Курсовая работа
на тему: Изучение и формирование мотивов учения личности определенного субъекта
Содержание
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы исследования мотивов учения
1.1 Понятия мотивации и мотива учения
1.2 Классификация и структура мотивов учения
Глава 2. Экспериментальное исследование мотивов учения субъекта
2.1 Диагностическая программа изучения мотивации учебной деятельности
2.2 Изучение мотивации учебной деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Современное общество вступило в такой период своего развития, когда произошло не осознаваемое многими переосмысление приоритетов в общей направленности мотиваций личности. Направленность «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» сменилась на ориентацию под девизом: «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе». В этой ситуации назрела необходимость объединения усилий педагогов, психологов и других специалистов в создании условий для успешности обучающихся на различных ступенях образования, которая в педагогическом аспекте понимается как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения.
Успех в учении ? единственный источник внутренних сил, которые рождают энергию для преодоления трудностей, желание и стремление к познанию. Успех — понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Разумеется, и сама личность несет в себе различные ожидания по отношению к окружающим. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, значимых для личности, можно говорить об успехе.
С педагогической точки зрения ситуация успеха ? это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных: результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики педагога.
Тактика и стратегия создания ситуации успеха состоит в том педагогическом алгоритме, который способен обеспечить стремящие к успеху, формирует состояние уверенности, защищенности.
На базе общей мотивации учебной деятельности (профессиональной, познавательной, прагматической, социально-общественной и лично-престижной) появляется определенное отношение к разным учебным предметам. Важность знания структуры мотивации учебной деятельности особенно отчетливо проявляется при изучении эффективности профессионального обучения.
Пути формирования мотивации учения а. К. Маркова
... положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности? Рассмотрим основные из них. 1. Роль содержания учебного материала в мотивации учения Содержание ... вызывает и не формирует положительных устойчивых мотивов учебной деятельности. Поэтому вряд ли правильно поступают те ... возрасте возникает потребность в самоутверждении себя как личности, потребность в приобщении (в морально-нравственном ...
Учебная мотивация — это многокомпонентная, сложноорганизованная структура, проявляющая себя определенным образом в зависимости от конкретной ситуации. Эффективная диагностика такого образования возможна лишь при наличии совокупности параметров, достаточно полно характеризующих учебную мотивацию и органически дополняющие обе стороны. Все эти мотивы в совокупности и будут определять уровень учебной мотивации.
Цель исследования — изучение и формирование мотивов учения личности определенного субъекта (на примере группы).
Объект исследования — процесс обучения.
Предмет исследования — мотивы учения.
В соответствии с целью в ходе исследования решались следующие задачи:
— рассмотреть понятия мотивации и мотива учения;
— изучить классификацию и структуру мотивов учения;
— подобрать диагностическую программу изучения мотивации учения;
— проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования определялись его целями, задачами конкретного этапа и включали в себя: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблематике исследования; методы педагогической диагностики и статистической обработки результатов экспериментов.
Глава 1. Психолого-педагогические основы исследования мотивов учения
1.1. Понятия мотивации и мотива учения
педагогический обучение студент профессиональный
Формирование мотивации учения является одной из центральных проблем современного образования, делом общественной важности.
Как ведущий фактор регуляции активности личности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога и родителей. Различные школы современной психологии пока ещё не пришли к единой точке зрения на понятие «мотив» — они расходятся в понимании некоторых деталей.
Мотивация — единая сложная, многоуровневая система неоднородных психологических факторов, детерминирующих поведение человека. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам изучения [14, c.25]. В современной психологии существует ни один десяток психологических концепций мотивации. Не смотря на это «в настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы четко основные понятия».
Большинство исследователей считают, что мотивация включает в себя потребности, мотивы, интересы, стремления, убеждения, установки, эмоции, цели, ценности, и др. в их сложном переплетении и взаимодействии. Структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся и изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием. Мы будем рассматривать мотивацию как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека, как «сплав» движущих сил его поведения и деятельности. Высшим уровнем регуляции является сознательно-волевой.
Направленность и мотивы деятельности личности
... Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Как и любая иная система, мотивационная сфера личности ... -- параметр, отражающий разнообразие мотивационных факторов -- мотивов, потребностей и целей. Чем больше у человека мотивов, потребностей, целей, тем больше развита его мотивационная сфера; 2) ...
Мотив — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определённой потребности. Если потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива придает активности новый, более действенный характер. Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление достигнуть этой цели. Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни.
Мотивы обладают количественными (сильные-слабые) и качественными (внутренние-внешние) характеристиками. При делении мотивов на внутренние и внешние имеется ввиду отношение к содержанию деятельности.
Изучение мотивации позволяет ответить на три основных вопроса:
1. Что заставляет приступать к выполнению определенных действий? Какие потребности личности вызывают ее активность?
2. Почему человек проявляет настойчивость при попытках достичь цели? Каковы особенности настойчивой личности, умеющей упорно стремиться к цели? (Внутренние факторы мотивации).
3. Какие внешние условия побуждают мотивы личности и позволяют ей сохранять движение к определенной цели? (Внешние функции мотивации).
Однако недостаточно просто разделить мотивы на внутренние и внешние. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты).
Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.
Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень её активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Личности этого типа склонны планировать своё будущее на большие промежутки времени. Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели, если рискуют, то расчетливо [1, c.72].
Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Ещё не успев что либо сделать, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.
Личности этого типа малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.
В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность студента и на овладение знаниями, и на получение хорошей оценки, и на установление желаемых отношений с сокурсниками и более дальние цели.
О мотивах учения надо говорить специально, поскольку учение выделяется как особый вид деятельности, для которой процесс обучения, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью. Обычно исследователи связывают продуктивную творческую активность личности в учебном процессе именно с познавательной мотивацией, а не с мотивацией успеха. Основными мотивами сознательного учения являются естественное стремление подготовиться к будущей деятельности и интерес к знанию. В процессе учебной деятельности появляются и социальные установки учения — потребность включения в общественно значимую практику, отдачи обществу, другому человеку, потребность самосовершенствования и постоянного самообразования.
Мотив, как устойчивое свойство личности.
... Учебные мотивы дошкольников 2. Мотивация учения младших школьников и подростков 3. Юношеский возраст, учебные мотивы старшеклассников и студентов Литература: Ильин. Мотивация и мотивы. Любые учебники по возрастной и педагогической Учебная деятельность ... становится не волевым актом, а условно рефлекторным Мотив, как устойчивое свойство личности. Мотив, как состояние - в данном подходе ...
Выбор профессии — исключительно сложный, сугубо индивидуальный акт, непосредственно обусловленный интересами и склонностями молодого человека, его самооценкой и уровнем притязаний, идеалами и ценностными ориентациями, представлениями о себе, о своих ожиданиях, о своей возможной социальной и профессиональной роли. Вот почему профессиональная ориентация всегда обращена к личности в целом, является составной частью её всестороннего развития. Он должен быть сознательным и самостоятельным. Даже при самых благоприятных обстоятельствах выбор профессии становится всё более трудной задачей, поскольку само общество становится всё более сложным [14].
Для эффективной учебной и производственной деятельности у обучающегося должно быть сформировано умение ставить самостоятельные цели в учебной (производственной) работе. Направленность активности на достижение предмета потребности. Надо чтобы учащиеся учились осознавать цели своих действий и соотносить их с мотивами деятельности. Стремление к самообразованию должно быть присуще личности на каждом этапе жизни. Всякая деятельность будет успешной при повышении осознанности человека.
При управлении обучением взрослых задача осложняется тем, что нужно в процессе занятий не только развить мотивацию учения у бывшего школьника, но во многих случаях впервые сформировать ее и далее сделать устойчивой. Надежной основой для таких изменений выступает удовлетворенность собственно процессом учебной деятельности. Чем благоприятнее воспринимает обучающийся индивид учебные ситуации, тем более устойчива структура мотивов и стабильнее успех. Достижение эффекта устойчивости мотива учебной деятельности с момента поступления в вуз и его окончания многие видят в рамках концепции педагогики индивидуальности. При индивидуальном подходе мотивационные структуры формируются и укрепляются в прямой зависимости от роста успеваемости. Основным механизмом данного процесса является «результативная обратная связь», а в зависимости от нее и увеличивающееся стремление к повышению достижений [9, c.106].
Обучение взрослых оказывается эффективным, если его цели, содержание и методы будут связаны с проблемами самих учащихся (курсантов, студентов, слушателей), ориентированы непосредственно или опосредованно на их практическую деятельность, а также, если перед учащимися откроются перспективы действенной помощи в решении задач, связанных с избранной профессией.
Анализ литературы показал, что ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Ильин Е.П. понимает мотивацию как динамический процесс формирования мотива, а мотив как сложное интегральное (системное) психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием).
Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно воспитательном процессе
... основании выявленных противоречий была определена тема. Тема самообразования : «Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно – воспитательном процессе». Цель : Выявление особенностей здоровьесберегающего обучения младших ... раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть ...
Многие исследователи под учебной мотивацией понимают частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность, а мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности.
Одним из основных мотивов сознательного учения является стремление подготовиться к будущей профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация всегда обращена к личности в целом, является составной частью её всестороннего развития.
Особенность обучения взрослых заключается в том, что нужно в процессе занятий не только развить мотивацию учения у бывшего школьника, но во многих случаях впервые сформировать ее и далее сделать устойчивой. Надежной основой для таких изменений выступает удовлетворенность собственно процессом учебной деятельности.
1.2 Классификация и структура мотивов учения
Изучая учебную мотивацию, центральным вопросом становится вопрос о видах мотивов учения.
Мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности. Существует несколько классификаций мотивов учения. По мнению Л.И. Божович, мотивы учения подразделяются на внешние (не связанные с учебным процессом) и внутренние (производные от различных характеристик учения).
А.Н. Леонтьев выделяет «мотивы-стимулы» и «смыслообразующие» мотивы. «Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; мы будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, — лишены смыслообразующей функции; мы будем условно называть такие мотивы мотивами — стимулами» (А.Н. Леонтьев) [17, с.153]. Также А.Н. Леонтьевым мотивы учения подразделяются на «знаемые» («понимаемые») и «реально действующие».
