IV. Практическая значимость

I. Человек «во множестве миров»

Альберт Крылов «Психология» – учебник.

Крылов в своих трудах ссылается на Ананьева, представителя санкт-петербургской школы.
Индивид, личность, и индивидуальность, человек.
Под человеком понимают совокупность всех качеств, свойственных индивиду, совокупных Homo Sapiens, независимо от того, присутствуют ли они у данного человека или нет. Р. Немов.

Хабермас пишет, что человек живет «во множестве миров»:
1. Внешний мир – объект, объектные отношения. Ценятся не личные интересы и знания, а те средства, которые можно объяснить и передать. Это обезличенный мир. Здесь нет ничьего мнения – есть истина или ложь.
2. Социальный мир – мир предметной деятельности и социального поведения.

Социальный мир
Предметная деятельность Единица – целесообразное действие. Интериоризация (т.е. присвоение способов, средств действий, их перевод из внешнего плана психической деятельности во внутренний) . => экстериоризация (человек включает усвоенные способы действий в индивидуальную предметную деятельность); => приобретение индивидуально опыта и выработка новых способов и приемов деятельности; => способности – высшей интегративной характеристики операциональной (несодержательной: темп, скорость и тд.) стороны деятельности.   Человек из объекта деятельности развивается в субъект деятельности.   Социальное поведение Единица – поступок. Объект социальных отношений, как объект социального регулирования (социум предъявляет к человеку определенные требования и ожидания; в социуме существуют нормы; критерии своего поведения (ценности)); => усвоение; => субъект регуляции собственного социального поведения; => рождение социально зрелой личности – совокупность субъективных отношений к объективной действительности. Человек развивается, как личность. Субъект-объектные отношения.

3. Внутренний мир – мир, наполненный личностными смыслами; это мой мир, это конкретно моя деятельность, мое творчество. Критерием интерсубъективного общения является искренность, открытость, самовыражение; способом экспансии является хобби.

Внешний мир – индивид;
Социальный мир – личность;
Внутренний мир – индивидуальность.

II. Определения понятий

Индивид – 1. человек, как представитель биологического мира с характерным для него фило- и онтогенезом (по Крылову); 2. это продукт онтогенетического развития, заложенных в организме генетических программ в конкретных условиях деятельности в определенной среде (по Соколовой).

Индивидные особенности – не только биологические, но и внутренние особенности.

Личность – 1. В широком смысле – это человек с момента его рождения (Джемс/ Джеймс Уильям); 2. В узком смысле – это человек, как общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (по Ананьеву, по Крылову); Это совокупность социально обусловленный свойств, формирующихся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (по Столеренко учебник); (по Леонтьеву А.Н.)

(учебник Гиппенрейгер Юлия Борисовна)

Личность доложена иметь свое мнение, свое лицо, свою позицию.
Понятие личность тесно связано с мотивационной деятельностью.
В изучении личности выделяются: статус, позиция личности, общественные функции, социальные роли, мотивация поведения деятельности в зависимости от цели и ценности, которые образуют внутренний мир; а также мировоззрения, характер и склонности.

Личность рождается дважды:
– Первое рождение в 3 года, когда человек принимает социальные нормы и ценности в качестве мотивов собственного поведения. Социальный индивид.
– Подростковый возраст. Пересмотр иерархии мотивов в связи расширением общественных/ социальных отношений; критерием является самостоятельный и ответственный поступок.

Личность (по Кондаковой) – относительная устойчивая система мировоззренческих установок, стилей и видов поведения индивида.

Индивидуальность – только те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей (по Немову).

Уникальность, индивидуальное своеобразие, как неповторимое сочетание всех свойств и признаков, отличающий одного человека от другого принято считать лишь исходным моментом в изучении индивидуальности.

Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. «Дифференциальная психология»

В исследовании индивидуальности существует несколько традиций (по Крылову):
1. Понимание индивидуальности, как единичности. В данном случае индивидуальность понимается, как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения личностных черт. Гипертрофированность, акцентуированность черт.
2. Индивидуальность – дополнение общих личностных черт, характерных для популяции, такими, которые обнаруживаются только у конкретного человека, и генетически связаны с конкретными незакономерными случайными обстоятельствами развития.
3. Индивидуальность представляет собой системную организацию человека, как интегральную целостность, включающую различные уровни его психической организации. Важную роль играет вид подхода.

Индивидуальность (Ананьев):

Личность (вершина)
субъективная деятельность
индивид (глубина личности и субъекта деятельности)

Ананьев «Человек, как предмет познания»

Индивидуальность – свойства всех уровней материи (Мерлин В.С.).

III. Содержание индивидуальности

Для личности важно быть как все, для индивидуальности – самим собой. (Логинова)
Основное содержание индивидуальности – внутренний мир личности, основная форма деятельности индивидуальности – это интеграция внутреннего мира. (Ананьев и Крылов) рис.2

Основная функция индивидуальности – это сохранение и изменение своей сущности (сверх социальной), неограниченной рамками существующего социального порядка.

Важный индикатор – активность, созидающий творческой личности.

Личность определяет позицию в обществе, индивидуальность – своя собственная линия жизни; личность рождается в раскрытии человека с обществом, индивидуальность – в столкновении человека с самим с собой (Слобочков и Исаев).

Формула личности: «на том стою, и не иначе».

Если человек нашел себя, это помогает ему противостоять ударом судьбы, он способен выбирать.

IV. Практическая значимость

Сфера воспитания, обучения, профилактики и лечения; для работы с каждым конкретным человеком необходимо диагностировать, знать состояния, свойства единичного человека, необходимо проводить исследования, теоретические обобщения.

 

 

Тема: Индивидуальность, как предмет исследования психологии. Структура индивидуальности

План:
1. История изучения зарубежной психологии.

Гальтон Ф. в конце 19 века первым сделал значимыми индивидуальные различия людей, создал измерительные процедуры.

Штерн В. в 1990 г. ввел термин дифференциальная психология, для обозначения отдельной области психологического знания, в которой изучаются аспекты индивидуального развития.

2. Отечественная психология.

Олейник Ю.Н. (диссертационная работа): индивидуальность.

Тема: Теории индивидуальности

«Концепция синтетического человекознания» (1968г.) рис3

Индивид – совокупность природных свойств, а именно: пол, возраст, конституция, нейродинамические особенности, психофизиологические, органические потребности, также интегральные свойства: задатки и темперамент.

Субъект деятельности – это когнитивные характеристики (познание), коммуникативные свойства (общение) и трудоспособность, а также способности.

Личность – совокупность общественных отношений, а именно: статус, социальная роль, структура ценностей, мотивация поведения, интегральная характеристика, характер.