СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

25

[ИК 92. Коган В.З. Информационное взаимодействие (Опыт анализа субъектно-объектных отношений).

— Томск. — Изд-во Томского ун-та, 1980. – 194 с.

СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1.1. Общие замечания

Существенное внимание уделяется классу явлений, связанных с взаимодействием в физике. При этом классическая физика под взаимодействием понимала внешние механические связи между телами, современная же физика рассматривает взаимодействие не только как внешнюю связь, но и как внутреннее условие движения. В связи с этим высказывается мнение, что если классическую физику можно было назвать физикой сил, то современную физику следует считать „физикой взаимодействий” [199, 4]. Современная физика знает четыре общих класса взаимодействий – сильные, слабые, электромагнитные, гравитационные. По-видимому, эти классы в силу предельной общности могут быть развернуты в систему соответствующих подклассов.

Пристальное внимание, которое уделяет взаимодействию физика, не должно вводить в заблуждение и порождать мнение, что эта категория и скрытый за нею ряд явлений относятся только к компетенции физики. Отнюдь нет и даже наоборот: «Взаимодействие – всеобщая форма связи тел и явлений» [80, 250].

Имеется и другая, весьма важная характеристика взаимодействия как процесса.

Картезианское представление о взаимодействии заключается в рассмотрении данного всеобщего процесса как близкодействия. Именно такой была точка зрения Декарта. Марксистско-ленинская философия указывает на ограниченность этой точки зрения и настойчиво подчеркивает то обстоятельство, что в отношениях взаимодействия могут состоять объекты, находящиеся и на значительных расстояниях друг от друга [199, 17-26]. И в этом смысле необходимо четко разграничивать понятия сосуществования и взаимодействия. Факт, что некие объекты сосуществуют, может служить аргументом в пользу предположения о том, что они могут взаимодействовать. Отсюда сосуществование в рамках одного временного интервала – важное, но не единственное условие взаимодействия.

Более того, сосуществование отнюдь не является обязательным условием для осуществления взаимодействия. Представляется несколько упрощенный взгляд, согласно которому нет смысла говорить о взаимодействии применительно к процессам, развертывающимся во времени. Концепция, ставящая знак равенства между сосуществованием и взаимодействием, по существу не видит движения объектов, их развития. Между тем взаимодействие обусловливает не только одномоментное бытие тел, но и их развитие, да и само взаимодействие есть не что иное, как процесс [199, 93].

5 стр., 2329 слов

Физика и паранормальные явления

... одной из возможных причин этого явления, поэтому для детального описания ПЯ в физике (в первую очередь квантовой) ищутся ... такие возможности, которые позволяют происходить явлениям с нужными ... господствовала система Аристотеля, которая объясняла причины всех физических явлений. Существовали ли отдельные факты, по существу противоречившие ...

Именно представление о взаимодействии, как о процессе, позволяет выделить его участников, выступающих в качестве субъекта и объекта. Силу специфики одного из видов социального взаимодействия, каким является инфовзаимодействие, необходимо также «развести» понятия «производитель информации и «субъект инфовзаимодействия».

Какую бы предметную область не исследовал диалектик, он непременно убеждается в справедливости слов Энгельса о том, что «когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества или нашу собственную духовную деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным» и что такой взгляд, хотя и верно схватывает общий характер всей картины явлений, все же недостаточен для объяснения тех частностей, из которых они складываются, а пока мы не знаем их, нам неясна и общая картина» [10, 20].

Отсюда следует, что общее утверждение о наличии информационного взаимодействия в обществе еще мало что говорит. Необходима постановка исследовательских задач, связанных с решением конкретных вопросов, с анализом реальных ситуаций и обстоятельств, сопровождающих производство, передачу и потребление информации.

1.2. Социальная форма движения материи и инфовзаимодействие

Анализ инфопроцессов должен основываться на непременном учете их специфики в связи с уровнями развития живой материи. Принципиальные различия между основными формами движения материи, характеризующимися существованием кибернетических систем, равно как и различия между не основными формами, входящими в основные формы, не могут не детерминировать соответствующих различий в типах и характерах инфопроцессов.

Инфовзаимодействие отсутствует в неживой природе, здесь есть только его провозвестники, простейшие виды взаимодействий. Инфовзаимодействие же возникает на той ступени материи, которая ознаменована появлением кибернетических систем, не способных существовать вне процессов производства информации, ее передачи и потребления.

