Конфуцианство и легизм

Предмет истории политических и правовых учений. Метод истории политических и правовых учений.

Несколько точек зрения о предмете:

— предметом ИППУ явл история возникн и развития теоритических представлений о праве, политике, гос-ве.

— ИППУ – это история мыследеятельности в сфере политики, права гос-ва.

— предметом ИППУ считают закономерности генезиса и эволюции полит и прав идей.

Юридич мирровоз-ние – умение анализировать факты и события, с точки зрения права, прав ценностей, возм-тей права как соврем регулятора.

Методы ИППУ:

структурно-системный метод – означает, что в каждом пол.прав учении необх различать 3 взаимосвязанных структурных элементов:

1)это логическая основа ППУ: — рациональная основа(стремление ученого философа построить свою теорию, отталкиваясь от рацион соображений); — религиозн учение; — мифологическ учение; — филосовские учения.

классич исторический метод – древний мир-средние века-возрождение рефор-ции-новое время-новейшее время.

портретный подход – доктрины, идеи, учения, создавались выдающимися людьми эпохи.

индукции, дедукции

анализ, синтез.

Политико-правовая мысль Древнего Египта.

В 4-3 вв. до н. э. в ДЕ складывается «40 номов», или областей. Основанием нома служило племя. Во главе нома стоял «царь», он же верховный жрец. Сначала возникают два отдельных царства — Верхний Египет и Нижний Египет. 30-28 вв. до н. э. — они насильственно объединяются фараоном Нармером. В ДЕ спр-сть и правосудие олицетворяла богиня Маат, ее жрецами явл. суд-е чиновники(фараон, жрецы, чиновники).

Все сущ-ие правовые нормы должны были соответствовать Маат. Только справедливое поведение по земной жизни помогало египтянину добиться милости богов в загробной жизни. В Древнем Египте не было жесткого кастового деления общества, как, например, в Индии. Теологическая концепц. власти была единственно сущ-ей, она доводилась до всего общества чиновниками и жрецами, заинтересованными в сохранении и укреплении своей власти.

Конфуцианство и легизм.

Основными направлениями полит прав мысли традиционно рассматрив-ся конфуцианство и леггизм.

Основателем конфуцианства явл.философ – конфуций(551дон.э. – 479до н.э)

Девиз: «Я – верю в древность». Конфуций считал, что общество состоит из 2 больших групп людей:

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

... варианты методик, основывающихся на регистрации кожно-гальванической реактивности. Наибольшее распространение полу­чил психофизиологический метод в виде модификации ассоциативно­го эксперимента, заключающийся в применении словесных раздражи­телей, ...

— правящих

— управляемых(подчиненных)

С точки зрения Конфуция – править должны только те, кто умеет это делать. Критерий — умение, навыки, знания, нравств-ть, моральные качества.

Большое значение Конфуций придавал ритуалам (то что помогает сохранить обычаи и традиц)

Конф-во и Конфуции, как его правитель, отдавал предпочтение нравств нормам.

Леггисты или законники выступали с критикой Конфуция и его идей. Леггисты предлагали использ жестокие законы в управлении. Они считали, что с помощью закона можно добиться управляемости. Закон должен быть – ясным понятным и свободным для чтения.

Учение Платона о государстве и праве

Платон (427г до н.э. – 347г до н.э.)

Основные сочинения Платона: Госуд-во, Законы, Политик.

Идеи правят миром

Идеальное гос-во – может быть посторено и достигнуто.

В 1ом произв-нии – разработан первый проект идеального гос-ва. В этом проекте платон проводит мысль о том, что в человеке существует три начала: разумное начало, яростное начало, вожделеющее начало. Каждому из них в обществе соответ-т сословие, так, разумное начало – представлено сословием философов, яростное – это воины, вожделеющее – ремесленники, земледельцы. Править – должны философы.

Во 2ом произ-нии – предложил еще один проект идеал гос-ва. В этом гос-ве – 5040 граждан получают земельн участок на праве пожизненного наследия владения.

Существует 4 разряда населения по имущ.признаку.

Проблема законов – Платон ставит в этом произведении проблему соотношения власти и закона. Платон предлагает различать 2 вида гос.устройства:

— где правители стоят над законами

— где законы стоят над правителями.

Платон рассуждал: «я вижу близкую гибель того гос-ва, где законы не имеют силы над правителями».

Платон считал наилучшей формой гос-ва – смешанную, где есть демокр, аристокр, и тимократия.

6. Учение Аристотеля о государстве и праве.

Аристотель (384г до н.э. – 322г до н.э.)

Основные произ-ния:

— политика

— афинская полития

— никомахова этика

Новый момент – Аристот попытался осущ-ть сравнение, анализ, более чем 150 известных к тому времени полит прав устройств.

2 момент – в отличие от предшеств-в он мало был мало озадачен созданием нов.гос-в, он стремился понять существ-щие устройства.

Человек – существо общественное. 1ая форма общения – семья. Несколько семей – создают селения из союза и селений – возн.гос-ва.

Согл Аристот, гос-во возникает естест историческим путем, но гос-во, относ-но поздний союз людей, раньше – возникает семья. Гос-ва существуют для достижения благой или счастливой жизни.

Аристот различал правильные и неправил формы гос-ва:

Правильные – монархия, аристокр, полития.

Неправил – тирания, алигархия, демократия.

Критерии класс-ции: кол-во правящих и цель правления.

Наилучшая форма – полития: кол-во граждан небольшое, мален тер-рия. Большинство населения должно принадлеж к среднему классу, т.е. не должно быть много богатых и бедных – это обеспечит стабил-ть и устойч-ть гос-ва.

Закон – это уравновешенный разум.

Право – бывает естественным(законы природы) или позитвным(то что созд-ся человеком)

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... совершать любые не противоречащие закону сделки; избирать место жительства; иметь права автора произведений науки, литературы ... могут: иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица; ...

Заслуга – то что он первым начал рассуждать о справед-ти с теорит точки зрения – это важнейшее качество, добродетель, в ней есть все. Сущес-ет 2 вида справ-ти: распределяющая и уравнивающая.

Учение Полибия о государстве и праве

Полибий (210—128 до н.э.) — греческий мыслитель, историк.

Основная работа: «Всеобщая история» в 40 книгах.

Учение стоиков оказало заметное влияние и на взгляды Полибия.

Воззрения Полибия отражены в его знаменитом труде «История в сорока книгах». В центре исследования Полибия – путь Рима к господству над всем Средиземноморьем.

Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по «закону природы». Всего имеется, шесть основных форм государства: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Охлократия является не только худшей, но и последней ступенью в смене форм. При охлократии «водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца».

Полибий отмечает неустойчивость, присущую каждой отдельной простой форме, поскольку она воплощает в себе лишь какое-то одно начало, которому неизбежно по самой природе суждено вырождение в свою противоположность. Так, царству сопутствует тирания, а демократии – необузданное господство силы.

Полибий считает, что «несомненно совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм, поименованных выше», т. е. царской власти, аристократии и демократии.

Главное преимущество такой смешанной формы правления Полибий видит в обеспечении надлежащей устойчивости государства, предотвращающей переход к извращенным формам правления.

Касаясь современного ему положения дел, Полибий отмечает, что наилучшим устройством отличается римское государство. В этой связи он анализирует полномочия «трех властей» в римском государстве – власти консулов, сената и народа, выражающих соответственно царское, аристократическое и демократическое начала.

8. Политико-правовое учение Цицерона.

Цицирон – выдающийся римский юрист(106г до н.э. – 43г до н.э.)

Осн произв-ния – о гос-ве и законах.

Три проблемы – проблема наилучшего гос устр-ва, идеального гос.деятеля, естеств права.

3 формы правления:

— царское

— власть немногих

— демократия

«гос-во – есть достояние народа». Гос-во – общий правопорядок.

2 проблема – мудрость, воздержанность, красноречие, справедл-ть.

Право – основано на природе а не на мнении людей, право следует выводить из закона, а истинный закон – это разумное положение, соотв природе и распростр на всех людей. В основе права лежит справед-ть.

9. Политико-правовые воззрения римских стоиков.

Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. В истории стоицизма различают три главных периода: Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н. э. — середина II века до н. э.), Средняя (II—I века до н. э.), Новая (I—III века н. э.).

6 стр., 2817 слов

Современная власть и философия управления

... взаимодействии гражданского общества и государства. Теоретико-методологический характер носит сравнительный политологический анализ концепции власти К. Маркса и учения о власти М. Вебера. Наиболее актуальны ... методологическом отношении представляют работы представителей истории политической мысли: Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.- ...

Основными представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3–65 гг.), Эпиктет (ок. 50 – ок. 140 г.) и Марк Аврелий Антонин (121–180 гг.).

Сенека был сенатором, воспитателем императора Нерона и ведущим государственным деятелем. Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Все люди равны и в том смысле, что они– «сотоварищи по рабству», поскольку одинаково находятся во власти судьбы. В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы.

Вселенная, согласно Сенеке, – естественное государство со своим естественным правом, признание которых – дело необходимое и разумное. Членами этого государства по закону природы являются все люди, признают они это или нет. «Мы – писал Сенека, – должны представить в воображении своем два государства: одно – которое включает в себя богов и людей…».

Этически наиболее ценным и безусловным, является «большое государство». Разумность и, следовательно, понимание «закона судьбы» (естественного права, божественного духа) как раз и состоят в том, чтобы, противодействуя случаю (в том числе и случайной принадлежности к тому или иному «малому государству»), признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими.

Сходные идеи развивали и другие римские стоики: Эпиктет – раб, затем отпущенный на волю, и император (в 161–180 гг.) Марк Аврелий Антонин.

 

 

Ж. Боден о государстве и праве

Французский юрист, адвокат прокурор,(1530 – 1596)

Эпоха когда жил Боден была не спокойна. Разгорелись религиозн.войны между католиками и гумеотами. 2фр короля были убиты рег.фанатиками.

Положить конец – может только сильная власть. Появл теория Бодена – разработка теории гос суверенитета.

В основе учения Бодена три важных пункта:

1) Теоцентризм – в центре всего мироздания бог.

2) Историзм

3) Рационализм

Основные произведения – 6 книг «о государстве»; сочинение – «метод легкого познания в истории».

Боден поставил цель осмыслить гос-во иначе, чем это делали его предшественники и современники. Баден критиковал Аристотеля и Цицирона за то, что они не дали детального описания верховной власти, то есть не показали как должна быть устроена эта власть.

Гос-во – это правовое управление семьями и тем , что у них общее суверенной властью, не упоминается признак территории гос-ва.

22 стр., 10727 слов

Психологическая теория права Л.И. Петражицкого

... на правильном материалистическом подходе к этому процессу, вместе с тем преувеличивает связь права с государством, с экономическим cтроем, c клаccовыми cтруктурами, с принуждением и насилием. Так, ... В последующем заключается вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ ...

Основной элемент государства – семья и суверенная власть. Государство – писал он – не может существовать без семьи , как город без домов и дом без фундамента.

Важнейший признак гос-ва – суверенная власть. Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть. Абсолютная власть – значит что она не ограничена ни какими условиями. Постоянная власть – не ограничена никакими временными рамками . суверенная власть – единая неделимая власть.

По этому Боден критиковал теорию смешанной формы гос-во, рассмотрел проблему компетенции суверенной власти гос-во.

