КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ 3

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ

УТВЕРЖДАЮ  
Директор филиала
Хохрина Зоя Васильевна ______________________________
«_____»_________________20___г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

Направление подготовки (Специальность) :37.03.01 Психология

Профиль подготовки:Психология здоровья

Уровень подготовки:Бакалавр

Форма обучения:заочная

 

Рекомендовано Ученым советом филиала ОАНО ВО «МПСУ» в г. Красноярске (протокол № ___ от20_____г.) Одобрено кафедрой «Логопедии и психологии» (протокол № _____ от ______________ 20_____ г.) Зав.кафедрой ________________________________

КРАСНОЯРСК – 2015

Автор-составитель____________________________________________

Программа выполнена на кафедре «Логопедии и психологии»

и предназначена для подготовки студентов направления 37.03.01

Психология

Программа включает в себя цели дисциплины, определяет место дисциплины в структуре ОП бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, содержание дисциплины, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Рецензент____________________________________________________


Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) Психология аномальной личности являются ознакомление студентов с:

— с междисциплинарным характером психологии личности (на стыке философии, гуманитарных и естественных наук);

— с основными подходами к определению нормы и патологии в медико-психологическом дискурсе;

— с пониманием личности как совокупности нормальных и патологических черт в различных направлениях психологии (психоанализ, поведенческая, гуманистическая, культурно-историческая психология);

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Психология аномальной личности» относится к циклу ООП БЗ.В («Профессиональный цикл», вариативная часть).

Следует за циклом дисциплин по Общей психологии, Психологии личности, Введением в клиническую психологию, Основами патопсихологии. Предваряет производственную практику.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Психология аномальной личности».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность и готовность к:

пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возраста, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

теорию и методологию психологии личности;

основные подходы к определению нормы и патологии личности;

основные подходы к коррекции аномальной личности

 

Уметь:

проводить диагностику личности, в т.ч. аномальной

составлять психологическое заключение по итогам обследования личности

 

 

Владеть:

методами личностной психодиагностики;

навыками установления контакта с людьми, имеющими проблемы личностного функционирования;

навыками взаимодействия со специалистами-смежниками (врачи, педагоги)

Структура и содержание дисциплины (модуля) Психология аномальной личности

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Заочная форма обучения (срок обучения 4 года)

№ п/п Разделы и темы дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
ВСЕГО Из них аудиторные занятия Самостоятельная работа Контрольная работа Курсовая работа
Лекции Практикум Лаборатор Практическ.занятия /семинары Интерактив
Проблема личности как интегральная для наук о человеке.            
Соотношения понятия нормы и образа человека. Эксплицитные и имплицитные формы представления о норме в психологии.         Контрольная работа
Психоанализ как пример клинического представления о личности. Культурно-исторические предпосылки возникновения, философские и мировоззренческие основания.          
Понимание нормы в поведенческой психологии. Культурно-исторические и философские основания.         Контрольная работа
Понимание нормы в отечественной психологии личности.         Обсуждение рефератов
Психологическая коррекция аномальной личности           Контрольная работа
  ИТОГО   +   АКР, Экзамен

 

 

Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе СПО)

№ п/п Разделы и темы дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
ВСЕГО Из них аудиторные занятия Самостоятельная работа Контрольная работа Курсовая работа
Лекции Практикум Лаборатор Практическ.занятия /семинары Интерактив
Проблема личности как интегральная для наук о человеке.          
Соотношения понятия нормы и образа человека. Эксплицитные и имплицитные формы представления о норме в психологии.         Контрольная работа
Психоанализ как пример клинического представления о личности. Культурно-исторические предпосылки возникновения, философские и мировоззренческие основания.          
Понимание нормы в поведенческой психологии. Культурно-исторические и философские основания.         Контрольная работа
Понимание нормы в отечественной психологии личности.           Обсуждение рефератов
Психологическая коррекция аномальной личности           Контрольная работа
  ИТОГО   +   АКР, Экзамен

 

Содержание дисциплины:

Наименование раздела Содержание
Проблема личности как интегральная для наук о человеке. На вопрос о том, где именно с треугольнике наук находится психология, Ж. Пиаже дал ответ “посередине”. Таким образом, предполагается, что психолог должен знать все три научных “угла” одинаково хорошо, что, в свою очередь, предполагает высокий уровень образованности. Такой уровень может предоставить, по всей видимости, только университет. Психология, таким образом, является посредником между тремя научными сферами; но как и любой посредник, она склонна искажать передаваемое. Экспериментальная психология появилась, когда психология ушла из философского “угла”, оторвавшись от этики и метафизики. Но поскольку необходимо стало считаться с естественнонаучным отражением реальности, понятие “души” ушло; его заменило понятие психики. Душа – метафизическое понятие.
Соотношения понятия нормы и образа человека. Эксплицитные и имплицитные формы представления о норме в психологии. ¨ [Статистический критерий (быть таким, как большинство) ¨ Адаптационный, гомеостатический критерий (главное – хорошая приспособляемость, уравновешенность со средой) – из физиологии ¨ Негативный критерий (пока явно не болен, то здоров) – из медицины ¨ Культурный релятивизм: о норме и патологии можно судить только на основании соотнесения особенностей культуры социальных групп ¨ Экзистенциальный подход: психически больные – жертвы общества. “Антипсихиатрия”. ¨ Описательные критерии психического здоровья: какими свойствами должна обладать здоровая личность? Рассматривается то позитивное, что несёт в себе здоровая личность. Здоровая личность как состояние, полнота. Ненаучный подход. ¨ Бихевиоризм: приспособление, гомеостаз со средой. ¨ В психоанализе не усматривалось отличие невротической личности от нормальной. Свойства мотивации невротика распространялись на всех. ¨ Гуманистический подход: обобщение качеств выдающихся личностей. Указание вершины без указания пути. ]3
Психоанализ как пример клинического представления о личности. Культурно-исторические предпосылки возникновения, философские и мировоззренческие основания. Отличительные особенности любой клинической теории: ¨ Клиническая теория подразумевает клиническую практику, т.е. тесное взаимодействие с предметом этой теории ¨ Объект не может быть описан раз и навсегда. Объект постоянно меняется. Его фиксация – это описание его движения. ¨ Клиническая теория метафорична, антиномична. Без метафор теория выхолащивается. ¨ Главным инструментом построения теории является теоретик, личность.  
Понимание нормы в поведенческой психологии. Культурно-исторические и философские основания. Под нормальностью понимается приспособляемость, адаптивность, стремление (по аналогии с биологическими системами) к гомеостазу со средой. Эта проблема не стояла в качестве самостоятельной и требующей изучения для бихевиоризма. Теория, которая могла возникнуть только в прагматичных Штатах. Крайняя форма позитивизма, прагматизм, отрицание метафизики. “Философия без философии”. Мифы, сравнения, метафоры признавались ненаучными. Личность не была проблемой бихевиоризма; сознание не изучалось. Центральное понятие: научение. Поведенческая терапия – когда есть сложности с поведением, работа с уровнем внутренней мотивации через навыки. Попытка сделать из психологии науку в чистом виде. Редукция личности. В ряде моментов бихевиоризм действительно эффективен и правомерен, но нельзя распространять. Сложность экспортирования бихевиоризма: это американское направление.
Понимание нормы в отечественной психологии личности.   До революции и после – физиологический, естественно-научный период психологии в России. Психология пока не доходиа до “вершинных” проблем (по Л.С. Выготскому).

“Человека забыли”. Л.С. Выготский стремился к построению вершинной, акмеистической психологии. Вся история российской психологии связана с идеологией. Отечественной психологии был навязан вопрос о формировании нового человека. А.Н.Леонтьев даёт критерии развитой личности: 1. широта основания личности (широта интересов) 2. степень иерархизации мотивов (одновершинная пирамида – двувершинная иерархия – многовершинная иерархия) 3. соотношение иерархиимотивов с пространством действительности. (Скупой рыцарь: нет соотношения с действительностью).

Т.о., норма у автора – расширение основания личности, участие в иерархизации мотивов и соотнесённость с действительностью. С.Л. Рубинштейн: Для поисков общих критериев нормы необходимо найти такую сферу, относительно которой психология предстанет как частная, нижележащая по уровню область, обретающая через неё смысл и назначение, а поэтому и критерий общей оценки того, чем она занимается. Речь в данном случае идёт о философии, о философской концепции человека. За проблемой психического встаёт другая – о месте не психического, не сознания только как такового во взаимосвязи явлений материального мира, а о месте человека в мире, в жизни.

Психологическая коррекция аномальной личности Техники и методы классического психоанализа: а) свободные ассоциации: сниженная сенсорная активность клиента дает ему свободу для выражения подавленных мыслей и чувств. При этом психоаналитик уделяет внимание сгущению (совмещение различных понятийных рядов) и смещению (выдвижение незначительных деталей на первый план).