Иными словами, здесь мы имеем дело с так называемой организованной природой (органический мир, общество, техника), «где все системы обладают целесообразной упорядоченностью, особой организацией обеспечивающей целесообразную же по своему характеру» [73, 111].

Однако сказать так – значит сказать слишком мало. Это общее утверждение нуждается в конкретизации. Дело в том, что каждому уровню развития кибернетических систем соответствует свой, специфический тип инфовзаимодействия. Здесь оказывается плодотворным обращение к основным и не основным формам движения материи, утонченным с позиций новейших данных современной науки.

Первые три разряда классификации – механическая, физическая и химическая формы – в данном случае представляют собой уровни доинформационных взаимодействий, информационное же взаимодействие характеризует собой следующие формы – биологическую и социальную. С усложнением форм движения усложняется и инфовзаимодействие – изменяется его структура, в него включается все большее число участников, при этом благодаря действию принципа преемственности старая структура в основном сохраняется, повергаясь развитию и совершенствованию.

2 стр., 830 слов

Формы и характеристики бытия

... » План занятия 1.Сознание: понятие, структура, характеристинформацию о мире 2. Субъективные психологические ... ущем _______________________________________________ 8. Материя-это__________________________________________________________ 13. Мир как движущийся, ...   Сознание существует в знаково-символической форме   Сознание связано со знаниями   ... процессов 2. Принцип движения и развития 3. ...

Следующая, социальная форма движения материи, вызывает к жизни новые типы и виды инфовзаимодействия, которые существуют наряду со старыми, появившимися в рамках предыдущей формы движения. Однако принципиальная сторона дела здесь заключается не в количественных изменениях, а в качественном скачке.

Основные, принципиальные различия заключаются, во-первых, в феномене осознанности инфопроцессов, появляющемся на уровне социальной формы движения материи. Осознанность представляет собой фундамент, на котором строится постепенно усложняющееся и развивающееся управление инфопроцессами, во-вторых, в возникновении языковой знаковой системы, вначале устной, а затем и письменной, благодаря которому появляется возможность передавать информацию не только при непосредственном общении, но и опосредованно, на значительные расстояния, а также от поколения к поколению.

Указанные принципиальные отличия социальной формы движения от биологической являются главными факторами появления социальной информации, существование которой невозможно без активной деятельности сознания и функционирования языковых знаковых систем.

1.3. Производитель информации. Субъект. Объект

Всякое производство предполагает наличие того, кто производит данный продукт, и того, для кого он предназначен, кто его потребляет. Производитель и потребитель любого продукта, в т.ч. и духовного блага, чаще всего разделены пространственно-временными расстояниями. При этом расстояния могут быть различными: от минимальных до весьма значительных. В первом случае имеет место передача духовного блага непосредственно производителем потребителю – «из рук в руки». Во втором случае наблюдается опосредованная передача, причем количество лиц и структур, опосредствующих передачу духовного блага, может быть сколь угодно велико.

Независимо от того, вступают производитель и потребитель духовного блага в непосредственные отношения или нет, они могут быть рассмотрены как крайние точки единого духовного производства, имеющие отношения к одному и тому же процессу – появлению на свет и потреблению благ определенного типа. Отсюда следует, что производитель и потребитель находятся в состоянии некоторого отношения, характеризуемого, в числе прочих, пространственно-временными признаками.

Поскольку информация входит в разряд передаваемых благ, это дает основания признать существование особого типа взаимодействия – информационного. Для краткости и удобства мы именуем его инфовзаимодействием.

Общая схема взаимодействия имеет некую структуру, направление, интенсивность, длительность во времени, протяженность в пространстве и т.д. Основными элементами структуры являются производство и потребление, в связи с которыми обозначены производитель и потребитель информации. В аспекте причинно-следственных отношений носителем активного начала является производитель, в силу чего он может рассматриваться как субъект процесса. В таком случае потребитель информации выступает в роли объекта процесса, ради которого приступает к производству информации субъект.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

При этом чрезвычайно важно. Что субъект инфовзаимодействия – личность, представляющая конкретный класс, социальный слой, социальную группу, активно влияющие на эту личность. В свою очередь, объект инфовзаимодействия также неизбежно является представителем определенных классов, социальных слоев, социальных групп. Это обстоятельство должно учитываться субъектом, без чего, собственно невозможно достижение поставленной им перед собой цели, а следователь, и общих целей инфовзаимодействия. Характер деятельности субъекта и передаваемой им информации постоянно соотносится со спецификой объекта. При этом чаще всего учитываются такие моменты, как принадлежность объекта к конкретным социальным структурам, место в профессионально-должностной иерархии, возраст, пол, место жительства, образование и соответственно определяемый им тезаурус и т.д.

