Комментарии к анкете для родителей.

Приложение№1

Анкета С.Т.Шацкого

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?

программа наблюдения за ребенком в семье и составление на него психолого-педагогической характеристики

 

I. Психологические данные

 

1. Подвижен ребенок или нет (инертен)?

2. Настойчив или пассивен во взаимоотношениях с окружающими?

3. Как развита воля? В чем она проявляется?

4. Разговорчив или замкнут?

5. Ленив или нет? В чем это проявляется?

6. Какова память?

7. Как реагирует на обиды?

8. Проявляется ли озлобленность?

9. Замечается ли двуличие или лицемерие? В чем именно?

10. Капризен ли? В каких случаях?

11. Драчливость? Чем вызывается?

12. Имеет ли стремление к самостоятельности?

13. Проявляет ли потребительское отношение к родителям, воспитателям?

14. Кого уважает и за что?

15. Замечается ли невыдержанность? В чем именно?

16. Замечается ли раздражительность? Как проявляется?

17. Упрямство. В чем выражается?

 

II. Гигиена

 

1. Аккуратность (примеры).

2. Как поднимается с постели?

3. Умывание (его способ и отношение к нему).

4. Когда ложится спать?

5. Отношение к одежде, обуви и ко всем вещам вообще.

6. Еда. Что любили не любит? Когда ест и сколько раз в день?

 

III. Игра

 

1. Играет ли дома?

2. Играет один (одна) или с сестрами, братьями, с товарищами?

3. Какие игры, игрушки имеет? Есть ли место для игр, уголок?

4. Какие игры и развлечения больше всего любит?

 

IV. Физический труд

 

1. Несет ли какие-либо обязанности дома? Какие?

2. Понимает ли необходимость труда?

3. Какой труд больше любит? Чем это объясняется?

4. Чем занимается, когда бывает дома?

5. Какую профессию хочет выбрать в будущем?

 

V. Социальная жизнь

 

1. Как относится к товарищам?

2. Как относится к соседям, знакомым родителей?

3. Много ли времени проводит вне дома? Где бывает, что делает?

4. Много ли времени проводит дома? Что обычно делает?

5. В каких общественных организациях участвует (активно, неактив­но, по принуждению)?

 

VI. Умственная и эстетическая жизнь

 

1. Любит ли читать книги? Сколько времени тратит на это занятие в день?

2. Чем увлекается ребенок, что его особенно интересует? Любознате­лен ли? Примеры.

6 стр., 2963 слов

Как любящий родитель заботится о ребенке

... дело с выраженным непониманием родителями внутреннего мира ребенка. Такое отношение не помогает развитию детей, а, наоборот, искажает его, препятствует ему. В ... с раннего возраста. Это реализуется в так называемом демократическом отношении к ребенку. Он должен не только ощущать теплые чувства со ... звонят его друзьям если сын забывает, что задано на дом; проверяют, все ли он сложил в портфель, идя в ...

3. Как относится к саду? В чем проявляется это отношение?

4. Как реагирует на наказание и поощрения? Укажите конкретно, ка­кие и как они на него действуют.

5. Кто в семье пользуется авторитетом у ребенка? В чем это проявля­ется?

6. Хорошая ли память у ребенка? Какой вид памяти больше развит (двигательная, эмоциональная, логическая, произвольная, непро­извольная)?

7. Любит ли петь, играть на музыкальных инструментах, слушать му­зыку?

8. Любит ли пересказывать виденное и услышанное? Что именно?

 

 

Данная анкета не только позволяет родителям узнать сте­пень знания ими своего ребенка. Она решает еще три важные педагогические задачи:

1. Узнав с помощью анкеты пробелы в своем знании ребен­ка, родители обратятся за помощью к педагогу, что будет способствовать укреплению контактов. Таково первое преимущество анкетирования.

2. С другой стороны, и педагог, к которому обратится за помощью родитель, узнает из заполненной анкеты многое из того, что в условиях сада он мог и не увидеть.

3. Проведя такое анкетирование спустя хотя бы один год, родители могут наглядно увидеть, как развивается их ребенок, что прибавилось в его характеристике и что еще нужно сделать для всестороннего развития личности ребенка.

Приложение №2

«Какой я родитель ?»

Фамилия, имя ребёнка______________________________________

Дата рождения____________________________________________

Группа___________________________________________________

Дата заполнения___________________________________________

 

Вопросы Ответы
А.Могу и всегда так делаю Б.Могу, но не всегда так просто В.Не могу Баллы
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?        
2. Посоветоваться с ребенком не взирая на его возраст?        
3. Признаться ребенку в ошибке совершенной по отношению к нему ?        
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?        
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок вывел вас из себя?        
6. Поставить себя на место ребенка?        
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?        
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?        
9. Всегда воздерживаться от употребления слов, которые могут ранить ребенка?        
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?        
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя так как хочет, и ни во что не вмешиваться?        
12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?        
13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?        

Комментарии к анкете для родителей.

Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» в 2 очка, «В» — одно очко.

 

 

ЕСЛИ Вы Набрали ОТ 30 ДО 39 ОЧКОВ, ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ребенок самая большая ценность в Вашей семье. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

 

 

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки. Кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

 

 

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов — педагогов и психологов, познакомиться с литературой по вопросам семейного воспитания. Не забывайте, что формирование личности ребенка очень сложный и ответственный процесс. Вот почему успешное выполнение родительского долга приносит человеку наивысшее моральное удовлетворение.

 

Приложение№3

 

«Общение в семье»

Фамилия, имя ребёнка______________________________________

Дата рождения____________________________________________

Группа___________________________________________________

Дата заполнения___________________________________________

 

Вопросы Ответы
Да Нет Иногда
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребенком?      
Говорит ли с вами ребенок «по душам», советуется ли по личным делам?      
Интересуется ли он вашей работой?      
Знаете ли вы друзей вашего ребенка?      
Бывают ли они у вас дома?      
Участвует ли ребенок вместе с вами в домашних делах?      
Есть ли у вас с ним общие занятия и увлечения?      
Проверяете ли вы как он выполняет домашнее задание?      
Участвует ли реоенок в подготовке к семейным праздникам?      
Предпочитает ли ребенок, чтобы вы приходили на детские праздники или нет?      
Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные книги?      
А телевизионные передачи и фильмы?      
Бываете ли вы вместе с ним в театрах, музеях, на выставках и концертах?      
Участвуете ли вы вместе с ребенком в прогулках, туристических походах?      
Предпочитаете ли проводить свой отпуск с ребенком или «отдыхать от него»?      

 

 

Приложение№4

«Характер ребёнка»

Фамилия, имя ребёнка______________________________________

Дата рождения____________________________________________

Группа___________________________________________________

Дата заполнения___________________________________________

 

Вопросы Ответы
Да Нет Иногда
Легко ли рассмешить вашего ребенка?        
Как часто он капризничает?        
Ложиться ли он спать спокойно, не выводя из терпения всех домашних?      
Все ли он ест, достаточно ли, не капризничает домашних делах?      
Имеются ли у него друзья, к которыми он охотно играет?      
Часто ли он выходит из себя?        
Всегда ли нужно присматривать за ним?        
Нет ли у него привычки сосать палец, часто хныкать или слишком много фантазировать?      
Можете ли вы оставить его где-то одного, не опасаясь, что он расплачется да так, словно вы покидаете его навсегда?      
Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре с вашей стороны?      
Нет ли у него каких-либо незначительных страхов?      

 

 

Приложение№5

ТЕСТ

РИСОВАНИЕ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ « РИСУНОК СЕМЬИ»

Цель:изучение переживание ребенка и восприятия им своего места в семье; отношение

ребенка к семье в целом и к определенным ее членам

Ситуация для изобразительной деятельности

Подготовка исследования: лист бумаги 21 29 см; цветные карандаши; ластик

Инструкция:«Нарисуй; пожалуйста; свою семью (не обозначая, что значит слово

«семья»

Время выполнения задания не ограничено.

ПРОТОКОЛ

Ф.И ребенка ————————————————Возраст———————————————

Члены семьи; их возраст ———————————————————————————

Время выполнения ——————————————Дата———————————————

Регистрируется: — последовательность рисования деталей время

паузы более 15 секунд стирание деталей

комментарии ребенка (спонтанные) эмоциональные реакции их связь с изображением

Интерпретация рисунки условно делиться на 3 части:

анализ структуры рисунка; сравнение с реальной семьей

анализ процесса рисования

интерпретация графических презентаций членов семьи

После завершения рисунка — беседа с ребенком Примерные вопросы: — Кто тут нарисован?

Где они находятся?

Что они делают?

Им весело или скучно?

Кто из них самый счастливый и почему?

Кто из них самый несчастный и почему?

Заданные ситуации: — Представь, что ты имеешь 2 билета в кино, кого бы ты взял с собой

— Представь, что вся ваша семья идет в гости, но один из вас должен остаться дома, кто это будет?

— Ты сооружаешь постройку и у тебя не получается, кого ты позовешь на помощь?

— В семье накрыт праздничный стол, нарисуй, кого куда ты посадишь?

 

 

Приложение № 6

 

Социометрическая проба «день рождения»

Этот тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда необходимо провести исследование отношения ребенка к детям и взрослым. Тест проводится инди­видуально и коллективно в фор­ме игры.

Инструкция. «Давай поиграем с тобой в твой день рожде­ния. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит празд­ничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки — это что? Конечно, стулья. Выбери стул, на кото­рый ты сядешь. Давай твой стул отметим — звездочкой или снежинкой? (Ответ ребенка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девоч­ки — снежинку.)

Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке — порядок выбо­ра.) Ребенок называет имена людей, игрушки, животных… Их располагаем в порядке называния или усаживаем на стульчики», которые предлагает ребенок.

После четвертого выбора можно предложить повторяющий. вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать, или уберем (зачеркнем) стульчики?» (Ответ ребенка дает нам возможность предложить его потребности в общении.)

Когда ребенок заполнит все десять «стульчиков», задаем вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь ещё кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать)т стульчики».

Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики» в промежутках, иногда даже заполняют второй ряд.

Анализ результатов

1. Потребность в общении:

а) желает общаться в широком кругу — используются все «стульчики» или добавляются новые;

б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограничен­ном кругу — «убираются» (зачеркиваются) «стулья»;

в) несформированная потребность в общении — выбор иг­рушек, предметов, животных.

2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, до­верительные, приятные отношения — люди располагаются рядом с «именинником».

3. Значимость социальных окружений:

а) количественное преобладание взрослых, детей, предме­тов — наличие опыта общения с ними;

б) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, шко­ла, двор, дача и т.д.) — значимая среда в общении;

в) половое преобладание в общении — наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.Психолог, педагог, предлагая ребенку игру «День рожде­ния», прикасается к личному миру малыша. Необходимо по­мнить о доверительном контакте с ним. В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому же­лательно не использовать заготовки, а создать образ празднично­го стола вместе с детьми. И если «стулья» будут разной величи­ны, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собствен­ного места, тенденции на лидерство (крупный «стул ») или неуве­ренность (маленький «стул»).

В том случае, когда социальная про­ба не даст психологу необходимую информацию, можно повто­рить игру, предложить нарисовать еще стол: для взрослых (если за предыдущим столом располагались только дети) или для де­тей (если за предыдущим столом располагались только взрос­лые), а может быть, стол для людей (если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные).

Новый начинаем вновь с пирога, со свечек, со звездочки или снежинки и задаем уже знакомые вопросы.

Анализируя результаты, необходимо учитывать вспомогательнуюзадачу теста и ситуативность ребенка. Для углубленного социометрического исследования, а также для уточнения формации рекомендуется использовать другие социальные пробы, методики, тесты («Рисунок семьи», игру «Секрет», социометрические опросники и др.).

 

Приложение № 7

Диагностика внутриличностных проблем ребенка

С помощью описанных ниже методик, психолог (педагог) может осуществить диагностику внутриличностных проблем ре­бенка — определить соотношение уровня притязаний ребенка с его реальными психологическими возможностями; соотноше­ние самооценки ребенка с его оценкой со стороны воспитателей и родителей.

Методика определения самооценки дошкольника

Теоретическая и практическая значимость изучения самосознания, включая различные аспекты самоотношения и осоз­нания своего места в системе социальных связей, настолько ве­лика, что предопределила необходимость использования этой методики для диагностики самооценки ребенка.

Ребенку предлагаются шесть вертикальных отрезков оди­наковой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку

из пяти ступенек (методика В. Г. Щур [21]), где верхняя ступень­ка — позитивная оценка, а нижняя — негативная. Просят от­метить крестиком на каждом отрезке свое место «среди всех людей» по уровням, соответственно «здоровья», «ума», «харак­тера», «счастья», «красоты», «доброты». Считается, что отме­ченные значения характеризуют общую удовлетворенность — «счастье» и частные самооценки — «здоровье», «ум», «харак­тер», «красота», «доброта».

Для дошкольников благоприятны завышенные самооцен­ки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый…).

Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка.

После выполнения этого задания ребенок отмечает услов­ным обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком друго­го цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку — ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

Можно добавлять или изменять названия уровней (например: большой — маленький…)

Методика используется для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей детского сада.

 

Приложение № 8

Методика родительских оценок и притязаний

Анкета позволяет использовать ее для сравнительной характеристики оценочного отношения родителей (воспитателей) Личности ребенка, анализировать расхождения в оценках воспитателей, родителей, самого ребенка.

Специальная таблица отражает результаты оценок и самооценки ребенка.

Анкета состоит из 16 пунктов, которые называют психические процессы и способности ребенка. Родителям и воспитателям.

Предлагается оценить по пятибалльной системе выраженность у ребёнка определенных способностей и психических процессов:

5 баллов — очень высокая;

4 балла — высокая;

3 балла — средняя;

2 балла — низкая;

1 балл — очень низкая;

0 баллов — отсутствие выраженности.

В конце анкеты оценочные баллы суммируются. Анализ сумм и оценок по каждому пункту дает необходимую информацию.

Анкета

Дошкольное учреждение (номер) __ Группа ______

Возраст ребенка:

Фамилия, имя ребенка:

Ф. И. О. (взрослого, заполняющего анкету)

Название психических процессов и способностей ребёнка Баллы
Познавательная активность(вопросы, рассуждения, анализ, синтез)            
Внимательность, усидчивость            
Память(запоминание, сохранение, воиспроизвединие)            
Эмоциональность, чувственность, выразительность мимики            
Речевые особенности (словарь, грамотичский строй, звукопроизношение, дикция, интонация, выразительность)            
Умение общаться со взрослыми            
Умение общаться со сверстниками (успех, лидерство)            
Способности к математике, технике            
Способности к рассказыванию, к чтению стихотворений (гуманитарные)            
Способности к музыке            
Способности к изодетельности            
Способности к движениям (физические способности)            
Способности к языкам            
Творческая активность            
Умение играть, самостоятельно, создавать сюжет, правила игры            
Организаторские способности            
Сумма

 

Для диагностики притязаний, родителям ребенка предлага­ется в этой анкете ручкой другого цвета проставить желаемые баллы, т.е. родители должны отразить свои пожелания в анкет­ной таблице по каждому пункту. Таким образом, в данной мето­дике наглядно предстанет разница между родительскими оцен­ками детей и родительскими притязаниями на их развитие.

Внутриличностные проблемы ребенка обостряются в том случае, когда родительские притязания и реальные психологи­ческие возможности малыша не совпадают. Иногда это приво-1нт к невротическим нарушениям личности ребенка. Чтобы предотвратить негативные последствия, рекомендуется выяс­нить реальные интеллектуальные и эмоциональные возможно­сти дошкольника.

Приложение № 9

План игровой терапии с детьми

(12 занятий)

Требования, к составлению плана занятий:

1. Учитывается принцип постепенного погружения и выхо­да из травмирующей ситуации (внутри упражнения, внутри за­нятия, внутри занятия, внутри коррекционной работы).

2. Начало и конец занятия должны быть ритуальными, что­бы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершеннос­ти занятия.

3. В занятия включаются игры (упражнения, приемы), ко­торые соответствуют задачам коррекционного этапа, этапа за­нятия, индивидуальным запросам каждого ребенка.

4. При реализации не директивного, гибкого подхода к за­нятиям используются дополнительные, альтернативные игры, приемы, упражнения.

1. ориентировочные занятия

Занятие 1 «МУЗЫКАНТЫ»

Коррекционные задачи:

• раскрепощение участников;

• объединение их в группу.

1. «Петушок» зовет всех играть (кукла драматизации «пе­тушок» поет веселую песню приглашение):

Всех ребят зову,

Ку — ка — ре — ку, ку — ка — ре — ку. Очень я играть люблю, Ку — ка — ре — ку, ку — ка — ре — ку. Будем вместе мы играть, Ку — ка — ре — ку, ку — ка — ре — ку. Будем сказки сочинять, Ку — ка — ре — ку, ку — ка — ре — ку. (Можно использовать аудиозапись.)

2. Знакомстве с участниками игры с помощью кукол дра­матизации (петушок, заяц, лисичка, белочка, ежик).

Дети рас­сказывают куклам и участникам игры о любимых игрушках, занятиях, лакомствах.

3. Игра «Съедобное — несъедобное» (объединениеучастников).

4. Предметная игра с музыкальными инструментами: ме­таллофоном, гармошкой, детским пианино, бубном.

5. Игра в оркестр.

6. Танцы с куклами, хоровод.

7. «Петушок» расстается с друзьями (медленно поет песню -прощание):

Вот закончилась игра,

Ку — ка — ре — ку, ку — ка — ре — ку.

Расставаться нам пора,

Ку — ка — ре — ку, ку — ка — ре — ку.

Буду встречи с вами ждать,

Ку — ка — ре — ку, ку — ка — ре — ку.

Буду всех вас вспоминать,

Ку — ка — ре — ку, ку — ка — ре — ку.

(Можно использовать аудиозапись.)

Занятие 2 «ТРАНСПОРТ»

Коррекционные задачи:

• раскрепощение участников;

• объединение их в группу.

1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает игрушки автомобили (введение в игру).

2. Предметная игра с автомобилями.

3. Беседа о любимых машинах (дома, в детском саду и т.д.).

4. Совместная игра «Дорога». Роли распределяются по же­ланию детей — одни управляют машинами, другие участвуют в игре, исполняя роли светофора, шлагбаума, моста, здания, де­рева и т.п.

5. Подвижная игра «Воробушки и автомобили» (раскрепо­щение).

6. Подвижная игра «Паровозик» (объединение).

7. «Петушок» завершает игру.

 

II. терапевтические занятия

Занятие 3 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Коррекционные задачи:

• развитие мимики, пантомимики у детей;

• развитие адекватных форм проявления эмоций.

1. «Петушок» называет тему занятия, вспоминает «Сказку о рыбаке и рыбке» (введение в игру).

2. Игра «Кто позвал? » (закрепление знания имен участии

3. Этюды: «Старуха», «Сердитая старуха», «Грустнастаруха» (мимика, пантомимика).

4. Этюды: «Старик», «Грустный старик», «Радостный старик», «Удивленный старик», «Испуганный старик» (мил пантомимика).

5. Театрализованная игра «Сказка о рыбаке и рыбке». Взрослый пересказывает краткое содержание сказки. Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика).

6. Подвижная игра «Поймай рыбку».

7. Подвижная игра «Золотая рыбка» (под медленную: музыку с морскими звуками все дети танцуют).

8. «Петушок» завершает игру.

Занятие 4 «ВОРОБЬИНАЯ СЕМЬЯ»

Коррекционные задачи:

• развитие вербальных форм проявления эмоций (интонации);

• актуализация семейных переживаний: конфликт перемирие, родительская ласка.

1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает па (введение в игру).

2. Игра «Летает — не летает» (объединение участниц

3. Этюды: «Воробей-сын», «Хвастливый воробей», «Задиристый воробей» (мимика, пантомимика, интонации).

4. Этюды: «Воробей-папа», «Сердитый воробей», «Добрый воробей» (мимика, пантомимика, интонации).

5. Этюды: «Воробьиха-мама», «Грустная воробьиха», «Ласковая воробьиха» (мимика, пантомимика, интонации ).

6. Театрализованная игра «Воробьиныешалости». Взрослый : сказывает сказку (см. текст в описании игр).

Дети исполняют

роли героев сказки (мимика, пантомимика, интонации).

7. Игра «Воробьиные драки» (раскрепощение, реализация агрессивных потребностей).

8. Игра-сказка «Дождь в лесу» (расслабление).

9. «Петушок» завершает игру.

Занятие 5 «ТРИ ПОРОСЕНКА»

Коррекционные задачи:

• актуализация эмоций;

• коррекция страхов (метод беседы, арттерапия);

• развитие творчества.

1. «Петушок» называет тему занятия, вспоминает сказку «Три поросенка» (введение в игру).

2. Игра «Займи свой домик».

3. Этюды: «Поросенок», «Испуганный поросенок», «Веселый поросенок» (мимика, пантомимика, интонации).

4. Этюды: «Волк», «Веселый волк», «Испуганный волк» (мимика, пантомимика, интонации).

5. Театрализованная игра «Три поросенка» Взрослый рассказывает последнюю часть сказки. Дети исполняют роли героевсказки (мимика, пантомимика, интонации).

6. Беседа «Кто кого или чего боится?»

7. Рисование на тему «Кого или чего я боюсь?» После рисования дается задание — наказать свой страх.

8. Придумывание детьми смешного продолжения сказки.

9. «Петушок» завершает игру.

Занятие 6 «ПЧЕЛКА»

Коррекционные задачи:

• разрядка агрессивных импульсов;

• коррекция страха темноты;

• релаксация.

1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).

2. Игра «Съедобное — несъедобное» (объединение участников).

3. Этюд «Веселая пчелка» .

4. Подвижная игра с вербальной активностью «Пчелкины песни» .

5. Подвижная игра «Пчелкины шалости».

6. Театрализованная игра «Пчелка в темноте» (снятие стра­ха темноты, страха замкнутого пространства).

7. Игра «Летает — не летает» .

8. Этюд на расслабление «Пчелка спит» (используется му­зыка с природными звуками).

9. «Петушок» завершает игру.

Занятие 7 «КОШКИ»

Коррекционные задачи:

• разрядка агрессивных импульсов;

• коррекция страха темноты;

• релаксация.

1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).

2. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» .

3. Этюды: «Удивление», «Страх».

4. Игра «Злые — добрые кошки» .

5. Рисование на тему «Кого или чего я уже не боюсь» . После того как дети изобразят свои страхи, им предлагается сделать рисунки смешными и наказать страх.

6. Подвижная игра «Смелые мышки» .

7. Придумывание историй про шаловливых котят.

8. «Петушок» завершает игру.

Занятие 8 «СМЕШНЫЕ КЛОУНЫ»

Коррекционные задачи:

• коррекция страхов;

• разрядка вербальной агрессии;

• релаксация.

1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).

2. Сочинение детьми волшебной истории про сказочных зло­деев, создание смешных небылиц.

3. Инсценировка «Общей веселой истории».

4. Рисование пальцами «смешных злодеев». Используется материал: гуашь с зубной пастой, большие листы бумаги.

5. Игра «Веселые клоуны» (развитие воли, воображения).

6. Игра «Клоуны ругаются» (вербальная активность).

7. Подвижная игра «Паровозик с клоунами». 3. Этюд на расслабление «Отдых в лесу» (используется музыка с природными звуками).

9. «Петушок» завершает игру.

Занятие 9 «КАПРИЗНАЯ ЛОШАДКА»

Коррекционные задачи:

• разрядка агрессивных импульсов;

• актуализация упрямства;

• коррекция упрямства.

1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).

2. Этюды: «Капризная лошадка», «Шаловливая лошадка».

3. Этюд «Упрямая лошадка».

4. Театрализованная игра «Брыкающаяся лошадка» (мимика, пантомимика, интонации).

5. Беседа «Когда я был упрямым».

6. Игра «Упрямый, капризный ребенок».

7. Рисование пальцами на тему «Наши капризки-упрямки». После рисования дается задание прогнать свои упрямки.

8. Игра «Упрямая подушка».

9. «Петушок» завершает игру.

Занятие 10 «ЖАДНЫЕ МЕДВЕЖАТА»

Коррекционные задачи:

• актуализация жадности;

• коррекция жадности;

• релаксация.

1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).

2. Этюд «Жадный».

3. Театрализованная игра «Два жадных медвежонка».

4. Беседа о жадности.

5. Театрализованная игра «Два щедрых медвежонка».

6. Соревновательная игра «Апельсин».

7. Релаксационный комплекс «Подснежник».

8. «Петушок» завершает игру.

III. обучающие занятия

Занятие 11 «МИР НАОБОРОТ»

Коррекционные задачи:

• объединение взрослых и детей в совместных играх;

• раскрепощение детей и взрослых (разрядка агрессивных импульсов);

• переформирование стереотипов восприятия у детей -взрослых, у взрослых — детей.

1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).

2. Игра «Съедобное — несъедобное» (объединение).

3. Театрализованная игра «Мир наоборот» (снятие автори­тарности со взрослого образа).

4. Подвижная игра «Жужа» (разрядка агрессивных импуль­сов).

5. Игра «Иголочка и ниточка» (ведущие — дети).

6. Игра «Да» и «Нет» не говори» (развитие волевых качеств).

7. Соревновательная игра «Волшебные картинки» (склады­вание разрезных картинок).

8. Релаксационный комплекс «Гусли-самогуды».

9. «Петушок» завершает игру.

Занятие 12 «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

Коррекционные задачи:

• формирование навыков общения у детей со взрослыми, у взрослых — с детьми;

• актуализация потребностей в совместных детско-родительских играх;

• развитие взаимной эмпатии у детей и взрослых.

1. «Петушок» называет тему занятия (введениев игру).

2. Игра «Летает — не летает» (объединение).

3. Игра «Колечко» (объединение, развитие воли).

4. Соревновательная игра «Найди свой цветок» (развитие зрительного внимания, памяти).

5. Развлекательная игра «Найди своего ребенка».

6. Детско-родительская игра «Цветик-семицветик» (разви­тие сотрудничества, взаимной эмпатии).

7. Танцы с детьми.

8. «Петушок» завершает игру.

9. «Петушок» награждает детей и взрослых памятными ме­далями.

На каждом занятии курса игровой терапии для снятия аг­рессии рекомендуется использовать барабан, а для психической разгрузки — «Минуту шалости».

В процессе игровой терапии психолог наблюдает за детьми и фиксирует в протоколах особенности их поведения, эмоцио­нальные реакции, включенность в игры, отношение к детям, к занятиям, проблемы ребенка.

 

Приложение № 10

План игровой терапии с родителями

(12 занятий)

I.. Ориентировочные занятия

Занятие «ЗНАКОМСТВО»

Коррекционные задачи:

• знакомство;

• объединение участников в группу;

• актуализация проблем детско-родительских отношений.

1. Знакомство, выбор имени.

2. Выбор вида занятий .(индивидуально заполняется бланк с желаемыми формами занятий).

3. Мини-сочинения (тесты) на темы: «Кто я?» (10 сущ., 10 прилаг.), «Я как родитель», «Портрет моего ребенка».

4. Игра «Кто позвал?» (закрепление знания имен участни­ков).

Домашнее задание: ведение дневника — фиксировать эмо­циональные реакции на поведение ребенка, эмоциональное ощущение семьи, настроение.

Занятие 2 «ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА»

Коррекционные задачи:

• развитие рефлексии и саморефлексии в общении с ребенком;

• актуализация проблем детско-родительских отношений;

• объединение участников в группу, развитие способностей децентрации.

1. Беседа о записях в дневнике эмоций.

2. Мини-сочинения (тесты) на темы: «Каким бы я хотел быть», «Каким видят моего ребенка другие», «Каким я хочу ви­деть своего ребенка».

3. Рассказы о проблемах ребенка.

4. Игра «Угадай, что я придумал?» (объединение участни­ков, развитие способностей к децентрации).

Домашнее задание: принести рисунки детей.

П. терапевтические занятия

Занятие 3 «КОНФЛИКТЫ»

Коррекционные задачи:

• раскрепощение, объединение участников в группу;

• актуализация негативного опыта общения с детьми;

• формирование позитивных образов решения конфликт­ных ситуаций.

1. Игра «Скажи другому комплимент» (раскрепощение, объединение, создание хорошего настроения).

2. Беседа о конфликтах с детьми.

3. Игра «Как поступят родители?» (проигрывание возмож­ных вариантов негативного решения конфликтной ситуации).

4. Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением.

Занятие 4 «ГРУСТНЫЙ — РАДОСТНЫЙ ДЕНЬ»

Коррекционные задачи:

• раскрепощение, объединение участников в группу;

• актуализация негативного позитивного опыта общения с ребенком;

• развитие саморефлексии.

1. Игра «Продолжение фразы» (объединение).

