Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Направление подготовки

РЕШЕТНИКОВА Н.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Направление подготовки

031300 «Журналистика»

Очная форма обучения

Квалификация (степень)

Бакалавр

Курск

Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная статистика» подготовлена Решетниковой Натальей Витальевной, к.э.н., доцентом кафедры документоведения, государственного и муниципального управления

 

Рецензенты:

1. Комов Виктор Григорьевич, к.э.н., доцент

2. Дядин Олег Юрьевич, к.п.н., доцент

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная статистика» утверждена на заседании кафедры документоведения, государственного и муниципального управления (Протокол № __ от «______» __________ 2011 г.).

 

 

Цели освоения дисциплины

Главной целью учебной дисциплины «Социальная статистика» является формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков по организации работ по социальной статистике, сбору статистической информации, ее обработке и анализу, прогнозированию социальных процессов в обществе и представлению статистической информации органам законодательной и исполнительной власти.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Социальная статистика» относится к профессиональному циклу дисциплин (по выбору) и предлагается студентам для изучения в седьмом и восьмом семестре. Она находится в логической взаимосвязи с такими учебными дисциплинами, как математика, философия, экономика, статистика, демография, информатика, социология социальной работы, знания по которым, приобретенные студентами в результате предшествующего их изучения, необходимы при освоении данной дисциплины.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-4 – культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, агументированно и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-7 – умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК-14 – способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности;

6 стр., 2972 слов

Объем дисциплины и виды учебной работы. Проректор по учебной работе

... и диалога, убеждению и поддержке людей ;   Для освоения изучаемой учебной дисциплины студент должен:   Компоненты компетенции Содержание компетенции по компонентам Код ... факультета социального управления «__»________ 2011 г., протокол № __   Председатель методического совета _________________ / А.Г.Абызов /   Цели и задачи дисциплины: Цель изучения дисциплины– подготовить ...

ПК-4 – понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

ПК-14 – ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знания основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России;

ПК-15 – понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов ее изучения;

ПК-16 – понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе в журналистских публикациях;

ПК-50 – привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ;

ПК-54 – участвовать в организации «внетекстовых» редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных) в разных формах.

 

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

 

ЗНАТЬ – методы исследования и измерения в социальной статистике; – систему сбора, обработки и обобщения статистических данных; – системы показателей социальной статистики; – современную организацию статистики.
УМЕТЬ – использовать систему знаний о социальной статистике для разработки и обоснования учетной политики предприятия; – решать в конкретных ситуациях вопросы сбора статистической информации, ее обобщения, обработки и анализа; – уметь строить математические модели общественно-социальных процессов, прогнозировать развитие процессов, готовить и представлять необходимые статистические материалы в вышестоящие статистические органы и в органы законодательной и исполнительной власти.
ВЛАДЕТЬ – статистическими методами и практическими навыками расчета основных показателей; – навыками научного статистического анализа показателей социальной статистики в динамике и взаимосвязи их; – навыками прогнозирования развития экономических и социальных процессов.
Быть компетентным – во владении культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, агументированно и ясно строить устную и письменную речь; – в умении использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; – в способности использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умении использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности; – в понимании сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций; – в ориентации в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знаниях основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представлении о составе населения России; – в понимании роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представлении об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знаниях основных методов ее изучения; – в понимании социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знании основных форм организации общественного участия; понимании природы и роли общественного мнения, представлении об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знании правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе в журналистских публикациях; – в умении привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ; – в участии в организации «внетекстовых» редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных) в разных формах.

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего 108 часа

Аудиторные занятия 52 часа, в том числе интерактивных занятий 26 часа

Самостоятельная работа 56 часов

 

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самос- тоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет Экзамен Контр. точки по мод.-рейтинг. системе
1.   Предмет и задачи социальной статистики. Изучение состава населения и структуры семей.     Р          
2.   Уровень жизни. Статистика доходов и потребления населением товаров и услуг.     Р          
  3. Статистика жилищных условий, свободного времени, занятости и безработицы населения.     Р          
  4. Санитарная статистика. Статистика уровня образования, политической и общественной жизни населения.         Р                    
5. Моральная статистика. Статистика культуры, искусства и отдыха.     Р          
Общая трудоемкость часы                          
з.е. Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х
                               

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Тема 1 Предмет и задачи социальной статистики. Изучение состава населения и структуры семей. Предмет и задачи социальной статистики. Понятие «Социальная статистика». Взаимосвязь социальной статистики с другими науками. Предмет исследования. Актуальность социальных проблем. Основные задачи. Практическое использование данных. Объекты социальной статистики. Характеристика состава населения. Группировки населения и система показателей. Современная организация статистики. Методы и измерения в социальной статистике. Система показателей социальной статистики. Методы изучения динамики состава населения. Статистика численности, состава и движения населения. Семья в системе общественных отношений. Статистика личности и семьи. Семья в домохозяйстве как элементы структуры населения. Типология семей и домохозяйств. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств.
Тема 2 Уровень жизни. Статистика доходов и потребления населением товаров и услуг. Понятие и уровень жизни населения и его составляющие. Социальные нормативы жизни. Статистика производственных сил, уровня и качества жизни населения, социальных условий и характера труда, доходов населения. Система показателей. Общая оценка уровня жизни. Состав доходов. Показатели доходов. Дифференциация доходов. Индексация доходов. Потребление населения и его законодательное регулирование Показатели потребления. Бьем и структура потребления товаров и услуг, его дифференциация и эластичность. Потребительский бюджет и потребительская корзина. Динамика потребления населения и потребительских цен. Проблемы формирования, обработки и анализа результатов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств.
Тема 3 Статистика жилищных условий, свободного времени, занятости и безработицы населения. Статистика потребления материальных благ и услуг, национального дохода, социального обеспечения населения, природоохранной деятельности, общественного мнения. Источники данных. Характеристика жилищных условий. Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда. Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи. Рынок жилья. Бюджет времени населения, его структура. Показатели использования свободного времени. Источники данных. Уровни занятости и безработицы. Трудоустройство населения. Состав безработных. Состав занятых. Содержание труда.
Тема 4 Санитарная статистика. Статистика уровня образования, политической и общественной жизни населения. Задачи статистики. Источники данных. показатели здоровья населения. Характеристики здравоохранения, медицинских услуг, производственного травматизма. Клиническая статистика. Источники информации. Уровень образования. Система обучения. Дошкольное воспитание и школьное образование. Профессиональное образование. Виды деятельности по распределению информации, культуры, искусства и отдыха. Обеспеченность населения информацией. Потребление населением услуг культуры искусства и туризма.
Тема 5 Моральная статистика. Статистика культуры, искусства и отдыха. Понятие моральная статистика, ее задачи. Методические основы. Правовая статистика. Задачи и структура. Источники данных. Показатели статистики. Характеристика общественного мнения.

Планы групповых занятий и образовательные технологии

«Круглый стол».Тема: Предмет и задачи социальной статистики. Изучение состава населения и структуры семей

Цель: научиться определять источники данных для решения той или иной проблемы, овладеть способностью сбора данных, культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и задачи социальной статистики.

2. Понятие «Социальная статистика». Взаимосвязь социальной статистики с другими науками.

3. .Предмет исследования. Актуальность социальных проблем.

4. Основные задачи. Практическое использование данных.

5. Объекты социальной статистики.

6. Характеристика состава населения. Группировки населения и система показателей.

7. Современная организация статистики. Методы и измерения в социальной статистике.

8. Система показателей социальной статистики. Методы изучения динамики состава населения.

9. Статистика численности, состава и движения населения.

10. Семья в системе общественных отношений.

11. Статистика личности и семьи.

12. Семья в домохозяйстве как элементы структуры населения. Типология семей и домохозяйств.

13. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств.

 

 

Темы рефератов:

1. Из истории социальной статистики (выдающиеся ученые – А.Кетле, В.Петти, Я.Янсон, А.И. Чупров, А.А. Кауфман, А.А. Чупров и др.);

2. Структура населения Курска;

3. Семья – социальный портрет;

4. Семья – как ячейка общества;

5. Основные методы и приемы прогнозирования структуры домохозяйств;

6. Домашнее хозяйство в переходный период: типы и особенности поведения на рынке.

Образовательные технологии: интерактивная форма проведения занятия.

По итогам освоения дисциплины

Формой текущего контролязнаний студентов по дисциплине является проверка письменных домашних работ (рефератов) , в которых излагается суть исследуемого вопроса, приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на него.

Примерные темы рефератов

1. Из истории социальной статистики (выдающиеся ученые – А.Кетле, В.Петти, Я.Янсон, А.И. Чупров, А.А. Кауфман, А.А. Чупров и др.);

2. Структура населения Курска;

3. Семья – социальный портрет;

4. Семья – как ячейка общества;

5. Основные методы и приемы прогнозирования структуры домохозяйств;

6. Домашнее хозяйство в переходный период: типы и особенности поведения на рынке.

7. Динамика потребления населения и потребительских цен.

8. Статистика потребления материальных благ и услуг, национального дохода.

9. Статистика социального обеспечения населения,

10. Статистика природоохранной деятельности,

11. Статистика общественного мнения.

12. Динамика социальной структуры населения в России.

13. Уровень жизни населения России и европейских стран.

14. Рынок труда и занятость в современной России.

15. Динамика и структура безработицы в Российской Федерации.

16. Динамика и структура безработицы в западных странах.

17. Бюджет времени у мужчин и женщин.

18. Финансирование жилищного фонда.

19. Проблемы Российского рынка жилья.

20. Перспективы трудоустройства молодежи.

21. Состав безработных.

22. Проблема формирования современного образования.

23. Молодежь – социальный портрет.

24. Туризм как объект статистического изучения.

25. Современная политика в современной России.

26. Показатели производственного травматизма.

27. Уровень образования населения в городе и селе.

28. Проблемы профессионального образования в современной России.

29. Ограниченность и доступность информации для общества.

30. Основные показатели санитарной статистики.

31. Исторические аспекты моральной статистики.

32. Моральная статистика – значение в жизни человека.

33. Причины и условия способствующие возникновению правонарушений.

34. Группировка регионов России по уровню криминогенной пораженности.

35. Показатели досуга населения.

36. Основные показатели и проблемы статистики культуры.

37. Основные показатели и проблемы статистики искусства.

38. Основные показатели и проблемы статистики отдыха.

Этапы работы над рефератом

1. Выбор темы.

2. Подбор и изучение основных источников по теме.

3. Составление библиографии.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

 

Общий объем реферата составляет 15-20 страниц компьютерного текста через 1,5 интервала.

 

Примерная структура реферата

Титульный лист.

Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов реферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт.

Введение. Определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата.

Основная часть. Каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельный вопрос, логически является продолжением предыдущего.

Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата.

Список литературы. Как правило, при разработке реферата используют не менее 7-10 различных источников.

Приложения (если они необходимы).

 

Критерии оценки реферата

1.Соответствие содержания теме реферата.

2. Глубина проработки материала.

3. Правильность и полнота использования источников.

4. Соответствие оформления реферата стандартам.

Промежуточная аттестацияпо дисциплине включает сдачу зачета. Зачет проводится в соответствии с программой учебной дисциплины «Социальная статистика». Форма его приема ( письменная, устная, письменно-устная, тестирование ) определяется кафедрой.

Примерные вопросы к зачету

1. Предмет исследования в социальной статистике.

2. Актуальность солильных проблем.

3. Задачи социальной статистики.

4. Объекты социальной статистики.

5. Характеристика состава населения.

6. Методы изучения динамики состава населения.

7. Семья в системе общественных отношений.

8. Семья и домохозяйство элементы структуры населения.

9. Типология семей и домохозяйств.

10. Прогнозирование структуры домохозяйств.

11. Понятие и уровень жизни населения.

12. Социальные нормативы и потребности.

13. Задачи изучения уровня жизни.

14. Общая оценка уровня жизни.

15. Состав доходов.

16. Показатели доходов.

17. Дифференциация доходов.

18. Индексация доходов.

19. Потребление населения.

20. Показатели потребления.

21. Объем и структура потребления товаров и услуг.

22. Потребительский бюджет и потребительская корзина.

23. Динамика потребления населения.

24. Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств.

25. Характеристика жилищных условий.

26. Финансирование жил. фонда.

27. Статистика транспортного обслуживания населения, услуг связи.

28. Рынок жилья.

29. Бюджет времени.

30. Использование свободного времени.

31. Условия занятости и безработицы.

32. Трудоустройство населения.

33. Состав безработных.

34. Состав занятых.

35. Содержание труда.

36. Показатели здоровья населения.

37. Характеристика производственного травматизма.

38. Клиническая статистика.

39. Уровень образования населения.

40. Система обучения.

41. Дошкольное воспитание и школьное образование.

42. Профессиональное образование.

43. Статистика культуры, искусства, отдыха.

44. Обеспеченность населения информацией.

45. Потребление населением услуг культуры, искусства, туризма.

46. Понятие и моральная статистика.

47. Правовая статистика.

48. Задачи статистики политической жизни.

49. Показатели статистики политической жизни.

50. Характеристика общественного мнения.

 

 

Критерии оценки знаний на зачете

Оценки «зачтено» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое знание учебного программного материала, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, глубоко усвоивший основную литературу и изучивший дополнительную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических и семинарских занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению, ответ отличается точностью использованных терминов, материал излагается последовательно и логично, не допускающий в ответе существенных неточностей и ошибок.

Оценка «не зачтено»выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях или отсутствие знаний по значительной части основного учебно-программного материала, не выполнившему самостоятельно предусмотренные программой основные задания, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не отработавшему основные практические и семинарские занятия, допускающему существенные ошибки при ответе и который не может продолжить обучения без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Кафедра имеет право разрешить преподавателям проставлять оценку «зачтено» без процедуры проведения зачета тем студентам, которые не пропускали семинарские занятия и активно участвовали в них, успешно выполняли практические задания.

 

 

8. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Социальная статистика: учебник /под. ред. И.И. Елисеевой.-М.:Финансы и статистика,2002.- 480с.

Дополнительная литература

1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2002. – 463 с.

2. Ефимова М.Р., Ганченко О.И., Петрова Е.В. Практикум по общей теории статистики: Учеб пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003, — 336 с.

3. Национальное счетоводство: Учебник. – 2-е изд. / Под ред. Б.И. Башкатова. – М.: Финансы и статистика. — 2002. – 608 с.

4. Практикум по теории статистики: Учеб. пособие / Под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика. — 2002. – 416 с.

5. Салин В.Н. Статистика финансов: Учебник. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика. – 2002. – 816 с.

6. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. – М.: Юристъ.- 2001. — 461 с.

7. «Вопросы статистики», — 2011. — № 1-12.

8. Рябушкин Б.Т. Национальные счета и экономические балансы: Практикум: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 256 с.

9. Сводный статежегодник Курской области. 2010: Статистический сборник / Курский областной комитет государственной статистики. – Курск, 2011. – 533 с.

10. Теория статистики / Под ред. Р. А. Шмойловой. – 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика. – 2002. – 560 с.

11. Шерстнева Г.С. Социальная статистика: конспект лекций / Г.С. Шерстнева. – М.: Эксмо, 2009. – 160 с.