Естественно, что перечисленные характеристики не обязательно должны учитываться и не учитываться одновременно. Здесь с полным правом можно привести слова, сказанные по другому поводу, но весьма точно обрисовывающие ситуацию: «Объект выступает перед…субъектом теми или иными своими сторонами, аспектами, под тем или иным углом зрения» [101, 43].

Момент взаимодействия здесь заключается в том, что субъект, передавая прямую информацию объекту, одновременно выявляет и получает обратную информацию относительно объекта и его изменений в результате взаимодействия. Обратная информация изменяет, уточняет представление субъекта об объекте, вследствие чего он вносит коррективы в методы формирования инфоблоков, способы их передачи и т.д. Иными словами, «взаимодействуя с объектом, субъект изменяет его и изменяется сам» [101, 39], т.е. обнаруживает, что его знания об объекте неполны, меняет свои способы деятельности и приобретает более полные знания об объекте, что и позволяет ему затем действовать с большим успехом, чем прежде.

Традиционное рассмотрение субъектно-объектных отношений заключается в подходе к этой проблеме с позиций гносеологии. В этом случае объект выступает как некое пассивное начало, подлежащее познанию, а субъект – как некое активное начало, познающее объект: «Философские понятие «субъект» фиксирует качественную определенность гносеологического отношения» [14, 85].

Однако есть и более широкие представления о существе категорий субъекта и объекта. В этом случае в субъекте видят не только познающую личность, но и личность, действующую в связи с осуществлением тех или иных социальных функций.

Выделение объекта инфовзаимодействия не является трудной задачей. Но зато выделение субъекта вырастает в проблему. И дело здесь упирается, прежде всего, в необходимость разведения или же, наоборот, сведения категорий субъекта инфовзаимодействия и производящего информацию. Естественным образом следует признать определяющую роль производящего, ибо от его деятельности в значительной степени зависит весь дальнейший ход взаимодействия: и передача, и потребление неизбежно будут нести на себе отпечаток успеха или неуспеха деятельности производящего.

Итак, некто участвующий в информациогенезе, создал на стадии производства информацию и придал ей вид, годный для передачи объекту инфовзаимодействия. Здесь-то и возникает проблема разведения (сведения) производящего информацию и субъекта инфовзаимодействия. Дело в том, что в этих двух качествах отнюдь не обязательно выступает одно и то же лицо или одна и та же социальная структура. Сказанное более всего относится к специальной информации, меньше к массовой и менее всего к личной. Специальная (деловая и научная информация обычно производится одними, а передается другими индивидами или социальными структурами. Следовательно, в данном случае категории производящего информацию и субъекта инфовзаимодействия чаще всего не совпадают.

21 стр., 10033 слов

«Психологический анализ продуктов деятельности субъектов образовательного ...

... полученную в ходе анализа информацию в психолого-педагогической деятельности. МОДУЛИ ПРОГРАММЫ Модуль 1. Психологический анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся. Модуль 2. Психологический анализ ... Модуль 5. Профориентационная диагностика. Модуль 1. Психологический анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся Цель – выявление психологических особенностей учащихся с помощью ...

До сих пор речь шла о совпадении (несовпадении) производящего информацию субъекта инфовзаимодействия лишь применительно к синхронному инфовзаимодействию. Если же обратиться к другому виду инфовзаимодействия, диахронному, то следует признать, что здесь проблема внешне решается однозначно. Казалось бы, производящий информацию естественным образом не может быть субъектом общего процесса хотя бы в силу того простого обстоятельства, что он отделен от объекта значительными временными интервалами, измеряемыми жизненными циклами целых поколений.

1.4. Осознание

Начнем с роли, которую играет факт осознания инфовзаимодействия в случае, передачи и потребления социальной информации. Реестр не основных форм движения материи, составляющих собой структуру социальной формы, как основной, достаточно велик, а иерархия их, очевидно, сложна. При этом все основные формы, участником которых является человек, неизбежно осознаются им. Производство, передача и потребление информации представляет собой осознанный процесс, характеризующийся тем, что субъект его действует на основании целеполагания и селективного отбора средств, способствующих достижению цели.