В состав компетенции :

1) Право издавать отменять обнародовать законы для поддоных без их согласия

2) Право войны и мира

3) Право назначать должностные лица и опредилять для них служебные обязанности

4) Правосудие

5) Право помилования

6) Чеканка монет

7) Определение мер и весов

8) Взимание налогов и подати

Баден обосновал идею обусловленности формы правления различными факторами. Отверг класс-цию форм .

Надо различать 3 формы правления: демократия , аристократия, монархия

Общим недостатком демокр и аристокр Баден считал то, что голоса подсчитываются а не взвешиваются на весах добродетели.

Лучшая форма гос-во – наследственная монархия. Баден понимал что монархия может превратится в тиранию. И признавал право народа на убийство тирана, если тиран захватил власть насилием. Но Баден не признавал такого права если монарх ведет себя как тиран , но занимает престол на основе закона о престолонаследии. В этом случаи решает божественный суд.

5 разновидностей клас-ции законов:

1) Законы установленные богом

2) Установл природорй

3) Устано суверенной властью

4) Установ народами

5) Законы о пристоло-наследии

Главная заслуга – создание учения о суверенитете гос-в.

 

Учение А.Н. Радищева о государстве и праве

.Рассматривал самодержавие (неограниченную власть) как состояние, противное чел-му естеству; ставил знак равенства между всеми видами монархическойвласти.Вестеств состоянии все были равны, но равенство разрушилось с появлением частнсобств-ти. Соц идеал Р. — общество свободных и равных собственников. Причиной образования гос-ва, по мнению Р., является природнаясоц-сть людей. В естественном состоянии все люди были равны, но с появлением частной собств-ти это равенство нарушилось.Вкач-весоц-го идеала Р. представляет общество свободных и равноправных собств-ов. «Собственность — один из предметов, который чел-к имел в виду, вступая в общ-во».Концепцию разделения властей Р.не признает, ибо только народ может быть истинным Государем. Народ избирает магистратов, сосредоточивая всю полноту власти у себя.Разрабатывая основы зак-ва, Р. Придерж. демократ-х принципов, утверждая «равную зависимость всех граждан от закона» и требования осуществления наказания лишь по суду, причем каждый судиться «равными себе гражданами». Организацию правосудия он представлял себе системы земских судов, избираемых гражданами республики.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...


34. Учение Т. Пейна о государстве и праве.

(1737-1809) родился не в америке а в англии. Он предложил назвать новое гос-во – США.

Сочинение: «права человека» — где системат-но изложены его взгляды.

Основн достижения:

— разработал концепцию писаной конституции. Считал что констит люб гос-ва должна иметь видимую форму.

— разработал концепцию прав человека. Все права человека подразделил на 2 вида: естеств и гражд.

Естеств права – котор принадлеж людям по праву существ-ния в естеств состоянии:это право личности добиваться своего благоденствия и счастья.

Граж права – кот человек обладает как член общ-ва – право собств-ти и право на защиту.

— предложил различать индивид и коллективн права – права целых поколений. «поскольку гос-во сущ только для живых людей а не для мертвых – живые имеют права».

— классиф-ция права – пейн различал прецедентное и законодательное право. При этом он отдавал предпочтение закон-му.

— разработал клас-цию форм правления гос-ом: все формы правления бывают либо старыми – монархиями, либо новыми (респ-ки).

Пейн считал что парламент должен избираться на основе всеобщ избир права.он критиков конст сша за 2ух палатн парламент.


35. Учение Т. Джефферсона о государстве и праве.

(1743 – 1826) – корреной американец. В 20 лет стал адвокатом. Летом 1775 принял участие в работе 2го континентального конгресса. А через год за 2 недели написал знаменитый док-т, кот был принят 8 июля 1776г – Деларация незав-ти США.

Полит взгляды и идеи:

— считал что североамерик соед штаты должны быть аграрным гос-м где будет демократия, гарантированы полит свободы . внимание уделял – свободе слова.

«пока мы можем думать как желаем и говорить как думаем, условия жизни будут улучшаться».

Также он оснавал теорию дог-ра и естеств права.

Народ имеет право на восстание и сверж монарха. Естеств правами чел он считал право на жизнь, на свободу, на стремл к счастью. Он исключал право собств-ти. Осуждал рабство и работорговлю. Был сторонником централ-ной власти. Считает что свобода может привести к процвет сша.


36. Учение А.Гамильтона о государстве и праве.

Централист-федералист. Его деят-ть оказала определяющее влияние на содержание и характер Конституции США. Главной целью федералистов было создание централизованной федерации с сильным прав-м, способным обеспечить полит-ю стабильн. и предотвратить выступления народных масс. Г. был противником конфедерации и самост-ти штатов, так как и то и другое порождает разногласия, слабость, гос-во в гос-ве. Гос-во трактовалось Г. как общ-ый договор между управляющими и управляемыми, заключ-й с целью обеспечения общего блага и защиты частнсобств-ти. Однако прямое влияние народа на прав-во ведет к ослаблению гос-ва.Г. был приверженцем трех независ-х властей—законодат-й, судебн и сильной исполнит-й власти во главе с президентом.

11 стр., 5151 слов

Предпосылки возникновения психологической теории права

... учение о римском праве и цивильное право. Л.И. Петражицкий ввел в оборот новые ... так называемой римской семинарии, готовившей профессоров римского права. Научным итогом обучения в Германии стала его монография по римскому праву «Учение о доходах», который внес существенный вклад в ...


37. Учение И. Канта о государстве и праве.

Кант в своем учении «категорическим императивом» называл закон, который гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства», или иными словами: поступай так, чтобы ты сам относился к человечеству и любому другому человеку как к цели и никогда как к средству.Кант подчеркивал необходимость для гос-ва опираться на право, ориентир-ся в своей деят-ти на него, согласовывать все свои действия. Гос-во, котор уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих гр-н.Кант против захватнической, грабительской войны. Выдвигает проект установления «вечного мира», путем создания всеохватывающей федерации самост-х равнопр-х гос-в, построенных по республ-му принципу.


38. Историческая школа права (Г. Пухта, Г.Гуго, Ф. Савиньи).

Основателем школы был профессор права в Г. Г. Гуго.Конц-ю общ-ого договора он отвергает т.к.: таких договоров никогда не было — все гос-ва и учреждения возникали и изменялись др-ми путями;, общ-ый договор практически невозможен—миллионы незнакомых людей не могут вступить в соглашение и договориться о вечном подчинении учреждениям, о которых они судить еще не могут, а также о повиновении еще не известным людям;конц-я общ-ого договора вредна — никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения зависит от исследования ее ист-ого происхождения из договора.Еще одним представителем ист-ой школы права был Ф. К.Савинъи. стремился доказать ошибочность предпол-я, что право создается законодателем. Оно, по мнению С., не зависит от случая или произвола. Право всех народов складывалось ист-и, так же, как и язык народа, его нравы и пол-коеуст-во.


39. Учение Гегеля о государстве и праве.

Защищает существующие неравенства и заявляет, что личности могут быть равны только в юр-ком отношении. Гегель отрицает возможность имущественного равенства, особенности личности неизбежно вызывают неравенство между ними.Государство, по Гегелю, не средство, служащее интересам отдельных лиц. Государство не служит, а господствует.Существование государства — шествие Бога в мире.Законодательная власть, по Гегелю, должна выражать не интересы народа, который не знает, что он хочет, а интересы сословий. Исполнительная власть осуществляется монархом и чиновниками.

40. Учение Э. Бёрка о государстве и праве.

С осуждением Французской революции выступал английский парламентарий и публицист Эдмунд Бёрк (1729 – 1797 гг.), увидевший в этой революугрозу для Англии.

Его книга “Размышления о французской революции” (1790 г.) приобрела широкую известность.

Бёрк стремился опровергнуть метод и учение идеологов и деятелей Французской революции. Их метод, писал он, априорен, основан на индивидуальном разуме и оперирует упрощенными построениями. Этим обусловлена ошибочность основных положений теории французских революционеров.

13 стр., 6216 слов

Теории происхождения государства 9

... люди заключили договор, в котором передают часть личных естественных прав государству. Государство в свою очередь обязано защищать слабых и бедных, охранять ... основные этапы становления, общественный порядок. Теория государства и права уделяет повышенное внимание основным теориям происхождения государства: теологической, патриархальной, диалектико-материалистической, органической, психологической, ...

Бёрк оспаривал теорию общественного договора тем доводом, что человек никогда не находился вне общества, а всегда, от рождения, был связан с другими людьми и обществом рядом взаимных обязанностей. Столь же неверна, по мнению Бёрка, и теория народного верховенства. Народ – это сумма лиц, которая не может составить единую личность, действующую как одно лицо. Искусственной фикцией является воля большинства, лежащая в основе ряда теоретических построений о власти и законе. Абстрактные представления о свободе ведут к анархии, а через нее – к тирании.

Народный суверенитет – это “самая фальшивая, безнравственная, злонамеренная доктрина, которая когда-либо проповедовалась народу”. На фикциях, по Бёрку, основана и теория прав человека, предполагаемое равенство людей – тоже фикция. Бёрк резко критиковал Декларацию прав человека и гражданина, провозгласившую равенство всех людей перед законом. Люди не равны, и это признается обществом, в котором неизбежно социальное и политическое неравенство.

Общественный порядок, рассуждал Бёрк, складывается в результате медленного исторического развития, воплощающего общий разум народов. Бёрк часто ссылается на бога, создателя мироздания, общества, государства. Всякий общественный порядок возникает в результате долгой исторической работы, утверждающей стабильность, традиции, обычаи, предрассудки. Право есть произведение народной жизни.

Коль скоро государство, общество, право не изобретены человеком, а создаются в результате длительной эволюции, они не могут быть перестроены по воле людей.

Бёрк решительно осуждал всякие новшества, в том числе и в государственном строе Англии, сложившемся в течение веков. Само учение о государстве и праве должно стать наукой, изучающей исторический опыт, законы и практику, а не схемой априорных доказательств и фикций, какой является учение идеологов революции.

Бёрк, противопоставлял рационалистическим идеям Просвещения традиционализм и историзм, убеждение в неодолимости хода истории, не зависящего от человека. В применении к истории права это противопоставление получило развитие в учении исторической школы права.


41. Политико-правовой идеал Н.М. Карамзина.

Политико-правовые взгляды К. формировались под влиянием Великой франц революции. Он признавал респ-ку полит-ой организацией и отдавал предпочтение р-ке, но при этом ставил возможное сущ-ие р-ки в зависимое состояние от правового состояния общ-ва. К. протестовал против преобразования гос-х учреждений. «Всякая новость в гос-м порядке есть зло, к коему надобно прибегать только в необходимости: ибо одно время дает надлежащую твердость уставам; ибо более уважаем то, что давно уважаем, и все делаем лучше от привычки». Главной ошибкой законод-й своего времени К. назыв создание новых гос-х учреждений — разных министерств, Гос.ипр.Идееестеств-го равенства людей, свойственной Просвещению, К. противопоставляет суждение: «В гос-м общежитии право естеств-е уступает гр-му». Право, гос-во, сословный строй России связывает с идеей самобытного народного духа.

7 стр., 3226 слов

Психологическая теория права по Петражицкоку

... культурной традиции, но вместе с тем поддерживал либеральную идею автономии права от государства. Он стремился рассматривать право в связи с развитием культуры в целом для того, чтобы ... в Германии стала его монография по римскому праву «Учение о доходах», который внес существенный вклад в учение о римском праве и цивильное право. Л.И. Петражицкий ввел в оборот новые ...

Доктрина анархизма М.А. Бакунина

Видный теоретик революционного анархо-коллективизма Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876 гг.).

Анархистская теория Бакунина сложилась в середине 60-х гг. В работах “Кнуто-германская империя и социальная революция” (1871 г.), “Государственность и анархия” (1873 г.) и ряде других Бакунин излагает историкосоциологическое и философское обоснование своей доктрины.

Первым человеческим законом, по Бакунину, является солидарность, ибо только коллективная трудовая деятельность способна освободить человека от ига внешней природы и благоустроить поверхность земли. Второй закон общества – свобода.

Свобода человека состоит в познании и признании естественных законов; эта свобода осуществляется лишь в обществе, которое не ограничивает, но, напротив, создает свободу человеческих индивидов.

Независимо от формы любое государство стремится поработить народ насилием и обманом. Государство – не меньшее зло, чем эксплуатация человека человеком, и все, что делает государство – тоже зло. Государство, доказывал Бакунин, развращает и тех, кто облечен властью, делая их честолюбивыми и корыстолюбивыми деспотами, и тех, кто принужден подчиняться власти, делая их рабами.

Бедствия, которые пережило человечество из-за церкви, государства, наследственной собственности и других абстракций, попиравших свободу и насаждавших неравенство, были, очевидно, единственным путем воспитания человеческого рода. Бакунин звал к интернациональной анархической социальной революции, которая уничтожит капитализм и государство.

Подробного и конкретного описания идеала анархии Бакунин не излагал, поскольку, по его глубокому убеждению, никакой ученый не способен определить, как народ будет жить на другой день после социальной революции.

Бакунин писал, что наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни. Поэтому она может только определить и подвергнуть критике то, что препятствует движению человечества к свободе, равенству, солидарности. Социально-экономическая наука таким способом достигла отрицания лично-наследственной собственности, государства, мнимого права. На этой основе наука пришла к признанию анархии, “т.е. к самостоятельной свободной организации всех единиц или частей, составляющих общины, и их вольной федерации между собой, снизу вверх не по приказанию какого бы то ни было начальства, даже избранного, и не по указаниям какой-либо ученой теории, а вследствие совсем естественного развития всякого рода потребностей, проявляемых самой жизнью”.

Для пропаганды и подготовки анархистской социальной революции Бакунин создал в Швейцарии полулегальный Международный союз (Альянс) социалистической демократии (1868 г.).

Еще до этого он вступил в Международное Товарищество Рабочих (Интернационал), провозгласив своей программой атеизм, отмену права наследования, уничтожение государства.

Учение И. Бентама о государстве и праве

Своеобразную концепцию права и государства в Англии этого периода разрабатывал Иеремия Бентам (1748– 1832 гг.).

Еще в первых своих произведениях Бентам отвергал теорию естественного права. Он писал, что содержание естественного права неопределенно и всеми толкуется по-разному. Бессмысленным и химеричным является и понятие “общественный договор”, так как государства создавались насилием и утверждались привычкой. Бентам обстоятельно критикует французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., утверждая, что идея прав личности ведет к обоснованию анархии, сопротивлению государственной власти.

“Право”, противопоставляемое закону, “является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства”. Бентам признает реальным правом лишь то, которое установлено государством. Однако существующее законодательство архаично и несовершенно. “Законодательство должно, наконец, найти непоколебимую основу в чувствах и опыте”. В поисках этой основы Бентам разрабатывает теорию утилитаризма (польза, выгода).

Применяя утилитаризм к вопросам права, Бентам приходит к следующим выводам. Закон сам по себе – зло, поскольку он связан с применением наказания (страдание).

Кроме того, при его осуществлении возможны ошибки. “Каждый закон есть нарушение свободы”. Закон – зло неизбежное, ибо без него невозможно обеспечить безопасность. Главным предметом заботы законодательства Бентам называет частную собственность. “Собственность и закон родились вместе и умрут вместе. До закона не было собственности; устраните закон, и собственность перестанет существовать”.

Законодательство не должно вмешиваться в деятельность предпринимателей и в их отношения с рабочими; по теории утилитаризма стороны сами, руководствуясь “моральной арифметикой”, определяют условия договора, исходя из “собственной пользы”. Теория утилитаризма оправдывала любые условия договора, продиктованные капиталистом наемному рабочему, и отвергала попытки законодателя взять последнего под свою защиту в условиях, когда рабочий класс еще не имел собственных организаций для защиты от произвола частных предпринимателей, а в обществе не было систем социальной защиты личности.

Бентам ратовал за реформу права, его кодификацию, отмену ряда феодальных институтов, за совершенствование системы наказаний, уделял значительное внимание вопросам процесса, теории доказательств и т.п. Со своими проектами он обращался к правительствам Англии, Франции, России, Испании, США и других стран.

Взгляды Бентама на наилучшую форму правления:

— вначале он одобрял конституционную монархию в Англии, высказывался за высокий имущественный ценз, долгосрочное избрание представительства.

— в этот период он резко осуждал демократию как анархию.

— выступает с острой критикой монархии и утверждает, что учредительная власть (право учреждать основные законы государства) принадлежит народу.

Власть законодательная должна осуществляться однопалатным представительством, ежегодно избираемым на основе всеобщего, равного и тайного голосования. Исполнительная власть, по Бентаму, должна осуществляться должностными лицами, подчиненными законодательной палате, ответственными перед ней и часто сменяемыми.

Учение Б. Констана о государстве и праве

Наиболее значительным идеологом либерализма во Франции был Бенжамен Констан (1767 – 1830 гг.).

Ряд сочинений на политические и историко-религиозные темы. Констан уделяет основное внимание обоснованию личной свободы, понимаемой как свобода совести, слова, свобода предпринимательства, частной инициативы.

Он различает политическую свободу и свободу личную.

Древние народы знали только политическую свободу, которая сводится к праву участвовать в осуществлении политической власти (принятие законов, участие в правосудии, в выборе должностных лиц, решение вопросов войны и мира и др.).

Новые народы, считал Констан, понимают свободу иначе. Право участия в политической власти меньше ценится потому, что государства стали большими и голос одного гражданина уже не имеет решающего значения.

Значит, заключал Констан, свобода новых народов – это личная, гражданская свобода, состоящая в известной независимости индивидов от государственной власти.

Особенно много внимания Констан уделяет обоснованию религиозной свободы, свободы слова, свободы печати и промышленной свободы.

Отстаивая свободную конкуренцию как “наиболее надежное средство совершенствования всех промыслов”, Констан решительно высказывается против “мании регламентирования”. Государство – не должно вмешиваться в промышленную деятельность, ибо оно ведет коммерческие дела “хуже и дороже, чем мы сами.

Констан защищал и другие свободы – мнений, совести, печати, собраний, петиций, организаций, передвижений и др. “В течение сорока лет, – писал он в конце жизни, – я защищал один и тот же принцип – свободу во всем: в религии, философии, в литературе, в промышленности, в политике…”

“Под свободой, – писал Констан, – я разумею торжество личности над властью, желающей управлять посредством насилия, и над массами, предъявляющими со стороны большинства право на подчинение себе меньшинства”.

Констан по-новому ставит вопрос о форме правления. Он осуждает любую форму государства, где существует “чрезмерная степень власти” и отсутствуют гарантии индивидуальной свободы. Такими гарантиями, писал Констан, являются общественное мнение, а также разделение и равновесие властей.

Констан признавал, что необходимо существование выборного учреждения (представительства).

Разделение и равновесие властей Констан изображает следующим образом. В конституционной монархии должна существовать “нейтральная власть” в лице главы государства. Констан не согласен с Монтескье, который считал монарха лишь главой исполнительной власти. Монарх принимает участие во всех властях, предупреждает конфликты между ними, обеспечивает их согласованную деятельность. Ему принадлежат права вето, роспуска выборной палаты, он назначает членов наследственной палаты пэров, осуществляет право помилования.

Власть исполнительная осуществляется министрами, ответственными перед парламентом.

Особой властью Констан называл наследственную палату пэров, или “представительную власть постоянную”.

Законодательную палату выборную Констан называет “властью общественного мнения”. Он уделяет большое внимание принципам формирования этой палаты, настойчиво отстаивая высокий имущественный ценз.

Самостоятельной властью Констан называет судебную власть.

Он высказывается также за расширение прав местного самоуправления, не считая “муниципальную власть” подчиненной исполнительной власти, а трактуя ее как власть особую.

Теория демократии А. Токвиля

Предмет его наибольшего интереса составили теоретические и практические аспекты демократии, в которой он усматривал самое знаменательное явление эпохи.Она для него олицетворяет такой общ-й строй, который противоположен феодальному и не знает границ между высшими и низшими классами общ-ва. Современная демократия возможна лишь при тесном союзе равенства и свободы. Любовь к равенству, доведенная до крайности, подавляет свободу, вызывает к жизни деспотию. Деспотическое правление, в свою очередь, обессмысливает равенство.


48. Учение В. Гумбольдта о государстве и праве.

общетеоретический, философский подход к языку в первой половине XIX века достиг наивысшего развития в теории Гумбольдта.Лингвистическое учение Г.,возникло в русле идей немецкой классической философии.По мнению ученого, дух народа и язык народа неразрывны: «Духовное своеобразие и строение языка народа пребывают в столь тесном слиянии друг с другом, что коль скоро существует одно, то из этого обязательно должно вытекать другое…»По Гумбольдту, язык состоит из материи и формы. При этом именно форма составляет суть языка.


49. Политико-правовые идеи социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

К классикам утопического социализма относят А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.Утопсоц-м — концепция соц-гоустр-ва, основанная на представлении о наиболее совершенном общ-ом строе, соответств-м соц-м, эконом-м, полит-м интересам определенных соц групп и являющемся конечной целью их стремлений и деятельности. Отрицают революционный путь ликвидации существующего общественного строя и перехода к социализму.Сен-Симон выступал с пропагандой принципов свободы, призывал Национальное собрание отменить привилегии дворян и духовенства, отказался от дворянского звания и графского титула.


50. Политико-правовой идеал Ж. Местра.

В мировоззрении мыслителя оригинально сочетались рационалис-е, теологические и истор-е представления и взгляды.Гос-во возникает в результате действия одного лица, который руководствуясь и направляясь божеств-м откровением, доводит до сознания всех характер и дух общности которая их связывает. Сущ-ть гос-ва состоит в наличии особого правящего сословия и исключительно национальном характере гос-ва. носителем суверенитета не может быть ни народ, ни правитель. Суверенитет есть совместное дело народа и государя.Идеальное гос-во в концепции М. трактуется как единство народа и государя. Идеальное государство должно быть устроено иерархично. Круг обязанностей индивида определяется его местом в системе иерархии. Чем выше место тем больше обязанностей.


51. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве и праве.

Маркс и Энгельс всегда придавали большое значение раскрытию классовой сущности государства и права. “Современная государственная власть, – писали они, – это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии”. В книге “Происхождение семьи, частной собственности и государства” (1884 г.) Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами и само оно является “государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса”. В той же работе Энгельс изложил типизацию государств по их классовой сущности (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое государства).

Классовый подход к государству и праву в марксистской теории связан с идеей пролетарской коммунистической революции: “Пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии”.

В начале 50-х гг. Маркс назвал политическую власть рабочего класса диктатурой пролетариата, ссылаясь на О. Бланки: “Этот социализм, – писал Маркс о революционном коммунизме Бланки, – есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще”.

Об идее диктатуры пролетариата Маркс и Энгельс потом писали неоднократно. Существенные новшества, внесенные ими в эту идею, состояли в следующем. В работе “Критика Готской программы” (1875 г.) Маркс писал о двух фазах коммунистического общества, на первой из которых сохранится “узкий горизонт буржуазного права” в связи с распределением по труду. На второй, высшей фазе коммунизма, когда осуществится принцип распределения “по потребностям”, отпадет надобность в праве и государстве.

Мысли о возможности “легальной” социалистической революции подробно изложены в последней работе Ф. Энгельса – во “Введении” к “Классовой борьбе во Франции с 1848 по 1850 г.” К. Маркса, переизданной по инициативе Энгельса в 1895 г.

Политико-правовое учение марксизма содержит идею отмирания политической власти (государства) в коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными интересами. Эта идея особенно резко защищалась Энгельсом, называвшим государство злом, которое по наследству передается пролетариату, ставившим задачу отправить в будущем обществе государство “в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором”.

Маркс и Энгельс разрабатывали и распространяли свою теорию в бескомпромиссной и жесткой борьбе с другими социалистическими учениями. Большая часть их произведений носит острополемический характер, посвящена разоблачению буржуазной или мелкобуржуазной сущности иных социалистических теорий того времени.

Учение Р. Иеринга о государстве и праве

Его учение оказало серьезное влияние на развитие социолог-гонаправл в юриспруденции, воздействовало на формирование ряда правовых доктрин XX в., таких, как юриспруденция интересов (в Германии) и юридический прагматизм (в США).Право, по И., явл-ся суммой условий соц-й жизни, обеспеченной мощью гос-ва с помощью средств внешнего принуждения. Право предстает в обязательном порядке защищенным именно государством. С формальной точки зрения И. традиционно определяет право как совокупность общеобязательных норм.Утверждал, что мерилом права служит не истина, являющаяся абсолютной, а цель, являющаяся относительной. Право способствует осущ-ю определенной цели, которая заключается в обеспечении условий общественной жизни.


53. Учение Г. Спенсера о праве и государстве.

Спенсер рассматривал об-во как своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему закону эволюции. Поначалу основными обязанностями государств были защита от внешних врагов и охрана об-ва от внутренних врагов.Военный тип обществ, писал С., постепенно сменяется промышленным, основанным на взаимодействии об-ва с природой(индустриалдеят-ть).Гос-во-это об-во промышленного типа основано на рав-ве, не на принудительно-деспотическом регулировании, на свободных договорах и частной инициативе. Пол-кие права гр-н С. рассматривал лишь как средство обеспечения индивидуальных прав.


54. Социологическая теория государства Л. Гумпловича.

Борьба за существование является главным фактором социальной жизни. Государство полностью находится в сфере действия данного фактора. Эта борьба — вечный спутник человечества и главный стимулятор общественного развития.Бытие государства совершенно несовместимо с «неотчуждаемыми правами человека». Люди должны выбирать: или государство с характерной для него властностью, или анархия.«Для государства,— пишет Гумплович,— право и правопорядок, если на них смотреть с высоты истории, суть лишь средства». Не более того Их физически нет в качестве автономных, отдельных от государства образований. Поэтому Гумплович отрицает наличие «неотчуждаемых прав человека».


55. Учение Ф. Ницше о государстве и праве.

Ценность, согласно Ницше, — это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии себе усвоить.Чел-во же лишь средство, но не цель. Именно немногочисл великие личности являются, по Ницше, единственным смыслом, целью и оправданием происходящего и всей борьбы различных воль за власть.Гос-во явл средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.Ницше восхвалял войну и отвергал мир. Война для государства такая же необходимость, как раб для общества.


56. Учение П.И. Новгородцева о государстве и праве.

считается одним из представителей философии либерализма и демократизма на русской почве.Демократия, отмечал Н., означает «возможно полную свободу личности, свободу ее исканий, свободу состязания мнений и систем.Новгородцев был решительно настроен против революции. Он требовал отказаться от революционной психологии, от устремления все революционизировать и пересматривать.Самое важное — личность в системе правового государства, в контексте глубокого нравственного религиозного переворота, ее права и обязанности.


57. Политико-правовой идеал П.А. Кропоткина.

ученый, путешественник, видный революционер-народник, крупнейший идеолог анархизма конца XIX – начала XX вв.Продолжая традиции анархизма, Кр. создал самостоятельную теорию, во многом отличную от учения его ближайшего предшественника –Бакунина.Кр.стремился по-своему соединить науку и анархизм; в его революционной теории особое место занимают идеи взаимопомощи, творческой созидательной деятельности масс в мирное время. Большое значение в возникновении государства Кр. придавал церкви.он обращал внимание на роль знаний в становлении и эволюции форм власти.Взгляды Кр.на общ-е явления тесно связаны с его естественнонаучными представлениями. рассматривал чел-е общ-во как особую разновидность, определенную форму общ-ной жизни, широко распространенной в животном мире.


58. Учение Л. Дюги о государстве и праве.

теоретик права, конституционалист.Центральной идеей учения Л. Дюги является концепция солидаризма, у основания которой стоит Огюст Конт.О солидарности:«В солидарности я вижу только факт взаимной зависимости, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого, в частности, членов одной социальной группы». «Особо тесная зависимость» (солидарность), по мысли Л. Дюги, объединяет людей в классы и иные социальные группы.Дюги придавал концепции социальной нормы приоритетное значение в своих разработках. Социальная норма является, по выражению Дюги, «органическим законом общественной жизни».

Учение М. Вебера о государстве и праве

Он усматривал главную особенность функционирования парламентской демократии в способах отбора политических лидеров и контроля над технически ориентированной административной бюрократией.Опираясь на опыт изучения всеобщей истории права, государства и власти, Вебер выдвинул концепцию идеальных типов власти, которые можно обнаружить у разных народов в ходе истории.Говоря о роли бюрократии в будущем, Вебер, в частности, прогнозировал, что неотвратимой перспективой всех современ демократий явл тотальная бюрократизация обществ и госжизнедеят-ти. Именно в силу такой перспективы на смену капитализму, согласно Веберу, придет не социализм, а бюрократизирован общество.

 


60. Концепция «свободного права» Е. Эрлиха.

Широкое распростр-е школа свободного права получила в н. ХХ века в Австрии, Германии, Франции.Э. выдвинул теорию «живого права союзов», в которой акцент делался на правовой плюрализм и на расширение свободы судебного и адм-ного правотворчество.Право целиком, никогда не содержится в текстах законов. Живое право есть внутренний порядок человеческих союзов» (государства, семьи, корпорации, товарищества и т.п.).Исходные начала самого права следует искать в общ-е, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товар-ва, община и самого государство. «Чтобы понять истоки, развитие и сущность права, следует прежде всего изучить порядок, существующий в общественных союзах. Причина неудач всех предшествующих попыток объяснить право состояло в том, что они исходили от правовых предписаний, а не из этого порядка».


61. Психологическое учение о праве Л. Петражицкого.

Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867 – 1931 гг.) – профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. Его взгляды наиболее полно изложены в книге “Теория права и государства в связи с теорией нравственности” (1907 г.).

После Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета.

Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц.

Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл “эмоциональной теорией” и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.

“Интуитивных прав столько, сколько индивидов”, – подчеркивал Петражицкий.

Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики.

Одновременно Петражицкий подчеркивал недопустимость возведения интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов в масштаб для оценки действующих законов. Реформы законодательства, как полагал он, необходимо проводить на основе научных знаний. В связи с этим им выдвигался проект создания особой научной дисциплины – политики права. С точки зрения Петражицкого, философия права распадается на две самостоятельные науки: теорию права и политику права.

Правовая доктрина Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.

 


62. Учение И.А. Ильина о государстве и праве.

известен и как выдающийся философ, и как политический теоретик, идеолог Белого движения, и как историк философии.В основе философско-правового мышления И. лежит представление об исторической и национальной специфике правосознания русского народа, а также специфике функционирования права в социально-политической жизни России. Концепция идеального государства И. рассматривается как оригинальная модель правового гос-ва, одухотворенного религиозно-яравсгвенными ценностями.

Нормативистская теория Г. Кельзена

Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юрист Ганс Кельзен (1881–1973 гг.).

Его теоретические взгляды окончательно сформировались в период, последовавший за распадом Австро-Венгерской монархии.

Кельзену принадлежит большое число работ по общей теории права и государства, по конституционному и международному праву, а также несколько сочинений, посвященных опровержению марксизма. Самая известная его работа – “Чистая теория права” (в заголовок вынесено авторское название нормативизма; книга вышла в 1934 г.).

Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Кельзен был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлении, как доказывают приверженцы соответствующих концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.

При обосновании этой позиции Кельзен опирался на философию неокантианства, сторонники которой разграничили две области теоретических знаний – науки о сущем и науки о должном.

Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. Кельзен одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго объективной науки о праве и государстве.

Кельзен определяет право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (данное определение в концепции используется для дифференциации права от других нормативных систем, таких, как религия и мораль).

Нормативистское учение существенно отличалось от предшествующих концепций формально-догматической юриспруденции. Кельзен модифицировал юридический позитивизм, включив в него теоретические конструкции, выдвинутые представителями социологического правоведения и философии неокантианства.

Политическое учение Кельзена построено на отождествлении государства и права.

Кельзен делил государства на демократические и недемократические.

 

Учение Кельзена оказало глубокое воздействие на теоретические представления и юридическую практику в странах Запада. Под влиянием нормативизма правоведы стали больше уделять внимания противоречиям в праве, формированию стройной системы законодательства. С концепциями нормативизма связано также широкое распространение в современном мире идей верховенства международного права над законодательством государств, учреждение институтов конституционного контроля.


64. Социологическая школа права (Р. Паунд).

Значительную роль в развитии социологического правоведения в XX в. сыграл американский юрист Роско Паунд (1870–1964 гг.).

Он преподавал в крупнейших университетах США и на протяжении многих лет был деканом Гарвардской школы права. В 1950–1956 гг. Паунд – президент Международной академии сравнительного правоведения. Свои теоретические взгляды он изложил в ряде небольших монографий, содержание которых впоследствии обобщил в пятитомной “Юриспруденции”.

Мировоззренческой основой учения Паунда послужили идеи прагматизма – ведущего направления в философии США начала XX в. любые теоретические построения необходимо оценивать с точки зрения их практического значения, или пользы. Следуя этому принципу, Паунд призывал юристов не ограничиваться изучением “права в книгах” (т.е. права в законе, в нормативных актах) и обратиться к анализу “права в действии”.

Социологическая направленность концепции Паунда наиболее ярко проявилась в трактовке права как формы социального контроля. Согласно взглядам ученого, право является одним из способов контроля за поведением людей наряду с религией, моралью, обычаями, домашним воспитанием и др.

Паунд выделяет в современном праве три аспекта. Во-первых, право – это правовой порядок или режим регулирования социальных отношений посредством систематического и упорядоченного применения силы органами государства. Во-вторых, правом называют официальные источники, которые служат руководством при вынесении судебных и административных решений (в этом смысле говорят, например, о праве штата Индиана).

В-третьих, право есть судебный и административный процесс. Если свести эти определения воедино, то, по словам Паунда, мы придем к пониманию права как “высоко специализированной формы социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного и административного процесса”.

Паунд создал наиболее последовательный вариант прагматистской теории права. Несмотря на то, что прагматизм за последние годы потеснен другими доктринами, концепция Паунда продолжает оказывать весьма существенное влияние на развитие политико-правовой мысли в США.