б) Это особенно актуально при анализе сновидений — другой техники анализа. При этом возникает сопротивление — сила, преграждающая бессознательному путь в сознание. При выходе подавленного в сознание возникают болезненные переживания и = > сопротивление. Интерпретация сновидений предполагает понимание скрытых в сновидениях мыслей, которые маскируются в процессе «работы сна». При этом важна подготовка клиентов (Фрейд) — повышение внимания к психическому восприятию и отказ от критики. Логотерапия (В. Франкл).Ее цель — помогать клиентам искать смысл. Стремление к смыслу — первичная мотивационная сила. Поиск смысла включает и сознательную деятельность и установление духовного контакта с духовным бессознательным (в нем находятся истоки сознания).

Человеческая свобода — «свобода для» принятия ответственности за осуществление смысла. Самотрансценденция, в рамках которой люди добираются до смысла вне себя — важная черта существования. Источники смысла — работа, любовь, страдание, прошлое и сверхсмысл. Экзистенциальное консультирование (Р. Мэй, И. Ялом) -динамическая теория, в которой главный акцент делается на противостоянии клиентов универсальным экзистенциальным беспокойствам. Экзистенеция — активный процесс, приводящий в итоге к чему-то значимому. На протяжении жизни между собой сталкиваются 4 экзистенциальных предельных беспокойства: смерть, свобода, изоляция, бессмысленность. Целью когнитивного консультирования (по А. Бэк) является «побуждение заново к действию системы проверки реальности». Терапевт учит пациентов самим корректировать дефекты когнитивной обработки и подкреплять предположения, позволяющие им справляться с ситуацией. К

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Примерная тематика рефератов и контрольных работ:

1. Методология исследования здоровья личности.

2. Психология аномальной личности.

3. Сравнительная характеристика поведенческих феноменов.

4. Психология здоровой и аномальной личности.

5. Психотерапия, психокоррекция и реабилитация личности.

6. Психология девиантного поведения подростков.

7. Охрана психического здоровья как функция клинического психолога.

8. Особенности личности при психопатиях.

9. Основные приемы исследования аномалий личности.

10. Человек страдающий: пути психологической помощи.

11. Профессиональный стресс и профессиональная деформация личности.

12. Пути решения проблемы нормы и патологии в клинической психологии.

13. Психологическая помощь при посттравматическом стрессе.

14. Психофизиология здоровой и аномальной личности.

15. Психокоррекция личности: «подводные камни».

 

Вопросы к экзамену:

1. Акцентуированные черты личности (К. Леонгард).

2. Демонстративный тип акцентуации личности (К. Леонгард).

3. Педантичный тип акцентуации личности (К. Леонгард)

4. Застревающий тип акцентуации личности (К. Леонгард).

5. Возбудимый тип акцентуации личности (К. Леонгард).

6. Гипертимический тин акцентуации личности (К. Леонгард).

7. Дистимический тип акцентуации личности (К. Леонгард).

8. Аффективно-лабильный тип акцентуации личности (К. Леонгард).

9. Аффективно-экзальтированный тип акцентуации личности (К. Леонгард).

10. Тревожный тип акцентуации личности (К. Леонгард).

11. Эмотивный тип акцентуации личности (К. Леонгард).

12. Эктравертированпый тип акцентуации личности (К. Леонгард)

13. Интравертированный тип акцентуации личности (К. Леон гард)

14. Общая характеристика понятия «акцентуации характера» (A.Е. Личко).

15. Гипертимный тип акцентуации (А.Е. Личко).

16. Циклоидный тип акцентуации (А.Е. Личко).

17. Лабильный тип акцентуации (А.Е. Личко).

18. Астено-невротический тип акцентуации (А.Е. Личко).

19. Сенситивный тип акцентуации (А.Е. Личко).

20. Психастенический тип акцентуации (А.Е. Личко).

21. Шизоидный тип акцентуации (А.Е. Личко).

22. Эпилептоидный тип акцентуации (А.Е. Личко).

23. Истероидный тип акцентуации (А.Е. Личко).

24. Неустойчивый тип акцентуации (А.Е. Личко).

25. Конформный тип акцентуации (А.Е. Личко).

26. Конституционально-психотипологический личностный континуум (акцентуации — пограничная аномальная личность — психопатии).

27. Пограничная аномальная личность, общая характеристика, критерии дифференциации.

28. Пограничная аномальная личность, шизоидный вариант.

29. Пограничная аномальная личность, эпилептоидный вариант.

30. Пограничная аномальная личность, истероидный вариант.

31. Пограничная аномальная личность, циклоидный вариант.

32. Специфические расстройства личности, диагностические критерии, классификация.

33. Классификация психопатий: ядерные (по Ганнушкину), краевые (по Кербикову).

34. Статика и динамика психопатий (П.Б. Ганнушкин).

35. Параноидное расстройство личности, диагностические критерии.

36. Шизоидное расстройство личности, диагностические критерии

37. Диссоциальное расстройство личности, диагностические критерии.

38. Эмоционально неустойчивое расстройство личности, классификация, диагностические критерии.

39. Истерическое расстройство личности, диагностические критерии.

40. Ананкастное расстройство личности, диагностические критерии.

41. Тревожное (уклоняющееся, избегающее) расстройство личности, диагностические критерии

42. Расстройство типа зависимой личности, диагностические критерии.

43. Расстройство личности органической этиологии, диагностические критерии.

44. Расстройство личности в связи с травмой головного мозга, диагностические критерии.

45. Расстройство личности в связи с сосудистым заболеванием головного мозга, диагностические критерии.

46. Расстройство личности в связи с эпилепсией, диагностические критерии.

47. Расстройство личности в связи с опухолью головного мозга, диагностические критерии.

48. Стойкое изменение личности после переживания катастрофы, диагностические критерии (посттравматическое развитие личности).

49. Стойкое изменение личности после психического заболевания, диагностические критерии.

50. Патохарактерологическое развитие личности (краевая психопатия).

51. Невротическое развитие личности (краевая психопатия).

52. Психогенное развитие личности (краевая психопатия).

53. Постреактивное развитие личности (краевая психопатия).

54. Психосоматическое развитие личности (краевая психопатия).

55. Ипохондрическое развитие личности (краевая психопатия).

Паранойяльное развитие личности (краевая психопатия).

Задания для самостоятельной работы:

1. Перевод в электронную форму (сканирование, форматирование, вычитка) монографической работы или сборника статей по психологии аномальной личности объемом не менее 150 стр.

2. Представление пакета статистических данных (таблиц, графиков) по одной или нескольким темам курса «Психология аномальной личности» (результаты психодиагностического исследования группы испытуемых и т.д.).

3. Написание комментария (аналитического обзора) к пакету статистических таблиц, графиков по курсу «Психология аномальной личности».

4. Представление материалов в фонд исследований кафедры клинической психологии (например, отчета о психодиагностическом исследовании, проведенном при помощи методов исследования личности, выполненном по проблематике курса).

5. Разработка Web-страницы по одной из тем психологии аномальной личности.

6. Разработка Web-страницы, посвященной теоретической проблеме или жизни и творчеству выдающегося ученого в области психологии аномальной личности.

7. Разработка доклада по одной из тем или проблем психологии аномальной личности форме электронной презентации Microsoft PowerPoint.

8. Разработка учебной игры по психологии аномальной личности.

9. Создание графических иллюстраций (рисунков, картин, компьютерной графики) по курсу психологии аномальной личности.

10. Подготовка серии задач или ситуаций (не менее 5) по психологии аномальной личности.

11. Представление видеодокумента или видеосюжета психодиагностического исследования «аномальной личности» с помощью проективных методов.

12. Подборка серии портретов ученых в области психологии аномальной личности с их краткими биографиями.

13. Организация дискуссии (диспута) по проблемам психологии аномальной личности (коллективное творческое задание).

14. Проведение учебного семинара по проблемам психологии аномальной личности (коллективное творческое задание).

 

 

Задания/вопросы для аудиторной контрольной работы (для заочной формы обучения):

1. Основные подходы к определению понятия “личность”.

2. Многомерность феноменологии личности.

3. Представление о человеке в различных направлениях философии.

4. Основы системного подхода к человеку.

5. Краткий очерк развития теорий личности.

6. Представления о личности в концепции У. Джеймса.

7. Представления о личности в классическом психоанализе.

8. Представления о личности в “индивидуальной психологии” А.Адлера.

9. Представления о личности в “аналитической психологии” К.Юнга.

10. Представления о личности в концепции К.Хорни.

11. Представления о личности в концепции Э.Фромма.

12. Представления о личности в концепции Г.Салливена.

13. Представления о личности в персонологии Г.Мюррея.

14. Представления о личности в концепции Г.Олпорта.

15. Представления о личности в “теории поля” К.Левина.

16. Представления о личности в экзистенциальном анализе.

17. Представления о личности в концепции А.Маслоу.

18. Представления о личности в концепции К.Роджерса.

19. Представления о личности в концепции “личностных конструктов” Дж.Келли.

20.Представления о личности в бихевиористических концепциях.