Изменения в сознании детей

Памятки для родителей

Вариант 1. Особенности развития детей пятого года жизни

Ребёнку уже исполнилось четыре года.

Убедитесь, что:

· рост стал 102 см и увеличился на 4−5 см;

· вес стал 16 кг и увеличился на 1−2 кг.

Теперь чтобы не навредить малышу в его развитии, нужно выявить «ранимые места» в его организме на этом возрастном этапе и учитывать это.

Тело ребенка изменило пропорции, активно идет формирование осанки, закладываются походка, привычные позы при сидении, стоянии и т. д. Но сила мышц, поддерживающих скелет, недостаточна, утомляемость их велика и грозит разнообразными отклонениями в осанке. А последние, в свою очередь, могут повлечь нарушения в деятельности самых разных органов и систем.

Поэтому надо обязательно следить за осанкой ребёнка, особенно во время работы за столом (надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть).

Навыки поддержания здоровья

К пяти годам ребёнок может в той или иной степени самостоятельно

ухаживать за всеми открытыми частями тела. Он учится технике обработки своего тела. Он уже умеет самостоятельно мыть руки, полоскать полость рта, умываться переодеваться.

Но ему ещё трудно, и он ещё учится:

· чистить зубы;

· расчесывать волосы;

· полоскать горло.

И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения.

Изменения в сознании детей

Идет бурный расцвет фантазии, воображения. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать истории о том, что они участвовали в каких-то невероятных событиях, что папа таскал маму за волосы, хотя ничего подобного не было. И нельзя это называть ложью. Это очень обидно для ребёнка. Подобные фантазии не являются ложью в прямом смысле слова хотя бы потому, что не приносит ребёнку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказание, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это событие другого порядка. Подобное явление правильнее называть выдумками. Источники таких фантазий могут быть весьма различными. Например, это может быть яркий сон, который ребёнок принял за действительность. Это может быть стремление справиться с какими-то страхами.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... , конструированию, разви­тию речи нужно давать детям задания творческого характера. Ог­ромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом ... контрастной двух- и трёхчастной музыки; самостоятельно определяют жанры марша и танца и выбирают соответствующие движения. Дети уже овладели некоторыми видами основных движений ...

Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные выдумки — спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребёнка. Но ни в коем случае нельзя уличать ребёнка во лжи.

На пятом году жизни у детей наблюдается высокий познавательный интерес. Дети этого возраста способны знакомится с предметами, выходящими за пределы их опыта и восприятия.

Очень важно понимать, что когда ребёнок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объём знаний, а у него возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатии к дельфинам и недоверчивое отношение к акулам и т. д.

Однако вы непременно должны иметь в виду следующие обстоятельства. Дети очень чутки к искренности Вашего отношения к тому или иному предмету или явлению. Если в глубине души Вы не любите животных, Вам никогда словами не удастся убедить детей в обратном. В самом начале пути в неизведанное не надо знакомить детей с тем, что не вызывает симпатии у Вас самих.

Если в этом году мы не сможем заложить у детей способности мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к широкому окружающему миру, то позднее сделать это будет трудно, так как именно дети пяти лет активно воспринимают все, что их окружает. И эта активность может сосредоточиться на ссорах со сверстниками, сравнении имущественного состояния своей семьи и других семей.

3 стр., 1253 слов

На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, а другие — отвергаемыми.

... возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, а другие – отвергаемыми. К старшему дошкольному ... внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстника в жизни ребёнка. Если к моменту своего возникновения потребность в ... В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым ...

И ещё одно обстоятельство. При знакомстве детей с новыми явлениями в этом году следует ограничится предметами, которые существуют физически. Например, не следует касаться таких невидимых сфер, как социальные отношения. Конечно, если ребёнок задаёт вопрос, ответить на него необходимо, но как можно проще и понятнее для ребёнка.

Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребёнка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребёнка рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.

Мышление ребёнка после четырёх лет становится речевым. Если у малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в предметную практическую деятельность, теперь он протекает преимущественно в уме.

Совершенствуется способность классифицировать.

Ребёнок активно осваивает операции счета в пределах первого десятка.

Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам — буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция.

В этом возрасте у ребёнка проявляется принципиально новая способность сочувствовать вымышленным персонажам, героям сказок. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.

К четырём годам речь ребёнка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждений.

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребёнок страдает, ели никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по два — пять человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... только взрослому или другому ребенку, но и еще может попадать в цель, например, кольцо или корзину; ... ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами действия; узнает персонажей по звукоподражаниям, например ... соответственно характеру музыки; одновременно может выполнить несколько действий, например, петь, хлопать в ладошки, кружиться, махать ручками ...

Вариант 2. Ребенок 4−5 лет

Источник расширения кругозора ребёнка, развития его представлений о мире — наблюдения.

Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Гуляйте с ребёнком по городу, ходите на экскурсии. Учитывайте реальные познавательные интересы детей! Мальчиков, например, скорее будут интересовать подробности устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.

С четырёх лет кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ. Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу. Благодаря Вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребёнок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут, и т. п. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей и других людей.

Четырёхлетний ребёнок часто задает вопрос «почему?». Ему становится интересны внутренние связи явлений, и прежде всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.

Отвечая на вопрос ребёнка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с другом», не вводя понятие статистического электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию.

Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырёхлетний малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задаёт вопрос: «Так это что, все будет вниз падать, если его опустить?»

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... ссылкой на мнение известного, уважаемого человека. Например, если начать вопрос со слов «Согласны ли вы с мнением ... изучается социологом посредством трех вопросов: вопроса, оформленного в ви­де таблицы, вопроса-меню и вопроса с альтернативным выбором. Тогда ... в сочетании с другими методиками оперативных социологических исследований (например, с анкетным опросом). Экспертный опрос — метод получения ...

Внимательно выслушивайте все детские рассуждения и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать.

Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.

У некоторых детей негромкая речь «для себя», так называемое приборматывание по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется. Это помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.

Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок четырех лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т. п. Игра в бытовую ситуацию — поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи — воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.

Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества).

Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.

В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребёнка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие действующие лица.

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. «Ругаемся овощами» (Кряжева н.Л., 1997)

... «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н. ... гнев через телесные ощущения. В игру (в полном объеме) вы будете играть с ребенком только один раз, в ... голосом, обсуждая произошедшее "Зайчики" (подвижная игра для агрессивных детей) Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить ...

Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной одежды: перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в «волшебный мир». Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.

Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребёнок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью).

В целом четырёхлетка — жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.

Сверстник становится интересен ка партнер по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребёнка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не ходят играть с девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно ест, хотя это обстоятельство не имеет отношения к её возможностям как игрового партнёра.

Негативные оценки можно давать только поступкам ребёнка, а не ему самому и только с глазу на глаз, а не при всех.

Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек.

Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом, появляются первые друзья — те, с кем у ребёнка лучше всего налаживается взаимопонимание.

Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:

· Дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие;

· Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют сами дети;

· Характер исполнения роли также определяется детьми: «Ты будешь дочка. Ты не хочешь суп. А я тебя буду ругать!»;

8 стр., 3671 слов

Игры и упражнения на развитие памяти

... повторить какой-либо жест, выбывает из игры. Победителем становится ребенок, оставшиеся последним. Назовись Количество игроков: любое Дополнительно ... Я положил в мешок... В эту игру можно играть с детьми во время длительных поездок ...  ребенку. Поэтому старайтесь придумыватьразные игры. Например, играйте с ребенком в Шерлока Холмса или в разведчика. Игра на ...

· Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им свои сюжеты.

Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность. В своих ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани, создавать домики, укрытия, пещерки.

Четырёхлетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и пикники. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т. п.

К пяти годам многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятие чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.

Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребёнка, а не его личность в целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом, пожадничал, он должен сам понять это, но ни в коем случае не обобщайте, не называйте его жадным.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector