Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия молодых специалистов с пациентами в учреждениях здравоохранения
Коммуникативная компетентность как основа эффективного взаимодействия медработника и пациента
Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. Кроме того, лицами, вовлечёнными в контакт с пациентом, могут быть врач, психолог, медсестра, социальный работник.
В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и больным, медсестрой и больным. Образуется, по словам И. Харди связь «врач, сестра, больной». Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с психологическими и эмоциональными факторами.
Отношения между врачом и больным являются основой любой лечебной деятельности [10].
Цель контактов между медицинским работником и пациентом – медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность и важность контактов в системе взаимодействия медработник – пациент.
Однако не следует понимать, что существует заинтересованность в таком взаимодействии лишь со стороны пациента. Медработник не в меньшей мере заинтересован в оказании помощи больному, ведь эта деятельность является его профессией. У медработника есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом, которые позволили ему выбрать медицинскую профессию.
Для того чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты подобного взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медсестры.
Можно говорить о значимости для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медработниками такого понятия, как коммуникативная компетентность, т.е. способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнёрами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Следует отметить, что коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача и медсестры. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна и для самого больного.
При хорошем контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.
Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека.
В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагностировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента [7].
Организация работы медицинского психолога с родственниками пациентов ...
... членов его семьи к совместной деятельности. Целью совместной работы на первом ... врача-нарколога, с участием работников наркоцентра: специалистов по социальной работе, культработников организовали лагерь реабилитации семейных отношений ... в комплексной медико-психологической помощи пациентам, зависимым от ПАВ в ... занятиях в НЛРЦ - наркологического лечебно-реабилитационного центра г. Лесосибирска: 1. ...
Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля. Это, например, пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, органов дыхания, почек и др. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.
Но не только эти факторы сказываются на психологической атмосфере и состоянии пациента. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. И, кроме того, в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.
В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию [27].
Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии. В их жалобах, помимо обусловленных основным заболеванием, много неврозоподобных. Например, жалобы на слабость, вялость, быструю утомляемость, головную боль, нарушение режима сна, страх за своё состояние, чрезмерную потливость, сердцебиение и др. Отмечаются даже различные аффективные нарушения в виде периодически возникающей тревоги и тоски различной степени выраженности.
Такие нарушения часто наблюдаются у больных с гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцати перстной кишки. А неврозоподобная симптоматика часто может маскировать клинику основного заболевания. В результате этого феномена больные люди обращаются к специалистам различного профиля.
В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» обращении с пациентом. И в противовес к этому, к сожалению, приходится слышать о «бездушном», «плохом» или «холодном» отношении к больным людям. Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медработников. Различия взглядов медработника и больного.
Различия точек зрения медработника и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и другими факторами.
Например, врач склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез для дальнейшего определения предпосылок для дальнейшего соматического исследования и т.д. А для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни.
Основные методы обследования больного
... меры 2. Объективные методы обследования пациента Объективные методы больного позволяет получить сумму достоверных симптомов, ... и нижние конечности). Положение больного Активным называется такое положение больного, когда больной в состоянии самостоятельно вернуться, ... жизни больного - анамнез жизни - часто имеют большое значение для определения настоящего заболевания. Необходимо выяснить ...
В связи с этим, врач должен рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен даже постараться прочувствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении.
Различия же во всех взглядах и точках зрения врача (медсестры) и пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными соцролями. Однако, врачу (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс [25].
Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше его понять. Понять, что происходит в душе, мыслях больного человека. Врач должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.
В настоящее время многие специалисты считают, что необходимо постепенно из процесса общения и лексикона вывести такие понятия, как «больной», заменив понятием пациент, ввиду того, что само понятие «больной» несёт определённую психологическую нагрузку. А обращения к заболевшим людям типа: «Как ваши дела, больной?», применять недопустимо, и необходимо стараться повсеместно заменять такого рода обращения к пациенту обращениями по имени, имени отчеству, тем более, что само имя для человека, его произношение, является психологически комфортным.
Общение с пациентом – важнейший элемент процесса лечения.
Искусство собирания анамнеза – нелёгкое искусство. Выражаясь языком психологов, это управляемый разговор, предназначенный для сбора анамнестических данных, причем управлять разговором следует незаметно. Больной, с которым проводится беседа, не должен этого чувствовать. В процессе сбора анамнеза у него должно создаваться впечатление непринуждённой беседы. При этом врачу необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, убедиться в достоверности показаний, не обижая больного недоверием, помочь вспомнить, не внушая. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни.
Во время расспроса больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов, потворства неразумным капризам и требованиям некоторых больных. Иными словами, нельзя предложить стандартную форму разговора медработника с пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение.
Особое внимание следует обратить на больных престарелого возраста и детей. Отношение врача или медсестры к ребёнку, пациенту зрелого возраста и старику, даже при одинаковой болезни, должно быть совершенно различным, что обусловлено возрастными особенностями этих больных.
Взаимодействие между пациентом и врачом не есть нечто навсегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот – положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником [12].
Базаров. Новый тип личности посткризисного периода. УП.3.10
... есть понятие «иррадиация» — боль выходит за пределы больного органа и может отдаваться в другой части тела. Задача медика: понять ... му. Часто основные решения принимаются непосредственно в ходе общения — нет возможности разделить процесс генерации идей и процесс их ... широком смысле — как вся система значений языка, используемая для общения. Порой мы сталкиваемся с редукцией человека — сведением ...
Психологическая характеристика видов взаимодействия медицинского работника с пациентами
Положение и роль молодого специалиста в учреждении здравоохранения приобретает в наше время большее значение.Больной у него ищет понимания и опоры. Работа молодого специалиста связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Очень важно установить контакт с больным. Молодой специалист постоянно находится среди больных, поэтому его четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, его доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие. Молодой специалист должен уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должен стремиться решать эти проблемы. [11]
Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство врача и других специалистов. При этом результатом расширяющихся и углубляющихся сведений в современной медицине является повышенное значение специализации, а также создание различных ответвлений медицины, направленных на определенные группы заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения. Можно отметить, что при этом специализация несёт с собой определенную опасность суженного взгляда врача на больного.
Сама медицинская психология может помочь выровнять эти отрицательные стороны специализации благодаря синтетическому пониманию личности больного и его организма. А квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности врача. Можно отметить определение доверия больного к врачу, которого придерживаются многие медицинские сотрудники: «Доверие к врачу – это положительное динамическое отношение больного к врачу, выражающее предыдущим опытом обусловленное ожидание, что врач имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом».
Глава III. Общение и взаимодействие людей
... совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. Межличностные отношения отражают всевозможные, субъективные проявления человека в процессе его взаимодействия с различными объектами внешнего мира, не ... являясь по своей служебной роли начальником n-отдела, она, заболев, выполняет предписания врача, оказавшись в роли покорной жены; принимая же гостей, она радушная хозяйка… ...
Для проявления доверия к медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляции, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит врача неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде пациенты склонны прощать только тем медработникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие. [4]
Медработник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен. В основном, в тех случаях, когда его манера поведения – настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Следует отметить, что принимая серьёзное решение, врач должен представлять себе результаты такого решения, последствия его для здоровья и жизни пациента и повышать в себе чувство ответственности.
Особые требования к медработнику предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой лечиться или даже личным оскорблением его со стороны больного, если состояние пациента не улучшается. Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако, без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда – над больным», известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.
Имеются факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали своё поведение по отношению к другим. Это достигалось как путем собственных усилий, так и при помощи других людей. Однако это требует определённых психологических усилий, работы над собой, определённого критического отношения к себе, которая для медработника есть и должна быть сама собой разумеющейся.
Отметим, что медработник – молодой специалист, о котором больные знают, что он обладает меньшим жизненным опытом и меньшей квалификацией, находится при поиске доверия больных и в более невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, имеющими опыт работы. Но молодому специалисту может помочь сознание того, что этот недостаток преходящий, который можно компенсировать добросовестностью, профессиональным ростом и опытом.
Следует отметить, что личные недостатки медработника могут привести пациента к мысли, что врач или медсестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей. [2]
Вообще, уравновешенная личность медработника является для пациента комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в процессе его лечения, выздоровления, реабилитации. Медработник может воспитывать и формировать свою личность, в том числе и наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно. Скажем, по разговору, оценке мимики, жестов больного. Также и косвенно, когда о взгляде на своё поведение он узнаёт от своих коллег. Да и сам может помогать своим коллегам направлять их в сторону более эффективного психологического взаимодействия с пациентами.
Оказание медицинской помощи без согласия пациентов
... медицинская помощь оказывается без согласия пациентов. Кроме того, состояние сознания пациента может не позволить получить его согласия на выполнение экстренного медицинского вмешательства. Действия врача в ... подобных случаях мы и рассмотрим ниже. Глава 1. Законодательство по вопросу оказания медицинской помощи без согласия пациентов 1. Конституционные ...
Выделяют следующие виды общения:
(Психология общения медицинского работника и больного (Самыгин. С.И)
1. «Контакт масок» – это формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используя привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.).
Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач – не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.
2. Примитивное общение. Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – отталкивают. Подобный вид общения может встречаться в рамках манипуляционного общения врача и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидендов. Например, больничного листа, справки, формального экспертного заключения и др. С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию врача – в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача. Например, руководитель. Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.
3. Формально ролевое общение. Регламентированными оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Подобный выбор рода общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой. Например, у участкового врача на приёме.
4. Деловое общение. Общение, учитывающее особенность личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения. При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний, и он склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.
5. Духовное межличностное общение. Подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения. Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает такого контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медработника.
6. Манипуляционное общение. Также, как и примитивное, направленно на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов. Многим может быть известен манипулятивный приём, чаще называемый «ипохондризацией пациента» [16]. Суть его заключается в преподнесении заключения врача о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения тяжести обнаруженных расстройств. Целью такой манипуляции может быть: снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с избеганием медработником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента демонстрация необходимости дополнительных и более квалифицированных воздействий со стороны медработника с целью получения вознаграждения.
Общение медработника и пациента, в принципе можно назвать вынужденным общением. Так или иначе, но основным мотивом встреч и бесед больного человека с медработником становится появление у одного из участников такого взаимодействия проблем со стороны здоровья. Со стороны врача и медсестры существует при этом вынужденность выбора субъекта общения, которая обусловлена его профессией, его социальной ролью. И если обращение пациента к врачу, обусловлено, как правило, поиском медицинской помощи, то заинтересованность врача в пациенте объясняется соображениями его профессиональной деятельности.
Сестринская помощь при начальной стадии ВИЧ-инфекции
... 1.5 Диагностика заболевания 1.6 Основные принципы лечения 1.7 Реабилитационные мероприятия 1.8 Сестринская помощь при начальной стадии ВИЧ - инфекции. Глава II. Исследование проблем раннего выявления ВИЧ ...
Вывод:
Как и в обычной жизни, так и в лечебной деятельности, существует общение. В обоих случаях оно имеет определенное значение и психологические особенности. В лечебной деятельности различают несколько видов общения между медработником и больным. И только от медработника зависит то, какой вид общения будет у него с пациентом. Но в любом случае врач или медсестра должны соблюдать определённую тактику по отношению к больному и, главное, медработник, как личность, должен обладать определёнными особенностями во всех отношениях, чтобы заслужить доверие пациента к себе. Ведь без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между медработником и больным
Соврершенствование взаимодействия медицинских работников с пациентами посредством реализации национальных медицинских проектов
Для реализации предложений Президента РФ по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации был разработан проект «Здоровье», который получил название «национального приоритетного проекта, стартовавшая 1.01.2006 года
Основная задача проекта — улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации.
В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.
Основное внимание планируется уделить укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы) — увеличению зарплаты участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов [6].
Продолжающаяся реализация национального проекта “Здоровье” позволяет ожидать дальнейшее повышение качества и доступности медицинской помощи жителям России, что, безусловно, благоприятно скажется на демографической ситуации в стране.
Национальный медицинский проект Российской Федерации предполагает создание региональных нейрохирургических Центров, обеспечивающих доступность современных технологий (например, стереотаксической нейронавигации, интраоперационной нейровизуализации в режиме реального времени, микроманипуляций, нейроэндоскопии и телемедицины).
Состояние здоровья населения в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста, статистика приведена от первого полугодия 2015 года
Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника
... пациента; 2) рассмотреть роль медицинской сестры в первичном секторе здравоохранения; 3) изучить специфику медицинской сестры в первичном секторе здравоохранения; 4) охарактеризовать принципы общения медицинского работника с пациентом; ... опыт работы. Но молодому специалисту может помочь сознание того, ... в повышении качества и доступности медицинской помощи. Результаты деятельности многих лечебно- ...
Общение всегда сопровождает деятельность взаимодействующих индивидов и является, таким образом, «деятельностью в деятельности». Продуктивное общение благоприятно сказывается на совместной деятельности. Непродуктивное общение может, наоборот, прервать ее.
Взаимодействие в системе врач–пациент, должно отвечать одному из основных принципов ассертивности, который предполагает очень внимательное отношение субъекта взаимодействия к себе и партнеру и должно подчеркивать чувство собственного достоинства субъектов общения.
Без сомнения, взаимодействие врача и пациента многогранно. Это большой комплекс психологических и морально-этических проблем, с которыми врачу приходится постоянно сталкиваться. Пациент и медработник – равноправные участники лечебно-диагностического процесса. От профессионального уровня медицинского работника, от информированности пациента, степени доверия и согласия между ними и осознано принятых пациентом решений зависит успех лечения и, в конечном счете, жизнь пациента.
В ГУЗ ТО «Ленинская районная больница» каждый четвертый врач — молодой специалист. Екатерина З. — реаниматолог. Медицинское образование получила в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова, а потом вернулась в Тульскую область и включилась в программу привлечения молодых специалистов в сельскую местность. За 4 года реализации программы «Сельский доктор» в ГУЗ ТО «Ленинская районная больница» пришли работать 12 специалистов, причем, самых редких специальностей – фтизиатрия, рентгенология, участковые терапевты. В этом году в больнице ждут еще трех молодых врачей: двух реаниматологов и травматолога. В этом году по целевым направлениям, полученным в рамках специальной областной программы, поступили в медицинские вузы девять выпускников школ Киреевского района. В соответствии с заключенными контрактами, в период учебы они будут проходить летнюю практику (и интернатуру по специальности) в ЦРБ. Надо сказать, что реализация данной программы сыграла значительную роль в снижении остроты дефицита кадров в районной системе здравоохранения, а в недалеком будущем должна и вовсе решить данный вопрос.