Обсуждение проблемы осознания инфовзаимодействия относится к числу далеко не простых задач.

Более или менее очевидны аспекты этой проблемы, когда речь идет о субъекте инфовзаимодействия. Поскольку речь идет об определении цели, выборе средств для ее достижения и последующих действиях, связанных со стремлением к конечному результату, факт осознания субъектом процесса всех этапов и процедур взаимодействия налицо.

Наиболее существенным здесь следует признать подход, направленный на исследование не просто проблемы осознаваемости, а такого ее аспекта, как осознание воздействия социальной информации объектом воздействия. Важность исследований в этой области подчеркивается тем обстоятельством, что уровень осознания, по существу, может рассматриваться как степень эффективности инфовзаимодействия.

Осознание как таковое стало рассматриваться в научной литературе сравнительно недавно, хотя впервые соображения по поводу тех или иных его сторон высказывалось уже давно. Чаще всего проблема осознания обсуждается в работах, посвященных деятельности СМИ и идеологическому воздействию, как одному из инструментов социального управления [138; 166; 207 и др.].

19 стр., 9222 слов

Общая психология (познавательные процессы)

... представление о которых является необходимым усло­вием успешного усвоения учебной информации. Самостоятельная работа студентов предполагает изучение и кон­спектирование рекомендуемой ... Психология. Б3.Б.2 Пояснительная записка Учебная дисциплина «Общая психология (познавательные процессы)» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего ...

Согласно существующей точке зрения «процесс осознания есть процесс раскрытия значения, смысла предметов и явлений, объективных связей их с другими предметами и явлениями» [207, 46]. Применительно к пропагандистской деятельности имеются высказывания относительно того, что «основное содержание воспринимающей деятельности в пропагандистском процессе составляет осознание, переживание и волеизъявление» [138, 322] и что если учитывать указанное обстоятельство, то знание способов восприятия позволяет более системно подойти к рассмотрению второго звена воспринимающего комплекса – реагирования, а через него и к проблеме эффективности инфовзаимодействия.

Осознанием считается понимание объектом инфовзаимодействия факта влияния информации на его взгляды и роли информации в выработке им приемов социальной ориентации.

Для того, чтобы определить характер осознания инфовзаимодействия, носитель данного явления должен быть рассмотрен в связи с характеризующими его признаками, в частности, принадлежностью его к той или иной социально-демографической группе.

Так состоит дело с осознанием, как одним из двух важнейших отличительных признаков, характеризующих инфовзаимодействие на уровне социальной формы движения материи. Второй важнейший признак – наличие развитых знаковых систем, используемых лишь в человеческом обществе, языков.

1.5. Фазы в инфовзаимодействии

Общий взгляд на проблему инфовзаимодействия в обществе позволяет отвлечься от вопросов, непосредственно связанных только с передачей информации, и представить все этапы процесса появления информации на свет, ее упорядочение, формирование в направленные блоки, передачи, и наконец, потребления.

Эвристические последовательность этапов инфовзаимодействия можно представить в виде следующих друг за другом фаз.

Предфаза. Это стадия, предшествующая собственно процессу производства и потребления информации. На стадии предфазы происходит контакт с базовым фактом, под которым понимаются свойства вещей, отношения объективного мира, проявляющиеся в процессе человеческой деятельности, будь то деятельность познавательная или преобразующая. При этом человеческая деятельность обусловливает избирательный характер информации, получаемой сознанием. Из всех отношений материального мира мышление отбирает только те отношения, которые выступают в процессе деятельности человека [88, 313]. Здесь можно сослаться на слова В. Гейзенберга, писавшего: «То, что мы наблюдаем, это не сама природа, а природа, которая выступает в том виде, в каком она выявляется благодаря нашему способу постановки вопросов» [54, 36].

Фаза производства. На этой стадии производящий придает полученным сведениям, выступающим в роли содержания, ту или иную знаковую форму, тем самым, производя информацию. К этой же стадии следует отнести все процедуры, связанные с упорядочением информации и формированием направленных блоков, предназначенных для последующей передачи объекту инфовзаимодействия.

Фаза передачи. Здесь происходит передача объекту информации при помощи соответствующей системы технических средств (опосредствованное взаимодействие) или без таковых (непосредственное взаимодействие).

4 стр., 1821 слов

передача вызова (сообщения о происшествии) в службы экстренного реагирования;

... числе в автоматическом режиме) перечня привлекаемых ЭОС; выбор ЭОС для передачи информации; передача в соответствующие ДДС в автоматическом режиме унифицированной карточки информационного обмена; ... формирование в установленном порядке отчетов; поиск данных, необходимых для получения информации, с использованием подсистемы консультативного обслуживания; опрос абонента по определенным заранее ...

До сих пор на сцене взаимодействия находился один герой, производящий информацию. Субъект же и объект обозначались только соответствующей потенцией, которая анализируется на данном этапе – фазе передачи.

Фаза потребления. Она начинается с контакта информации с индивидом. Получив информацию, объект использует ее для выработки приемов социальной ориентации и для последующей корректировки своего поведения в конкретных ситуациях. Фаза потребления представляет собой весьма сложный процесс, который характеризуется активным включением в дело сферы психологических явлений. Естественно, что и предыдущие фазы ознаменованы наличием сознательного начала, что, собственно, обусловлено тем фундаментальным фактом, что сама информация есть результат сознательного деяния субъекта инфовзаимодействия. Однако лишь на фазе потребления происходят изменения в системе ценностных ориентаций и установок, иначе говоря, именно на этой фазе достигается цель, ради которой и производится информация.

Постфаза. Действие информации на сознание индивида вряд ли можно рассматривать как процесс, всегда проходящий в явной форме и безусловно поддающийся квантификации. Воздействие информации на сознание объекта происходит и однократно, сиюминутно, и в то же время обладает временной протяженностью. Информация продолжает воздействовать на психику индивида независимо от того, осознает он этот процесс или нет.

1.6. Барьеры инфовзаимодействия

Исследователи давно обратили внимание на то обстоятельство, что объект информационного взаимодействия отнюдь не всегда может потреблять передаваемую ему субъектом информацию

Как справедливо отметил Б.Ф.Поршнев, «если кибернетика широко распространяет понятие «информация» и на животных, и на машины, то в передаче информации между людьми есть некий специфический фильтр, которого нет у животных и машин, и которым кибернетика не занимается. А именно, информация между людьми проходит через фильтр доверия и недоверия. Информация может быть абсолютно истинной и полезной и все-таки остаться непринятной, непропущенной фильтром. И наоборот, информация может быть лживой и вредной, но принятой в силу открытости для нее шлюза доверия. С точки зрения теории информации, доверие есть всего лишь отсутствие феномена недоверия… Что такое недоверие и доверии кибернетика не знает» [133, 9].

Здесь возникает проблема факторов, препятствующих оптимальному протеканию инфовзаимодействия, которая в информологии выглядит как проблема барьеров.

Различные авторы указывают на различное число барьеров в зависимости от аспекта анализа. Ю.А.Шериков, например, перечисляет такие группы барьеров, мешающих инфовзаимодействию через массовую информацию, как физические (пространство и время), социальные (определяемые принадлежностью к конкретному классу и мировоззрениям), гносеологические (недостаток опыта или знаний, неразвитость абстрактного мышления), социально-психологические (в виде уже имеющихся социальных установок, стандартов мышления, усвоенных привычек и т.д.) [205].

10 стр., 4752 слов

Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации 2

... то, что мы связываем с этим понятием. 1. Общение как средство передачи информации Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, ... называется вербальным (от латинского verbalis – словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение ...

А.Д.Урсул называет языковые, географические, политические, исторические, возрастные, социально-психологические, профессиональные, организационные барьеры [177, 191].

Одна из наиболее подробных классификаций информационных барьеров принадлежит О.В.Елчаниновой. Данная классификация включает в себя следующие барьеры, мешающие оптимальному протеканию информационных процессов в обществе.

Географические. Полнота и достоверность информации обратно пропорциональны расстоянию между производителем информации и ее потребителем.

Исторические. Увеличение временного интервала между самим событием и актом потребления информации о нем ведет к уменьшению полноты достоверности этой информации.

Государственно-политические, режимные. Широкому потребителю недоступна определенная часть информации, ибо она является собственностью определенных органов или лиц и не подлежит движению по общедоступным каналам.

Ведомственные. Известная часть информации безо всяких на то оснований задерживается нерадивыми работниками некоторых ведомств, а это мешает развитию науки и техники, распространению передового опыта.

Экономические. Бывает, что отсутствие финансовых средств мешает производству и широкому распространению информации, подготовке кадром, способных успешно работать с ней.

Технические. Отсутствие техники, способной ускорить и оптимизировать информационные процессы.

Терминологические. Обилие и разночтение терминов. Которые не всегда доступны широкому кругу потребителей информации.

Языковые. Незнание языков препятствует обмену информацией.

Психологические. Особенности восприятия, памяти, убеждений, а также недостаточная подготовка людей, занятых сбором и передачей информации.

Резонансные. Информация не всегда резонирует с потребностями индивида [71, 238].

Преодоление инфорбарьеров является непременным условием оптимизации инфовзаимодействия в обществе и может быть осуществлено при помощи набора мер, специфичного для той или иной группы барьеров.

Раздел II

СИНХРОНИЯ И ДИАХРОНИЯ В ИНФОВЗАИМОДЕЙСТВИИ

2.1. Общие замечания

В зависимости от отношения инфопотока к функции времени можно выделить два вида инфопроцесса, точнее, два способа передачи информации от субъекта процесса к объекту.

Первый способ можно с незначительной оговоркой назвать синхронным. Имеется в виду такого рода передача информации, когда субъект и объект сосуществуют в едином временном интервале, что обеспечивает наличие контура более или менее надежной, обратной связи от объекта к субъекту. Факт существования такой обратной связи позволяет субъекту выявлять реакции объекта на передаваемую информацию и использовать данные об этих реакциях для оптимизации инфопроцесса. Идеальным является случай, когда обратная связь устанавливается одновременно с установлением прямой связи. Но, во-первых, такая абсолютная одновременность может существовать подобно абсолютно черному телу или идеальному газу только в мышлении, в реальном же мире абсолютной синхронизации в процессах, подобных обсуждаемому на этих страницах, не существует и существовать не может хотя бы в силу того очевидного обстоятельства, что отношения между прямой и обратной связью представляют собой вид причинно-следственных, а причина, как известно, всегда предшествует во времени следствию.

7 стр., 3045 слов

Это логически организованная информация, получаемая в процессе ...

... способов и методов их применения, предназначенных для сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в конкретных предметных областях; o крупная научная область, изучающая ... предметных областях; o крупная научная область, изучающая методы представления, накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ. o совокупность методов, производственных и программно-технологических ...

Поэтому абсолютная одновременность, синхронность может быть лишь идеальной и не более того.

В то же время отказ от признания наличия абсолютной одновременности еще не означает вообще отказ от принятия за истину идеи синхронности инфопроцесса.

Здесь можно попытаться предложить такое определение: синхронной или одновременной является такая передача информации, при которой субъект устанавливает или может установить обратную связь с объектом.

Понятно, что это условия может быть соблюдено лишь в том случае, если субъект и объект живут одновременно. Если же это условие нарушается, то тогда мы имеем дело со вторым способом передачи информации, диахронным.

Многие исследователи отмечают постоянно возрастающую социальную роль диахронного инфовзаимодействия: «Очевидно, что будущее человека как существа разумного целиком зависит от роста качественного и количественного содержания социального наследования, так как генетическая программа сохранится в том же виде еще долгие тысячелетия» [67, 58]. Это обстоятельство подчеркивает важность исследований передачи информации в ее обоих вариантах – диахронном, обеспечивающем преемственность поколений, и синхронном, являющемся своеобразным механизмом диахронного: только в порядке непосредственных инфоконтактов осуществляется процесс воспитания и обучения, в ходе которого и реализуются задачи социального наследования.

2.2. Структура диахронного инфовзаимодействия

Диахронная передача информации представляет собой объект не только слабо изученный, но и чрезвычайно трудный для исследования. Особенно если сравнить диахронную передачу информации с синхронной. В этом последнем случае дело обстоит существенно проще, ибо, как справедливо заметил Г. Греневский, «нет никакой трудности в моделировании такой пары живых существ, в которой обучение, или, точнее, передача приобретенного опыта, является взаимным. В этом случае мы имеем дело в парой систем, каждая из которых является одновременно и обучающей, и обучаемой и которые соединены обратной связью» [58, 80].

На первый взгляд может показаться, что диахронная передача информации может обсуждаться в работе, посвященной информационному взаимодействию, лишь с серьезными оговорками, поскольку вряд ли она может быть во всех случаях полностью и безоговорочно отнесена к разряду взаимодействий. В самом деле, даже в первом приближении, очевидно, что субъект и объект инфопроцесса не всегда отмечены одновременностью существования. Более того, они могут быть представителями поколений, разделенных гигантскими временными интервалами, измеряемыми тысячелетиями.

Однако такое разнесение во времени участников инфопроцесса еще не говорит об ослаблении его социальной значимости. Социальная информация, будучи передана от поколений к поколениям, играет свою неоценимую роль и самым активным образом воздействует на индивидов и их совокупности, нередко определяя ход и направление коренных процессов общественного развития. Следовательно, субъект диахронного инфопроцесса, не всегда формально взаимодействуя с объектом, тем не менее, по существу, воздействует на него.

Если же взять диахронный поток взаимодействия в целом, то здесь каждое предшествующее поколение является субъектом по отношению к последующему поколению, последнее же всегда является объектом, получающим информацию от предшественника и использующим ее в своих целях. При этом субъект каждый раз передает объекту инфомассив, в структуре которого всегда можно обнаружить инфоблоки трех видов:

— информацию, полученную данным субъектом от предыдущего

субъекта и не подвергавшуюся количественным и качественным преобразованиям после ее производства;

— информацию, полученную данным субъектом от предыдущего субъекта и подвергавшуюся количественным и качественным преобразованиям после ее производства;

— информацию, произведенную данным субъектом.

Таким образом, если на первый взгляд диахронная передача информации и не выглядит взаимодействием, на самом деле она является именно таковым, поскольку здесь всегда можно обнаружить субъекта процесса, находящегося в непосредственном инфоконтакте с объектом. Выделение такой причинно-следственной пары может быть осуществлено на любом участке диахронного инфовзаимодействия, и в общем виде диахронная передача информации выглядит как цепь отдельных, но связанных друг с другом синхронных инфовзаимодействий.

Раздел III

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

3.1. Общение и инфовзаимодействие

Общение как некий информационный процесс стало объектом исследования довольно давно. Одним из немногих работавших в этой области авторов был Г.Тард, уделивший этой проблеме много внимания. Отмечая особую роль, которую играет общение в формировании общественного мнения. Он пишет о том, что в древности и в средние века личное мнение преобразовывалось в общественное посредством публичных речей, с течением же времени место речей заняла печать. Формальные способы формирования общественного мнения, таким образом, меняются в зависимости от особенностей конкретной эпохи, ее технической оснащенности и имеющихся в наличии институционализированных каналов передачи информации.

Но наряду с этим всегда и во всех без исключения социальных условиях на общественное мнение активнейшим образом влияли и неформальные каналы передачи информации, названные Г.Тардом «разговорами». Характер информации, циркулирующей в сфере действия неформальных каналов, в немалой степени зависит от информации, передаваемой через формальные каналы: «Достаточно одного только пера, чтобы привести в движение миллионы языков» [166, 64].

Переходя к конкретному анализу социальной роли неформальных каналов, Тард определяет разговоры как «всякие диалоги, не имеющие в виду прямой и непосредственной пользы, когда говорят, главным образом, лишь для того, чтобы говорит, говорят из удовольствия, в шутку или из вежливости» [166, 65].

Это несколько наивное определение тем не менее отсекат все виды устных формальных каналов обмена информацией – судебные допросы, дипломатические и торговые переговоры, церковные сборы, равно как и научные съезды, хотя последние и изобилуют «излишней болтовней» [166, 65].

Любопытно деление разговоров на обязательные и необязательные.

Первый определяется обрядовой спецификой, сопровождается церемониалом. Тард в качестве примера говорит о визитах, которые, по его мнению, порождаются двумя причинами – необходимостью подношения подарка и желанием принять участие в разговоре.

Этот вид обязательного разговора происходит между индивидами разных социальных уровней. При этом разговор выступает в качестве дополнения к подношению.

В процессе исторического развития человеческого общества два элемента архаичных визитов – обмен информацией и подношение – разделились.

Необязательные же разговоры возникли в результате присущей человеку потребности в общении.

Социальный уровень участников информационного взаимодействия самым непосредственным образом сказывается на характере информации, передаваемой по неформальным каналам.

Кратко изложенное выше представление о разговорах не рассматривалось автором в терминах информационного взаимодействия, поскольку до появления на научном горизонте соответствующей проблематики было еще довольно далеко и тезауруса общей теории социальной информации еще не было в помине. И все же по существу концепция Тарда была в известном смысле произвестником теории информационного взаимодействия через неформальные каналы и на этом плане представляет несомненный исторический интерес.

3.2. Функции неформального общения

Одно из современных исследований в этой области осуществлено Е.Г.Андрющенко, рассматривающим социальные функции неформальной коммуникации, ее структуру и характер функционирования в современном обществе.

Обозначив данное явление как «межличностную коммуникацию», автор подчеркивает то важное обстоятельство, что «межличностная коммуникация, являясь основой человеческого общения, возникла исторически задолго до появления средств массовой информации, и вряд ли появление газет, радио и телевидения могло существенно принизить ее значение в настоящее время» [23, 112].

Социальная роль межличностных каналов частности, находит свое выражение в поражающей скорости протекания процесса инфовзаимодействия, нередко превосходящей скорость поступления информации из формальных каналов. Если СМИ связывают объект инфовзаимодействия с широким кругом социальных структур, то неформальный канал обеспечивает контакт индивида с малой группой. В отличие от специфики деятельности СМИ, заключающейся в отсутствии надежного контура репрезентативной обратной связи, при осуществлении неформального инфовзаимодействия между субъектом и объектом в течение всего времени инфоконтакта отмечается в качестве обязательного признака надежная обратная связь. Средство общения здесь чаще всего – живое слово, хотя не исключается и эпистолярный способ.

Важно отметить, что неформальное инфовзаимодействие характеризуется наличием дополнительных надвербальных средств, способствующих оптимальному ходу процесса – мимики и жестикуляции, и что в экстремальных ситуациях надвербальные средства могут стать единственным способом осуществления инфоконтактов.

3.3. Неформальное общение в науке

Проблема неформального инфовзаимодействия применительно к научной информации выглядит, в частности, как проблема невидимых колледжей. Проблема «невидимых колледжей» является одним из последствий НТР в области инфовзаимодействия и порождена определенными сторонами инфокризиса.

Известно, что понятие научной коммуникации включает в себя не только «простейшее взаимодействие между ученым и противостоящей ему информацией», что при ответе на вопрос, откуда черпает исследователь необходимую для дальнейшей работы информацию, следует учитывать «совокупность всех публикаций, возможностей, случаев, институциональных соглашений, договоренностей и обычаев. Которые прямо или косвенно влияют на передачу научных сообщений между людьми» [112, 375]. Среди источников информации можно указать на такие традиционные, как все виды научной литературы – книги, статьи, реферативные обзоры; библиографические приложения; индексы цитат; совещания, симпозиумы, конференции; неформальные источники – взаимные визиты, «коридорные беседы», личную переписку.

Особую, все более возрастающую роль стали играть в жизни науки неформальные источники информации. На первый взгляд неформальные связи в науке могут показаться случайными, но это только на первый взгляд. В действительности же в данной сфере социальной деятельности именно этот тип связей, а равно и этот тип источников играют чрезвычайно важную роль, что объясняется резко возросшими темпами развития науки в условиях НТР и очевидным отставанием сроков опубликования научных результатов от требований времени. Многие настойчиво подчеркивают именно последнее обстоятельство. «Большое огорчение принесли данные науковедов о том, что многие важные результаты серьезных исследований теряются в бездонном море информации, и потенциальные потребители ничего о них не могут узнать» [216, 179]. Именно этот факт подтолкнул специалистов к известному высказыванию, что в современную эпоху проще переоткрыть что-нибудь, чем найти результаты, уже полученные по этому вопросу предшественниками.

В поисках необходимых сведений исследователи разыскивают по публикациям адреса коллег, работающих в этой же или смежных областях, и устанавливают с ними прямые непосредственные связи, которые часто обходятся без личных встреч и осуществляются по переписке. С течением времени устанавливается стабильная система перекрещивающихся связей между ограниченной группой людей, взаимно обменивающихся научной информацией. Группа такого типа и получила название «невидимый колледж».

Осуществленные в последние годы исследования показали, что неформальные виды коммуникаций играют большую роль в информационной системе науки. В частности, Манзел показал, что в ходе неформальной коммуникации члены «невидимого колледжа» получают два вида чрезвычайно важной для них информации: непредвиденной, оказавшейся необходимой при дальнейшей работе, и искомого ответа на вопрос, возникший в ходе исследования [112, 377].