Изменения в сознании детей

Памятки для родителей

Вариант 1. Особенности развития детей пятого года жизни

Ребёнку уже исполнилось четыре года.

Убедитесь, что:

· рост стал 102 см и увеличился на 4-5 см;

· вес стал 16 кг и увеличился на 1-2 кг.

Теперь чтобы не навредить малышу в его развитии, нужно выявить «ранимые места» в его организме на этом возрастном этапе и учитывать это.

Тело ребенка изменило пропорции, активно идет формирование осанки, закладываются походка, привычные позы при сидении, стоянии и т.д. Но сила мышц, поддерживающих скелет, недостаточна, утомляемость их велика и грозит разнообразными отклонениями в осанке. А последние, в свою очередь, могут повлечь нарушения в деятельности самых разных органов и систем.

Поэтому надо обязательно следить за осанкой ребёнка, особенно во время работы за столом (надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть).

Навыки поддержания здоровья

К пяти годам ребёнок может в той или иной степени самостоятельно

ухаживать за всеми открытыми частями тела. Он учится технике обработки своего тела. Он уже умеет самостоятельно мыть руки, полоскать полость рта, умываться переодеваться.

Но ему ещё трудно, и он ещё учится:

· чистить зубы;

· расчесывать волосы;

· полоскать горло.

И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения.

Изменения в сознании детей

Идет бурный расцвет фантазии, воображения. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать истории о том, что они участвовали в каких-то невероятных событиях, что папа таскал маму за волосы, хотя ничего подобного не было. И нельзя это называть ложью. Это очень обидно для ребёнка. Подобные фантазии не являются ложью в прямом смысле слова хотя бы потому, что не приносит ребёнку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказание, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это событие другого порядка. Подобное явление правильнее называть выдумками. Источники таких фантазий могут быть весьма различными. Например, это может быть яркий сон, который ребёнок принял за действительность. Это может быть стремление справиться с какими-то страхами.

Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные выдумки – спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребёнка. Но ни в коем случае нельзя уличать ребёнка во лжи.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

На пятом году жизни у детей наблюдается высокий познавательный интерес. Дети этого возраста способны знакомится с предметами, выходящими за пределы их опыта и восприятия.

Очень важно понимать, что когда ребёнок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объём знаний, а у него возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатии к дельфинам и недоверчивое отношение к акулам и т.д.

Однако вы непременно должны иметь в виду следующие обстоятельства. Дети очень чутки к искренности Вашего отношения к тому или иному предмету или явлению. Если в глубине души Вы не любите животных, Вам никогда словами не удастся убедить детей в обратном. В самом начале пути в неизведанное не надо знакомить детей с тем, что не вызывает симпатии у Вас самих.

Если в этом году мы не сможем заложить у детей способности мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к широкому окружающему миру, то позднее сделать это будет трудно, так как именно дети пяти лет активно воспринимают все, что их окружает. И эта активность может сосредоточиться на ссорах со сверстниками, сравнении имущественного состояния своей семьи и других семей.

И ещё одно обстоятельство. При знакомстве детей с новыми явлениями в этом году следует ограничится предметами, которые существуют физически. Например, не следует касаться таких невидимых сфер, как социальные отношения. Конечно, если ребёнок задаёт вопрос, ответить на него необходимо, но как можно проще и понятнее для ребёнка.

Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребёнка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребёнка рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.

Мышление ребёнка после четырёх лет становится речевым. Если у малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в предметную практическую деятельность, теперь он протекает преимущественно в уме.

14 стр., 6714 слов

Одаренные дети. Вопросы обучения, воспитания и общения

Одаренные дети. Вопросы обучения, воспитания и общения 1. Понятие и определение одаренности у детей Что такое одаренность. Одаренный или ... войн. Как и сегодня, росли гениальные дети, которые становились либо тиранами (Нерон), либо пророками- апостол Павел. ... Эту сторону феноменальных всплесков можно раскрыть детям на примерах русской истории. Становится понятным, каким образом два простолюдина Никон ...

Совершенствуется способность классифицировать.

Ребёнок активно осваивает операции счета в пределах первого десятка.

Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам – буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция.

В этом возрасте у ребёнка проявляется принципиально новая способность сочувствовать вымышленным персонажам, героям сказок. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.

К четырём годам речь ребёнка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждений.

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребёнок страдает, ели никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по два – пять человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.

 

Вариант 2. Ребенок 4-5 лет

Источник расширения кругозора ребёнка, развития его представлений о мире – наблюдения.

Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Гуляйте с ребёнком по городу, ходите на экскурсии. Учитывайте реальные познавательные интересы детей! Мальчиков, например, скорее будут интересовать подробности устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.

С четырёх лет кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ. Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу. Благодаря Вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребёнок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут, и т.п. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей и других людей.

Четырёхлетний ребёнок часто задает вопрос «почему?». Ему становится интересны внутренние связи явлений, и прежде всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... образом, в процессе игры ребенок учится принимать решения, не боится действовать и становится более уверенным. Работая с тревожными детьми, психологу важно установить контакт ... ;д.). Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей любых возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. В соответствии ...

Отвечая на вопрос ребёнка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с другом», не вводя понятие статистического электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию.

Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырёхлетний малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задаёт вопрос: «Так это что, все будет вниз падать, если его опустить?»

Внимательно выслушивайте все детские рассуждения и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать.

Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.

У некоторых детей негромкая речь «для себя», так называемое приборматывание по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется. Это помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.

Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок четырех лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т.п. Игра в бытовую ситуацию – поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи – воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.

8 стр., 3671 слов

Игры и упражнения на развитие памяти

... интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумыватьразные игры. Например, играйте с ребенком в Шерлока Холмса или в разведчика. Игра на  ... ;развитие памяти: Я положил в мешок... В эту игру ...  можно играть с детьми во время длительных поездок. ...

Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества).

Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.

В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребёнка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие действующие лица.

Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной одежды: перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в «волшебный мир». Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.

Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребёнок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью).

В целом четырёхлетка – жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.

Сверстник становится интересен ка партнер по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребёнка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не ходят играть с девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно ест, хотя это обстоятельство не имеет отношения к её возможностям как игрового партнёра.

Негативные оценки можно давать только поступкам ребёнка, а не ему самому и только с глазу на глаз, а не при всех.

Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек.

Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом, появляются первые друзья – те, с кем у ребёнка лучше всего налаживается взаимопонимание.

Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:

· Дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие;

· Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют сами дети;

· Характер исполнения роли также определяется детьми: «Ты будешь дочка. Ты не хочешь суп. А я тебя буду ругать!»;

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... гнев через телесные ощущения. В игру (в полном объеме) вы будете играть с ребенком только один раз, в дальнейшем ... мешает в процессе реализации образовательной деятельности, изводит других детей, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива. Этого ершистого, драчливого, ... , кровь приливает к лицу, комок подступает к горлу, становится трудно дышать, напрягаются мышцы лица, живота и т. п ...

· Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им свои сюжеты.

Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность. В своих ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани, создавать домики, укрытия, пещерки.

Четырёхлетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и пикники. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т.п.

К пяти годам многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятие чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.

Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребёнка, а не его личность в целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом, пожадничал, он должен сам понять это, но ни в коем случае не обобщайте, не называйте его жадным.