Коммуникативные аспекты взаимодействия молодых специалистов с пациентами: опыт учреждений здравоохранения Тулы и Тульской области
Доктор В.В. Волков является врачом ГУЗ ТО Тульская областная клиническая больница, а также признанным авторитетом среди врачей Тулы и области. О своем опыте общения с врачами в качестве больного он говорит: «Во время процедур, необходимых для диагностики и лечения, я имел дело с самыми разными медицинскими специалистами, которые кардинально различались по стилю общения со мной как с пациентом. Одни в процессе коммуникации были нерешительными и не определившимися. Но в этом нет ничего удивительного, так как многие из них еще учились и не выработали свой профессиональный стиль, либо не приобрели тот объем знаний, который необходим для независимой работы в медицине. Другие, подобно хирургу, который имплантировал кардиостимулятор, были самоуверенны и высокомерны. Я надолго запомнил его фразу: «Вы имеете дело с великим хирургом!». Мне потребовалось несколько недель, чтобы получить кардиостимулятор, запрограммированный так, чтобы он отвечал моим потребностям относительно уровня активности, к которому я привык. Теперь я могу завершить отложенные домашние дела, и уже практически восстановил тот образ жизни, который я вел до возникновения проблем с аритмией. Я очень благодарен всем врачам, которые занимались моим здоровьем. Самое большое впечатление произвело общение с хирургом. Чтобы добиться максимального успеха, мне пришлось провести с хирургом несколько серьезных бесед. Он достаточно быстро пришел к выводу, что я являюсь таким же, как и все остальные пациенты, и категорически отверг мои жалобы и предположения о том, что что-то идет не так, и требуется больше обследований. Тогда я переключился на заведующего отделением, который придерживался другой линии поведения – он всячески показывал свое сочувствие, доверие, честность и наличие большого клинического опыта. Опыт общения с медицинскими специалистами, обладающими разнообразными подходами, уровнями доверия и способностями выражать себя, заинтересовал меня и побудил выяснить ответ на вопрос – какую роль коммуникация играет в успешном контакте между врачом и пациентом? Не только язык, но и манера, в которой обращаются к пациенту, играет большую роль не только в доверии, с которым пациент относится к лечению, но и в самом факте того, насколько эффективной является коммуникация. В последние несколько лет мне повезло работать со многими студентами и молодыми людьми, желающими стать слухопротезистами. Согласно моим наблюдениям, одни из них были неуверенными в себе и не слишком общительными, а другие ударялись в иную крайность и позиционировали себя как слишком самоуверенные. Мне представляется, что я предпочел бы такого консультанта, который был бы честным, открытым и уверенным, но не высокомерным. В ходе моего лечения я столкнулся с врачом, который, хотя и был заведующим отделением и хорошо разбирался в вопросах аритмии, не стеснялся во время консультации звонить в техническую поддержку по поводу имплантируемого устройства, когда у него возникли вопросы относительно новейшей версии программного обеспечения, и не побоялся сказать мне о том, что первоначально программирование устройства было проведено не совсем так, как требовалось. Консультируя пациентов, мы должны спрашивать себя, что нашим пациентам нужно знать, что они хотят знать, и сколько знаний они готовы принять в конкретный момент времени. Наш стиль поведения и содержание беседы в каждом случае должны хорошо согласовываться с ожиданиями клиента. Если мы ведем себя неуверенно, не смотрим в глаза, не выражаем чувства озабоченности и сопереживания по поводу пациента и не радуемся его успехам, мы не способны достичь того уровня коммуникации, который требуется для успешного выполнения профессиональных обязанностей».
Лечение в психиатрии
... Целью настоящей работы стало рассмотрение основных принципов проведения рациональной терапии психически больных пациентов. Прежде всего несколько слов о значении данного вопроса. Как известно, адекватность ... приемов рационального использования лекарств не всегда заметно, когда речь идет о лечении хронических заболеваний или когда трудно объективизировать динамику лечебного процесса. К таким ...
Все эти навыки редко встречаются у молодых специалистов, если это не является просто чертой характера. Их наставникам также трудно развивать у обучающихся определенные коммуникационные навыки, но не невозможно. Ясная, четкая и конструктивная обратная связь относительно эффективности человека как участника коммуникации позволяет подчиненному реалистично оценивать свои способности, учит его относиться к пациентам с пониманием и состраданием, но в то же время быть уверенным в своих знаниях предмета.
Выстраивая тактику общения с людьми разного возраста, не следует забывать о следующем: если разговорный тон, который может быть уместен при беседе с 25-летним человеком, использовать для консультации 60-70 летних людей, клиент может неправильно понимать сказанное. То, что должно быть уверенным и декларативным заявлением относительно плана лечения, может восприниматься как вопрос.
Заключение
В основе оказания медицинской помощи лежит доверие между пациентом и медицинским работником. Поэтому принципиально важным является создание психологически благоприятной среды, содействующей привлечению и удержанию пациентов в рамках программ оказания специализированной медицинской помощи. Несмотря на то, что обеспечить качество медицинской помощи невозможно без современных медицинских технологий, в настоящее время на первое место выдвигается соответствие оказанной помощи имеющимся потребностям пациента и его ожиданиям.
Особое внимание следует обратить на больных престарелого возраста и детей. Отношение врача к ребёнку, пациенту зрелого возраста и старику, даже при одинаковой болезни, должно быть совершенно различным, что обусловлено возрастными особенностями этих больных.
Взаимодействие между пациентом и врачом не есть нечто навсегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот – положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником.
Молодой работник здравоохранения проводит больше времени с пациентом, и поэтому его роль при общении с больными имеет большое значение. Следовательно, личность врача, стиль и методы её работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними важный элемент не только лечебного процесса, но и психологического общения медицинского работника и больного.
Без сомнения, взаимодействие врача и пациента многогранно. Это большой комплекс психологических и морально-этических проблем, с которыми врачу приходится постоянно сталкиваться. Пациент и медработник – равноправные участники лечебно-диагностического процесса. От профессионального уровня медицинского работника, от информированности пациента, степени доверия и согласия между ними и осознано принятых пациентом решений зависит успех лечения и, в конечном счете, жизнь пациента.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Список литературы
1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: Кафедра-М, 2012. – 272 с.
2. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. «Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования». Учебное пособие. — М.: ГАУ, 2011
3. Аминов Н.А., Суслаков Б.А. Диагностика в социальной рабо-те.//Российская Энциклопедия социальной работы. — М., 2011. — Т. 1. — С. 156 — 162.
4. Андреева Г.М. и др. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов.-М.: Аспект-Пресс, 2013.-288с.
5. Акопян А.С., Дарсигова Р.Б., Шиленко Ю.В. Проблемы структурного реформирования здравоохранения: отношение руководителей и специалистов // Проблемы управления здравоохранением — 2012. № 4 (5).
– С. 26-32.
6. Быкова И. Качественная медицинская помощь – каждому жителю края // Красноярские ярмарки – 2014. № 2 (9).
7. Виденкина Д. Новые перспективы льготного здравоохранения // Лица Сибири — 2012. № 1.
8. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и publicrelations- С-П.: Издательский дом Бизнес-пресса, 2011.
9. Володин В., Полесский В., Минаков В. Менеджер социальной сферы // Медицинский вестник – 2011. 09 авг. № 22.
10. Воробьев А.А., Деларю В.В., Куцепалов А.В. Влияние информированности пациента на структурирование взаимоотношений в системе врач—пациент // Социология медицины – 2014. №1. – С. 39-44.
11. Воробьева Д. Несчастная частная медицина // Коммерсант – 2014. – 30 апр. № 078. – С. 13.
12. Вялков А.И.,Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения – М.: изд. дом ГЭОТАР-МЕД, 2012.
13. Доленко Н. Силой общественного мнения // Медицинский вестник – 2012. № 19.
14. Злобина В.Н. Оптимизация лекарственного обеспечения в системе обязательного медицинского страхования // Информационно-методический вестник Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования — 2011. – фев. №9. – С.120-122.
15. Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия PublicRelations– М.: Альпина Паблишер, 2012.
16. Малых С.Б., Кутузова Д.А. Cтресс.// Вестник практической психологии образования. — № 1. – 2013.- С. 28-33
17. Межличностные аспекты сестринского дела Учебное пособие: Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой.:– М.:ГЭОТАР МЕД, 2013.- 40 с.
18. Морозов П. Н. Актуальные направления современных медико-социологических исследований деятельности больничных лечебно-профилактических учреждений // Социология медицины – 2014. №2. – С. 31-34.
19. Павлова В. Из связи в князи // Известия – Красноярск – 2014. -14 окт.
20. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива, Учебное пособие для студентов пед. институтов, М.: Просвещение, 2014. – 642 с.
21. Симова А. Красноярские бюджетники будут самыми богатыми // Комсомольская правда – Красноярск – 2014. – 5 авг. – krsk.kp.ru
22. Скотт М. Катлип, Ален Х. Спенсер, Глен М. Брум. Паблик рилейшнз: теория и практика — Вильямс, 2011.
23. Столбов А.П. Информационные технологии и управление ресурсами здравоохранения в условиях ОМС // Вестник КФОМС 2012. – 1 дек. № 23.
24. Силуянова И.В. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма // Экономика здравоохранения. — 2011. — № 1. — С.5-8
25. Степанов В.В. О состоянии научных исследований по организации работы среднего медицинского персонала // Главная медицинская сестра. – 2010. – № 10. – С. 87–92.
26. Трунов Д. Г. И снова о профессиональной деформации. // Психологическая газета. № 6. 2015. С. 32-34
27. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме.// Журнал практического психолога. — № 5. – 2015. – С.84
28. Трунов Д.Г. Профессиональные деформации. // Психологическая газета. — № 1. – 2012. – С.12-13
Приложения
Приложение 1.
Легко ли быть молодым специалистом?
— Я думаю, что нелегко, судите сами: после окончания медуниверситета из 12 пришедших на работу к нам человек остаются только двое, остальные уходят месяца через 2-3, поняв, что или ошиблись в выборе профессии, или же их не устраивает мизерная зарплата. Вообще, врач — профессия особенная. Кроме знаний, которые медик получает в вузе, он должен обладать природным даром, талантом, чувством сострадания и в то же время холодным расчетом. Без этих качеств он просто не сможет лечить. Принимая на работу, мы в первую очередь с удовольствием берем молодых специалистов из семей медиков. Кому, как не им, знать тяжелый труд врача! Человеческие судьбы, счастье выздоровления и горе потери, удачи и неудачи — через все это ему приходится проходить.
В целом наша молодежь замечательная, грамотная. Я это знаю не понаслышке. 27 процентов коллектива нашей клиники — молодые врачи.
— Уходят ли они в частные клиники?
— Скорее совмещают работу в нашем и в частном медицинском учреждении. И это нормально. По-настоящему стать профессионалом своего дела можно только в такой больнице, как наша. Здесь и поддержат, и подскажут, помогут.
Нагрузка у наших врачей очень большая. Они, для того чтобы получать более-менее достойную зарплату, вынуждены брать дополнительные дежурства. В итоге к 35 годам врач основательно выматывается. Несправедливо обошлись и с прибавкой к зарплате медиков. В результате этой программы многие прекрасные специалисты стационарных клиник перекочевали в поликлиники. Можно подумать, что у нас работы меньше… Нельзя было так разобщать ряды медицинских работников. Уж если прибавлять, то всем.
— Я хочу поднять вопрос жилья для молодых специалистов, — переключается Кристина Антонова, врач-токсиколог. — Мои родители рассказывали, что в свое время они, закончив институт, как молодые специалисты имели право на получение жилья. Почему бы эту практику не возобновить? Пусть давали бы хотя бы ведомственное жилье или общежитие квартирного типа с последующим переходом (после определенного времени отработки на одном месте) его в собственность. Тогда и молодые специалисты держались бы (пусть даже за небольшую зарплату) за свою работу. Не было бы и такой текучести кадров среди них. Словом, проблем много, и их надо решать.
Вот такой разговор состоялся у нас. Говорили мы и о путевках в санатории для молодых специалистов, и о проблеме демографии, и о плате за обучение в вузах, и о том, что неплохо было бы, если б молодым специалистам выделяли «подъемные», и, конечно же, о том, как много делается Правительством Башкортостана для того, чтобы молодым людям жилось лучше. Но в то же время, наверное, и самой молодежи не следует быть пассивной, ожидая, когда твои проблемы кто-то решит, ведь, как известно, «под лежачий камень вода не течет»…
Приложение 3
Опрос в целях оценки уровня удовлетворенности граждан оказанием медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения Тульской области.
Приложение 4.
«Бархатное поглаживание» — релаксационый тренинг.
Модификация известной технологии В. Венгер, Р. Поу.
Каждый человек, будь то взрослый или ребенок, по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть общие черты: беспокойство, страх, повышенная возбудимость, раздражительность. Одним из превосходных методов для преодоления этого является игра «Бархатное поглаживание».
Цель: развитие релаксационных навыков пациентов.
Задачи: повысить успешность адаптации, предупредить или преодолеть чрезмерное эмоциональное напряжение и в результате оптимизировать функциональное состояние, обучить релаксационному навыку посредством техники саморегуляции.
Оборудование и материалы: удобные стулья и кусочки качественного плотного бархата приятных цветов или игрушки приятной фактуры по количеству участников, ароматические масла (грейпфрут, мандарин, роза); магнитофон с приятной и спокойной музыкой; для каждого участника цветные карандаши (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный) и 1/2 листа формата А4, разделенные с одной стороны на две части вертикальной линией.
Знакомство-«презентация»
Проводится в начале встречи с целью создания более дружеской и комфортной обстановки. По кругу каждый называет свое имя, фразу (или слово) и действие, характеризующее его как личность.
Разминка «Ладошки»
Участники тренинга располагаются на стульях, создавая общий круг. Затем делятся на пары и играют в ладошки, опираясь на свои детские воспоминания об этой игре.
Потом игра продолжается в общем кругу: вначале участники хлопают в ладоши перед собой, затем об колени, а потом, разводя руки в стороны, хлопают в ладоши находящихся рядом участников. Так не менее пяти раз. Затем игру можно усложнить.
Мини-лекция в образах
ОБРАЗ № 1. Саженец в горшке, рядом вырыта лунка для посадки. Дерево при пересадке на новое место испытывает стресс, и для того чтобы снизить его и ускорить процесс приживания, садоводы-профессионалы используют свои секретные приемы. Так же и человек, взрослый или ребенок, чувствует себя неуютно в сменившейся обстановке и среди незнакомых людей, испытывает стресс либо эмоциональное напряжение. И человеку, как и растению, необходима помощь.
ОБРАЗ № 2. Береза с обломанной веткой и ладонь с горстью земли. Когда у дерева обламывают ветку, случайно или намеренно, оно получает травму и испытывает стресс. Для того чтобы снизить негативные последствия этого, садовник может замазать это место землей или обработать известью. Благодаря этому приему у дерева быстро заживает трещина, и оно будет расти дальше.
Мы знаем, что сроки и успешность адаптации человека в незнакомом для него обществе зависит от адаптационных возможностей организма человека и своевременности психопрофилактики и психореабилитации.
Для того чтобы повысить успешность адаптации, предупредить или преодолеть чрезмерное эмоциональное напряжение и в результате оптимизировать функциональное состояние, предлагается один из несложных релаксационных приемов — игру «Бархатные ручки».
ХОД ИГРЫ
Ведущий. Прежде чем вы опробуете этот метод на себе, прошу в левой половине листа нарисовать на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) и раскрасить ее в тот цвет, на котором остановился ваш взгляд (отражение своего настроения).
Для того чтобы еще больше пробудить воспоминания о том, какими вы были в детстве, предлагаю следующий прием. (Включается спокойная музыка.)
Релаксация «Погружение в детство»
Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию.