Теория воспитания
1. Воспитание – это…
ü а) организованная деятельность ребенка;
ü б) активное взаимодействие ребенка с современной ему культурой;
в) сборник нравственных поучений;
г) режим дня ребенка.
2. Субъектами воспитания не являются:
а) педагоги;
б) родители;
ü в) взрослые;
г) одноклассники.
3. Воспитание как педагогическое понятие содержит существенные признаки:
ü а) целенаправленность;
б) строгая регламентация;
ü в) наличие какого-либо образца как социально-культурного ориентира;
г) стихийность;
ü д) присутствие определенной системы организуемых влияний.
4. В зависимости от философской концепции выделяют направленности теоретических моделей воспитания:
а) либеральное;
ü б) прагматическое;
ü в) аксиологическое;
г) актуальное;
д) индивидуалистическое.
5. Воспитание – это …
ü а) целенаправленная и специально организованная деятельность воспитателя, целью которой является создание условий для саморазвития и самоактуализации личности;
б) процесс управления развитием личности;
в) процесс формирования личности, происходящий под влиянием окружающей среды;
г) часть педагогики, рассматривающая вопросы организации воспитательной работы в школе;
д) организованное определенным образом воздействие на психику воспитуемого с целью привить ему качества, желаемые воспитателем.
6. Единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные, но и качественные преобразования, называется:
а) новообразованием;
ü б) развитием;
в) становлением;
г) воспитанием.
7. К формам взаимодействия относятся:
а) обмен просьбами;
ü б) обмен информацией;
ü в) обмен позициями;
г) обмен планами.
8. Многообразие воспитательных систем порождается:
а) большим количеством людей;
ü б) многообразием организационных форм;
ü в) многообразием содержания;
ü г) многообразием методов.
9. Какие утверждения выражают особенности воспитательного процесса:
ü а) целенаправленность;
ü б) многофакторность;
в) длительность;
ü г) опора на положительный опыт;
д) неопределенность результатов;
Воспитание и самовоспитание личности вопросы
... возможностям личности; • принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности. Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет ... организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений, и материальных объектов в ... осмысления складывалось, развивалось воспитание детей в житейско-обыденной повседневневности, опыт воспитания передавался через ...
ü е) непрерывность;
ü ж) двусторонний характер;
з) массовость;
и) вариативность;
к) воспитание чувств.
10. Особенностями воспитательного процесса являются:
ü а) целенаправленность;
б) сложность;
ü в) многофакторность;
г) уважение к личности;
ü д) комплексность.
11. К составным частям воспитания относятся:
ü а) физическое воспитание;
ü б) интеллектуальное развитие;
в) нравственное воспитание;
г) эстетическое воспитание;
д) политехническая подготовка.
12. Среди перечисленных понятий определите принципы воспитания:
ü а) единство требований и уважения к личности;
б) нравственное воспитание и формирование личности;
в) воспитание и развитие личности;
ü г) опора на положительное в воспитании;
ü д) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых.
13. Закономерности воспитания базируются на:
а) разработках ученых;
ü б) повторяемости явлений;
в) передовом педагогическом опыте;
ü г) протекании процессов и явлений в максимальной степени вне зависимости от желаний отдельных индивидов;
ü д) переходе количественных изменений в качественные.
14. К компонентам базовой культуры личности относятся:
а) умственное воспитание;
б) политехнический кругозор;
ü в) нравственное воспитание;
ü г) физическое воспитание;
д) энциклопедичность знаний;
е) нравственная чистота;
ü ж) эстетическое воспитание.
15. Воспитание учащихся, направленное формирование знаний, умений и навыков, соответствующих принципам рационального хозяйствования называется:
ü а) экономическим;
б) нравственным;
в) гражданским;
г) экологическим.
16. Систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры, называется:
а) интеграцией;
б) реабилитацией;
ü в) самовоспитанием;
г) социализацией.
17. Процесс формирования личности, основанный на принципах взаимопомощи и сотрудничества с народами других стран называется______________ воспитанием:
а) гражданским;
ü б) интернациональным;
в) патриотическим;
г) национальным.
18. Подготовка к выбору профессии является задачей __________ воспитания:
а) гражданского;
б) физического;
ü в) трудового;
г) умственного.
Формирование интеллектуальный культуры познавательных мотивов личности является целью_________________ воспитания.
ü а) умственного;
б) нравственного;
в) духовного;
г) социального.
К основным направлениям воспитательного процесса в школе не относятся _____________________ воспитание.
а) физическое;
Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам ...
... эмиграции). В статье отражены результаты исследований неполной семьи и влияния воспитания в монородительской семье на личность, проведенных психологами, социологами, демографами российской и латиноамериканской научных школ. Были ... г.)[13; 9]. Выделяют три основных причины формирования неполных семей: внебрачное рождение, вдовство, развод. Россия пока не относится к числу стран с самой высокой долей ...
б) нравственным;
в) эстетическое;
ü г) семейное.
ü г) исследования жизни путем деятельности.
К методам наказания следует отнести…
а) убеждение;
б) выговор;
ü в) игнорирование ученика;
ü г) проявление огорчения;
д) соревнование.
К формам воспитания относятся
ü а) литературно-музыкальные вечера;
ü б) викторины;
в) объяснение;
ü г) аукцион знаний;
д) иллюстрация.
23. Соревнования «мама, папа, я – спортивная семья» призваны решать задачи ____ воспитания.
а) умственного;
ü б) физического;
в) эстетического;
г) гражданского.
24. Классификация методов воспитания включает в себя группы методов:
а) организация процесса обучения;
ü б) организация деятельности и формирования опыта общественного поведения;
ü в) формирование сознания личности;
ü г) стимулирование и мотивация деятельности и поведения;
д) адаптация и реабилитация личности.
Экскурсия в художественный музей является формой организации ______ воспитания школьников
ü а) эстетического;
б) патриотического;
в) трудового;
г) экологического.
26. Основными условиями выбора методов воспитания являются:
ü а) индивидуальные и возрастные особенности воспитанников;
ü б) цели воспитания;
в) статус школы: городская или сельская;
г) число учащихся в школе, классе;
ü д) содержание и принципы воспитания.
27. К методам самовоспитания относится:
а) поручение;
ü б) самообязательства;
в) поощрение;
г) внушение.
28. К методам формирования сознания личности относятся:
1) авторитет учителя, 11) увещевание,
ü 2) этические беседы, — 12) внушение,
3) рассказ, 13) поручение,
4) лекции, 14) инструкция,
ü 5) общественное мнение, — 15) пример,
6) наказание, 16) справедливость,
7) соревнование, 17) нотация,
8) гласность, 18) контроль,
ü 9) разъяснение, 19) диспут,
ü 10) объяснение, 20) доклад.
29. К основным условиям действенности примера в воспитании относятся:
ü а) авторитетность воспитателя;
б) научная обоснованность;
в) авторитарность педагога;
г) реальность достижения целей в определенных обстоятельствах;
д) близость или совпадение с интересами воспитуемых.
30. Из перечисленных понятий выберите те, которые обозначают методы формирования сознания личности:
а) справедливость,
ü б) этические беседы,
ü в) внушение,
г) гласность,
д) поручение,
е) пример,
ü ж) диспут.
31. Какую функцию выполняют следующие методы воспитания: информирование, комментирование, внушение, убеждение?
а) формирование опыта поведения;
б) стимулирование деятельности и поведения;
ü в) формирование взглядов, суждений, идеалов;
г) организация деятельности.
32. Какую функцию выполняют следующие методы воспитания: поощрение, наказание, соревнование, общественное мнение?
а) формирование опыта поведения;
Воспитание толерантности учащихся в начальной школе
... Воспитание ребенка, успешно взаимодействующего в коллективе, противостоящего нетолерантным отношениям, социально адаптированного ребенка. - Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах. ... деятельности в группах в урочной и внеурочной деятельности, ... 1 5 Январь Классный час "Культура поведения на переменах" 1 ... обучения. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама ...
ü б) стимулирование деятельности и поведения;
в) формирование взглядов, суждений, идеалов;
г) организация деятельности.
33. Какую функцию выполняют следующие методы воспитания: целеполагание, поручение, требование?
а) формирование опыта поведения;
б) стимулирование деятельности и поведения;
в) формирование взглядов, суждений, идеалов;
ü г) организация деятельности.
34. Выделите методы, относящиеся к группе методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:
ü а) упражнения;
б) педагогическое требование;
в) поощрение;
г) дискуссия;
ü д) воспитывающие ситуации;
ü е) разъяснение.
35. Укажите методы стимулирования:
а) беседа;
б) контроль;
в) субъективно-прагматический метод;
ü г) поощрение;
ü д) наказание;
е) приучение;
ü ж) соревнование.
36. К формам воспитания относятся:
ü а) индивидуальные;
б) парные;
в) микрогрупповые;
г) масштабные;
ü д) групповые;
ü е) массовые.
37. Классный руководитель имеет право:
ü а) контролировать посещаемость занятий учениками его класса;
б) контролировать учебные успехи каждого ученика;
в) использовать оценку для наказания ребенка;
ü г) определять программы индивидуальной работы с детьми.
38. Классный руководитель обязан:
ü а) содействовать социальной и правовой защите детей;
ü б) организовывать учебно-воспитательный процесс в классе;
в) вести научно-исследовательскую работу;
г) ходатайствовать о поступлении в вузы учеников класса;
ü д) изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности.
39. Классный руководитель выполняет _________ функцию:
ü а) организационно-координирующую;
б) дидактическую;
в) экономическую;
г) методологическую.
40. Классный руководитель ведет такую документацию, как:
а) книгу регистрации учеников;
б) протоколы заседания педагогического совета;
ü в) классный журнал и личные дела учащихся;
ü г) протоколы родительских собраний.
41. Классный час на тему «есть ли место подвигу сегодня» призван решить задачи _______ воспитания.
ü ? а) гражданского;
б) умственного;
в) эстетического;
г) трудового.
42. Классный руководитель обязан:
ü а) оказывать помощь учащимся в решении проблем воспитания;
б) проявлять гуманность и милосердие;
ü в) составлять учебное расписание;
г) оказывать материальную помощь родителям;
д) подавлять активность и инициативность школьников.
43. Для стиля сотрудничества классного руководителя и воспитанников характерно:
а) стремление минимально включаться в совместную деятельность;
б) акцентирование внимания на негативных поступках учащихся;
ü в) ориентирование на повышение роли учащегося во взаимодействии;
ü г) привлечение каждого к решению общих дел;
ü д) взаимопринятие и взаимоориентация.
44. При авторитарном стиле общения классный руководитель:
а) стремится минимально включаться в деятельность;
Деятельность классного руководителя по формированию коллектива ...
... является: деятельность классного руководителя. Цель: теоретически описать этапы формирования детского коллектива в начальной школе. Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коллектива. ... социальной среды. Проблема детского коллектива - это, в конечном счете, проблема управления им как инструментом воспитания. Управление коллективом представляет собой совокупность ...
б) акцентирует внимание на негативных поступках учащихся;
в) ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии;
ü г) единолично решает вопросы жизнедеятельности классного коллектива;
ü д) использует тактику диктата и опеки.
45. К основной документации классного руководителя нельзя отнести:
а) программу воспитания школьника;
б) план воспитательной работы;
в) диагностические материалы;
ü г) личные дневники учащихся;
д) картотеки персональных сведений об учениках и их личностном росте.
46. Среди характеристик благоприятного социально-психологического климата коллектива выделяют:
ü а) оптимизм, радостную перспективу;
ü б) защищенность, отсутствие агрессии;
в) ограниченность в выборе видов деятельности;
г) авторитетность неформального лидера.
47. В разработку теории и практики коллектива А.С. Макаренко положил:
а) авторитарный стиль управления;
ü б) методику параллельного действия;
ü в) систему перспективных линий;
? г) постоянный контроль со стороны воспитателя.
48. Ведущими педагогическими идеями А.С. Макаренко являются:
ü а) воспитание в коллективе;
ü б) трудовое воспитание;
в) природосообразность педагогического процесса;
г) ведущая роль теоретических знаний.
49. Факторами влияния коллектива на личность являются:
ü а) сплоченность коллектива;
б) предприимчивость коллектива;
в) численность коллектива;
ü г) психологический климат в коллективе.
50. Коллектив – это:
а) высокоорганизованная группа;
б) среда, в которой формируется демократическая культура личности;
в) социальная общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака;
ü г) высокоорганизованная группа, членов которой объединяют общие, общественно ценные цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения;
д) совокупность людей в обществе.
51. Кому принадлежит идея перспективных линий коллектива:
а) В.Н. Сорока-Росинскому;
б) Т.Е. Конниковой;
в) И.П. Иванову;
ü г) А.С. Макаренко.
52. Среди характеристик благоприятного социально-психологического климата коллектива выделяют:
ü а) оптимизм, радостную перспективу;
ü б) защищенность, отсутствие агрессии;
в) ограниченность в выборе видов деятельности;
г) авторитетность неформального лидера.
53. Такой признак, как проявление отношений доверия и доброжелательности, является характеристикой ______воспитательной системы:
ü а) гуманистической;
б) попустительской;
в) авторитарной;
г) утилитарной.
54. Такой признак, как ориентация на личность ребенка является характеристикой __________ воспитательной системы.
а) утилитарной;
б) авторитарной;
ü в) гуманистической;
г) коммунистической.
55. Воспитательная система школы – это:
а) учебно-воспитательная, внеклассная и внеурочная деятельность школы;
Педагогическая система воспитания А.С. Макаренко
... воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. ... удовольствиями, исповедуют культ успеха. Ослабление роли семьи, различные формы инициативы к предпринимательству приводят ... воспитания - трудолюбие, любовь к людям труда. Трудолюбие считается мерилом ценности личности. Современная школа ...
б) учителя и ученики школы, объединенные общими воспитательными целями;
ü в) совокупная деятельность школы на основе объединяющей педагогической идеи, направленная на наиболее оптимальное достижение поставленных воспитательных целей и задач.
56. Критерием эффективности воспитательной системы нельзя считать:
а) упорядоченность жизнедеятельности школы;
ü б) материальную обеспеченность школы;
в) реализацию педагогической концепции, идей и принципов;
г) общий психологический климат.
57. Макаренко А.С. к ложным относил такой родительский авторитет, как авторитет…
а) сотрудничества;
б) взаимопомощи;
ü в) подкупа;
г) доверия.
58.Семья, объединяющая только супругов и их несовершеннолетних детей, называется:
а) патриархальной;
б) малодетной;
в) неполной;
ü г) нуклеарной.
59. Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи:
а) качество занимаемой семьей территории;
ü б) цели семейного воспитания;
ü в) стиль семейного воспитания;
ü г) личностные ресурсы семьи;
д) профессиональные статусы членов семьи.
60. Семья – это:
а) первичная ячейка общества;
б) хозяйственно-юридическая единица;
в) разновозрастная социальная группа, где совместно проживают 2-3 поколения;
ü г) связанная кровными узами социальная общность, объединенная отношениями взаимной ответственности и взаимопомощи.
61. Социальный педагог при работе с семьей выступает в роли:
а) советника и консультанта;
б) советника и защитника;
ü в) советника, консультанта и защитника.
62. Патронаж семьи осуществляется социальным педагогом с целью:
ü а) воспитания и обучения детей в семье;
б) оказания директивного воздействия на семью с низкой реабилитационной активностью;
в) диагностики, контроля, адаптации и реабилитации семьи.
63. К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся…
ü а) поощрение;
б) пример;
ü в) наказание;
г) дискуссия.