Наиболее полная классификация мотивов учения предложена А.К. Марковой. Она выделяет две группы мотивов учения: познавательные мотивы и социальные мотивы.
Познавательные мотивы направлены на процесс познания, повышение эффективности его результатов — знаний, умений, навыков, а также на способы познания и приобретение знаний, приемы и методы учебной работы, на повышение эффективности этих способов и методов познания. Их уровни: широкие познавательные мотивы — направленность на знания; учебно-познавательные — направленность на способы добывания знаний; мотивы самообразования — направленность на способы самостоятельного пополнения знаний [8, c.58].
Социальные мотивы характеризуют активность ученика по отношению к тем или иным сторонам взаимодействия с другим человеком в ходе учения, к результатам совместной деятельности и способам этих взаимодействий, к повышению эффективности результатов и способов этих взаимодействий. Их уровни: широкие социальные мотивы — долг, ответственность; узкие социальные или позиционные мотивы — стремление к одобрению окружающих; мотивы социального сотрудничества — стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми [14].
Ряд исследователей (Л.И. Божович, П.М. Якобсон) постулируют необходимость присутствия обеих составляющих (познавательных и социальных мотивов) для эффективности учебной деятельности.
Общие тенденции в развитии представлений о мотивации учения в отечественной психологии состоят в постепенном переходе от нерасчлененного к дифференцированному пониманию мотивации учения; от представления о мотиве как о «двигателе», предшествующим деятельности, к его определению в качестве важной, внутренней психологической характеристики самой деятельности. Дифференцированный подход предполагает выделение содержательных и динамических характеристик, которыми обладает изучаемое психологическое побуждение.
А.К. Маркова выделяет содержательные и динамические характеристики мотива учения:
— содержательные характеристики: действенность; доминирование в структуре мотивационной сферы; самостоятельность возникновения; осознанность; обобщенность;
— динамические характеристики: устойчивость; выраженность и сила; переключаемость; эмоциональная окраска; модальность.
Другую тенденцию в изучении мотивации учения представляет собой формирующий подход, предполагающий определение условий, влияющих на становление мотива учения в совокупности его содержательных и динамических характеристик.
Начиная обучение в вузе, бывший школьник сталкивается с рядом изменений: во-первых, резко снижается уровень внешнего контроля над деятельностью студента; во-вторых, изменяется структура самой учебной деятельности — мотивы учения дополняются и тесно переплетаются с профессиональными мотивами; в-третьих, происходит вхождение в новую социальную общность — «студенчество». В свете таких изменений особенно важным становится вопрос о мотивации учебной деятельности студентов.
Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз, что во многом зависит от ракурса изучения этого вопроса, социально-экономической ситуации в государстве. Основными мотивами поступления в вуз являются: желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям и ее творческие возможности. Имеются различия в значимости мотивов у девушек и юношей. Девушки чаще отмечают большую общественную значимость профессии, широкую сферу ее применения, возможность работать в крупных городах и научных центрах, желание участвовать в студенческой художественной самодеятельности, хорошую материальную обеспеченность профессии. Юноши же чаще отмечают, что выбираемая профессия отвечает интересам и склонностям. Ссылаются и на семейные традиции [12, c.104].
В мотивации учебной деятельности студентов постоянно сочетаются собственно учебный и профессиональный компоненты. В связи с этим в структуре учения можно выделить собственно мотивы учения и профессиональные мотивы как «внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности». Профессиональные мотивы также определяют как «мотивы, подвигающие субъекта к совершенствованию своей деятельности — её способов, средств, форм, методов и т.п.», «мотивы роста, реализующие в деятельности направленность на производство, а не на потребление».
В рамках деятельностного подхода Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова базовой деятельностью студентов является учебно-профессиональная. Ее мотивация, по мнению Т.И. Лях, включает в себя две группы мотивов: учебно-профессиональные и социальные. Каждая из этих групп в своем становлении проходит три уровня. Уровни становления учебно-профессиональных мотивов (от низшего к высшему): широкий учебно-профессиональный; учебно-профессиональный; мотив профессионального самообразования. Уровни становления социальных мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе (от низшего к высшему): широкий социальный мотив; узкий социальный, позиционный мотив; мотивы профессионального сотрудничества. К концу обучения в педагогическом вузе у старшекурсников под влиянием системы учебно-воспитательной работы вуза должны сложиться из группы учебно-профессиональных мотивов мотивы профессионального самообразования, а из группы социальных мотивов — мотивы профессионального сотрудничества [5, c. 81].
Исследования, проведенные А.Н. Печниковым, Г.А. Мухиной, показали, что ведущими учебными мотивами у студентов являются «профессиональные» и «личного престижа», менее значимы «прагматические» (получить диплом о высшем образовании) и «познавательные». Правда, на разных курсах роль доминирующих мотивов меняется. На первом курсе ведущий мотив — «профессиональный», на втором — «личного престижа», на третьем и четвертом курсах — оба этих мотива, на четвертом — еще и «прагматический». На успешность обучения в большей степени влияли «профессиональный» и «познавательный» мотивы. «Прагматические» мотивы были в основном характерны для слабоуспевающих студентов [13, c.99].
Сходные данные получены и другими авторами. М.В. Вовчик-Блакитная на первом этапе перехода абитуриента к студенческим формам жизни и обучения в качестве ведущего мотива выделяет престижный (утверждение себя в статусе студента), на втором месте — познавательный интерес, а на третьем — профессионально-практический мотив.
Ф.М. Рахматуллина не изучала мотив «престижа», а выявляла общесоциальные мотивы (понимание высокой социальной значимости высшего образования).
По ее данным, на всех курсах первое место по значимости занимал «профессиональный» мотив. Второе место на первом курсе было у «познавательного» мотива, но на последующих курсах на это место вышел общесоциальный мотив, оттеснив «познавательный» мотив на третье место. «Утилитарный» (прагматический) мотив на всех курсах занимал четвертое место; характерно, что от младших к старшим курсам его рейтинг падал, в то время как рейтинг «профессионального» мотива, как и «общесоциального», возрастал. У хорошо успевающих студентов «профессиональный», «познавательный» и «общесоциальный» мотивы были выражены больше, чем у среднеуспевающих, а «утилитарный» мотив у последних был выражен сильнее, чем у первых. Характерно и то, что у хорошо успевающих студентов «познавательный» мотив занимал второе место, а у студентов со средней успеваемостью — третье.
Р.С. Вайсман наблюдал динамику изменения от 1-го к 4-му курсу мотивов творческого достижения, «формально-академического» достижения и «потребности достижения» у студентов психологического факультета. Под мотивом творческого достижения автор понимает стремление к решению какой-либо научной или технической задачи и к успеху в научной деятельности. Мотив «формально-академического» достижения понимается им как мотивация на отметку, хорошую успеваемость; «потребность достижения» означает яркую выраженность того и другого мотива. Р.С. Вайсман выявил, что мотив творческого достижения и потребность достижения увеличиваются от 3-го к 4-му курсам, а мотив «формально-академического» достижения снижается от 2-го к 3-4-му курсам. При этом мотив творческого достижения на всех курсах значительно превалировал над мотивом «формально-академического» достижения [3, c.65].
На базе общей мотивации учебной деятельности (профессиональной, познавательной, прагматической, социально-общественной и лично-престижной) у студентов появляется определенное отношение к разным учебным предметам. Оно обусловливается: важностью предмета для профессиональной подготовки; интересом к определенной отрасли знаний и к данному предмету как ее части; качеством преподавания (удовлетворенностью занятиями по данному предмету); мерой трудности овладения этим предметом исходя из собственных способностей; взаимоотношениями с преподавателем данного предмета. Все эти мотиваторы могут находиться в отношениях взаимодействия или конкуренции и иметь различное влияние на учебу, поэтому полное представление о мотивах учебной деятельности можно получить, только выявив значимость для каждого учащегося всех этих компонентов сложной мотивационной структуры. Это позволит установить и мотивационную напряженность у данного субъекта, т.е. сумму компонентов мотива учебной деятельности: чем больше компонентов обусловливает эту деятельность, тем больше у него мотивационное напряжение.
В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает — никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе (А.А. Реан).
Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к формированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса (О.С. Гребенюк).
Важность этого принципа вытекает из того факта, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальности снижается. По данным А.М. Василькова и С.С. Иванова, полученным при опросах курсантов военно-медицинской академии, причинами этого являются: неудовлетворительные перспективы работы, службы, недостатки в организации учебного процесса, быта и досуга, недостатки воспитательной работы. Ими же показано, что студенты, отличающиеся самостоятельностью и склонностью к авторитарности и ригидности, обнаруживают более существенное снижение профессиональной направленности [19, c. 74].
А.И. Гебос выделены факторы, способствующие формированию у студентов положительного мотива к учению: осознание ближайших и конечных целей обучения; осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний; эмоциональная форма изложения учебного материала; показ «перспективных линий» в развитии научных понятий; профессиональная направленность учебной деятельности; выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности; наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе.
Вопрос о видах мотивов учения является центральным, при изучении учебной мотивации.
Существует несколько классификаций мотивов учения, что во многом зависит от различного ракурса изучения этого вопроса, социально-экономической ситуации в государстве. Основными мотивами поступления в вуз выступают такие как: желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям и ее творческие возможности. У девушек и юношей значительно различаются значимости мотивов.
В структуре учения выделят собственно мотивы учения и профессиональные мотивы как «внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности».
В процессе обучения взрослого контингента при всем разнообразии структурных подходов к формированию мотивации учения их смысловая доминанта должна быть ориентирована на мотив достижения успеха.
Длительно поддерживаемый мотив достижения успеха в работе с взрослой аудиторией проявляется таким образом, что после неудачи обучающийся индивид склонен проявить большую активность (добавить активность), чтобы повысить академическую успеваемость.
Глава 2. Экспериментальное исследование мотивов учения субъекта
2.1 Диагностическая программа изучения мотивации учебной деятельности
Цель диагностической программы: изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов.
Задачи диагностической программы:
1) выявить ведущие мотивы учебной деятельности студентов;
2) установить связи между мотивацией учебной деятельности студентов и их профессиональной направленностью;
3) установить связи между мотивацией учебной деятельности студентов и их личностной направленностью;
4) установить связи между мотивацией учебной деятельности студентов и их ценностными ориентациями.
Были использованы следующие методики:
1. Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин) (приложение 1);
2. Методика «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина) (приложение 2);
3. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А. Климов) (приложение 3).
Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин).
Цель: Определение частоты выбора того или иного мотива (по всей выборке).
Теоретическое обоснование методики: Мотивационная сфера учебной деятельности студентов имеет иерархическую структуру. Доминирующее положение в ней занимают те мотивы, которые при ранжировании получают первые места.
Ход проведения: Испытуемому предъявляется список мотивов учебной деятельности. Из 16 мотивов ему необходимо выбрать 5 наиболее значимых.
Методика «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина)
Цель: Изучение мотивации обучения в вузе.
Теоретическое обоснование методики: При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы:
1) «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность);
2) «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества);
3) «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Ряд формулировок подкорректирован автором книги (Е.П. Ильин) без изменения их смысла.
Ход проведения: Экспериментальным материалом служит опросник, состоящий из 50 пунктов. Испытуемому необходимо внимательно прочитать утверждения и отметить свое согласие знаком «+»или несогласие — знаком «?» с приведенными утверждениями.
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А. Климов)
Цель: Диагностика профессиональной направленности
Теоретическое обоснование методики: Е.А.Климов по признаку «предмет труда» выделил 5 типов профессий:
— «человек — природа — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
— «человек — техника» — все технические профессии;
— «человек — человек» — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
— «человек — знак» — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
— «человек — художественный образ» — все творческие специальности.
Ход проведения: Экспериментальным материалом служит список из 20 пар возможных деятельностей. Испытуемому необходимо отдать предпочтение либо виду деятельности «а» по отношению к «б», либо виду деятельности «б» по отношению к «а».
С помощью представленных методик было проведено экспериментальное исследование мотивации учебной деятельности студентов.
Мотивация определяет содержательную избирательность в учебной деятельности, влияет на выбор преференциальных факторов, так как настоящие мотивы лучше проявляются в ситуации выбора. Селективная функция мотивации обеспечивает согласование условий и средств, которые необходимые для ее поддержки.
Поэтому разработка методики изучения потребностей, интересов, целей, деструктивных, стимулирующих факторов как основных компонентов мотивационной сферы субъекта является важнейшим компонентом обучения. Теория единства мотивации обучения и учебной деятельности имеет важное значение, так как она тесно связанная с вопросами активизации, интенсификации, педагогической оптимизации учебного процесса. Мотивация должна рассматриваться как процесс устремляющий, регулирующий и активизующий деятельность субъекта обучения.
Нами были выделены ряд методик, основной целью которых выступает всесторонний анализ мотивов учения конкретной группы.
2.2 Изучение мотивации учебной деятельности
Общее количество выборки составило 7 человек, студентов одной грыппы.
Результаты исследования, полученные с помощью методики № 1 «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» представлено в табл. 1 и рис. 1.
Таблица 1. Результаты исследования, полученные с помощью методики № 1 «Изучение мотивов учебной деятельности студентов»
ФИО |
Номер мотива по списку |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
||
Александр |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||||||
Людмила |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||||||
Виктор |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||||||
Павел |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||||||
Андрей |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||||||
Максим |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||||||
Сергей |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||||||
Кол-во выбора мотива |
6 |
3 |
1 |
4 |
1 |
4 |
1 |
0 |
0 |
6 |
0 |
3 |
0 |
4 |
0 |
2 |
|
На основе вышеизложенных данных была построена диаграмма (рис. 1)
Рис. 1. Иерархия мотивов учебной деятельности студентов
Анализ полученных данных. Обработав результаты, мотивы были проранжированы:
I место занимают мотивы: 1 — стать высококвалифицированным специалистом и 10 — обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности;
II место мотив 2 — получить диплом;
III место мотив 6 — приобрести глубокие и прочные знания;
IV место мотив 4 — успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»;
V место — мотивы: 3- успешно продолжить обучение на последующих курсах; 12 — достичь уважения преподавателей; 14 — добиться одобрения родителей и окружающих;
VI место мотив 16 — получить интеллектуальное удовлетворение;
VII место мотив 5 — постоянно получать стипендию;
VIII место занимают мотивы: 7 — быть постоянно готовым к очередным занятиям; 8 — не запускать изучение предметов учебного цикла.
Оказались невыбранными мотивы: 9 — не отставать от сокурсников; 11 — выполнять педагогические требования; 13 — быть примером для сокурсников; 15 — избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
Таким образом, студентами чаще выбираются мотивы — стать высококвалифицированным специалистом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания, что говорит об их доминировании в системе мотивов.
На основании проведенного исследования можно утверждать о доминировании в системе следующих мотивов: стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания. Доминирует в системе мотивов, наряду с вышеперечисленными, мотив «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности».
Мотив «избежать осуждения и наказания за плохую учебу» оказался невыбранным студентами.
Результаты исследования, полученные с помощью методики №2.
«Мотивация обучения в вузе» представим в табл. 2 и рис. 2.
Таблица 2. Результаты исследования, полученные с помощью методики №2 «Мотивация обучения в вузе»
ФИО |
«приобретение знаний» Максимум- 12,6 балла |
«овладение профессией» Максимум — 10 баллов |
«получение диплома» Максимум — 10 баллов |
|
Александр |
10,8 |
7 |
6,5 |
|
Людмила |
7,2 |
4 |
10 |
|
Виктор |
6 |
4 |
10 |
|
Павел |
5,4 |
3 |
7,5 |
|
Андрей |
7,2 |
6 |
10 |
|
Максим |
7,2 |
3 |
9 |
|
Сергей |
7,2 |
5 |
8,5 |
|
Анализ и систематизация результатов. По шкале «приобретение знаний» были выделены: высокие показатели (8,5 — 10,8 баллов) — у 23,8 % студентов, средние показатели (5,4 — 8,4баллов) — у 57,2 % студентов. В целом, группа показала средний уровень направленности на приобретение знаний.
По шкале «овладение профессией» были выделены: высокие показатели (7 баллов) — у 28,6 % студентов, средние показатели (4- 6 баллов) — у 52,4 % студентов, низкие показатели (0-3 баллов)- 19 % студентов. Таким образом, группа показала средний уровень направленности на овладение профессией, т. е. стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества.
По шкале «получение диплома» были выделены: высокие показатели (7-10 баллов)- у 90,5 % студентов, средние показатели (4 — 6,9баллов) — у 9,5 % студентов, низкие показатели (0-3,9 баллов) — не обнаружены в группе.
Таким образом, группа показала высокий уровень направленности на получение диплома.
На основе вышеизложенных данных была построена диаграмма (рис. 2).
Рис. 2. Мотивация обучения в вузе
Сравним и проанализируем результаты методик (таблицы 1 и 2).
На основании проведенного исследования в группе с помощью методик № 1 и № 2, можно утверждать о преобладании и ведущей роли прагматического мотива («получение диплома»).
Последующие позиции занимают мотивы: профессиональный (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества) и познавательный (стремление к приобретению знаний, любознательность).
Т.И. Ильина отмечает, что преобладание прагматического мотива может свидетельствовать о неадекватном выборе студентом профессии, о неудовлетворенности ею. Но для того, чтобы вскрыть причину преобладания прагматического мотива в системе мотивов студента, нужно определить профессиональную направленность студента, проанализировать, почему студент выбрал профессию психолога, как этот выбор был осуществлен, каковы ценностные ориентиры студента.
Результаты исследования, полученные с помощью методики №3 «Дифференциально-диагностический опросник» представим в табл. 3 и рис. 3.
Таблица 3. Результаты исследования, полученные с помощью методики №3 «Дифференциально-диагностический опросник»
ФИО |
«человек- природа» Максимум- 8 баллов |
«человек-техника» Максимум- 8 баллов |
«человек-человек» Максимум- 8 баллов |
«человек- знак» Максимум- 8 баллов |
«человек-художественный образ» Максимум- 8 баллов |
|
Александр |
4 |
1 |
7 |
3 |
5 |
|
Людмила |
2 |
2 |
4 |
5 |
7 |
|
Виктор |
2 |
1 |
7 |
5 |
5 |
|
Павел |
2 |
2 |
6 |
3 |
7 |
|
Андрей |
1 |
3 |
5 |
5 |
6 |
|
Максим |
5 |
1 |
5 |
3 |
6 |
|
Сергей |
7 |
1 |
5 |
2 |
5 |
|
Анализ и систематизация результатов. Профессия «педагог, учитель начальных классов» относится к типу профессии «человек-человек». По шкале «человек-человек» были выделены: высокие показатели (6 — 8 баллов)- у 42,9 % студентов, средние показатели (3 -5,9 баллов) — у 57,1% студентов, низкие показатели (0-2,9 баллов) — не обнаружены в группе.
В целом, группа показала уровень профессиональной направленности выше средних значений, что может говорить о преобладании интересов, а возможно и склонностей к данной области профессиональной деятельности.
На основе вышеизложенных данных была построена диаграмма (см. рис. 3).
Таким образом, на основании результатов, полученных при проведении эксперимента, было выявлено, что ведущие места в системе мотивов учебной деятельности студентов принадлежат мотивам: стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания, получить диплом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
Рис. 3. Уровни профессиональной направленности студента
Уровень профессиональной мотивации группы оптимальный, что говорит об удовлетворенности студентов выбранной профессией, включенности студентов в учение.
Проведенной исследование мотивов учения конкретной группы позволило сделать следующие выводы. Студентами чаще выбираются такие мотивы как: стать высококвалифицированным специалистом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания, что говорит об их доминировании в системе мотивов. Доминируют в системе следующих мотивов: стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
Анализ показал, что в системе мотивов учебной деятельности студентов преобладает и лидирует прагматический мотив («получение диплома»).
Последующие позиции занимают мотивы: познавательный (стремление к приобретению знаний, любознательность) и профессиональный (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества).
На основании результатов, полученных при проведении всех диагностических программ, было выявлено, что ведущие места в системе мотивов учебной деятельности студентов принадлежат мотивам: стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания, получить диплом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
Заключение
В современных условиях высокой конкурентной борьбы на рынке труда расширение жизненных возможностей и перспектив зависит от возможности индивида постоянно повышать уровень образованности, сформированности внутренней личностной направленности на учение, осознания необходимости развития собственных природных задатков. Все эти качества определяются уровнем развитием мотивации учения.
Проблема целенаправленного развития мотивации учения относится не только к психологии и педагогике, но и к предметным методикам обучения, поскольку ее формирование осуществляется через конкретный предмет и конкретную познавательную деятельность.
Анализ литературы показал, что ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Е.П. Ильин понимает мотивацию как динамический процесс формирования мотива, а мотив как сложное интегральное (системное) психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием).
Многие исследователи под учебной мотивацией понимают частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность, а мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности.
Мотивация учебной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего специалиста.
С целью изучения особенностей мотивации учебной деятельности было проведено экспериментальное исследование.
В ходе эксперимента было выявлено, что в группе ведущие места в системе мотивов учебной деятельности студентов принадлежат мотивам: стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания, получить диплом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
Было выявлено, что в системе мотивов учебной деятельности студентов преобладает и лидирует прагматический мотив («получение диплома»).
Последующие позиции занимают мотивы: профессиональный (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества) и познавательный (стремление к приобретению знаний, любознательность).
Преобладание прагматического мотива могло свидетельствовать о неадекватном выборе студентом профессии, о неудовлетворенности ею. Для того чтобы вскрыть причину преобладания прагматического мотива в системе мотивов студента, нами был определен уровень профессиональной направленности студента, проанализировано, почему студент выбрал профессию, как этот выбор был осуществлен, каковы ценностные ориентиры студента. Анализ результатов показал, что уровень профессиональной направленности студентов выше средних значений, у студентов ярко выражен интерес к избранной специальности, выбор профессии был осуществлен ими продуманно и самостоятельно.
Развитие мотивации учебной деятельности зависит от проведения своевременной диагностики мотивации студентов и учета ее результатов в образовательном процессе, подобранной системы условий развития мотивации, а именно: соотнесение результатов обучения с практической деятельностью, актуализация мотивационных аспектов учебной деятельности в работе группы. Уровень развития мотивационной сферы личности студента зависит от способов, условий и средств обучения, осознания собственного смысла учения, предметно-рефлексивного отношения к обучению, субъектной активности и субъектного отношения. Качественные особенности развития мотивационной сферы личности студента зависят от личностной и профессиональной направленности, ценностных ориентаций. Мотивационная сфера личности определяется деятельностью. Для того чтобы деятельность стала компонентом развития и саморазвития, важно не только глубоко понимать характер ее содержания, но и постоянно совершенствовать мотивационную сторону личности. Глубокое познание и понимание мотивационной сферы может обеспечить успех, направить активность личности студента в нужное русло ее развития.
На наш взгляд, данное исследование может найти свое продолжение в изучении таких аспектов развития мотивации студентов как: использование возможностей студенческой группы как фактора развития учебной мотивации, выявление гендерной специфики становления учебной мотивации.
Список использованной литературы
1. Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты: / Б.Б. Айсмонтас. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 394 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: / В.И. Андреев. — М.: «Школа-Пресс», 2008. — 276 с.
3. Артыков Т.А. Мотивация к учению, как показатель реадаптации к учебной деятельности // В мире научных открытий. — 2009. — № 3-1. — С. 63-69.
4. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
5. Батышев, С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса: / С.Я. Батышев. — М.: «Школа-Пресс», 2008. — 114 с.
6. Батышев, С.Я. Педагогика сотрудничества в профтехучилище: / С.Я. Батышев. — М.: Педагогический поиск, 2010. — 201 с.
7. Безбородова, С.В. Человеческий фактор в интенсификации учебного процесса / С.В. Безбородова // Семья как ценность: состояние и перспективы: сб. науч. тр-ов. Вып. II. / Под ред. Ф.А. Ильдархановой, Р.Ш. Маликова. — Казань: Центр инновационных технологий, 2007. — С. 45-51.
8. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 168 с.
9. Епифанова, С. Формирование учебной мотивации / С. Епифанова // Высшее образование в России. — 2000. — №3. — С.106-107.
10. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования. — М.: Просвещение, 2009. — 251 с.
11. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. — М.: Академия, 2011. — 192 с.
12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2006. — 512 с.
13. Кабардин О.Ф. Мотивация к учению и успешность обучения // Журнал научно-педагогической информации. — 2010. — № 11. — С. 97-111.
14. Кизесова, И.В. Общая и профессиональная педагогика: курс лекций для студентов специальности 050501.65 «Профессиональное обучение (по отраслям)» / И.В. Кизесова. — Красноярск: СибГТУ, 2012. — 159 с.
15. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А. Климов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
16. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Дашков и К», 2006. — 460 с.
17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М., 2008. — 351 с.
18. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова [и др.]; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой, науч. ред. Н.Б. Крылова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. -288 с.
19. Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность: / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. — М.: Просвещение, 2007. — 427 с.
20. Харламов, И.Ф. Педагогика: / И.Ф. Харламов. — М.: Высшая школа, 2010. — 416 с.
21. Шиянов, Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. — М.: Академия, 2009. — 257 с.
Приложение 1
Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов модифицированная А.А. Реаном, В.А. Якуниным.
Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина).
Опросный лист (для студентов)
Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять наиболее значимых для Вас и отметьте их крестиком в соответствующей строке.
Список мотивов |
||
1. стать высококвалифицированным специалистом |
||
2. получить диплом |
||
3. успешно продолжить обучение на последующих курсах |
||
4. успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» |
||
5. постоянно получать стипендию |
||
6. приобрести глубокие и прочные знания |
||
7. быть постоянно готовым к очередным занятиям |
||
8. не запускать изучение предметов учебного цикла |
||
9. не отставать от сокурсников |
||
10. обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности |
||
11. выполнять педагогические требования |
||
12. достичь уважения преподавателей |
||
13. быть примером для сокурсников |
||
14. добиться одобрения родителей и окружающих |
||
15. избежать осуждения и наказания за плохую учебу |
||
16. получить интеллектуальное удовлетворение |
||
Обработка и интерпретация результатов
Определяется частота названия мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.).
Приложение 2
Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной.
При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.
Опросный лист
Инструкция: Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» со следующими утверждениями.
1) Лучшая атмосфера занятий — атмосфера свободных высказываний.
2) Обычно я работаю с большим напряжением.
3) У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.
4) Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии.
5) Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.
6) Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.
7) Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.
8) Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.
9) Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.
10) Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.
11) Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.
12) Я твердо уверен в правильности выбора профессии.
13) От каких из присущих вам качеств вы бы хотели избавиться? Напишите ответ рядом.
14) При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки).
15) Самое замечательное время жизни — студенческие годы.
16) У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
17) Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.
18) При возможности я поступил бы в другой вуз.
19) Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на потом.
20) Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.
21) Я могу спокойно спать после любых неприятностей.
22) Я твердо уверен, что моя профессия дает мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.
23) Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.
24) Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.
25) Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.
26) У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.
27) Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.
28) Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.
29) Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.
30) Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напиши ответ рядом.
31) Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей профессией.
32) Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.
33) Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.
34) Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.
35) Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.
36) Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.
37) Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.
38) Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.
39) Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.
40) Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.
41) Меня весьма тревожат возможные неудачи.
42) Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.
43) Мой выбор данного вуза окончателен.
44) Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них.
45) Чтобы убедить в чем — либо группу, мне приходиться самому работать очень интенсивно.
46) У меня обычно ровное и хорошее настроение.
47) Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.
48) До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.
49) Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.
50) Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора.
Обработка и интерпретация результатов
КЛЮЧ к опроснику
Шкала «Приобретение знаний»
— за согласие («+») c утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 — 3,6 балла; по п. 26 — 2,4 балла; — за несогласие («-») с утверждением по п. 28 — 1,2 балла; по п.42 — 1,8 балла.
Максимум — 12,6 балла.
Шкала «Овладение профессией»
— за согласие по п. 9 — 1 балл; по п.31 — 2 балла; по п.33 — 2 балла; по п.43 — 3 балла; по п.48 — 1 балл и по п. 49 — 1 балл.
Максимум — 10 баллов.
Шкала «Получение диплома»
— за несогласие по п. 11 — 3,5 балла; — за согласие по п. 24 — 2,5 балла; по п. 35 — 1,5 балла; по п. 38 — 1,5 балла и по п. 44 — 1 балл.
Максимум — 10 баллов.
Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.
Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.
Приложение 3
«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?
Опросник
1. а. Ухаживать за животными б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их
2. а. Помогать больным людям, лечить их б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы
3. а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок б. Следить за состоянием и развитием растений.
4. а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5. а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6. а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7. а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты. б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)
8. а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9. а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище) б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10. а. Лечить животных б. Выполнять вычисления, расчеты.
11. а. Выводить новые сорта растений б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12. а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13. а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14. а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15. а. Составлять точные описания — отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
16. а. Делать лабораторные анализы в больнице б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17. а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18. а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19. а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20. а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)
Обработка результатов и интерпретация
П |
Т |
Ч |
З |
Х |
|
1а |
1б |
2а |
2б |
3а |
|
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
|
6а |
6б |
7а |
|||
7б |
8а |
8б |
|||
9а |
9б |
||||
10а |
10б |
||||
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
|
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
|
16а |
16б |
17а |
|||
17б |
18а |
18б |
|||
19a |
19б |
||||
20а |
20б |
||||
Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере «человек — природа» (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа — по сфере «человек — техника» (технические профессии), третья графа — по сфере «человек — человек» (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая — по сфере «человек — знак» (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере — «человек — художественный образ» (все творческие специальности).
В целом минимальное количество баллов по каждой графе — 0, максимальное — 8 баллов.
Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов — профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.
Размещено на