нарушения-тетрапарез (поражены руки и ноги), нижние конечности поражены в значительно большей степени.
Основной признак — повышение мышечного тонуса в конечностях с ограничением силы и объема движений в сочетании с сохраняющимися тоническими рефлексами.
Тяжесть речевых, психических и двигательных расстройств варьируется в широких пределах, это связано с временем и силой воздействия вредных факторов.
2.Двойная гемиплегия
Самая тяжелая форма ДЦП. Тотальное поражение мозга, прежде всего больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах, либо руки поражены сильнее. Клинические проявления — преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов.
3.Гемипаретическая форма ДЦП
Она характеризуется односторонним поражением одноименных (левых или правых) конечностей (руки и ноги).Имеет место поражение преимущественно одного полушария, его корковых отделов и ближайших подкорковых ядер. Нарушение корковых функций одного из полушарий проявляется в виде гемипареза. Эти дети обучаемы.
4.Гиперкинетическая форма ДЦП
Эта форма связана с поражениями подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений — гиперкинезов. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при волнении, а также при утомлении и при попытках выполнения любого двигательного акта.
Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве
... возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это ... довольно размытые границы: включало такие неоднородные моменты взаимодействия матери с ребенком, как кормление грудью, физический уход, осуществление ... и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости ...
В 60-70% случаев дети обучаются самостоятельно ходить, однако произвольная двигательная активность, особенно тонкая моторика, в значительной степени нарушены.
5.Атонически-астатическая форма ДЦП
Имеет место поражение мозжечка и лобных отделов мозга.
Двигательная патология: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).