2. Игра «Одна минута на разговор» (вербальная активность, раскрепощение).

3. Этюд-беседа «Самый грустный день с моим ребенком».

4. Этюд-беседа «Самый веселый день с моим ребенком».

5. Игровые тесты на умение общаться.

Занятие 5 «НАСТРОЕНИЯ»

Коррекционные задачи:

• объединение участников в группу;

• развитие саморефлексии, рефлексии, невербальных средств общения (мимики, жестов).

1. Игра «Продолжение фразы» (объединение).

2. Беседа о настроении детей.

3. Практическое групповое упражнение: каждый рисует на­строение (брови, нос, рот, овал) и передает другому для отгадывания.

4. Изображение настроения мимикой (используются рисунки).

Домашнее задание: дома 1 час в день разговаривать с деть­ми при помощи мимики и жестов (развитие мимики и пантомимики, развитие взаимопонимания).

Занятие 6 «ОБРАЗ МАТЕРИ И ОТЦА»

Коррекционные задачи:

• объединение, раскрепощение участников группы;

• переформирование родительских стереотипов;

• развитие адекватного восприятия родительской роли;

• ознакомление с детскими играми.

1. Игра «Продолжи фигуру» (объединение, раскрепощение, взаимопонимание).

2. Этюд-беседа «Идеальные мать и отец».

3. Этюд-беседа «Плохие мать и отец».

4. Разговор о себе как о матери, об отце (принятие себя, раз­витие рефлексии родительской роли).

5. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, развивающими восприятие, моторику руки у ребенка».

Занятие 7 «СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ»

Коррекционные задачи:

• развитие взаимопонимания, используя невербальные средства общения (мимику, жесты);

• формирование позитивных образов общения в семье;

• ознакомление с детскими играми.

1. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, пока­жем» (мимика, пантомимика, взаимопонимание).

2. Беседа на тему «Досуг в семье и в гостях».

3. Ролевое исполнение ярких образов.

4. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, способствующи­ми эмоциональному сближению».

Занятие 8 «НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ»

Коррекционные задачи:

• развитие невербальных средств общения;

• развитие адекватных форм применения наказания и по­ощрения детей;

• развитие эмпатии в ситуации осуждения и оправдания;

• ознакомление с играми, развитие интереса к совместным играм с детьми.

1. Этюды: «Дерево», «Белье на веревке», «Памятник», «Ре­зиновый мяч», «Резиновая игрушка», «Бросание мяча», «Бро­сание снега», «Бросание печеной картошки» (пантомимика).

2. Дискуссия на тему «Наказания и поощрения ребенка».

3. Игра «Суд» (упражнение для группового тренинга).

4. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, развивающими речь и мышление ребенка».

Занятие 9 «ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ»

Коррекционные задачи:

• развитие саморефлексии;

• развитие адекватного восприятия домашних обязанностей;

• формирование позитивных образов общения в семье;

• ознакомление с детскими играми.

1. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, пока­жем» (мимика, пантомимика, взаимопонимание).

2. Беседа на тему «Досуг в семье и в гостях».

3. Ролевое исполнение ярких образов.

4. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, способствующи­ми эмоциональному сближению».

Занятие 8 «НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ»

Коррекционные задачи:

• развитие невербальных средств общения;

• развитие адекватных форм применения наказания и по­ощрения детей;

• развитие эмпатии в ситуации осуждения и оправдания;

• ознакомление с играми, развитие интереса к совместным играм с детьми.

1. Этюды: «Дерево», «Белье на веревке», «Памятник», «Ре­зиновый мяч», «Резиновая игрушка», «Бросание мяча», «Бро­сание снега», «Бросание печеной картошки» (пантомимика).

2. Дискуссия на тему «Наказания и поощрения ребенка».

3. Игра «Суд» (упражнение для группового тренинга).

4. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, развивающими речь и мышление ребенка».

Занятие 9 «ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ»

Коррекционные задачи:

• развитие саморефлексии;

• развитие адекватного восприятия домашних обязанностей;

• развитие умений распределять домашние обязанности между всеми членами семьи;

• ознакомление с играми, развитие интереса к совместным играм с детьми.

1. Игровые тесты на определение черт характера.

2. Дискуссия на тему «Домашние обязанности».

3. Проигрывание негативных и позитивных образов.

4. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, развивающими внимание и память детей».

Домашнее задание: мини-сочинения (см. план 1 и 2 занятий).

Занятие 10 «РОДНЫЕ ТРУДНОСТИ»

Коррекционные задачи:

• развитие взаимопонимания;

• развитие эмоциональной и интеллектуальной децентрации в семье;

• развитие интереса к совместной творческой деятельности в семье.

1. Игра «Чувство другого» (взаимопонимание).

2. Дискуссия на тему «Как я отношусь к трудностям друго­го члена семьи (жены, мужа, детей)».

3. Игра «Почетный гость» (упражнение для тренинга обще­ния).

4. Лекторий. Тема «Домашний театр, его ценность для по­зитивного внутрисемейного общения».

III. обучающие занятия

Занятия 11 и 12 проводятся совместно с детьми (см. При­мерный план игровой терапии с детьми. Этап III).

Описание игр для детей

I. Контактные игры, подвижные игры, объединяющие игры

1. Игра «СЪЕДОБНОЕ — НЕСЪЕДОБНОЕ»

Дети садятся в круг. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»).

Когда слово обозначает несъедобные предметы, мяч не ловит­ся. Ребенок, несправившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово другому ребенку и бросает мяч.

2. Игра «ПАРОВОЗИК»

На роль водящего — «паровозика» назначается ребенок по желанию. Остальные дети выстраиваются друг за другом, сцеп­ляются руками и передвигаются вместе в направлении, кото­рое выбирает «паровозик». Основная задача — следовать друг за другом, не разъединяясь. Если кто-то из детей отцепляет руки, то «паровозик» останавливается, «поезд» ремонтируют, а «сломанный» вагончик отправляется в «депо».

3. Игра «ПАРОВОЗИК С КЛОУНАМИ»

Все дети превращаются в «поезд», в котором едут «клоуны». «Клоуны» любят баловаться, веселиться, прыгать, поэтому «по­езд» по сигналу взрослого (гудок) останавливается, «вагончи­ки» разъезжаются в разные стороны, дети падают. Основная задача — при падении быть внимательным к окружающим детям, стараться их не задеть. После того как «поезд» отремонти­руют, игра продолжается.

4. Игра «КТО ПОЗВАЛ?»

Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга в закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий: «Кто позвал тебя?»

Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли от­гадывающего.

В процессе этой игры дети лучше узнают друг друга и запо­минают имена. Игра способствует сближению ребят, развивает внимание, память, упражняет слуховой анализатор

5. Игра «ИГОЛОЧКА И НИТОЧКА»

Участники игры становятся друг за другом. Первый — «иголочка». Он бегает, меняя направление. Остальные бегут заним, стараясь не отставать.

6. Игра «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»

Играющие стоят друг за другом, держась за талию вперед; стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего — дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держат друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укуси хвост), то на место головы дракона встает другой ребенок.

7. Игра «СМЕЛЫЕ МЫШКИ»

Выбирается водящий — «кот», остальные дети — «мыши». «Кот» сидит (стоит) и наблюдает за «мышками». С началом стихотворного текста, который произносит ведущий вместе с дет ми, мышки делают несколько шагов по направлению к коп чьему домику.

Слова: «Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз — два — три — четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон!

Бом — бом — бом — бом!

Убежали мышки вон».

Во время произнесения стихотворения мышки подходя коту ближе, выполняют движения, соответствующие тек с: Услышав последнее слово, мышки убегают, а кот их ловит. Пойманные мышки выходят из игры.

8. Игра «ЛЕТАЕТ — НЕ ЛЕТАЕТ»

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руку. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в я подражания, будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался — платит фант, который в конце игры выкупается.

9. Игра «ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛИ»

Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили». Другие дети — «воробушки». Ведущий подает сигналы для «ав­томобиля» (гудок) и для «воробушков» («летите воробушки»).

По своему сигналу «автомобили» и «воробушки» выходят из домиков и бегают. Чтобы ожидание выхода не было для детей утомительным, в игру вводят дополнительные действия: «во­робьи» чистят перышки, чирикают, а машины заправляются бензином. Ведущий следит, чтобы «воробушки» вовремя пря­тались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лап­ки. При повторении игры роли могут поменяться.

10. Игра «ПОЙМАЙ РЫБКУ»

Часть детей стоят в кругу, держась за руки («сети»).

Осталь­ные дети — «рыбки» «плавают» (бегают, прыгают) внутри кру­га, «выплывают» из него (подлезают под сцепленными руками детей).

По сигналу взрослого: «Сети!» — дети, держащиеся за руки, садятся. Кто из «рыбок» остался в кругу, того и «пойма­ли». Игра может проводиться под музыку.

11. Игра «ПЧЕЛКИНЫ ПЕСНИ»

Все дети превращаются в «пчелок», которые «летают» (бе­гают) с громкими песнями (ж-ж-ж).

По сигналу взрослого: «Ночь!» — «пчелки» садятся, замолкают и «засыпают». По сиг­налу. «День!» — «пчелки» вновь «летают» и громко распевают свои песни-жужжалки.

12. Игра «ПЧЕЛКИНЫ ШАЛОСТИ»

«Пчелки» «летают» (бегают) с цветка на цветок (использу­ются обручи, кубики и т.п.).

Они трудятся, собирают нектар. Но пчелкам очень хочется пошалить. И тогда они «летают» (бе­гают, прыгают) друг за другом, забыв о работе. Но «главная пче­ла» (ведущий) не разрешает отвлекаться. Когда замечает нару­шителей, «подлетает» к ним и «сажает» на свой большой цве­ток.