Конфликтология и тренинг разрешения конфликтов

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по воспитательной работе БГПУ

___________ С.И. Коптева

_________________2014 г.

Регистрационный № УД-31-01/_______баз

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Программа государственного экзамена для специальности

1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология

 

   
   

 

 

2014 г.

СоставителИ:

О.В. Леганькова, заведующий кафедрой общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент;

Л.В. Финькевич, доцент кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент;

Т.А. Исакова, доцент кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук;

О.В. Гордиюк, старший преподаватель кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;

А.В. Ковалевская, старший преподаватель кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;

И.А. Белокурская, преподаватель кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;

Н.П. Бондарь, преподаватель кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Рецензенты:

М.Ф. Бакунович, заведующий кафедрой психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент

Т.М. Недвецкая, заведующий кафедрой педагогики и психологии дошкольного и начального образования учреждения образования «Минский областной институт развития образования», кандидат психологических наук

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № 7 от 20.02.2014 г.)

Заведующий кафедрой _________ О.В. Леганькова

 

Cоветом факультета дошкольного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № 7 от 24.02.2014 г.)

Председатель ___________ А.Н. Касперович

 

Оформление программы государственного экзамена и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.

Методист учебно-методического управления БГПУ ______ А.В. Виноградова

 

Ответственный за редакцию: О.В. Леганькова

Ответственный за выпуск:О.В. Леганькова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный экзамен по практической психологии для студентов, обучающихся по специальности 1 – 01 01 02 – 06 Дошкольное образование. Практическая психология, представляет собой интегрированный экзамен, целью которого является выявление уровня профессиональной компетентности выпускников факультета дошкольного образования, их готовности к самостоятельной деятельности педагога-психолога в учреждениях образования.

Программа государственного экзамена составлена с учетом требований квалификационных характеристик педагога-психолога в учреждениях образования. Содержание программы отражает современное состояние теории и практики практической психологии, а также основано на содержании типового учебного плана по специальности, соответствует государственным образовательным стандартам. Программа государственного экзамена составлена на основе типовых программ по следующим дисциплинам: теория и методика профессиональной деятельности психолога; технологии практической деятельности психолога; специальная и медицинская психология; социальная психология; психофизиология и нейропсихология; экспериментальная психология и системный анализ данных.

Составители, опираясь на классические и современные психологические исследования, данные смежных наук, включили в программу узловые, принципиально важные проблемы современной психологической теории и практики. Особое внимание уделено выявлению навыков практической реализации научных знаний в работе с субъектами образовательного процесса. Программа состоит из шести разделов, структурированных в соответствии с объёмом и содержанием включённых в неё учебных дисциплин специальности.

Цель государственного экзамена: оценить владение студентами научными основами реализации методологических и методических аспектов современной психологической практики.

Задачи: оценить готовность студентов к проведению самостоятельных психологических исследований, развитие профессионального самосознания и освоение профессиональной позиции педагога-психолога, знания теоретико-методологических и организационных основ практической психологии как науки, основных направлений и содержания деятельности педагога-психолога в учреждениях образования, готовность к проведению психодиагностической, психокоррекционной, консультативной работы и психологического просвещения.

Требования к освоению учебной дисциплины.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

основные понятия и категории теории и методики профессиональной деятельности психолога, технологии практической деятельности психолога, специальной и медицинской психологии, социальной психологии, психофизиологии и нейропсихологии, экспериментальной психологии и системного анализа данных.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен уметь:

анализировать и критически оценивать результаты эмпирических исследований в области психологии;

анализировать психофизиологические феномены с позиций естественнонаучного подхода и системной психофизиологии;

анализировать проявления психических расстройств;

прогнозировать последствия социальных влияний;

оптимизировать межличностное и межгрупповое взаимодействие.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен владеть:

технологиями деятельности практического психолога;

теорией и методикой профессиональной деятельности психолога.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

 

Конфликтология и тренинг разрешения конфликтов

Диагностика психического развития детей дошкольного возраста

Цели, задачи и основные области психодиагностики детей дошкольного возраста. Проблемы адаптации психодиагностических методов к возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Технологии психодиагностической работы.

Психодиагностика познавательной сферы дошкольника. Диагностика умственного развития и общих способностей. Диагностика особенностей развития внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи в дошкольном возрасте. Психодиагностика интеллекта дошкольника.

Психодиагностика личностного развития ребенка дошкольного возраста. Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности. Диагностика самооценки и уровня притязаний как формы проявления самосознания дошкольников. Диагностика индивидуально-типологических особенностей детей дошкольного возраста. Диагностика особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольника. Диагностика межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте. Диагностика детско-родительских отношений и взаимодействия ребенка и родителей.

Методы диагностики психологической готовности детей к обучению в школе.

Понятие психологической готовности детей к школьному обучению. Подходы к оценке готовности ребенка к школе: системный, комплексный и эклектичный. Различные классификации компонентов школьной готовности. Методы и методики определения готовности ребенка к обучению в школе. Наиболее часто используемые диагностические процедуры. Психодиагностические комплексы готовности к школьному обучению.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема.

Критерии определения понятия «девиантное поведение». Единство социального и биологического в детерминации девиантного поведения личности. Подходы к оценке поведенческой нормы и девиаций. Причины девиантного поведения: характеристика макро- и микросоциальных факторов, способствующих его возникновению. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей.

Типология девиантного поведения.

Основные типы девиантного поведения. Определение аддиктивного поведения. Аддикция, аддиктивное поведение, аддиктивное состояние. Виды аддикций. Факторы и условия формирования аддиктивного поведения. Риски перехода аддиктивного поведения в наркологическое заболевание. Агрессивное поведение: основные понятия, место в структуре девиантного поведения. Теории агрессивного поведения. Делинквентное поведение: основные понятия. Факторы и условия формирования делинквентного поведения. Мотивация правонарушений. Суицидальное поведение: определение, структура, типы. Основные концепции формирования суицидального поведения. Формы и динамика суицидального поведения. Отклонения в сексуальном поведении. Факторы девиантного сексуального поведения. Сексуальные девиации и их классификация.

Проявление девиантного поведения у детей дошкольного возраста.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере развития ребенка дошкольного возраста. Особенности формирования личности дошкольника в неблагополучной семейной ситуации. Отклонения в психическом развитии дошкольника. Деформация личности ребенка. Психический инфантилизм. Синдром дефицита внимания, гипердинамичность, гиподинамичность. Виды детских неврозов. Страхи и тревога как проявление личностного неблагополучия детей дошкольного возраста. Проблемы формирования личности дошкольника с отклонениями в поведении. Лживость и воровство в дошкольном возрасте. Психологические особенности проявления девиантного поведения у детей дошкольного возраста (причины, факторы, мотивация).

Методы психодиагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения

Основные подходы к диагностике девиантного поведения. Методы диагностики: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент. Использование проективных методик для изучения девиантного поведения. Специальные методики диагностики девиантного поведения.

Определение понятий «профилактика девиантного поведения» и «социальный контроль». Методы и формы профилактики. Принципы профилактической работы. Предупреждение и профилактика отдельных форм социальной патологии. Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных детей и подростков. Социально-психологическая и педагогическая превенция процесса криминализации неформальных подростковых групп.

Понятие «социально-психологическая интервенция». Основные задачи социально-психологического вмешательства при девиантном поведении. Принципы организации социально-психологической интервенции. Методы и формы социально-психологической интервенции девиантного поведения. Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения. Психотерапевтическая работа с детьми «группы риска». Цели и принципы поведенческой коррекции. Методы социально-психологической коррекции девиантного поведения.

 

ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ

1.4.1 Понятие одарённости в современной психологии.

Проблема способностей и одаренности в трудах зарубежных и отечественных психологов. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Понятие одаренности. Одаренность в структуре способностей.

Понятие таланта. Талант и одаренность. Талант как проявление нормы развития. Понятие гениальности. Гениальность, талант, одаренность. История изучения феномена гениальности. Гениальность как норма и патология (Ч. Ламброзо, Д. Карлос, Т. Саймонтон, Ф. Баррон, В.П. Эфроимсон, В.В. Клименко).

1.4.2 Личностный и возрастной аспекты одарённости.

Характерные особенности личности одарённых (Н.С. Лейтес, В.С. Юркевич, Л. Тёрмен, А. Маслоу).

Проблемы социализации одарённых и творческих личностей. Диссинхрония развития, трудности контактов со сверстниками, риск асоциального поведения (В.Н. Дружинин, Д.В. Ушаков, Л.В. Попова, С.М. Чурбанова).

Возрастные особенности развития одарённости: развитие активности, формализм детского мышления, сензитивные периоды. Роль раннего детства в формировании и развитии одарённости (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Диагностика и развитие одарённости на разных возрастных этапах. Ранняя профессионализация одарённых.

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Психологическое образование как многоаспектный феномен.

Предмет методики преподавания психологии. Проблемы и задачи. «Методика преподавания психологии» как научная дисциплина, разрабатывающая вопросы содержания, организации и методов преподавания психологии, обеспечивающих сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, личностное и эстетическое развитие субъекта образования.

Гуманитаризация и технологизация процессов обучения. Использование традиционных и инновационных технологий преподавания психологических дисциплин.

1.5.2 Психология как учебная дисциплина в средней школе. Особенности обучения психологии в учреждениях среднего образования. Типы программ обучения психологии в школе. Обучение психологии младших школьников. Психологическое образование подростков и старших школьников. Формы учебных занятий по психологии в школе. Урок психологии в структуре учебных занятий в школе. Типы уроков. Рефлексивно-деятельностная парадигма преподавания психологии. Внеклассная работа по психологии в школе. Индивидуальная, групповая и массовая форма внеклассной работы по психологии.

Психологическая культура личности как результат психологического образования

Понятие культуры и психологической культуры личности. Воспитание, образование как часть культуры. Доконцептуальный и концептуальный уровни психологической культуры. Компоненты психологической культуры личности. Гуманистическая направленность психологической культуры. Становление личности профессионала в образовательном процессе. Понятие общей и профессиональной психологической культуры. Специфика психологической культуры педагога. Понятие субъектности. Обретение субъектностиобучающимися в процессе педагогического взаимодействия. Особенности педагогического взаимодействия на занятиях по психологии. Профессионально значимые качества преподавателя психологии.

 

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Семья как социальный институт и малая группа. Нормативные кризисы семьи.

Семья как социальный институт и малая группа.Жизненный цикл и жизненный путь. Характеристики семейного кризиса, его проявления, стадии, критерии диагностики. Понятия нормативного и ненормативного семейного кризиса.

Взаимосвязь понятий «нормативный кризис» и «жизненный цикл семьи». Кризис 1. «Принятие на себя супружеских обязательств»: феноменология кризиса (факторы, влияющие на функционирование семьи с момента заключения брака; характеристика эмоциональных отношений молодых супругов).

Кризис 2. «Освоение супругами родительских ролей и принятия факта появления нового члена семьи»: феноменология кризиса: факторы, влияющие на освоение супругами родительских ролей. Кризис 3. «Включение детей во внешние социальные структуры»: феноменология кризиса, характеристика жалоб родителей. Кризис 4. «Принятие факта вступления ребенка в подростковый период»: феноменология кризиса, содержание вариантов работы с семьей, имеющей ребенка подросткового возраста. Кризис 5. «Семья, в которой выросший ребенок покидает дом»: феноменология кризиса. Кризис 6. «Супруги вновь остаются вдвоем» (кризис семьи, в основном выполнивший свою родительскую функцию): феноменология кризиса, содержание основных проблем семьи на данном этапе.

Стадии развития супружеских отношений. Ненормативные кризисы семьи.

Стадии развития супружеских отношений. Типы супружеских отношений. Понятие о стабильности и удовлетворенности браком.

Супружеская неверность как социальная проблема, как ненормативный кризис семьи. Виды супружеских измен. Причины и последствия супружеской неверности. Психология ревности. Влияние измены на развитие супружеских отношений.

Развод как социальное явление, как ненормативный кризис семьи. Мотивы развода. Стадии разводного процесса. Последствия развода для супругов и детей. Мифология развода. Эмоциональное восстановление после развода.

Повторный брак. Закономерности развития семьи повторного брака. Типы повторных браков. Отношения между родителями и детьми в повторном браке.

Семья как институт социализации ребенка. Детско-родительские отношения в семье.

Семья как институт первичной социализации ребенка. Материнство и отцовство как психологические феномены. Родительские установки и их детерминация. Понятие о стиле воспитания. Влияние стиля родительского воспитания на развитие ребенка.

Многодетная семья: особенности структуры и функций. Развитие ребенка в неполной семье. Родительско-детские отношения с приемными детьми. Диагностика детско-родительских отношений в семье.

 

КРИЗИСНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1.7.1 Человек в ситуации неопределенности: переживание потери.

Переживание потери. Концепции переживания. Ф. Василюк и его психология переживания. Переживание как отражение открытого диалога с ситуацией А. Ленгле.

Возрастные особенности восприятия и (переживания) преодоления горя. Детский опыт переживания горя. Формирования чувства вины. Гиперактивность как психологическая защита от горя. Проблемы синдентификацией и разрушение Я-концепции. Основные детские реакции на горе.

1.7.2 Человек в ситуации неопределенности: переживание стресса, посттравматический синдром, терроризм.

Управление стрессом. Адаптационный синдром Г. Селье. Стадии развития стресса. Адаптационный синдром. Два ответа на стресс: синтоксический и катаксический. Оптимальный уровень стресса. Кодекс поведения: цель жизни, биологические корни, приемлемость, полнота жизни.

Психологический и физиологический стресс. Транзактная теория стресса и копинга Р. Лазаруса. Стресс, копинг, социальная сеть поддержки. Психологические компоненты стресса.

Посттравматический стресс. Определение понятия. История становления теории. Симптоматика, диагностика, эпидемиология. Треугольник травмированной личности. Крушение базовых иллюзий. Психологические последствия жестокого обращения в детстве. Симптоматика последствий продолжительных издевательств. Патологические изменения во взаимоотношениях и в индивидуальности.

Терроризм как социально-психологическое явление. Определение понятия терроризм. Социально-психологические механизмы возникновения терроризма. Социально-психологический анализ личности террориста и терроризма. Психологическая мотивация. Интенсивная индоктринация. Терроризм как форма массового общения. Социально-психологические последствия терроризма.

Переосмысление как эффективный способ преодоления кризисного события. Стремление к смыслу и учение о смысле В. Франкла. Экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз. Система ценностей осмысленной жизни: творчество, переживание, отношение к своей судьбе. Методы логотерапии: вовлеченность, дерефлексия, парадоксальная интенция, переосмысление. Сократический диалог.

Особенности работы педагога-психолога в учреждениях образования, центрах различной направленности

Особенности деятельности педагога-психолога в учреждениях образования и воспитания. Методика работы педагога-психолога с педколлективом образовательного учреждения.

Организация работы педагога-психолога в социально-педагогических центрах, центрах внешкольной работы, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Особенности деятельности педагога-психолога в учреждениях интернатного типа. Особенности работы с одаренными детьми. Специфика работы педагога-психолога с детьми, склонными к асоциальному поведению. Психологическая поддержка ребенка в семье.

Организация работы педагога-психолога в центрах профориентации и технология профориентационной работы педагога-психолога.

Укрепление психологического здоровья субъектов образовательного процесса как основная цель работы педагога-психолога.

Педагог-психолог как специалист по психологическому здоровью. Понятие психологического здоровья. Уровни психологического здоровья. Критерии психологического здоровья детей и взрослых.

Факторы и показатели нарушения психологического здоровья в детском возрасте. Психосоциальные (внешние) факторы нарушения психологического здоровья детей. Семейное неблагополучие как один из основных факторов нарушения психологического здоровья ребёнка. Субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями, факторы психологического здоровья. Характеристики мотивационно-потребностной сферы, самосознания, эмоциональной сферы ребёнка как показатели нарушения психологического здоровья у дошкольников, младших школьников и подростков. Деятельность педагога-психолога по предупреждению и преодолению нарушений психологического здоровья у детей. Направления деятельности педагога-психолога по повышению уровня психологической культуры и укрепления психологического здоровья педагогов и родителей.

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Общая характеристика психологического тренинга.

Тренинг как форма активного психологического воздействия. Классификации групп: типы групп (рабочие, обучающие, консультационные, психотерапевтические) и их основные характеристики (конечная цель групповой работы, средства достижения цели, основной предмет группового обсуждения, состав участников, время работы, основная роль и функции ведущего, конфиденциальность, ведущие группы).

Принципы комплектования групп: категории людей, являющихся объектом внимания специалистов по оказанию психологической помощи. Требования к комплектованию групп: добровольность прихода в группу, информирование участников. Состав группы (численность, пол, возраст, профессиональный состав, взаимоотношения участников).

Параметры гомогенности — гетерогенности состава и их влияние на функционирование группы. Частота и длительность занятий.

Основы групповой динамики. Требования к ведущему тренинговых групп: требования к личностным и профессиональным качествам ведущего группы.

Методы работы в тренинге.

Специфика тренинговых методов. Базовые тренинговые методы: групповая дискуссия, игры.

Понятие «групповая дискуссия». Цели дискуссии. Классификация групповой дискуссии по уровню организации (структурированная, неструктурированная), по содержанию (тематическая, биографическая, интеракционная).

Способы активизации групповой дискуссии: высказывание по кругу, метод эстафеты, высказывание за определенный промежуток времени. Мозговой штурм (брейнсторминг), его цели.

Игровые методы и их функции. Виды игровых методов: ситуационно-ролевые, деловые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные.

Проективное рисование: диагностика и интерпретация затруднений в общении, изучение неосознаваемых чувств, активизация группового процесса.

Понятие об интерактивных играх.

Личность как объект социальной психологии

Социализация личности. История исследований личности. Ролевая теория личности и ее объяснительные возможности. Социально-когнитивная теория личности. Личностная идентичность (идентичности).

Развитие идентичности. Кризисы идентичности (Э. Эриксон).

Теоретические подходы к проблеме социализации: бихевиористский (обусловливание – Б. Скиннер, Дж. Уотсон); социально-когнитивно-наученческий (научение через непосредственные реакции и моделирование – А. Бандура, Дж. Роттер); психодинамический (психосоциальное развитие Э. Эриксон, Х. Когут); когнитивный (моральное развитие Л. Колберга; развитие справедливости и прощения Р. Энрайта); гуманистический (А. Маслоу).

Понятие малой группы. Структурно-динамические характеристики малых групп.

Малая группа как объект социально-психологического анализа. Основные направления в исследовании малых групп. Понятие малой группы. Классификация групп: реальные и условные, естественные и лабораторные, большие и малые, формальные и неформальные. Описательные характеристики реальных групп: состав, структура, групповые процессы, групповые нормы, групповые санкции. Признаки малой группы. Социометрическая структура группы. Групповая динамика. Лидерство как функция группы. Функции лидера. Теории происхождения лидерства. Социальное влияние и социальный контроль в малых группах

Понятие больших социальных групп. Эффекты массового поведения.

Классификация больших социальных групп. Уровни развития больших социальных групп (Г. Дилигенский).

Факторы психологической общности больших групп. Проявление «характера» больших групп в поведении, культуре и языке. Понятие масс и массового поведения. Психология толпы (Г. Лебон, Э. Канетти).

Признаки толпы. Виды толп. Вожаки толпы. Поведение индивида в толпе. Анонимность, деиндивидуализация, потеря личной ответственности. Заражение и подражание. Массовая паника как социально-психологическое явление. Факторы, обусловливающие возникновение и развитие паники. Условия прекращения паники.

Социальная педагогическая психология. Педагогическое взаимодействие и его структура.

Предметная область социальной педагогической психологии. Педагогическое взаимодействие и его функции. Структура педагогического взаимодействия.

Внутренний компонент педагогического взаимодействия (ценностные ориентации и установки педагога, педагогическое отношение к детям и его типы, педагогическая эмпатия, социальная перцепция педагога, педагогическая рефлексия).

Внешний, поведенческий, компонент межличностного взаимодействия педагога. Осознаваемые (преднамеренные) и неосознаваемые (непреднамеренные), вербальные и невербальные, прямые и косвенные педагогические воздействия. Преимущества игрового общения с дошкольниками, общения посредством искусства (песни, сказки и т.п.).

Типология педагогического взаимодействия по параметру соотношения внешних и внутренних его подструктур.

Индивидуальный стиль педагогического взаимодействия. Влияние стиля педагогического взаимодействия на личность дошкольника и взаимоотношения в «детском обществе». Система взаимодействия «педагог –родители». Основные функции взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Избирательность профессионально-педагогического взаимодействия. Барьеры в профессиональном взаимодействии педагога, причины их возникновения и способы преодоления. Эффективное профессионально-педагогическое взаимодействие, его критерии.

Диагностика и коррекция стиля педагогического взаимодействия как направление работы педагога-психолога.

 

5 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